Психолого-педагогическое сопровождение — это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.
Методом и идеологией работы школьного психолога является сопровождение. Это означает выстраивание образовательного процесса по следующим позициям[2,23-24]:
Обучающий видео-семинар:Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательной организации
- Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находится в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы школьного психолога. Он занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, в качестве важнейшего аксиологического принципа в предлагаемой модели школьной психологической практики заложена безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.
- Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. Внутренний мир ребенка автономен и независим. Взрослый может сыграть важную роль в становлении и развитии этого уникального мира. Однако взрослый (в данном случае — психолог) не должен превращаться во внешний психологический «костыль» своего воспитанника, на который тот может опереться каждый раз в ситуации выбора и тем самым уйти от ответственности за принятое решение. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, эстетических), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.
- В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения. В процессе решения школьником этих трех задач — образования, социализации и психологического развития — постоянно возникают небольшие и серьезнейшие противоречия и конфликты. Так, требования образовательной среды могут приходить в противоречие с возможностями ребенка. Как поступать в этой ситуации? Кого к кому приспосабливать? «Корректировать» ребенка, подгоняя его под заданные требования или изменять что-то в условиях обучения? Однозначно, приоритет должен быть отдан ребенку, его актуальным и потенциальным возможностям. И задачей психолого-педагогического сопровождения будет создание условий для максимально успешного обучения данного, конкретного школьника.
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения. С первых минут нахождения ребенка в школе начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет четкие представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких этапах обучения диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими минимальными средствами оно может быть осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и использования такой психолого-педагогической информации возникает множество серьезных этических и даже правовых вопросов.
- Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что учебно-воспитательный процесс в учебном заведении, построенный по гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данное заведение. Кроме того, известная гибкость требуется от каждого педагога, так как его подходы и требования к детям тоже не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.
- Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям должна быть продумана система действий, конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы [5,8-9].
- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
- содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей;
- организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;
- психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
- принцип демократичности (подразумевает признание права на добровольное непосредственное участие в сопровождении субъектов образовательного процесса);
- принцип творческой позиции (предусматривает постоянную готовность к поиску нестандартных решений, гибкость в реализации практических задач в зависимости от конкретной ситуации);
- принцип партнерского общения (означает исключение доминирующей позиции субъектов образовательного процесса по отношению друг к другу);
- принцип системности и последовательности (подразумевает реализацию психолого-педагогического сопровождения как системы работы специалистов в определенной логичной и целесообразной последовательности);
- принцип вариативности (предполагает реализацию широкого арсенала психолого-педагогических средств, форм и методов в процессе сопровождения, который может быть использован как полностью, так и частично, гибко изменяться применительно к конкретным условиям);
- принцип превентивности (направлен на предупреждение возможного неблагополучия и обеспечение безопасности физического и психологического здоровья воспитанника, других субъектов учебно-воспитательного процесса в условиях образовательного учреждения);
Источник: studfile.net
Вебинар для специалистов психолого-педагогического сопровождения
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса особенно актуально для развивающей работы и коррекционной деятельности. Специалисты подбирают определенный эталон, к которому они стараются приблизить ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в развивающей среде направлено на создание таких условий, в которых ребенок смог бы подниматься на более высокий уровень развития.
Современные реалии
Коррекционная работа предполагает «исправления» разнообразных отклонений, Развивающее психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ФГОС является не только тренингом какой-то способности, но и ориентацией на работу.
В настоящее время оно реализуется в виде комплексного проектирования образовательных материалов.
Такие возможности появляются благодаря различиям в образовательной и учебной программах. Если первый вариант ориентирован на становление, развитие, воспитание личности в сумме ее эмоциональных, мотивационных характеристик, то вторая программа акцентируется на владении навыками, умениями, знаниями.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса предполагает анализ стартовых возможностей ребенка, оценку его максимальной динамики в образовательной деятельности.
Этапы процесса проектирования
Базой для работы психологов и педагогов для всех ступеней образования является нормативно-возрастная модель развития ребенка конкретного возраста. Она предполагает построение для него индивидуальной траектории, по которой он будет двигаться вместе с наставником.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса включает несколько этапов:
Важные аспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся – это не просто совокупность различных методов коррекционной и развивающей работы с детьми. Это комплексная технология, отдельная культура помощи, поддержки ребенка в решении практических задач. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса способствует воспитанию, обучению, индивидуальному развитию каждого ребенка.
Для того, чтобы справиться с поставленной задачей, специалисту необходимо владеть не только методиками консультирования, диагностики, коррекции, но и иметь способности к программированию, системному анализу.
Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса требует совместной деятельности всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей, сверстников, ребенка, администрации.
Предназначение сопровождения
Цель психолого-педагогического сопровождения обучающегося состоит в оказании ребенку реальной помощи. В зависимости от ступеней образования, психологи и педагоги используют разные задачи.
На стадии дошкольного образования проводится ранняя диагностика, своевременная коррекция отклонений в развитии, подготовке к школе.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы предполагает формирование учебной и познавательной мотивации, развитие самоорганизации и самостоятельности, поддержку и развитие творческих способностей.
Специфика средней ступени
В основной школе выделяется адаптация к новым условиям. ФГОС ООО предполагает поддержку личностного и смыслового саморазвития и самоопределения. Педагог-психолог помогает своим воспитанникам выстраивать отношения со сверстниками, с родителями.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в основной школе позволяет вести профилактику неврозов. Ребята приобретают навыки поведения в обществе, учатся успешно решать житейские проблемы.
Старшая школа
ФГОС ООО определяет работу специалистов с подростками. На старшей ступени обучения предполагается помощь в профессиональном определении. Акцент уделяется поддержке в самопознании, поиску смысла жизни, достижению индивидуальности, профилактике наркотической зависимости, девиантного поведения.
Основные уровни
Психолого-педагогические условия сопровождения образовательного процесса предполагают выделение переходных этапов в образовании и развитии детей. На уровне группы (класса) основную роль играют педагоги и классный руководитель. Именно они обеспечивают требуемую поддержку ребенка в решении развивающих, образовательных, воспитательных задач.
Главной целью деятельности является формирование самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций, своевременном разрешении конфликтных ситуаций.
На уровне школы работу ведут педагоги-психологи, учителя – логопеды, социальные педагоги. Совместными усилиями они оказывают первоначальную помощь ребенку в решении вопросов, касающихся обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, с ровесниками.
Ожидаемые результаты
Основные участники образовательного процесса рассчитывают на следующие итоги:
- успешную адаптацию в учебной и воспитательной деятельности;
- гармоничное развитие личности, совершенствование интеллектуального, физического, личностного потенциала;
- успешную адаптацию одаренных школьников
Особое внимание уделяется сохранению в рамках такого сопровождения здоровья подрастающего поколения.
Работа с особыми детьми
Отдельного внимания заслуживает психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. В этом направлении предполагается решение следующих задач:
- формирование навыков самостоятельного управления стрессом;
- профилактика и развитие установок на здоровый образ жизни
Современные методики, используемые при создании профилактических программ, способствуют эффективному и безопасному обучению детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем.
В настоящее время в нашей стране функционирует государственная программа, направленная на дистанционное обучение и развитие детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Предназначение специалистов сопровождения
Они должны решать разные по типу проблемные ситуации, которые связаны с непринятием ребенка коллективом. К примеру, подобная ситуация возможна при внешних особенностях, этнических отличиях.
Для успешного устранения подобных задач нужна профессиональная деятельность взрослых, которые взаимодействуют в школьной среде с ребенком.
Приходя в образовательное учреждение, школьник полностью погружается в новую среду, пытается решать какие-то проблемы. Психологи и педагоги, находящиеся рядом с ним, должны создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы у школьника была возможность развиваться по определенной личностной траектории.
В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение является обязательным компонентом образовательной системы.
Особенности психологической работы
В основе разнообразных моделей лежат три основных принципа. Первая мысль состоит в научном и методическом руководстве воспитательной и учебной деятельности в образовательной организации. Вторая идея в том, что суть работы школьного психолога состоит в оказании реальной помощи ребятам, испытывающим проблемы социально-психологической и психологической природы. Осуществляя сопровождение, педагоги-психологи выявляют подобные проблемы, подбирают методики их успешного устранения.
Не входят в такое взаимодействие те школьники, которые благополучны в психическом отношении. Только при проявлении с их стороны каких-либо отклонений в общественном поведении психолог уделяет им некоторую долю внимания.
Третья идея психологической школьной работы состоит в сопровождении ребенка на протяжении всего обучения в ОУ. Фокусировка целей педагогической и психологической практики на личности школьника – отличная возможность объединения усилий разных специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение.
Каков истинный смысл «сопровождения»? Предполагается совместное передвижение с ребенком по его жизненному пути. Взрослый специалист прислушивается, присматривается к юному коллеге, выявляет основные его потребности, желания, отмечает любые достижения, помогает преодолевать проблемы и трудности.
Важно отметить, что поддержка является ненавязчивой, ее психолог оказывает только в том случае, если о ней просит ребенок.
Находясь рядом с воспитанником, педагог-психолог предлагает ему жизненные ориентиры, у ребенка есть право прислушаться к советам взрослого, либо от них отказаться.
Выбор своего жизненного пути – это обязанность и право личности. Безусловно, осознанное передвижение к намеченной цели под руководством опытного наставника – прекрасная возможность избежать дополнительных огорчений и разочарований.
Основным предназначением школьной психологической службы является создание оптимальных условий для полноценного и результативного продвижения детей по путям, выбранным им в соответствии с требованиями семьи и школы. Специалисты, сопровождающие ребенка, помогают ему справляться с определенными жизненными ситуациями, избегать конфликтов, осознавать свою уникальность и значимость.
В качестве объекта психологической практики выступает развитие и обучение ребенка в рамках школьного взаимодействия. Предмет – это создание социально-педагогических условий для полноценного развития и качественного обучения подрастающего поколения.
Следствия идей сопровождения
Подобный процесс является целостной деятельностью практической работы школьного психолога, в рамках которой выделяют три взаимозависимых компонента:
- постоянное отслеживание психолого-педагогического статуса школьника, динамики его психического совершенствования в рамках образовательной деятельности;
- формирование психологических и социальных условий для формирования гармонически развитой личности;
- подбор специальных условий для помощи школьникам, которые получают возможность решать проблемы психологического характера
Благодаря слаженным действиям специалистов, появляется возможность подходить к процедуре отбора содержания работы обоснованно и ответственно. Социально-педагогический статус школьника рассматривается в виде системы психологических характеристик ребенка, в которую включены параметры личной жизни, позволяющие ему успешно развиваться и обучаться. Их психологи делят на две группы. Первая часть касается особенностей школьника. Например, здесь можно выделить стиль общения, интересы, психологический настрой, отношение к окружающим людям.
Вторая группа включает разные сложности и проблемы, появляющиеся у ребенка в разных сферах, начиная с работы на уроках, заканчивая ухудшением самочувствия. Подобные проблемы необходимо своевременно выявлять, корректировать, не допуская серьезных психологических травм у ребенка.
В организационных вопросах наиболее ярко прослеживаются психотехнические возможности идеи сопровождения. У педагога-психолога появляется возможность построить свою текущую работу так, чтобы охватывать основные все направления, всех участников школьной жизни.
Подобная работа базируется на нескольких организационных принципах:
- постоянная деятельность школьного психолога;
- выбор форм сотрудничества психолога и педагога для достижения оптимального результата;
- контроль результатов
Подводим итоги
Психолог, который работает в контексте такой модели, приобретает возможность выстраивать позитивные и функциональные отношения со всеми участниками образовательной деятельности: детьми, педагогами, медицинским сотрудником, родителями. Все они рассматриваются в качестве субъектов психолого-педагогического сопровождения, принимающих участие в процессе на добровольных началах.
Психологи совместно с другими специалистами подбирают наиболее результативные методы коррекции проблем эмоционального плана, выявленные по результатам разнообразных диагностических исследований.
Совместные усилия всех взрослых, заинтересованных в формировании гармонически развитого, успешного школьника, дают желаемые результаты.
Сопровождение является перспективным вариантом профессиональной деятельности психолога, оно основывается на индивидуально-личностном подходе к каждому школьнику. Новые федеральные стандарты, внедренные в отечественную систему образования, содержат в качестве обязательного элемента проведение рефлексии. Это способствует анализу личностных достижений каждого ребенка, выявлению проблем, составлению индивидуальных образовательных траекторий.
Источник: fb.ru
Психолого-педагогическое сопровождение
Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.
Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.
Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:
- Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
- Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
- Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.
При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.
Формы и методы психолого-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:
- поддержки и развития индивидуальности;
- учета и соблюдения интересов ребенка;
- гибкости и вариативности в работе;
- непрерывности и системности сопровождения;
- взаимодействия всех сторон процесса.
В работе педагог, психолог использует тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:
Профилактика
Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:
- планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия, игры;
- разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
- ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.
Диагностика
Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:
- определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
- выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
- составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с ребенком.
Консультирование
Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:
- обучения и адаптации;
- развития мотивации детей к обучению;
- решения психологических проблем;
- взаимоотношений в коллективе;
- построения индивидуальных программ обучения.
Развивающая и коррекционная работа
Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:
- помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
- предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
- систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.
Психологическое просвещение и экспертиза
Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:
- знакомстве с особенностями развития учащихся;
- информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
- популяризации психологических компетенций;
- помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.
В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.
Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению
Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.
Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.
Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.
* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Получайте свежие статьи и новости от НСПК первыми
Подпишитесь на нашу рассылку и получите демо-доступ к личному кабинету студента для ознакомления с платформой обучения.
Источник: distant-college.ru