Программа работы с социально неадаптированными детьми что это такое

В качестве реабилитации дезадаптации детей в специализированном учреждении можно рассматривать взаимодействие всех специалистов учреждения. Комплексное взаимодействие различных отделений центра и их специалистов поддерживают непрерывную связь и преемственность в процессе реабилитации, адаптации и в целом социализации ребенка.

В процессе реабилитации и профилактики социально дезадаптированных детей в специализированных учреждениях используются следующие основные принципы:

принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми;

индивидуальный подход к ребенку;

комплексный подход к индивидуальной работе с воспитанниками.

Кажд ый специалист в работе с воспитанниками руководствуется определенными принципами, выражающими суть и специфику его работы. Чтобы коллектив работал слаженно и целенаправленно, всем сотрудникам необходимо овладеть общими принципами организации коррекционно-реабилитационной работы с детьми.

Первый важнейший принцип социально — реабилитационной работы в реабилитационном центре, на который должны ориентироваться все сотрудники является принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми.

Сущность и структура технологического процесса в социальной работе. Оксана Афанасьева.

Воспитанники в большинстве своем не име ю т связей с семьей . Родитель ская семья не только не выполнил а по отношению к нему предназначенную ей социализирующую функцию, но и сама стала фактором социальной дезадаптации , деформации его социального и индивидуального развития.

В у словиях специализированного учреждения ребенок должен освободиться от подавления, почувствовать себя свободным от насилия. Для этого и требуется соблюдение принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми.

Первое условие, необходимое для ее реализации,- соблюдение определенных требований во взаимодействиях с ребенком. Отношение с ребенком должны строиться не в рамках директивно-дисциплинарной модели «взрослый требует – ребенок подчиняется требованию», а на основе ненасильственного взаимодействия, с ориентацией на личность воспитанника.

Нарушение социальной адаптации ребенка, несоответствие его поведения требованиям общества, трудности в общении с детьми, непосредственно вызывают напряжения у окружающих. Требование гуманистического подхода к социально искалеченному ребенку выражается в том, что всем работающим с детьми в реабилитационном центре необходимо развивать в себе способность действовать по формуле «понимание вместо осуждения», то есть понять и принять ребенка таким, какой он стал под влиянием неблагоприятных условий жизни и воспитания .

Раздражение, вызываемое тем или иным поступком, действием ребенка, можно преодолеть, если ориентироваться не на само действие или поступок, а на их истоки, конкретные причины и доводы. Преодоление раздражительности способствует сознательная работа над собой, выработка у себя такого свойства как толерантность.

Терпимость сот рудника не должна исключать требований к соблюдению норм морали и законности.

Реакция воспитателя на негативные проявления ребенка должна исключать враждебность, аффекты, упреки, выражение безнадежности и ориентироваться на создание позитивной перспективы: «ты пока не умеешь по другому, но обязательно сумеешь», «а давай попробуем действовать иначе, вот увидишь, это более приятно и для тебя и для других», «а если бы ты вышел из положения другим способом, не обидным для других,- и тебе, и ребятам было бы лучше», «я понимаю, что ты привык так себя вести, но есть другие способы, о которых ты не подозреваешь, а они куда полезнее для тебя».

Советы психолога. Проблемы социальной адаптации у детей

В реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми существенную роль играет соблюдение всеми сотрудниками требования «опоры на положительное». Важно, осознав свою противоестественность прошлой жизни ребенка, увидеть в каждом ребенке положительные стороны, вычленить их, проявить готовность к эмоциональному контакту, несмотря на все трудности общения с ним, и своим отношением, системой позитивных действий усилить его положительные проявления.

Второе важнейшее условие реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми заключается в том, что все сотрудники реабилитационного центра должны осознать необходимость достижения во взаимодействии с ребенком такого положения, когда тот добровольно по внутреннему побуждению принимает предлагаемые ему Центре условия, правила жизни, формы его дальнейшего жизнеустройства.

Важно не ставить воспитанников в позицию иждивенца, не усугублять его социальную беспомощность, а развивать у него чувство ответственности за самого себя, способствовать самоопределению, вырабатывать собственное отношение к различным сторонам своей жизнедеятельности: решать нужно ли ему на данном этапе общаться с биологической семьей или отказаться от такого общения, выбирать форму дальнейшего жизнеустройства. Одновременно важно побуждать ребенка к определению своих жизненных планов , к выдвижению ближних и далеких перспектив; помогать им в освоении на собственном опыте убеждения, что качество их жизни зависит от совместных усилий воспитателей и детей.

Третье условие, необходимое для реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с ребенком,- постоянная забота сотрудников Центра о возвышении его как личности.

Успешное взаимодействи е возможно лишь тогда, когда он освобождается от ощущения приниженности, порожденного печальным опытом его предыдущей жизни. Поэтому общей задачей для всех специалистов является пробуждение у ребенка чувства самоценности . Заниженная самооценка, которая чаще всего свойственна детям, находящимся в реабилитационных учреждениях, затрудняет их адаптацию к новым условиям жизни, обостряет чувство неадекватности тем требованиям и нормам, которые исходят из нового окружения. Это чувство ослабляет желание им соответствовать. Новая жизнь может оказаться непосильной, и тогда ребенок бежит из учреждения , стремясь снова попасть в окружение, социальным нормам которого он соответствует.

Все специалисты должны придерживаться в своем отношении к детям следующих правил:

— фиксировать внимание окружающих на малейшем успехе и достижении ребенка;

— не сравнивать детей друг с другом, а сравнивать ребенка только самим собой, помогая ему увидеть собственное продвижение, успехи;

— оценивать не личность ребенка, а лишь приемлемое, желаемое или не приемлемое поведение;

— обеспечивать ребенку персонифицированное внимание, подчеркивающее его индивидуальность, персональную значимость для окружающих.

Второй важнейший принцип коррекционно-реабилитационной работы, которым должны руководствоваться все сотрудники реабилитационного центра,- индивидуальный подход к ребенку.

При поддержке этим принципам должны работать специалисты разного профиля. Однако наличие специалистов организующих разностороннюю коррекционно-реабилитационную работу с детьми, еще недостаточное условие для реализации комплексного подхода. Необходимо чтобы все компоненты процесса социальной реабилитации ребенка: задачи, содержания, формы и методы — были подчинены идее комплексности и выступали в определенной системе. Достичь этого можно, если под термином «комплексный подход» подразумевать не просто сумму параллельных действий специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем процессе социального возрождения ребенка. Успех будет достигаться за счет установления определенных связей между деятельностью специалистов разного профиля в отношении одного и того же ребенка.

В качестве ключевых направлений реабилитационной работы можно выделить следующие:

выработка индивидуальной программы социальной реабилитации ребенка;

снятие последствий психотравмирующих факторов, оказавших пагубное влияние на него;

обеспечение условий для его адаптации в новой жизненной ситуации;

поиск наиболее оптимальной формы жизнеустройства ребенка.

К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к диградированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью.

Читайте также:
Xbox что это за программа Windows 10

Однако социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом социализации дезадаптированных детей и подростков.

Решение проблем профилактики дезадаптации среди несовершеннолетних носит комплексный характер. Для предотвращения отклоняющегося поведения детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление и социализация личности: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье. Начинать надо с семьи, так как именно здесь закладываются основные ценностные установки и жизненная ориентация.

Владение современными технологиями социальной работы позволяют специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды, непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни, но социально-экономическая нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие надежд на положительные мнения в ближайшем будущем мешают семье выполнять функцию защиты, внушать детям чувство уверенности и безопасности. Поэтому меры по поддержке, реабилитации и коррекции семьи являются лишь частичным средством оказания помощи детям в профилактике их дезадаптации до тех пор, пока не будет преодолена дезадаптация общества в целом.

Источник: solncesvet.ru

Рабочая программа «Социальная адаптация детей»

Рабочая программа

Волошун Марина

Дети в санаторий ГБУ РК «Санаторий им Н.К. Крупской для детей и детей с родителями» приезжают из разных городов Республики Крым на 21 день. Первые дни жизнедеятельности детей в санатории — период адаптации (первые 3-4 дня) — характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений, процессов коллективообразования.

В эти дни дети испытывают самое значительное психологическое напряжение. Общие ценности, нормы только начинаются складываться, и еще неизвестны детям. Они только познают традиции и требования конкретного коллектива. Целью программы «Мы Вместе» является создание условий для успешной адаптации, организованного отдыха, формирования временного коллектива.

То есть, это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям. Поэтому как пройдет этот период, так и пройдет вся смена. Для некоторых подростков этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс бывает очень сложным. Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, я ставлю перед собой ряд задач и пытаюсь их максимально реализовать.

Организационный период — самый важный период в жизни каждого ребенка в санатории. Это переход в новую жизнь, новые знакомства, тоска по дому. Первым этапом создания коллектива является знакомство. Одной из наиболее простых форм знакомства является игра. Я предлагаю детям комплекс игр, направленных на адаптацию их в новых условиях, подбираю и провожу в соответствии с возрастом игры на знакомство, сплочение и взаимодействие коллектива, выявления лидеров в экипаже, раскрытие интересов подростков:

Цель программы:

  • создание условий для успешной социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных игр, занятий с учащимися.

Задачи программы:

  • создание условий для успешной социальной адаптации учащихся;
  • предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
  • развитие социального интеллекта;
  • повышение сплоченности коллектива и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
  • определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
  • моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
  • профилактика социальной дезадаптации учащихся.

Функции программы:

  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
  • информационно — обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
  • проектировочно — конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
  • организационно — преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
  • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);

Ожидаемые результаты:

  • успешная социальной адаптации учащихся
  • адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
  • предупреждение стрессовых состояний;
  • практическое использование навыков конструктивного общения;
  • высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.

В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации

в обществе и адаптированной жизни выделяют:

1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

2) Навыки позитивного общения.

Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

3) Навыки самооценки и понимания других.

Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

6) Навыки продуктивного взаимодействия.

Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

7) Навыки самостоятельного принятия решений.

Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

8) Навыки решения проблемных ситуаций.

Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.

9) Навыки работы с информацией.

10) Навыки творчества.

Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации. Позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, так как они способствуют овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех желающих учащихся школы.

В реализации программы принимают участие учащиеся с пятого по седьмой класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. Проводятся деловые игры, конференции, диспуты.

В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.

социально-педагогической программы «Мы вместе»

Программа представлена 6 различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Первый раздел направлен на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.

Читайте также:
Региональная программа капитального ремонта в СПБ что это

Курс «Путешествие в мир общения» дает учащимся представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.

Курс «Ваши права» помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения инсценировки произведений, где нарушаются права главных героев.

Курс «Мы живем среди людей» направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в кругу сверстников.

Курс «Жить в мире с собой и с другими» дает учащимся представление о таком понятии, как толерантность, границы толерантности. Дает понимание , что главное в жизни – семья. Терпимость в семье, уважение, взаимовыручка, как главный фактор сплоченности всех членов семьи. Направлен на формирование навыков эффективного общения, безконфликтного общения. Умение конструктивно решать конфликтные ситуации.

Курс «Полезные и вредные привычки» позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях.

Понимание, какие опасности могут подстерегать в компьютерных сетях и как их избежать. Приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира и результатов технического прогресса. Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – изготовление коллажа «Я и мое будущее».

Курс «Личность. Семья. Общество» поможет учащимся в познании своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания — вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе.

Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе — вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.

Источник: znanio.ru

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Чечкенёва К.О. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»

Ульяновск, Россия

THE FEATURES OF SOCIAL WORK WITH THE MALADJUSTED TEENAGERS

FSEI HPE «Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanova»

Ulyanovsk, Russia

Проблема воспитания подрастающего поколения на современном этапе развития нашего государства стоит достаточно остро. Преобладающей в этом процессе выступает социокультурная проблема ослабления отрицательной и формирование положительной направленности личности. На фоне растущих показателей уровня жизни и благосостояния российских граждан проблема увеличения количества дезадаптированных детей остается одной из самых злободневных и неурегулированных задач в нашей стране, следовательно, социальная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении, приобретает специфичную важность и актуальность.

В настоящее время в России в качестве приоритетной идеи основного направления преодоления безнадзорности, беспризорности, правонарушений, подростковой наркомании и алкоголизма обозначена задача – создать и улучшить комплексную систему профилактической работы, защищать права детей и подростков. Понимание этой проблемы должно происходить на уровне социальной политики государства.

Социальная работа способна содействовать адаптации детей и подростков в современном обществе.

Дезадаптация – это результат внутренней или внешней и нередко комплексной дегармонизации взаимодействия личности с самим собой и обществом, которая проявляется во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности с окружающими его людьми.

Дезадаптация несовершеннолетних детей может проявляться в ограничении способностей выполнять социальные функции, в разрыве социальных связей, субъективно – в искажении системы ценностей, внутренних норм, в поведении. Дезадаптация влечет за собой несоответствие основным принципам поведения, неумение осуществлять присущие возрасту формы деятельности [1, с. 170-171].

Cуществует ряд классификаций, с разных сторон показывающих подростковую дезадаптацию, каждая отражает феномен дезадаптации через определенный критерий: педагогическое и воспитательное воздействие; физиологические и психические особенности; возрастной критерий. В многообразии подростковых дезадаптаций особое место занимает школьная дезадаптация, так как дети в школе проводят значительную часть своей жизни, именно поэтому значимо, чтобы они могли нормально адаптироваться к условиям включения в систему отношений со взрослыми, сверстниками, учителями, а следовательно и в учебный процесс. Школа как один из главных институтов социализации позволяет определить степень адаптации ребенка к требованиям общества в целом и определенной возрастной группе в частности. Здесь возможно выделение дезадаптированных подростков. Школьная дезадаптация формируется при воздействии факторов как внешних, так и внутренних.

Как было отмечено ранее, основной деятельностью подростка является обучение в образовательном учреждении (школа, колледж, техникум и т.д), следовательно, становится очевидным тот факт, что в условиях данного учреждения имеет место социальная работа с трудными детьми и подростками. Специалист по социальной работе для проведения более эффективной работы с дезадаптивными подростками обычно использует в своей практике технологии социальной работы, которые направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации.

Технологиями социальной работы с дезадаптивными подростками в образовательном учреждении являются:

  • профилактика неуспеваемости, дезадаптации, безнадзорности;
  • диагностика детей, испытывающих трудности в обучении, в социальной и средовой адаптации;
  • реабилитация детей, имеющих те или иные отклонения в поведении и адаптации, психологическая и педагогическая поддержка; постреабилитационная защита ребенка.
  1. Гуслякова, В.Г. Социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе / В.Г. Гуслякова – М: Академический проект, 2007. – 512 с.
  2. Лусканова,Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Н.Г. Лусканова – М: Редакционно-издательский центр Консорцуима «Социальное здоровье России» – 128 с.
  3. Шарапановская, Е.Н. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. Диагностика и коррекция / Е.Н. Шарапановская – М: Сфера, 2005. – 160 с.
Читайте также:
Андроид one time init что это за программа

Источник: scienceforum.ru

Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптивных детей и подростков

Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптивных детей и подростков. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и искажении системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, на которое влияет ближайшее окружение, которое демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенные влияния, когда имеет место снижение значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации:

1. Педагогически запущенные учащиеся. Основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся имеют достаточно четкие профессиональные намерения, владеет различными трудовыми навыками, стремится к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании.

2. Социально запущенные дети и подростки.Социально запущенные учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запушенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном пол влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.).

Работа психолога с «трудными детьми» предполагает выявление различного рода неблагоприятных индивидных, личностных, психолого-педагогических и социально-психологических факторов, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков и работа с ними.

Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных подростков может быть завершена только в том случае, если в подростке удается пробудить потребность самосовершенствования, самовоспитания. Самовоспитание начинается с самоанализа, с самокритичного отношения к себе. Кроме того, самовоспитание предполагает существование некоего идеала, выбранного в качестве образца поведения, определенных нравственных ценностей и критериев, с позиции которых человек оценивает себя, свое поведение.

Следует отметить, что отличительной чертой несовершеннолетних правонарушителей является отсутствие навыков самоанализа, самооценивания. Как правило, они затрудняются назвать хорошие и плохие черты характера как у себя, так и у своих друзей. Затрудняются определить, что именно в себе надо изменить, чтобы стать на путь самосовершенствования, исправления, Поэтому необходимо подтолкнуть подростка к самоанализу, к потребности раздумий о себе, о своих поступках. К этому могут побуждать частные беседы воспитателя, рассуждения о различных жизненных ситуациях и нравственных коллизиях, отраженных в прочитанных книгах, просмотренных фильмах, наблюдаемых в жизни.

Отличительной чертой социально запушенных подростков является деформация их социальных связей: по степени влияния на первом месте для них оказываются неформальные криминогенные группы, которые имеют особую значимость в глазах подростка. Отсюда коррекция личности социально запушенного подростка наряду с другими задачами предполагает выработку критического отношения к прежним кумирам и формирование новых поведенческих образцов и жизненных идеалов. Переориентация референтной группы может происходить как при помощи живого примера взрослых и сверстников, с которыми общается и взаимодействует подросток, так и на примере литературных героев и киногероев, судьбы которых заинтересовали несовершеннолетнего, вызвали желание подражать. В первую очередь следует являть личный пример человека, которому подростку захочется подражать.

Индивидуальная работа психолога с дезадаптивными детьми предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности трудновоспитуемых детей и подростков, которые, с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой — составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перевоспитания, самовоспитания. Здесь очень важно выявить возможную акцентуацию характера подростка, то есть крайнее проявление нормы, отклонения, которыми можно справиться совместными усилиями психолога и педагога, и которые должны быть учтены при индивидуальном педагогическом подходе к воспитанию. Здесь же необходимо выявление синдромов тревожности, агрессивности, нарушений системы самооценок ребенка, подростка, неадекватный уровень притязаний, которые могут проявляться в различных формах социальной дезадаптации. Воспитание, перевоспитание, коррекция должны строиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что также поможет выявить психодиагностическое исследование.

Коррекция отклоняющегося поведенияпредполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка как со взрослыми, так и сверстниками, и «лечение» социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии пол ростка. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и сои таковая имеется, определение ее корней и причин, а также возможных путей преодоления.

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отношениях взрослого и ребенка появляется в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят резкие скачкообразные изменения в психике и личности ребенка, подростка, в его отношениях с окружающими, в ситуации социального развития, что не всегда учитывается родителями, воспитателями. Серьезные педагогические ошибки, ведущие к нервно-психическим срывам детей и подростков, к дезадаптации их поведения и деформации личностного развития, возникают в случаях, когда родители, воспитатели стремятся влиять на базисные, индивидные свойства ребенка, такие, как темперамент, особенности психомоторики, эмоционально-волевой сферы, не учитывая их инерционность, относительное постоянство. В данном случае психолог должен помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и какие развивать. То есть психолог должен, по сути дела, помочь родителям изменить в ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

Источник: pcenter-tlt.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru