Новое в производственном контроле с 2021 года
В декабре 2020 года вступило в действие постановление, которое будет актуальным до 2027 года. Этот документ вносит изменения в законодательство, регулирующее производственный контроль по соблюдению саннорм на различных предприятиях. По сути, теперь он является единым документом, где прописаны требования, предъявляемые к условиям труда во всевозможных отраслях.
Что изменилось
Постановление вводит следующие новшества в сфере производственного контроля:
- Именно рабочие места теперь считаются объектами производственного контроля условий труда.
- Как будут контролировать условия труда на производстве? Для этого станут измерять факторы производственной среды и выполнять лабораторные исследования. Организовывать их должен хозяйствующий субъект, а проводить – испытательная лаборатория, центр хозяйствующего субъекта или другая лаборатория, аккредитованная по нормам российского законодательства.
- Хозяйствующим субъектом должна быть утверждена программа производственного контроля за условиями труда. В нее входит список ответственных должностных лиц, перечисляются химические, биологические, физические, иные вредные факторы. Также в документе есть список объектов, которые могут иметь потенциальную опасность для сотрудников. В отношении них и проводятся лабораторные исследования. Обязательно указываются точки отбора проб и периодичность исследований.
- В помещениях, где существует риск загрязнения воздуха веществами с остронаправленным механизмом действия, концентрация которых выше гигиенических нормативов, производственные проверки должны выполняться постоянно в автоматическом режиме. Если допустимый уровень превышен, об этом должен оповещать звуковой и световой сигнал. Воздух рабочей зоны может контролироваться непосредственно перед входом в нее.
- Хозяйствующий субъект устанавливает номенклатуру, частоту и объем контрольных мероприятий, которые касаются микроклимата, шума, освещенности, электромагнитного излучения, вибрации, инфразвука, ультразвука, лазерного излучения, ультрафиолетового излучения, тяжести и напряженности труда на рабочих местах. При этом во внимание принимается степень негативного влияния на здоровье работников. Сказанное справедливо для тех случаев, когда данные факторы были выявлены ранее по итогам специальной оценки условий труда или производственного контроля, и их фактические показатели не соответствовали установленным нормам. Такие же действия следует выполнять после реконструкции, модернизации производства, технического переоснащения, капитального ремонта, мероприятий, направленных на улучшение условий труда. Параметры микроклимата должны контролироваться не реже чем раз в год.
- Производственный контроль биофакторов при использовании биологических агентов осуществляют хозяйствующие субъекты. При этом учитывается класс чистоты помещений, определенных гигиеническими нормативами, однако в любом случае такие мероприятия проводятся не реже одного раза в год.
Нужно ли менять программу производственного контроля?
Вышеуказанный документ изменяет подход к замерам факторов производственной среды. Теперь исследования микроклимата, освещенности, ультразвука, шума, вибрации, инфразвука и прочего выполняются только в случае, если их уровни выше нормативных, и это было зафиксировано ранее по итогам специальной оценки условий труда. Эти изменения нужно отобразить в программе, а в случае чрезмерных претензий проверяющих лиц ссылаться на новый документ.
ППК И ХАССП. Это одно и тоже?
Особенности проведения производственного контроля за условиями труда
Если вам необходимо выполнить исследования и испытания в рамках производственного контроля, а также подготовить программу производственного контроля, обращайтесь в ООО «Веста».
На все учреждения фармацевтического профиля возлагается обязанность по проведению производственного контроля.
Под риском в пищевой промышленности понимается вероятность причинения ущерба здоровью потребителей в результате употребления пищевой продукции, вызванная влиянием негативных факторов.
Питание – одна из основ жизнедеятельности человека, направление, определяющее здоровье живущих сейчас и последующих поколений.
Орган инспекции
- Экспертиза сроков годности
- Экспертиза проектов СЗЗ, ПДВ, ОВОС
- Экспертиза проектов перепланировки
Источник: testslab.ru
Организация и порядок проведения производственного контроля условий труда на рабочих местах с 2021 года
С 1 января 2021 года вступили в силу новые санитарные правила СП 2.2.3670-20 под названием «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда». Они утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 и будут действовать до 1 января 2027 года. То есть, 6 лет.
По результатам проведения производственного контроля и спецоценки условий труда работодатель должен разработать и выполнить в установленные им сроки перечень мероприятий по улучшению условий труда. Они направлены на снижение рисков для здоровья человека в части:
- профессиональных заболеваний;
- заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда.
Источники информации
В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам, применяют:
- результаты специальной оценки условий труда;
- результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального госконтроля, лабораторного контроля на производстве;
- документацию изготовителя (производителя);
- эксплуатационную, технологическую и иную документацию на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Компетенция работодателя
Организация (ИП) в своём локальном акте определяет номенклатуру, объем и периодичность мероприятий производственного контроля за условиями труда. Этот документ также называют программой производственного контроля.
При этом нужно учитывать:
- характеристики производственных процессов и технологического оборудования;
- наличие вредных производственных факторов;
- степень их влияния на здоровье работника и среду его обитания.
Объект контроля
Здесь всё просто: объекты производственного контроля за условиями труда – рабочие места.
Способы проведения контроля на производстве
Производственный контроль за условиями труда возможен посредством проведения (организации):
- лабораторных исследований (испытаний);
- измерений факторов производственной среды.
Лабораторные исследования и испытания может проводить как своя лаборатория при предприятии, так и иная аккредитованная лаборатория (центр).
Компания устанавливает программу производственного контроля за условиями труда, которая должна включать:
- перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
- перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований.
В программе производственного контроля также должна быть указана информация о наличии факторов производственной среды и трудовых процессах, обладающих канцерогенными свойствами. А именно:
- перечень технологических процессов, при которых используют канцерогенные вещества (с указанием их наименования);
- количество работников, напрямую контактирующих с данным веществами и занятых на соответствующих технологических процессах (всего и отдельно женщин, с указанием профессий).
Когда нужен постоянный производственный контроль
Иногда в помещениях в воздухе рабочей зоны практически всегда есть риск формирования загрязнения веществами с остронаправленным механизмом действия, уровень которого превышает гигиенические нормативы. В этом случае производственный контроль таких веществ нужно вести постоянно в автоматическом режиме.
В случаях превышения их допустимого уровня должен быть звуковой и световой сигнал оповещения.
Также допустим контроль воздуха рабочей зоны перед входом в такие помещения.
Контроль иных факторов
Он включает контроль за соблюдением гигиенических нормативов по уровням:
- микроклимата;
- освещенности;
- шума;
- вибрации (общей и локальной);
- инфразвука;
- ультразвука;
- электромагнитного излучения;
- лазерного излучения;
- ультрафиолетового излучения;
- тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах.
В отношении этих факторов номенклатуру, объем и периодичность производственного контроля предприятие устанавливает с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания. Условия обращения внимания на перечисленные факторы:
- они идентифицированы на рабочих местах в ходе проведения спецоценки условий труда и/или ранее проведенного производственного лабораторного контроля;
- их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам.
Также контролировать перечисленные факторы нужно после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.
Вообще рабочие места после замены, модернизации или капремонта оборудования оценивают на соответствие гигиеническим нормативам на основе результатов спецоценки условий труда или производственного контроля.
Контролировать параметры микроклимата нужно не реже 1 раза в год.
Если предприятие использует в производственных процессах биологические агенты, производственный контроль за биологическим фактором ведут в зависимости от классов чистоты помещений, определенных гигиеническими нормативами, но не реже 1 раза в год.
Источник: buhguru.com
Подробная инструкция разработке программы производственного экологического контроля (ПЭК)
Заполнение раздела 7 «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений».
Данный раздел является по сути основным. В принципе не понятно для чего нужны были предыдущие разделы (наверно для эстетической красоты и возможности цепляться при проверках). Данный раздел содержит информацию о том что, когда и по каким параметрам мы должны контролировать. Так как для контроля у нас есть воздух, вода и отходы, данный раздел логически делиться на 3 подраздела:
- подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»
- подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»
- подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами»
Заполнение подраздела «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»
В состав подраздела по контролю атмосферного воздуха должны входить два плана графика и информация о нормативных документах:
- план-график контроля стационарных источников выбросов
- план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
- перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
План-график контроля стационарных источников выбросов
План-график контроля стационарных источников выбросов должен содержать номер и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.
К сожалению взять в готовом виде данный план-график негде. Вам придется его сформировать самостоятельно включив в него ту информацию которая описаны выше. Давайте неспеша разберемся какие источники и вещества должны контролироваться?
Согласно пункту 9.1.1. Приказа Минприроды РФ от 28.02.2018 N 74 (как и приказа №109 от 18.02.2022) в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.
Пункт конечно шедевральный, ну да ладно. И так мы должны учесть вещества, присутствующие в выбросах (в том числе маркерные) и на которые установлены нормативы. Для объектов I, III категории нормативы устанавливаются только на вещества I, II класс. Для объектов II категории нормативы устанавливаются на все вещества подлежащие государственному регулированию в соответствии с Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-Р.
Согласно пункту 5, статьи 67, 7-ФЗ «Об охранен окружающей среды» — при осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
Так как федеральный закон у нас имеет статус выше чем приказ МПР, то маркерные вещества нужно контролировать обязательно. Маркерные вещества для конкретных технологий, можно найти в справочниках наилучших доступных технологий НДТ на сайте «Бюро наилучших доступных технологий». На указанном сайте нам необходимо выбрать тематический справочник, к примеру «ИТС 38 «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии».
Открываем справочник и смотрим раздел «Б Перечень маркерных веществ» и видим необходимый нам маркерные вещества.
С веществами более-менее разобрались. Теперь попробуем разобраться все ли источники нам нужно контролировать.
Согласно пункту 9.1.2 Приказа МПР №74 (как и приказа №109) в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия.
И так нам нужно оценить какие источники нам формируют приземную концентрацию на границе территории концентрацию 0,1 ПДКмр. Сделать это можно 2 способами. Первый, непосредственно провести расчеты рассеивания каждого источника и второй детальным анализом расчетов рассеивания проекта нормативов допустимого выброса (ПДВ). Сразу оговоримся, что второй способ применим только ограничено (только для небольших предприятий).
И так для выявления источников формирующих концентрацию более 0,1 ПДКмр, первым способом необходимо воспользоваться специализированными программами (к сожалению они все платные и довольно дорогие). Наиболее распространены программы фирмы Интеграл (УПРЗА «Эколог») и Экологический центр (УПРЗА «ЭКОцентр – Стандарт»). Здесь мы не будем рассматривать непосредственно процесс проведения расчета рассеивании по данным программа. В сети интернет много роликов и инструкция по данному вопросу. Я понимаю, что это дорого, долго и тяжело, но что поделать в некоторых случаях это единственный способ.
Давайте подробно рассмотрим второй способ, детального анализа расчётов рассеивания проектов ПДВ. Для этого давайте рассмотрим сначала структуру отчета расчета рассеивания, сформированного программой Интеграл.
Типы точек
0 — расчетная точка пользователя
1 — точка на границе охранной зоны
2 — точка на границе производственной зоны
3 — точка на границе СЗЗ
4 — на границе жилой зоны
5 — на границе застройки
6 — точки квотирования
И так в данной таблице нас интересуют значения концентраций на границе предприятия, поэтому смотрим тип точки 2 «точка на границе производственной зоны» (смотрите последний столбец). Концентрация в данной точке выраженная в долях ПДКмр в нашем случае составляет 0,98.
Необходимо понимать, что в данной таблице указана суммарная концентрация, создаваемая всеми источниками предприятия, а также фоном создаваемым внешними факторами. Для того чтобы понять какой вклад вносят конкретные источники смотрим ниже информацию по вкладам. В нашем случае источник 103, вносит вклад 0,54ПДК.
Получается, что данный источник должен контролироваться так ка формирует концентрацию более 0,1. Но как узнать не вносят ли еще какие-либо источники также концентрацию более 0,1. В нашем случае общая концентрация на границе 0,98ПДК, фоновый вклад 0,43ПДК, вклад источника 103 составляет 0,54ПДК, получается что все остальные источники в сумме дают вклад 0,98-0,43-0,54=0,01ПДК. Получается оставшийся вклад по источникам меньше 0,1. Иногда в проектах ПДВ расписан вклад больше одного источника, что позволяет уточнить вклад и других источников.
Проведя так образом анализ по всем веществам можно выделить источники которые вносят вклад на границе территории больше 0,1ПДКмр. К сожалению данным методом вам не удастся получить результата, если источников много и все они дают большой вклад, но для небольших предприятий такой способ вполне рабочий.
Конечно более приемлемым является первый способ проведение прямого расчета рассеивания отдельно по каждому источнику. При этом мы будем иметь четкую картину, но как говорится все по возможности.
И так мы определились какие источники у нас выходят на контроль, определились какие вещества у нас контролируются, осталось понять каким методом и с какой периодичностью нужно контролировать.
Согласно пункта 9.1.3 приказа МПР №74 (как и приказа №109) — расчетные методы контроля используются для определения показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников в следующих случаях:
- отсутствие аттестованных в установленном законодательством Российской Федерации о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества
- отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов, в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов
- выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли предельно допустимых концентраций
Узнать информацию по возможности осуществления контроля инструментальным способом можно путем прямого запроса в региональные лаборатории о возможности замерить данное вещество. Также перечень действующих методик измерения можно посмотреть в системе ФГИС «АРШИН» и на сайте Федерального центра анализа.
Если у вас параметры выбросов не позволяют провести измерение то мы можем использовать расчетный метод. К основным критерием невозможности проведения измерений является: Высокая температура, высокая или сверх низкой скорости потока, сверхнизкое или сверхвысокое давление в трубе.
Также к таким параметрам можно отнести физическую невозможность произвести замер или отсутствие ламинарного участка трубы (чтобы поток был равномерным), слишком маленький диаметр трубы (менее 100 мм). Информацию по требованиям к выбору точек измерения можно посмотреть в пункте 1 ГОСТ 12.3.018-79 «Система стандартов безопасности труда. СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ. Методы аэродинамических испытаний».
Так же нужно учитывать, что неорганизованные источники контролируется исключительно расчетным методом (если трубы нет, значит помереть нельзя).
В приказе МПР №74 (как и в приказе №109) нет указаний по выбору периодичности проведения контроля стационарных источников, так что можно вполне поставить 1 раз в год. Единственно, что можно учесть это необходимость контролировать ПГУ не менее 2 раз в год согласно Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017 г. N 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа» (Хотя данный документ не относится напрямую к программе производственного экологического контроля, а относится скорее к производственному контролю).
План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
План-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, должен содержать:
- адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения
- перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ
- методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
- периодичность отбора проб атмосферного воздуха
Кто должен осуществлять наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха?
Данный вид контроля должны осуществлять только организации, которые включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Проверить, есть ли вы в реестре можно на нашем сайте или поискать на сайте РПН.
И так если вы нашли себя и свой объект в списке вам нужно разработать план –график наблюдений.
Какие же вещества нужно контролировать в атмосферном воздухе и где.
С ответом на этот вопрос можно найти в пункту 7.4 ГОСТ Р 58577-2019 «Правила установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ проектируемыми и действующими хозяйствующими субъектами и методы определения этих нормативов». Наблюдения проводят по маркерным ЗВ, выбросы которых создают в атмосферном воздухе максимальные приземные концентрации на границе СЗЗ и за ее пределами более 0,1 ПДК. От себя хотел бы добавить, что желательно смотреть не только на границе СЗЗ но и на ближайшей жилой зоне концентрацию более 0,1ПДК.
Как уже указывалась ранее проверить какие вещества дают концентрацию более 0,1ПДК на границе СЗЗ и жилой зоне можно либо проведя расчеты рассеивания, либо проведя анализ расчета рассеивания в проекте ПДВ. В этот раз нас будут интересовать типы точек 3,4 (санитарно-защитная зона, жилая зона). Собственно смотрим какие вещества дают концентрацию больше 0,1 те и контролируем. В данном случае нас не интересует какой источник, какой вклад дает, важна как раз суммарная концентрация от всех источников.
Точки для контроля атмосферного воздуха выбираются по сторонам света (чаще всего 4 шт.), но не строго, а с привязкой к ближайшему жилью. Ну и нужно смотреть чтобы вы в данную точку вообще могли попасть (не стоит ставить ее на территории соседнего предприятия, посреди дороги или посреди речки).
Периодичность отбора проб ставим 1 раз в год (если у вас нет предписаний от гос органов о более частом контроле).
В общем на этом по воздуху все.
Заполнение раздела «перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.»
В данном разделе просто информативно приводим нормативные документы, которыми нужно руководствоваться при проведении контроля.
Мы обычно приводим такой список: ГОСТ 17.2.4.02-81; ГОСТ 17.2.3.01-86; РД 52.04.186-89; РД 52.04.59-85; ПНДФ 12.1.2-99; ПНДФ 13.1.6-97; ПНДФ 13.1.8-97; ПНД Ф 13.1:2:3.25-99; ПНД Ф 13.1:2:3.59-07; ФР.1.31.2004.01259; РД 52.04.792-2014; РД 52.04.794-2014; РД 52.04.795-2014; РД 52.04.831-2015; РД 52.04.823-2015; ГОСТ 33007-2014.
Источник: mirecologa.ru
Новое в производственном контроле с 2021 года (вышли новые СП “Требования к условиям труда”) – изменения в законодательстве по производственному контролю за соблюдением санитарных правил на предприятии 2021
Несмотря на несколько сумбурный заголовок – тема очень важная, потому что затрагивает практически все отрасли, требует тщательного изучения.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 “Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда” уже вступило в силу и будет действовать до 01.01.2027 г.
Еще по теме статьи можно почитать: Правила по охране труда: ограниченные и замкнутые пространства (проект, 2018 — 2019 год)
Теперь это фактически единый документ, содержащий и требования к труду в различных отраслях.
Обращаем внимание на новшества в части производственного контроля.
2.3. Объектами производственного контроля за условиями труда являются рабочие места.
2.4. Производственный контроль за условиями труда осуществляется посредством проведения (организации) лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды.Лабораторные исследования и испытания организуются хозяйствующим субъектом и проводятся испытательной лабораторией (центром), принадлежащей хозяйствующему субъекту, или иной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
2.5. Хозяйствующий субъект устанавливает программу производственного контроля за условиями труда, которая включает:
2.5.1. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
2.5.2. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований.
2.6. В помещениях, где в воздухе рабочей зоны существует риск формирования загрязнения веществами с остронаправленным механизмом действия, уровень которого превышает гигиенические нормативы, производственный контроль таких веществ должен осуществляться постоянно в автоматическом режиме и в случаях превышения их допустимого уровня должен сопровождаться подачей звукового и светового сигнала. Допускается осуществление контроля воздуха рабочей зоны перед входом в такие помещения.
2.7. Номенклатура, объем и периодичность контроля за соблюдением гигиенических нормативов по уровням микроклимата, освещенности, шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, ультразвука, электромагнитного излучения, лазерного излучения, ультрафиолетового излучения, тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах устанавливается хозяйствующими субъектами с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания в случаях, если указанные факторы идентифицированы на рабочих местах в ходе проведения специальной оценки условий труда и/или ранее проведенного производственного лабораторного контроля, а их фактические уровни не соответствуют установленным гигиеническим нормативам, а также после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда. Контроль параметров микроклимата должен осуществляться не реже 1 раза в год.
2.8. Производственный контроль за биологическим фактором при использовании биологических агентов в производственных процессах осуществляется хозяйствующими субъектами в зависимости от классов чистоты помещений, определенных гигиеническими нормативами, но не реже 1 раза в год.
Теперь важный вопрос: “Надо ли переделывать программу (существующую) производственного контроля?”
Еще по теме статьи можно почитать: Реальные и мнимые опасности на рабочем месте (травматизм и как к нему относиться)
Ответ: надо. Дело не в существенном снижении требований к содержанию программы, а к подходу к замерам. Теперь исходя из буквы СП “мерить” факторы (конкретно микроклимат, освещенности, шум, вибрацию, инфразвук, ультразвук, электромагнитное излучение, лазерное излучение, ультрафиолетовое излучение, тяжесть и напряженность трудового процесса) можно и нужно только если их уровни выше допустимых и это установлено проведенной СОУТ. Это означает, что “хотелки” специалистов по охране труда, “хотелки” проверяющих и иных лиц – можно вполне успешно “отбить”. И закрепить в “обновленной” программе.
Ключевые запросы: лабораторный контроль на рабочих местах офисных работников с 2021 года
Да-да, ты не ошибся. Всего семнадцать рублей. Впрочем, можешь сам выбрать сумму!
Эти деньги пойдут на оплату хостинга, продвижение сайта и наших соцсетей.
- ← Требования к условиям труда – рекомендации МР 2.2.0244-21 и обзор этого документа. Производственный контроль – как нужно его делать.
- Сертификат дополнительного образования на Сахалине – как использовать →
Источник: xn——6kcbbbl1euafhazifkg2d5g.xn--p1ai
Ответы Ростехнадзора на наши вопросы по производственному контролю!
Приветствую, друзья! Публикуем горячие ответы Ростехнадзора на вопросы наших подписчиков ВКонтакта о производственном контроле 2021 года. Выражаем благодарность за оперативность и заинтересованность помощнику руководителя Ростехнадзора Вилю Андрею и заместителю руководителя Центрального управления Ростехнадзора Владимиру Пономарёву.
Производственный контроль 2021 в вопросах и ответах
Елена Шилова задала вопрос: ОПО зарегистрировали в конце ноября 2020 года (новое, плюсом к уже имеющимся в организации), нужно ли его указывать в отчете ПК за 2020г? На него ещё не было страхования ответственности, плана-мероприятий, ПМЛА… (сейчас только все в разработке).
Ответ: Нужно. Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 518 «Об утверждении требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», действующий с 01.01.2021, не предусматривает исключений в представлении сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Таким образом, в 2021 году, в форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, следует представлять сведения обо всех опасных производственных объектах, зарегистрированных в государственном реестре. Предоставление сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности зависит от даты регистрации опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11 1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» организация обязана не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации опасных производственных объектов представить в установленном порядке о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
Что касается страхования опасных производственных объектов. В соответствии с ч. 2 ст.
4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной вышеуказанным Федеральным законом. Эксплуатируемый опасный производственный объект должен быть застрахован. Что касается наличия ПМЛА. В соответствии со статьёй 10 Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в отношении которого задан вопрос, должна иметь ПМЛА.
Елена Пенькова задала вопрос: У нас 12 ОПО, на каждый отдельно заполнять?
Ответ: В соответствии с пунктом 4 приказа Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 518 «Об утверждении требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», действующим с 01.01.2021 юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), эксплуатирующее более одного опасного производственного объекта, вправе представить единый файл, содержащий информацию по каждому опасному производственному объекту, или несколько файлов, каждый из которых содержит информацию по одному опасному производственному объекту.
Елена Мироненко задала вопрос: Зачем нужно готовить отчёт о ПК сразу в двух вариантах (форматах) ворд и эксель?
Ответ: Отчёт о ПК сразу в двух вариантах (форматах) ворд и эксель готовить не нужно. В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее – Сведения) представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Галина Ульянова задала вопрос: Отчёт за 2020 год нужно сдавать по новой форме или можно по старой?
Ответ: По новой форме. 31.12.2020 прекратил свое действие приказ Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25, устанавливающий форму сведений об организации производственного контроля, ежегодно представляемых в Ростехнадзор владельцами ОПО. Отчёт об организации производственного контроля в 2021 году следует представлять по форме, установленной приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 518 «Об утверждении требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности».
Ирина Канивец задала вопрос: Что делать, если в некоторых разделах не удаётся вставить даты, например, срок действия полисов страхования? Можно ли оставить не заполненные?
Ответ: Все разделы указанной формы являются обязательными и должны быть заполнены. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности установлены Требованиями к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденными приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518. Шаблон формы, а также другие материалы, включая XSD и XML описания, необходимые для представления сведений в электронной форме, расположены в подразделе «Приём отчётов о производственном контроле» раздела «Деятельность» официального сайта Ростехнадзора.
Онлайн-сервис №1 для оценки профессиональных рисков и управления охраной труда
Программа для учёта инструктажей по охране труда и смежным направлениям от Финдиас (Эксклюзив)
Отключить всю рекламу на Блог—Инженера и получить доступ к эксклюзивным материалам
Екатерина Рудых задала вопрос: Вертикальные резервуары РВС-2000 и более, а также технологические трубопроводы относить к сооружениям или к ТУ?
Ответ: Резервуар и трубопровод являются сооружениями. Письмом Ростехнадзора от 14.08.2018 № 14-00-10/1541 «О требованиях к проектированию, изготовлению, монтажу и испытанию резервуаров», подготовленным Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса, разъяснено, что согласно Федеральному закону от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» резервуары являются сооружениями, представляющими собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для хранения продукции. В соответствии с пунктом 42 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 533 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств к технологическим трубопроводам относятся трубопроводы, предназначенные для перемещения в пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий сырья, полуфабрикатов, готового продукта, вспомогательных материалов, включающих в том числе пар, воду, воздух, газы, хладагенты, смазки, эмульсии, и обеспечивающие ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования и представляют собой конструкцию (сооружение), состоящую из труб, деталей и элементов трубопровода, включая трубопроводную арматуру, отводы, переходы, тройники, фланцы и элементы крепления, защиты и компенсации трубопровода (опоры, подвески, компенсаторы, болты, шайбы, прокладки), плотно и прочно соединенные между собой.
Сергей Мишин задал вопрос: Как понять требования раздела 6.4? Заполняем только для ТУ от работавших нормативный срок? И если в отчётном периоде не произошло никаких изменений – то раздел вообще не заполняем?
Ответ: В соответствии с приказом от 11.12.2020 № 518 «Об утверждении Требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» в раздел 6.4 сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее – Сведения) вносится информация только о технических устройствах, применяемых на опасном производственном объекте, отработавших сроки службы, требующих проведения ремонтных работ, реконструкции, модернизации, находящихся в опытной эксплуатации. В случае отсутствия технических устройств по вышеуказанным характеристикам, раздел 6.4 Сведений не заполняется.
Татьяна Малухина задала вопрос: В таблице 4 (наименование мероприятий о предоставлении файлов с указанием ссылок по выполненным мероприятиям (сами документы) объем очень большой получается, подкреплять весь объём?
Ответ: В соответствии с пунктом 6 приказа от 11.12.2020 № 518 «Об утверждении Требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» в случае большого объема файлов вложения необходимо представить в полном объеме отдельными файлами.
Инга Спичкова задала вопрос: Правильно ли мы понимаем, что при заполнении раздела 6. «Сведения о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на ОПО», в таблице 6.1. Общий в столбце «Количество зданий и сооружений с продленным сроком эксплуатации» мы указываем все здания и сооружения у которых продлевался срок эксплуатации в 2020 году и подробно их раскрываем в таблице 6.2., а в столбце «Количество зданий и сооружений, выведенных из эксплуатации» Общей таблице 6.1. указываем все здания и сооружения, выведенные в 2020 году из эксплуатации, и в случаи их наличия указываем всю подробную информацию в таблице 6.1.
Ответ: В соответствии с приказом от 11.12.2020 № 518 «Об утверждении Требований к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» в раздел 6.1 (общие сведения) сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее – Сведения) вносится информация о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте за весь период эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений по состоянию на конец отчетного периода. В последствии вышеуказанная информация дополняется более подробной в разделах 6.2-6.4 Сведений.
Елена Шилова задала вопрос: Информацию по зданиям и сооружениям необходимо подавать в случае если они включены в реестр, это понятно. А если есть ОПО, сведения о которых подавались давно, и они существуют до сих пор в старой форме (т.к. изменений не было), и в их состав не включены здания, нужно ли в отчёте указывать эти здания? Не выльется ли это впоследствии в замечание, что здание не внесено в Реестр?
Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее ФЗ № 116 от 21.07.1997) руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несёт ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. «Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» утверждённые приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, обязательны для выполнения всеми юридическими лицами, образованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими (планирующими осуществлять) эксплуатацию опасных производственных объектов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании (далее – эксплуатирующая организация). Подпунктом 1 пункта 14 Требований определено: сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (ОПО), содержат следующие данные, в числе которых проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию технических устройств, зданий (сооружений). Приложением № 2 «Административного регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждённого приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140 (далее – Административный регламент) установлена форма сведений, характеризующие ОПО, согласно которой указывается наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав ОПО. В соответствии с разделом 6 Приложения к «Требованиям к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2020 № 518, (далее – Требования) указываются сведения о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте. Так же информируем о том, что пунктом 2 Требований установлено, что до 1 сентября 2021 г. сведения о состоянии зданий и сооружений на опасных производственных объектах могут быть представлены юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), эксплуатирующими опасные производственные объекты, в произвольной форме.
Роман Мироненко задал вопрос: Меня всегда интересовал вопрос: Читают ли в Ростехнадзоре то, что мы написали в отчётах?
Ответ: Все отчёты, поступающие в Центральное Управление Ростехнадзора, проверяются, анализируются ответственными лицами курируемых отделов. При необходимости согласовываются с отделами, вопросы которых пересекаются в представленных отчетах и при необходимости информируются заместители руководителя Центрального управления Ростехнадзора.
На вопросы ответил Заместитель руководителя Центрального управления Ростехнадзора Владимир Пономарёв.
Организовала сбор вопросов и их адресацию помощнику руководителя Ростехнадзора Вилю Андрею моя помощница по развитию группы ВКонтакте и Telegram-канала Светлана Подберезина.
Если информация получилась полезной, то не проходите мимо рейтинговых звёздочек
И подписывайтесь, чтобы точно ничего не пропустить.
Источник: xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai