Программа психолого педагогического сопровождения обучающихся имеющих трудности в обучении

Побережнюк Е. В. Педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 176–180. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54036.htm.

Аннотация. Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуальных дополнительных занятий на основе диагностических данных, наблюдения, сбора информации. Автор предлагает образцы коррекционно-развивающих упражнений, которые можно использовать в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении

Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи

Ключевые слова:дети с трудностями в обучении, сопровождение,учитель, коррекционноразвивающие упражнения.Тезисы.Социальноэкономическиеизменения в развитии современного общества приводят к переменам и в системе образования: происходит переосмыслениеего целей, содержания, методов вследствие развития личностноориентированного направления в воспитании и обучении. Введение новых государственных стандартов предполагает переосмысленияформ и способов получения образованияЭффективное освоение учебного материала требует обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для полноценного развития.

Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с проблемами в поведении

Учителю в своей педагогической практики часто приходится решать возникающие проблемы с усвоением учебного материала у отдельной категории учеников. Таких учащихся часто называют слабоуспевающими или детьми «группы риска».Дети «группы риска», как правило, испытывают трудности в усвоении учебных знаний, умений, формировании навыков по причине низкой работоспособности вызванной соматической ослабленностью.Зачастую у этих детей слабо развиты память, внимание, восприятие, воображение, недостаточно сформированы мыслительные процессы, есть проблемы, связанные с речевым развитием. При этом наблюдается сниженный самоконтроль, неустойчивая целенаправленность учебной деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий обусловлен низкой учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов.Причиной проблем в обучении может быть и педагогическая запущенность.Любой ребёнок нуждается в реализации потенциальныхвозможностей ребенка и создании условий для их развития. Дети с трудностями в обучении нуждаются помимо развития потенциальных возможностей в оказаниипомощи в процессе обучения и воспитания.Система обучения и воспитания такова, что не исключено возникновение «факторов риска».

В самом общем смысле под «сопровождением» понимается действие, направленное на помощь,при обучении «сопровождение» поддержка школьниковв решении ими образовательных задач.Целью психологопедагогического сопровожденияребенка «группы риска»,обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение условий для оптимального развития ребенка(в соответствии с условно установленной нормой развития в соответствующем возрасте), психологически комфортное пребывание ребёнкас трудностями в обучении в среде своих сверстников.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении

2Задачи сопровожденияребенка «группы риска»: • выявление причин трудностей в обучении; • помощь ребенку в решении актуальных задач развития,обучения, социализации; • адаптация образовательнойпрограммы в соответствии индивидуальным особенностям развития ребёнка; • формирование психологопедагогической компетентности родителей и педагогов, занимающихся образованием данной категории детей. Функции сопровожденияв условиях общеобразовательной школы

может быть возложенна психологомедикопедагогический консилиум образовательного учреждения.Регулируют процесс сопровождения ППМС центры.

Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы.

Основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка.Педагог, занятый в системе сопровождения, призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка, т. е. способствовать созданию условий на уровне семьи, школы.Еще один важный принцип сопровождения –это принцип системности сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития –определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку.

Читайте также:
Как пользоваться программой хараба

Процесс сопровождения начинается с выявления причин возникновения проблем в развитии ребёнка. Хорошо, когда учитель делает это всотрудничестве с такими специалистами, как невропатолог, психолог, логопед, дефектолог. Но часто такой возможности у педагога нет. И учителю необходимо быть компетентным в вопросах логопедии, дефектологии, клинической психологии.

Если к учащимся, испытывающим трудности в учебе, применять традиционные методы (многократное повторение, дополнительное объяснение и др.), то добиться успеха в большинстве случаев невозможно; достигается лишь обратный результат. Учитель изо дня в день занимается с таким учеником,а успехов не видно, ребёноктолько получает негативные эмоции от таких занятий, начинает с неприязнью относится к школе.Пошаговое выполнение заданий, направляющая, стимулирующая помощьдают временный положительный эффект.

Ребёнок нуждается в коррекции и развитии познавательных процессов.Поэтому на дополнительных занятиях следует начинать с диагностических заданий неучебного характера. По сути,учителю необходимо провести психологическое обследование ребёнка.

Начинается оно с наблюденийв естественных условиях за поведением ребёнка с целью выявить личностные особенности.Изучение школьной медицинской карты и беседа с родителями поможет выявлению причин трудностей у школьника.Конечно, психологическое обследование невозможно без установления эмоциональногоконтакта с ребёнком. После установления необходимого контактаможно приступать к исследованию особенностей его восприятия, внимания, памяти, мышления .Речевой статус детей струдностями в обучении характеризуется разными нарушениями. Методики обследования речи рекомендуетсяиспользовать в комплексе с другими методами, направленными на выявлениесостояния познавательных процессов.На основе данных диагностики познавательной и эмоциональноволевой сферы школьника строится программа коррекционных занятий. Даже если в силу отсутствия у педагога психологической практики результаты диагностики будут неточными, сама развивающая основа игр, упражнений в ходе индивидуальных занятий с ребёнком даст положительный результат.

3Для осуществления такой работы учителю следует: вопервых, выявить характер причин, а затем и сами причины возникновения трудностей, вовторых, систематизировать эти причины, а, как правило, причин может быть несколько, втретьих, подобрать материал для занятий, исходя из выявленных причин, с учетом индивидуальногоподхода к каждому учащемуся.В зависимости от причин возникающих трудностей педагог подбирает различные упражнения.Вот некоторые из коррекционноразвивающих упражнений, которые учитель может использовать во время индивидуальных дополнительных занятий с детьми начальной школы, испытывающими трудности в обучении.укаждого ребёнка есть определённые способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, это умное руководство со стороны небезразличных к их проблемам взрослых.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, начиная работу со слабоуспевающим учеником, в первую очередь необходимо выяснить причину его неуспеваемости.Помочь учителю вэтом должны невропатолог, психолог, логопед, и родители. И только после установления причины можно приступать к составлению индивидуальной программыработы с учащимися. Работа эта нелегкая и трудоемкая, требующая определённой психологической подготовленности учителя, но в итоге –если хоть еще один ученик перестал быть «трудным» или слабоуспевающим, еще один поверил в себя, то не зря потрачены наши усилия!Не этоли подтверждение профессионализма учителя?

Источник: e-koncept.ru

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении»

«Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с трудностями в обучении»

Пугачева Руфина

Сформировать комплексную систему работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.

Читайте также:
Как на Айфоне посмотреть сколько времени использовалась программа

ü Своевременно выявлять детей с трудностями в обучении, определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии

с индивидуальными особенностями каждого ребёнка.

ü Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы, организовывать индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с трудностями в обучении.

ü Осуществлять психолого-социально-педагогическое сопровождение детей.

ü Помочь учащимся в преодолении затруднений в учебной деятельности; научить их воспринимать ситуации затруднения как сигнал для активного поиска способов и средств их преодоления.

ü Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

ü Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям).

— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с отстающими детьми и детьми с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;

— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков, способствует формированию УУД;

— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей,

со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями

Откуда берутся слабоуспевающие дети? Трудности в обучении, особенно если они проявляются ещё в начальной школе, существенно затрудняют овладение ребёнком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, начальных знаний и умений приводит к чрезмерным трудностям в усвоении программы старших классов. Подобного положения (при отсутствии грубых нарушений развития) можно избежать, оказав ребёнку своевременную и адекватную его возможностям помощь. Для этого необходимо установить причины неуспеваемости:

Причины возникновения трудностей у учащихся:

• нарушения динамики психической деятельности,

• особенности асимметрии (левшество),

• недостатки анализаторов (зрения, слуха),

• личностные особенности (частично).

В чем проявляется у учащихся:

• трудности в усвоении знаний (по конкретным предметам),

• неспособность освоить программу,

• ошибки в выполнении учебных заданий,

В рамках психолого — педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении, работа осуществляется поэтапно:

1. первоначально устанавливается психологический контакт с подростком;

2. далее проводится диагностическая работа по выявлению причин неуспеваемости;

3. на следующих этапах составляется программа дальнейших действий по оказанию психологической помощи и определяется эффективность проделанной работы.

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Источник: znanio.ru

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Индивидуальный план работы по психологическому сопровождению учащегося с трудностями в обучении

Индивидуальный план работы по психологическому сопровождению учащегося с трудностями в обучении
Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики)

Индивидуальный план работы по психологическому сопровождению учащегося с трудностями в обучении
на 20_-20_ год
Ф. И. класс___________________________________________________

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ДАТА

отметка о выполнении

1. Опросник МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ
уровень сформированности:

2.Склонность к вредным привычкам

4.Диагностика психологического микроклимата в семье

6. Уровень воспитанности.

начало года
конец года

7. Наблюдение на уроке I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ ПО ТЕМАМ:
*Работа над собой (1-2)
*Я учусь переживать(1-2)
*Ответственность за себя
*Поговорим об эмоциях
*О самовоспитании
* Беседы о личных проблемах

2.КОРРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
*Развивающие занятия
*Тренинги
*Кружки
*Занятия по интересам
3. Другие виды работы:

Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Январь
Февраль
Март

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1.Индивидуальные беседы – консультации
2.Родительский университет
3. Выступление на родительском собрании
4. Посещение на дому

РАБОТА С ПЕДКОЛЛЕКТИВОМ
1. Индивидуальная консультация с классным руководителем по результатам диагностики
2. Проблемы развития познавательных психических процессов у детей с трудностями в обучении. Рекомендации.
3. Осуществление индивидуального подхода с учётом личностных особенностей уч-ся
4.Индивидуальные консультации по проблемам.

5. Консультации с учителями дефектологами

Программа работы по психологическому сопровождению учащихся имеющих трудности в обучении

Программа включает в себя комплекс диагностических
психопрофилактических ,коррекционных и консультационных форм
роботы по процессу социализации детей с трудностями в обучении.

Цель : Использование воспитательных возможностей школы для
создания скоординированной единой психолого-педагогической
системы социализации детей с трудностями в обучении.

Задачи : 1. Способствовать формированию активной социальной позиции детей с трудностями в обучении.
2. Формировать мировосприятие, мироощущение, «образ Я», адекватную самооценку детей с трудностями в обучении.
3. Создание предпосылок для комплексной и социальной
реабилитации детей, интеграция их в обществе.

Основные направления работы :

А) Работа с родителями:
— выступления на родительских собраниях;
— индивидуальные беседы и консультации;
— вовлечение в родительские клубы.
Б) Работа с учителями:
— выступления на МО, ППС, педагогических советах и т. д.
— индивидуальные консультации.
—совещания с педагогами – дефектологами

В) Работа с детьми:
— проведение тематических классных часов;
— развивающие и коррекционные занятия;
— индивидуальные беседы.

А) создание и корректировка банка данных о детях имеющих трудности в обучении.

Б) психолого-педагогическая диагностика детей трудности в обучении.

В) составление психолого-педагогических карт и индивидуальных планов работы.
Г) изучение социальной ситуации развития ( беседы с родителями,
посещение семьи, составление актов обследования, изучение
отношений со сверстниками и учителями;
Д) изучение психологической среды и условий для развития
(посещение уроков с целью наблюдения за работой на уроке,
за особенностями сотрудничества «учитель-ученик»)

А) индивидуальные беседы и консультирование учащихся и
родителей;
Б) посещение на дому;
В) клуб «Есть проблема»;
Г) совет профилактики;
Д) совещание при зам. дир. по ОВР по слабоуспевающим и
детям «группы риска»;
Е) привлечение к общественной культурно-массовой жизни;
Ж) помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
З) психологическая поддержка.

  • Совместная работа с организациями, занимающимися проблемами детей с ОПФР
  • МПК
  • Детская поликлиника
  • Наркологический диспансер
  • Институт повышения квалификации
  • Социально-педагогический центр Октябрьского района
  • ГЦКРО и Р
  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Семейное консультирование, его особенности
  • План коррекционной работы с «трудным» (бланк)
  • Психолого–педагогическое сопровождение профильного обучения
  • Психологическое сопровождение талантливых (одаренных) учащихся

Источник: www.vashpsixolog.ru

Читайте также:
Телевизор Шарп старый настройки программ инструкция по применению
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru