1. Этапы и процедуры разработки программы прогностического исследования.
2. Организация прогностического исследования.
3. Примерный перечень рабочих документов исследования.
В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. Конкретные объекты представляют собой различные аспекты существования социосферы и могут быть систематизированы таким образом:
– формы общественного сознания (мировоззрение, наука, искусство, мораль, право, политика, религия);
– формы жизнедеятельности (труд, быт, досуг, общественно-политическая деятельность);
– формирование личности (образование, воспитание, спорт);
– народонаселение (демография, этнография, и т.д.);
– расселение (регион, город, село, экология и т.д.);
– социальное развитие (общество, коллектив); социальные изменения и структура;
– массовая информация (общественное мнение, печать, радио, телевидение и т.д.);
– государство, международные отношения, национальные движения и т.д.
Математические методы прогнозирования объемов продаж — Константин Воронцов
Как и в любом социологическом исследовании, объект прогнозной разработки – это носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенного в процесс научного познания. Объект исследования выделяют на основе анализа проблемы. В качестве объекта выбирают сферу социальной действительности, которая содержит то или иное противоречие, выражающееся в проблемной ситуации. В программе исследования объект уточняют через определение генеральной и выборочной совокупностей, чем одновременно задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы результаты, полученные в ходе исследования.
Проблемная ситуация – состояние в развитии социального объекта, которое характеризуется несоответствием функционирования объекта потребностям его дальнейшего развития. Проблемная ситуация – исходный пункт любого социального, в частности прогнозного, исследования.
Проблема социального прогноза – форма научного отображения проблемной ситуации. Формируется как выражение необходимости в изучении определенной области социальной жизни, в разработке теоретических средств и практических действий, направленных на выявление путей сокращения и ликвидации разрыва между действительным и желаемым положением вещей.
Предмет прогнозной разработки – социальные механизмы, обусловливающие развитие и функционирование общества как социального организма, совокупность исходных, промежуточных и конечных состояний и процессов, которые проходят те или иные социальные явления, совокупность тенденций и перспектив развития социального явления в прошлом, настоящем и будущем.
Важнейшими частными предметами исследования служат механизмы:
– социальной дифференциации общества на определенные структурные группы и интеграции этих групп в сложные комплексы социально-групповых связей;
– социальной организации общества, дифференциации его жизнедеятельности на определенные социальные институты и интеграции этих институтов в сложные совокупности институированных связей между предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.;
Прогнозирование с помощью инструментов MS Excel | ИРТС | Морозова Дарья
– социального управления обществом.
Предметы конкретных исследований выбираются не произвольно, а определяются проблемой исследований. Формируются на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадают с ним (один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и тем самым предполагает множество предметов исследования). Правильный выбор предмета способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблем исследования.
Цель прогностического исследования – модель решения проблемы. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических и организационных процедур. Четкое формулирование цели — одно из важнейших методологических требований к программе исследования.
Следует иметь в виду, что в отличие от прогнозов в естественных и технических науках, объекты которых почти или совершенно неуправляемы, прогнозы в общественных науках осуществляются в отношении объектов, практически всегда поддающихся видоизменению, в том числе посредством действия на основе решений, принятых с учетом прогноза. Это делает некорректным простое (безусловное) предсказание, т.к. происходит эффект самоосуществления или саморазрушения прогноза средствами управления и обусловливает методологическую ориентацию социального прогноза на содействие повышения степени обеспеченности объективно принимаемых решений, как бы заблаговременно «взвешивая» их последствия. Такая цель, как уже говорилось, достигается разработкой сугубо условных предсказаний в социальных прогнозах двух типов: поискового, цель которого – выявление перспективных социальных проблем, подлежащих решению средствами управления, и нормативного – определение альтернативных путей оптимального решения перспективных проблем. С целью повышения эффективности целеполагания, планирования, программирования, проектирования, организационно-управленческих решений разрабатываются соответствующие (целевые, плановые и т.д.) прогнозы обоих типов. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить несколько задач.
Задачи прогностического исследования – это система конкретных требований, предъявляемых к разработке и решению сформулированной проблемы. По отношению к цели задачи – необходимое средство ее реализации, они указывают на возможность ее достижения с помощью проведения процедур исследования. В совокупности задачи образуют структуру исследования (предпрогнозная ориентация, построение исходной модели и модели прогнозного фона, разработки поискового и нормативного прогнозов, их верификация, выработка рекомендаций для повышения эффективности управления).
Главным методологическим инструментом исследования являются рабочие гипотезы, подтвердить или опровергнуть которые призвано предпринимаемое исследование. При этом необходимы гипотезы двух типов: 1) методологические (инструментальные): предположения, что применяемая методика при таких-то условиях способна дать достоверные результаты, 2) концептуальные (содержательные): предположения об ожидаемом или желаемом состоянии изучаемого объекта в будущем.
В программе с самого начала должен быть определен период основания прогноза (рестроспекция) – отрезок времени, на котором строятся динамические ряды развития параметров исходной модели в прошлом и настоящем, и период упреждения прогноза (проспекция) – отрезок времени, на который рассчитан прогноз.
По времени упреждения социальные прогнозы, как и планы, делятся на оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, сверхдолгосрочные или дальнесрочные.
Оперативные (в пределах года) независимо от конкретного времени упреждения основываются на предположении о том, что в прогнозируемом периоде с объектом исследования не произойдет никаких изменений, кроме некоторых частных количественных.
Краткосрочные (1 год – 5 лет) предполагают серьезные количественные изменения и соответствующие оценки.
Среднесрочные (5 лет – 10-15 лет) – неизбежны количественно-качественные изменения, следовательно, необходимо давать также некоторые качественные оценки.
Долгосрочные (15 лет – 20-30 лет) – в них оценки принимают качественно-количественный характер, т.е. приходится учитывать неизбежность серьезных количественных изменений.
Сверхдолгосрочные (свыше 30 лет) – ограничиваются обычно лишь общими качественными оценками на уровне общих закономерностей развития объектов, т.к. давать какие-то конкретные количественные оценки становится все более затруднительно.
Существуют три взаимодополняющих источника прогнозной информации: накопленный опыт, основанный на знании закономерностей развития исследуемых процессов; экстраполяция существующих тенденций, закономерности развития которых в простом и настоящем достаточно хорошо известны; построение моделей исследуемых объектов применительно к ожидаемым или намечаемым условиям. Сообразно этим источникам существуют три дополняющие друг друга способа (т.е. совокупности однотипных методов) разработки прогнозов: экспертиза, основанная на очных и заочных, индивидуальных и коллективных опросах экспертов; экстраполяция – изучение предшествующего развития объекта и перенесение закономерностей этого развития в прошлом и настоящем на будущее; моделирование – построение и исследование моделей объекта с учетом его возможного или желательного изменения по имеющимся или косвенным данным о масштабах и направлении изменений. Наиболее эффективная прогнозная модель – система уравнений. Существуют и другие виды моделей: сценарии, имитации, графы, матрицы и т.д.
Приведенное разделение способов прогнозирования достаточно условно, так как на практике они взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Ни один из них, взятый сам по себе, не может обеспечить значительную степень достоверности, точности, дальности прогноза. В определенных же сочетаниях они оказываются в высокой степени эффективными. Так, прогнозная оценка обязательно включает элементы экстраполяции и моделирования; процессы экстраполяции невозможны без элементов оценки и моделирования; моделирование подразумевает предварительную оценку и экстраполирование. В практике прогнозирования постоянно применяются 10-15 (а в теории существует свыше полутораста) методов прогнозирования, куда входит несколько методов опроса экспертов, а также несколько способов разработки экстраполяционных и различных других (сценарных, матричных, сетевых, имитационных и т.д.) моделей.
Прогностическое исследование требует тщательной организации. Опыт показывает, что даже для относительно несложного социального прогноза требуется исследовательская группа в 5-7 специалистов и срок в несколько месяцев (обычно от квартала до полугода). Более сложные прогнозы требуют группы из 10-15 специалистов (превышение этой величины нерационально и диктуется обычно непринципиальными соображениями) и срок в 2-3 года (более продолжительные сроки обесценивают прогноз вообще и в качестве предплановых разработок в особенности). Состав исследовательской группы:
• руководитель (желательно генератор идей);
• 2-3 его помощника (желательно один с критическим складом мышления – модератор идей; один с конструктивным складом мышления – аниматор идей и один с аналитическим складом мышления – систематизатор идей);
• 1-2 разработчика-математика, способных формализовать аппарат исследования на должном уровне;
Развертывание группы до 10-15 человек происходит за счет удвоения числа помощников и включения нескольких вспомогательных работников для сбора и обработки информации, т.е. предварительного реферирования источников и литературы, проведения опросов экспертов и населения (опросы населения в практике прогнозирования применяются пока сравнительно редко), подготовки материалов для формализации в моделях и т.д. (при группе в 5-7 человек этим занимаются непосредственно помощники руководителя).
Такая организация группы предполагает полный объем «внешнего» обслуживания исследования силами других специализированных подразделений научного учреждения или даже ряда научных учреждений (интервьюеры, кодировщики и пр.). Опыт показывает, что стремление сосредоточить все эти вспомогательные службы в рамках исследовательской группы ведет к неполной загруженности сотрудников (неизбежной в перерывах между различными циклами исследования) с очень негативными последствиями в смысле производственной дисциплины, и это не может не сказаться на результатах исследования.
Что касается формирования экспертных групп, то опыт социального прогнозирования показывает желательность оптимального сочетания в них экспертов различной степени опытности, различного уровня обобщения представленной на экспертизу информации (диалектика «более широкого» и «более глубокого подхода») и различного отношения к информации по характеру своей работы («теоретиков» – работников научных учреждений и «практиков» – работников общественных, хозяйственных и других органов). По ряду аспектов в социальном прогнозировании допускается поднимать опрос населения до уровня опроса экспертов там, где респонденты способны давать в высокой степени обоснованные оценки на базе своего жизненного опыта.
Источник: studopedia.su
Построение программы прогнозного исследования
(предпрогнозная ориентация), её место в технологии разработки прогнозов.
Программа прогностического социологического исследования – это документ, содержащий теоретические предпосылки, основные цели и задачи исследования, обоснованные методики сбора, обработки и анализа информации. Она предваряет все другие процедуры исследования и является необходимым его элементом. Построение программы – это предпрогнозная ориентация – совокупность работ, позволяющих разработать задание на прогноз, который включает определение проблемы, объекта, предмета, цели, задач прогнозирования, периода основания и периода упреждения, описание методов, формулировка рабочих гипотез исследования. Задание на прогноз можно сравнить с методологической частью программы социологического исследования.
Рис. 1. Этапы и процедуры разработки программы
прогностического исследования
Предпрогнозная ориентация включает компоненты:
1. Определение и уточнение объекта. В наиболее общем виде объектом исследования в социальном прогнозировании служит общество как социальный организм. Конкретные объекты представляют собой различные аспекты существования социосферы (формы общественного сознания, формы жизнедеятельности, формирование личности, народонаселение, расселение, социальное развитие, социальные изменения и структура, социальные институты, государство, международные отношения, национальные движения и т.д.).
Объект прогнозной разработки – это носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, включенной в процесс научного познания. Объект исследования выделяют на основе анализа проблемы. В качестве объекта выбирают сферу социального противоречия, выражающегося в проблемной ситуации.
2. Проблемная ситуация – состояние в развитии социального объекта, которое характеризуется неустойчивостью, несоответствием функционирования объекта потребностям его дальнейшего развития. Проблемная ситуация – исходный пункт любого социального, в частности прогнозного, исследования.
3. Проблема социального прогноза – форма научного отображения проблемной ситуации. Формируется как выражение необходимости в изучении определенной области социальной жизни, в разработке теоретических средств и практических действий, направленных на выявление путей сокращения и ликвидации разрыва между действительным и желаемым положением вещей.
4. Предмет прогнозной разработки – социальные механизмы, обусловливающие развитие и функционирование общества как социального организма, совокупность исходных, промежуточных и конечных состояний и процессов, которые проходят те или иные социальные явления, совокупность тенденций и перспектив развития социального объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Важнейшими частными предметами исследования служат механизмы социальной активности; социальной дифференциации общества на определенные структурные группы и интеграции этих групп в сложные комплексы социально‑групповых связей; социальной организации общества, дифференциации его жизнедеятельности на определенные социальные институты и интеграции этих институтов в сложные совокупности связей между предприятиями, учреждениями, организациями; социального управления обществом.
Предметы конкретных исследований выбираются не произвольно, а определяются проблемой исследований. Формируются на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадают с ним (один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и тем самым предполагает множество предметов исследования). Правильный выбор предмета способствует выдвижению адекватных гипотез, успешному решению проблем исследования.
5. Цель прогностического исследования – модель решения проблемы. Четкое формулирование цели – одно из важнейших методологических требований к программе исследования.
Следует иметь в виду, что в отличие от прогнозов в естественных и технических науках, объекты которых почти или совершенно неуправляемы, прогнозы в общественных науках осуществляются в отношении объектов, практически всегда поддающихся видоизменению, в том числе посредством действия на основе решений, принятых с учетом прогноза. Это делает некорректным простое (безусловное) предсказание, т.к. происходит эффект самоосуществления или саморазрушения прогноза средствами управления и обусловливает методологическую ориентацию социального прогноза на повышение степени объективности принимаемых решений, как бы заблаговременно «взвешивая» их последствия. Такая цель, как уже говорилось, достигается разработкой сугубо условных предсказаний в социальных прогнозах двух типов: поискового, цель которого – выявление перспективных социальных проблем, подлежащих решению средствами управления, и нормативного – определение альтернативных путей оптимального решения перспективных проблем. Для повышения эффективности целеполагания, планирования, программирования, проектирования, организационно‑управленческих решений разрабатываются соответствующие (целевые, плановые и т.д.) прогнозы обоих типов. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить несколько задач.
6. Задачи прогностического исследования – это система конкретных требований, предъявляемых к разработке и решению сформулированной проблемы. По отношению к цели, задачи – необходимое средство ее реализации, они указывают на возможность ее достижения с помощью проведения процедур исследования. В совокупности задачи образуют структуру исследования (предпрогнозная ориентация, построение исходной модели и прогнозного фона, разработки поискового и нормативного прогнозов, их верификация, выработка рекомендаций для повышения эффективности управления).
7. Главным методологическим инструментомисследования являются рабочие гипотезы, подтвердить или опровергнуть которые призвано предпринимаемое исследование. При этом необходимы гипотезы двух типов:
1) методологические (инструментальные): предположения, что применяемая методика при таких‑то условиях способна дать достоверные результаты,
2) концептуальные (содержательные): предположения об ожидаемом или желаемом состоянии изучаемого объекта в будущем.
8. В программе с самого начала должен быть определен период основания прогноза (ретроспекция) – отрезок времени, на котором строятся динамические ряды развития параметров исходной модели в прошлом и настоящем, и период упреждения прогноза (проспекция) – отрезок времени, на который рассчитан прогноз.
По времени упреждения социальные прогнозы, как и планы, делятся на оперативные (до года), краткосрочные (от года до 5 лет), среднесрочные
(от 5 до 15 лет), долгосрочные (от 15 до 30 лет), сверхдолгосрочные (дальнесрочные) (свыше 30 лет).
9. Существуют три дополняющих друг друга способа (т.е. совокупности однотипных методов) разработки прогнозов: экспертиза, основанная на очных и заочных, индивидуальных и коллективных опросах экспертов; экстраполяция – изучение предшествующего развития объекта и перенесение закономерностей этого развития в прошлом и настоящем на будущее; моделирование – построение и исследование моделей объекта с учетом его возможного или желательного изменения по имеющимся или косвенным данным о масштабах и направлении изменений.
10. Прогностическое исследование требует тщательной организации. Опыт показывает, что даже для относительно несложного социального прогноза требуется исследовательская группа в 5–7 специалистов и срок в несколько месяцев (обычно от квартала до полугода). Более сложные прогнозы требуют группы из 10–15 специалистов (превышение этой величины нерационально) и срок в 2–3 года (более продолжительные сроки обесценивают прогноз вообще, и в качестве предплановых разработок – в особенности). Состав исследовательской группы:
– руководитель (желательно – генератор идей);
– 2–3 его помощника (желательно, чтобы один был с критическим складом мышления – модератор идей; один – с конструктивным складом мышления – аниматор идей, и один – с аналитическим складом мышления – систематизатор идей);
– 1–2 разработчика – математика, способных формализовать аппарат исследования на должном уровне;
Что касается формирования экспертных групп, то опыт социального прогнозирования показывает желательность:
1) оптимального сочетания в них экспертов различной степени опытности;
2) различного уровня обобщения представленной на экспертизу информации (диалектика «более широкого» и «более глубокого подхода»);
3) различного отношения к информации по характеру своей работы («теоретиков» – работников научных учреждений и «практиков» – работников общественных, хозяйственных и других органов).
По ряду аспектов в социальном прогнозировании допускается поднимать опрос населения до уровня опроса экспертов там, где респонденты способны давать в высокой степени обоснованные оценки на базе своего жизненного опыта.
Источник: cyberpedia.su
Макет прогнозного исследования
а) анализ внешней обстановки включает в себя общую характеристику политической, социально-экономической (в отдельных случаях культурной) сфер. В данном пункте целесообразно рассмотреть следующую группу фактов:
Современное российское общество – это общество транзитивного (переходного) типа …
б) анализ внутренней обстановки. Здесь возможно рассмотрение следующих факторов: (указать).
Этап 2. Предметом исследования является …
Этап 3. Объектом исследования является …
Этап 4. Время основания и упреждения прогноза. Прогнозное исследование будет проводиться с 1 ____________ по 1 __________ г., результатом которого станет текущий прогноз …
Этап 5. Организация прогноза. Прогнозное исследование будет базироваться на сборе сведений статистического характера, получение которых предполагается посредством разосланных запросов в различные организации (дать перечисление организаций).
Этап 6. Описание методов прогнозирования. Полученные статистические данные (в результате посланных запросов) обрабатываются, и строится динамика прогноза методом математической экстраполяции.
Этап 7. Формулировка гипотез.
Этап 1. Сбор необходимой статистической информации о различных сторонах объекта.
Этап 2. Опрос населения по проблемам с помощью анкетирования.
Этап 3. Поисковый прогноз. Обработка полученных статистических данных методом экстраполяции по категориям.
Этап 4. Опрос экспертов (работников центра занятости) методом интервьюирования. Результаты опроса должны показать, верны ли ранее полученные данные.
Результаты полученных нами сведений и соответствующая их обработка показали, что .
Гипотеза 1 подтвердилась полностью.
Гипотеза 2 подтвердилась частично.
На основе полученных данных возможны следующие рекомендации: (указать).
Раздел I. Теоретическая часть. (Предпрогнозная ситуация). Этап 1.Формулировка проблемы. а) Анализ внешней обстановки включает в себя общую характеристику политической, социально-экономической (в отдельных случаях культурной) сфере.
В данном пункте целесообразно рассмотреть следующую группу фактов: экономические факторы: тип экономики (рыночная, плановая), экономические кризисы и подъемы; качество социальной жизни; социально-правовые механизмы: война, революция, стихийные бедствия и т.д.; -миграционные процессы; уровень культуры, культура труда; научно-технический процесс, развитость технологий; демографические колебания. Современное российское общество — это общество транзитивного (переходного) типа.
Начавшиеся в конце 1993 г. радикальное реформирование политической, экономической, социальной сфер привели к разнообразию форм собст-венности, созданию многосекторной экономики, изменению структуры занятости населения, условий получения и структуры доходов и как следствие — изменение социального статуса различных групп и слоев населения, углубление дифференциации в распределении материальных благ. б) Анализ внутренней обстановки. Здесь возможно рассмотрение следующих факторов: конверсия военного производства; сокращение армии; уровень развития служб занятости; не просчитанные социально-политические решения местных властей. Этап 2. Предметом исследования является рынок труда. При прогнозировании ситуации на рынке труда анализируются сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях, о высвобождаемых работниках. Отдельно учитывается число людей, уволенных по собственному желанию и в связи с высвобождением пенсионеров, граждан ранее не работавших, социально слабо защищенных категорий населения.
Профессиональное прогнозное исследование рынка труда проводится по трем блокам: предложение рабочей силы, спрос на нее и распределение. Этап 3. Объектом исследования является трудоспособное население региона по следующим категориям: высвобожденные работники; лица, метающие место работы; мигранты в экономически активном возрасте; военнослужащие, уволенные из ВС и члены их семей; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказания по суду; молодежь, выпускники сш, вузов, ссузов. инвалиды, имеющие показания к работе.
Этап 4. Время основания и упреждения прогноза. Прогнозное исследование будет проводиться с 1 октября по 1 декабря 1999г., результатом которого станет текущий прогноз (1 год) безработицы на 2000 г. Этап 5. Организация прогноза.
Прогнозное исследо-вание будет базироваться на сборе сведений статистического характера, получение которых предполагается посредством разосланных запросов в различные организации (дать пере-числение организаций). Исследование характера безработицы и ее состава предполагается получить посредством опроса безработных по месту получения ими пособий по безработице.
Этап б.Описание методов прогнозирования. Полученные статистические данные (в результате посланных запросов) обрабатываются и строится динамика прогноза методом математической экстраполяции. Опрос безработных про-водится методом анкетирования. Образец анкеты прилагается. (Приложение 3). Этап 7. Формулировка гипотез.
Гипотеза 1. Общая численность в 2000 г. в регионе возрастет. Раздел II. Этап 1. Сбор необходимой статистической информации о различных сторонах объекта (запроса в различные учреждения) по ранее перечисленным категориям. Лица, метающие место работы. Наименование предприятия
Среднегодовая численность работников за предыдущий период Численность уволенных по причине текучести кадров, в т.ч. по собственному за нарушение желанию трудовой дисциплины Итого по городу Этап 2. Опрос занятого населения по проблемам занятости с помощью анкетирования. Анкета приводится в При-ложении 2. Этап 3. Поисковый прогноз.
Обработка полученных статистических данных методом экстраполяции по категориям, изложенным и приведенным в таблице 1. (Приложение 1). Потребность в работниках за 1998, 1999, 2000 на создаваемых новых рабочих местах соответствено 5 тыс., 10 тыс., 15 тыс. (10-5) + 10= 15 Анализ выборки по социально-демографическим показателям, подведение итогов анкетирования. В опросе приняло участие 200 человек.
Из них: мужчины — 100 — (50%) женщины — 100 — (50%) имеющие ВО — 20 — (10%) имеющие СТ — т.д. Этап 4. Опрос экспертов (работников центра занятости) методом интервьюирования. Результаты опроса должны показать верны ли ранее полученные данные. Заключение. Результаты полученных нами сведений и соответствующая их обработка показали, что . Гипотеза 1 подтвердилась полностью.
Гипотеза 2 подтвердилась частично. На основе полученных данных возможны следующие рекомендации службам занятости, организациям и учреждениям г. Новочеркасска: Центрам занятости быть более настойчивыми перед местными органами власти, принимающих решения о квотировании рабочих мест для таких категорий населения как женщины, инвалиды, молодежь.
В отношении предприятий и организаций должны приме-няться штрафные санкции, если они не выполняют решения об обязательном квотировании рабочих мест для слабоконкурентных слоев населения. ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА И ОГЛАВЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ» Министерство науки и образования Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Восточно-Сибирский государственный технологический университет Институт устойчивого развития Кафедра « Социальные технологии» Прогнозирование развития учреждений социального обслуживания пожилых граждан (курсовая работа) Выполнила: студентка 720-2 гр.
С.И.Платонова Научный руководитель: к.филос.н., ст.преп. И.Н.Дашибалова Улан-Удэ, 2004 Представление НИРС В начале семестра устанавливается индивидуальный график консультаций и контрольные точки сдачи основных частей курсового проекта. На седьмой неделе семестра студентом должна быть сдана теоретическая часть работы.
За одну неделю до окончания семестра сдается полностью курсовой проект. После его проверки студент выступает с докладом (5-7 минут) на последнем спаренном лекционно-практическом занятии, которое проходит в виде научно-практической конференции. Студенты из числа наиболее отличившихся выступают в роли ассистентов и «комиссии» на защите работ. «Аудитория» задает вопросы докладчику. Поощряется использо-вание при защите курсовых работ в виде таблиц, диаграмм, графиков, плакатов, рисунков и других дополнительных на-глядныхматериалов.
Источник: studfile.net