Разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК)
ГК «Эффективная безопасность» – разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК) для организаций и предприятий, осуществляющих свою деятельность на объектах I, II и III категорий опасности для окружающей среды (Объектов НВОС) для всех регионов Российской Федерации, в том числе: г. Москва, Московской области, г. Казань, Республике Татарстан, г. Йошкар Ола, Республике Марий Эл, г. Чебоксары и Республике Чувашия. Оптимальные цены. Оптимальное качество.
Стоимость: от 20 000 рублей. Срок разработки: от 20 рабочих дней.
Программа производственного экологического контроля — документ, описывающий предприятие, с точки зрения воздействия на окружающую среду посредством осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, образования и размещения отходов производства и потребления, а также описание методов, периодичности проведения производственного контроля, лиц, ответственных за осуществление производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля (ПЭК) | Экология и безопасность
Устали читать или нужна консультация? Позвоните нам: 8 (499) 704-35-00 (Москва), 8 (843) 202-35-00 (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки. |
Почему необходимо разрабатывать программу ПЭК?
Разработка программы производственного экологического контроля обязательна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. Данная обязанность предусмотрена п.2 ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Основным нормативным документом для разработки программы ПЭК является Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Перечень документов, необходимых для разработки программы производственного экологического контроля (ПЭК)
Перечень основных документов, которые необходимы для разработки:
Программа производственного экологического контроля (ПЭК) по приказу №74 от 28.02.2018
- Проект (расчет) нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо отчетность, содержащая информацию о перечне и количестве образующихся отходов.
- Проект (расчет) нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты (НДС).
- Проект (расчет) нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), либо бланк инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
- Реквизиты компании-заказчика.
Ответственность за отсутствие программы ПЭК
Несмотря на отсутствие необходимости согласования программы ПЭК с государственными органами, законодательством предусмотрена обязанность ежегодно отчитываться о выполнении производственного экологического контроля в соответствующие органы (Росприроднадзор, Министерства экологии и природных ресурсов или аналогичные организации). Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Ввиду включения различных видов воздействия, ответственность за отсутствие программы производственного экологического контроля (ПЭК) возможна по следующим статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ):
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществам — на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Законодательство
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
Источник: ecosoc.ru
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (ПЭК)
Программа ПЭК — это внутренний документ, который систематизирует сведения из природоохранной документации предприятия, описывает негативное воздействие предприятия на окружающую среду и предусматривает контроль уровня загрязнения по каждому виду воздействия для соблюдения природоохранного законодательства.
Программа ПЭК разрабатывается и утверждается предприятиями, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий. Программа разрабатывается на каждый объект негативного воздействия отдельно.
Программа ПЭК действует бессрочно. Корректировка Программы проводится в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, состава, объема и массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, повлекших за собой изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%. Корректировка Программы должна проводиться в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
В состав Программы ПЭК должны входить следующие разделы:
1.Общие положения;
2.Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ;
3.Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду ;
4.Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения ;
5.Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК;
6.Сведения о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях , проводящих исследования окружающей среды на предприятии;
7.Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках измерений.
Для оформления Программы ПЭК на предприятии должно быть:
1.Свидетельство о присвоении категории объекту НВОС ;
2. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ и сведения о ее корректировке, выполненная в соответствии с Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871;
3. Инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду ; Договоры водопользования; Решение о предоставлении водного объекта в пользование ; Программа мониторинга и отчетность (данные предоставляются при использовании водных объектов);
4. Инвентаризация отходов производства и потребления ; сведения об объектах размещения отходов (при наличии таких объектов);
5.Приказ о назначении ответственного лица предприятия за осуществление производственного контроля ;
6.Аттестаты аккредитации испытательных лабораторий, проводящих исследования на предприятии;
7. Проект Санитарно-защитной зоны .
Периодичность контроля по каждому виду негативного воздействия определяется индивидуально:
-Контроль на стационарных источниках загрязнения осуществляется согласно разработанному план-графику контроля. В план-график включаются загрязняющие вещества, в отношении которых устанавливаются нормативы, указываются методы контроля (инструментальные или расчетные) и периодичность проведения контроля каждого загрязняющего вещества на источнике.
-Контроль атмосферного воздуха осуществляется согласно план-графику наблюдений. В план-графике указываются координаты пунктов наблюдений, перечень контролируемых показателей, методы определения и периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
-Контроль в области использования водных объектов осуществляется согласно мероприятиям по приказу Минприроды России от 09.11. 2020 г. № 903, план-графику проведения проверок работы очистных сооружений (эффективность работы), программе ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (программа мониторинга). В мероприятиях указываются перечень загрязняющих веществ и показателей, периодичность отбора проб, места отбора проб, методики измерений.
Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, а по показателю токсичности — не менее одного раза в квартал.
Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов III категории устанавливается не менее одного раза в квартал, в т.ч. по показателю токсичности.
-Контроль в области обращения с отходами осуществляется только на территориях объектов размещения отходов на основании программы мониторинга. Для остальных объектов предусмотрено обобщение данных по учету в области обращения с отходами согласно приказу Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028 ( Учет движения отходов ).
Согласовывать программу ПЭК в контролирующих органах не нужно. Программа утверждается руководителем предприятия. При этом ежегодно необходимо предоставлять отчет по программе ПЭК в уполномоченные органы.
Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля (отчет по ПЭК) подается ежегодно до 25 марта за предыдущий отчетный период.
Объекты I категории, а также объекты II и III категории, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору предоставляют отчет по ПЭК в территориальный орган Росприроднадзора.
Объекты II и III категории, подлежащие региональному государственному экологическому надзору предоставляют отчет по ПЭК в Региональное Министерство природных ресурсов.
Особенности Программы ПЭК для объектов I категории
На объектах I категории стационарные источники выбросов, сбросов загрязняющих веществ должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС.
Оснащение источников выбросов и (или) сбросов осуществляется на основании Программы создания системы автоматического контроля (САК), которая дополнительно разрабатывается для объектов I категории в составе Программы ПЭК.
Программой САК определяются стационарные источники и показатели выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также технических средств фиксации и передачи информации о показателях в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, состав и форма передаваемой информации.
Срок создания САК не может превышать 4 года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения (КЭР) . В случае, если программой повышения экологической эффективности предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, подлежащих оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС, сроки оснащения таких стационарных источников определяются с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.
Перечень исходных данных для разработки Программы ПЭК Скачать файл
Источник: ecolux5.ru
Положение (программа) производственного экологического контроля (ПЭК, ППЭК) | Разработка и согласование
Поможем Вам в разработке программы (положения) производственного экологического контроля (ПЭК, ППЭК) по Москве, Московской области и Республике Татарстан (Казани). По новым правилам.
Программа производственного экологического контроля (далее – ПЭК) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту (!) с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
Необходимость разработки данной программы закреплена в пункте 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в статье 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Стоимость: индивидуально
Срок: от 15 рабочих дней
15 апреля 2018 года вступает в силу долгожданный Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». В данном приказе установлены требования к ПЭК и рекомендации по его разработке.
В соответствии с новыми правилам:
- Согласование ПЭК с Росприроднадзором не требуется.
- Срок действия положения по ПЭК бессрочный.
- С 2018 года вводится ежегодный отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в отношении организаций I, II и III категорий. Срок сдачи: до 25 марта года, следующего за отчетным. Форма отчета пока что не утверждена.
Корректировка (актуализация) положения об экологическом контроле
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Программа должна содержать разделы:
- общие положения;
- сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Перечень документов для разработки ПЭК
Перечень документов для разработки программы производственного экологического контроля:
1. Учетная карточка предприятия с указанием основных реквизитов организации.
2. При наличии выбросов:
— разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— проект ПДВ.
3. При наличии сбросов:
— разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
— проект ПДС.
4. При обращении с отходами:
— лимит на размещение отходов производства и потребления;
— проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
— перечень образующихся отходов.
5. Копия свидетельства об аккредитации собственной лаборатории либо договор на привлечение сторонней испытательной лаборатории (центра) (при наличии).
6. Приказ о назначении ответственного за осуществление производственного экологического контроля.
Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 2 статьи 67)
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 26)
Приказ Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан — от 1 000 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 руб.;
- на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 руб.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от 1 000 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Источник: www.ruspromexpert.ru
Разработка ПЭК
Любая производственная деятельность оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду. Ущерб, наносимый природе, приобрел такие масштабы, что экологическая безопасность стала одной из главных проблем человечества. Для поддержания окружающей среды в надлежащем состоянии закон обязывает субъектов хозяйствования осуществлять на предприятиях производственный экологический контроль.
Что включает производственный экологический контроль (ПЭК)
- контроль над использованием природных ресурсов;
- охрану окружающей среды от вредных выбросов, сбросов и излучений;
- обращение с отходами.
Главная цель производственного экологического контроля – подтверждение ведения деятельности предприятия в рамках экологического законодательства.
Объекты производственного экологического контроля
Программа производственного экологического контроля должна соответствовать всем требованиям действующего законодательства и учитывать специфику деятельности предприятия. К объектам ПЭК относятся:
- природные ресурсы, сырье, материалы, реагенты, препараты;
- источники выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты;
- источники образования производственных отходов, места их размещения и обезвреживания;
- цеха, участки, склады и хранилища сырья и материалов;
- технологические процессы и стадии;
- системы очистки сточных вод и отходящих газов;
- источники вредных излучений;
- природные объекты, расположенные в пределах территории предприятия, на границе санитарно-защитной зоны.
Нормативную базу ПЭК составляют федеральные законы, стандарты и методические документы, регулирующие вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Особенности проведения производственного экологического контроля
ПЭК осуществляется природопользователями и является частью общего производственного контроля на предприятии. Он организуется на основании положений локальных нормативных актов, принимаемых субъектами хозяйственной деятельности.
Оборудование, применяемое для мониторинга состояния окружающей среды, должно быть проверено. Все замеры должны проводиться в соответствии с аттестованными методиками.
Кому необходима эта услуга
Производственный экологический контроль должны осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты I , II и III категорий негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС).
Производственный экологический контроль может быть предупредительным и текущим. В первом случае он проводится на стадии проектирования предприятия и согласования разрешительной документации, во втором – осуществляется в ходе деятельности предприятия.
Требования к программе производственного экологического контроля
Программа ПЭК – комплексный документ, который разрабатывается на предприятиях, имеющих объекты негативного воздействия на окружающую среду. Программа создается для каждого объекта отдельно, она должна учитывать:
- его категорию;
- применяемые технологии;
- особенности производственного процесса;
- характер воздействия на окружающую среду.
Документ должен в полной мере отражать масштаб и характер воздействия производственных процессов на окружающую среду. Грамотно составленная программа ПЭК позволяет должным образом организовать экоконтроль на предприятии, оптимизировать экологические платежи и избежать штрафных и ограничительных санкций.
При осуществлении производственного экологического контроля применяется методичный подход к сбору необходимых данных. Документ должен содержать сведения:
- общие положения: наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя, организационно-правовая форма предприятия, адрес юридического лица, ИНН, ОГРН, код по ОКВЭД, категория объекта;
- об инвентаризации вредных выбросов, сбросов и их источников;
- об инвентаризации производственных отходов и объектов их размещения;
- о подразделениях и лицах, ответственных за производственный контроль;
- о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях;
- о периодичности и методах контроля, местах забора проб и методах измерений.
Документ должен содержать все указанные разделы. Сведения об источниках загрязняющих веществ оформляются в виде таблиц. Если на предприятии отсутствуют источники выбросов или сбросов, в таблицах ставится прочерк.
Утверждение документации
Программа ПЭК утверждается руководителем предприятия, согласование в надзорных органах не требуется. После утверждения программа внедряется приказом по организации. Все структурные единицы и подразделения должны действовать в соответствии с разработанным планом мероприятий и соблюдать график проверок. По итогам выполнения ПЭК предприятия обязаны ежегодно сдавать отчет в надзорные органы, в которых состоят на учете объекты НВОС. Отчет представляется до 25 марта года, следующего за отчетным.
Если программы нет
Отсутствие программы ПЭК является административным правонарушением, за которое предусмотрены штрафы по ст. 8.5 КоАП РФ:
- для юридического лица – 20–80 тысяч рублей;
- для должностного лица – 3–6 тысяч рублей.
Надзорный орган после вынесения предупреждений и штрафов также может применить к предприятию-нарушителю ограничительную меру в виде приостановки деятельности до 90 суток.
Порядок создания документации
Программа экологического контроля на предприятии составляется по установленной форме. Для разработки проекта необходимо собрать информацию:
- сведения о постановке объекта на государственный учет и присвоении категории НВОС;
- проекты НДС, ПДВ, ПНООЛР или данные инвентаризации источников загрязнений и отчетность по движению отходов;
- сведения об экологической службе предприятия и ответственных лицах;
- данные о климатической характеристике региона и географических характеристиках местности;
- сведения об аккредитации лаборатории и применяемых средствах измерения;
- карты-схемы с нанесенными источниками загрязнения;
- план-график проведения контрольных мероприятий.
Все собранные данные вносятся в единый экологический документ. Срок его действия не ограничен. Если в результате изменений в технологии производства более чем на 10 % изменились показатели сбросов, выбросов, отходов, в течение 60 дней в документ необходимо внести коррективы.
ООО «РАОТ» предлагает услугу по разработке программы ПЭК и подготовке отчетов для предприятий и организаций I – III категорий. Мы выполняем все работы быстро и профессионально, обеспечиваем полное соответствие составляемой документации требованиям природоохранного законодательства.
Преимущества работы с нами
ООО «РАОТ» более 17 лет работает в сфере экологического контроля на предприятиях. Мы выполняем работы в соответствии с действующим законодательством, оперативно реагируем на все изменения в нормативно-правовых документах страны.
Заказать программу ПЭК в ООО «РАОТ» легко. Свяжитесь с нами любым удобным вам способом: по телефону, электронной почте или через форму обратной связи на сайте. Наши специалисты приступят к работе сразу после заключения договора и подтверждения оплаты. Цена на наши услуги складывается из объема работ и с каждым клиентом обсуждается индивидуально.
Источник: gkraot.ru