Объявлены торги, предметом которых является разработка проекта. Согласно аукционной документации, кроме свидетельства СРО проектировщиков, необходимо представить также и свидетельство СРО о допуске к работам по инженерным изысканиям (предполагается проведение изыскательских работ). Вправе ли заказчик требовать, в данном случае, представить свидетельство о допуске на виды работ, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих изыскательские работы?
По смыслу части 5.2 статьи 48 ГрК РФ, лицо (физическое или юридическое), имеющее допуск СРО на выполнение работ по подготовке проектной документации вправе привлечь для выполнения изыскательских работ субподрядчиков, имеющих соответствующие допуски СРО к работам по инженерных изысканиям. (См. также статью «Нужен ли допуск СРО на организацию инженерных изысканий»?
Приведем пример из судебной практики.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта, предметом торгов являлись работы по разработке проекта «Реконструкция улицы и подходы к путепроводу через железнодорожные пути у станции..».
Главный инженер-изыскатель проекта. Организация и координация инженерных изысканий
Из проектной документации следует, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать в том числе: либо копию свидетельства СРО по конкретным видам работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, либо свидетельства СРО по организации инженерных изысканий и подготовке проектной документации.
По мнению УФАС, условие аукционной документации о представлении участником размещения заказа свидетельства СРО о допуске к выполнению работ по инженерным изысканиям представляет собой дополнительное, излишнее и неоправданное требование, которое создает преимущественные условия участия отдельным субъектам и ограничивает круг потенциальных претендентов.
Администрация города обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене акта УФАС по области.
Требования решением суда удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФАС просило отменить решение арбитражного суда, ссылаясь на то, что требование о наличии у претендентов свидетельства СРО на выполнение работ по инженерным изысканиям, является излишним.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с позицией УФАС и отменяя решение суда первой инстанции, указал следующее.
Норма части 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ позволяет осуществлять работы по инженерным изысканиям субъектом, имеющим свидетельство СРО на выполнение работ по подготовке проектной документации, посредством привлечения субподрядчиков, которые обладают для этого соответствующим действующим разрешительным документом.
Вместе с тем, сформулированные в аукционной документации условия, касающиеся порядка привлечения исполнителем субподрядчиков, не позволяют последнему реализовать приведенный законодательный принцип.
Судебная коллегия признала в действиях заказчика нарушение положений закона «О размещении заказов..», выразившееся в следующем.
Значение инженерно-геологических изысканий в экономике строительства. Cессия 1. Часть 1
По условиям проекта контракта, подрядчик вправе был привлечь субподрядные организации для выполнения работ общим объемом не более 20% от стоимости контракта. Однако, как отметил суд, данное условие предполагает выполнение оставшегося количества работ собственными силами (лично), что квалифицируется как создание неоправданных препятствий претендентам на участие в торгах, которые имеют свидетельство СРО на выполнение проектных работ и вправе передать выполнение работ по инженерным изысканиям третьим лицам.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учел, что по условиям аукциона подрядчик обязан согласовать кандидатуру, а не саму возможность привлечения для выполнения спорных работ, стороннего лица с заказчиком. При этом критериев для такой кандидатуры, сроков рассмотрения вариантов.
Таким образом, возможность привлечения субподрядчиков, исходя из условий аукционной документации для целей реализации предмета контракта представляется формальной. Включение в аукционную документацию исполнения подрядных обязательств изложенным выше способом изначально исключает возможность претендовать на участие в аукционе тех участников рынка, которые имеют свидетельство СРО для выполнения проектных работ и вправе привлекать для выполнения изыскательских работ других лиц. (из постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2013 г. по делу N А42-5324/2012)
Материал предоставлен ООО «Правовой центр «Логос» (г. Омск), 22.08.2013г.
Источник: stroykasro.ru
Программа работ по инженерным изысканиям кто согласовывает и утверждает
— наличие предполагаемых опасных природных процессов и явлений, многолетнемерзлых и специфических грунтов на территории расположения объекта;
— требование о необходимости научного сопровождения инженерных изысканий (для объектов повышенного уровня ответственности, а также для объектов нормального уровня ответственности, строительство которых планируется на территории со сложными природными и техногенными условиями) и проведения дополнительных исследований, не предусмотренных требованиями нормативных документов (НД) обязательного применения (в случае, если такое требование предъявляется);
— требования к точности и обеспеченности необходимых данных и характеристик при инженерных изысканиях, превышающие предусмотренные требованиями НД обязательного применения (в случае, если такие требования предъявляются);
— требования к составлению прогноза изменения природных условий [2];
— требования о подготовке предложений и рекомендаций для принятия решений по организации инженерной защиты территории, зданий и сооружений от опасных природных и техногенных процессов и устранению или ослаблению их влияния;
— требования по обеспечению контроля качества при выполнении инженерных изысканий;
— требования к составу, форме и формату предоставления результатов инженерных изысканий, порядку их передачи заказчику;
— перечень передаваемых заказчиком во временное пользование исполнителю инженерных изысканий, результатов ранее выполненных инженерных изысканий и исследований, данных о наблюдавшихся на территории инженерных изысканий осложнениях в процессе строительства и эксплуатации сооружений, в том числе деформациях и аварийных ситуациях;
— перечень нормативных правовых актов, НТД, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнять инженерные изыскания*(2).
Сведения и данные, перечисленные выше, могут быть приведены как в тексте задания, так и в составе текстовых и графических приложений.
4.16 Заказчик передает исполнителю в качестве приложения к заданию исходные данные, необходимые для выполнения работ [1], [8].
Исполнитель анализирует предоставленные заказчиком исходные данные с учетом их актуальности и качества и принимает решение о возможности и степени их использования при разработке программы инженерных изысканий и выполнении полевых и камеральных работ.
В случае, если заказчик обязывает исполнителя использовать предоставленные им исходные данные, вызывающие у исполнителя сомнение в их актуальности и достоверности, заказчик принимает на себя ответственность за возможные последствия их использования. В результате использования таких сведений и материалов составляется двусторонний акт между заказчиком и исполнителем.
Недостающие исходные данные, необходимые исполнителю для разработки программы инженерных изысканий и их выполнения должны быть получены (приобретены) заказчиком или по его поручению исполнителем за счет средств заказчика.
4.17 В зависимости от вида градостроительной деятельности, этапа выполнения инженерных изысканий графические и текстовые исходные данные включают:
— ситуационный план (схему) участка работ, удостоверенный заказчиком, с указанием границ площадки (площадок), точек начала и окончания трассы линейного сооружения, направления и границ полосы трассы, контуров проектируемых зданий;
— правоустанавливающие документы (заверенные заказчиком копии) на земельный участок (объект недвижимости) или иные документы, подтверждающие право заказчика выполнять инженерные изыскания на территории данного объекта (объектов) недвижимости, сведения о землепользовании и землевладельцах;
— схему расположения точек подключения проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям, коммуникациям;
— материалы согласования мест пересечения (примыкания) и технических условий на параллельное следование, примыкание и пересечение железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, инженерных коммуникаций, иных естественных и искусственных препятствий;
— координаты, отметки и абрисы (карточки закладки) имеющихся исходных пунктов плановой и высотной геодезической основы;
— копии имеющихся топографических и иных карт и планов, ортофотокарт и ортофотопланов в цифровой, графической, фотографической или иной форме;
— материалы ранее выполненных инженерных изысканий и исследований, данные о наблюдавшихся на территории (площадке, трассе) осложнениях при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, в том числе деформациях и аварийных ситуациях;
— материалы утвержденной проектной документации, необходимые для выполнения инженерных изысканий при строительстве и/или реконструкции объектов;
— иные имеющиеся материалы и документы, необходимые для выполнения инженерных изысканий.
4.18 В соответствии с заданием исполнителем разрабатывается программа инженерных изысканий.
Программа является основным организационно-руководящим, техническим и методическим документом при выполнении инженерных изысканий, согласовывается заказчиком и утверждается исполнителем.
В программе определяются и обосновываются состав и объемы работ, методы их выполнения с учетом сложности природных условий, степени их изученности, вида градостроительной деятельности, этапа выполнения инженерных изысканий, вида и назначения сооружения.
Состав и объемы работ, обоснованные в программе, должны соответствовать требованиям НТД [17], [18], которые обеспечивают соблюдение требований [2], и иных НТД, указанных в задании.
4.19 Программа должна содержать сведения, необходимые и достаточные для выполнения работ и включать следующие основные разделы:
Источник: www.dokipedia.ru
Минстроя России от 15.10.2021 N 44688-АО/06
Департамент стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и по поставленному в нем вопросу в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», работы по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций являются специальным видом инженерных изысканий.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее — договор подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.
При этом согласно пункту 1 части 2.1 статьи 47 Кодекса государственным и муниципальным учреждениям не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий только в случае заключения ими договоров подряда с органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие учреждения.
Департамента стратегических проектов
Еще документы:
(ред. от 17.11.2021) «О направлении методической помощи территориальным органам ФАС России» (вместе с «Разъяснением по применению пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, в том числе, в части распространения его действия на гаражные кооперативы, а также по применению части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в части однократности технологического присоединения при ликвидации садоводческого, огороднического или гаражного товариществ»)
Источник: ppt.ru