Программа работы с текстом их подготовка

Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Дополнительная общеобразовательная программа имеет духовно-нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по обще интеллектуальному направлению в 5 классе.

Групповая форма организации.

Уровень освоения программы

Уровень освоения программы – ознакомительный (краткосрочный).

Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст — по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.

ВСЕ О РАБОТЕ С ТЕКСТОМ. ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА. КОРЕЛ. Corel DRAW

В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информаци­онном обществе носит «метапредметный», или «надпредметный», ха­рактер и умения чтения относят к универсальным учебным действиям. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 — это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. « Современный ученик обладает системно-смысловым типом сознания, у него преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальных этапах обучению чтения» (Н.А. Горлова) Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в Стандарте компетенций. Чтение в новых ФГОСах: формирование homo legens, чтение для образования, чтение как работа с информацией new!

Федеральные государственные образовательные стандарты, а именно программа развития универсальных учебных действий и планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», представленные в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения, подчеркивают важнейшую роль формирования навыков смыслового чтения и читательской грамотности, являющихся основой обучения в школе, а также в повышении качества образования в России.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий. Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью удовлетворения индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. В процессе реализации данной программы ученики должны получить возможность научиться использовать формальные элементы текста (сноски, подзаголовки) для поиска информации, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения, оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание, составлять письменные отзывы, высказывать суждение и подтверждать примерами из текста, а также выполнять творческие задания с опорой на эмоции, воображение, осмысление прочитанного.

Урок верстки журнала в Индизайн. Работа с текстом.

Данная программа – это программа достижения метапредметных образовательных результатов в рамках совместной деятельности ( урочной и внеурочной) обучающихся и учителей. Программа определяет цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию навыков смыслового чтения, описывает основные подходы, обеспечивающие их эффективное развитие в условиях достижения планируемых результатов; планируемые результаты освоения обучающимися навыков работы с текстом, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования; основные направления деятельности по развитию навыков работы с текстом;
технологии обучения смысловому чтению в условиях соблюдения преемственности с программой обучения чтению и работе с текстом обучающихся на ступени начального общего образования.

Читайте также:
Как пишется правильно программа

Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Программа адресована детям 11-12 лет.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие, в том числе дети с ОВЗ.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рабочая программа курса по выбору «Приёмы работы с текстом по подготовке к ОГЭ»

Рабочая программа учебным объемом 16 часов курса по выбору «Приемы работы с текстом» для обучающихся 8 класса составлена на основе материалов лекций учебно-методического пособия Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова.

Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

В данном пособии очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, на обобщение частной информации и исключение второстепенной информации, предусмотрена подготовка к сочинению на морально- этическую и лингвистическую темы, кроме того, включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Наряду с этим, описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.

Цель курса: обеспечение подготовки обучающихся к успешному написанию изложения и сочинения в формате ОГЭ.

Научить учащихся следующим умениям и навыкам

  1. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
  2. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  3. владеть формами обработки информации исходного текста;
  4. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
  5. писать сочинение по исходному тексту;
  6. редактировать свое сочинение и изложение.

№ п/п Наименование раздела
Приёмы написания изложения Приёмы сжатия исходного текста: грамматические, логические, синтаксические. Микротемы текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Приёмы написания сочинения Смысловая цельность сочинения-рассуждения. Примеры-аргументы сочинения-рассуждения. Композиционная стройность сочинения-рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Смысловая цельность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Примеры-аргументы сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Композиционная стройность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Примеры-аргументы сочинения-рассуждения на морально-этическую тему
Комплексный анализ текста Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Выразительные средства. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Стили речи
№ п/п Основные разделы программы Количество часов Из них
теория практика
Приёмы написания изложения 5 4 1
Приёмы написания сочинения 9 2 6
Комплексный анализ текста 2 3
Итого 16 6 10
  • приемы сжатия текста.
  • микротема текста, абзацное строение текста.
  • понятия «сжато изложить текст»; ключевые слова, основная мысль.
  • метафора, олицетворение, сравнение, литота.
  • анафора, параллелизм, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание.
  • особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания вступления.
  • особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания основной части сочинения-рассуждения, приемы введения аргументов.
  • особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания заключительной части сочинения-рассуждения.
  • особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
  • особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г. Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015
  2. Русский язык: 8 класс: Контрольно-измерительные материалы/ М.Ю. Никулина. – М.: «Экзамен», 2014.
  3. Русский язык: 9 класс: Контрольно-измерительные материалы/ Сост. Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
  4. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс/ А.Б.Малюшкин.- М.: Сфера, 2014.
  1. ГИА – 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
  2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  3. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  4. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2015.
  5. Пахнова, Т.М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т. М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.– 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.
  1. Экспресс-диагностика. Русский язык. 8 класс/ Г.Н.Потапова– М.: «Экзамен», 2013.
  1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (http://www.gramota.ru/)
  2. Говорим и пишем правильно (http://pishu-pravilno.livejournal.com/)
  3. Портал «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru/)
  4. Электронная библиотека РГБ (http://elibrary.rsl.ru/)
  5. Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру (http://dic.academic.ru/)
  6. Сайт информационной поддержки ОГЭ в компьютерной форме (http://www.ege.ru/)
  7. ФИПИ – федеральный институт педагогических измерений (www.fipi.ru)
  8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.school-collection.edu.ru/
Читайте также:
В какой программе лучше вести управленческий учет

