Программа психологической коррекции личности что это

Программа психологической коррекции личности что это

Коллективная психокоррекционная работа

Работа по программе PTGH проводится с группами больных из 5—10 человек. Обязательным является включение в группу лиц мужского и женского пола. Основной курс РТСН рассчитан на 12 — 15 занятий. Руководит занятиями в группе специально подготовленные психолог и врач-психиатр.

Группы психологической коррекции желательно организовывать на трех уровнях реабилитационного процесса:

1. Группа больных психиатрического стационара состоят из 4 — 8 чел. Занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю по Г,5 — 2 часа. Программа рассчитана на 10 — 12 занятий. Каждый раз группа формируется полностью заново.

2. Группы больных дневного стационара состоят из 10 — 12 человек. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Занятия могут быть построены по «сквозной» схеме: больной входит в постоянно действующую группу и выводится из нее при выписке.

3. Амбулаторно-консультативные группы, занятия проводятся 1 раз в неделю, количество членов и состав группы могут изменяться.

Особенности программы: Психотерапия и психологическая коррекция зависимого и созависимого поведения

Реабилитационный тренинг социальных навыков состоит из трех этапов. На первом этапе тренинг направлен на снятие «коммуникативной напряженности», изменение сверхценного отношения к общению. На втором этапе основным является тренинг социально-перцептивных навыков и других недостаточно развитых социальных навыков. Третий этап направлен на тренировку в реализации выбранной стратегии социального поведения, ведения социальной роли. В ходе тренинга больные расширяют диапазоны воспринимаемых и собственных межличностных взаимодействий и повышают свою социальную компетентность.

Перед проведением курса РТСН психолог или психиатр, ведущий группу, составляет примерный план занятий группы в соответствии с конкретными больными и основными задачами, стоящими перед группой, в котором указываются время и место проведения занятий, количество участников и примерный план работы на каждое занятие. План работы записывается в дневнике группы — документе, который ведется и подписывается ведущими группами.

В дневнике группы также приводятся список и краткие клинические и патопсихологические характеристики больных, включенных в группу, индивидуальные психокоррекционные задачи, стоящие в отношении каждого из них. Непосредственно перед проведением занятия составляется подробный план занятия с указанием конкретных упражнений (основных и резервных).

После проведения каждого занятия в дневник заносится отчет ведущего о занятии, об особенностях поведения его участников, динамике их состояний. В дневник также записываются изменения в составе группы и другие важные для психокоррекционной работы наблюдения и замечания. По завершении цикла РТСН ведущий записывает в дневник данные о изменениях в поведении участников, общую оценку эффективности работы, данные повторного психологического обследования участников группы. Дневник группы представляет собой основную форму отчетности по данному виду психокоррекционной работы и дает ценный материал ведущему для повышения эффективности работы.

Перепрограммируйте Cвое Cознание во Время Сна | ДЕЛАЙТЕ ЭТО ПЕРЕД СНОМ. Доктор Брюс Липтон

Каждое занятие в курсе РТСН продолжается 1,5 — 2 часа и может быть разделено на три части. Первая часть занятия — это вводное упражнение, которое направлено на снятие напряженности участников, устранение коммуникативной тревожности, активизации игрового компонента поведенческих установок участников группы. Чаще используются упражнения, использующие двигательные, пантомимические и в меньшей степени вербальные средства. Первое упражнение в занятии проводится без анализа и без развернутого обсуждения.

Например, на первом этапе таким упражнением может быть «интервью», в котором все участники группы поочередно задают каждому из ее членов, включая ведущих, любые вопросы, касающиеся лично интервьюируемого, который в свою очередь может давать на них любые ответы. Цель упражнения — активизировать знакомство членов группы, снять напряженность перед «каверзными» вопросами (ведь ответ может быть любой!), повысить межличностную активность членов группы, потренироваться в ведении беседы в режиме вопрос — ответ. На втором этапе работы группы центральные упражнения направлены на тренировку отдельных навыков, в первую очередь, навыков восприятия и выражения эмоций, невербального общения. К таким упражнениям относится: «передача эмоций», «разговор через стекло» и т. д. Третий этап работы группы отражается в изменении содержания основных упражнений в сторону отработки целостного поведения, то есть разыгрывания различных жизненных ситуаций и их разрешения при реализации разных стратегий поведения участников. В основной части занятия может быть разобрано несколько сюжетов в течение одного занятия — это зависит от темпа работы группы.

Третья, заключительная часть каждого занятия строится с таким расчетом, чтобы закрепить достигнутое в группе снятие коммуникативной напряженности, повысить сплоченность группы, повысить мотивированность участников перед следующим занятием. Здесь следует использовать упражнения с незначительным вербальным компонентом, выполняемые коллективно и содержащие элементы релаксационного тренинга. К таким упражнениям относятся, например, «скульптурная композиция», «путанка», «восковая палочка» и др.

По окончании курса занятий РТСН следует провести повторное тестирование больных теми же методами, которые применялись в процессе их психологического обследования и, сопоставив результаты, оценить их изменения и общую эффективность проделанной работы. Эти сведения следует довести до участников группы, т. к. положительные изменения укрепляют веру больного в возможность полного выздоровления и повышают их готовность к сотрудничеству с другими людьми.

Если по проведении основной части РТСН у больных отмечаются значительные положительные изменения, но количества занятий бывает недостаточно, чтобы закрепить полученный результат, больному по выписке из стационара следует рекомендовать посещение поддерживающих занятий в группе при дневном стационаре или амбулаторной группе. Программа этих занятий составляется непосредственно перед занятием в соответствии с актуальными проблемами больных, которые входят в данный момент в состав группы. Основные задачи поддерживающих групп РТСН это закрепление полученных результатов и наиболее полный перенос достигнутого на реальную жизнь пациентов. После прохождения цикла занятий участниками приобретаются устойчивая и активная ориентировка в социально эффективных и допустимых границах (пределах) разрешения различных типов социальных ситуаций.

Индивидуальная психокоррекционная работа

Отличие организации групповых психокоррекционных занятий с больными эндогенными психическими расстройствами юношеского возраста заключаются, в частности, в том, что они обязательно подстраховываются кропотливой индивидуальной работой, проводимой параллельно на всех этапах коллективной РТСН.

Индивидуальная психокоррекционная работа, непосредственно предшествующая включению в групповые занятия РТСН, способствует формированию у пациентов устойчивого положительного отношения к системе социореабилитационных мероприятий и повышению уровня психологической готовности к активному участию в психокоррекционной работе. Она направлена как на преодоление имеющегося у многих больных сопротивления (активного или пассивного) и недоверия к такого рода помощи, так и на формирование конструктивного, взвешенного и реалистичного отношения к ее возможностям и задачам.

Читайте также:
Rancher что это за программа

В процессе осуществляемого совместно с психологом поиска пациентом «объективизируются» основные проблемы сложившейся жизненной ситуации, осуществляется начальный этап оценки адекватности своих основных психовозрастных представлений и ожиданий, конструктивность системы самооценок, «Я-концепции»,«Я-образа». Активизируется и формируется стремление повысить свою личностную и общую социальную компетентность, эффективность социального функционирования. Складывается в основных чертах ориентировка в средствах и путях реализации этих задач. В частности, осознается потребность в установлении более содержательных взаимодействий с социально-компетентными людьми.

В последующем, после включения больного в цикл регулярных коллективных занятий РТСН, целью индивидуальной психокоррекционной работы является разъяснение задач этих групповых занятий, стимулирование целенаправленной активности больного, а также осуществление поиска и выделение факторов, создающих наиболее благоприятные условия для его более эффективного обучения в группе. Кроме того, здесь оказывается помощь больному в поиске своей линии поведения при взаимодействии с другими членами группы. Происходит постоянное выдвижение и уточнение основных индивидуальных целей больного, которые могут быть реализованы на данном этапе групповых занятий. Обсуждение с больным происходящего в группе, его находок, успехов и неудач приводит к тому, что его опыт личных взаимодействий в группе лучше осознается, у него быстрее формируются реалистические требования к себе и окружающим. Зачастую впервые приобретается опыт по поиску разумного компромисса с людьми, высказывающими противоположные точки зрения, имеющими иные жизненные ценности.

Сочетание индивидуальной и групповой форм психокоррекционных воздействий способствует своевременной реализации в практической деятельности расширяющейся в процессе терапии и психологических занятий зоны личностных возможностей больного, а также оптимизирует процессы усвоения и активного использования в повседневной жизни знаний и умений, приобретаемых в группе.

Особой задачей индивидуальной психокоррекционной работы является оказание экстренной, кризисной поддержки в случаях возрастания психической напряженности, а также при проявлении суицидальных мыслей и тенденций. С этой целью осуществляется интенсивная эмоциональная поддержка, используются приемы, позволяющие их оперативно блокировать и дезактуализировать, а также меняющие некоторые параметры восприятия и систему самооценок. Для закрепления достигнутого положительного эффекта и для профилактики подобных состояний в будущем рекомендуется в этот период организовывать индивидуальные и групповые занятия так, чтобы они приводили к актуализации у больных их положительного, конструктивного опыта преодоления острых ситуаций. Поиск личностно-значимых антисуицидальных факторов, формирование приемлемого для данного больного, простого и конкретного набора средств внутренней саморегуляции, сочетаются с расширением у него знаний о внешних, социальных опорах и средствах, которые могут быть использованы им в кризисных ситуациях (звонок к своему врачу, к психологу или на «телефон доверия» и т. д.).

После завершения групповых занятий обязательно проводится одна-две индивидуальные психокоррекционные беседы с целью ориентации больного на использование в практической деятельности приобретенных знаний и умений. Подчеркиваются успехи, достигнутые им в процессе группового поиска, и закрепляются положительная мотивация к различным видам психологической поддержки. Именно сочетание индивидуальной (диалогичной, конкретной) и групповой (гибкой) (по каждому из имеющихся у него соц. навыков) особенности социальной приспособленности, которые в наибольшей степени отличают его от сверстников.

3. Коэффициент компенсации «социального дефицита» определяется по следующей формуле:

К — оценка каждого навыка у себя
Кс— оценка каждого навыка у сверстника,
Т — количество оцениваемых навыков.

4. Коэффициент отличия испытуемого от сверстников по уровню развития социальных навыков определяется по следующей формуле:

Источник: ncpz.ru

Программа психологической коррекции личности что это

Психологическая коррекция — это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Целью коррекции является поддержка здоровых людей в критических ситуациях Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие. — М.: «Академия», 2001. — 208с..

А.А. Осипова определяет психокоррекцию как систему мероприятий, которые направлены на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств воздействия Осипова А.А. Общая психокоррекция. — М.: ТЦ «Сфера», 2002. — 510с..

Термин «коррекция психического развития» как обозначение определенного направления психологической деятельности впервые возник в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. В данном аспекте он означает исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. В психологии психокоррекция стала рассматриваться как совокупность мер психологического воздействия, которые направлены на формирование отсутствующих психических функций, а также устранение отклонений, отставания, нарушений психического развития.

В дальнейшем по мере развития прикладной возрастной психологии произошло расширение сферы приложения понятия «коррекция» на область нормального психического развития. В настоящее время психокоррекцией называют практически любое проявление активности психолога-практика, выходящее за рамки диагностики. Близким по смыслу является термин «компенсация» — выравнивание, развитие нарушенных функций и перестройка сохранных для замещения нарушенных.

Для понимания сущности психологической коррекции в рамках практической деятельности психолога необходимо определить те черты, которые отличают психологическую коррекцию от психотерапии. Необходимо отметить, что психологической коррекции подлежат те недостатки, которые не имеют органической основы и не представляют собой устойчивые качества, которые формируются очень рано и практически не подлежат изменению. Можно выделить ряд специфических черт, которые отличают психокоррекционный процесс от психологической терапии:

— психологическая коррекция ориентируется на клинически здоровую личность человека, имеющего в повседневной жизни определенные психологические трудности, проблемы, определенные жалобы невротического характера. Кроме того, это могут быть люди, которые хорошо себя чувствуют, но хотят изменить свою жизнь или ставят перед собой цель развития собственной личности;

— психологическая коррекция ориентирована на здоровые стороны личности человека вне зависимости от степени имеющегося нарушения;

— в психологической коррекции, как правило, имеет место ориентация на настоящее и будущее клиентов;

— психологическая коррекция ориентирована на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной помощи при психологическом консультировании, и долгосрочной помощи при психотерапии);

— в рамках коррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя и отклоняется навязывание психологом определенных ценностей клиенту;

— воздействия в рамках психологической коррекции направлены на изменения поведения, а также на развитие личности клиента.

Основным отличием психологической коррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, состоит в том, что психологическая коррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности либо видами поведения и направлена на то, чтобы их переделать. Основной задачей развития является формирование нужных психологических качеств при их отсутствии либо недостаточности.

Различие между психологической коррекцией и психотерапией заключается в том, что психотерапия имеет дело с нарушениями различного рода у людей, страдающих соматическими или психическими заболеваниями (расстройствами). Многие аномалии поведения и психики людей, которые проявляются при заболеваниях, похожи на те, с которыми работает психолог в рамках психологической коррекции. Однако, если людей, которые обращаются за помощью к психотерапевту, называют пациентами, то тех, кто нуждается в психологической коррекции, называют клиентами.

Читайте также:
Направленность образовательной программы это что

Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности. Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений Дуткевич Т.В., Савицкая О.В. Практическая психология. Введение в специальность. — К.: Центр учебной литературы, 2010. — 256с..

Клиент представляет собой нормального, физически и психически здорового человека, у которого в жизни возникли определенные проблемы поведенческого либо психологического характера, с которыми он не способен справиться самостоятельно. Именно поэтому он и нуждается в помощи психолога.

Термин «коррекция» подразумевает, прежде всего, целенаправленное психологическое воздействие «сверху», чтобы привести психическое состояние человека в соответствие с известной заранее «нормой психического развития». Это означает внешнее, постороннее вмешательство в те или иные психические проявления человека (порой достаточно жесткое). В зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов.

Как указывает Г.С. Абрамова, осуществление психокоррекционной работы может происходить в трех важнейших позициях:

— «Делай как я!» (в данном случае психолог сам берет на себя ответственность и предлагает достаточно жесткую схему работы);

— «Давай сделаем вместе!» (ответственность делится между психологом и клиентом);

— «Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя) Абрамова Г.С. Практическая психология. — М.: Академический проект, 2003. — 496с..

В качестве объектов психологической коррекции могут выступать личность, группа, семья. Существуют различные критерии, в соответствии с которыми выделяются различные виды психологической коррекции. Так, по характеру направленности коррекции можно выделить симптоматическую и каузальную коррекцию.

Симптоматическая коррекция — это коррекция симптомов, которая предполагает кратковременное воздействие для того, чтобы снять острые симптомы отклонений в развитии, мешающих перейти к коррекции каузального типа.

Каузальная коррекция направлена на причины и источники отклонений в развитии. Этот вид коррекции является более длительным по времени и требует существенных усилий. При этом каузальная коррекция является более эффективной, так как одни и те же симптомы часто могут иметь абсолютно разную природу, причины, а также психологическую структуру нарушений.

В зависимости от содержания выделяется психологическая коррекция познавательной сферы личности, аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, а также коррекция межличностных отношений, внутригрупповых и детско-родительских отношений.

Выделяют две основные формы проведения психокоррекционной работы — групповая и индивидуальная. Групповая психокоррекция — это не самостоятельное направление психокоррекции, а лишь специфическая ее форма. При ее использовании основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где в качестве такого инструмента выступает только сам психолог.

Групповая психологическая коррекция основана на том, что психолог здесь работает одновременно с целой группой лиц, имеющих сходные проблемы. Основной эффект данной формы психокоррекции достигается путем межличностного взаимодействия и взаимопонимания. При работе с некоторыми проблемами именно данная форма является наиболее эффективной. Для достижения необходимого результата очень важно знать и учитывать при построении работы группы основные особенности групповой психологической коррекции, принципы и методы ее проведения, осноные фазы групповой коррекции, принципы комплектования группы и т.д. Данная форма требует тщательной подготовки психолога.

Программа психологической коррекции составляется, как правило, на основании результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается в своей деятельности психолог.

Разнообразные методы психологической коррекции формировались в рамках существующих психологических направлений, основными из которых считаются психоаналитическое, поведенческое, а также экзистенциально-гуманистическое Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 2000. — 712с.. Определенные, отличающиеся друг от друга, методологии этих направлений, различные представления о модели «здорового», «нормального» человека влекут за собой различия в средствах и приемах психологической коррекции.

Таким образом, психологическая коррекция представляет собой специфическое направление деятельности практического психолога. Психологическая коррекция имеет ряд характерных особенностей и закономерностей, которые отличают ее от других видов деятельности и должны учитываться при ее осуществлении.

Источник: studbooks.net

Методы оказания психологической помощи

Все мы рано или поздно нуждаемся в психологической поддержке, ведь жизненные трудности, с которыми не получается справиться самостоятельно, могут настигнуть нас в любой момент. Более того, сложные ситуации и наши реакции на них имеют свойство повторяться, и тогда следует раз и навсегда разобраться с первопричиной расстройств.

Давайте подробнее рассмотрим методы психологической помощи и подумаем, кому и когда она нужна.

Понятие психологической помощи: какой она бывает?

Психологическая помощь предполагает дать человеку информацию о его психоэмоциональном состоянии, выявить причины и механизмы возникновения определенных психологических реакций на основе диагноза и симптомов, а также активно воздействовать на психику с целью гармонизировать психику и здоровье и улучшить качество жизни.

Такую помощь оказывают профессиональные психотерапевты, владеющие определенными знаниями и личностными качествами.

Психологическая помощь зависит от конкретного случая и может быть:

  • неотложной (при острых панических состояниях, опасности суицида, шока, насилия, непоправимого горя) или отсроченной (при длительных трудностях хронического характера);
  • краткосрочной или продолжительной (в зависимости от характера стресса, депрессии и кризисного состояния пациента);
  • индивидуальной или групповой (в зависимости от исходной проблемы и финальных задач).

Кому может помочь психолог?

Ученые психологи говорят о том, что симптомы кризисов зависят от тяжести пережитого события, но их природа идентична и подразумевает изменение психики человека вне зависимости от того, перенес ли он непоправимую катастрофу или потерял смысл жизни. В любом случае реабилитация начинается с понимания первопричины проблемы и стабилизации эмоционального состояния.

Психологическая помощь требуется людям с разными нервными, тревожными и психическими нарушениями и людям здоровым, которые в данный момент переживают сложные жизненные обстоятельства или находятся в кризисной, шоковой, стрессовой, конфликтной ситуации.

Как помочь себе самому?

Если вы чувствуете, что способны сами выбраться из сложной психологической ситуации, можно приложить некоторые усилия и помочь себе самому. Рассказываем, как это сделать.

  1. При помощи литературы по психологии изучайте свою психику, выявляйте сильные и слабые стороны.
  2. Не забывайте наблюдать за собой, контролируйте возникающие мысли и поведение на происходящие жизненные события, анализируйте свои реакции.
  3. Помните, что прочитать несколько статей, чтобы научиться корректировать свой эмоциональный фон, недостаточно. Необходимо применять полученную информацию к своему случаю, только тогда вы достигнете результатов.
  4. Наш обучающий курс даст реальный шанс не только самому справиться с кризисной ситуацией, но и возможность получить новую профессию и помогать другим людям в их сложностях, работая психологом-консультантом.
Читайте также:
Программа houdini для чего

Путь исследования самого себя – увлекателен и интересен, заставляет увидеть свою личность в новом свете, учит лучше понимать как себя, так и других людей.

Доверьте себя профессионалам! Виды и методы психологической помощи

Профессиональная психологическая помощь проводится опытными психологами, психотерапевтами, консультантами, которые имеют образование в этой области, владеют специальными знаниями, проводят диагностику психологического состояния пациента, ставят цели, выбирают наиболее эффективные виды и методы воздействия.

Профессионалы оказывают действие на психику клиента при помощи:

  • психологического консультирования (проводится для формирования ценностей, позиции, взгляда на жизнь);
  • психологической коррекции (ставит своей целью выработать навыки деятельности психики, которые поспособствуют оздоровлению, личностному росту и гармоничной адаптации в социуме);
  • психотерапии (имеет задачу купировать патологические симптомы психики и помочь пациенту достигнуть равновесия в психическом и физическом состоянии);
  • профилактики (задача – дать здоровым людям навыки и техники предотвращения нервных, психических и соматических заболеваний, способы для облегчения реакций на травмирующие события).

Для оказания психологической помощи специалисты используют следующие методы:

  1. воздействие на интеллект (основано на логическом мышлении, дает пациенту важную информацию для решения его проблем);
  2. воздействие на эмоции (включает техники эмоциональной поддержки, такие как сочувствие, сопереживание, участие в проблеме, на этом этапе важным будет и физический контакт – обнять или взять за руку);
  3. воздействие на поведение (обучение клиента другому мышлению, поведению и, соответственно, приобретение новых реакций на свои чувства и окружающие события).

В процессе консультации коррекционному специалисту необходимо соблюдать следующие правила:

  • слушать рассказ клиента без осуждения;
  • выказывать искреннее желание помочь в проблеме;
  • со всей серьезностью принимать ощущения, мысли и страхи клиента;
  • не торопить пациента с кардинальными действиями по решению проблемы;
  • дать пострадавшему всю информацию о том, что его состояние (бессонница, психосоматика, отсутствие аппетита) является нормальным и соответствует пережитым событиям.

Источник: ncrdo.ru

Программа коррекционно -развивающей работы педагога-психолога

Психологическое сопровождение ребенка в школе преимущественно осуществляется следующими средствами: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучении, создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Текстом Картинками

Программа коррекционно -развивающей работы педагога-психолога Васильевой О. Ф.

Психологическое сопровождение ребенка в школе преимущественно осуществляется следующими средствами: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучении, создание социально-психологических условий для развития личности детей и их успешного обучения, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Участники программы — ученики, родители, учителя и т.д.

ЦЕЛЬ: Содействие психическому и личностному развитию детей,коррекция имеющихся у учащихся недостатков.

ЗАДАЧИ: 1. Диагностировать и проводить коррекцию познавательных процессов и межличностных отношений учащихся, определять уровень ближайшего развития ребёнка.

2.Коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

3.Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности.

4. Проводить работу по снятию агрессии у учащихся и воспитывать у них чувство толерантности.

5. Проводить игровые, тренинговые коррекционно-развивающие занятия.

6. Поддерживать связь с родителями учащихся, налаживать совместную работу по психолого-педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса.

7,Организовать индивидуальные коррекционные занятия с учащимися школы.

Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с педагогами, муз. руководителем, родителями.

4.Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка , который является личностно-значимым для ребенка.

Методы и формы работы:

Игротерапия .В процессе игры формируется активное взаимодействие учащегося с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки, формированию позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы учащегося.

Релаксация – в зависимости от состояния учащегося используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания учащегося. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

Формы и методы работы с родителями и педагогами:

Основные виды деятельности:

1. Психологическая диагностика.

2. Психологическая коррекция и развитие.

3. Психологическое просвещение и профилактика

4. Психологическое консультирование

5. Организационно-методическая работа

Система диагностических минимумов :

Обследование учеников на этапе адаптации в школьной среде:

— ЦТО (Цветовой тест отношений) А.М Эткинда);

— Диагностика уровня социально-педагогической запущенности (Р.В Овчарова);

— Комплекс методик на диагностику: памяти, внимания, мышления)

— Прогрессивные матрицы Равенна;

— Запоминание цифр (Объем кратковременной памяти);

— Тест школьной тревожности Филипса;

— Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса;

— Тест «Субъективное время» классическая психофизиологическая проба;

— Анкета на эмоциональное отношение к школьным предметам.

— Карта интересов (А.Е Голомшток);

— Изучение мотивации достижения А Мехрабиан);

— Исследование самооценки (Дембо, Рубенштейн).

Диагностика личностных отклонений:

— Методика диагностики показателей и форм агрессии (Басса А);

— Диагностика предрасположенности к конфликтному поведению (Томас)

Тематика коррекционно-развивающих программ

​ занятия, способствующие развитию и коррекции произвольной регуляции эмоциональной и познавательной сферы.

1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Психологический институт РАО. Под редакцией Дубровина.

2. 2. А.Л Виноградова. Развитие базовых познавательных функций с помощью игр, адаптированных занятий.

3. Н.В Коноваленко. «Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет» Практикум для педагогов-психологов и логопедов.

4. Программа тренинговых занятий для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста «ПРОГОНИМ ГНЕВ».

Календарно-тематический план

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru