Программа психолого педагогического сопровождения пример

Программа окажет информационную и практическую поддержку молодым родителям, повысит их педагогическую и психологическую компетентности.

Бузынина Анастасия Николаевна

Описание разработки

Пояснительная записка.

Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством, семья явля­ется одной из величайших. Семья — это основной социальный институт, од­ной из основных функций которого является формирование нового поколе­ния.

Семья — это малая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека.

Здесь личность приобретает необходимые социальные навыки, осваивает ба­зовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоцио­нальные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его разви­тие и изменения.

Началом каждой семьи является молодая семья. Молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой:

Возможности использования МЭО в работе специалистов служб психолого-педагогического сопровождения.

разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи. Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности.

Первая из них — недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, и в то же время объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью устроения семейной жизни.

Вторая особенность — специфический возрастной период членов семьи. Это время, когда молодые супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.

Третья особенность — необходимость психологической адапта­ции к семейной жизни и к появлению детей. Как правило, именно молодые семьи имеют малолетних детей и детей, поступающих в школу, которые нуждаются в индивидуальном под­ходе к их воспитанию, обучению и укреплению здоровья.

Молодая семья, начиная с периода ожидания ребенка и до поступления ребенка в школу, переживает кризисный период, оставаясь зачастую один на один со своими проблемами.

Анализ опыта обращения показывает, что молодые семьи испытывают информационную потребность в консультировании по вопросам воспитания и развития ребенка, помощи в конфликтных ситуациях. Родители сталкиваются с определенными проблемами в вопросах воспитания и развития своего ребёнка, и выбранная ими форма поведения может вызывать неоднозначные ответные реакции ребенка.

Даже в самой благополучной семье, где родители добросовестно заботятся о ребенке, в процессе воспитания они сталкиваются с разнообразными трудностями, с которыми самостоятельно не могут справиться.

Вебинар. Психолого-педагогическое сопровождение.

Родители испытывают затруднения, анализируя собственную воспитательную деятельность, пытаясь установить причины своих первых педагогических ошибок, не замечают неадекватности используемых методов.

Таким образом, необходимо помочь молодым родителям овладеть психолого-педагогическими знаниями, умениями.

Программа психолого-педагогического сопровождения молодых родителей

Цель психологического сопровождения:

оказание информационной и практической поддержки молодым родителям, повышение их педагогической и психологической компетентности.

Задачи:

формирование понимания у родителей особенностей воспитания детей;

формирование психологической грамотности родителей о возрастных особенностях, кризисах и их проявлениях у ребенка;

информирование родителей об особенностях адаптации ребенка к школе;

информирование родителей об особенностях образовательных программ в образовательном учреждении;

информирование родителей о результатах диагностического обследования детей;

оказание помощи в отработке агрессивных и негативных чувств;

обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми;

формирование адекватной социальной самооценки родителя;

развитие личностного потенциала родителей, как один из способов

активизация резервных возможностей родителей для реализации себя как

самодиагностика особенностей воспитания;

оказаниепсихологической помощи в кризисной ситуации, .

повышение у молодых семей уровня знаний о развитии семьи и семейных

взаимоотношениях, а также о развитии личности ребёнка;

повышение психологической компетентности в вопросах воспитания детей;

стабилизация внутрисемейных отношений;

снижение детской депривации;

Основные направления работы:

Цель:

изучение родительско-детские отношения, диагностика семейного неблагополучия.

Оказание психологической помощи по выявленным проблемам.

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

_________Смирнова Н.И (ФИО руководителя ОУ) «___» ________ 2013 года

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ

г. Нижний Новгород

Пояснительная записка

Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством, семья явля­ется одной из величайших. Семья — это основной социальный институт, од­ной из основных функций которого является формирование нового поколе­ния.

Семья — это малая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь личность приобретает необходимые социальные навыки, осваивает ба­зовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоцио­нальные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его разви­тие и изменения.

Началом каждой семьи является молодая семья. Молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой: разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи.Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности.

Читайте также:
Как называлась эта программа Китай сунь ятсен

Первая из них — недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности, и в то же время объективно повышенная материальная и финансовая потребность в связи с необходимостью устроения семейной жизни. Вторая особенность — специфический возрастной период членов семьи. Это время, когда молодые супруги вынуждены проходить определенные ступени социализации: получать образование, профессию, рабочее место.

Третья особенность — необходимость психологической адапта­ции к семейной жизни и к появлению детей. Как правило, именно молодые семьи имеют малолетних детей и детей, поступающих в школу, которые нуждаются в индивидуальном под­ходе к их воспитанию, обучению и укреплению здоровья. Молодая семья, начиная с периода ожидания ребенка и до поступления ребенка в школу, переживает кризисный период, оставаясь зачастую один на один со своими проблемами.

Анализ опыта обращения показывает, что молодые семьи испытывают информационную потребность в консультировании по вопросам воспитания и развития ребенка, помощи в конфликтных ситуациях. Родители сталкиваются с определенными проблемами в вопросах воспитания и развития своего ребёнка, и выбранная ими форма поведения может вызывать неоднозначные ответные реакции ребенка. Даже в самой благополучной семье, где родители добросовестно заботятся о ребенке, в процессе воспитания они сталкиваются с разнообразными трудностями, с которыми самостоятельно не могут справиться. Родители испытывают затруднения, анализируя собственную воспитательную деятельность, пытаясь установить причины своих первых педагогических ошибок, не замечают неадекватности используемых методов.

Таким образом, необходимо помочь молодым родителям овладеть психолого-педагогическими знаниями, умениями.

Цель психологического сопровождения: оказание информационной и практической поддержки молодым родителям, повышение их педагогической и психологической компетентности.

  • формирование понимания у родителей особенностей воспитания детей;
  • формирование психологической грамотности родителей о возрастных особенностях, кризисах и их проявлениях у ребенка;
  • информирование родителей об особенностях адаптации ребенка к школе;
  • информирование родителей об особенностях образовательных программ в образовательном учреждении;
  • информирование родителей о результатах диагностического обследования детей;
  • оказание помощи в отработке агрессивных и негативных чувств;
  • обучение навыкам конструктивного взаимодействия с детьми;
  • формирование адекватной социальной самооценки родителя;
  • развитие личностного потенциала родителей, как один из способов
  • активизация резервных возможностей родителей для реализации себя как
  • самодиагностика особенностей воспитания;
  • оказаниепсихологической помощи в кризисной ситуации, .
  • повышение у молодых семей уровня знаний о развитии семьи и семейных
  • повышение психологической компетентности в вопросах воспитания детей;
  • оптимизация детско-родительских;
  • стабилизация внутрисемейных отношений;
  • снижение детской депривации;
  1. Тест «Стратегии семейного воспитания»;
  2. Методика «Семейный велосипед»;
  3. Методика PARI
  4. Анкета Е.И. Николаевой (наказание – поощрение).

Коррекционно-развивающее направление. Цель: Коррекция межличностных отношений, родительски -детского взаимодействия; развитие доверительных отношений. Мероприяти: Групповые занятия с родителями по принципу социально-психологического тренинга.

    1. лекции;
    2. мини-семинары;
    3. мини-тренинг;
    4. индивидуальное консультирование;
    5. семейное консультирование относительно результатов диагностики;
    6. психологическое просвещение родителей с помощью информационного стенда;
    7. психологическое просвещение на родительских собраниях по запланированной теме.
    8. Стендовая информация.

Консультативное направление. Цель:оказание конкретной помощи, основывающаяся на рекомендациях, советах, психологичекой поддержке. Мероприятия: 1.Индивидуальное консультирование относительно взаимодействия с членами семьи, результатов диагностики; 2.Индивидуальное консультирование по возникшим проблемам; 3.Семейное консультирование относительно результатов диагностики; 4.Семейное консультирование по конкретным проблемам.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Методы работы. Лекция — один из видов преподавания информации, суть которой в том, что изучаемый материал в виде последовательного связного рассказа излагается родителям. педагог-лектор. Мини-семинар – способ донесения ведущим-психологом информации до родительской группы через обсуждение, дискуссию.

Все участники располагаются в кругу, после чего ведущий называет тему и предлагает каждому высказаться и задать вопросы. В зависимости от темы, высказывания – это либо актуализация собственного опыта в связи с изложенной информацией, либо определение своего отношения к ней.

Могут использоваться элементы экспресс-диагностики, релаксации, упражнений, позволяющих конкретизировать свой опыт (например, описание своих чувств, визуальных, слуховых образов). Мини-тренинг – форма взаимодействия ведущего и родителей, при которой получаемая информация тут же отрабатывается через группу упражнений, позволяющих приобрести опыт проживания новых знаний и включить их в личный опыт.

Информация может выводиться как результат определенной группы упражнений, заданий, актуализирующих личный опыт, который закрепляется через обсуждение в группе. Индивидуальное консультирование помогает родителям выявить проблемы, найти собственные ресурсы и ресурсы ребенка, пути решения и постараться реализовать их. Семейное консультирование — система психологических воздействий, направленных на изменение межличностных отношений в семье, а также привитие ребенку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования путем беседы с консультантом, общесемейной дискуссии и элементов ролевых игр. Стендовая форма подачи информации является достаточно удобной в силу того, что позволяет охватить большое количество родителей, в том числе тех, кто планирует ограничиться только сопровождением ребенка на занятия, не участвуя в психологической работе. Выполняя функции привлечения внимания к той или иной теме и первичного ознакомления с ней, стендовая информация пробуждает интерес к психологии и педагогике, способствует формированию психологической культуры и мотивирует родителей на работу со специалистами по проблемам не только ребенка, но и семьи в целом.

Перспективный план реализации программы по психологическому сопровождению молодых семей

В течение года по запросу Изучение родительско-детских отношений, диагностика семейного неблагополучия. Оказание психологической помощи по выявленным проблемам.

Литература. 1.Абульханова-Славская К. А. Психология активности личности// Психологический журнал. 1985. Т.6. № 5. 2.Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы/ Психология семьи (Серия «Психология семейных отношений»). Самара, 2002. 3.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. 4.Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать.

Читайте также:
Очистка диска от временных файлов программа

М.,1991. 5. Вараева Н. В. Некоторые аспекты развития самосознания ребенка в условиях социально-реабилитационного центра и направления реабилитационной работы. Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2006. 6.Войтенко Т. П. Игра как метод обучения личностному развитию.

Калуга, 1997. 7.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. 8.Детская практическая психология. Под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской 9.ЗахаровА.И.

Ночные и дневные страхи у детей. «Издательство СОЮЗ» Санкт-Петербург,2000. 10.3 ах а ров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986. 11.Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. 12.Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций/Е.Н.Каменская.-Изд.-3-е.-Ростов н/Д:Феникс, 2008.-251. 13.Марковская И. М.Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь,2005. — 150с.

14.Оновы психологии: Практикум/Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Изд.-е.-Ростов н/Д: Изд-во «Феникс»,2004.-704. 15.Психология семьи// Под ред. Д. Я. Райгородского.

Самара, 2002. 16.Чернова Т.Л. Советы детского психолога. Подсказки для родителей. Издательство «клуб семейного досуга.

Харьков ,2010. 17. Черепанова Е. М. Работа школьного психолога с родителями//Психологическая служба в школе/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1984. 18.Якобсон С. Г., П роки на Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших дошкольников.

М., 1967.

Источник: videouroki.net

Шаблон программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Подготовила для Вас шаблон программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В шаблон программы включены целевые группы, определённые ФОП ДО для оказания им адресной психологической помощи.

Шаблон создан под ситуацию, когда педагог-психолог работает на общеразвивающих группах. При этом в этих группах могут быть дети ОВЗ.

Познакомиться со структурой программы можно, скачав документ ниже.

Скачано: 2212, размер: 127.8 KB, дата: 27 Мар. 2023

Видео обзор

Приобретая комплект помните, что все материалы только для личного использования. Размещение их в сети интернет запрещено.

Источник: koroleva-marina.ru

программа психолого–педагогического сопровождения учащихся в условиях внедрения ФГОС начального общего образования

Онлайн-книги

Составитель программы: Педагог – психолог: Шилова Н. В.

г. Нягань 2015 г. Содержание: 1.Пояснительная записка. 3 2. Система типовых задач для оценки сформированности УУД: 8 — Требования к методам и организации оценки сформированности универсальных учебных действий. — Обоснование выбора модельных универсальных учебных действий.

3. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД: 15 — Классификация типовых задач 4. Психопрофилактика. Психологическое просвещение. Консультирование. 25 5. Психологическое развитие и коррекция. 26 6. Научно-методическая работа.

27 7. Список использованной и рекомендуемой литературы. 28

Пояснительная записка Одним из направлений новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей основы образования и означает необходимость такого содержания в образовании, которое позволит осуществлять в процессе профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся с учетом их особенностей, позволяющее всестороннее раскрыть интеллектуальный и личностный потенциал.

Стандарт второго поколения определяет в качестве образовательных результатов основные компетенции: предметные, метапредметные и личностные. И основной деятельностью психолога школы в процессе психолого-педагогического сопровождения должны стать технологии формирования, измерения компетенций, системы диагностики и коррекции, способствующие созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Ц ель психологического сопровождения — создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения и воспитания.

  1. Психодиагностическое.
  2. Консультативно-просветительское и психопрофилактическое.
  3. Коррекционно-развивающее.
  4. Методическое.

— Психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Психологическая диагностика проводится специалистом (педагогом-психологом) как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательного учреждения;

— П сихологическое просвещение – формирование у учащихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения учащихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

— Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

Читайте также:
Операцию не удалось выполните программу chkdsk

— Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;

— Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) — способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД — обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД — обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД — обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

— контроль в форме сличения способа действия и его результата;

Познавательные УУД — включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Предполагаемые результаты: положительная динамика в развитии личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; повышение мотивации к развитию и саморазвитию; повышение адаптивных способностей учащихся, улучшение их социального статуса в коллективе сверстников, положительная динамика в развитии познавательных способностей, освоение образовательной программы.

Критерии оценки: развитие познавательных процессов, мотивации, адаптации, коммуникативной сферы.

Сроки реализации программы : 2015 –2019 годы.

СИСТЕМА ТИПОВЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Требования к методам и организации оценки сформированности универсальных учебных действий.

Обоснование выбора модельных универсальных учебных действий

Выбор модельных универсальных учебных действий для разработки типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий основывался на следующих критериях:

— показательность конкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровня развития класса личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

— учет системного характера видов универсальных учебных действий (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.). Системный характер универсальных учебных действий позволяет использовать одну задачу для оценки сформированности нескольких видов универсальных учебных действий;

— учет возрастной специфики видов универсальных учебных действий. Показательность видов универсальных учебных действий и их значение для развития ребенка меняется при переходе от предшкольного к школьному образованию, поэтому выбор модельных видов универсальных учебных действий для ступени предшкольного и школьного образования может меняться;

— возможности объективирования свойств универсальных учебных действий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.

Опираясь на перечисленные выше критерии, мы выделили следующие модельные виды универсальных учебных действий.

Для ступени начального образования:

— личностные действия самоопределения, имеющие в качестве продукта рефлексивную самооценку; действие смыслообразования, определяющее мотивацию учебной деятельности, действие нравственно-этического оценивания;

— регулятивные действия – действие контроля и оценки во внутреннем плане;

— познавательные действия – действие моделирования, общий прием решения задач;

— коммуникативные действия – действия общения, кооперации, отображения в речи предметного содержания и условий деятельности.

Требования к методам, инструментарию и организации оценивания сформированности универсальных учебных действий

Задачу оценки уровня сформированности у учащихся основных видов универсальных учебных действий следует рассматривать одновременно и как традиционную для методологии психологической диагностики, и как новую и нетривиальную по своей содержательной направленности. Действительно, хотя современная психология располагает значительным опытом разнообразных психодиагностических исследований, тем не менее, прецеденты создания диагностической системы, охватывающей развитие ключевых учебных компетенций в рамках отечественной психологии и педагогики, нам неизвестны.

Смена базовой парадигмы образования на культурно-деятельностный подход и соответствующий перенос акцента в образовании с обучения знаниям, умениям, навыкам на обеспечение развития универсальных учебных действий (и стоящих за ними компетенций) придает традиционной задаче оценки и контроля результатов обучения совершенно иное направление .

Привычные средства педагогической оценки и даже тесты достижений не могут должным образом оценить результаты учебного процесса : они не пригодны, если требуется оценка не просто умения решать задачи (например, математические), а умение видеть и ставить задачи; они не пригодны, если требуется не просто проверить владение учащимися языком, но его применения в качестве средства общения в реальной коммуникативной ситуации и т.д. и т.п.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru