Программа психологической коррекции направленная на решение актуальных изолированных проблем это

Психологическая коррекция (психокоррекция) — это набор психологических техник, в основе которых лежит психологическое консультирование.

История и задачи психокоррекции

Психологическая коррекция представляет собой воздействие на клиента, которое осуществляется с целью нормализации его психического состояния.

Замечание 1

Психокоррекция является одним из направлений прикладной психологии. Она концентрируется на исправлении особенностей психологического развития, а также формировании условий для позитивных изменений личности, личностного роста, реализации врожденных наклонностей (таланта), саморазвития.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Понятие «психологическая коррекция» появилось в обиходе психологов относительно недавно (в начале 70-ых годов прошлого века). В качестве единого направления она постепенно разделилась на несколько отраслей и теперь включает образовательное, медицинское, педагогическое, спортивное и социальное направление.

КАК ПРОХОДИТ ПСИХОТЕРАПИЯ? | Чего ждать от сеанса психотерапии?

Цель психокоррекции как учебной дисциплины состоит в формировании у учащихся знаний и умений в сфере психокоррекционной работы психолога. В данном случае психокоррекция представлена основным видом психологической помощи детям и взрослым.

Среди задач психокоррекции необходимо выделить:

  • Формирование представлений о специфике психокоррекционной работы практических психологов, основных стадиях, принципах и средствах оказания психологической помощи в этой деятельности;
  • Обучение подходам к сбору психологического анамнеза, формулировке психологических диагнозов и прогнозов;
  • Формулировка цели и задачи психокоррекционной работы, разработка эффективной стратегии оказания соответствующего воздействия;
  • Обучение процедуре формирования, разработки и осуществления психокоррекционных программ;
  • Обеспечение умения вести психологическую коррекционную работу и использовать необходимые средства психологической коррекции (обучение технологиям, методам, техникам и приемам работы);
  • Формирование установки на перенос умений и знаний, полученных в ходе обучения, в процесс реальной практической деятельности.

«Основы психокоррекции»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Виды психокоррекции

Психокоррекционные мероприятия классифицируют в соответствии с характером направленности на симптоматические и каузальные.

Симптоматическая коррекция предполагает краткосрочное воздействие, используемое для снятия острых симптомов отклонения в развитии, которое может помешать переходу к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция выявляет сами источники и причины отклонений. Этот тип психокоррекции более долговременен, требует больших усилий. Тем не менее, он более эффективен, если сравнивать его с симптоматической коррекцией. Это обусловлено тем, что одни и те же симптомы отклонений способны обладать абсолютно разной природой, причинами и психологической структурой нарушений.

Психотерапия, психокоррекция, консультирование. В чем разница? + Метафрейм

В зависимости от содержания принято различать коррекцию следующих сфер:

  • Познавательная сфера;
  • Личностная сфера;
  • Аффективно-волевая сфера;
  • Поведенческие аспекты;
  • Межличностные отношения;
  • Внутригрупповые отношения (например, семейные, супружеские, коллективные);
  • Отношения между родителями и детьми и др.

По форме работы с клиентами психокоррекция делится на личную и групповую. Мероприятия могут проводиться в закрытых естественных группах (семье, классе, коллективе сотрудников), открытых группах для клиентов, у которых есть сходные проблемы. Также предусмотрена смешанная форма (индивидуально-групповая).

По продолжительности различают сверхкороткую, короткую и длительную коррекцию. Первая из них продолжается минуты или часы. Она концентрируется на разрешении актуальных изолированных проблем и конфликтных ситуаций. Негативный момент заключается в том, что эффект от такой коррекции чаще всего непродолжителен.

Короткая коррекция длится несколько часов (дней) и используется с целью решения актуальных проблем. Она определенным образом «запускает» процесс изменений, который продолжается и после того, как сеанс завершен.

Виды коррекционных программ

Общая модель коррекции представляет собой систему условий оптимального возрастного развития личности в целом. Для нее присуще расширение, углубление и уточнение представлений людей об окружающем мире, других людях, событиях в обществе, связях и отношениях между ними.

Общая модель предполагает применение разных видов деятельности с целью развития системного мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности. Для нее присущ щадящий охранительный характер осуществления сеансов, что учитывает состояние здоровья пациента (особенно у того, кто переживает посттравматический стресс, находится в неблагоприятных социальных и физических условиях жизни).

В основе типовой модели психокоррекции лежит организация практических действий на разных базисах. Она направлена на овладение соответствующими элементами действий и поэтапное создание разных действий.

Для индивидуальной модели коррекции присуще определение индивидуальной характеристики психического развития пациента, включая его интересы, обучаемость, типичные проблемы. Здесь происходит выявление ведущих видов деятельности или проблем, аспектов работы отдельных областей, формирование уровня развития разных действий.

В ходе индивидуальных сеансов составляются программы личного развития, которые опираются на более сформированные стороны и действия ведущей системы. Это необходимо для того, чтобы перенести полученные знания в новые виды деятельности и жизненные сферы конкретной личности.

Источник: spravochnick.ru

Виды психологической коррекции

В жизни довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек зачастую оказывается в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может. Психология — наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.

Психологическая культура — это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента:

  1. Самопознание и самооценка.
  2. Познание других людей.
  3. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

Овладение психологической культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. Многие проблемы человек может решать самостоятельно, используя рекомендации специалистов — психологов. Каждый человек может быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Однако бывают ситуации, когда человек не может самостоятельно справиться со сложными проблемами, которые встречаются на его жизненном пути, и нуждается в психологической помощи.

Читайте также:
Как называется программа для работы на другом компьютере

Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В зависимости от возраста, особенности жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта и т.д. такую помощь может оказать:

  • психолог — специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать;
  • психотерапевт — врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу-психиатру.

Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психотерапия» (Рзуспоіегару) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия».

По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Выделяют специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии.

  • Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
  • Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
  • В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.
  • Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии).
  • В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.
  • Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.

Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.

Клиент — это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.

В качестве объектов коррекционного воздействия могут выступать личность, семья или группа.

Виды психокоррекции

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать.

1. По характеру направленности выделяют коррекцию:

  • симптоматическую;
  • каузальную.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

  • познавательной сферы;
  • личности;
  • аффективно-волевой сферы;
  • поведенческих аспектов;
  • межличностных отношений:
  • внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
  • детско-родительских отношений.

3. По форме работы с клиентом различают коррекцию;

  • индивидуальную;
  • групповую:
  • в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.);
  • в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
  • смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ:

  • программированную;
  • импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями:

  • директивную;
  • недирективную.

6. По продолжительности:

  • сверхкороткую (сверхбыструю);
  • короткую (быструю);
  • длительную;
  • сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. Ее эффект может быть нестойким.

Короткая психокоррекция длится несколько часов и дней. Применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Сверхдлительная психокоррекция может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Много времени уделяется достижению понимания сути переживаний. Эффект развивается постепенно, носит длительный характер.

По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:

  • общую;
  • частную;
  • специальную.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Читайте также:
Программы для стиральной машины индезит ws84tx

Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.

Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).

Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.

Психокоррекцнонная ситуация. Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

  1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, — это клиент.
  2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог, психокорректор.
  3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
  4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
  5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.

Источник: psyera.ru

Виды психологической коррекции

P 863 Психологическая коррекция: учеб. пособие / сост. Я.А. Ма­зу­ренко. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2007 – 132 с.

В учебном пособии представлены основные разделы и темы курса «Психологическая коррекция», входящего в блок специаль­ных дисциплин учебного плана по направлению 030300.62 «Психология». В книге, кроме теоретической части, приведены два примера психокоррекционных про­грамм, состав­ленных студентами в рамках изучения курса, даны список рекомендуемой литературы и глоссарий.

Пособие предназначено для студентов всех форм обучения, а также для практических психологов.

ББК 88.492я73

технический университет, 2007

Введение

Учебное пособие адресовано студентам старших курсов, обучающихся по специальности «Психология», а также молодым специалистам-психологам, социальным педагогам и другим специалистам помогающих профессий с целью содействовать им в создании эффек­тивных, психологически грамотных программ, способствующих изме­нению эмоциональных состояний или поведения людей, обратившихся за помощью к специалисту – коррекционному психологу. Одной из основных целей этого пособия является также стремление представить психокоррекционую работу как целостную систему, где конкретные методики и технологии опираются на наиболее разработанные и авторитетные теоретические направления, востребованные на современном рынке услуг практической психологии.

Запрос на психологическую коррекцию предполагает, в первую очередь, подробный анализ собранной специалистом информации, на котором и будет впоследствии основываться вся программа коррекции. Правильно подобранные диагностические мероприятия на различных этапах психокоррекционной работы являются не менее важными, чем правильно выбранные направления психокоррекционной практики. Все это, а также знание законов психической деятельности, поможет оценить эффективность существующих программ и создавать наиболее актуальные индивидуальные и групповые программы коррекции.

Кроме обзора основных и концептуальных схем подходов, структуры и требований к составлению коррекционной программы, уделяется внимание требованиям к личностям коррекционного психолога и клиента, что обеспечивает экологичность процесса психологической коррекции для обоих.

В приложении в качестве примеров приведены коррекционные программы, разработанные студентами старших курсов специальности «Психология».

1. Психологическая коррекция,
цели и задачи
коррекционной деятельности

1.1. Особенности оказания психологической помощи в процессе консультирования, психотерапии и психологической коррекции

Взрослый, зрелый человек характеризуется адекватной оценкой своего поведения, событий и жизненных ситуаций, происходящих при столкновении с действительностью, какой бы она ни была. Человеку, адекватно воспринимающему происходящее с ним, свойственно также правильно оценивать свои силы и способности по преодолению самых сложных жизненных ситуаций и возможных последствий этих ситуаций. Обращение за помощью к специалисту-психологу так же важно и обязательно, как к врачу или священнику. своевременно сделав это, мы не только можем изменить точку зрения на происходящее с нами. Процесс самопознания и познания других людей, являясь основным компонентом психологической культуры, закладывает фундамент долгосрочных позитивных изменений, к числу которых относится умение управлять своим поведением, эмоциями, общением.

К сожалению, часто факт обращения за психологической помощью становится поводом обвинять обратившегося за помощью в «ненормальности», так как понятия психотерапия, психокоррекция, психиатрия в обыденном сознании воспринимаются как тождественные. Определим используемую терминологию.

Психологическая помощь включает в себя психологическое консультирование, психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию. Психологическую помощь могут оказывать психологи и психо­терапевты.

Психолог – специалист с базовым психологическим образованием, владеющий методами оценки психических явлений и методами психологической коррекции.

Психотерапевт – специалист с высшим медицинским образованием, оказывающий психологическую помощь при решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией.

Психиатрия относится к числу медицинских профессий (см. «Глоссарий»).

Ипсихологи, ипсихотерапевты специализируются по направлениям, которые являются сферой их профессиональных интересов. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, успешное завершение которых дает право применения технологий освоенного направления в практической работе.

Читайте также:
Какие программы для установки тем на Андроид

Термин «коррекция» буквально означает «исправление».

Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленная на исправление психологических затруднений, нарушений или поведения с помощью специальных средств психологического воздействия. Считается, что в основном психокоррекции подлежат нарушения, не имеющие органической основы.

Выделяют следующие специфические черты психологической коррекции, отличающие ее от психотерапии.

Во-первых: психокоррекция ориентирована на клинически здоровых людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также ставящих перед собой цель личностного развития или изменения качества жизни.

Во-вторых: коррекция ориентирована на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.

В-третьих, психологическая коррекция чаще имеет дело с настоящим и будущим людей, обратившихся за помощью.

в-четвертых, психокоррекция обычно строится как среднесрочная процедура (в отличие от консультирования (в среднем до 15 встреч) и некоторых видов долгосрочной психотерапии).

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать нужные психологические качества.

Человека, обратившегося за психологической помощью, именуют клиентом.

Клиент – физически и психически здоровый человек с проблемами психологического или поведенческого характера, по различным причинам не способный самостоятельно справиться с ними.

В качестве коррекционного воздействиямогут выступать личность, семья или группа.

Виды психологической коррекции

Исходя из определенных критериев, психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по следующим признакам.

1. По характеру направленностивыделяют симптоматическую и каузальную коррекцию.

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов), как правило, предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная(причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

2. По содержанию различают коррекцию:

3. По форме работы с клиентом:

• групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.), в открытой группе для клиентов со сходными проблемами, смешанную форму (индивидуально-групповую).

4. По наличию программ: программизированную и импровизированную.

5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную и недирективную.

6. По продолжительностиразличают коррекцию:

• сверхкороткую (сверхбыструю) – может длиться минуты или часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. эффект может быть нестойким;

• короткую – длится несколько часов или дней. применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после встреч;

• длительную – продолжается месяцы, в центре внимания – личностные проблемы, эффект развивается медленно и носит стойкий характер;

• сверхдлительную – может продолжаться годы и затрагивает сферы сознательного и бессознательного. Эффект развивается медленно, носит стойкий характер.

7. По масштабу решаемых задач различают несколько видов психокоррекции.

Общаякоррекция включает мероприятия, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психи­ческих свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в процессе дальнейшего развития.

В частную психокоррекцию входит набор психологических воздействий, представляющий собой психокоррекционные приемы и методики, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мы­шле­ния и саморегуляции.

Специальная психокоррекция представляет собой комплекс при­емов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой лиц одного возраста. Выбирается комплекс приемов, наиболее эффективный для достижения конкретных задач формирования или коррекции личности, отдельных ее свойств или нарушений психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации: застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверх­нормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склон­ность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д. Таким образом, специальная коррекция исправляет последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоничное развитие и социализацию личности.

1.3. Основные принципы
психокоррекционной работы

Основополагающий принцип психологической коррекции – принцип единства диагностики и коррекции. Программа психологической коррекции на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины психологического диагностического обследования; в то же время самая профессиональная диагностика бессмысленна, если не сопровождается системой коррекционных меоприятий (Д.Б. Эльконин, 1989). Кроме того, диагностика предоставляет психологу всю необходимую информацию о динамике психологических или поведенческих изменений на протяжении всего коррекционного процесса.

Принцип нормативности развития. При оценке соответствия уровня развития возрастной норме и определении целей коррекции необходимо учитывать не только уровень сформированности психологических новообразований и уровень развития ведущей деятельности, но и особенности социальной ситуации развития, индивидуальные особенности.

При реализации принципа «снизу вверх» в качестве основного содержания коррекционной работы рассматривается упражнение и тренировка уже имеющихся психологических особенностей – вызывание заданной модели поведения и закрепление этого поведения (например, путем подкрепления).

Реализация принципа системности развития психологической деятельности обеспечивает направленность на устранение причин и источников возможных отклонений в психическом развитии. Это может быть достигнуто благодаря анализу результатов диагностических исследований. Системность анализа актуального развития осуществляется с точки зрения центральной линии развития, сложившейся
иерархии форм психической деятельности на каждом возрастном этапе, определяющей зону ближайшего развития и перспективы.

Деятельностный принцип коррекции заключается в том, что коррекционное воздействие всегда активизирует деятельность, организующую основу для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекция является не только тренировкой навыков и умений, но и целостной осмысленной деятельностью, которая органично вписывается в социальную ситуацию клиента.

Источник: studopedya.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru