Программа задает определенную логику (этапность) исследования. Обычно она включает:
· определение проблемы, объекта и предмета исследования;
· предварительный теоретический анализ объекта исследования;
· характеристику целей и задач исследования;
· интерпретацию и операционализацию основных понятий;
· формулирование рабочих гипотез;
· определение плана исследования (поискового, описательного, экспериментального);
· составление плана выборки;
· описание методов сбора и обработки данных, схемы их анализа и интерпретации.
Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму – описание методов сбора, обработки и анализа данных. Важным элементом программы принято считать пилотажное исследование. Цель его – оценка качества и надежности методического инструментария и процедур организации исследования, а также возможность внесения корректив и изменений в окончательные варианты методик и приемов сбора данных. Итоги исследования обычно оформляются в виде отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы, а также описание анализа полученных результатов.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Этический аспект социально-психологического исследования.
1. Психологи должны делать все возможное, чтобы не причинить вреда участникам исследования.
2. При планировании исследования психологи должны оценивать его этическую приемлемость. К этой работе подключается наблюдательный совет организации.
3. Нужно как можно подробнее описать процедуру эксперимента испытуемым и получить у них согласие.
4. Обман может использоваться, только если нет других средств проверить гипотезу.
5. Все участники должны быть проинформированы, что они в любой момент могут выйти из эксперимента.
6. Вся информация, полученная от участников исследования, должна быть строго конфиденциальной, если только они не дадут согласие сделать эту информацию общедоступной.
Контент-анализ.
Контент-анализ — это качественно-количественный метод анализ содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами.
Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
· заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
· один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
· заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
· сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина);
· частота появления сообщений;
· способ распространения сообщений;
· место распространения сообщений;
· время появления сообщений.
Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определённую на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации
Организация психологического исследования
Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете.
4. Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта
5. Непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приёмами классификации по выделенным группировкам.
6. Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
План исследования
проект по психологии на тему
обследование одного ребенка занимает обычно 15–20 минут. В первой половине дня проводится исследование, а во второй – обработка результатов, составление заключения.
Составление итогового заключения
- Итоговый анализ полученных результатов.
- Выявление детей, относящихся к группе риска.
- Рекомендации учителям, работающим в 1 классе.
- Рекомендации родителям первоклассников.
По окончании обследования
Доведение результатов до участников уч.процесса
- Консультации и малые педсоветы с администрацией и педагогами школы.
- Индивидуальные консультации по результатам диагностики с родителями школьников, имеющих нарушения адаптации.
- Разработка совместно с учителем плана (программы) коррекционной помощи детям с признаками дезадаптации.
- Родительское собрание “Адаптация к школе – радости и трудности”.
После составления итогового заключения
Составление программы работы педагога-психолога с дезадаптированными уч-ся 1 класса
- Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с учетом его потенциальных возможностей.
- Групповые занятия с детьми, испытывающими затруднения в адаптации в школе
- Поиск индивидуального подхода к решению проблем учащихся, выбор индивидуальной программы.
После получения итоговых результатов обследования и выявление уч-ся группы риска
- Повторная диагностика, обработка и анализ полученных данных, анализ динамики, обсуждение результатов работы, обсуждение эффективности проведенной работы.
- Анализ усвоения программы по разным разделам, продуктов детской деятельности (тетрадей, рисунков).
- Анализ динамики развития ребенка.
- Составление итогового заключения с выводами, полученными по результатам динамического исследования за год, рекомендациями и т.п.
Программа исследования адаптации первоклассников состоит из пяти методик:
1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника» . Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
3. Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка.
4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт.
5. Рисуночная методика «Рисунок человека» — позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.
Источник: nsportal.ru
Программа психологического исследования 2012
- мотивы посещения студентами занятий по психологии;
- Внутреннее сопротивление при посещении какого-либо учебного занятия как неосознаваемая причина опозданий на него
- Субъективные факторы, обуславливающие выбор студентом места в аудитории
- Гипотеза, проверяемая в ходе исследования:
В гипотезе содержится положение(предположение), которое вы собираетесь проверить в исследовании. Это предположение должно опираться на что-то: другие исследования, какую-то теорию, жизненные наблюдения и т.д.
- Часть студентов на занятиях по психологии не проявляют любопытства к излагаемому материалу, не задают вопросов, заняты посторонними делами ,т.е. присутствуют на занятии, которое не доставляет удовольствия. В рамках теории бихевиоризма существует 2 противоположных стремления: поучение удовольствия – страх наказания. Предполагается, что одним из мотивов посещения лекций по психологии является страх наказания, усвоенный с детства.
- Если студент регулярно опаздывает на один и тот же предмет, называя при этом различные «объективные» причины, можно предположить, что имеется внутренняя субъективная причина такого поведения. Если эта причина не называется ни в дружеских(открытых) отношениях, ни в анонимном опросе, то данная причина не осознается .Можно предположить, что такой причиной является бессознательное внутреннее сопротивление, вызванное испытываемым дискомфортом на данных занятиях.
- На выбор места в аудитории влияет ряд объективных и субъективных факторов. Мы предполагаем, что преимущественно личностные характеристики определяют выбор места в аудитории.
- Методика исследования.
Здесь называется метод сбора данных(эмпирический метод):наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности(рисунков, рассказов, почерка и т.д.)
19 стр., 9407 слов
Методологические проблемы исследования психологии больших социальных .
. исследования психологии больших групп Методы этнографии, культурантропологии: анализ продуктов культуры; сравнительные исследования. Методы социологии: статистический анализ, корреляционные исследования. . (толпа, публика, аудитория). Собственно социальные . заключается «причина того неистовства», . исследований: структура межличностных эмоциональных отношений. Социометрическая методика – фиксация выборов .
- Для проверки гипотезы о мотивах посещения психологии мы используем опросник об уровне тревожности ( а именно шкалу, измеряющую уровень страха наказания) у студентов, пассивно присутствующих на паре, и сравниваем с результатами контрольной группы(студентов, проявляющих активность и любопытство). При значимых различиях показателей по уровню страха наказания студентов экспериментальной и контрольной группы, будем считать гипотезу подтвержденной. Каждая из групп — не менее 5 человек.
- Для проверки гипотезы о наличии неосознаваемого внутреннего сопротивления у опаздывающего студента. Исследуются причины опозданий у одного студента. Путем наблюдения фиксируется количество опозданий и предметы, с которыми это связано. Далее проводится опросник Айзенка на определение психических состояний после предмета, куда опаздывает студент и где предположительно испытывается дискомфорт и после занятий, куда студент не опаздывает. Если результаты значительно отличаются, то проводится устный опрос(интервью) о причинах опозданий, анализируется осознает ли студент дискомфорт на занятиях(на которые опаздывает), если нет, то гипотеза подтверждается.
- Путем наблюдения зафиксировать места, выбираемые студентами(ближе к преподавателю-дальше, у окна – у стены, в центре – с боку, с кем-то – один и т.д.) Далее проводится проективная методика «Несуществующее животное»: участникам исследования предлагается нарисовать несуществующее животное. Проводится анализ данных рисунков, выявляются характерные личностные черты. Путем сопоставления параметров местоположения в аудитории и выявленных личностных черт, делается вывод о наличии или отсутствии связи между этими феноменами. При наличии связи гипотеза подтверждается. Группа испытуемых не менее 10 человек.
4. Ход исследования
Примеры похожих учебных работ
Эмпирическое исследование эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной .
. исследования; 2.Выявить уровни эмоционального стресса у студентов . и психологии, наук . у человека, когда . причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся высшей школы. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты .
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ С .
. обидчивости. 2. Проанализировать исследования психологического благополучия личности в психологии. 3. Рассмотреть психологическую характеристику юношеского возраста. 4. Выявить особенности психологического благополучия студентов с разным уровнем .
Методы исследования педагогической психологии
. психология изучает «возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств развивающегося человека, . и воспитания. Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в .
Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета .
. Выводы. Глава 3. Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую . человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — этоединственный человек, который большую часть своего времени .
Список основных тем и рекомендуемой литературы к зачету по психологии для студентов .
. 1980. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М., . более студентов зачет аннулируется у всех! д) если по уважительным причинам . Память человека. М., 1973.
Голубева Э.А. Индивидуальные особенности память человека. .
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 1
. психическими нарушениями. Причины этого, как показывают исследования, в том, что в процессе вузовского обучения студенты испытывают . систему взаимоотношений между людьми. В современной педагогике (и еще более явно в психологии) начинает преобладать .
- реферат Общение как предмет социально-психологического исследования
- диссертация Часть I. Разработка методологических оснований социально-психологического исследования организационной культуры.
- Методические материалы Метод опроса в социально-психологическом исследовании
- Методические материалы Проведение психологического исследования с использованием тестовых методик
- Индивидуальная работа 1) Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии. Требования к методам возрастной психологии
- Рабочая программа дисциплины Рабочая программа 57
- Методы психологических исследований
- Индивидуальная работа Понятие интеллектуальной недостаточности в психологических исследованиях
- учебник Методы и программа исследования в юридической психологии
- реферат Социометрия как метод психологических исследований 2
- курсовая Метод анкетирования в практике психологических исследований
- дипломная Психологические исследование личностных особенностей наркозависимых людей
- Возрастная психология
- Гендерная психология
- Конфликтология
- Криминальная психология
- Самосовершенствование
- Экспериментальная психология
- Социальная психология
- Семейная психология
- Психофизиология
- Психотерапия
- Психология философии
- Психология труда
- Психология рекламы
- Психология общения
- Психология личности
- Психодиагностика
- Психокоррекция
- Практическая психология
- Популярная психология
- Политическая психология
- Педагогическая психология
- Патопсихология
- Организационная психология
- Общая психология
- Медицинская психология
- Клиническая психология
- История психологии
- Cтресс
- Гипноз
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
- Биографии психологов
- Учебные пособия
- Методические материалы
- Рефераты
- Курсовые работы
- Конспекты лекций
- Тесты и методики
- Политика конфиденциальности
- Форма для контактов
Источник: forpsy.ru