Программа психолого педагогического исследования пример

Любое научное исследование начинается с поиска проблемы, определения стратегии и составления программы ее решения.

Выбор проблемы научного исследования связан с обнаружением разного рода противоречий. Противоречия чаще всего обнаруживаются:

— между теоретическими взглядами разных авторов;

— между теорией и практикой решения прикладных задач;

— между результатами, полученными разными авторами при решении аналогичных задач, но разными методами.

Именно на основе обнаруженных противоречий в теории и практике решения избранной проблемы должна быть законченном виде сформулирована тема исследования.

Определение темы исследования является отправной точкой определения стратегии и составления программы исследования.

Стратегия научного исследования в гуманитарных науках определяется целью исследования (поиск, описание, объяснение, сравнение и интерпретация). Соответственно, существует три разновидности плана научного исследования:

· поисковый принципиальный план исследования,

Мастер-класс «Психолого-педагогическое обследование дошкольника» для специалистов ПМПК

· описательный (дескриптивный) план исследования,

· объяснительный экспериментальный план исследования,

Поисковый план исследования (exploration) применяется, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования; его цель – разведка, зондирование почвы, формулировка проблемы, выявление гипотез. Этот вид плана определяет и очередность задач, которые должен решать исследователь. Применяются такие приемы, как изучение документов, проведение опросов, интервью и наблюдения. Поисковое исследование проводится в ситуации, незнакомой исследователю или когда объект относительно новый и неизученный.

Поисковое исследование типично для следующих ситуаций: 1) удовлетворение любопытства исследователя и стремление к лучшему пониманию; 2) проверка почвы для проведения затем более масштабного и точного исследования; 3) совершенствование новой методики для проверки ее перед прикладным исследованием.

Описательный или аналитический план. Его цель – систематическое описание, т.е. установление точных качественно-количественных характеристик объекта. К описательному плану целесообразно обращаться, когда есть знания о проблеме, позволяющие выделить объект, сформулировать описательную гипотезу; его цель – проверка этой гипотезы, получение точной характеристики объекта исследования.

Объяснительный план. Применяется в случае, если имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу; его цель – выявление причинно-следственных связей в объекте. Проводится эксперимент, который является самым надежным методом проверки объяснительной гипотезы.

На основании выбранной стратегии научного исследования составляется программа научно-исследовательской работы, которая включает планы изучения литературы, обобщения опыта работы, проведения эксперимента и т. д. Первые варианты этих планов могут уточняться в процессе работы. Однако нужно стараться, чтобы изменения не отразились на сроках окончания работы в целом. При составлении планов работы нужно обратить внимание на правильное определение ее задач и методик исследований.

Читайте также:
Как убрать лишние программы на Айфоне

Обучающий видео-семинар:Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательной организации

План проведения психолого-педагогического эксперимента

Психолого-педагогический эксперимент – научно поставленный опыт обучения, воспитания и формирования (развития) личности, позволяющий наблюдать и изучать исследуемые психологические и педагогические явления в контролируемых и учитываемых условиях, обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов.

Программа опытно-поисковой (экспериментальной) работы включает несколько разделов, каждый из которых направлен на характеристику различных аспектов проводимой работы.

Чем сложнее экспериментальная деятельность, тем больше она требует продуманной организации и управления. В полном объеме педагогический эксперимент содержит три крупных блока: подготовительный, формирующий и аналитический. Следуя этому педагогический эксперимент строится по плану, состоящему из следующих этапов:

1. Разработка модели эксперимента. Основываясь на проблеме, идее, теме и гипотезе научно-исследовательской работы ученый воображает, продумывает образ эксперимента, выбирая его вид (лабораторный или естественный, педагогический или пограничный и др.).

2. Разработка проекта программы эксперимента. Это его предварительное проектирование по воплощению созданной модели.

3. Выбор или нахождение места проведения эксперимента.

4. Определение участников эксперимента (частично проводится на предыдущем этапе).

5. Разработка методов диагностирования. Определение критериев и показателей.

6. Формирование контрольных и экспериментальных групп, зависящее от модели эксперимента. Имеется ввиду количество контрольных и экспериментальных групп и их состав. Необходимое условия для получения объективных результатов научного исследования – однородность респондентов в группах по интересующим критериям (единый возрастной, гендерный состав, одинаковый уровень интеллектуальных умений, физических возможностей и прочее).

7. Составление графика эксперимента – разработка календарного плана его проведения.

8. Психологическая подготовка участников экспериментальной деятельности. Она включает разъяснение цели и гипотез, достижение единогласия в технологии экспериментирования, формирование уверенности в ценности исследования и готовности к сотрудничеству в ходе проведения эксперимента.

9. Профессионально-педагогическая подготовка участников связана с распределением функций между ними и обучением их выполнению.

10. Материально-техническое обеспечение эксперимента состоит в том, чтобы насытить пространственную среду такими средствами, при которых эксперимент может состояться, не будет прерван или искажен

11. Методическое обеспечение эксперимента создается также в оптимальном режиме для самого экспериментирования.

12. Исходное диагностирование, обработка полученных данных и корректировка программы и графика экспериментирования.

13. Апробация скорректированной модели или программы.

14. Повторные диагностические срезы в сочетании с коррекцией модели или программы автора.

15. Обобщение результатов диагностических срезов и формулировка выводов (количественный и качественный анализ).

16. Сравнительных анализ полученных результатов до и после апробации авторской модели, методики или технологии.

17. Подведение итогов, соотношение выводов по эксперименту и гипотезы исследования. Здесь формулируется ответ на главные вопросы исследования: доказана ли экспериментальными данными гипотеза? Действительно ли экспериментальные данные подтвердили ее?

Читайте также:
Умелая семья это программа

18. Описание эксперимента в отчете.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Планирование психолого-педагогического исследования

1. Планирование психолого-педагогического исследования

Планирование психологопедагогического исследования
-определение темы
-теоретический анализ проблемы
-опытно-экспериментальное
исследование

2. Методология педагогики

1. Учение о структуре и функциях
педагогического знания.
2. Исходные фундаментальные
педагогические положения (теории,
концепции, гипотезы).
3. Учение о логике и методах
педагогического исследования.
4. Учение о способах полученных знаний для
совершенствования практики.

3. Понятие «психолого-педагогическое исследование»

• Комплексное исследование в
образовательной области.
• Единство внешних (образовательная среда)
и внутренних (личность) факторов
образования.
• Педагогическая специфика: исследуется
педагогический процесс, обучение и
воспитание, организация процесса, педагог
и воспитанник, педагогические задачи.

4. Этапы психолого-педагогического исследования

• Исследование – это процесс и результат научной деятельности,
направленные на получение новых знаний о закономерностях
организации учебно-воспитательного процесса.
• Психолого-педагогическое исследование может включать ряд
этапов:
— первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы
и задач исследования;
• — теоретический анализ информации по теме в современной
теории, так и в истории науки;
• — организация опытно-экспериментального исследования;
• — литературное оформление полученных результатов и
окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта,
гипотезы и задач исследования;
• разработка научно-методических рекомендаций,
• применение результатов исследования в педагогической
практике.

5. 1. Определение темы исследования

• Педагогическая инновация — проблема
• Заказ государства (документы)
• Заказ общества (профессиональное
сообщество, родительское собрание,
работодатели, ученическое/студенческое
саоуправление)
• Потребность участника образовательных
отношений.
• Потребность педагогической науки.
• Потребность практики.

6. 2. Теоретический анализ информации

История и современное состояние проблемы
Какие существуют подходы к решению?
Работы ученых, общее и различное в
исследовании
• описании
• объяснении
• проектировании
Научный тезаурус актуален 7 лет.

7. 3. Организация опытно-экспериментального исследования

Опровергнуть или подтвердить
предположение
Зависимые переменные – проектируемые
изменения педагогического процесса (что
мерить будем?)
Независимые переменные – разработанная
технология, методика

8. 4. Литературное оформление результатов

Основные результаты психолого-педагогических
исследований.
• Теоретические положения – новые концепции, подходы,
направления, идеи, гипотезы, закономерности,
тенденции, классификации, принципы в области обучения
и воспитания, развития педагогической науки и практики.
Их уточнение, развитие, дополнение, разработка, проверка,
подтверждение, опровержение.
• Практические рекомендации – новые методики, правила,
алгоритмы, предложения, нормативные документы,
программы, объяснительные записки к программам.
Их уточнение, дополнение, разработка, проверка.

Источник: ppt-online.org

документация, приказы и распоряжения руководи телей, журналы контрольных проверок и т. д.).

При изучении любых материалов, касающихся предмет а исследо вания, важно чет ко

Читайте также:
Программа для проверки текста на плагиат которая выделяет плагиат

определить цели и в соответствии с ними выде лить показатели для сбора данных, выбрать способы

их оформления (таблицы, графика, тематические обзоры и выборки и т. д.).

Изучение литературы и различног о рода источни ков продол жается в ходе всего

исследования. Вновь обнаруженные факты побу ждают по-новому продумывать и оценивать

уже изученных книг и документов, стимулируют внимание к вопросам, на которые

ранее не было обращено должного внимания, позволяют рефлексировать аналитическую

деятельность самого исследователя. Основательная документальная база научной работы —

важное условие ее объективности и глубины.

Наблюдение как метол сбора психолого-педагогической информации

Один из эмпирических методов психолого-педагогического исследо вания, которому

уделяется большое внимание, — наблюдение. Эт от метод предполагает целенаправленное,

планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических

явлений и процессов.

Особенностями наблюдения как научного метода являются:

♦ направленность к ясной, конкретной цели;

♦ планомерность и систематичность;

♦ объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;

♦ сохранение естественного хода психолого-педагогических про цессов.

Наблюдение может быть:

♦ целенаправленным и случайным;

♦ сплошным и выборочным;

♦ непосредственным и опосредованным;

♦ длительным и кратковременным;

♦ открытым и скрытым («инкогнито»);

♦ констатирующим и оценивающим;

♦ неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюда емых собы тий по заранее

отработанной процедуре);

♦ каузальным и экспериментальным;

♦ полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной

Наблюдение — процесс сложный: можно смотреть, но не видеть; смотреть вместе, а видеть

разное; смотреть на то, что видели и видят многие, но, в отличие от них, увидеть новое и т. д. В

психологии и педагогике наблюдение превращается в наст оящее искусство: тембр голоса,

движение глаз, расширение или сужение зрачков, чуть з аметны е изменения в общен ии с

окружающими и другие реакции лич ности, коллектива могут служить основаниями для психолого-

педагогических выводов. Чем опытнее наблюдатель, тем более точно он оценивает ход

педагогического процесса по конкретным, иногда едва заметным проявлениям. У исследователя

вырабатывается специальная система, механизм «чтения» психолого- педагогических яв лений по

их внешним проявлениям. Длительность наблюдения зависит от его вида. Способы фиксирования

результатов наблюдения могут быть разными. К ним относятся схемы и протоколы наблюдения,

техника записи, распределение по категориям и шкалам. Весь этот инструментарий повышает

точность наблюдения, возможность реги страции и контроля его результатов. Так, серьезное

внимание следу ет уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и

гипотезы исследования, определяющих критерий наблюде ния. Например, протокол наблюдения

учебного занятия может выглядеть следующим образом.

Источник: www.studmed.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru