На его взгляды оказали влияние: Аристотель, схоластика (жизнь души как активное начало, а не только как воспринимающая деятельность извне).
Главный труд: “Психология с эмпирической точки зрения” 1874
Выступил ПРОТИВ
1. Вундта, а именно:
- Против психологии как науке о содержаниях сознания. Подлинная реальность – акты нашего сознания. Психология интенциональных актов направлена на что-то ВНЕ сознания (представления, чувства, суждения).
- Экспериментальный метод Вундта – ограниченный для психологов. Брентано опирался в большей степени на субъективный метод самонаблюдения.
2. ассоцианистов: суждение есть тогда, когда есть доказательство.
Природа психического, в отличие от физического (противопоставлял их).
Физические феномены: цвет, фигура (видим), аккорд (слышим), тепло и холод, запах (ощущаем), а также сходные картины, которые являются в фантазии.
Психические феномены как акты: видения, слышания, суждения.
1. Главной особенностью психических феноменов является их направленность на объект (интенциональность). Воспринимаем мы что-то, думаем о ком-то, любим кого-то и т.д. Включение предмета в психическое обязательно. НО: этот предмет сожжет быть не всегда реален. Например, я могу думать о кентавре.
Миронов Д. Г. — Философия первой половины 20 века — Философия Ф. Брентано
2. Предмет может быть представлен по-разному. Есть разные виды направленности.
- Акты представления. Предмет представлен в сознании. Представлению принадлежит ведущая роль среди всех психических актов.
- Акты чувства, отношения к предмету (акты любви и ненависти) Пример: желание, интерес. Также включает волю. Учение о чувствах у Брентано – основа его этических представлений.
- Акты суждения (о предмете что-то утверждается). В суждении объект мнится как истинный или ложный. Пример: человек смертен.
3. Подчеркивается единство всех 3 видов актов. Душевная жизнь целостна. Брентано сравнивает сознание с рекой, в которой волны идут одна за другой. В отличие от нее, физический мир может существовать как отдельные вещи (объекты).
Методы исследования сознания.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Непосредственное очевидное внутреннее восприятие.
Плюс его теории:
- Обратил внимание на активную деятельную природу сознания.
- Предметность.
- Единство сознания.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Психология акта Ф. Брентано. От 250 руб
- Контрольная работа Психология акта Ф. Брентано. От 250 руб
- Курсовая работа Психология акта Ф. Брентано. От 700 руб
Источник: students-library.com
Программа Брентано (психология интенциональных актов сознания) и программа Джеймса образуют программу функционализма (психика как средство адаптации)
2. Программа Брентано (психология интенциональных актов сознания) и программа Джеймса образуют программу функционализма (психика как средство адаптации).
Александр Дугин. О Брентано, интенциональном акте и феноменологии.
3. Программа Сеченова о психологии как учение о происхождении психических деятельностей.
Состояние отечественной психологии в период кризиса.
Дореволюционный этап: отечественная психология входила в мировую и соответственно отражала все ее тенденции развития: функционализм как общий принцип представления психического был соотносим с Сеченовым и т.д.[11]*_ Мировая психология располагалась между субъективизмом и объективизмом. Психология сознания в России олицетворял Челпанов, разделявший помимо классических представлений идеи Вюрцбургской школы [12]*_ впервые с его точки зрения перешедшей к психологическим, а не физиологическим экспериментам. В 17 году он обратился к феноменологии Гуссереля, которая могла развить и дополнить метод интроспекции.
Другой полюс, важный для мировой науки [13]*_, был представлен Бехтеревым, Павловым , Сеченовым.
Промежуточное место между этими полюсами занимает научная характерология Лазурского: 1. эндопсихика (врожденные психологические свойства) и 2. экзопсихика (система отношений). Он разрабатывал проблему способностей, наклонностей. Программу экспериментального исследования личности Лазурский разработал в соавторстве с философом Франком («Душа человека. Опыт построения философской психологии» 1917. В этой работе рассматриваются концепции Дильтея и Шпранглера противостоящие эмпирической, каузальной, построенной по стандарту естествознания, не позволяющей понять целостность человеческого духа).
После 1917, 1920 года: Идеологическая задача распространения марксизма вызывает к жизни первую программу перестройки психологии на основе марксизма:
1. Программа Блонского (эффект маятника, соответствующий кризиса: отказ от старой психологии предполагал бихевиористкую ориентацию). Психология не может быть наукой о сознании, она должна быть включена в реальную жизнь (запрос практики) и изучать не сознание, а поведение. Все на раннем этапе это соответствует программе Уотсона.
В дальнейшем Блонский считал, что психология должна быть биологической наукой (он природное существо), но человек живет в обществе, и психика детерминируется обществом, поэтому психология должна быть наукой социальной. Общество развивается и соответственно развивается психика, поэтому ее нужно изучать в развитии (принцип развития). В дальнейшем это реализуется в его теории памяти. Кроме того, Блонский был лидером педологии.
2. Басов в схожем выдвигаемом тезисе об изучении поведения, но поведение регулируется сознанием, поэтому мы должны изучать с помощью экстроспекции поведение задающееся сознанием. Сознание характеризуется внутренней активностью (поэтому объект психологии это человек как активный деятель в окружающей среде). Из марксизма можно взять категорию деятельности отражающую принцип активности на модели трудовой деятельности. (Леонтьев в 30-х годах опирался именно на Басова).
3. Корнилов 1923 в докладе «Психология и марксизм» призывал к реализации диалектического подхода (диалектический синтезис — реактология). Основным предметом этой концепции была реакция [14]*_. В общем виде эта концепция эклектично соединяла интроспективно понимаемое сознание с объективистки трактуемым поведением. Это учение было разработано задолго до революции и напоминала методологический дуализм Вундта. В учебнике психологии психологические явления объяснялись в терминах диалектических законов.
Корнилов опирался на принцип энергетизма (реакция создается перетеканием энергии): принцип однополюсной трате энергии; концентрация ее либо в центральном звене, либо в области моторике (этот принцип потом был подвергнут разгрому).
а. Методологический аспект: особой марксисткой психологии быть не может, так как марксистская психология это просто научная психология (научная наука).
б. Психологии нужен свой «Капитал», то есть разработка общей психологической теории, которая была бы посредником между философии и эмпирическим знанием. Капитал Маркса это образец построения общей экономической теории. Эта теория не сводится к законам диалектике, она опирается на них.
в. Содержательный аспект: В основе теории ВПФ лежит подход французской социологической школы (социокультурная обусловленность психики, понятие интериоризации) и на марксистскую модель деятельность (опосредствованность, орудийность). Опираясь на понятия опосредствованности Выготский формулирует понятия орудие (направленное во вне) и знак (направленный во внутрь).
5. Противником марксизма был Г.И.Челпанов: 1. до революции — помимо эмпирической психологии нужно разрабатывать психологию общую, теоретическую. 2. после революции — психология — эмпирическая наука и не может быть марксисткой подобно химии или минералогии, кроме социальной психологии, которую можно построить на основе марксизма. В этом суть дискуссии с Корниловым.
В общем марксизм дал толчок развитию психологии (деятельностный подход), но в содержании марксизма было много идей немецкой классической философии (категория деятельности, активности).
Варианты деятельностного подхода.
2. Леонтьев известен прежде всего работами по опосредствованному запоминанию 1931 и основанием харьковской школы. В отличие от Выготского предметом интериоризации являются не знаки, а действия (это ближе к Жане.). Таким образом выделяются две формы деятельности: внешняя практическая и внутренняя психическая (результат интериоризации внешней и тождественна ей по структуре). Исследования фило и онтогенеза психики (ПРП) позволили выделить критерии психического, стадии и т.д. От деятельности Леонтьев переходит к анализу сознания, а после к деятельности (ДСЛ). [15]*_
Противоречия этих подходов заключалось в 1. по ширине понимания предмета :вся психическая деятельность или проявление психического в деятельности (для Рубинштейна интериоризации не существует: ребенок рождается уже с психикой); 2. проблема биологического и социального в человеке (дискуссия о способностях); способности — психологические свойства формируемые прижизненно в деятельности, в основе которых лежат анатомо-физиологические задатки (почва для произрастания определенных способностей) (Теплов, Рубинштен). Леонтьев: вся психическая деятельность формируется прижизненно (существует два вида способностей; 1. общие для человека и животных с анатомо-физиологическими предпосылками. 2. человеческие способности, в основе которых лежат функциональные органы). Также Леонтьев критиковал принцип детерминизма: психика детерминируется и мозгом и внешним миром, что привело к созданию уже упомянутого тезиса Рубинштена. [16]*_
3. Гальперин считал избыточность для психологии такого предмета как деятельность или психическое в деятельности. Предметом психологии является ориентировочная деятельность субъекта в окружающем мире на основе предметного образа. С этим соотносится и теория поэтапного формирования (Выготский ввел экспериментальный метод: изучение в развитии, который был принят Гальпериным в качестве формирующего эксперимента).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/
[1] Описание познавательных процессов у Аристотеля начиналось с сенсорных и перцептивных и вводило понятие ‘общего чувства’, которое дает описание общих качеств предмета (форма, движение, фигура, число и то, что мы ощущаем, что ощущаем). Это первый намек на сознание
[2] «Под словом мышление я понимаю все то, что происходит в нас таким образом, что воспринимается непосредственно, само собой». Декарт. Оппонент Декарта Локк говорил примерно тоже самое ‘сознание есть восприятие человеком того, что происходит в его собственном уме».
[3] Бен и Спенсер ввели в свои работы понятия организма (Бен: существует организм, наделенный спонтанной активностью и полезные действия закрепляются с помощью ассоциаций). И психика начинает представляться не как данность а как отнесенность к внешнему миру. Поведение как взаимодействие организма и внешнего мира (Спенсер).
[4] Рефлекторный акт имеет трехкомпонентную структуру: воздействие, переработка и ответное действие. Это сильно отличается от схемы непосредственно данного, изолированного от внешнего мира сознания Декарта и Локка.
[5] Идеи Сеченова не были восприняты научным окружением, так как они опередили логику развития психологии.
[6] Он считал, что объективным методом можно изучать только рефлексы (сочетательный рефлекс).
[7] Он приводит пример с градусником, который измеряет температуру, хотя реально нам дана только длина ртутного столба. Также история как наука о прошлом дана нам опосредовано — в документах. Работу психолога же по Выготскому можно сравнить с раскрытием преступления по объективным признакам не будучи свидетелем преступления.
[8] Такая же логика и в психоанализе — исследование непосредственно не данного бессознательного через опосредованные проявления. Это как ни странно также объективный подход в психологии.
[9] В диалектической логике можно считать интроспекционизм тезисом, бихевиоризм антитезисом, то можно произвести синтез. У Рубинштейна единство сознания и деятельности не предполагает их единства : сознание проявляется в деятельности и определяет деятельность, с другой стороны сознание формируется и развивается в деятельности. В настоящее время основной тезис этой концепции звучит как ‘единство сознания (психики вообще) и деятельности’.
[10] Это было методологическим противопоставлением многим психологическим подходам, в основе которых лежала ориентация на естественно научную парадигму (идея механического воздействия и моментальное изменение предмета) и являлось опосредующим звеном связывающим человека и окружающий мир.
[11] Психологическая лаборатория в России была открыта Бехтеревым всего через 6 лет после Вундта в 1885.
[12] Вюрцбургская школа критиковалась Вундтом за применение интроспекции к сложным психическим процессам (которые можно было изучать путем анализа продуктов человеческого духа), за безобразность мышления (структуру сознания у Вундта составляли сенсорные элементы), за детерминирующую тенденцию (открывающей дорогу к бессознательному).
[13] В частности бихевиоризм признавал за Россией первенство в открытии обуславливания, за которым стоял сочетательный рефлекс Бехтерева и условный Павлова.
[14] Биосоциальная реакция состоит из: внешнего воздействия, психическое звено, ответное действие. В отличие от Сеченова центральный компонент реакции (психическое) можно изучать с помощью интроспекции.
[15] Не до конца разработанное понятие о ценностной смысловой сфере личности разрабатывается на факультете Асмоловым, Братусем.
[16] В настоящее время последователи Рубинштейна (Брушлинский, Абульханова-Славская) разрабатывают психологическую теорию субъекта и представление о личности.
Источник: kazedu.com
Новая психология” Ф.Брентано.
“Новая психология” Ф.Брентано. У истоков этого направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.
Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессором философии. Первый труд Брентано был посвящен психологии Аристотеля. В незавершенной работе » Психология с эмпирической точки зрения» (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.
Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? — В его активности и постоянной направленности на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин “интенция”.
Новая психология, по мнению Брентано, должна стать наукой об актах сознания. Описывая и классифицируя формы этих актов, Брентано приходил к выводу о том, что существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и акт, в свою очередь, возникает только при направленности на объект.
Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа. Он считал, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Безусловно, очевидными он считал лишь психические феномены, данные во внутреннем опыте, тогда как знание о внешнем мире носит вероятностный характер.
Утвердив принцип активности, Брентано стал пионером Европейского функционализма. Это было направление, которое противостояло так называемому структурализму в психологии, лидером которого выступил Вундт. Против взгляда на сознание как устройство “из кирпичей и цемента” выступили функционалисты и их последователи. У Брентано учились и под прямым воздействием его идей находились многие психологи.
Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и его вюрцбургскую школу. В числе обучавшихся философии в Вене у Брентано был 3. Фрейд. В его учении понятие Брентано об интенции преобразовалось в версию » прикованности» психической энергии к внешним объектам (включая собственное тело индивида).
Концепция “психических функций” К.Штумпфа . Важную роль в разработке функционализма в его западноевропейском варианте сыграл немецкий психолог Карл Штумпф.
К. Штумпф (1848-1936) считал предметом психологии исследование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Штумпф относил к особой предметной области — феноменологии, связывая ее с философией, а не с психологией.
Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты) сознания. Среди функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.
С детства увлекаясь музыкой, Штумпф в большинстве своих экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия музыкальных тонов. Полемизируя с Вундтом, Штумпф считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы. Результатам тех опытов, которые проводились натренированными в интроспективном анализе психологами вундтовской школы, Штумпф противопоставил в качестве заслуживающих большего доверия свидетельства экспертов-музыкантов.
Принимал Штумпф участие в исследованиях по детской психологии, организовав немецкое » Общество детской психологии», а также по зоопсихологии (доказав, в частности, при обсуждении нашумевшего феномена » умного Ганса» — лошади, которая выстукивала копытом » решение» математических задач, — что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика). Штумпф содействовал поездке своего ученика В. Келера в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян. У него было много и других учеников, ставших впоследствии известными психологами,
При всем интересе к работам Брентано и Штумпфа, наибольшее распространение функционализм получил в США, где он стал одним из ведущих психологических течений. Его программа, в противовес структурализму с его стерильным анализом сознания, ставила задачей изучать, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде. Развитие функционализма в Америке тесно связано с именем Вильяма Джемса.
Научное наследие В. Джемса . В.Джемс (1842-1910) окончил Гарвардский университет, получив медицинское и художественное образование. В его психологических работах изложена не столько целостная система взглядов, сколько набор концепций, которые послужили основой различных подходов в современной психологии — от бихевиоризма до гуманистической психологии. Джемс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895).
Джемс занимался многими проблемами — от изучения развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для него являлось исследование сознания. Джемсу принадлежит идея о » потоке сознания», т.е. о непрерывности работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, изменчивость говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется.
Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. В этом вопросе была основная причина разногласий между школой функционализма Джемса и американским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность.
Джемс вывел формулу самоуважения, которая представляет собой дробь, в числителе которой — успех, а в знаменателе — притязания. Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремления к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций.
Психологические взгляды Джемса тесно переплетены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джемс большое внимание уделял прикладной психологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов » Беседы с учителями о психологии», в которой доказывал огромные возможности воспитания и самовоспитания, важность формирования у детей правильных привычек.
Джемс уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, полагая, что познаваемый элемент — наше эмпирическое Я, которое мы сознаем как нашу личность, в то время как познающий элемент— наше чистое Я. Большое значение имело и выделение нескольких частей в структуре эмпирической личности — физической, социальной и духовной личности. Описывая их, Джемс говорил, что наше эмпирическое Я » шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ролями, и со своими близкими, расширяя свое физическое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицируется только с определенными потребностями или способностями, отгораживаясь от других сторон своей личности.
Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге). Эта теория указывает на связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс доказывал, что физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Несмотря на внешнюю парадоксальность этого взгляда, теория Джемса-Ланге получила широкое распространение благодаря как последовательности и логичности изложения, так и связи с физиологическими коррелятами. Представления Джемса о природе эмоций частично подтверждаются и современными исследованиями в области психофармакологии и психокоррекции.
Джемс много сделал для развития психологии как самостоятельной науки, независимой от медицины и философии. Хотя он и не является основоположником психологической школы или системы, им разработаны многие тенденции продуктивного развития психологической науки, намечен широкий план необходимых преобразований и направлений в этом развитии. Он поныне считается наиболее значимым и выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.
“Чикагская школа” Дж. Дьюи. Наряду с Джемсом предтечей функционального направления принято считать Джона Дьюи (1859-1952). Приобретя в XIX веке большую известность как философ и педагог, Дьюи начинал свою карьеру в качестве психолога. Его книга » Психология» (1886) была первым американским учебником по этому предмету.
Но не она определила его влияние на психологические круги, а небольшая статья » Понятие о рефлекторном акте в психологии» (1896), где он резко выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги.
Никто в психологии этого представления и не отстаивал. Тем не менее Дьюи требовал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности. Сознание — один из моментов в этом континууме. Оно возникает, когда координация между организмом и средой нарушается, и организм, чтобы выжить, стремится приспособиться к новым обстоятельствам.
В 1894 году Дыои был приглашен в Чигакский университет, где под его влиянием сформировалась группа психологов, вскоре объявивших себя в противовес последователям Вундта и Титченера функционалистами. Их теоретическое кредо высказал Джеймс Энджелл (1869-1949). Здесь функциональная психология определялась как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о “психических элементах”.
Эти общие соображения не представляли ни новой теории, ни новой исследовательской программы. Тем не менее, они привлекли в Чикаго большое количество студёнтов, желавших специализироваться в области психологии. Сложилась так называемая чикагская школа, из которой вышли десятки американских психологов.
Что касается методов, то в чикагской школе считалось целесообразным применять и интроспекцию, и объективное наблюдение (эксперимент трактовался как контролируемое наблюдение), и анализ продуктов деятельности. Чикагская школа Энджелла являлась научно-образовательной в том смысле, что в ней готовились в большом количестве кадры исследователей.
В целом функционализм оказался теоретически несостоятельным. Понятие » функция» в психологии (в отличие от физиологии, где оно имело прочное реальное основание) не было продуктивным. Оно не являлось ни теоретически продуманным, ни экспериментально обоснованным и справедливо отвергалось. Ведь под функцией понимался исходящий от субъекта акт (восприятия, мышления и др.), изначально направленный на цель или проблемную ситуацию. Детерминация психологического акта, его отношение к нервной системе, его способность регулировать внешнее поведение— все это оставалось загадочным.
В атмосфере нараставшей слабости функционализма зарождается новое психологическое течение. На смену американскому функционализму приходит бихевиоризм.
Источник: lektsia.com