Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества «Росинка»
ПРОГРАММА
психолого – педагогического сопровождения детского отдыха в
ЗОЛ «Солнечная поляна»
«РАВНОВЕСИЕ»
(для детей от 6 до 17 лет, срок реализации 21 день)
г. Гороховец, 2017
Паспорт программы
- Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
- Закон об образовании РФ от 22.08.04г. N 122-ФЗ;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Семейный кодекс РФ (8.12.1995 г.);
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» N 124 -ФЗ от 24 июля 1998г., принятый Государственной Думой 3 июля 1998г., одобренный Советом Федерации 9 июля
- ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (с изменениями от 13 января 2001 г.)
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636.
- Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации . Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 № 7.
- Инструктивное письмо департамента образования Владимирской области руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса» от 22 марта 2010 г. №ДО- 11268-04-07
- Создание благоприятных психологических условий с целью снижения уровня тревожности у детей и подростков;
- Коррекция внутриличностного и межличностного общения
- Повышение уровня социально-психологической компетенции подростков
- Принцип полного равенства всех, невзирая на пол, национальность, расу, кастовую или государственную принадлежность;
- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
- Принцип уникальности личности – признание индивидуальности ребенка.
- Принцип взаимодействия – деятельность психолога, воспитателей и администрации построена на взаимодействии, которое направлено на достижение общей педагогической цели;
- Принцип конфедициальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы не подлежит разглашению.
– Основной период (проведение мероприятий по адаптации ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря, выявление личностных особенностей детей, контроль и коррекция психологического климата в отрядах, коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома. Индивидуальная работа с выявленным контингентом).
2023-04-26 Методическое сопровождение психологической службы общеобразовательной организации
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков
- приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности
- повышение уровня социально-психологической компетенции подростков
- Письменная и устная рефлексия на занятиях.
- Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников жизнью в летнем оздоровительном лагере.
- Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний оздоровительный лагерь и на момент завершения смены
Пояснительная записка
Нутритивное сопровождение программ профилактики преждевременного старения
Одной из актуальных проблем современного общества является быстрое распространение различных форм деструктивного поведения среди детей и подростков (аддиктивность, интолерантность, агрессивность и др.). Средством предотвращения этих явлений в детско-молодежной среде является их первичная профилактика, т.е. формирование комплекса социальных, образовательных, психологических и медицинских мер, ориентирующих ребенка, молодого человека в основных вопросах его личностного и социального развития, предупреждающих формирование асоциальных моделей поведения.
Несмотря на серьезные меры, предпринимаемые органами и учреждениями различной ведомственной подчиненности в области профилактики асоциальных явлений в детско-молодежной среде, уровень их распространенности продолжает оставаться довольно высоким. Особенно актуальна профилактическая деятельность в летний период, когда ослабевает, либо прекращается воспитательное влияние образовательных учреждений.
Цель программы : Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в ЗОЛ «Солнечная поляна».
Задачи программы:
- Создание благоприятных психологических условий с целью снижения уровня тревожности у детей и подростков;
- Коррекция внутриличностного и межличностного общения
- Повышение уровня социально-психологической компетенции подростков
Основные направления работы:
- Психолого-педагогическая диагностика;
- Коррекционно-развивающее направление;
- Профилактическое направление;
- Психологическое консультирование;
- Просветительская работа;
- Проектная деятельность;
- Организационно-методическая работа
Методики психолого-педагогической диагностики в лагере:
Используемые методики отвечают следующим требованиям:
- простота и процедурная доступность для педагога и психолога;
- непродолжительность по времени и не утомительны для детей;
- наличие элементов занимательности
Программа составлена из расчета 9 часов в неделю – на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с детьми; на консультационную работу с педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в загородном оздоровительном лагере.
Остальное время, в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени, приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с детьми; обработку, анализ полученных результатов; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями детей; организационно-методическую деятельность (повышение профессиональной компетентности, самообразование, заполнение аналитической и отчетной документации и др. (Основание: письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»).
Участники программы – учащиеся школ города и района в возрасте 7-15 лет, воспитанники приюта, несовершеннолетние из неблагополучных, а так же малообеспеченных семей, дети «группы риска».
Программа рассчитана на 21 день смены, то есть является краткосрочной.
Механизм реализации программы:
Выделяется четыре основных этапа (периода) летней кампании:
Подготовительный этап (от 14 до 21 дня до начала лагерной смены): обеспечение загородного оздоровительного лагеря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологического сопровождения детей и подростков в рамках одной лагерной смены.
Организационный период (II этап) (с 1-го по 6-ой день от начала смены): адаптация ребёнка к условиям и особенностям летнего лагеря, выявление личностных особенностей детей.
Основной период (III этап) (с 7-го по 18-ый день от начала смены) : контроль и коррекция психологического климата в отрядах. Коррекция отрицательных психических состояний, вызванных длительным отсутствием дома. Активное , но тактичное вовлечение ребенка в межличностные отношения во временном детском коллективе для развития его социально-коммуникативных качеств и умений, умений жить в группе и соотносить личные интересы с групповым
Итоговый период (IV этап) (с 19-го по 21-ый день от начала смены): повышение дисциплинированности, анализ происшедших перемен, реадаптация детей к возвращению домой.
Формы контроля:
- Письменная и устная рефлексия на занятиях.
- Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников жизнью в летнем оздоровительном лагере.
- Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний оздоровительный лагерь и на момент завершения смены.
Методическое обеспечение программы:
– методические рекомендации по организации летнего отдыха, воспитательной и творческой работе;
– программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в ЗОЛ «Солнечная поляна»;
– сборники проведения тренингов и психологических игр;
Ожидаемые результаты:
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков
- приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности
- повышение уровня социально-психологической компетенции подростков
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Источник: xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai
Примерная программа психологического сопровождения ребенка с задержкой психического развития
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
в освоении основной программы дошкольного образования,
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,
их социальную адаптацию.
В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» (в дальнейшем ОВЗ) — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Таким образом, программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы.
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Цели программы:
создание системы комплексного психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии , их социальной адаптации.
создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи программы:
— выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
— осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного бразования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Ожидаемый результат:
создана система комплексного психолого — педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии , их социальной адаптации.
созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Реализация программы осуществляется на основе принципов:
1. Принцип гуманизма — веры в возможности ребенка.
Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком — вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
2. Принцип системности.
Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми , имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.
Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
3. Принцип непрерывности.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Принцип реальности.
Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
5. Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.
6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.
Даже при использовании групповых форм работы коррекционно- развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.
7. Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.
Этапы реализации программ
Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), период реализации: сентябрь- октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность), период реализации: октябрь- декабрь. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Период реализации: январь, май. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период реализации: февраль- апрель. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:
Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.
Направления коррекционно-развивающей деятельности
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Диагностическая работа включает:
Содержание деятельности в ОУ
Ответственные
Сроки проведения
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.
Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение углубленного диагностического обследования
Источник: intolimp.org
План работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса на 2020-2021 учебный год
Цель: оказание психологической помощи участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения, способствование созданию оптимальных условий для реализации права каждого ребенка на полноценное познавательное и личностное развитие, психолого-педагогическая поддержка всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.
1. Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
2. Предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка: помощь (содействие) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
3. Способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;
4. Содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;
5. Обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при поступлении в 1класс и переходе на каждую новую ступень обучения в школе.
6. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 8-10 классов в профессиональном самоопределении.
7. Психологическое сопровождение и помощь учащимся 9-11 классов при подготовке к экзаменам.
8. Распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Работа педагога-психолога в гимназии осуществляется по следующим направлениям:
1. Диагностическое;
Диагностика- психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода обучения:
1 классы- адаптация к школе;
4 классы- готовность перехода в среднее звено;
5 классы- адаптация к среднему звену;
8 классы- наиболее острый период подросткового возраста;
9 и 11 классы- профориентационная работа, подготовка к экзаменам.
Проводится диагностическая работа по практическому запросу педагога или родителя (законного представителя) учащегося.
2. Коррекционно-развивающее;
Коррекционно- развивающая работа педагога- психолога состоит в устранении проблем психического, личностного развития учащегося и в развитии его способностей. Педагог-психолог проводит развивающие занятия с детьми разных возрастных категорий:
1-4 классы- развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству;
5-6 классы- адаптация учащихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, развитие социальных умений, общения со сверстниками и взрослыми.
7-8 классы- формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепления чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, научения способам самопознания, развитие коммуникативных навыков.
9-11 классы- формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.
3. Консультирование;
Психологическое консультирование- помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родителя (законные представители).
4. Просветительское;
Психологическое просвещение- приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуры.
Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологии в построении психологического процесса и может осуществляться педагогом- психологом в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, стендовая информация и др.).
5. Организационно-методическое.
Методическая работа педагога-психолога в школе включает в себя: оформление документации, изучении психолого-педагогической литературы, участие в окружных мероприятиях, добровольное участие в курсах повышения квалификации, разработка рабочих программ, заседание предметных методических объединений.
Вид деятельности
Планируемые мероприятия
Источник: gimnaz06.ru