Психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально-психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблема психологической диагностики и сопровождения детей – инвалидов является предметом исследования многих специалистов. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении, обучении, трудностями в самообслуживании. Освоению детьми инвалидами социального опыта, вхождению их в систему общественных отношений помогают специальные центры по реабилитации, специальные программы, учебные заведения.
Цель психолого-педагогического сопровождения семьи – помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности. Цель диагностической работы — это выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи.
Что такое психодиагностика: ✅ как проходит, для чего нужна
В наше время диагностика необходима для полноценной работы психолога с детьми. В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей детей. Так, в практике проведения реабилитационной работы необходимо выявление психологических особенностей детей для осуществления индивидуального подхода к ним. Создание нормального социально-психологического климата зачастую невозможно без анализа личностных качеств. Учет индивидуально-психологических особенностей детей необходим для повышения эффективности психологической деятельности.
В психологической помощи нуждаются индивиды, оказавшиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, оказавшись в трудной жизненной ситуации, жизнью в целом).
Таким образом, в работе психолога психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи — психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Вся работа психолога должна быть индивидуализирована, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальных особенностей клиента.
Срок реализации программы:
— первичная диагностика — в течение 4 занятий с момента зачисления в центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;
— вторичная (уточняющая) диагностика – в период срока реабилитации в центре (4 занятия);
Основы психодиангостики
— итоговая диагностика– по завершению программы реабилитации
Целевая группа : программа рассчитана на детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 15 лет и их родителей (законных представителей).
Цель программы: психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально-психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.
— определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;
— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;
— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;
— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;
— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;
— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;
— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка в социуме;
— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;
Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, психологу нужно принимать во внимание:
– физическое развитие и состояние ребенка;
– психофизиологические особенности его возраста;
– динамику физического развития (анамнез);
– состояние слуха, зрения;
– особенности развития двигательной сферы;
– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезии, навязчивых движений);
– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
Этапы реализации программы.
• подготовка к диагностической процедуре;
• проведение психологической диагностики;
Ожидаемые результаты : — определение уровня развития познавательных процессов несовершеннолетних;
— выявление стиля воспитания ребенка, сложности в воспитании;
— определение личностных особенностей, эмоционального состояния несовершеннолетнего;
— определение межличностных отношений несовершеннолетнего в семье;
— оценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам, оценка эмоционального отношения к сверстникам;
— изучение общих способностей, вербально — логического мышления, определение объема внимания и его концентрации, особенности памяти, определение понимания логических связей и отношений между понятиями;
— уровень самооценки, тревожности, агрессивности, мотивация учения, процесс адаптации ребенка к школе;
— оценка общей осведомленности и запас бытовых и социально – средовых знаний и навыков;
Ι этап: Подготовительный .
— сбор данных о несовершеннолетнем, его семье и ближайшем окружении;
— изучение личного дела;
— подбор диагностических методик.
ΙΙ этап: Диагностический.
1 блок: Социальная ситуация развития.
Цель : психологическое изучение несовершеннолетнего, выявление его индивидуально — психологических особенностей, особенностей взаимодействия ребенка с окружающими людьми, изучение взаимоотношений в семье.
1.1. Сфера воспитания:
Цель: выявление стиля семейного воспитания ребенка, сложности в воспитании.
Тип семейного воспитания
(эмоциональная близость, взаимоотношения между членами семьи, слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.).
Источник: nsportal.ru
Методические рекомендации по составлению программы психодиагностического обследования
Психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития их интересов и способностей и т. п. занимает в настоящее время одно из центральных мест в работе психологической службы образовательного учреждения. Основными задачами психодиагностики учащихся подросткового и юношеского возраста являются: 1) изучение проявления отдельных симптомов психического состояния учащегося и личностных свойств; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования; 2) получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окружения на развитие его перспективы; 3) исследование характера психического развития, его темпов; 4) исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития.
Программа психодиагностического обследования составляется исходя из запроса, возрастных особенностей диагностируемого.
1. Пояснительную записку, предусматривающую раскрытие актуальности, целей, задач обследования; продолжительность диагностического обследования, возрастные категории, ожидаемые результаты.
2. Обоснование применяемых психодиагностических методов и методик. Краткая характеристика каждой методики, последовательность предъявления испытуемому. Если методика авторская или малоизвестная – методика представляется в программе полностью (описание, стимульный материал, инструкции, обработка результатов). Обоснованный выбор методов и методик, обеспечивающий эффективность психодиагностического исследования определяется: а) учетом поставленных целей и задач; б) выявлением особенностей проявления изучаемых психических свойств в процессе деятельности; в) соотношением различных, взаимодополняющих друг друга методов и методик; г) валидностью методик; д) получением дополнительной информации при нецелевом использовании других методов; е) оптимальным подбором количества методов и методик в соответствии с целью, возрастом и условиями; ж) предъявлением методик с учетом особенностей контакта и в возрастающей степени сложности.
3. Содержание программы по этапам с точно сформулированными целями каждого этапа, описанием хода диагностической процедуры, с указанием количества часов, отводимых на каждый из этапов.
4. Список литературы, которую можно использовать и которую использовал автор при составлении (разработки программы).
Источник: mydocx.ru
4. Разработка программы психодиагностического обследования.
Особенности организации индивидуально/групповой диагностики с детьми с особыми образовательными потребностями. Программа обследования. Условия проведения психологической диагностики. Требования к ее проведению. Методы исследования: стандартизированные и малоформализованные. Преимущества их и недостатки. Основные принципы диагностики отклоняющегося развития.
Психодиагностическое заключение.
Основные вопросы для наблюдения и анализа:
Специфика проведения психологического диагностического исследования. Выбор оптимальных методов для исследования. Возможности отдельных видов методов при изучении отдельных конкретных проблем. Причинная диагностика. Стмптоматическая диагностика.
Заключение по результатам психологического диагностического обследования.
При составлении программы обследования необходимо учитывать следующие моменты:
сформулировать цель работы;
определить круг задач, которые конкретизируют цели обследования;
выбрать стратегию и тактику проведения обследования;
отобрать методики психодиагностической работы;
определить общее время, необходимое для реализации обследования;
разработать программу обследования;
реализовать психодиагностическую программу осбледования;
подготовить необходимые материалы и оборудование.
Изучение особенностей детей с различными нарушениями развития по следующим направлениям (на выбор):
1) особенности познавательной деятельности воспитанников с нарушениями развития
2) особенности эмоционально-волевой сферы воспитанников с нарушениями развития
3) особенности речи воспитанников с нарушениями развития
4) особенности личностной сферы воспитанников с нарушениями развития
5) особенности готовности к школе детей снарушениями развития
Студенты сопоставляют полученные в ходе проведения методик результаты с имеющимися в научной литературе данными о развитии тех или иных психических функций и процессов у детей (сопоставление проводится с той же группой аномального развития, что изучалась на практике). Необходимо сделать выводы о том, насколько особенности психических процессов обследованных детей являются характерными или нет для данного варианта дизонтогенеза.
- подбор диагностического инструментария
- составление программы исследования исходя из выявленных ранее ведущих психолого-педагогических/социальных проблем
- реализация ее
- Проанализировать результаты исследованительской работы
- Отрефлексировать проведенную психодиагностическую работу.
5. Составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию различных психических процессов и функций и обеспечению индивидуального подхода.
- Составить психолого-педагогические рекомендации по результатам психодиагностического обследования
- Отразить в рекомендациях специфику индивидуального подхода по дальнейшему развитию психических процессов и функций.
5. Краткий план-график практики
План работы студента-практиканта, заполненный по следующей схеме для каждого дня практики.
№ | Длительность | |
1 | Организационное собрание. Ознакомление с программой. | 1 день |
2 | Составление индивидуального плана работы. | 1 день |
3 | Работа в учреждениях: — ознакомление со спецификой работы специального учреждения — ознакомление с функциональными обязанностями специального психолога — анализ документации учреждения | 1 день |
4 | Выявление ведущих психолого-педагогических и социальных проблем воспитанников учреждения. | 3 дня |
5 | Овладение приемами индивидуальной/групповой диагностики с детьми/подростками данного учреждения согласно принципам диагностики отклонений. | 4 дня |
6 | Составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию различных психических процессов и функций и обеспечению индивидуального подхода. | 1 день |
7 | Анализ проведенной практической деятельности, обобщение итогов практики | 1 дня |
8 | Составление отчета по практике | 2 дня |
Источник: studfile.net