Положение oб обучении рабочих на производстве
1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регламентирует различные виды профессионального обучения рабочих открытого акционерногообщества ХХХХХХХХХХХХХ ) (далее Общество) на производстве. Положение направлено на предоставление персоналу Общества возможности получения знаний и навыков (специальных, углубленных и пр.), необходимых для повышения качества производимой продукции, работ и оказываемых услуг, освоения новых видов деятельности, а также создания в Обществе надежного кадрового резерва.
1.2.Обучение рабочих на производстве включает в себя следующие формы обучения: подготовка новых рабочих, переподготовка (обучение вторым и смежным профессиям), повышение квалификации.
1.3.Ответственность за целенаправленность, планомерность осуществления производственного обучения и подготовку кадрового резерва возлагается на отдел кадров предприятия и начальника механосборочного цеха.
1.4.Ответственность за соблюдение обучающимся правил по охране труда возлагается на его непосредственного руководителя и инженера по охране труда.
Моя профессия Мастер производственного обучения
2. Подготовка новых рабочих
2.1. Подготовка новых рабочих (начальное профессиональное образование на производстве) — это профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии, с целью получения ими квалификации по любому из направлений производственно-хозяйственной деятельности Общества.
Подготовка новых рабочих проводится из числа лиц, вновь принятых на работу по ученическому договору (ст. 199 ТК РФ).
2.2.Обучение организуется непосредственно в структурных подразделениях специалистом отдела профессионального развития персонала, который обеспечивает необходимую методическую помощь, сбор, контроль за оформлением и хранение документов (Листок учета теоретического обучения рабочих путем индивидуальных консультаций, Дневник учета производственного обучения, Заключение на пробную квалификационную работу, Протокол заседания квалификационной комиссии)
Процесс обучения проходит под руководством инструктора по обучению (из числа начальников цехов, участков, мастеров), наставника производственного обучения (из числа высококвалифицированных рабочих), назначаемых приказом по Обществу. К обучению привлекаются профильные специалисты в качестве консультантов теоретического обучения.
2.3.Для производственного обучения в структурном подразделении выделяют рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инструментами и материалами.
2.4.Обучение осуществляется индивидуально или в учебных группах. При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно, получая консультации у инструктора и консультантов теоретического обучения; производственное обучение организуется индивидуально на рабочем месте под руководством неосвобожденного от основной работы наставника производственного обучения.
При групповом обучении: теоретический курс изучается в учебной группе; производственное обучение организуется аналогично индивидуальной подготовке.
Как разработать программу производственного контроля?
2.5.Теоретическое и производственное обучение осуществляется в пределах рабочего времени, согласно учебным планам и программе по соответствующей профессии.
Программы обучения по конкретным профессиям утверждаются генеральным директором по представлению отдела кадров, согласованному с руководителями структурных подразделений.
Сроки обучения устанавливаются распоряжением генерального директора, исходя из программы обучения, специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной образовательной и специальной подготовки, профессионального опыта, но не могут быть более 6 месяцев.
2.6. По окончании производственного обучения обучающийся должен выполнить квалификационную пробную работу.
В качестве квалификационных пробных работ для обучающихся должны подбираться работы, соответствующие по своей сложности квалификационному разряду, предусмотренному квалификационной характеристикой, позволяющие выявить в какой мере экзаменуемый освоил технологию выпускаемой продукцию, овладел навыками по своей профессии (специальности), достиг требуемой производительности труда (выполнение норм времени, выработки) и обеспечивает выполнение технических требований производства работ.
При подборе квалификационных пробных работ следует исходить из того, что продолжительность их выполнения должна быть не более одной смены, а нормы времени (или нормы выработки) должны соответствовать сменным заданиям в данном производственном подразделении.
Перед выполнением квалификационных пробных работ мастер участка должен принять меры для обеспечения каждого экзаменуемого соответствующим рабочим местом, отвечающим требованиям техники безопасности, необходимыми материалами, исправными приспособлениями, инструментами, а также технологической документацией и чертежами (если это необходимо).
Экзаменуемым, не выполнившим пробную работу по независящим от него причинам, выполнение пробной работы назначается вторично.
По результатам выполненной квалификационной пробной работы и определения уровня квалификации, оформляется заключение о сдаче квалификационной (пробной) работы.
2.7.По окончании срока обучения, после успешного выполнения квалификационной пробной работы, работник сдает экзамен действующей в Обществе квалификационной комиссии на присвоение ему рабочей специальности (квалификационного разряда). Результаты экзамена по обучению на производстве заносятся в протокол квалификационной комиссии о присвоении рабочему профессии, разряда.
2.8.При успешной сдаче экзамена, на основании протокола квалификационной комиссии, отдел кадров готовит приказ о присвоении работнику определенной профессии, квалификационного разряда. Квалификационный разряд считается присвоенным с момента подписания об этом приказа генеральным директором Общества.
3. Переподготовка рабочих (обучение вторым и смежным профессиям)
3.1. Переподготовкарабочих (обучениевторымисмежнымпрофессиям) — это обучение рабочих, уже имеющих профессию, с целью получения новой или расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям. Переподготовка организуется для обучения рабочих, высвобождаемых в связи с сокращением рабочих мест и других изменений, а также изъявивших желание сменить профессию с учетом потребности производства.
3.2.Учебные планы и программы для обучения рабочих вторым и смежным профессиям, сроки обучения утверждаются генеральным директором по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям и разрядам. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.
Формы переподготовки рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).
4. Повышение квалификации
4.1. Повышениеквалификации — профессиональное обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений по имеющейся профессии и присвоении более высокого разряда.
4.2.Организуются следующие формы повышения квалификации рабочих на производстве: производственно-технические курсы; курсы целевого назначения; повышение квалификационного разряда.
Производственно-техническиекурсы создаются для повышения квалификации, углубления и расширения знаний, навыков и умений рабочих по имеющейся у них профессии до уровня, соответствующего требованиям производства.
Курсыцелевогоназначения создаются для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических процессов, средств механизации и автоматизации, применяемых в производстве, правил и требований их безопасной эксплуатации, технической документации, научной организации труда, а также вопросов повышения качества выпускаемой продукции.
Повышениеквалификационногоразряда — это обучение рабочих с целью повышения квалификационного разряда по соответствующей профессии.
4.3.Программа, дата и место проведения курсов утверждаются распоряжением генерального директора по представлению руководителей структурных подразделений.
Занятия на курсах проводятся в учебных группах численностью от 10 человек на собственной производственной базе, силами профильных специалистов. Комплектование групп осуществляется, как правило, рабочими одной или родственными профессиями либо в соответствии с тематической направленностью курсов.
С целью определения эффективности обучения в соответствии со стандартом «Персонал. Подготовка и повышение квалификации» преподавателю курсов рекомендовано проведение опроса слушателей до и после окончания обучения.
4.4.Учебные планы и программы для повышения квалификационного разряда рабочих, сроки обучения утверждаются распоряжением генерального директора по персоналу по представлению руководителей структурных подразделений применительно к учебным планам и программам по соответствующим профессиям и разрядам. Формы обучения аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих (см. раздел 2).
5. Оплата за обучение рабочих на производстве.
5.1.Наставнику производственного обучения выплачивается ежемесячная надбавка в размере_______% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в течение всего периода обучения. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере % месячного оклада в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на «отлично». Если квалификационный экзамен сданы на «хорошо» или «удовлетворительно» дополнительная единовременная надбавка составляет _________% месячного оклада.
5.2.Консультантам теоретического обучения оплата за проведенные занятия производится из расчета __________ руб./час, согласно листу учета теоретического обучения рабочего. Дополнительно выплачивается единовременная надбавка в размере___________% месячного оклада, установленного в трудовом договоре, в случае, если обучившийся сдает квалификационный экзамен на «отлично» или___________% месячного оклада при сдаче пробной работы и квалификационного экзамена на «хорошо» или «удовлетворительно».
5.3.Оплата за обучение рабочих осуществляется на основании служебной записки руководителя структурного подразделения, согласованной с отделом профессионального развития персонала. Основанием для оплаты является лист учета теоретического обучения рабочего и протокол квалификационной комиссии.
Источник: hr-portal.ru
Программа производственного обучения что это
Программа производственного обучения разрабатывается на блочно-модульной основе и включает, как правило, профессиональные и специальные блоки, отражающие федеральные и региональные компоненты содержания обучения.
Любая образовательная программа имеет:
а) Пояснительную записку, в которой определены основные цели, структурная модель изучения данного предмета, минимальный объем знаний и умений. Даны методические указания по организации учебного процесса;
в) Перечень знаний и умений формируемых у учащихся;
г) Тематический план для каждого курса, в котором указываются подразделы и логическая последовательность тем, а также количество часов на их изучение.
Сводный учебный план и тематический могут быть совмещены;
Согласно государственному образовательному стандарту программы могут быть трех уровней:
1) федеральные (типовые);
2) региональные (примерные);
Программы 2 и 3 уровней разрабатываются с учетом федеральных, но могут иметь свои регионально-местные особенности, для реализации которых разрешается изменение 10-30 процентов базового федерального минимума.
Региональные программы разрабатываются под руководством Главного управления образования администрации региона (области).
Местные программы разрабатываются педагогами образовательных учреждений. Существует два варианта корректировки учебных программ:
Фрагмент рабочей программы
Тема 11. Оштукатуривание колонн и пилястр
Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда.
Ознакомление с приемами подготовки к работе и уходу за инструментами, приспособлениями и инвентарем.
Провешивание колонн и устройства марок и маяков. Крепление шаблонов для кольцевых маяков.
Оштукатуривание четырехгранных колонн (пилонов). Навешивание правил по отвесу и оштукатуривание по очереди всех граней колонны. Заделка повреждений после снятия правил. Отделка углов.
Оштукатуривание круглых колонн постоянного сечения и сужающихся. Разравнивание раствора рейкой — шаблоном по кольцевым маякам. Навешивание правил и протягивание раствора шаблонами с профилем части окружности.
Оштукатуривание пилястр. Навешивание реек и вытягивание пилястр шаблонами. Оштукатуривание сильно выступающих пилястр по навешенным правилам. Натирка лузговых и усеночных углов.
Проверка качества выполнения работ в соответствии с требованиями СНиП.
2. Провешивание колонн и пилястр.
3. Устройство маяков на колоннах и пилястрах.
4. Технологический процесс оштукатуривания гладких четырёхгранных колонн.
5. Оштукатуривание круглых гладких колонн и многогранных.
6. Особенности оштукатуривания ниш.
7. Требования к качеству работ при оштукатуривании колонн, пилястр и ниш.
8. Применяемые инструменты и приспособления
Источник: studbooks.net
Производственное обучение как составная часть профессионального обучения
Производственное обучение ~ обязательная составная часть содержания профессионального образования, практическая профессиональная подготовка обучающихся к определенному виду деятельности по профессии или специальности в соответствии с требованиями государственного стандарта профессионального образования.
Главной целью производственного обучения является формирование профессионального мастерства учащихся; осуществляется оно постепенно в течение всего процесса обучения.
Эта генеральная цель конкретизируется в задачах производственного обучения, которые следует рассматривать как пути, этапы, в определенной степени средства достижения этой основной цели. Исходя из такого понимания взаимосвязи целей и задач, выделим следующие критерии-показатели, раскрывающие сущность понятия «профессиональное мастерство»:
—качество выполнения работы — выполнение технических требований (условий) к результатам работы; соответствие ее установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых положительных результатов;
—производительность труда — выполнение установленных норм времени (выработки); способности и умения ценить фактор времени, что определяет стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов выполнения работы и организации труда;
- профессиональная самостоятельность — умение самостоятельно выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разбираться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля и саморегулирования в работе;
- культура труда — способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил безопасности труда;
- творческое отношение к труду — развитая способность и стремление вносить в процессе труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству;
- экономическая целесообразность трудовой деятельности — способность к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, принятию оптимальных в экономическом отношении решений в процессе выполнения работы.
Источник: studfile.net
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Программа производственного обучения отводит на этот раздел практикума 48 часов. За это время учащиеся смогут познакомиться только с основными методами и приемами анализа органических соединений. Мастер производственного обучения должен объяснить, что многие методы и приемы анализа органических соединений близки к уже освоенным учащимися приемам и методам анализа неорганических соединений. Поэтому навыки, приобретенные в лабораториях качественного и количественного анализа, могут быть использованы и при выполнении многих анализов в лаборатории анализа органических соединений. [1]
Программа производственного обучения предусматривает овладение обучающимися навыками, необходимыми стропальщику по строповке, подъему и перемещению ( транспортировке) груза. [2]
Программы производственного обучения составлены так, чтобы по ним можно было обучать дефектоскопистов как в учебных лабораториях, так и непосредственно на рабочих местах в процессе выполнения ими различных производственных заданий. Программами предусмотрено изучение всех операций и видов работ, которые должны уметь выполнять рабочие 2-го — 6-го разрядов. К концу обучения каждый обучающийся должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой в соответствии с техническими требованиями и нормами, установленными на данном производстве. [3]
Программу производственного обучения с указанием необходимых разделов правил и инструкций составляет ответственный за электрохозяйство производственного подразделения и утверждает ответственный за электрохозяйство предприятия либо главный инженер. [4]
Программой производственного обучения в лаборатории органической химии предусмотрены работы по следующим разделам: предельные углеводороды; непредельные углеводороды; ароматические углеводороды; переработка нефти; нитросоединения; спирты; фенолы; альдегиды и ке-тоны; органические кислоты и их производные; сложные эфиры, жиры; аминосоединения; углеводы; синтетические высокомолекулярные соединения. [5]
В программы производственного обучения включаются разделы по сокращению утечек нефтепродуктов в канализацию и рациональному использованию воды на предприятии. [6]
Значительно расширена программа производственного обучения физико-химическим ( инструментальным) методам анализа. В пособии рассмотрены методические вопросы производственного обучения лаборантов современным физико-химическим методам анализа: спектрофотометрическо-му, нефелометрическому, эмиссионному, спектральному, рефрактометрическому, электровесовому, потенциометрическому, полярографическому, хроматографическому и некоторым другим. [7]
Книга написана по программе производственного обучения рабочих по специальности токарь и может служить учебным пособием для учащихся ПТУ. Она будет способствовать подготовке квалифицированных токарей, способных быстро читать чертежи, рационально пользоваться режущим и измерительным инструментом. [8]
В соответствии с программой производственного обучения практикум по техническому анализу разбит на две части. [9]
В соответствии с программой производственного обучения слесарей в профессионально-технических учебных заведениях в пособии приводятся учебно-производственные карты для проведения упражнений по выполнению приемов общеслесарных работ. [10]
Расположение материала в книге тесно увязано с программой производственного обучения , чтобы по ходу производственного обучения учащийся получал из учебника все необходимые теоретические знания. [11]
Это способствует осмысленному выполнению учащимися работ, предусмотренных второй комплексной темой программы производственного обучения , которая содержит работы по изготовлению втулок с цилиндрическими участками. После освоения операций по обработке конусов общие принципы построения технологических процессов могут быть дополнены новыми положениями, вытекающими из технологических особенностей обработки конических поверхностей. Это также способствует осмысленному выполнению учащимися работ по третьей комплексной теме прог-граммы производственного обучения, которая предусматривает изготовление деталей с конусными участками. Наконец, после освоения операций по обработке фасонных поверхностей, накатыванию, отделке и нарезанию резьб общие принципы построения технологических процессов дополняются положениями, отражающими технологические особенности указанных видов обработки. [12]
На наиболее крупных и пожароопасных предприятиях занятия по пожарно-техническому минимуму целесообразно включать в программу производственного обучения рабочих и служащих. [13]
Рабочий план производственного обучения по своему содержанию включает весь объем учебного материала, предусмотренного программой производственного обучения . Он служит учетным документом, позволяющим установить степень выполнения программ производственного обучения. [14]
Большое место отведено различным примерам обработки деталей, расположенным по возрастающей степени сложности и подобранным таким образом, чтобы охватить весь комплекс фрезерных операций, предусмотренных программой производственного обучения . [15]
Источник: www.ngpedia.ru