● Программа проведения внутреннего аудита;
● Определения области внутреннего аудита;
● Задачи и цели внутреннего аудита;
● Разработка контрольных листов, форм для регистрации данных, опросников и чек-листов;
● Оформление документации;
● Правила подбора методов аудита;
● Оценка результатов аудита;
● Классификация несоответствий и нарушений;
● Понятие существенности нарушений;
● Порядок определения уровня существенности;
● Последующие корректирующие мероприятия;
● Составление программы предупреждающих мероприятий;
● Несоответствия, корректирующие действия и коррекция;
● Проведение анализа несоответствий, определение их причин, оценка необходимости принятия мер для дальнейшего предотвращения несоответствий, анализ результатов, анализ эффективности предпринятых действий;
● Проведение повторного аудита;
● Правила формирования документарного отчета по итогам проведенного аудита, включающего в том числе сведения о мероприятиях, предпринимаемых в связи с выявлением работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям, выполненных с нарушением установленных требований (корректирующие мероприятия).
Вебинар «Что нужно знать о внутреннем аудите системы менеджмента в лаборатории»
Цель программы:
● совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в области внутреннего аудита с совершенствованием профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения;
● Теоретические и правовые основы внутреннего аудита;
● Понятие внутреннего аудита;
● Требования к внутреннему аудиту (ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, ГОСТ ISO 9001-2015, Приказ Минэкономразвития РФ № 707);
● Внутренний аудит деятельности испытательной лаборатории (ГОСТ Р ИСО 19011-2021);
● Примерная процедура внутреннего аудита системы менеджмента в испытательной лаборатории.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)»
Режим работы: Пн-Пт: 09 00 -17 30
109443, Москва,
Волгоградский проспект, дом 90, корпус 1
Источник: www.asms.ru
Образец документа, определяющего порядок проведения внутренних аудитов в испытательной лаборатории
Требование проведения ежегодных аудитов в испытательной лабораторией отражено в стандарте ГОСТ ISO/IEC17025-2019. Помимо этого требования, необходимость проведения аудита очевидна в целях контроля деятельности лаборатории на соответствие собственным стандартам качества.
Методы, используемые при проведении внутреннего аудита:
- Опрос сотрудников
- Наблюдение за деятельностью
- Анализ документов
При проведении внутренних аудитов проводится проверка ведения дел, документов, контроль качества исполнения документированных процедур (стандартов организации и инструкций) сотрудниками ИЛ, члены группы внутреннего аудита собирают свидетельства внутреннего аудита СМК, ведут записи своих наблюдений, точно фиксируя факты, указывающие на возможное несоответствие.
Вебинар Общие принципы внутреннего аудита системы менеджмента (14.12.2022)
При выявлении несоответствующих работ могут проводить внеплановые проверки, а после проведения корректирующих действий–повторные проверки. Необходимость проведения таких проверок определяет менеджер по качеству.
Ответственность за планирование и проведение аудита в испытательной лаборатории лежит на менеджере по качеству. Стоит отметить, что аудит в испытательной лаборатории может быть как плановым, так и внеплановым. Перед проведением аудита, менеджером по качеству готовится план аудита, который должен содержать:
- Цели аудита;
- Область аудита;
- Критерии аудита и ссылочные документы и т.д.
Пример документа, определяющего порядок проведения внутренних аудитов в испытательной лаборатории, вы можете скачать по ссылке ниже.
Источник: www.glavsert.ru
Проведение внутреннего аудита: этапы и образцы оформления
Есть два варианта, кому доверить проведение внутреннего аудита на предприятии.
- 1. Штатные сотрудники. Сформировать аудиторский отдел или постоянно действующую комиссию можно из числа сотрудников компании. Ориентиром при определении кандидатов в аудиторы станут:
- понимание тематики ревизуемого участка;
- отсутствие личной заинтересованности в положительной оценке проверяемого отдела;
- профессиональная подготовка сотрудников для работы аудитором.
- 2. Профессиональные аудиторы. Привлечь профессиональных аудиторов на аутсорсе — такая альтернатива подходит для компаний с типовыми бизнес-процессами, не требующими частых проверок. В этом случае не придется тратить время и деньги на обучение собственных сотрудников внутреннему аудиту.
Как составить положение и приказ о внутреннем аудите
Если на предприятии создают свою службу аудита, то для нее разрабатывают положение о внутреннем аудите. Образцы плана для его создания приведены ниже. Положение регулирует работу самого отдела аудита и разъясняет остальным подразделениям их права и обязанности во время аудиторской проверки.
Положение о внутреннем аудите ПАО «Мостотрест»
До начала проверки составляют приказ о проведении внутреннего аудита. В нем указывают:
- срок проведения;
- глав аудиторских групп;
- ответственного за обеспечение необходимыми для аудита ресурсами;
- необходимость содействия глав проверяемых отделов выполнению плана проверок;
- ответственного за внесение корректив по найденным во время аудита несоответствиям;
- ответственного за осуществление приказа.
Ранее составленный план аудита и список аудиторов допускается прикрепить в приложениях к приказу, чтобы не дублировать пересекающуюся информацию.
Какой порядок проведения аудита будет оптимальным
Больше о компетенциях аудиторов и планировании всех этапов проверки писали в статье об организации внутреннего аудита. Теперь рассмотрим подробнее, что включает проведение внутреннего аудита.
Вступительное совещание
Первый день аудиторской проверки открывает собрание руководителей с представителями всех участвующих отделов. Здесь сотрудникам представляют аудиторов, объясняют цели и задачи проверки, оглашают план, объем работы и методы ее проведения. Представителям ревизуемых отделов объясняют правила работы в период проверки, а также полномочия аудиторов, чтобы предупредить возможный выход за их рамки.
На собрании проверяют готовность к проверке, обеспечение необходимыми расходными материалами, спецодеждой, транспортом, прикрепленными сопровождающими и т. п. Отвечают на вопросы сотрудников проверяемых отделов, которые возникли в ходе совещания.
Открывать проверку в небольших фирмах можно не так официально, но обязательно оповещать всех причастных перед началом аудита.
На вступительном совещании сотрудникам разъясняют программу аудиторской проверки
Проверка на местах
После совещания начинается работа на местах согласно составленному плану и порядку проведения аудита.
Аудиторы используют разные методы проверок, среди которых опросы по заранее составленным чек-листам, наблюдения за деятельностью сотрудников отделов, анализ документов на соответствие требованиям. Каким образом контролеры могут оценить работу на местах:
- 1. Проверить наличие всех требуемых документов и правильность их оформления.
- 2. Проверить, соответствуют ли плану деятельность и результаты отдела.
- 3. Побеседовать с сотрудниками, чтобы подтвердить соответствие выполняемой работы установленным требованиям.
- 4. Осмотреть состояние оборудования и рабочих мест.
- 5. Выборочно проверить работу сотрудников — отдельные действия, операции или результаты работы.
Пример чек-листа по внутреннему аудиту системы качества
Проверяемые требования (документ и № п.п.) | Вопросы для проверки | Комментарии |
ISO 9001:2015 (п.п. 7.5.3) | Какие документы СМК определяют исполнение проектов сотрудниками отдела? | Обратить внимание на актуальность документов, которые будут предоставлять сотрудники. |
ISO 9001:2015 (п.п. 7.5.3; 8.5.1) | Какие документы создаются в ходе исполнения проектов? | Выборочно проверить документацию по 2-3 проектам (даты создания документов, согласующие и утверждающие подписи, версионность). |
ISO 9001:2015 (п.п. 7.5.3; 7.1.3) | Каким образом обеспечивается сохранность документации по проектам? | Проверить 2-3 проекта (ведение документации в электронной базе, права доступа, даты создания архивных версий). Проверить хранение и идентификацию бумажных экземпляров рабочей документации по проектам. |
ISO 9001:2015 (п.п. 7.5.3; 7.4) | Каким образом оформляется сдача-приемка работ по проекту и его этапов? | Проверить 2-3 проекта (оформление актов сдачи-приемки работ, размещение сканированных копий в электронной базе). Проверить передачу отчетной приемо-сдаточной документации в юридическую службу. |
ISO 9001:2015 (п.п. 7.5.3) | Как определяется состав команды проекта? | Проверить 2-3 проекта (оформление приказов, распределение ролей в команде проекта). |
ISO 9001:2015 (п.п. 8.2.2; 8.2.3) | Кто определяет возможность исполнения проекта на предварительном этапе работ с заказчиком? | Проверить, как регистрируются запросы от потенциальных заказчиков. Проверить назначение менеджеров для проведения предварительных согласований с заказчиками. |
ISO 9001:2015 (п.п. 8.2.3) | Как проводится анализ требований заказчика? | Проверить оформление технических заданий и проектов договоров (разработку, направление заказчику на согласование, идентификацию изменений). |
В ходе работы аудиторы устанавливают соответствие или несоответствие требованиям, критериями которых могут быть:
- наличие и доступность для сотрудников всей необходимой в работе документации;
- правильность оформления документации;
- степень знания и понимания своих обязанностей работниками;
- выполнение сотрудниками должностных инструкций;
- устранение предыдущих несоответствий в случае повторного проведения аудита.
Если в ходе проверки обнаружили несоответствия, то сотруднику о них сообщают и разъясняют, какие требования он не выполнил.
Все результаты проверки записывают для последующего составления отчета.
Заключительное совещание
После проверки проводят завершающее заседание. На нем присутствуют руководители, аудиторы и персонал участвовавших отделов. В ходе собрания аудиторы оглашают результаты проверки. Далее выслушивают мнения сторон по выявленным несоответствиям. В случае несогласия сотрудников с результатами проведенного внутреннего аудита, аргументируют выводы со ссылками на рабочую документацию.
В конце совещания главный аудитор дает рекомендации по устранению найденных нарушений, предлагает корректирующие действия. Для одобренных мер присутствующие утверждают сроки выполнения.
Форма отчета по результатам аудиторской проверки
Заключение
Первый из основных этапов внутреннего аудита — выбор сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями. Перед началом аудита оформляют приказ и знакомят с ним всех участников проверок.
В ходе аудита изучают документацию, беседуют с сотрудниками и наблюдают за их работой. Полученные сведения фиксируют документально и оглашают на завершающем заседании. После согласования результатов проверки утверждают перечень и сроки корректирующих мероприятий.
Надоело ломать голову, как лучше организовать аудиторскую проверку? Научитесь тонкостям ее проведения на курсах по внутреннему аудиту в нашей академии!
Зарегистрируйтесь и изучите первый урок курса бесплатно, чтобы узнать о программе больше!
Источник: finacademy.net