Целью настоящей программы является профессиональная подготовка старшеклассников по профессии «Столяр» на базе государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений, имеющих лицензию на ведение данной образовательной деятельности.
Основными задачами программы являются:
- формирование у обучающихся совокупности социальных, правовых и профессиональных компетенции, необходимых специалистам, работающим с обработкой древесины и мебельном производстве;
- формирование знаний и умении, навыков по профессии «столяр» на начальный квалификационный разряд;
- развитие мотивируемой потребности в получении начального и среднего профессионального образования;
оказание практико-ориентированной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, выборе пути продолжения профессионального образования.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы;
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94;
Открыт набор в комплексную программу подготовки профессиональных бизнес-психологов, психоаналитиков.
- Единый тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), с дополнениями и изменениями к ОК 016-94 и ЕТКС, утвержденными постановлениями Минтруда России в 1992-2004 гг.;
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (Минтруд России, 2002 г.);
- Перечень профессий начального профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.99 № 1362);
Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования. Профессия «Мастер столярного и мебельного производства». ОСТ 9 ПО 02.24.2-2002;
- 1 кремень профессий (специальностей), ио которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобрнауки России от 21 июня 2006 г. №03-1508);
- Типовое положение о межшкольном учебном комбинате (постановление Правительства РФ от 30.12.1999 № 1437 с изменениями от 23.12.2002, 01.02.2005).
Программа разработана с ориентацией на базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (БУП 2004).
Отбор и структурирование содержания обучения осуществлялись на основе следующих принципов:
ориентация на социально-экономическую ситуацию и требования регионального (муниципального) рынка труда;
блочно-модульное структурирование содержания обучения с ориентацией на индивидуальные запросы и образовательные потребности учащихся, социальный заказ региона;
направленность обучения на продолжение профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования, получение профессий, специальностей более высокого уровня квалификации;
дифференциация и индивидуализация образовательного процесса с учетом личностных особенностей учащихся, их желания овладеть рабочей профессией;
Тема 3. Обучение и профессиональная подготовка по ОТ
учет опыта и современной практики профессионального обучения учащихся общеобразовательных школ.
В соответствии с новым Перечнем профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений для подготовки старшеклассников по профессии «Столяр» отводится 490 час. Из них на теоретическое обучение отводится 140 час., производственное (практическое) обучение — 326 час., на консультации, подведение итогов, квалификационный экзамен и др. — 24 час.
Часы, необходимые для профессиональной подготовки и присвоения соответствующего квалификационного разряда, формируются за счет времени, выделяемого БУП-2004 на учебный предмет «Технология», профильные учебные предметы, а также региональный компонент и компонент образовательного учреждения.
Теоретическое обучение в программе представлено экономическим, общепрофессиональным и специальным курсами,
В процессе изучения экономического курса учащиеся знакомятся с основами рыночной экономики и предпринимательства, правовыми основами трудовой деятельности, рынком труда и профессии. Экономический курс направлен на формирование у обучающихся социальных и правовых компетенции, способствующих социально-профессиональной адаптации к условиям рынка труда.
Содержание общепрофессионального курса представлено темами, изучение которых профессионально значимо для овладения профессиями деревообрабатывающего производства. В них содержатся основные сведения о древесине и древесных материалах, технико-технологической документации, о технологиях выполнения различных видов столярных работ, об охране труда, санитарии и гигиене, мероприятиях по охране окружающей среды на деревообрабатывающих предприятиях, культуре делового общения и др.
Содержание специального курса программы направлено на формирование у обучающихся профессиональных знаний и умений в соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке столяра 2-го разряда.
Программой предусмотрено производственное (практическое) обучение, в процессе которого обучающиеся выполняют комплексные столярные, столярно-мебельные и плотничные работы под руководством мастера производственного обучения и самостоятельно.
Каждое практическое занятие сопровождается вводным инструктажем по безопасности труда.
Обучение по программе заканчивается консультациями, подведением итогов и квалификационным экзаменом.
Обучающемуся, сдавшему квалификационный экзамен, присваивается квалификация «Столяр» 2-го разряда и выдается свидетельство государственного образца.
Лицо, не сдавшее квалификационный экзамен, получает справку установленного образца.
Квалификация — 2 разряд
Столяр 2-го разряда должен знать:
- технические условия на обработку деталей;
- приемы работы при строгании, зачистке деталей и намазке клеем;
- правила безопасности труда при выполнении деревообрабатывающих операций;
- требования производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка.
Столяр 2-го разряда должен уметь:
- строгать вручную необлицовочные брусковые детали простого профиля;
- собирать рамки на металлических скрепках;
- поставить шкантовку на клей;
- зачистить потеки клея с деталей из массива;
- обработать детали и щиты клеем с отбраковкой;
- наклеивать на изделия облицовочные материалы;
- соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены при выполнении деревообрабатывающих операций;
- пользоваться средствами предупреждения и тушения пожаров на рабочем месте.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Профессия — столяр Срок обучения — 2 года (10-1 I классы) Количество учебных
недель за 2 года — 70 Количество учебных часов — 490
Источник: nsportal.ru
Что такое профессиональная подготовка работника?
Ответ: Профессиональная подготовка работника — это профессиональное обучение лица, ранее не имевшего профессии рабочего или должности служащего. Профессиональная подготовка направлена на приобретение работником знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций.
Обоснование: Трудовой кодекс РФ не содержит определения понятия профессиональной подготовки. Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ряд статей ТК РФ, содержащих упоминание о профессиональной подготовке, был изменен (в частности, ст. ст.
1, 21, 196, 197 ТК РФ). Так, в частности, в соответствии с действующей редакцией ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования определяет работодатель.
Формы подготовки, а также перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ч. 1 и 3 ст. 196 ТК РФ).
В ст. 21 ранее действующего Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», который утратил силу с 01.09.2013 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) указывалось, что профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
В настоящее время понятие профессиональной подготовки можно найти в ст. 1 Решения Экономического совета СНГ «О проекте Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в области профессионального образования в сфере электроэнергетики», принятого в г. Москве 10.12.2015, согласно которой профессиональная подготовка (обучение) представляет собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
В п. 13 ст. 2 Закона N 273-ФЗ содержится понятие профессионального обучения, согласно которому им является вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Таким образом, профессиональная подготовка представляет собой профессиональное обучение.
В Российской Федерации по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы. Основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ч. 2, 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего (ч. 2 ст. 73 Закона N 273-ФЗ).
Таким образом, профессиональная подготовка отличается от других форм профессионального обучения (профессиональной переподготовки рабочих и служащих и повышения квалификации рабочих и служащих) тем, что при реализации данной формы профессионального обучения предполагается, что у обучающегося лица не имеется профессии рабочего или должности служащего (ч. 3 и 4 ст. 73 Закона N 273-ФЗ).
Источник: dzen.ru
5.5. Профессиональная подготовка, обучение персонала
Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям организации и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника.
Профессиональное обучение — процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.
Управление этим процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые формируются на основе потребностей развития персонала организации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производственных обязанностей.
В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования;
- послевузовского профессионального образования.
- гарантии (сохранении) рабочего места;
- возможностях профессионального роста на производстве;
- доходах работника;
- чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.
- первичное обучение лиц, принятых на работу;
- ежегодное обучение по актуальным вопросам профессиональной деятельности руководителей и специалистов;
- периодическое обучение (в соответствии с потребностями, но не реже установленной для каждой категории лиц периодичности) по специальным профессиональным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей;
- обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям (назначение на более высокую должность или должность иного профиля).
- Обучение при приеме на работу руководителей и специалистов, впервые принятых на работу, проводится для изучения специфики деятельности предприятия, организации производства, экономики, технологии, социальных условий труда, техники безопасности и промышленной санитарии, экологических требований.
- Ежегодное обучение для руководителей и специалистов проводится для ознакомления их с новой техникой и прогрессивными технологиями, эффективными приемами управления и анализа производства, инновациями на производстве и в сфере управления человеческими ресурсами. Ежегодное обучение организуется в виде нескольких модулей программ, продолжительность обучения по которым 1—3 дня.
- Повышение квалификации проводится для обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требованиями государственных образовательных стандартов и особенностями развития производства (подробнее см. ниже).
- Стажировка — форма обучения, в процессе которого закрепляются на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Осуществляется также для изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка может быть как самостоятельным блоком дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке руководителя или специалиста. Организуется как в РФ, так и за рубежом на предприятиях, в компаниях, ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах.
- Профессиональная переподготовка направлена на получение руководителями и специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
- Переквалификацияруководителей и специалистов проводится для получения ими второго образования по новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования
- ППК управленческого персонала;
- ППК целевых групп и подразделений Компании;
- ППК отдельных сотрудников;
- ППК кадрового резерва;
- программа обучения новых сотрудников, программа адаптации.
- долгосрочное дополнительное обучение персонала, связанное со стратегическими задачами компании;
- краткосрочное обязательное обучение персонала, вызванное необходимостью поддержания технологических процессов на современном уровне;
- краткосрочное дополнительное обучение персонала, связанное со стратегическими задачами фирмы.
- увеличение скорости работы (реакции на аномальные ситуации) персонала, прошедшего обучение;
- расширение кругозора, увеличение числа рассматриваемых вариантов при принятии решений руководящими работниками и специалистами, что влияет на оптимальность принимаемых решений;
- снижение потерь от неправильной оценки ситуации и неправильных действий работников, связанное с закреплением в процессе обучения навыков более грамотного управления техническими системами;
- предотвращение ущерба от непредвиденного наступления нежелательных событий и ситуаций, ограничение распространения так называемых «цепочек нежелательного развития событий» («эффект домино»);
- снижение вероятности аварий и поломок оборудования, угроз жизни и здоровью людей;
- укрепление корпоративного сознания работников, сближение личных интересов работников с интересами компании;
- рост способности к координированной осознанной совместной деятельности и принятию решений;
- обмен информацией между работниками различных предприятий, проходящими обучение вместе, распространение «по горизонтали» передового опыта, других инноваций.
Источник: studfile.net