В основу эволюционистской психологии были положены принципы эволюционизма и ассоцианизма.
· Эволюционизм (от лат. evolutio – развертывание).
• Понятие эволюции Спенсер трактовал очень широко, понимая под ним любое развитие. Все существующее, согласно его взглядам, определяется общим законом эволюции – от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Другими словами, закон «интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения».
• Спенсер считал ассоцианизм непреложным принципом психологии. Он и его современник Александр Бэн, являлись ярчайшими представителями английского ассоцианизма.
• Принцип ассоциации Спенсер рассматривает как закон, лежащий в основе психического развития. Внешние отношения и связи производят связи внутренние. Они образуются в индивидуальном опыте. Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, автоматические процессы – привычки.
Социология Г. Спенсера
К индивидуальному опыту присоединяется наследственный опыт предшествующих поколений, закрепленный в нервной системе. Это безусловные рефлексы, инстинкты, а также такие формы сознания, как пространство и время, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений.
• Психика, по Спенсеру, как и жизнь в целом, является приспособлением внутренних отношений к внешним.
Предмет психологии
Предмет физиологии – это соотношение между внутренними явлениями.
Предмет физики, химии и других наук – между внешними.
Предмет же психологии «не есть отношение между внутренними явлениями, не есть также соотношение между внешними явлениями, но есть отношение между этими двумя отношениями».
Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) ассоциации идей отвечает на вопрос о том, каким образом происходит приспособление внутренних отношений к внешним.
Психическая эволюция
Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение.
• Оно развилось из первоначальной раздражительности. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок, который имеет и субъективный эффект – чувствование, т. е. простейшее ощущение. То, что объективно есть нервный импульс, субъективно есть единица чувствования. Из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы душевной жизни животных.
В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля. Они выступают как фазы психического развития, стадии приспособления. Интеллект – высшая фаза душевного развития.
• С его помощью приспособление расширяется в пространстве и во времени, возрастают его специализация, точность и сложность.
Чувство и воля тоже возникают из низших форм психической деятельности.
• Чувства всегда сопутствуют актам познания, возникают там, где действие перестает совершаться автоматически.
Ассоцианизм и Глобальный Эволюционизм Спенсера.
• Волевые поступки отличаются от автоматических тем, что в них есть предварительное сознание того, что должно быть выполнено.
Социальная эволюция
Социальная эволюция, по Спенсеру, составляет часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов – языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др.
Спенсер – основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, – это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Два вида психологии
Спенсер различал два вида психологии:
· объективная психология – имеет дело с психическими явлениями у животных и человека, обнаруживающимися в действиях, приспособленных к влияниям внешней среды; ее метод – внешнее наблюдение.
· субъективная психология – занимается состояниями сознания посредством внутреннего наблюдения.
В целом психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой.
Влияние идей Спенсера
· Френсис Гальтон (1822-1911) – с энтузиазмом воспринял идеи Спенсера о генетической изменчивости и естественном отборе. Применил их к объяснению различий между людьми. Гальтон – основатель дифференциальной психологии.
· Джеймс Селли (1843-1923) – один из «лидеров блестящей лондонской и кембриджской психологии конца XIX века», следовал эмпирико-аналитическим традициям британской школы Дж. С. Милля и А. Бэна, которые он «усовершенствовал» эволюционной концепцией Г. Спенсера.
Увлечение эволюционной доктриной Г. Спенсера началось в 60-е гг., уже тогда он решил написать статью об эволюции в девятое издание Британской энциклопедии. В ней были напечатаны статья Дж. Селли об эволюционных взглядах Т. Гексли и статья «Мечты» («Dreams»). А. Бэн прохладно отнесся к этим работам. Статьи Дж.
Селли принесли ему популярность, он стал получать письма с положительными оценками его работ от Т. Рибо из Парижа, Р. Авенариуса из Лейпцига и многих других. Большое значение имели для Дж. Селли слова Ч. Дарвина об одной из его статей: «Я прочитал ее с величайшим удовольствием и очень сожалею, что она не была опубликована раньше, тогда бы я мог извлечь пользу для решения своих вопросов» [12].
1892 – его назначают руководить кафедрой в университетском колледже в Лондоне, этой работе он отдал 11 лет жизни. Дж. Селли был дружен со многими учеными того времени: Ч. Дарвином, Т. Гексли, Д. Льюисом, А. Бэном, Д. Уордом и другими.
· К концу XIX в. под влиянием идей Льюиса Генри Моргана[5] (1818-1881) и Г. Спенсера сложилась эволюционная школа американской социологии: Ф. Патнэм, Ф. Кашинг, А. Флетчер, Э. Смит, У. Пауэлл и др.
Программа И.М. Сеченова
Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – основоположник отечественной научной психологии.
Он излагает рефлекторную (от лат. reflexus – повернутый назад, отраженный; реакции организма на раздражения рецепторов) теорию психического и обосновывает взгляды на предмет психологии как науки в работах:
«Рефлексы головного мозга» (1863)
В этой работе Сеченов доказал наличие общих черт духовной и телесной жизни и установил, что психическая жизнь человека и, в основном, его сознание является результатом деятельности клеток головного мозга.
«Кому и как разрабатывать психологию» (1873),
«Психологические этюды» (1873),
«Элементы мысли» (1878).
Он обосновывает взгляды на:
· предмет психологии как науки;
· исходный методологический принцип изучения психики;
· основной метод психологии;
· профессиональную подготовку специалистов, занимающихся изучением психики.
Предмет психологии – происхождение психических деятельностей: ощущений разной модальности, различных форм восприятия и видов мышления, воли.
Ярошевский утверждает, что впервые в русской психологии термин «деятельность» появился именно у И.М. Сеченова. В современной трактовке этот термин впервые появился у М.Я. Басова, и лишь затем у А.Н. Леонтьева (см.
Деятельностный подход).
Психология должна изучать не только область осознаваемых психических процессов (как это предлагал Вундт), но и анализировать все звенья единого и целостного психического акта:
· его возникновение под влиянием внешних воздействий (начальное звено),
· интеграцию психики в центральном звене рефлекса,
· внешнее выражение психического акта в виде двигательной или речевой реакции (завершающее звено).
Принцип изучения психики – генетический: психика взрослого человека должна изучаться с возникновения детской мысли. Законы мышления следует искать в истории возникновения, развития и синтеза ощущений и восприятий.
Основным методом изучения психического должен стать физиологический, объективный метод, поскольку в основе психических процессов лежит физиологический по своему характеру механизм рефлекса. Разрабатывать проблемы психологии должны физиологи.
Программа Сеченова базировалась на естественно-научном материализме. Его подход намечал путь объективного исследования явлений сознания в основном как продуктов взаимодействия индивида с предметным миром.
Влияние
Программа Сеченова стимулировала ученых к изучению целостного поведения, а его идеи получили развитие в трудах таких ученых, как:
· Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)
· Николай Евгеньевич Введенский (1852-1922)
· Иван Петрович Павлов (1849-1936)
Иван Петрович Павлов (1849-1936), российский физиолог, лауреат Нобелевской премии 1904 г., член и почётный член многих зарубежных академий, университетов, обществ. На XV Международном конгрессе физиологов, Ленинград, август, 1935 г. И.П. Павлов был избран президентом конгресса. На конгрессе за заслуги перед мировой наукой он был признан старейшиной физиологов всего мира.
· Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942)
· Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920)
Программа К.Д. Кавелина
Одним из ведущих оппонентов Сеченова был Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885).
• Русский философ, историк, юрист и политический деятель. Родился в Петербурге 4 (16) ноября 1818 в дворянской семье.
• 1839 – окончил юридический факультет Московского университета.
• 1844 – там же защитил магистерскую диссертацию, преподавал на кафедре истории русского законодательства.
• С 1857 работал на кафедре гражданского права Петербургского университета.
• 1861 – ушел в отставку по политическим мотивам.
• С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии.
• Сторонник реформ, умеренный либерал в 1860-е годы, в период усиления революционного движения он порвал с леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного террора.
Программу построения психологии как отдельной науки он сформулировал в работах:
«Очерк юридического быта Древней России» (1847)
В этой работе он наметил план этнографических и этнопсихологических исследований.
Кавелин полагал, что анализ продуктов народного творчества может являться методом изучения национальной психологии, а анализ продуктов индивидуального творчества может быть использован в анализе психики отдельного субъекта.
«Задачи психологии» (1872)
«Задачи этики» (1885)
В этой работе он предпринял попытку приспособить психологию для оправдания христианской этики. Здесь же он высказал свои взгляды на развитие психологического знания.
Психология должна объяснять нравственный, духовный мир человека безотносительно к его материальному субстрату: «Знание возникает из человека, существует лишь в нем и для него. Пытаться объяснить, а тем более выводить психическую жизнь из физической и наоборот – значит попадать в заколдованный круг» [21].
Оценив современное ему психологическое знание как ошибочное (имелись в виду идеи И.М. Сеченова), он предлагает согласовать естествознание с интроспективной психологией, позитивистское знание с умозрительной философией, объективные методы изучения – с методом интроспекции.
К. Д. Кавелин считает, что психическое не может и не должно быть сведено к физиологическому. Психическому он приписывал свойства
Успехи естествознания раскрывают у человека только одну материальную сторону, а другой, духовной стороной должна заниматься как раз психология. Духовную сторону Кавелин, не без влияния идей Вундта, предлагал изучать и через внутреннее зрение, и через проявления ее в продуктах культуры у разных народов в разные времена.
Между Сеченовым и Кавелиным развернулась публичная дискуссия на страницах печати. Полемика продолжалась до конца 1874 г., вызывая острый интерес в обществе, в первую очередь в среде ученых.
Программа Кавелина не содержала ничего нового, кроме терминологии, навеянной достижениями естествознания («организм души», «психологическая анатомия», «физиология души» др.) [21].
СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Источник: infopedia.su
Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой Г. Спенсера
Еще одна программа развития психологии (в ее ассоцианистском варианте), уже в контексте учения о биологической эволюции, была предложена Гербартом Спенсером (1820-1903) в работе «Основы психологии». Второе издание этой книги (1870-1872) принесло автору славу создателя эволюционистской психологии.
Понятие об эволюции Спенсер трактовал очень широко, понимая под ним любое развитие. Все существующее, согласно его взглядам, определяется «общим законом эволюции», общей формулой: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Но не это универсальное положение само по себе, а соединение психологических задач с идеями новой эволюционной биологии позволило Спенсеру разработать план преобразования психологии.
Жизнь, согласно Спенсеру, есть «непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним». С этой точки зрения должен рассматриваться и психический процесс. Психические явления, по его мнению, это один из видов жизненных проявлений в процессе приспособления организма к среде. Сознание тем самым анализировалось в плане биологической адаптации.
Его существование и развитие не имеет иного смысла, кроме приспособительного. Если бы оно не служило этой цели, не способствовало борьбе за жизнь, его появление и развитие было бы чудом. Естественный отбор создает его с неумолимой необходимостью, и оно служит одним из орудий выживания. Психика, по Спенсеру, как и жизнь в целом, является приспособлением внутренних отношений к внешним, т.е. к внешней среде.
Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. Сам же ученый взял курс на анализ фактов сознания в их корреляции не с внутрителесными (нервными), а с внешними по отношению к организму связями, т.е. связями во внешней среде.
В психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой. По Спенсеру, «психологию отличает от других наук, на которых она базируется, то, что каждое из ее положений охватывает в одно и то же время как связанные между собой внутренние явления, так и связанные между собой внешние явления, к которым они относятся» (цит. по: Ярошевский, 1985.
С. 218). Соотношение между внутренними явлениями -предмет физиологии, между внешними — других наук. Предмет же психологии «не есть отношение между внутренними явлениями, не есть также соотношение между внешними явлениями, но есть отношение между этими двумя отношениями» (Спенсер Г., 1898. С. 85).
Это был шаг вперед из «поля сознания» в «поле поведения», переход от понимания сознания к поведению в качестве предмета психологии. Да и сама ассоциативная концепция психики у Спенсера претерпела коренные преобразования: уже психика в целом выступала как инструмент приспособления организма к среде обитания.
По мнению Спенсера, в процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда — это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но она способна видоизменять и саму жизнедеятельность, обеспечивая все возрастающую сложность приспособления к среде.
Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение. Оно развилось из первоначальной раздражительности. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок, который имеет и субъективный эффект — чувствование, т. е. простейшее ощущение. То, что объективно есть нервный импульс, субъективно есть единица чувствования.
Из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы душевной жизни животных. В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля. Они выступают как фазы психического развития, стадии приспособления.
Интеллект — высшая фаза душевного развития, с его помощью приспособление расширяется в пространстве и во времени, возрастают его специализация, точность и сложность. Чувство и воля тоже возникают из низших форм психической деятельности. Чувства всегда сопутствуют актам познания, возникают там, где действие перестает совершаться автоматически. Волевые поступки отличаются от автоматических тем, что в них есть предварительное сознание того, что должно быть выполнено.
На вопрос о том, каким образом происходит приспособление внутренних отношений к внешним, отвечает теория ассоциации идей. Принцип ассоциации Спенсер рассматривает как закон, лежащий в основе психического развития. Внешние отношения и связи производят связи внутренние. Они образуются в индивидуальном опыте.
Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, автоматические процессы — привычки. К индивидуальному опыту присоединяется наследственный опыт предшествующих поколений, закрепленный в нервной системе. Это безусловные рефлексы, инстинкты, а также такие формы сознания, как пространство и время, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений.
Человеческую психику Спенсер рассматривает в основных понятиях биологической эволюции, хотя и подчеркивает при этом, что человек, в отличие от животных, существует не только в природной, но и в надорганической, т.е. социальной, среде и вынужден приспосабливаться и к ней. Социальная эволюция, по Спенсеру, составляет часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов — языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др.
По сравнению с эволюцией в животном мире процесс приспособления у человека качественно не меняется. Спенсер сохраняет понятие о двух формах опыта индивидуальном и наследственном — видовом. Знания и умения, приобретенные в опыте, закрепляясь в органической структуре мозга, частично передаются по наследству. К ним относятся такие формам сознания, как пространство и время.
По Спенсеру, каждое поколение от рождения имеет в сознании готовые формы пространства и времени. Значит, они не возникают в результате индивидуального опыта. Однако, будучи эволюционистом, Спенсер объясняет их наличность как продукт развития предшествующих поколений. Эти формы представляют собой наиболее постоянный элемент восприятия и исторически сложившуюся способность воспринимать все части пространства одновременно или все элементы времени последовательно. Они были приобретены в продолжение длительного периода развития человечества.
Следует отметить, что в психологию как науку Спенсер ввел различение двух ее видов. Одна — объективная психология — имеет дело с психическими явлениями у животных и человека, обнаруживающимися в действиях, приспособленных к влияниям внешней среды; ее метод — внешнее наблюдение. Другая ветвь психологии — субъективная психология — занимается состояниями сознания посредством внутреннего наблюдения. В целом психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой.
Построенная на основах позитивистского эволюционизма теория человека Спенсера натуралистически трактует его развитие. По сути, ученый стоял на биологизаторских позициях в понимании законов развития человеческой психики. В действительности закрепление знаний и умений, приобретаемых в процессе развития человечества, происходит в объективированной, непсихологической форме социального наследования. Каждый индивид должен усвоить их. Усвоение является той новой формой опыта, которой нет у животных и которая занимает основное место в становлении человеческой психики.
Сеченов высоко оценил значение учения Спенсера о развитии психики, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции» (Сеченов И. М., 1947. С. 419).
ТЕМА 11. ПЕРИОД «ОТКРЫТОГО КРИЗИСА» В ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЕ ХХ в.
Источник: studopedia.org