Программа психологического исследования пример

Программа задает определенную логику (этапность) исследования. Обычно она включает:

· определение проблемы, объекта и предмета исследования;

· предварительный теоретический анализ объекта исследования;

· характеристику целей и задач исследования;

· интерпретацию и операционализацию основных понятий;

· формулирование рабочих гипотез;

· определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального);

· составление плана выборки;

· описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации.

Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму – описание методов сбора, обработки и анализа данных. Важным элементом программы принято считать пилотажное исследование. Цель его – оценка качества и надежности методического инструментария и процедур организации исследования, а также возможность внесения корректив и изменений в окончательные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследования обычно оформляются в виде отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы, а также описание анализа полученных результатов.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Этический аспект социально-психологического исследования.

1. Психологи должны делать все возможное, чтобы не причинить вреда участникам исследования.

2. При планировании исследования психологи должны оценивать его этическую приемлемость. К этой работе подключается наблюдательный совет организации.

3. Нужно как можно подробнее описать процедуру эксперимента испытуемым и получить у них согласие.

4. Обман может использоваться, только если нет других средств проверить гипотезу.

5. Все участники должны быть проинформированы, что они в любой момент могут выйти из эксперимента.

6. Вся информация, полученная от участников исследования, должна быть строго конфиденциальной, если только они не дадут согласие сделать эту информацию общедоступной.

Контент-анализ.

Контент-анализ — это качественно-количественный метод анализ содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами.

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

· заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

· один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);

· заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

· сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);

· частота появления сообщений;

· способ распространения сообщений;

· место распространения сообщений;

· время появления сообщений.

Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации

Организация психологического исследования

Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете.

Читайте также:
В 1с выдает не обнаружен ключ защиты программы

4. Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта

5. Непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приёмами классификации по выделенным группировкам.

6. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

План исследования
проект по психологии на тему

обследование одного ребенка занимает обычно 15–20 минут. В первой половине дня проводится исследование, а во второй – обработка результатов, составление заключения.

Составление итогового заключения

  • Итоговый анализ полученных результатов.
  • Выявление детей, относящихся к группе риска.
  • Рекомендации учителям, работающим в 1 классе.
  • Рекомендации родителям первоклассников.

По окончании обследования

Доведение результатов до участников уч.процесса

  • Консультации и малые педсоветы с администрацией и педагогами школы.
  • Индивидуальные консультации по результатам диагностики с родителями школьников, имеющих нарушения адаптации.
  • Разработка совместно с учителем плана (программы) коррекционной помощи детям с признаками дезадаптации.
  • Родительское собрание “Адаптация к школе – радости и трудности”.

После составления итогового заключения

Составление программы работы педагога-психолога с дезадаптированными уч-ся 1 класса

  • Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с учетом его потенциальных возможностей.
  • Групповые занятия с детьми, испытывающими затруднения в адаптации в школе
  • Поиск индивидуального подхода к решению проблем учащихся, выбор индивидуальной программы.

После получения итоговых результатов обследования и выявление уч-ся группы риска

  • Повторная диагностика, обработка и анализ полученных данных, анализ динамики, обсуждение результатов работы, обсуждение эффективности проведенной работы.
  • Анализ усвоения программы по разным разделам, продуктов детской деятельности (тетрадей, рисунков).
  • Анализ динамики развития ребенка.
  • Составление итогового заключения с выводами, полученными по результатам динамического исследования за год, рекомендациями и т.п.

Программа исследования адаптации первоклассников состоит из пяти методик:

1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника» . Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.

3. Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.

5. Рисуночная методика «Рисунок человека» — позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.

Источник: nsportal.ru

Программа психологического исследования 2012

  • мотивы посещения студентами занятий по психологии;
  • Внутреннее сопротивление при посещении какого-либо учебного занятия как неосознаваемая причина опозданий на него
  • Субъективные факторы, обуславливающие выбор студентом места в аудитории
  1. Гипотеза, проверяемая в ходе исследования:
Читайте также:
Как пользоваться программой артмани видео на русском

В гипотезе содержится положение(предположение), которое вы собираетесь проверить в исследовании. Это предположение должно опираться на что-то: другие исследования, какую-то теорию, жизненные наблюдения и т.д.

  • Часть студентов на занятиях по психологии не проявляют любопытства к излагаемому материалу, не задают вопросов, заняты посторонними делами ,т.е. присутствуют на занятии, которое не доставляет удовольствия. В рамках теории бихевиоризма существует 2 противоположных стремления: поучение удовольствия – страх наказания. Предполагается, что одним из мотивов посещения лекций по психологии является страх наказания, усвоенный с детства.
  • Если студент регулярно опаздывает на один и тот же предмет, называя при этом различные «объективные» причины, можно предположить, что имеется внутренняя субъективная причина такого поведения. Если эта причина не называется ни в дружеских(открытых) отношениях, ни в анонимном опросе, то данная причина не осознается .Можно предположить, что такой причиной является бессознательное внутреннее сопротивление, вызванное испытываемым дискомфортом на данных занятиях.
  • На выбор места в аудитории влияет ряд объективных и субъективных факторов. Мы предполагаем, что преимущественно личностные характеристики определяют выбор места в аудитории.
  1. Методика исследования.

Здесь называется метод сбора данных(эмпирический метод):наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности(рисунков, рассказов, почерка и т.д.)

19 стр., 9407 слов

Методологические проблемы исследования психологии больших социальных .

. исследования психологии больших групп Методы этнографии, культурантропологии: анализ продуктов культуры; сравнительные исследования. Методы социологии: статистический анализ, корреляционные исследования. . (толпа, публика, аудитория). Собственно социальные . заключается «причина того неистовства», . исследований: структура межличностных эмоциональных отношений. Социометрическая методика – фиксация выборов .

  • Для проверки гипотезы о мотивах посещения психологии мы используем опросник об уровне тревожности ( а именно шкалу, измеряющую уровень страха наказания) у студентов, пассивно присутствующих на паре, и сравниваем с результатами контрольной группы(студентов, проявляющих активность и любопытство). При значимых различиях показателей по уровню страха наказания студентов экспериментальной и контрольной группы, будем считать гипотезу подтвержденной. Каждая из групп — не менее 5 человек.
  • Для проверки гипотезы о наличии неосознаваемого внутреннего сопротивления у опаздывающего студента. Исследуются причины опозданий у одного студента. Путем наблюдения фиксируется количество опозданий и предметы, с которыми это связано. Далее проводится опросник Айзенка на определение психических состояний после предмета, куда опаздывает студент и где предположительно испытывается дискомфорт и после занятий, куда студент не опаздывает. Если результаты значительно отличаются, то проводится устный опрос(интервью) о причинах опозданий, анализируется осознает ли студент дискомфорт на занятиях(на которые опаздывает), если нет, то гипотеза подтверждается.
  • Путем наблюдения зафиксировать места, выбираемые студентами(ближе к преподавателю-дальше, у окна – у стены, в центре – с боку, с кем-то – один и т.д.) Далее проводится проективная методика «Несуществующее животное»: участникам исследования предлагается нарисовать несуществующее животное. Проводится анализ данных рисунков, выявляются характерные личностные черты. Путем сопоставления параметров местоположения в аудитории и выявленных личностных черт, делается вывод о наличии или отсутствии связи между этими феноменами. При наличии связи гипотеза подтверждается. Группа испытуемых не менее 10 человек.
Читайте также:
Программа для настройки джойстика дефендер

4. Ход исследования

Примеры похожих учебных работ

Эмпирическое исследование эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной .

. исследования; 2.Выявить уровни эмоционального стресса у студентов . и психологии, наук . у человека, когда . причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся высшей школы. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты .

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ С .

. обидчивости. 2. Проанализировать исследования психологического благополучия личности в психологии. 3. Рассмотреть психологическую характеристику юношеского возраста. 4. Выявить особенности психологического благополучия студентов с разным уровнем .

Методы исследования педагогической психологии

. психология изучает «возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека, . и воспитания. Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в .

Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета .

. Выводы. Глава 3. Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую . человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — этоединственный человек, который большую часть своего времени .

Список основных тем и рекомендуемой литературы к зачету по психологии для студентов .

. 1980. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М., . более студентов зачет аннулируется у всех! д) если по уважительным причинам . Память человека. М., 1973.

Голубева Э.А. Индивидуальные особенности память человека. .

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 1

. психическими нарушениями. Причины этого, как показывают исследования, в том, что в процессе вузовского обучения студенты испытывают . систему взаимоотношений между людьми. В современной педагогике (и еще более явно в психологии) начинает преобладать .

  • реферат Общение как предмет социально-психологического исследования
  • диссертация Часть I. Разработка методологических оснований социально-психологического исследования организационной культуры.
  • Методические материалы Метод опроса в социально-психологическом исследовании
  • Методические материалы Проведение психологического исследования с использованием тестовых методик
  • Индивидуальная работа 1) Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии. Требования к методам возрастной психологии
  • Рабочая программа дисциплины Рабочая программа 57
  • Методы психологических исследований
  • Индивидуальная работа Понятие интеллектуальной недостаточности в психологических исследованиях
  • учебник Методы и программа исследования в юридической психологии
  • реферат Социометрия как метод психологических исследований 2
  • курсовая Метод анкетирования в практике психологических исследований
  • дипломная Психологические исследование личностных особенностей наркозависимых людей
  • Возрастная психология
  • Гендерная психология
  • Конфликтология
  • Криминальная психология
  • Самосовершенствование
  • Экспериментальная психология
  • Социальная психология
  • Семейная психология
  • Психофизиология
  • Психотерапия
  • Психология философии
  • Психология труда
  • Психология рекламы
  • Психология общения
  • Психология личности
  • Психодиагностика
  • Психокоррекция
  • Практическая психология
  • Популярная психология
  • Политическая психология
  • Педагогическая психология
  • Патопсихология
  • Организационная психология
  • Общая психология
  • Медицинская психология
  • Клиническая психология
  • История психологии
  • Cтресс
  • Гипноз

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12
  • Биографии психологов
  • Учебные пособия
  • Методические материалы
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Конспекты лекций
  • Тесты и методики
  • Политика конфиденциальности
  • Форма для контактов

Источник: forpsy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru