Программа психологического изучения семей задачи направления и методы диагностической работы

Содержание

В соответствии с принятым в отечественной психологической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.). Психологическое изучение семей требует привлечения достаточного числа диагностических методик в рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими задачами исследования используются как стандартизированные, так и нестандартизированные методики. С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надежности. Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:

  • избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметров субъекта исследования;
  • с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
  • получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.
  • в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;
  • наблюдение реализуется непрерывно;
  • запись проводится избирательно.
  • методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП);
  • тест М. Люшера.
  • свободным, когда беседа проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;
  • стандартизированным, когда тщательно регламентируется порядок проведения беседы;
  • частично стандартизированным, объединяющим первую и вторую формы.

Ограничение

Общий психологический практикум. Лекция 1. Предмет и задачи психологического практикума

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Психологическая помощь семье

1 Здесь и далее мы понимаем термин «ребенок с отклонениями в развитии» расширенно, имея в виду не только детский, но и подростковый и юношеский возраст.

Глава 3. Программа психологического изучения семей. Задачи, направления и методы диагностической работы

Технологии психологического изучения семьи

В соответствии с принятым в отечественной психологической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.).
Психологическое изучение семей требует привлечения достаточного числа диагностических методик в рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими задачами исследования используются как стандартизированные, так и нестандартизированные методики.

Читайте также:
Программа что игры не лагали

Психологическое консультирование. Как проходит, роли, задачи, типовые проблемы и этапы работы.


С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надежности.
Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:

  • избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметров субъекта исследования;
  • с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;
  • получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.

В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться известные методики, позволяющие изучить особенности заявленного предмета исследования (предметом исследования, например, могут быть межличностные отношения в семье ребенка с отклонениями в развитии). Перечень методик приводится ниже. Некоторые из них были нами адаптированы с учетом специфики изучаемого субъекта исследования (а именно семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии). Часть методик является авторской (см. Приложение 3).

На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение. Наблюдение — это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласия испытуемого на ее проведение. Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы ХХ в. М. Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:

Источник: www.phantastike.com

Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Данное пособие является первым специальным руководством, объединяющим психодиагностический инструментарий для изучения особенностей семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. В пособии представлены как теоретические, так и практические материалы, необходимые работникам специальных коррекционных учреждений, в первую очередь, специальным Психологам для осуществления комплексной диагностики семей данной категории.
В предлагаемом пособии обобщен многолетний опыт автора, связанный с работой по реабилитации семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими недостатками. Представлены как классические стандартизированные методики и общеизвестные диагностические приемы, адаптированные к особенностям изучаемого объекта, так и совершенно новые авторские разработки.
Пособие адресовано как студентам дефектологических и психологических факультетов, факультетов специальной психологии и специальной педагогики вузов, техникумов и колледжей, так и практическим работникам, психологам, дефектологам, учителям дошкольных и школьных специальных коррекционных образовательных учреждений, специалистам консультативных, психолого-медико-социальных и реабилитационных центров.
Глава.
1. Концепция психологического изучения семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Теоретические основы психологической диагностики семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Цели, задачи, принципы и направления психологической диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии.
Глава.
2. Нарушения взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений.
Особенности фрустрирующего воздействия нарушений развития ребенка на психоэмоциональное состояние его родителей.
Ценностные ориентации и мотивационные установки родтелей.
Основные варианты личностных особенностей родителей детей с ограниченными возможностями.
Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям-инвалидам и их семьям.
Глава.
3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Основные направления психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Методы исследования.
Экспериментальные методики.
Консультирование семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.
Схема психологического изучения семьи.
Психологическое заключение по результатам диагностики.
Приложение №.
1. Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
Приложение №.
2. Методики психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Читайте также:
Лучшие программы с обоями на Андроид

Смотрите также

Билеты по специальной психологии

  • формат docx
  • размер 82.13 КБ
  • добавлен 14 июня 2010 г.

24 вопроса. Специальная психология как наука. Разделы специальной психологии. Теоретическое и практическое значение специальной психологии. Предмет, задачи и методы специальной психологии. Связь со смежными дисциплинами. Общие и специфические закономерности аномального развития. Понятие «норма» и «аномальное развитие».

Теория Л. С. Выготского сложной структуры дефекта при аномальном развитии. Понятие «психический дизонтогенез». Психологические па.

Курсовая работа — Психологический климат семьи воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития

  • формат docx
  • размер 221.26 КБ
  • добавлен 15 мая 2011 г.

Введение. Анализ проблемы социально — психологического климата семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития. Проблема социально-психологического климата семьи, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития в работах зарубежных и отечественных авторов.

Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии в психолого-педагогической литературе. Методы изучения семьи. Эмпирическое.

Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика

  • формат doc
  • размер 2.27 МБ
  • добавлен 30 июня 2011 г.

М.: Издательский центр «Академия», 2003, 320с. Учебное пособие для высших учебных заведений. В учебном пособии изложены теоретико-методологические основы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии. Рассмотрен комплексный подход к изучению таких детей, объединяющий усилия врачей, педагогов, психологов, социальных работников. Раскрыты особенности психолого-педагогического изучения детей с различными нарушениями развития на.

Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

  • формат doc
  • размер 319.92 КБ
  • добавлен 23 августа 2010 г.

Психологические особенности семей воспитывающих умственно отсталых детей

  • формат doc
  • размер 211 КБ
  • добавлен 09 января 2011 г.

В Курсовой раскрыты такие темы как Умственная отсталость как психологическая проблема в современной психологии, Характеристика умственной отсталости, Особенности семей имеющих детей с нарушениями развития, Рекомендации по психологической помощи родителям имеющих детей с умственной отсталостью.

Читайте также:
Что такое программа вокалоид

Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога

  • формат pdf
  • размер 9.93 МБ
  • добавлен 24 ноября 2010 г.

М. , 2004. 184 с. В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. В конце пособия даны два приложения с материалом для педагогов в целях понимания создания ситуаций с детьми, и нагляд.

Ткачева В.В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии

  • формат pdf
  • размер 947.32 КБ
  • добавлен 30 июня 2011 г.

Статья из журнала «Коррекционная педагогика» 5-6 (11-12) 2005 г. В статье раскрывается теоретико-методологическое обоснование, структура и основные направления деятельности, психолого-просветительская работа с родителями, психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии,роль психолога в организации работы специалистов с родителями воспитанников.

Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

  • формат pdf
  • размер 4.2 МБ
  • добавлен 24 января 2011 г.

Издательство: УМК «Психология», 2006. — 320 стр. Данное пособие является первым специальным руководством, объединяющим психодиагностический инструментарий для изучения особенностей семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. В пособии представлены как теоретические, так и практические материалы, необходимые работникам специальных коррекционных учреждений, в первую очередь, специальным психологам для осуществления комплексной диагностики.

Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии

  • формат doc
  • размер 1.27 МБ
  • добавлен 20 ноября 2010 г.

М.: АСТ; 2007. -318c. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, новое направление в социальной психологии. Книга является первым учебником, в котором раскрываются теоретические подходы к воспитанию в семье детей с отклонениями в развитии и предлагаются психотерапевтические приемы по оказанию помощи семье. Представлена авторская методика коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развит.

Шпаргалка по специальной психологии

  • формат doc
  • размер 338.5 КБ
  • добавлен 29 декабря 2010 г.

МУГУ, МФЮА 3 курс 030301 Психология Предмет и задачи специальной психологии. Место специальной психологии среди психологических наук. Л. С. Выготский о первичном и вторичном дефекте развития. Общие закономерности развития детей с отклонениями в развитии. Специфические закономерности развития детей с нарушениями развития.

Соотношения обучения и развития в развитии аномальных детей. Зона актуального и зона ближайшего развития при воспитании аномаль.

Источник: www.studmed.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru