Цель программы — оказание помощи детям и взрослым, обратившимся за решением своих психологических проблем.
Основные задачи:
1. Предоставление клиенту психологической информации, позволяющей глубже осознать себя и свое социальное окружение.
2. Поддержка положительной Я-концепции клиента.
3. Формирование у клиента способности решать проблемы, возникающие в его жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»
216240, Смоленская область, Демидовский район, д. Титовщина,
т./факс 8 (48147) 24120, 22137
«Рассмотрено» на заседании МС «Утверждаю»
Протокол № 3 от 21.05.2015 г. Директор СОГБУ СРЦН «Исток»
Председатель МС Мищенкова Н.А. Степанова Е.В.
Составитель: Ляхова Н.Н.
Произошедшие за последние годы открытия в различных областях привели к появлению особого вида деятельности, которое получило название консультирование. Практика помощи советом, консультацией, руководством, симпатией и ободрением (как неформально, так и профессионально), известна издревле.
Пример психологической консультации. Как преодолеть страх консультирования? Сессия-минутка
Суть современной практики консультирования состоит в попытке сделать эту помощь более эффективной, основываясь на знаниях о человеческом характере, его формировании и коррекции, что можно сделать только при помощи знания различных отраслей современной психологии. В настоящее время образовалась ниша, которую должны занять консультанты, прошедшие подготовку и имеющие необходимые черты характера, так как много людей нуждается в таком виде помощи, который не могут оказать врачи обычных специальностей. Если человек болен физически, ему нужен врач; если у человека душевная болезнь или он не может контролировать свои поступки, что может быть вызвано как органическими, так и психологическими причинами, такому человеку нужна помощь психиатра (врача, специализирующегося на заболеваниях нервной системы и обученного психотерапии); если же у человека личностные проблемы, которые можно считать психологическими, а не имеющими физические причины, то ему следует обратиться к консультирующему психологу или психотерапевту (не медику). Если человек молод и неопытен, ему нужно обучение, преподаватель.
Поле деятельности консультанта лежит между двух вышеописанных профессий, и он применяет часть методов каждого из них. Преподаватель имеет дело с «нормальными» индивидами и концентрируется на процессе роста и развития — интеллектуального, морального или религиозного. Консультирующий психолог работает главным образом над проблемами коррекции, или перевоспитания, индивида, имеющего серьезные трудности в приспособлении к окружающей среде и нуждающегося в продолжительном лечении. Как бы то ни было, провести четкую грань между потребностями индивида в «воспитании» и соответственно «перевоспитании» невозможно. Корректирующие и дисциплинарные проблемы являются «статистически нормальной» частью профессии учителя, а консультирующий психолог использует в большей или меньшей степени положительные образовательные методики в соответствии с потребностями конкретной ситуации.
Психологическое консультирование. Как проходит, роли, задачи, типовые проблемы и этапы работы.
Актуальность данной программы объясняется с одной стороны неодинаковой профессиональной подготовкой консультантов, их принадлежностью к разным психологическим школам; с другой — тем, что в ходе проблемно — ориентированного консультирования процесс решения проблем клиентов подчинен единому алгоритму независимо от теоретической школы, к которой принадлежит психолог; позволяет использовать для психокоррекции самые разнообразные техники.
Это дает основание рассматривать программу в качестве методического ориентира при решении очень широкого круга проблем.
Концептуально проблемно-ориентированный подход строится на положении о том, что всесторонний анализ психологических проблем клиента является существенным моментом в процессе поиска путей их решения и преодоления психологических затруднений.
Психологическая проблема — это совокупность психологических трудностей клиента, дисгармоничное состояние его психики, вызванное определенными противоречиями в развитии, создающее психическое напряжение и причиняющее страдания, от которых он хотел бы избавиться. Это: конфликты и их последствия, трудности в общении, болезненные душевные переживания, неудовлетворенность собой или кем-то и многое другое.
Основным методом проблемно — ориентированного консультирования выступает проблемный анализ, базирующийся на предположении, что каждая психологическая проблема человека имеет свой генезис, обусловленный как неопределенностью, спонтанностью, непредсказуемостью, так и детерминантами, имеющими соответствующие причины и закономерности. Установление этих причин и закономерностей, поиск путей преодоления их патогенного воздействия является важным фактором успешного решения проблемы
Дифференциация и четкое осознание психологом всех ступеней проблемного анализа способствует правильной идентификации проблем клиента, определению наиболее целесообразной очередности их проработки.
Цель программы — оказание помощи детям и взрослым, обратившимся за решением своих психологических проблем.
- Предоставление клиенту психологической информации, позволяющей глубже осознать себя и свое социальное окружение.
- Поддержка положительной Я-концепции клиента.
- Формирование у клиента способности решать проблемы, возникающие в его жизни.
Программа может быть использована при работе практически с любой категорией клиентов. В зависимости от возраста детей и личных предпочтений психолога меняются диагностические психокоррекционные средства.
Условия проведения: консультирование проводится в отдельном кабинете, имеющем стол для психолога и стулья для всех участников консультативной встречи.
Программа основана на теоретическом материале Кузьминой Тамары Дмитриевны.
I этап: Анализ содержания жалобы клиента
На этом этапе работы происходит знакомство и установление контакта с клиентом, определение того, кто, на что и почему жалуется, как он это делает. Тщательно исследуются все структурные элементы жалобы такие как:
1.Субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется) локус жалобы. Задача состоит в том, чтобы понять, как клиент переживает возникшие трудности; в ком, либо в чем он видит источник своих проблем. Иногда возникает необходимость переориентировать локус жалобы клиента в сторону большей адекватности и реалистичности ожиданий.
2.Самодиагноз. Интерпретация клиентом происхождения и развития переживаемых проблем и трудностей закладывает основу для формирования предварительного психологического диагноза, но нередко она изобилует заблуждениями, не соответствует действительности и нуждается в уточнении путем сбора дополнительной информации
Источник: nsportal.ru
Образец составления программы работы с консультативным случаем
Ситуация. Женщина средних лет, мать-одиночка, жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит.
Задание. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
Анализ ситуации. Психолог должен проводить консультацию с мамой и ребенком отдельно.
На консультации с девочкой в первую очередь надо провести беседу на тему взаимоотношений с мамой. Провести опросник мотивации избегания неудач Т. Элерса, для выявления критических моментов в учебной деятельности. Возможна диагностика личности с помощью теста по определению социально-психологического типа личности. Узнать у девочки причины отсутствия доверительных отношений с мамой, порекомендовать больше времени уделять интересам мамы.
На консультации с мамой нужно поговорить об особенностях данного возраста дочери, объяснить, что сейчас у нее переходный возраст и ей требуется особое внимание. Порекомендовать ориентироваться только на позитивные моменты в общении с дочерью, отмечать в ней самые лучшие качества характера, не высмеивать первое чувство любви у взрослеющего подростка. Принимать активное участие в жизни дочери: вместе посещать каток, отдыхать на море, на природе, знать круг общения дочери, не осуждать ее выбор. Приглашать как можно чаще ее друзей к себе в гости. Построить свое поведение таким образом, чтобы вызвать доверие дочери.
С курением бороться следующими методами: а) показать личный пример — отказаться от вредных привычек; б) совместно посмотреть фильмы о вреде курения; 4 в) читать газетные хроники о смерти молодых людей по причине рака легких; г) занять все свободное время девочки дополнительными занятиями (кружок танцев; спортивная секция; д) познакомить с теми знакомыми или родственниками, кто смог победить тягу к курению); е) премировать ребенка материальным вознаграждением за отказ от курения (на неделю, затем на месяц, потом на год).
Назначить повторную встречу с мамой через неделю.
Источник: ozlib.com
Психологическое консультирование. пример психологической консультации. Пример консультации психолога как это может быть у вас
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 27.39 Kb.
Пример консультации психолога — как это может быть у вас
Волноваться перед встречей с консультантом нормально. Вам предстоит не только познакомиться с новым человеком, но и поделиться с ним личным, сокровенным и наболевшим. Это стресс. Однако не стоит переживать — консультант понимает ваше состояние и обладает знаниями и навыками, чтобы поддержать вас и повести беседу в нужное русло. А мы сегодня расскажем, как обычно проходит первая встреча.
Пример консультаций психолога: диалог с клиентом
- знакомство;
- основная часть;
- завершение.
Начало консультации
Вы заходите в кабинет эксперта или связываетесь с ним онлайн. Затем он здоровается с вами, представляется и спрашивает, как ему обращаться к вам. В будущем специалист будет использовать именно ту форму обращения, которую вы назовете. Затем эксперт предложит вам рассказать о том, что беспокоит. Пример диалога (история выдумана, любые совпадения имен или запросов из реальной практики случайны):
— Меня зовут Алексей. Как мне к вам обращаться?
— Меня зовут Марина.
— Приятно познакомиться, Марина. Наша встреча продлится 60 минут, за это время я постараюсь понять вашу проблему, и мы вместе наметим план ее решения. Расскажите, пожалуйста, что привело вас ко мне.
— Даже не знаю, с чего начать.
— Понимаю, вам тяжело говорить об этом. Поделитесь тем, что беспокоит прямо сейчас. О чем вы хотите поговорить? Все что вы расскажете, останется в этом кабинете.
— Я плохо сплю. Что-то тревожит меня, но я и сама не знаю, что.
Прочитайте нашу статью о том, как перестать стесняться психотерапевта и научиться говорить о личном →
- «Как добрались? Легко ли нашли кабинет?»
- «Вам удобно?»
- «Позвольте, я расскажу вам о том, как пройдет наша встреча».
- «Позвольте уточнить»;
- «То есть, вы имеете в виду, что …»;
- «Я правильно вас понял …?».
Основная часть
пример диалога психолога и клиента на консультации
- «Как давно это беспокоит?»
- «Вы уже предпринимали что-то для решения ситуации? Если да, то что именно?»
- «Случалось ли подобное раньше?»
- «Удавалось ли вам справляться с этими трудностями?»
- «У вас есть тот, кто поддерживает вас?».
— Марина, когда начались проблемы со сном?
— Примерно месяц назад.
— Месяц назад у вас происходили какие-то серьезные изменения?
— Мы с мужем готовимся к рождению малыша. Точнее, мы уже давно к этому готовы, прошли обследования, сейчас перешли в «активное наступление». Я не считаю, что это серьезные перемены, ведь я еще даже не беременна. Но кроме этого ничего не менялось.
— Я понял вас. В таком случае, скажите, пожалуйста, за этот месяц тревога часто посещала вас?
— Это случается не каждую ночь. Иногда я очень крепко сплю и без труда засыпаю, высыпаюсь. В другие ночи у меня не получается заснуть — что-то тревожит.
— С чем это связано, на ваш взгляд? Что отличает дни, в которые вы плохо спите, от других?
— Вы упомянули, что вместе с супругом готовились к беременности. У вас или вашего партнера есть какие-то ограничения или трудности в этой сфере?
— Нет. Просто мы оба считаем, что зачатие должно быть осознанным. Мы здоровы. Это было обычное медицинское обследование. Еще мы оба перешли на ЗОЖ: правильное питание, спорт.
Ничего особенного.
— Какие эмоции вы испытываете, думая о беременности?
— Радость и небольшой страх.
— Я понимаю вас. Рождение ребенка — это стресс. Перемены всегда пугают. Как вы считаете, ваш страх состоит только из этого или есть что-то еще?
— Иногда мне кажется, что я не справлюсь. Это такая ответственность. Но я тут же успокаиваю себя, напоминаю о том, что я читаю книги о материнстве, что рядом со мной крепкое плечо и так далее. Не думаю, что плохой сон как-то связан с этим.
Продолжение диалога ниже — в завершающей части встречи. Специалист спрашивает только о том, что важно для решения запроса. Он распутывает вашу ситуацию, как клубок ниток, и позволяет увидеть главное. Доверьтесь эксперту. Рассказывайте все честно. Помните, что консультант действует в ваших интересах и руководствуется принципом «не навреди». По возможности будьте активны.
Психотерапия — это двусторонний процесс. Согласно исследованию от Американской психологической ассоциации, успех терапии зависит от характера отношений клиента и эксперта. Стремитесь к сотрудничеству, партнерству, созданию терапевтического альянса .
Подведение итогов
пример завершения психологической консультации
Консультант повторяет главные мысли: «Сегодня мы с вами выяснили …». Затем он запрашивает обратную связь: «Что вы вынесли для себя из сегодняшней встречи?», «Как вы себя чувствуете?», «Насколько наша встреча оправдала ваши ожидания?». И предлагает продолжить на следующей сессии. Перед тем как попрощаться с вами, консультант даст рекомендацию или инструмент для самопомощи.
Например, порекомендует вести дневник эмоций и расскажет, как правильно его заполнять. Или познакомит с упражнением, снижающим тревожность и помогающим расслабиться. Консультант подберет практический материал индивидуально, конкретно под ваш случай.
Вариант завершения сессии Марины:
— Понял вас. Что ж, время нашей встречи подходит к концу. Давайте подведем итоги. Нам с вами необходимо понять, почему вы плохо спите, в какие моменты переживания становятся особенно сильными, что ослабляет и усиливает тревогу. Вы согласны с этим, Марина?
— Для этого я предлагаю вам вести дневник наблюдений. Тезисно расписывайте каждый день, отмечайте важное и интересное, описывайте свои эмоции, особенно состояние перед отбоем. Обязательно отмечайте дни с проблемным сном — у них точно есть что-то общее. На следующей встрече мы с вами вместе проанализируем эти записи. У вас остались ко мне вопросы?
— Тогда скажите, пожалуйста, как вы себя чувствуете? Что-то изменилось в ваших мыслях или эмоциях по сравнению с тем состоянием, которое было до сессии? Насколько встреча соответствовала вашим ожиданиям, какие ощущения от нее остались?
— Я чувствую себя лучше. Появилась надежда и даже уверенность, что получится избавиться от тревоги. И хотя еще непонятно, чем конкретно она вызвана, но появились ориентиры. Я осознаю, в каком направлении двигаться. Когда я шла на консультацию, то надеялась, что мне помогут, выслушают.
Так что, ожидания совпали с реальностью.
— Я понял вас. Что ж, спасибо за откровенность! Увидимся на следующей встречи.
Прочитайте нашу статью о том, как подготовиться к психотерапии и чего от нее ждать →
В психологическом консультировании стенограмма — это запись в тетради / набор на клавиатуре главных слов, реакций и действий участников на каждом из этапов сессии (аудио- или видеозапись сеанса разрешена только в том случае, если клиент дал письменное согласие на это). Что-то специалист записывает прямо в процессе беседы, а что-то — после. Чаще эксперты фиксируют главные мысли в виде таблицы, например, так:
Количество записей в каждом блоке не ограничено. Например, в основной части этой таблицы их явно будет больше, если продолжить развитие темы и сделать полное описание сессии. По объему записей, количеству и названиям столбцов единого шаблона тоже нет. Формат может быть другим: не таблица, а просто запись диалога с пометками о важных деталях (как протокол). Эксперт делает пометки для себя, чтобы не забыть и не упустить ничего важного, сделать терапию максимально эффективной. Как и другие материалы терапии, эти записи хранятся в строгой конфиденциальности .
Анализ психологической консультации: пример
анализ психологической консультации
- Основная информация об обратившемся. Имя, возраст, запрос и другие важные детали.
- Стенограмма сеанса психотерапии.
- Постановка гипотез и подбор техник для их проверки.
- Непосредственный анализ встречи: какие методы использовал консультант, что удалось, а что не получилось и почему.
- Выводы и практические рекомендации для самопомощи обратившегося.
- Исходные данные: Ваня, мужчина, 30 лет, руководитель отдела продаж.
- Запрос: бессилие и апатия, потеря смысла жизни. Хочет вернуть интерес и вкус к ней.
- Гипотеза: Ваня столкнулся с профессиональным эмоциональным выгоранием, которое отразилось на его жизни в целом. Выгорание связано с гиперответственностью и попытками контролировать все вокруг себя.
- Проверка гипотезы: я кое-что уточнил у Вани, и моя гипотеза пока подтверждается. Ваня активно идет на контакт, на следующей встрече мы разберемся в причинах его гиперответственности. Я собираюсь задать несколько вопросов о его детстве и семейной истории.
- Выводы: я доволен тем, как прошла встреча. Я порекомендовал Ване чаще прислушиваться к своим потребностям, искать скрытые выгоды — спрашивать себя «Зачем я снова выполняю чужую работу / перерабатываю?» и выполнять упражнение «Зона ответственности».
Источник: topuch.com