Профессиональная подготовка
Современное производство характеризуется повышенными требованиями к уровню образования и профессиональной подготовки работников. Профессиональное обучение (начальное, среднее и высшее) организуется главным образом в соответствующих учебных заведениях, однако и работодателю предоставлено право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Организация профессиональной подготовки и повышения квалификации работников непосредственно работодателем имеет значение для обеих сторон: работодатель получает рабочую силу, подготовленную с учетом организации труда и производства в конкретной организации (сфере производства), а работник приобретает необходимые профессиональные навыки (совершенствует их) и повышает тем самым конкурентоспособность на рынке труда, расширяет возможности самореализации.
Необходимость обучения работников для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Он выбирает и виды обучения, к которым в соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утв. Постановлением Госкомтруда СССР N 369, Гособразования СССР N 92-14-147 и ВЦСПС N 20/18-22 от 15.06.1988, относятся подготовка новых работников (профессиональная подготовка); переподготовка (переобучение) рабочих; обучение рабочих вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации .
Актуальные вопросы реализации программ ДПО и профессионального обучения в 2021 году
Бюллетень Госкомтруда СССР. 1988. N 11. С. 4.
Профессиональная подготовка предполагает обучение поступающего на работу или работника профессии — получение им знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.
Переподготовка (переобучение) работников — получение новой специальности. Она организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства .
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. П. Орловского) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).
См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 2-е изд., испр., доп. и перераб. / Отв. ред. проф. Ю. П. Орловский. М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2005. С. 547.
Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования. Она проводится с учетом профиля полученного образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой — для получения дополнительной квалификации (п. 1 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов) .
Утверждено Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 44.
Виды дополнительного образования: переподготовка, повышение квалификации, образовательные программы
Обучение работников вторым (смежным) профессиям — это обучение лиц, уже имеющих одну профессию, другой — с начальным либо более высоким уровнем квалификации.
Работники обучаются вторым (смежным) профессиям в целях расширения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям .
См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 2-е изд., испр., доп. и перераб. / Отв. ред. проф. Ю. П. Орловский. М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2005. С. 548.
Повышение квалификации в широком понимании представляет собой процесс углубления профессиональных знаний, совершенствования деловых навыков и умений. В узком — практическом — смысле это вид дополнительного профессионального образования .
См.: Льготы для тех, кто учится и работает. Сборник нормативных актов с комментарием / Сост. О. В. Абрамова. М.: Логос, 2002. С. 24.
ТК РФ и Типовое положение от 15.06.1988 не упоминают о стажировке, хотя она широко используется на практике.
Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, предусматривает изучение передового опыта, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения профессиональных обязанностей (п. 11 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов).
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов (п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (в ред. от 31.03.2003)) , по существу она представляет собой особую форму повышения квалификации.
СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580.
По способу обучения можно выделить обучение, проходящее непосредственно в организации, и осуществляемое в соответствующих учебных заведениях.
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также условия их организации и проведения устанавливаются коллективным договором, отраслевыми, региональными и иными соглашениями, локальными нормативными актами либо предусматриваются в трудовых договорах (ст. 196 ТК РФ) .
Статья 196 ТК РФ содержит противоречивое положение, согласно которому формы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, а условия и порядок обучения устанавливаются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Это противоречие может быть преодолено только путем признания права работодателя решать указанные вопросы как в коллективном договоре, так и в локальном нормативном акте.
Обучение работников проводится исходя из конкретных задач организаций, перспектив их развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест .
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под ред. Ю. П. Орловского) включен в информационный банк согласно публикации — М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 2004 (издание второе, переработанное и дополненное).
См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 2-е изд., испр., доп. и перераб. / Отв. ред. проф. Ю. П. Орловский. М: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2005. С. 545.
Остановимся подробнее на конкретных видах обучения работников, осуществляемого работодателем.
Настольная книга кадровика
Юридические аспекты
Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова
Ключевые слова:
Источник: hr-portal.ru
Виды профессионального образования в РФ
Профессиональное образование представляет собой систему подготовки кадров высокой квалификации на производстве, а также в училищах профессионально-технического профиля. Каковы особенности данного направления?
Профессиональная программа образования способствует решению задач постепенного повышения общеобразовательного и профессионального уровней тех учебных заведений, которые занимаются подготовкой специалистов определенной квалификации.
Виды
Приведем особенности классификации. В настоящее время выделяют несколько основных групп.
К первой относится начальное профессиональное образование, которое способствует подготовке служащих и рабочих (сотрудников квалифицированного труда) по разным направлениям общественно значимой деятельности в рамках основного общего образования. Получение его осуществляется в училищах.
Ко второй группе относят среднее профессиональное образование. Приведем его характеристику. Предполагается расширение и углубление знаний человека на основе среднего (полного) и начального профессионального образования. В настоящее время данная группа пользуется особой востребованностью у молодых людей.
В третью группу входит высшее профессиональное образование. Его цель заключается в подготовке и переподготовке специалистов определенного уровня, а также удовлетворение запросов личности в расширении и углублении знаний, которые получены в вузе.
Лица, овладевшие начальным либо средним уровнями, могут переходить на эту ступень обучения.
Формы
Учреждения профессионального образования предлагают различные формы обучения для своих слушателей: очная, вечерняя, заочная, семейное образование, самообразование, экстернат.
В нашей стране на данный момент предусмотрены следующие виды высшей ступени обучения:
- бакалавриат (4 года);
- специалитет (5 -5,5 лет);
- магистратура (6 лет).
Государственное профессиональное образование на каждом уровне предполагает постоянное повышение квалификации служащего, рабочего, специалиста с учетом модернизации образовательных стандартов.
Факторы, влияющие на качество подготовки
Есть ли какие-то критерии для оценки качества? Как должно быть организовано профессиональное образование? Профессиональное обучение зависит от следующих факторов:
- социальной и профессиональной ориентации;
- состояния технической и материальной образовательной базы;
- методов и программы обучения, информационной обеспеченности;
- кадрового состава преподавателей;
- финансового обеспечения;
- конкуренции на рынке труда, социально-психологического климата внутри коллектива.
Специфика образования
Это единый направленный процесс обучения и воспитания, который является общественно важным благом. Организация профессионального образования проводится в интересах семьи, человека, государства, способствует приобретению конкретных навыков, умений, ценностных установок.
В рамках образовательного процесса человеком приобретается опыт работы, формируются компетенции конкретного объема.
В нашей стране право на получение образования гарантировано Конституцией РФ. Развитие профессионального образования — это важная задача, от успешности реализации которой напрямую зависит экономическая и политическая стабильность страны.
Компоненты образования
В системе российского образования есть следующие компоненты:
- федеральные государственные требования и стандарты;
- программы разной направленности, уровней, видов;
- органы управления на разных уровнях, а также консультационные органы;
- общественные объединения, предприятия, на базе которых осуществляется производственная практика.
Остановимся подробнее на всех видах профессионального образования.
СПО
Среднее образование — это составляющая системы профессионального образования. Его предназначение в удовлетворении запросов общества и потребностей личности. В наши дни данная ступень охватывает 22% населения Российской Федерации. В социальной и экономической сфере задействовано порядка 20 миллионов специалистов со средним профессиональным образованием.
Согласно международной стандартной классификации образования, эта ступень соответствует практик-ориентированному доуниверситетскому обучению.
Его реализация осуществляется по основным двум программам: повышенного и базового уровня. После освоения первого этапа, выпускник получает квалификацию «техник».
При повышенном уровне профессионального среднего образования предполагается существенное расширение и углубление подготовки в сравнении с базовым вариантом.
Важные моменты
Выпускники данной программы получают квалификацию «техник с дополнительной подготовкой в конкретной области».
Реализуется данный вариант обучения в нескольких формах: очной, заочной, очно-заочной на основе девятилетнего общего образования.
Поступление в учебные заведения среднего специального образования осуществляется на конкурсной основе (учитывается средний балл в аттестате).
Срок обучения составляет 2-3 года с учетом профиля подготовки учебного заведения.
Педагог профессионального образования данной ступени — это преподаватель колледжа или техникума (училища).
В техникуме осуществляется реализация основных образовательных программ базового уровня. Колледж функционирует не только на базовых, но и на обучающих схемах повышенного уровня.
Деятельность всех учебных заведений данного звена осуществляется на основе Типового положения об образовательном учреждении профессионального среднего образования (2001 г.)
В РФ данная ступень представлена 300 специальностями в социальной, информационной, туристической сферах.
Лица, которые получили такое образование, имеют право на прохождение дальнейшего обучения того же профиля по ускоренным (сокращенным) программам (год при базовом профессиональном среднем образовании, 2 года при повышенном уровне).
Специфика среднего профессионального образования в РФ
В нее входит порядка 2 600 муниципальных и государственных специальных средних заведений, а также подразделений вузов, которые реализуют программы профессионального среднего образования.
Среднее количество слушателей на данной ступени составляет 261 млн человек, а количество педагогов, занятых в данной образовательной отрасли, оценивается 2,1 миллионами человек.
В 2005 году учреждения среднего и начального профессионального образования были переданы на региональный уровень, что способствовало созданию интегрированных учреждений, функционирующих на основе программ разного уровня сложности.
Колледжи представляют собой государственные образовательные организации профессионального среднего образования, которые реализуют интегрированные и преемственные программы общего, полного, профессионального базового и повышенного уровней.
Они гарантируют обучающимся постепенное повышение образования, профессиональный рост, конкурентоспособность на современном экономическом рынке.
Организуются колледжи по отраслевому принципу, который предусматривает организацию обучения по специальностям и программам, необходимым для конкретных отраслей производства.
Специфика высшего образования
Согласно законодательству РФ, в стране функционируют следующие типы подобных учебных заведений: институты, академии, университеты.
Само учебное заведение, а также его филиалы имеют право по ФЗ «Об образовании» реализовывать программы общего начального, среднего, полного, начального и среднего профессионального обучения. Также у образовательных учреждений этого типа есть право на реализацию дополнительного профессионального обучения (при наличии государственной лицензии).
Все три типа учреждений предлагают студентам переподготовку либо повышение квалификации после завершения обучения, возможности для ведения прикладных и фундаментальных научных исследований.
Образовательный процесс организуется в дневной, дистанционной, заочной, очно-заочной формах обучения. Для каждого варианта разрабатываются специальные программы на основе ФГОС.
Выпускники этой ступени обучения получают один из следующих вариантов квалификации: дипломированный специалист, бакалавр, магистр по конкретной специальности.
Для того чтобы стать обладателем документа о завершении высшего образования, необходимо пройти итоговую госаттестацию (сдать государственные экзамены).
Функционирование учебных заведений высшей ступени в РФ регламентируется Законом о высшем профессиональном образовании.
Подведем итоги
В настоящее время многие молодые люди осознают значимость получения качественного профессионального образования. Они осознают, что от того, насколько ответственно человек относится к выбору специальности, будет зависеть трудоустройство, размер заработной платы, социальный статус.
Среди последних тенденций необходимо отметить повышение интереса среди молодых людей к среднему профессиональному образованию. Многие юноши стремятся поступить после завершения обучения в школе в колледжи и техникумы, функционирующие при поддержке крупных производственных компаний.
Источник: businessman.ru
Чем отличается профессиональная переподготовка от повышения квалификации?
Стремление к профессиональному развитию связано с освоением новых рабочих инструментов и технологий, карьерным продвижением или перспективами повышения зарплаты. Есть два основных вида последипломного обучения, доступных любым специалистам. Из этой статьи вы узнаете, чем отличается профессиональная переподготовка от повышения квалификации.
Разница между повышением квалификации и профессиональной переподготовкой
У профпереподготовки и повышения квалификации есть и общие черты, и различия. Оба вида ДПО осуществляются в лицензированных образовательных организациях и выдают выпускникам документы установленного образца по результатам итоговой аттестации.
Различия между курсами собраны в таблице.
В чем разница | Повышение квалификации | Профессиональная переподготовка |
Цель | Развитие на своем месте работы благодаря новым навыкам и умениям. | Приобретение новой профессии, специальности. Переход в новую сферу деятельности. |
Время | 16-120 академчасов (иногда больше) | 250-2000 академчасов |
Уровень образования при поступлении | Среднее общее, среднее профессиональное, высшее |
Среднее профессиональное, высшее образование |
Периодичность | 3-5 лет | По личному желанию |
Документ | Удостоверение, Свидетельство |
Диплом |
Виды ДПО отличаются по объему усваиваемых знаний и уровню потенциальных возможностей, которые появляются после обучения. Систематическое обновление профессионального багажа является залогом эффективности в работе и появления новых перспектив.
Что такое профессиональная переподготовка
Профессиональная переподготовка – это обучение по программе дополнительного профессионального образования (ДПО) для получения новой специальности. В зависимости от специфики пройденного курса переобучение дает разные возможности.
- Освоение нового вида профессиональной деятельности. Например, юрист может стать бухгалтером, а педагог экскурсоводом.
- Другая специализация в рамках своей профессии. Так, пройдя педагогическую переподготовку, художник сможет преподавать рисование в школе или вести кружок декоративно-прикладного искусства.
- Приобретение дополнительной квалификации. Врач любой специализации получит право работать психотерапевтом или диетологом только после соответствующей профпереподготовки.
Основная суть переподготовки в том, что за короткий срок (от 2 месяцев) можно освоить новую профессию или направление деятельности, соответствующее профстандартам.
Продолжительность обучения по программам профессиональной переподготовки регламентирована Приказом Минобрнауки РФ № 499 от 01.07.2013 г. Минимальный срок освоения курсов – 250 академических часов. Средняя продолжительность переобучения – до 500 часов. По некоторым направлениям длительность обучения может доходить до 2000 академчасов.
Для некоторых категорий специалистов минимальное время переподготовки увеличено. Это касается гражданских служащих, для которых оно должно быть не менее 500 часов (Указ Президента РФ № 68, п. 11 от 21.02.2019), а также медицинских работников (576 часов).
Учебные планы профпереподготовки содержат только специальные дисциплины, необходимые для освоения конкретных профессиональных навыков и знаний.
На курсы переподготовки принимают слушателей с высшим или средним профессиональным образованием и студентов-старшекурсников ССУЗов или ВУЗов. Однако документ о дополнительном образовании можно получить не раньше, чем диплом института или колледжа.
Поэтому, если студента отчислят с основного места учебы, он автоматически лишается права на получение диплома о переподготовке.
Для поступления на некоторые программы необходимо профильное профессиональное образование. В частности, при приеме документов на переподготовку по медицинским специальностям требуют диплом медицинского ВУЗа.
Профессиональная переподготовка не является обязательным мероприятием. Как правило, работник идет учиться по собственной инициативе. Мотивы бывают разными: от стремления занять более высокую должность до смены профессии.
При определенных обстоятельствах на обучение может направить и работодатель. Например, это касается государственных служащих, выдвинутых на высшие посты или сотрудников какой-либо организации, претендующих на вакантную должность другого профиля.
Что такое повышение квалификации
Повышение квалификации – это краткосрочное обучение для увеличения и (или) обновления профессиональной компетенции в рамках своей специальности. Этот вид дополнительного профессионального образования позволяет:
- получать новые знания и навыки в своей профессии;
- осваивать передовые технологии, методы и приемы;
- знакомиться с современными тенденциями и направлениями работы в своей сфере.
Пройдя обучение по соответствующей программе, можно повысить свой разряд или категорию, если такие градации есть в профессии.
Программы повышения квалификации различаются по количеству академических часов.
- Краткосрочные – до 72. Обучение помогает закрыть пробелы в профессиональных знаниях.
- Тематические – 72-100. Это разновидность краткосрочной программы с углубленной проработкой темы.
- Долгосрочные – более 100. Курсы предназначены для глубокого всестороннего изучения темы и приобретения комплекса умений и навыков.
Повышение квалификации не может длиться менее 16 часов. Программу обучения подбирают в соответствии с конкретными целями и текущими производственными потребностями организации или образовательными потребностями сотрудников.
Повышение квалификации проходят люди с профильным высшим или средним профессиональным образованием. Периодичность и порядок этого мероприятия определены законодательством и регламентируются перечнем нормативно-правовых актов: от ТК РФ (ст. 196-197) и профессиональных стандартов до локальных актов конкретных организаций.
Работники большинства отраслей обязаны проходить повышение квалификации периодически, один раз в несколько лет.
Сфера деятельности / профессия | Периодичность в годах | Чем регулируется |
Бухгалтер | 3 | Приказ Минтруда и соцзащиты РФ № 103н от 21.02.2019 |
Гражданский государственный служащий | 3 | Указ Президента РФ № 68 от 21.02.2019 |
Работник ж/д транспорта | 3 | Постановление Правительства РФ №221 от 21.03.12 |
Педагог | 3 | ФЗ № 273, ст. 47, ч. 2 п. 4 |
Медицинский работник | 5 | Приказ Минздрава РФ № 66н от 03.08. 2012 г. |
Архитектор | 5 | Градостроительный кодекс РФ ст. 55.5-1 |
Допускается досрочное прохождение курсов по желанию сотрудников или в связи с возникшей необходимостью. Если периодичность не установлена законодательно, организация имеет право определить ее самостоятельно.
Документы о получении ДПО
Обучение на любых курсах ДПО заканчивается итоговой аттестацией. Если она успешно пройдена, выпускник получает документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования.
Вид документа зависит от срока обучения и наименования пройденной программы.
- От 16 до 100 часов – Удостоверение о повышении квалификации.
- От 100 часов – Свидетельство о повышении квалификации.
- От 250 часов – Диплом о профессиональной переподготовке.
Любой документ о дополнительном профессиональном образовании установленного образца, независимо от того, получен он в государственном или частном образовательном учреждении. Это означает, что все образовательные организации самостоятельно принимают решение о том, как выглядит бланк диплома или удостоверения (ФЗ № 273 ст. 60 п. 3).
Обучение по программам ДПО могут проводить только лицензированные образовательные организации, иначе документы о полученном дополнительном образовании будут недействительны.
Дипломы, удостоверения и свидетельства выдаются после успешного прохождения итоговой аттестации, форма и порядок которой определяется и утверждается локальными актами образовательной организации.
Источник: ooo-ado.ru
Разработка программ профессионального обучения на сонове профессиональных стандартов
статья на тему
Рассматривается алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессиоанльного образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиоанльных программ с учетом соответствующих профессиоанльных стандартов
Скачать:
![]() |
47 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка программ профессионального обучения на основе профессиональных стандартов
Такое понятие, как «профессиональный стандарт» появилось в Трудовом кодексе ещё в 2012 году. После этого принимались профессиональные стандарты для различных профессий и должностей. Их полный перечень можно посмотреть на сайте Минтруда России. Планируется, что, в будущем, профстандарты заменят различные квалификационные справочники, поскольку многие из них попросту устарели и не отражают современной ситуации на рынке труда.
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).
Предполагается, что профессиональные стандарты станут применяться с 1 июля 2016 г. — именно с этой даты должен вступить в силу Закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .
Этот Закон закрепляет порядок применения профстандартов работодателями и устанавливает прямую связь между профессиональными и образовательными стандартами. В частности, Закон определяет, что требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся во ФГОС, а также конкретные программы профессионального обучения необходимо формировать на основе профстандартов. На работу по обновлению уже принятых ФГОС и приведение их в соответствие с профстандартами отводится один год с момента вступления в силу данного Закона.
Рассмотрим алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
Разработка программ происходит в несколько этапов:
ШАГ 1. Создание рабочей группы
Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации рекомендуется включить представителей работодателей и (или)объединений работодателей.
ШАГ 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет
разработана профессиональная образовательная программа
При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования может соответствовать:
— один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой название;
— часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
— несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.
Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http ://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функции.
ШАГ 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных
стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или
обновлении основных профессиональных образовательных программ и
дополнительных профессиональных программ — программ профессиональной
В процессе сопоставления требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания, так:
— в профессиональных стандартах описывается деятельность; для этого используются термины «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия»;
— а в образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термин «компетенция».
Для анализа из профессиональных стандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.
На основании сравнения можно сделать следующие выводы:
-о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);
-о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;
-о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и соответствующих профессиональных компетенций и так далее.
Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями.
ШАГ 4. Формирование результатов освоения программы с учетом
Сопоставление, проведенное на предыдущем шаге, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы:
— В профессиональном обучении это профессиональные компетенции (ПК), в том числе необходимые для работы с конкретным оборудованием, технологиями.
— В среднем профессиональном образовании это общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), сгруппированные по видам деятельности.
— В дополнительном профессиональном образовании для программ профессиональной переподготовки это новая квалификация и связанные с ней виды профессиональной деятельности, трудовые функции или компетенции, подлежащие совершенствованию, и новые компетенции;
— для программ повышения квалификации это профессиональные компетенции в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате
ШАГ 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по
Основным результатом освоения образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация.
Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний.
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений
При освоении программ СПО оценка профессиональной квалификации
проводится на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей (промежуточная аттестация) и при защите выпускной квалификационной работы (итоговая аттестация).
При освоении дополнительных профессиональных программ в соответствии с законом Об образовании форма квалификационного экзамена определяется организацией самостоятельно.
ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы
Определение структуры программы зависит от ее вида. Так, структура программ СПО в целом определяется соответствующими ФГОС. ФГОС СПО фиксируют структуру программы подробно, с детализацией до модулей, дисциплин, междисциплинарных курсов. Вариативная составляющая программ СПО составляет около 20% общего объема времени для программ подготовки квалифицированных рабочих и около 30% для программ подготовки специалистов среднего звена.
Для программ СПО определена модульная структура профессионального цикла: каждый вид деятельности, освоение которого предусмотрено программой, изучается в рамках профессионального модуля, интегрирующего теоретическое и практическое обучение.
При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта.
Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций. Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку.
Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
После и с учетом результатов разработки программы практики, а для основных образовательных программ также на основе ФГОС и с учетом примерных программ определяется структура «теоретической части» программы.
В структуру теоретической части программы будут входить дисциплины, модули, курсы прикладного характера (ориентированные на овладение умениями и знаниями, применяемыми непосредственно в профессиональной деятельности) и фундаментального (создающие основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.).
ШАГ 7. Разработка учебного плана и календарного графика
На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность.
ШАГ 8. Экспертиза образовательной программы
Данный шаг позволяет обеспечить качество образовательной программы за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса. К экспертизе целесообразно привлечь:
— представителей работодателей и объединений работодателей;
— педагогов, принимающих участие в реализации образовательной программы, поскольку именно они могут оценить ее дидактическую целесообразность.
Источник: nsportal.ru