-82%

Источник: videouroki.net

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Эффективные стратегии работы с текстом на уроке в школе

Aвтор материала: Потапова Светлана Геннадьевна —
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 20 г. Кирова
Эксперт: методика преподавания русского языка и литературы

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность и языковая компетентность. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.

Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Каждый учитель мечтает, чтобы все ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, а поняли смысл прочитанного текста. При итоговой аттестации выпускник также должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тексту или сам текст.

Педагоги, работающие в 9 – х и 11 – х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания прочитанного, а также при чтении самого задания.

Технология продуктивного чтения (ТПЧ)

Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому технология продуктивного чтения (ТПЧ), разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Технология универсальна, может применяться на уроках любого цикла.

Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнером, наставником, наблюдателем.

Разработанная технология включает три этапа работы с текстом, трехступенчатый процесс.

1.Этап – этап предтекстовой деятельности.

1.Стратегия «Прогноз по заголовку».

Задание: подумайте, о чем может идти речь в рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», в произведении П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» и т.д.

Приведите примеры подобных расхождений.

Ассоциативный куст (круг, ряд). Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

2. Стратегия «Мозговой штурм» («Корзина идей»).

Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста (сказки «Теплый хлеб») – Что вы знаете о К.Г Паустовском? Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано.

3. Стратегия «Образ текста».

Задание: проверьте свои предположения. На основании слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ. Название рассказа дается.

4.Стратегия «Батарея вопросов».

Задание: составьте вопросы к тексту по заглавию, по иллюстрациям.

5. Стратегия «Глоссарий».

Задание: посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

Читайте также:
Как корректировать рабочую программу

6. Стратегия «Соревнуемся с писателем».

7. Стратегия «Верные и неверные утверждения».

8. Стратегия Знаю, Хочу узнать, Узнал.

2 этап – этап текстовой деятельности.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и тд).

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.

1. Стратегия «Чтение в кружок». Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. * Все правильные вопросы могут записываться.

2. Стратегия «Чтение про себя с вопросами».

3. Стратегия «Чтение про себя с пометами. (Инсерт)». Пометы на полях: + – знал; – – новое; ? – интересно; V – непонятно. Можно и другие: В – вопрос; О – ответ; З – знаю; Н – новое; И – интересно; Х – хочу узнать; С – спросить; У – уточнить.

4. Стратегия «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками, во время которых даются задания в виде вопросов: одни направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания следующего отрывка.

5. Стратегия «Поставь проблему – предложи решение». Вспомните, с какими проблемами сталкиваются герои произведения (проблема формулируется и записывается в овал). Далее дети могут назвать несколько проблем, учащиеся делятся на группы и предлагают всевозможные варианты решения проблем.

6. Стратегия «Составление вопросного плана». Ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом…….

3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий.

2. Стратегия «Дерево вопросов» Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью?

С текущими событиями? Что автор пытался показать?

3. Стратегия «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик.

Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е на простое воспроизведение знаний.

Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.

Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Все выше перечисленные стратегии предусматривают серьезную работу с текстом, его глубокий анализ и понимание, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся по учебному материалу .Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпать из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

Достоинства технологии:

1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.

2. Ориентирована на развитие личности.

3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.

4. Способствует пониманию текста на уроке.

Статьи по теме

  • Прием RAFT на занятиях по русскому языку и литературе
  • Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе
  • 4 приема быстрого чтения учебной и научной литературы
  • Как анализировать художественные тексты с помощью Национального корпуса русского языка
  • 5 упражнений для развития творческого мышления
  • Важно знать: удивительные правила мозга, которые улучшают обучение

Источник: www.eduneo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru