Программа психологического сопровождения пример

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества «Росинка»

ПРОГРАММА

психолого – педагогического сопровождения детского отдыха в

ЗОЛ «Солнечная поляна»

«РАВНОВЕСИЕ»

(для детей от 6 до 17 лет, срок реализации 21 день)

г. Гороховец, 2017

Паспорт программы

  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  • Закон об образовании РФ от 22.08.04г. N 122-ФЗ;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Семейный кодекс РФ (8.12.1995 г.);
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» N 124 -ФЗ от 24 июля 1998г., принятый Государственной Думой 3 июля 1998г., одобренный Советом Федерации 9 июля
  • ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (с изменениями от 13 января 2001 г.)
  • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636.
  • Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации . Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 № 7.
  • Инструктивное письмо департамента образования Владимирской области руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса» от 22 марта 2010 г. №ДО- 11268-04-07
  • Создание благоприятных психологических условий с целью снижения уровня тревожности у детей и подростков;
  • Коррекция внутриличностного и межличностного общения
  • Повышение уровня социально-психологической компетенции подростков
  • Принцип полного равенства всех, невзирая на пол, национальность, расу, кастовую или государственную принадлежность;
  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
  • Принцип уникальности личности – признание индивидуальности ребенка.
  • Принцип взаимодействия – деятельность психолога, воспитателей и администрации построена на взаимодействии, которое направлено на достижение общей педагогической цели;
  • Принцип конфедициальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы не подлежит разглашению.

– Основной период (проведение мероприятий по адаптации ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря, выявление личностных особенностей детей, контроль и коррекция психологического климата в отрядах, коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома. Индивидуальная работа с выявленным контингентом).

2023-04-26 Методическое сопровождение психологической службы общеобразовательной организации

  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков
  • приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности
  • повышение уровня социально-психологической компетенции подростков
  • Письменная и устная рефлексия на занятиях.
  • Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников жизнью в летнем оздоровительном лагере.
  • Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний оздоровительный лагерь и на момент завершения смены

Пояснительная записка

Нутритивное сопровождение программ профилактики преждевременного старения

Одной из актуальных проблем современного общества является быстрое распространение различных форм деструктивного поведения среди детей и подростков (аддиктивность, интолерантность, агрессивность и др.). Средством предотвращения этих явлений в детско-молодежной среде является их первичная профилактика, т.е. формирование комплекса социальных, образовательных, психологических и медицинских мер, ориентирующих ребенка, молодого человека в основных вопросах его личностного и социального развития, предупреждающих формирование асоциальных моделей поведения.

Несмотря на серьезные меры, предпринимаемые органами и учреждениями различной ведомственной подчиненности в области профилактики асоциальных явлений в детско-молодежной среде, уровень их распространенности продолжает оставаться довольно высоким. Особенно актуальна профилактическая деятельность в летний период, когда ослабевает, либо прекращается воспитательное влияние образовательных учреждений.

Цель программы : Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в ЗОЛ «Солнечная поляна».

Задачи программы:

  • Создание благоприятных психологических условий с целью снижения уровня тревожности у детей и подростков;
  • Коррекция внутриличностного и межличностного общения
  • Повышение уровня социально-психологической компетенции подростков

Основные направления работы:

  • Психолого-педагогическая диагностика;
  • Коррекционно-развивающее направление;
  • Профилактическое направление;
  • Психологическое консультирование;
  • Просветительская работа;
  • Проектная деятельность;
  • Организационно-методическая работа

Методики психолого-педагогической диагностики в лагере:

Используемые методики отвечают следующим требованиям:

  • простота и процедурная доступность для педагога и психолога;
  • непродолжительность по времени и не утомительны для детей;
  • наличие элементов занимательности

Программа составлена из расчета 9 часов в неделю – на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с детьми; на консультационную работу с педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в загородном оздоровительном лагере.

Читайте также:
Задание 6 ниже приведена программа записанная на пяти языках программирования

Остальное время, в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени, приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с детьми; обработку, анализ полученных результатов; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями детей; организационно-методическую деятельность (повышение профессиональной компетентности, самообразование, заполнение аналитической и отчетной документации и др. (Основание: письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»).

Участники программы – учащиеся школ города и района в возрасте 7-15 лет, воспитанники приюта, несовершеннолетние из неблагополучных, а так же малообеспеченных семей, дети «группы риска».

Программа рассчитана на 21 день смены, то есть является краткосрочной.

Механизм реализации программы:

Выделяется четыре основных этапа (периода) летней кампании:

Подготовительный этап (от 14 до 21 дня до начала лагерной смены): обеспечение загородного оздоровительного лагеря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологического сопровождения детей и подростков в рамках одной лагерной смены.

Организационный период (II этап) (с 1-го по 6-ой день от начала смены): адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря, выявление личностных особенностей детей.

Основной период (III этап) (с 7-го по 18-ый день от начала смены) : контроль и коррекция психологического климата в отрядах. Коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома. Активное , но тактичное вовлечение ребенка в межличностные отношения во временном детском коллективе для развития его социально-коммуникативных качеств и умений, умений жить в группе и соотносить личные интересы с групповым

Итоговый период (IV этап) (с 19-го по 21-ый день от начала смены): повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, реадаптация детей к возвращению домой.

Формы контроля:

  • Письменная и устная рефлексия на занятиях.
  • Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников жизнью в летнем оздоровительном лагере.
  • Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний оздоровительный лагерь и на момент завершения смены.

Методическое обеспечение программы:

– методические рекомендации по организации летнего отдыха, воспитательной и творческой работе;

– программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в ЗОЛ «Солнечная поляна»;

– сборники проведения тренингов и психологических игр;

Ожидаемые результаты:

  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков
  • приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности
  • повышение уровня социально-психологической компетенции подростков

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Источник: xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai

Примерная программа психологического сопровождения ребенка с задержкой психического развития

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

в освоении основной программы дошкольного образования,

коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,

их социальную адаптацию.

В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Таким образом, программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Цели программы:

создание системы комплексного психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии , их социальной адаптации.

создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Задачи программы:

— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

Читайте также:
Температура видеокарты программа aida64

— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного бразования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Ожидаемый результат:

создана система комплексного психолого — педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии , их социальной адаптации.

созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Реализация программы осуществляется на основе принципов:

1. Принцип гуманизма — веры в возможности ребенка.

Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком — вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

2. Принцип системности.

Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми , имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.

Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

3. Принцип непрерывности.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Принцип реальности.

Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

5. Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.

Даже при использовании групповых форм работы коррекционно- развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.

7. Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

Этапы реализации программ

Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), период реализации: сентябрь- октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность), период реализации: октябрь- декабрь. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Период реализации: январь, май. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период реализации: февраль- апрель. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Читайте также:
Как настроить программы на телевизоре Филипс старого образца

Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:

Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.

Направления коррекционно-развивающей деятельности

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает:

Содержание деятельности в ОУ

Ответственные

Сроки проведения

Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.

Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение углубленного диагностического обследования

Источник: intolimp.org

План работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса на 2020-2021 учебный год

Цель: оказание психологической помощи участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, способствование созданию оптимальных условий для реализации права каждого ребенка на полноценное познавательное и личностное развитие, психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.

1. Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;

2. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка: помощь (содействие) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

3. Способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;

4. Содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;

5. Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1класс и переходе на каждую новую ступень обучения в школе.

6. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 8-10 классов в профессиональном самоопределении.

7. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-11 классов при подготовке к экзаменам.

8. Распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Работа педагога-психолога в гимназии осуществляется по следующим направлениям:

1. Диагностическое;

Диагностика- психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода обучения:

1 классы- адаптация к школе;

4 классы- готовность перехода в среднее звено;

5 классы- адаптация к среднему звену;

8 классы- наиболее острый период подросткового возраста;

9 и 11 классы- профориентационная работа, подготовка к экзаменам.

Проводится диагностическая работа по практическому запросу педагога или родителя (законного представителя) учащегося.

2. Коррекционно-развивающее;

Коррекционно- развивающая работа педагога- психолога состоит в устранении проблем психического, личностного развития учащегося и в развитии его способностей. Педагог-психолог проводит развивающие занятия с детьми разных возрастных категорий:

1-4 классы- развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству;

5-6 классы- адаптация учащихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, развитие социальных умений, общения со сверстниками и взрослыми.

7-8 классы- формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепления чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научения способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.

9-11 классы- формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.

3. Консультирование;

Психологическое консультирование- помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родителя (законные представители).

4. Просветительское;

Психологическое просвещение- приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуры.

Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологии в построении психологического процесса и может осуществляться педагогом- психологом в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, стендовая информация и др.).

5. Организационно-методическое.

Методическая работа педагога-психолога в школе включает в себя: оформление документации, изучении психолого-педагогической литературы, участие в окружных мероприятиях, добровольное участие в курсах повышения квалификации, разработка рабочих программ, заседание предметных методических объединений.

Вид деятельности

Планируемые мероприятия

Источник: gimnaz06.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru