Программа противодействия антимонопольным рискам что это

Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2019.2.8.
Дата поступления: 19.04.2019.

Исследуются правовые основы создания в компаниях системы антимонопольного комплаенса, получившего активное развитие в последние годы в России. Анализируется проект федерального закона, подготовленного ФАС России, предусматривающего трактовку самого понятия «антимонопольного комплаенса», а также перечень правонарушений, за которые ответственность может быть смягчена. Делается вывод о создании в России системы комплаенс-программ, направленных на соблюдение законодательства в различных сферах. Сформулированы выводы о возможности использования антимонопольного комплаенса для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Антимонопольное законодательство; комплаенс-программа.

Румянцева Ю. Н. Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.

Антимонопольное право

Информация о статье

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2019.2.8.
Дата поступления: 19.04.2019.

Исследуются правовые основы создания в компаниях системы антимонопольного комплаенса, получившего активное развитие в последние годы в России. Анализируется проект федерального закона, подготовленного ФАС России, предусматривающего трактовку самого понятия «антимонопольного комплаенса», а также перечень правонарушений, за которые ответственность может быть смягчена. Делается вывод о создании в России системы комплаенс-программ, направленных на соблюдение законодательства в различных сферах. Сформулированы выводы о возможности использования антимонопольного комплаенса для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова

Антимонопольное законодательство; комплаенс-программа.

Библиографическое описание

Румянцева Ю. Н. Антимонопольный комплаенс как часть комплаенс-программы соблюдения законодательства Российской Федерации // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.

About article in English

Publication data

Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.
ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639/2313-6715.2019.2.8.
Submission date: 19.04.2019.

The article examines the legal basis for the creation of the system of responsibility of antimonopoly companies that had recently received the active development in Russia. The author analyzes the draft federal law prepared by the Federal Antimonopoly Service of Russia, aimed to provide for legal interpretation of the concept «antimonopoly compliance», and which also includes a list of offences responsibility for which may be mitigated. The author concludes that in Russia there is the need for creating compliance programs system in order to promote the implementation of legislation in different spheres. The article presents some results with regard to the possible use of antimonopoly compliance for small and medium-sized businesses in Russia.

antimonopoly legislation; compliance program.

Bibliographic description

Rumiantseva YU.N. Antimonopoly compliance as a part of the compliance program of the russian legislation implementation // Prologue: Law Journal. – 2019. – № 2.

Создание в компаниях системы комплаенс-контроля является новым направлением, активно развивающимся в последние годы. Буквальный перевод термина «комплаенс» или «комплаенс-контроль» на русский язык как «соответствие соблюдение чему-либо» не приводит к пониманию его сути.

Некоторые авторы определяют комплаенс как систему антимонопольный мер, направленных на борьбу с нарушениями законодательных норм, игнорированием внутренних регламентов и этических положений в бизнесе как управленцами, так и линейными штатными единицами [1, с. 45].

Другие исследователи придерживаются понимания комплаенса как управленческого процесса, включающего в себя только антикоррупционные операции, в частности:

– определение компаниями применимых правовых норм;

– оценку коррупционных рисков;

– формирование локальных правовых и этических норм, имеющих целью предотвращение вовлечения компании и ее сотрудников в совершение правонарушений и преступлений коррупционной направленности, и построение повседневной деятельности компании по управлению рисками и обеспечению соблюдения указанных правовых и этических норм.

Вместе с тем, комплаенс-контроль по своей сути, близок к существующему в России внутреннему контролю, направленному на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. изменений Так, компания обязана принять кодексы деловой этики и антикоррупционные политики, реализовывать необходимые внутренние процедуры и активно сотрудничать с правоохранительными органами, что в свою очередь создаст барьеры на пути совершения коррупционных преступлений. Компании могут принимать обязательства по предотвращению коррупции и добровольно, включая соответствующие положения в локальные нормативные акты.

ФАС России предлагает внедрение антимонопольного комплаенса, под которым понимается совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (актами) хозяйствующего субъекта и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Уточняется, что такие внутренние акты компании должны содержать:

– требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности;

– меры, направленные на снижение таких рисков;

– меры, направленные на осуществление хозяйствующим субъектом контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;

– порядок ознакомления работников с данным актом (актами) и (или) данными документами (внутренними политиками, кодексами);

– информацию о должностном лице, ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса.

Законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»[1] предусмотрено определение системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, также определен принцип добровольности внедрения комплаенса, основные (минимальные) требования к содержанию локальных актов компаний, снижение административной ответственности путем введения дополнительного смягчающего обстоятельства, а именно организация юридическим лицом системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства России и ее функционирование.

По мнению авторов законопроекта, установление минимальных требований к организации в добровольном порядке антимонопольного комплаенса, наряду с институтами предупреждения и предостережения, станет дополнительной эффективной стимулирующей мерой, которая будет способствовать снижению количества антимонопольных нарушений через создание хозяйствующими субъектами механизмов самоконтроля.

По аналогии со сложившимся международным опытом в данной сфере, организации, выполняющие указанные правила не формально, а на деле, могут претендовать на снижение штрафных санкций в случае возникновения ситуаций неэтичного поведения. Так, ФАС России предлагает считать проведение антимонопольного комплаенса компании обстоятельством, смягчающим административную ответственность за следующие правонарушения:

– злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП);

– манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (ст. 14.31.2 КоАП РФ);

– заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП РФ);

– недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33 КоАП РФ).

Так, антимонопольный комплаенс призван минимизировать количество антимонопольных правонарушений, а соответственно, и объем штрафов, налагаемых на хозяйствующих субъектов, совершивших правонарушение. Целью антимонопольного комплаенса для компаний является снижение вероятности антимонопольного нарушения посредством снижения риска произвола исполнителя и, как следствие, риска антимонопольных санкций.

Вместе с тем, остается непонятным подход к выработке комплаенс-системы для субъектов малого и среднего предпринимательства, потому как данная модель корпоративного управления адаптирована прежде всего для крупных хозяйствующих субъектов. Между тем становится очевидным, что система антимонопольного комплаенса должна базироваться на основе саморегулирования и принципах добровольности ее внедрения с учетом специфики ведения бизнеса и внутренней организационной структуры компании. Внедрение системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) и его применение эффективно отразится на использовании инструментов ответственности при совершении такими организациями соответствующего вида правонарушений.

Помимо антимонопольного комплаенса получил свое активное развитие антикоррупционный комплаенс. Создание в компаниях системы антикоррупционного комплаенс-контроля является новым направлением противодействия коррупции [1].

Антикоррупционный комплаенс-контроль развивается прежде всего в компаниях с государственным участием, а также в крупных государственным компаниях, работающих на зарубежных рынках или имеющих иностранных партнеров. По своей основной идее антикоррупционный комплаенс-контроль, на наш взгляд, также очень близок к существующему в России в некоторых нефинансовых учреждениях внутреннему контролю в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [2, c. 105].

Читайте также:
Office tab enterprise что это за программа

Проведя сравнительный анализ антикоррупционного и антимонопольного комплаенса можно с уверенностью говорить о том, что наличие в компании определенного рода политики (антикоррупционной или антимонопольной) может использоваться в качестве средства защиты компании от ответственности в случае, если сотрудник или иное ассоциированное с компанией лицо совершит преступление или правонарушение в исследуемых сферах.

В обоих исследуемых видах комплаенса судебные и контрольные органы должны учитывать как сам факт наличия антикоррупционной и антимонопольной политики, не и ее практическую реализацию. Зарубежная практика применения как антимонопольного, так и антикоррупционного внутреннего комплаенса разнообразна.

Ряд стран Европейского союза на национальном уровне рассматривают возможность снижения санкций, при наличии у компании антимонопольного комплаенса и обеспечения его соблюдения. Так, в Великобритании и Франции существует возможность снижения штрафа на 10 %, а в Италии – на 15 %.

Такие страны, как Бразилия и Южная Корея, не имея специальных положений и руководств относительно антимонопольного комплаенса, тем не менее предусматривают определение порядка сертификации корпоративных программ в антимонопольных ведомствах.

В целом, в зарубежной практике решение о применении стимулирующих мер или мер снижения ответственности остается преимущественно дискреционным решением антимонопольного законодательства.

Таким образом, можно говорить о создании на государственном уровне в Российской Федерации целой системы комплаенс-программ, направленной на соблюдение законодательства в различных сферах, составными элементами которой уже сейчас справедливо можно назвать антикоррупционный и антимонопольный комплаенс.

Организация в добровольном порядке системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) и антикоррупционного законодательства (антикоррупционный комплаенс) наряду с институтами предупреждения и предостережения станет дополнительной эффективной стимулирующей мерой, которая будет способствовать снижению количества антимонопольных и коррупционных нарушений через создание хозяйствующими субъектами механизмов самоконтроля [3, c. 92].

Вместе с тем, целесообразно учитывать, что само по себе наличие в компании пакета антимонопольных и антикоррупционных документов не может являться достаточным основанием для освобождения ее от ответственности за совершение правонарушений и преступлений в данных сферах.

Источник: www.prolaw38.ru

Как защитить компанию от антимонопольных рисков

По заявлению Сергея Пузыревского, заместителя руководителя ФАС России, 90% юридических лиц, которых привлекли к ответственности, не понимают, какое именно нарушение законодательства о защите конкуренции они допустили (ГАРАНТ.РУ, 2017). Узнать о рисках нарушения до прихода к вам ФАС можно с помощью Комплаенс Экспресс-анализа.

Как это работает?

Риски появляются из-за отсутствия четкого регламента сотрудничества с контрагентами, внутренних нарушений, действий, противоречащих законодательству, и отсутствия юридической экспертизы договора при заключении сделки. Вызвать риски нарушения антимонопольного законодательства может деятельность в подразделениях маркетинга, ценообразования, продаж и департаментах, причастных к работе отраслевых ассоциаций.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства может быть возбуждено
в течение 3-х лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства

ст. 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

Что ждет компанию за нарушение закона о защите конкуренции

Сценарии развития событий при выявлении риска

При обнаружении потенциальной угрозы санкций от ФАС, нужно оценить ее последствия для компании и возможность повлиять на ситуацию. Существует два сценария развития событий:

  1. Принятие риска, последующий отказ от сделок, рынков и видов деятельности, уплата штрафов, потеря репутации и значительные убытки.
  2. Разработка и внедрение комплаенс-системы с целью предотвращения, минимизации и управления рисками нарушения антимонопольного законодательства.

Разработать грамотную и полноценную программу Антимонопольного комплаенса может только команда специалистов в антимонопольном законодательстве. Например, такой командой могут выступать эксперты Национальной Юридической Сети.

Суть Антимонопольного комплаенса

Антимонопольный комплаенс – это система мер, предупреждающих нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Применяется инструмент непосредственно в компаниях с целью ведения ими честной игры на рынке. Конкуренция жизненно необходима. Для компаний она – стимул развиваться и улучшать продукцию. Для клиентов – неоценимая возможность выбирать.

Важно, чтобы в погоне за лучшее место предприятия соблюдали правила рынка и не нарушали закон.

Основная задача антимонопольного комплаенса – предотвратить нарушения антимонопольного законодательства и минимизировать риски в компании. Все просто: если организация соблюдает правила борьбы с конкурентами, ей проверка ФАС не страшна. Антимонопольный комплаенс, введенный на предприятии, повышает осведомленность персонала и призывает его к ответственности. Иногда сотрудник принимает незаконное решение, сам того не зная. Цель системы – повысить правовую грамотность работников и уберечь компанию от публично-правовых рисков.

ФАС считается контролирующим органом. Внедрение комплаенса поможет сделать его для компании предупредительным за счет минимизации нарушений. После введения системы важно проводить регулярные проверки и привлекать персонал к дисциплинарной ответственности, чтобы показать реальность работы программы. Смысл Антимонопольного комплаенса не в том, чтобы просто избегать штрафов. Это эффективная системы по предупреждению и своевременному обнаружению нарушений.

Как внедрить Антимонопольный комплаенс

Первый шаг к внедрению системы предупреждения нарушений – это осознание, что она необходима организации. Все больше компаний начинают понимать, что нарушения антимонопольного законодательства – это не только штрафные санкции, но и потеря репутации в глазах партнеров, контрагентов и прочих заинтересованных лиц.

Международная Торговая Палата (ICC) разработала детальную и продуктивную комплаенс-программу, состоящую из следующих направлений:

Культура и политика системы. Компания признает наличествующие и возможные риски. Разрабатывается стратегия, формируется поддержка руководством ценности комплаенса.

Ответственные за комплаенс. Вводится должность комплаенс-офицера, который администрирует систему и подчиняется непосредственно руководству. Привлекается внешний аудитор для написания инструкций и регламента.

Оценка выявленных рисков. Определяются ресурсы контроля, пути ликвидации и минимизации обнаруженных рисков.

Персональная комплаенс-программа с учетом потребностей бизнеса и характера рисков. Обучение работников, улучшение компетенций и осведомленности в нормах законодательства. Рекомендации по общению с конкурентами, построению принципов работы с поставщиками и потребителями.

Алгоритмы действий в случае поступления информации о нарушениях антимонопольного законодательства. Продуктивное и быстрое реагирование.

Внутренние проверки и расследования. Применяются дисциплинарные наказания к лицам, нарушившим внутреннюю политику.

Антимонопольная сертификация. Персонал привлекается к дисциплинарной ответственности. Проверяются знания предписаний внедренной системы. В случае успешной проверки работники поощряются.

Постоянный мониторинг. Оценивается эффективность программы антимонопольного комплаенса, совершенствуются процессы и методы достижения нужных результатов.

Нужно или нет внедрять в вашу компанию антимонопольный комплаенс, позволит узнать Комплаенс Экспресс-анализ бизнеса.

Далее следует провести анализ и определить проблемы для проведения аудита деятельности предприятия, чтобы выявить зоны риска. На этом этапе:

  • определяются рынки, на которых компания доминирует;
  • выявляются направления бизнеса, требующие соблюдения антимонопольного законодательства;
  • проверяются договоры и внутренняя политика на соответствие нормам законодательства;
  • разделяются на категории антимонопольные дела по основанию появления.

На базе проделанной работы создается карта рисков, источники которых становятся фундаментом для разработки комплаенса.

Документы, формирующие регламент поведения предприятия и работников на рынке:

  1. внутренняя антимонопольная политика с доступной и более развернутой картой рисков и изложением последствий;
  2. сформированная защита по однообразным делам, что особенно важно для бизнеса с обширной географией;
  3. инструкция при прохождении антимонопольных проверок.

В типовые формы документов вносятся нужные корректировки. Затем наступает этап внедрения и управления. Поскольку одну из ключевых ролей в эффективности комплаенс-системы играют работники, после внедрения обязательны обучающие семинары и тренинги. Они помогают наглядно ознакомиться с примерами из практики, моделировать различные ситуации и получать ответы на возникающие вопросы.

Универсальной системы предупреждения нарушений не существует. Программа Антимонопольного комплаенса разрабатывается с учетом специфики отраслей, товарных рынков компаний, компетенций специалистов и потенциальных рисков.

В силу неоднозначных трактовок в законах и постоянных перемен в антимонопольном законодательстве комплаенс не даст 100% защиты от рисков, но поможет урегулировать деятельность и производственные процессы на предприятии. Цель программы – не ловить нарушителей, а развивать бизнес путем повышения осведомленности руководства и команды об ответственности, предупреждения рисков и блокировки незаконных действий по личной инициативе работников.

Особенности внедрения Антимонопольного комплаенса

Российский бизнес понемногу начинает проникаться комплаенсом, но он все еще остается на стадии зарождения. Ведутся дискуссии не только о целесообразности и трате ресурса на этот инструмент, но и о трактовке самого понятия. ФАС России поддерживает такую систему внутренних предупреждений. Однако представители службы и бизнесмены в публичных выступлениях иногда путают антимонопольный комплаенс с торгово-сбытовой политикой.

Читайте также:
Fitbit coach что это за программа и нужна ли она на Windows 10

Еще одна сложность заключается в том, что программа комплаенса индивидуализирована. Система вводится на добровольной основе. Четких требований к содержанию нет. Главное, чтобы программа соответствовала корпоративной культуре компании и законодательству. Здесь и заключается основной подвох по причине путаницы в формулировках и самой проверке.

При наличии на предприятии действующей программы комплаенса ФАС может смягчить наказание за допущенные нарушения. Для этого антимонопольный орган должен убедиться, что компания принимала все превентивные меры, чтобы избежать совершения неправомерных действий. На практике в Великобритании, Италии и Франции наличие в организациях комплаенс-системы выступает смягчающим обстоятельством и способствует снижению штрафа на 10–15%.

Программа комплаенса включает персонификацию ответственности. Это значит, что за нарушение антимонопольного законодательства будет отвечать конкретное лицо, преступившее закон. Обычно промахи и падения организации ложатся на плечи директора, даже если он напрямую не причастен. Система помогает перенести вину на человека, который лично нарушил запрет, хотя и знал о нем.

Антимонопольный комплаенс играет весомую роль при заключении сделок поглощения и слияния. Покупатель может увидеть, на законных ли практиках держится бизнес интересующего его актива, и какую ценность представляет. Комплаенс-система помогает подтвердить качество актива. Это новый виток в экономических отношениях, направленный на трансформацию бизнеса и определяющий будущее компании.

Источник: legal-network.ru

Антимонопольный комплаенс: отечественная и зарубежная практика

Статья посвящена изучению антимонопольного комплаенса,проанализированы методы стимулирования его внедрения в практику компаний и определены результаты созданиясистемы антимонопольного комплаенса для предприятия и экономики в целом.

Развитие антимонопольного законодательства и практика его применения в последние годы привело к введению оборотных штрафов и уголовной ответственности за антиконкурентное поведение, росту числа антимонопольных разбирательств. Такие тенденции мотивирует компании предпринимать меры предосторожности в части нарушений антимонопольного законодательства. Одним из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний является разработка и внедрение антимонопольного комплаенса — системы внутрикорпоративного предупреждения нарушений антимонопольного законодательства. Целью антимонопольного комплаенса для компаний является снижение вероятности антимонопольного нарушения посредством снижения его риска и, как следствие, снижение риска антимонопольных санкций.

Касательно техники разработки и внедрения антимонопольного комплаенса, лучшим руководством является Практическое пособие ICC по антимонопольному комплаенсу (AntitrustComplianceToolk.it), подготовленное Международной торговой палатой- влиятельной некоммерческой международной организацией. Но при внедрении этой системы, являющейся новой для отечественных предприятий необходимо учитывать особенности российского законодательства и специфику корпоративной культуры хозяйствующего субъекта.

Деятельность Федеральной антимонопольной службы, а гак же объединений предпринимателей имеет большое значение в возрастании интереса к внедрению системы антимонопольного комплаенса в российскую практику.

Стоит гак же отметить, что в стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации 2013-2024 гг. одной из первоочередных задач антимонопольной службы является создание, и осуществление комплекса мер по адвокатированию антимонопольного комплаенса как одного из методов снижения рисков правонарушений. На данный момент ФАС России вместе с представителями предпринимательских объединений рассматривает вопрос правового обеспечения внедрения комплаенса в деятельность компаний. Дальнейшее развитие этого вопроса может двигаться последующим направлениям:

  • • разработка ФАС России официальных рекомендаций по внедрению комплаенс-программ для российских компаний, в том числе и подготовка рекомендаций по созданию эффективных систем внутреннего контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
  • • внесение изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», а также в соответствующие положения Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ с указанием на то, что наличие у компании, разработанной в соответствии с рекомендациями антимонопольного ведомства или согласованной с ним комплаенс- программы, является обстоятельством, смягчающим ответственность.

Существуют определенные методы стимулирования, которые побуждают компании внедрять в систему управления антимонопольный комплаенс. Стоит рассмотреть эти методы подробнее.

1. Освобождение от ответственности или ее снижение в случае нарушения антимонопольного законодательства организациями, имеющими в своей структуре комплаенс-систему.

Так например, английская фармацевтическая компания CelesioGroup сообщила в федеральные органы озаключении картеля с QuantumGroup ещё до того как были раскрыты признаки этого правонарушения. Нарушение выражалось в ограничения конкуренции на рынке медикаментов, которые поставлялись в дома престарелых. Компании разделили рынок и закрепили друг за другом определённые дома престарелых, договорившись при этом, что каждая из компаний не будет поставлять товаропотребителям конкурентов. В результате ответственность за картельный сговор понесла только — QuantumGroup. Второй участник соглашения — CelesioGroup — была освобождена от уплаты штрафа, за счет того, что у них имелась система антимонопольного комплаенса.

Для того чтобы этот метод был эффективен и в России, необходимо законодательно закрепить случаи, в результате которых будет происходить освобождение от санкций, в случае, если компания добровольно сообщила антимонопольной службе о нарушении антимонопольного законодательства.

  • 2. Предупреждение правонарушений антимонопольного законодательства будет приводить к снижению имущественных санкций, и оказывать существенное влияние на рост благосостояния хозяйствующего субъекта.
  • 3. Снижается вероятность вовлечения сотрудников в противоправную деятельность и как следствие повышается их ответственность за свои действия
  • 4. Снижение риска возникновения антимонопольного нарушения в деятельности компании в случае соблюдения правовых и законодательных актов в этой сфере, и соответственно, уменьшение вероятности возникновения негативных последствий для компании.
  • 5. Повышение репутации компании, стремящейся к соблюдению антимонопольного законодательства, будет оказывать положительное влияние на лояльность потребителей к бренду.
  • 6. С улучшением репутации компании, а так же с повышением прозрачности веления бизнеса в результате соблюдения антимонопольного законодательства будет происходить и рост инвестиционной привлекательности.

Эффективность использования антимонопольного комплаенса очевидна: она проявляется в улучшении репутации компании, в снижении рисков в ходе деятельности хозяйствующего субъекта, и как следствие, приводит к в росту инвестиционной привлекательности. Результат от внедрения в работу компаний антимонопольной комплаенс-системы можно оценить путём сравнения штрафных санкций за нарушение конкурентного законодательства до и после использования комплаенса.

Для экономики страны в целом эффект от внедрения антимонопольного комплаенса в деятельность хозяйствующего субъекта будет, в первую очередь, проявляется в предотвращении и устранении нежелательных рыночных структур и некорректного поведения хозяйствующих субъектов, нарушающих общественное благосостояние и снижающих интенсивность конкуренции на рынке.

Так, создание систем антимонопольного комплаенса в таких российских корпорациях, как «Лукойл» и «МТС», позволило значительно уменьшить процесс восстановления конкуренции на рынке и снизило уровень налагаемых штрафов.

Можно проследить тенденцию снижения правонарушений в сфере антимонопольного законодательства, например, в 2011 году были наложены санкции на сумму около 13 миллиардов рублей, а в 2014 году эта сумма была гораздо меньше и составила уже примерно 1,5 миллиардов рублей. Так же существенно снизились риски для компаний и улучшилась ситуация на рынке в целом. В 2008-2011 годах ежегодно рассматривались порядка 100-150 дел о нарушениях антимонопольного законодательства. По итогам 2014 года было рассмотрено менее 20 таких дел.

В связи с этим, можно говорить о том, что внедрение системы антимонопольного комплаенса в практику российских компаний приведет к росту их эффективности и экономики в целом, а также поможет снизить нагрузку на ФАС.

Стоит так же рассмотреть зарубежный опыт законодательного регулирования антимонопольного комплаенса в деятельности хозяйствующих субъектов. В мировой практике сложилось два основных подхода государственных органов к компаниям-нарушителям антимонопольного законодательства при наличии у них внедренной системы антимонопольного комплаенса.

Согласно первому подходу наличие комплаенс-системы не может влиять на размер штрафных санкций при привлечении компании или ее должностных лиц к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Такого подхода придерживается Европейская комиссия Евросоюза при рассмотрении дел о нарушении требований конкурентного права Евросоюза. Например, в одном из решений было отмечено, что комиссия не считает наличие у компании комплаенс-программы обстоятельством, смягчающим ответственность за заключение картельного соглашения.

Согласно второму подходу наличие комплаенс-программы может служить обстоятельством, смягчающим ответственность. Этот подход к антимонопольным программам находит отражение в Директивах для определения меры наказания в США. Положения данных директив предусматривают, что наличие у компании «эффективной программы комплаенса» может снизить размер штрафов, налагаемых на нарушителей антимонопольного законодательства.

Считается, что компания имеет «эффективную программу комплаенса», если она:

  • • осуществляет должную осмотрительность в целях обнаружения и предотвращения противоправного поведения;
  • • развивает корпоративную культуру соблюдения конкурентного законодательства
  • • руководство компании предпринимает разумные шаги для надзора за внедрением и соблюдением положений комплаенс-программы.
Читайте также:
Med программа что это

Американский подход к комплаенс-программам находит поддержку и в некоторых других государствах. Например, Управление по защите конкуренции Чехии в октябре 2004 г. официально подтвердило, что наличие у компаний комплаенс-системы будет приниматься во внимание в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность при назначении штрафов за совершение антимонопольного правонарушения.

Очевидно, что наличие эффективной антимонопольной программы может послужить положительным фактором в предотвращении и ликвидации антимонопольных правонарушений. Осталось только подробно разъяснить компаниям, как разработать эффективную программу комплаенса и обеспечить ее действенность.

Источник: bstudy.net

Комплаенс — новое понятие в российском законодательстве

Учебная программа «Организация комплаенса в компании» . Повышайте профессиональные компетенции вместе с нами!

Разделение комплаенса на антимонопольный и антикоррупционный противоречит сути этого понятия, потому что сама процедура противодействия мошенническим рискам и соблюдения законодательных норм подразумевает согласованность всех действий. Однако законодатель ввел понятие антимонопольного комплаенса, так как инициатором законопроекта была ФАС, а большее количество нарушений — картельные сговоры, мошенничество и коррупция — происходят в сфере госзакупок. Вместо антикоррупционного комплаенса в значении комплекса соответствующих мер в законодательстве РФ используется термин «антикоррупционная политика».

Организация комплаенса в компании

  1. Нетерпимость к коррупции во всех ее проявлениях. Коррупция — транснациональное зло. Это действия мошеннического характера (определение относится к действиям как государственных служащих, так и сотрудников компаний), направленные на извлечение прибыли с использованием служебного положения. Они могут иметь материальный или нематериальный характер (непотизм). От действий взяточников и теневой экономики страдает государство, граждане и бизнес. Например, согласно данным доклада генерального прокурора РФ, ущерб от коррупционных преступлений в 2019 году превысил 55 млрд руб. В итоге государство не смогло направить эту сумму на выплаты пособий, субсидирование малого бизнеса или другие нужды. А объем российской теневой экономики достигает 45%.
  2. Безусловное соблюдение норм, правил и законов. Комплаенс в бизнесе начинается с соблюдения всех законодательных норм. Руководство компании должно принять решение о строгом соблюдении законодательства и внутренних регламентов. Если менеджмент транслирует идею, что закон един для всех, бизнес нужно вести этично, и показывает это своим примером, остальные сотрудники начинают доверять компании. Такой подход — залог долгого и устойчивого развития на рынке.
  3. Неотвратимость наказания. К правонарушителю, независимо от поста, который он занимает, должны применяться соответствующие санкции.

Запомнить

  • Основная задача корпоративного комплаенса — защита компании от мошеннических действий.
  • Суть комплаенса — в согласованности и контроле всех действий и процессов в компании.
  • До недавнего времени в российском законодательстве не было понятия комплаенса. Однако в 2020 году вступил в силу закон №33 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции”», который официально ввел понятие антимонопольного комплаенса.
  • Разделение комплаенса на антимонопольный и антикоррупционный не имеет смысла, потому что сама процедура противодействия мошенническим рискам и соблюдения законодательных норм подразумевает согласованность всех действий.
  • Вместо антикоррупционного комплаенса в значении комплекса соответствующих мер в законодательстве РФ используется термин «антикоррупционная политика».
  • Корпоративный комплаенс выстраивают с точки зрения управления рисками — взвешенного принятия управленческих решений. В его основе лежат три принципа: нетерпимость к коррупции во всех ее проявлениях, безусловное соблюдение норм, правил и законов и неотвратимость наказания.

Развивайтесь вместе с нами: в каталоге Русской Школы Управления более 700 онлайн-трансляций и 500 дистанционных курсов. Учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте!

Смотрите также: Мошенничество в бизнесе. Внутренний контроль

Подпишитесь
на полезные статьи
и материалы

Источник: uprav.ru

Корпоративное здоровье: модный тренд или базовая потребность?

В рамках национального проекта «Демография» в Красноярском крае реализуется региональный проект «Укрепление общественного здоровья». Основной задачей проекта является формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни.

Значимое место отводится развитию корпоративной культуры здоровья путем внедрения у работодателей программ сохранения здоровья на рабочем месте по направлениям: профилактика потребления табака, снижение потребления алкоголя с вредными последствиями, здоровое питание и рабочее место, повышение физической активности, сохранение психологического здоровья и благополучия.

Корпоративные программы укрепления здоровья – это элемент корпоративной культуры, который предполагает улучшение организации труда, и повышение качества здоровья сотрудников. Это продукт усилий работников, работодателей на стимулирование работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни.

В зоне ответственности высшего руководства предприятий лежит инициирование процессов планирования, разработки, реализации и оценки корпоративных программ укрепления здоровья работающих. И многие работодатели следуют принципам социальной ответственности в своей деятельности: предоставляют дополнительную социальную защиту работникам, развивают инфраструктуру территорий, поддерживают нуждающиеся категории граждан, способствуют укреплению социального партнерства.

В Красноярском крае более 70 000 организаций/предприятий, в числе которых и крупные промышленные предприятия, имеющие опыт формирования и развития корпоративной культуры здоровья путем внедрения программ сохранения здоровья на рабочем месте по направлениям: профилактика потребления табака, снижение потребления алкоголя с вредными последствиями, здоровое питание, повышение физической активности, сохранение психологического здоровья и благополучия. В 2021 году решением краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложено сформировать электронный реестр, организаций и предприятий края, реализующих корпоративные программы. В настоящий момент более 400 организаций и предприятий края, в той или иной сфере реализуют мероприятия, направленные на корпоративное оздоровление персонала.

С 2020 года Центры здоровья медицинских организаций Красноярского края оказывают методическое содействие и активно участвуют в реализации 12 корпоративных программ «Укрепление здоровья работающих» в нескольких организациях и предприятиях региона.

Так, например, в Краевом автотранспортном предприятии, имеющим в своей структуре 14 филиалов с общей численностью более тысячи человек, реализуется программы «Профилактика потребления табака», разработанная Красноярским краевым Центром общественного здоровья и медицинской профилактики. В рамках работы программы на предприятии была создана рабочая группа, изданы распорядительные документы, утвержден план-график мероприятий по реализации программы и проведено анкетирование сотрудников. Оборудованы 2 места для курения, которые обозначены информационными знаками, размещена наглядная информация о вреде курения. Врачами краевого Центра общественного здоровья и медицинской профилактики проводилась работа по информированию сотрудников предприятия о вредном влиянии табачного дыма на здоровье человека, о курении как факторе риска заболеваний и вкладе курения в сердечно-сосудистый риск, о сохранении психического здоровья в коллективе. При каждом выезде на предприятие параллельно проводился профилактический скрининг сотрудников на выявление факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, которые, наряду с курением, определяют уровень сердечно-сосудистого риска: компьютерный скрининг функционального состояния сердца, спирометрия, биоимпедансметрия, уровень холестерина и глюкозы в крови, показатель внутриглазного давления.

Врачом-терапевтом и психологом проводились лекций для сотрудников КАТП о вреде активного и пассивного курения, групповые занятия с психологом с целью повышения мотивации к отказу от курения и снижения интенсивности курения, включая компьютерное тестирование по шкале тревоги и депрессии, а также индивидуальные консультаций психолога по теме конфликта как источника стресса и профессионального выгорания.

Как итог, реализуемой программы по профилактике потребления табака – на предприятии отказались от курения 16,3%, снизили интенсивность курения 18%. Кроме того, улучшился психологический климат после индивидуальной и групповой работы психолога.

В настоящее время от предприятий требуется создание мотивации для работников, чтобы они сами захотели вести здоровый образ жизни. Комфортные условия работы и отдыха, отказ от вредных привычек, здоровое питание – программа предусматривает не отдельные элементы, а целую систему мониторинга состояния здоровья работников.

«Корпоративные программы укрепления здоровья, реализуемые на предприятиях Красноярского края и поощрение ведения здорового образа жизни работников может предотвратить или снизить риск серьезных заболеваний в будущем, а также уже сегодня начать борьбу с имеющимися недугами. Профилактика заболеваний возможна только путем объединения усилий, направленных на контроль ограниченного числа факторов риска, в том числе и на рабочем месте», — отметила Ольга Кутумова, главный внештатный специалист по медицинской профилактике министерства здравоохранения Красноярского края, главный врач КГБУЗ «Красноярский краевой Центр общественного здоровья и медицинской профилактики».

Пресс-служба Красноярского краевого Центра общественного здоровья и медицинской профилактики

Источник: kraszdrav.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru