Программа психологического исследования это

Способ получения знаний об окружающей действительности и цель науки заключаются в научном исследовании.

Определение 1

Психологическое исследование представляет собой способ научного познания закономерностей и сущности психических явлений.

Психологическое исследование должно отвечать строгим требованиям:

  • планирование исследования, которое подразумевает разработку хронологической и логической схем исследования с детальным проектированием всех этапов;
  • выбор места проведения исследования должен обеспечивать изоляцию от внешних воздействий, определенный комфорт и рабочую нормальную обстановку;
  • техническая оснащенность исследования должна соответствовать решаемым задачам, ходу исследования и желаемому уровню анализа полученных результатов;
  • подбор испытуемых должен определяться целью исследования и обеспечивать их качественную однородность;
  • инструкции для испытуемых должны составляться еще на этапе планирования, должны быть четкими, краткими и однозначными;
  • протокол психологического исследования должен быть полным, но целенаправленным;
  • обработка результатов исследования должна включать качественные и количественные методы анализа полученных эмпирических данных.

Сдай на права пока

Интерпретация результатов психологического исследования


учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Этапы психологического исследования

Цель исследования определяет его основные этапы. У психологического исследования выделяется три основных этапа:

  • выбор темы и проблемы, определение предмета и объекта, задач и целей, разработка гипотезы исследования;
  • выбор методов и методики исследования, проверка гипотезы, сам процесс исследования, формулирование предварительных выводов и их уточнение, заключительные выводы и практические рекомендации;
  • внедрение полученных результатов в практику.

Логика каждого отдельного исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера проблемы, задач, целей работы, имеющегося материала, уровня технической оснащенности исследования и личных возможностей.

Анкетирование

Анкетирование позволяет получать объективно значимые результаты. Именно поэтому разработке анкеты психологи придают большое значение. Созданию анкеты предшествует этап разработки программы самого исследования. При разработке анкеты следует учитывать особенности формулировки вопросов, в противном случае даже при соблюдении остальных требований существует возможность получения ошибочных результатов.

«Психологическое исследование»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Заполнение анкеты производится опрашиваемым самостоятельно, именно поэтому конструкция и комментарии должны быть понятны для респондентов.

Основные принципы построения анкеты:

  • программную логику вопросов нельзя смешивать с логикой построения анкеты;
  • учет особенностей культуры и практического опыта опрашиваемых;
  • одни и те же вопросы, которые расположены в разной последовательности, дают разную информацию;
  • смысловые части опросного листа должны быть одного объема;
  • вопросы должны распределяться по степени трудности: первые вопросы простые, далее располагаются более сложные событийные вопросы, затем мотивационные, потом снова идут событийные и в конце следует поместить самые сложные вопросы, завершает анкету «паспортичка».

Обычная последовательность разделов анкеты выглядит следующим образом:

Организация психологического исследования

  • композиция,
  • титульный лист,
  • вводная часть;
  • содержательная часть;
  • часть социально–демографическая.

Последовательность и структура вопросов в анкете являются установкой психолога на развитие с опрашиваемым коммуникации, которая заключается в пробуждении интереса, завоевании доверия, подтверждении уверенности в своих возможностях, поддержании беседы. Хорошо разработанная анкета заполняется опрашиваемым не более чем за 30 минут. Далее наступает психологическая утомляемость, и внимание к анкете значительно снижается.

Источник: spravochnick.ru

Лекция по теме №5. Программа и методы деятельности психолога

Цель лекции – содействие студентам в овладении представлениями о программе и методах изучения психических явлений, развитие их профессионального мировоззрения, профессионально-важных свойств и качеств.

Учебные вопросы

1. Программа психологического исследования

2. Методы деятельности психолога

1. Программа психологического исследования – это краткое изложение ее теоретик-методических основ. Она включает методологическую и процедурную части. Она включает: обоснование и формулирование проблемы, определение объекта, предмета, целей и задач исследования, выдвижение рабочих гипотез, логический анализ основных понятий.

Программа предусматривает составление плана исследования, набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.

Кроме того, программа предусматривает определение выборки, разработку методик изучения психологического явления, определение этапов исследования, проведение пробного исследования, доработку программы и методик исследования. Программа предусматривает сбор первичной информации, качественную и количественную обработку собранных данных, анализ и интерпретацию полученных результатов. Обоснование и формулирование выводов и практических рекомендаций. В интересах изучения психических явлений используются разнообразные методы.

2. Метод наблюдения. «Наблюдение становится методом психологического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлении. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Ее проверка или опровержение — дело дальнейших наблюдений.

Существенно важным требованием к психологическому наблюдению является наличие четкого плана наблюдения, а также фиксирование полученных результатов в специальной дневнике».

Научное наблюдение предполагает целенаправленное, последовательное, систематическое и планомерное восприятие исследователем изучаемого предмета или явления. Оно осуществляется во времени и отличается от житейского восприятия человеком того, что вокруг него происходит. Последнее характеризуется случайностью, неорганизованностью, бесплановостью и фрагментарностью полученных данных.

Планом наблюдения предусматривается его цель, время, место, условия и задачи познавательных действий. За психическими явлениями наблюдают в самых различных ситуациях предметной деятельности людей: на рабочем месте, во время учебных занятий в классе, на отдыхе, в ходе спортивной игры и т.д. и т.п. Результаты наблюдения заносятся потом в дневник по заранее выработанной схеме, накапливаются со временем, а затем анализируются и обобщаются.

Психологическое наблюдение бывает непосредственным и опосредованным, прямым, включённым и скрытным. В ходе непосредственного наблюдения за людьми исследователь воспринимает в первую очередь лицо человека, его глаза, руки, обращает внимание на голос, дыхание, фиксирует действия, двоения и др. При изучении социально-психологических явлений наблюдатель отслеживает изменения в связях и отношениях между индивидами. Внимательно воспринимаются реакции окружающих на действия, дела, поступки (проступки) и деятельность в целом обследуемых лиц.

Материалы наблюдения, дневниковые записи не целесообразно доводить до обследуемых индивидов и окружавших их людей. Выводы и обобщения к которым приходит исследователь, необходимо сохранять в тайне.

Метод эксперимента. Для изучения психических, явлений, нужно чтобы они возникли перед исследователем, а люди проявили свои качества

или отношения. Это достигается сознательным, заранее спланированным и целесообразным изменением условий их деятельности. Основой для таких преобразований является выводы полученные в результате наблюдения.

«Над чем бы и как бы ни экспериментировал психолог, всегда речь идёт о том,- писал Л.С. Выготский, — чтобы как-то воздействовать на человека, предъявить ему те или иные раздражения, так или иначе стимулировать его поведение или переживание и затем изучать, исследовать, анализировать, описывать, сравнивать ответ на это воздействие, реакцию, вызванную данным стимулом.

Ведь сам смысл эксперимента заключается в том, что исследователь искусственно вызывает изучаемое явление, варьирует условия его протекания, видоизменяет его согласно своим целям».

Эксперимент бывает естественным и лабораторным, констатирующим и формирующим.

Впервые естественный эксперимент предложил отечественный психолог А.Ф.Лазурский (в 1910 г.). Предполагается, что психологическое исследование проводится в обычных, естественных условиях деятельности человека (людей). Например, во время выполнения служебного задания, на работе, на уроке, в ходе спортивной тренировки и т.п.

Лабораторный эксперимент характеризуется тем, что он проводится в лаборатории, с помощью психологической аппаратуры, а действия испытуемого определяются инструкцией и тем, что он знает, что над ним экспериментируют. Этим методом начиналось экспериментальное исследование психических процессов: ощущений, восприятия, внимания и др.

Констатирующий эксперимент предполагает создание такой ситуации в деятельности людей, при которой стали бы очевидными для наблюдения их воздействия друг на друга, на общий раздражитель и проявления психики каждого индивида в отдельности. При этом наблюдатель получает возможность сравнивать то, в каких проявлениях и что было ранее до эксперимента, с тем, что ожидалось по его алану* и с тем, что происходит в действительности;

Формирующий эксперимент связывают, как правило, с учебной дея-тельностью, деятельностью педагогической и воспитательной. Вносимые в нее изменения должны содействовать, помогать, а не препятствовать достижению целей обучения, воспитания и образования людей.

Какой бы эксперимент ни проводился, в нём всегда выделяют экспериментальные и контрольные группы. В первых искусственно вызывают изучаемое психическое явление, изменяют его, измеряют и т.д. Во вторых искусственных изменений никаких не вносят. Деятельность людей в них осуществляется обычным образом, так же как она шла до эксперимента.

Читайте также:
Обзор компьютерных программ документооборота

Контрольные группы близки по составу и решаемым задачам, условиям существования к группам экспериментальным, поэтому в конце исследования их сравнивают между собой. Потом анализируют и делают выводы.

Эксперименты с людьми следует проводить только с их согласия. Тогда можно рассчитывать на откровенные отчёты о том, что происходило с ними при изменённых условиях деятельности. Социально-психологические условия можно изменять довольно просто. Достаточно набрать новый состав работающих лиц, назначить другого руководителя или включить в социальное взаимодействие нового человека.

Метод изучения (анализа) продуктов деятельности. Его называют еще методом анализа результатов деятельности.В любом случае исследованию подвергается вся деятельность человека, а не только продукт, которым она заканчивается. То, что получается в ее итоге, через определённое время, во многом зависит от действий, из которых складывалась эта деятельность, и предмета, на который она направлялась. «Анализируя продукт деятельности как её определённый итог, — писал Н.Д.Левитов- необходимо изучать поэтому г процесс этой деятельности как путь, приводящий к получению результата».

В ней анализируются время, место и решаемые деятелем задачи. Изучаются проявленные человеком способности и мотивы, которые подвигали его в данном деле. Определяются участники социального взаимодействия и те межличностные отношения, которые устанавливаются в группе, производственном коллективе и т.д. и т.п.

Использование метода изучение продуктов деятельности предполагает соблюдение некоторых правил. Первое, изучаются продукты только той деятельности, которая является основной, типичной для данного лица. Второе, учитываются условия и обстоятельства деятельности, т.е. ситуация, в которой она осуществлялась.

И, наконец, третье, анализируется взаимодействие людей, которое обусловлено процессом преобразования предмета в продукт деятельности. При этом не только устанавливает взаимодействующих людей, но и определяют тех, кто из них является лидером, какими способностями он обладает, и какие взаимоотношения у него складываются с другими личностями. Изучение взаимодействия должно ответить и на вопроса: в чьих интересах, какими средствами достигается общий результат кто и какой вклад вносит в получение продукта.

Метод изучения документов. Работа над документами — это необходимая составная часть любого научного исследования, в том числе, и психологического. Довольно часто этот метод применяется на начальном этапе исследования и предшествует использованию других методов.

В психологических исследованиях документы разделяют на официальные и неофициальные, личные и безличные. К официальным относят паспорт, удостоверение личности, аттестат зрелости, диплом, приписное свидетельство, наградные удостоверения, почётные грамоты и др. Неофициальные документы: характеристики, учётные карточки работающих, анкетные бланки, ведомости учёта успеваемости и т.п. К личным документам относят заявления, рапорты, донесения, автобиографию, дневники, письма, записные книжки, мемуары и другое, написанное самим человеком. Безличными документами считаются годовые (квартальные) отчёты, протоколы собраний и заседаний, материалы прессы.

В указанных документах содержатся биографические сведения, демографические данные, оценочные показатели пре чествующей учёбы или службы, описываются преимущественные интересы и склонности, даётся характеристика, общественной активности, личной дисциплинированности и отношения индивида к труду, к выполнению служебного долга. Здесь можно также найти и сведения, рассказывающие о действиях, поступках и проступках человека, о его предметной деятельности.

Метод беседы. Иногда его называют индивидуальной познавательной беседой. В любом случае это общение исследователя с отдельным человеком или с группой людей с целью сбора фактического материала.

«Особенность беседы как научного метода заключается в том, что благодаря непосредственному контакту с испытуемым имеется возможность, сохраняя на протяжении всей беседы одну и ту же цель её проведения, видоизменять вопросы в соответствии с полученными ответами. В условиях непосредственного контакта с испытуемым очень важно на протяжении всей беседы сохранять непринужденную доброжелательную обстановку. Ни на одном из этапов беседа не должна превратиться в опрос, а тем более в допрос испытуемых».

Прежде всего, беседуют с теми лицами, которые проявляют в общем деле наибольшую активность, являются его инициаторами. По ходу беседы выясняется отношение индивида к различным сторонам общественной и личной жизни, к деятельности, которой он занимается. Это позволит судить о личностных качествах (свойствах) человека, а также выявить самооценку его отношений с товарищами, сослуживцами и между ними.

Перед началом беседы надо поставить перед собой конкретную цель: что вы хотите узнать. Тщательно продумать план выяснения намеченных вопросов. Их не следует задавать сразу, в лоб. Для достижения взаимопонимания с собеседником, разговор рекомендуется начинать с вопросов о текущих делах, о жизни, здоровье, о родных и близких, о земляках, товарищах по средней школе, по предыдущему месту работы и службы. Потом можно узнать о письмах из дома и о чём в них пишут.

Только после того, как вы почувствуете, что человек увлекает разговором и расположен к вам, можете переходить к вопросам, которые наметили заранее. Не торопите собеседника с однозначным ответом. Дайте ему время подумать. Пока он размышляет, расскажите о себе, о том, что вас заботит, о том, что вы рассчитываете на взаимопонимание.

Метод анкетирования (опроса). На практике он применяется довольно широко и давно. Его исследовательская эффективность зависит от чёткой постановки познавательной цели, правильного выбора категории обследуемых лиц, содержания вопросов, определения времени и места работы. «Важной частью работы по анкетной методике является статистический анализ собранных данных, их обобщение и сравнение.

Психология коллектива изучается также методом оценки высказанных мнений, настроений, а также запросов и жалоб. При этом особое внимание обращается на мнения лиц, авторитетных в данном коллективе. Таким путём удается установить психологическую атмосферу в коллективе, источники тех или иных мнений, влияние отдельных лиц».

Вопросы для анкеты формулируются таким образом, чтобы они были понятны тем людям, для кого предназначены. Ответы на них, взятые в совокупности, в обобщенном виде, должны раскрывать проблему психологического исследования, а связь между вопросами и ответами- его тему.

Любая анкета имеет паспортную часть, где указываются социально-демографические данные: фамилия, имя, отчество, должность, воинское звание,возраст, образование, семейное положение, опыт профессиональной деятельности и др. Далее располагаются вопросы. Они формулируются грамотно, начиная с вопросительного слова.

По форме предъявления вопросы анкеты могут быть открытыми.Это означает, что ответы на них составляет сам обследуемый, как может, в силу своей осведомлённости и грамотности. Однако на практике чаще используют закрытые вопросы. В анкете с такими вопросами предлагаются и ответы на них. По одному и более на каждый вопрос.

Обследуемому человеку остаётся лишь выбрать ответ, который он считает наиболее правильным. Можно подчеркнуть или обвести ответ. Такие анкеты легко формализуются и обрабатываются. Анкету не обязательно подписывать.

Как метод научного исследования психических явлений, опрос по своему осуществлению близок к индивидуальной познавательной беседе и интервью. В его основе- личное общение исследователя с людьми. Поэтому к методу опроса прибегают даже чаще, чем к анкетированию, хотя они тесно связаны. Опрос может применяться для уточнения, детализации ответов, которые были получены на основе и в ходе анкетирования. Новое анкетирование учитывает результаты последнего опроса.

В психологических исследованиях различают:

— опрос очный и заочный,

— опрос по телефону,

— опрос письменный и др.

В любом случае к нему необходимо готовиться. Общение надо построить таким образом, чтобы расположить человека к себе и вызвать его на откровенный разговор. В начале, надо дать возможность собеседнику выговориться, а затем навести его на мысль, которую вы хотели услышать или опровержение которой желаете получить.

Понимание заданного вопроса, предмета всего разговора и точку зрения собеседника целесообразно зафиксировать для себя, в своей памяти. В конце опроса нужно убедить собеседника в том, что прошедший разговор должен быть сохранён в тайне. Только потом, после обработки всех полученных результатов исследования, делаются выводы об изучаемых психических явлениях.

Метод тестирования. В настоящее время, тесты широко применяются в различных отраслях психологии при проведении соответствующих исследований. Тесты разделяют на личностные и групповые.

«Как известно, тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идёт о личностных теста «.

Читайте также:
Аграрная программа столыпина была направлена на разрушение

При использовании тестов следует иметь в виду, что большинство из них разработано в патопсихологии, где их применение сочетается с методом клинического наблюдения. Без такового их достоверность падает, ибо они не исследуют человека в предметной деятельности.

В ходе тестирования испытуемых важно, чтобы исследователь правильно решил проблему значимости предлагаемых заданий для конкретной личности. Особенно когда речь идёт о деятельности человека в составе группы, производственного коллектива. Если этого не сделать, то с помощью тестов не удастся оценить психику точности в целом, ибо они схватывают отдельно друг от друга только какие-то её стороны.

Метод социометрии. Он активно используется в социально-психологических исследованиях. Его автор — американские психиатр и социолог Дж. Морено (1892 – 1974). Он уделял внимание главным образом исследованию эмоциональных отношении в малых группах, т.е. тех симпатии и антипатии, которые складываются между людьми в повседневной жизни.

Очевидность и обыденность человеческих чувств, которые проявляются индивидами к близким, была возведена Морено в ранг решающего фактора общественного развития. Различие между людьми в эмпатии друг к другу стало основной причиной их бед у несчастий. Социально-экономическое устройство общества в расчёт не бралось. 0тсюда и мореновские рекомендации: упорядочить социальные отношения путём организации групп на основе симпатий и антипатий, которые влекут индивидов друг к другу, или препятствуют сближению людей.

Несмотря на явно выраженную классовую тенденциозность предложенной Морено методики, её можно использовать, и используют широко в психологических исследованиях для изучения взаимоотношений в микро- группах. Особенно в тех, которые создаются по признаку взаимных интересов, например, в спортивных, художественных, изобретательских и др.

Использующие метод социометрии предлагают обследуемым лицам сделать выбор в первую, во вторую и третью очередь из составляющих группу кандидатов того индивида, с которым они предпочитают поддерживать более близкие, с эмоциональной точки зрения, межличностные отношения. Для выявления симпатий и антипатии исследователь задает присутствующим довольно простые вопросы. Например: «С кем вы желаете провести свободное время?», «С кем вы хотели длительно проживать в одной комнате?»,»С кем из вашего окружения для вас интереснее работать в одной команде?» и т.д. и т.п.

Обработка ответов, полученных методом социометрии, предполагает составление социометрической матрицы, которая напоминает таблицу футбольных матчей прошедшего сезона. В ней вместо названия команд по

Обработка ответов, полученных методом социометрии, предполагает составление социометрической матрицы,которая напоминает таблицу футбольных матчей прошедшего сезона. В ней вместо названия команд по горизонтали и вертикали располагают фамилии опрашиваемых людей. На месте пересечения линий, которыми соединяются указанные фамилии, выставляют цифру, соответствующую порядка выбора человека кем – то из участников обследования. В итоге получают ранговое место того или иного лица по проявленным к нему симпатиям и антипатиям в группе на данное время. Иногда составляют социаграмму выявленных связей.

Понятно, что с изменением ситуации деятельности, меняются и эмпатии людей. Да и сами индивиды становятся иными. Социометрия не охватывает подобные изменения. В этом слабость описанной методики.

— описание (обследование) явления,

— непосредственное изучение (исследование) на модели тех связей, которые соединяют неизвестное с ранее известным,

— объяснение, истолкование, передача окружающим новых сведений, характеризующих обследуемое явление,

— проверка путем практического использования добытых знаний (решение прикладных задач с учетом изученного явления),

— сохранение для других лиц полученных данных (написание отчетов, научных докладов, диссертаций, монографии, книг и т.п.).

Источник: studopedia.org

Основы разработки психологического исследования

Исследование – это вид познавательной деятельности человека. Оно может быть стихийным и научным. Стихийное исследование ситуации непреднамеренно и служит удовлетворению естественного любопытства человека. Научное исследование организовано, ориентировано на получение истинного знания и является способом реализации этой цели в науке.

Научные исследования можно условно разделить на эмпирические и теоретические. Теоретическое исследование отличается от эмпирического ориентацией на получение достоверного, обобщенного и сопоставимого знания. Но выделение эмпирического и теоретического уровней в известной мере условно. Как правило, большинство исследований имеет теоретико-эмпирический характер.

Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. По характеру решаемых задач и в зависимости от степени ориентации на практику исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальное исследование ориентировано на анализ психологических закономерностей и направлено на познание реальности без одновременной настроенности на получение практического эффекта от применения новых знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, предназначенного для решения конкретной практической задачи — выработки путей совершенствования объекта исследования.

Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Уникальное исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Каждое психологическое исследование на любом этапе развития психологии может быть реализовано в трех типах моделей: концептуальной, процедурной и эмпирической.

Концептуальная модель – это целостная система понятий, категорий и законов, раскрывающая теоретическую сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им. В конкретном психологическом исследовании основу концептуальной модели составляют теоретические положения и концепции (отсюда термин «концептуальная модель»), в рамках которых выдвигается гипотеза для разрешения поставленной научной проблемы.

Процедурная модель – это определенные правила, алгоритмы, методики и методы конкретной науки по получению и переработке информации.

В эмпирической модели как целостной системе количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках реализуется степень правомерности концептуальной модели.

Основой развития психологии как науки являются концептуальные модели, на базе которых строятся процедурные и эмпирические модели.

Научное психологическое исследование предполагает осознанный выбор цели исследования и его средств (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата. Научное исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на использовании научного метода познания.

2.Этапы психологического исследования

Замысел исследования определяет его этапы, составляющие последовательность реализации замысла исследования. Обычно исследование состоит из трех основных этапов.

Первый этап – выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработка гипотезы исследования. В целях уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап – пробное (пилотажное) исследование, этот этап предваряет оформление методики исследования.

На втором этапе работы происходит выбор методов и разработка методики исследования, проверка гипотезы, непосредственно исследование, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Третий, заключительный этап строится с ориентацией на внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

3.Организационно-процедурные этапы исследования

Этапы психологического исследования – это комплекс процедур, составляющих стадии реализации его целей и задач. Выделяются два вида этапов: этапы логического плана и организационно-процедурные этапы.

Этапы логического плана отражают последовательность выполнения стратегических задач исследования.

Организационно-процедурные этапы определяют ход выполнения тактических задач, взаимодействия с изучаемым объектом, действий с данными об изучаемом объекте. Все этапы имеют относительную временную последовательность, вместе с тем они могут чередоваться, обеспечивая непрерывность исследовательского процесса.

Этапы реализации логического плана исследования:

Проблемно-поисковый (сбор информации для описательных гипотез).

Аналитический (доказательство описательных гипотез).

Экспериментальный (доказательство гипотез о причинных зависимостях).

Конструктивно-практический (создание проекта – практических рекомендаций – по совершенствованию объекта).

Организационно-процедурные этапы исследования:

Подготовительный (разработка программы, методики, организационно-подготовительные работы).

Оперативный (сбор информации, консультации, экспериментирование)

Заключительный (обработка, анализ, обобщение информации, выработка рекомендаций, составление отчета).

Если рассматривать более детально, то можно отметить, что на подготовительном этапе обязательно проводятся следующие процедуры:

— Предварительное знакомство с объектом исследования, выявление его специфики;

Читайте также:
Требования к комплексной целевой программе

— Разработка проекта программы психологического исследования. Сюда входят описание объекта, уточнение цели, основных задач, разработка общих и рабочих гипотез и т.д.

— Составление рабочего плана и графика работ;

— Корректировка проекта программы с участием заказчика;

— Разработка методики исследования. Сюда входят проектирование инструментария, пилотаж инструментария, уточнение состава технических средств, уточнение требований к исполнителям, составление инструкций, размножение инструментария;

— Подготовка исследовательской группы;

— Составление сметы расходов, утверждение плана работ и сметы расходов.

На оперативном этапе осуществляются следующие процедуры:

— Организация условий выполнения работ в соответствии с методическими заданиями. Сюда также будут относиться подготовка помещений и технических средств;

— Составление графика проведения работ, составление наряд-заданий, их выдача исполнителям;

— Установление контакта с лицами, вошедшими в выборочную совокупность, знакомство, инструктаж их;

— Сбор первичной информации по заданной методике;

— Обработка аудиовизуальных технических записей;

— Контент-анализ открытых вопросов, дневниковых записей;

— Подготовка к сдаче методических документов;

— Контроль за ходом выполнения требований методики, за работой исполнителей.

Основные процедуры заключительного этапа:

— Сбор учетных материалов. Проверка их заполнения;

— Ручная обработка данных;

— Статистическая обработка данных;

— Логический анализ полученных данных;

— Уточнение объема выполненных задач;

— Построение проекта совершенствования объекта;

— Анализ и оценка эффективности выполнения научно-исследовательских работ;

— Составление итогового отчета;

— Предоставление отчета заказчику. Составление плана внедрения результатов исследования.

4.Характеристика проблемы исследования

Проблема исследования – форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области психологических явлений, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их устранение.

Проблема исследования находит конкретизацию в постановке теоретической и методологической проблем, что способствует достижению подлинно научного знания.

Теоретическая проблема – сформулированная нерешенная задача (проблема) в области познания (в области теории).

Методологическая проблема – сформулированная нерешенная задача в области методологии, признание исследователем наличия затруднений в процессе поиска и разработки новых методов и средств достижения цели при решении теоретической проблемы или сложности выбора оптимального метода из числа нескольких имеющихся.

Проблема исследования непосредственно связана с предметом исследования, но в то же время имеет и свою специфику. Проблема исследования является характеристикой некоторой проблемной ситуации, отражением противоречия между типичным состоянием предмета исследования в реальной практике и требованиями эффективного функционирования объекта исследования. Проблема исследования всегда связана с определенным совершенствованием предмета исследования, с выявлением причин обнаруживаемых противоречий, с разработкой системы мер, направленных на повышение эффективности и качества функционирования предмета исследования, с углублением теоретических представлений о предмете исследования. Например, когда предметом исследования являются способности, а объектом исследования – личность, проблемой исследования может стать формирование способностей, их становление и развитие и т.п.

Целью любого научного исследования является решение определенной проблемы. Практически проблема исследования перерастает в цель исследования, которую поставил перед собой психолог в процессе разрешения возникшей проблемы, т.е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему.

5. Цель и задачи исследования

Целью исследования является модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения психологического исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических и организационных процедур. Цель и задачи вытекают из предмета исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования, количество выдвигаемых задач обычно от двух до четырех.

Цель исследования зависит от направленности исследования, его теоретического, методического или прикладного характера.

Ожидаемым результатом теоретически ориентированного психологического исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах и условиях развития психологического объекта. Методически ориентированное исследование направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария.

В качестве продуктивного результата прикладного исследования могут выступать прогноз развития объекта, программа его совершенствования, отдельные практические рекомендации. Таким результатом могут быть алгоритмы типового решения достаточно изученных психологических проблем. Результаты прикладного исследования служат обоснованием, подтверждением уже имеющихся теоретических знаний. В прикладном исследовании цель следует согласовать с заказчиком.

Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития (как правило, этот анализ требует экспериментальных исследований).

Третья – со способами его преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.

Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, то есть с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. В этих целях изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решение которых представляет собой «прыжок в неизвестность», новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.

7. Гипотеза исследования

Гипотеза исследования – это вероятностное научное предположение, предвидение хода и результата исследования. Гипотеза отражает структуру объекта, характер и сущности связей между его элементами, факторы, обусловливающие эти связи. Она является главным методологическим инструментом исследования. Гипотезы указывают на способ согласования факторов, составляющих проблемную ситуацию, выражают способ решения проблемы исследования и достижения его целей. Характер основных гипотез предполагает логику исследования; все его последующие процедуры направлены на обоснование, доказательство или опровержение гипотез.

В методологическом отношении гипотезы служат звеном между теоретической концепцией и эмпирической базой исследования. Они предназначены для проверки тех зависимостей, которые включены в теоретическую схему и на изучение которых направлены задачи исследования. В этом плане гипотеза есть своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи. Гипотезы помогают формулировать проблемы, цели, основные задачи; определить объект и предмет исследования; организовать процесс научного поиска; выбор методов исследования. Проверка гипотез осуществляется на основе выведения из них следствий с последующей эмпирической проверкой с помощью процедур операционализации, измерения, регистрации и анализа.

Гипотеза должна быть современной: ведь ее возникновение подготовлено, как правило, общей логикой развития науки, а подтверждение или опровержение стало возможным именно в данный момент времени. Она не может быть сведена к прогнозированию, так как включает отношение к не выявленному прошлому (историко-психологические гипотезы), непознанному настоящему и будущему (прогностические гипотезы).

К гипотезе предъявляются определенные требования:

Во-первых, она не должна состоять из большого количества предложений: как правило – одно, редко – два-три;

Во-вторых, в нее нельзя включать понятия и категории, неясные исследователю;

В-третьих, при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений (гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и применимой к широкому кругу явлений);

В-четвертых, гипотеза должна иметь безупречное стилистическое оформление, простоту и логику изложения с соблюдением принципов преемственности;

Формирование гипотезы – сложный и мало исследованный процесс. Многое зависит от способностей психолога, таких его личностных качеств, как: творческое мышление, проблемное видение, интуиция, конструктивные и проектировочные умения. Все эти качества дают возможность исследователю обнаружить необходимые факты, обеспечить их полное изучение и на этой основе выявить несоответствие накопленного фактического материала существующим в науке объяснениям. Осознание этого несоответствия и приводит к возникновению основной идеи исследования, его замысла и средств осуществления, т.е. к оформлению гипотезы – обоснованного предположения о путях и результатах решения изучаемой проблемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб, 2001;

2. Помогайбин В.Н. Военно-психологические исследования: методологические основы. – М., 2001;

3. Ядов В.А. Социологическиое исследование; методология, программы, методы. – М., 1987;

4. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М., 1998.

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru