Модульная система построения образовательной программы может применяться не только в ОПОП СПО, но и в ДПП, а также в ОППО (в последнем случае вся программа иногда может представлять собой один-единственный ИМ, либо, в случае значительного объема и продолжительности программы — несколько модулей).
В условиях СПО количество и номенклатура ПМ, включаемых в состав ОПОП, определяется на основе ФГОС СПО и с учетом дополнительных требований работодателей исходя из требований к результатам освоения программы (см. параграф 3.1). Аналогично определяется формируемый в рамках каждого модуля состав профессиональных компетенций и составляющих их знаний, умений и практического опыта.
«Перевод» требований к результатам освоения программы ПМ в содержательные единицы (виды работ, темы) может быть осуществлен с помощью вспомогательной табл. 3.10. В этой таблице:
- — столбцы 1, 2 и 5 заполняются первыми — на основе уточненных требований к результатам образования в рамках ОПОП, разработанных ранее с использованием ФГОС и ПС и с учетом требований работодателей (см. параграф 3.1);
- — затем заполняются столбцы 3, 4 и 6, содержимое которых необходимо разработать.
Работа с табл. 3.10 дает возможность сформировать программы практик по модулю (см. выше) и обосновать отбор содержания его теоретической части.
Профессиональный модуль «Радиожурналистика»
Определение необходимого содержания программы и элементов ее структуры
Результат (освоенные профессиональные и общие компетенции)
Студент должен уметь, иметь практический опыт
лабораторных работ, практических занятий
Виды работ на практике
Студент должен знать
теоретической части обучения
Содержание обучения по модулю может быть представлено в виде табл. 3.11.
Таблица 3.11
Наименование разделов ПМ, МДК и их тем, практик
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся; виды работ практик
Если практическая часть обучения в рамках каждого модуля сосредоточена в практике, то за теоретическую часть обучения в составе модуля отвечает междисциплинарный курс. Правда, к «теоретической части» его можно отнести лишь достаточно условно, поскольку каждый МДК является интегрированным и включает элементы как чисто теоретические (фундаментальные), гак и практико-ориентированные (прикладные) элементы, соотношение которых может разниться. В рамках одного МДК органически должны быть соединены:
- — фундаментальная часть (лекции, семинары, занятия по закреплению знаний, комбинированные занятия);
- — прикладная часть (занятия по применению знаний, деловые и ролевые игры, практические и лабораторные работы);
- — самостоятельная работа студентов (работа в библиотеках и компьютерных классах, выполнение проектов, исследовательская работа, ведение портфолио);
- — консультации.
Подробное описание методики разработки программы ПМ и макет его программы можно найти в «Методике разработки основной профессиональной образовательной программы СПО» 1 .
Профессиональный модуль «Телевизионная журналистика»
В обозначенных рекомендациях рассматривается алгоритм разработки ПМ в рамках ОПОП СПО, однако принципы и подходы разработки могут распространяться на ДПП. При этом надо учитывать, что образовательный процесс по ДПП предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Источник: studme.org
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины. — презентация
Презентация на тему: » Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.» — Транскрипт:
1 Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины
2 Структурные единицы ОПОП Профессиональные Профессиональные модули (ПМ), состоящие из междисциплинарных курсов (МДК), учебной и производственной практик. Учебные дисциплины (УД): Учебные дисциплины (УД): в НПО – только в общепрофессиональном цикле, в СПО – и в общих, и в профессиональном циклах. Рабочие программы всех ПМ и УД представлены в Приложении к ОПОП ОУ.
3 Профессиональный модуль Часть ОПОП, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к результатам образования, заданным ФГОС, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого ВПД.
4 Структура рабочей программы профессионального модуля Раздаточный материал «Макет программы профессионального модуля»
5 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (1) 1.1. Область применения программы: Указываются возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке, при освоении профессии НПО в рамках специальности СПО и т.д Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения ПМ: — Иметь практический опыт… — Уметь… — Знать….
6 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (2) 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы: всего – _________ часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – _____ часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – _____ часов; самостоятельной работы обучающегося – ______ часов; учебной и производственной практики – ______ часов. Заполняется в конце
7 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Перечисляются Перечисляются: — Вид профессиональной деятельности — Профессиональные компетенции — Общие компетенции Все данные переносятся из соответствующего ФГОС НПО/СПО
8 3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (1) 3.1. Тематический план профессионального модуля (отдельно для НПО и СПО). — Вводится понятие «Раздел ПМ» (если осваиваемых ПК несколько). — В каждом разделе ПМ кроме МКД содержится учебная практика и производственная практика (если она проводится рассредоточено)
9 3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (2) Раздел ПМ – часть программы ПМ, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной профессиональной компетенции. Раздел ПМ может состоять из МДК или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела ПМ должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
10 3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (3) 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю: — Разделы модуля — МДК, входящие в модуль — Темы — Названия лабораторных работ — Тематика внеаудиторной самостоятельной работы — Тематика курсовых работ и т.д.
11 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (1) 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 4.2. Информационное обеспечение обучения (перечни учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы и т.д.)
12 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (2) 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
13 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВПД) Результаты (освоенные профессиональные и общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
14 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
15 Как планировать практики (1) В ОПОП СПО производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. В ОПОП СПО между ПМ должен быть распределен весь объем учебной практики и производственной практики (практики по профилю специальности). Производственная практика (преддипломная практика) не входит в состав ПМ.
16 Как планировать практики (2) В ОПОП НПО между ПМ должен быть распределен весь объем учебной и производственной практик, которые являются их составной частью. Все виды практик, входящие в состав ПМ, могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках ПМ.
17 Показатель практикоориентированности (СПО) ЛПЗ+КР+(УП+ПП)+ПДП ПрО = х 100%, где УНобяз+ (УП+ПП)+ ПДП ПрО – показатель практикоориентированности (в %); ЛПЗ – суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах); КР – объем часов на курсовую работу (проект); УП – объем учебной практики (в часах); ПП – объем производственной практики (по профилю специальности) (в часах); ПДП – объем производственной практики (преддипломной); УНобяз – суммарный объем обязательной учебной нагрузки (в часах) 50–65%; 50–60%. Допустимые значения показателя для СПО: базовой подготовки – 50–65%; углубленной подготовки – 50–60%.
18 Показатель практикоориентированности (НПО) ЛПЗ + (УП+ПП) ПрО = х100%, где УНобяз + (УП+ПП) ПрО – показатель практикоориентированности (в %); ЛПЗ – суммарный объем лабораторных и практических занятий (в часах); УП – объем учебной практики (в часах); ПП – объем производственной практики (в часах); УНобяз – суммарный объем обязательной учебной нагрузки (в часах). 70–85%. Допустимые значения показателя практикоориентированности для НПО: 70–85%.
19 Структура рабочей программы учебной дисциплины Раздаточный материал «Макет программы учебной дисциплины»
20 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (1) 1.1. Область применения программы 1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП (принадлежность к циклу) 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: — Должен уметь… — Должен знать… Переносится из соответствующего ФГОС
21 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (2) 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ______ часов; самостоятельной работы обучающегося ______ часов.
22 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УД (1) 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы — Максимальная учебная нагрузка — Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего и в том числе…) — Самостоятельная работа обучающегося (всего и в том числе…) — и т.д.
24 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УД 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 3.2. Информационное обеспечение обучения: Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
25 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УД Контроль и оценка результатов освоения УД осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
26 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Источник: www.myshared.ru
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
Рассмотрено на заседании Методического совета УМЦ ПТО Протокол № 7 от 03 августа 2015 г.
Практические рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения и должны использоваться при разработке содержания рабочих программ. В рекомендациях предлагается логический пошаговый алгоритм действий, справочные материалы для заполнения шаблона рабочей программы профессионального модуля, устанавливаются требования к структуре, содержанию и оформлению, прописывается порядок согласования, экспертизы, утверждения, а также актуализации и внесения изменений.
Справочные материалы в помощь разработчику позволят сократить время и помогут практическими советами при формировании разделов рабочей программы, включая вариативную часть (при наличии).
Алгоритм действий при разработке рабочей программы профессионального модуля
Макет рабочей программы профессионального модуля
Оформление титульного листа рабочей программы профессионального модуля и оборотной стороны
Заполнение раздела 1. «Паспорт рабочей программы профессионального модуля»
Заполнение раздела 2. «Результаты освоения профессионального модуля»
Заполнение раздела 4. «Условия реализации программы профессионального модуля»
Заполнение раздела 5. «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля»
Порядок согласования, экспертизы и утверждения рабочей программы
Приложение 1. Макет рабочей программы профессионального модуля
Содержание рекомендаций направлено на обеспечение помощи преподавателям и мастерам производственного обучения при разработке рабочих программ профессиональных модулей по профессиям, реализуемым в профессиональных образовательных учреждениях.
Рабочая программа профессионального модуля является одним из основных документов основной образовательной программы по профессии.
Профессиональный модуль как часть ППКРС/ППССЗ имеет определённую логическую завершённость по отношению к результатам образования, заданным ГОС, и предназначена для освоения профессиональных и общих компетенций.
Методические рекомендации построены таким образом, чтобы помочь преподавателям и мастерам производственного обучения в разработке программ профессиональных модулей, содержат полный алгоритм действий по разработке программ, устанавливают общие требования к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы профессионального модуля, порядок ее разработки и утверждения.
Работа по разработке программ ПМ должна проходить в рамках утвержденной структуры. При разработке программ важно соблюдать единство требований. Для этого необходимо внимательно изучить подстрочные комментарии, прописанные курсивом к каждому пункту программ УД.
Прописанные комментарии не следует включать в разрабатываемую программу. Также не следует в разрабатываемую программу включать пункты программ, если они по ПМ не предполагаются.
Исходными документами для составления рабочих программ ПМ являются:
— государственные образовательные стандарты среднего
профессионального образования по конкретной профессии/специальности;
— учебный план профессионального образовательного учреждения по профессии/специальности, в котором определены последовательность изучения дисциплин, а также распределение учебного времени и форм контроля по семестрам.
Рабочая программа входит в состав комплексно-методического обеспечения дисциплины (КМО) преподавателей, которое включает также другие учебно-методические материалы:
— инструкции к проведению лабораторных работ и/или практических занятий;
— контрольно-измерительные материалы для проведения текущего и промежуточного контроля результатов освоения дисциплины;
— темы заданий по самостоятельной работе и примеры их выполнения; — различный дидактический материал и др.
Рабочие программы по профессиональным модулям, наряду с ГОС СПО по профессии и учебным планом, рабочими программами циклов ОУД и ОП, методическими рекомендациями по производственной практике, организации самостоятельной работы студентов входят в состав учебнометодического комплекса по профессии.
При отсутствии рабочей программы по учебной дисциплине проведение учебных занятий не допускается.
Базисный учебный план (БУП) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы.
Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ – система дополнительных требований к образовательным результатам, структуре основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, условиям их реализации, оцениванию качества освоения. Она обусловлена техникотехнологическими, организационно-экономическими и другими особенностями развития экономики и социальной сферы региона.
Вид профессиональной деятельности (ВПД) – составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором профессиональных функций и необходимых для их выполнения компетенций.
Дифференцированный зачет – форма промежуточной аттестации, предусматривающая оценивание усвоения обучающимися материала по определенной учебной дисциплине на основании выполненных ими индивидуальных заданий, по результатам которых выставляется зачетная оценка. Зачеты с дифференцированными оценками ставятся по дисциплинам, перечень которых устанавливается в учебном плане.
Знание – единица содержания образования (информация, усвоение которой может быть проверено одним тестовым вопросом), освоенная обучающимся на одном из уровней, позволяющих выполнять над ней мыслительные операции.
Зачет — форма промежуточной аттестации по дисциплине без выставления оценки.
Комплексно-методическое обеспечение дисциплины – комплект учебно-методических материалов преподавателя, в который входят планы занятий, конспекты лекций, инструкции к проведению лабораторных работ и/или практических занятий, материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине, экзаменационные билеты, темы заданий для самостоятельной работы обучающихся и примеры их выполнения, различный дидактический материал и др.
Контрольная работа – определение степени усвоения материала по различным уровням познавательной деятельности. Контрольная работа может быть реализована в виде самостоятельной или аудиторной работы. В контрольной работе обучающийся отвечает на поставленные вопросы или решает задачи. Ответ на поставленные вопросы предполагает знание теории, понимание механизма действия данного явления или предмета, практики его применения.
Лекция – форма учебного занятия, на котором педагог устно излагает учебный материал в сочетании с приёмами активизации познавательной деятельности обучающихся (запись основной мысли, конспектирования, составление схемы излагаемого материала).
Лабораторная работа – форма учебного занятия, ведущей дидактической целью которого является экспериментальное подтверждение и проверка существующих теоретических положений (законов, зависимостей), формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.
Междисциплинарный курс (МДК) – система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций обучающимися в рамках профессионального модуля.
Общие компетенции (ОК) – универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда.
Образовательные результаты – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Оценивание – процесс установления степени соответствия реальных достижений обучающегося планируемым образовательным результатам. Оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать обучающихся более активно включиться в своё учение.
Оценивание образовательных результатов в рамках ГОС – это совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых устанавливается степень соответствия достигнутых обучающимися результатов требованиям ГОС. Эти требования относятся к зафиксированным в стандарте итоговым (ОК и ПК) и промежуточным (умения, знания) образовательным результатам.
Практическое занятие – одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у обучающегося практических навыков и умений.
Примерная (типовая) учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)– совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) –
Программа среднего профессионального образования базовой подготовки – направлена на освоение общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к реализации основных видов профессиональной деятельности в соответствии с получаемой профессией.
Профессиональные компетенции (ПК) – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области и вида профессиональной деятельности.
Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.
Расчетно-графическая работа (РГР) – является разновидностью контрольной работы. Основной акцент в ней делается на решение задач с использованием графического изображения и комментариев.
Реферат – краткий обзор основного содержания нескольких источников по проблеме исследования.
Результаты обучения – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.
Самостоятельная работа – планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания основной (или дополнительной) профессиональной образовательной программы, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Семинар – одна из основных форм организации практических знаний, специфика которой состоит в коллективном обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими самостоятельно под руководством преподавателя. Цель семинара углубленное изучение темы или раздела курса.
Требования работодателей – понимание их ожиданий относительно компетенций работников конкретной профессии/специальности и определенного квалификационного уровня.
Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (знание на уровне применения).
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных умений и знаний, подлежащих усвоению по каждой отдельно взятой учебной дисциплине. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределению их по годам обучения и времени, отводимому для изучения всего курса.
Учебно-методический комплекс профессии (УМКП) – комплект учебно-планирующей и учебно-методической документации по специальности, включающий федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования, рабочий учебный план, рабочие программы дисциплин, программы профессиональных модулей, методические рекомендации по производственной практике, программы ГИА.
Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих освоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей области профессиональной деятельности.
Государственный образовательный стандарт (ГОС) – это стандарты третьего поколения, в их основе лежит компетентностный подход к образованию.
Экзамен – форма промежуточной аттестации знаний студентов по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, по результатам которого всегда выставляется оценка.
Экзамен квалификационный — форма итоговой аттестации знаний обучающихся по профессиональному модулю, по результатам которого определяется сформированность компетенций.
ГИА – государственная итоговая аттестации
КМО – комплексно-методическое обеспечение
МДК — междисциплинарный курс
ПП — производственная практика
ППКРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих
ППССЗ — программа подготовки специалистов среднего звена
ОД – общеобразовательные дисциплины
ОК – общие компетенции
ОУД – общеобразовательный цикл (общеобразовательные учебные дисциплины)
ОП – общепрофессиональный цикл
ПМ – профессиональный модуль
ПК – профессиональные компетенции
ПОУ – профессиональное образовательное учреждение
РП – рабочая программа
РГР – расчетно-графические работы
УП – учебный план
УП – учебная практика
УД – учебная дисциплина
УМКП – учебно-методический комплекс профессии
УМКД – учебно-методический комплекс дисциплины
ГОС СПО – государственный стандарт среднего профессионального образования
1. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Рабочая программа профессионального модуля – документ, являющийся частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена (далее – ППКРС и ППССЗ) и предназначенный для реализаций требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ГОС СПО).
Рабочая программа профессионального модуля является единой для всех форм обучения.
К рабочей программе предъявляются следующие требования:
— количество часов (аудиторные занятия и самостоятельная работа обучающихся), формы промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) должны соответствовать учебному плану;
— в рабочей программе должны быть отражены последние достижения науки, техники, а также требования работодателей;
— рабочая программа должна обеспечивать необходимую связь между дисциплинами и исключать дублирование разделов, тем и вопросов;
— рабочая программа должна соответствовать существующей материально-технической базе и имеющейся в учебном заведении учебной и учебно-методической литературе.
Рабочая программа разрабатывается для каждого профессионального модуля учебного плана на срок действия учебного плана для всех форм обучения.
1.1. Макет рабочей программы профессионального модуля
Рабочая программа профессионального модуля должна содержать:
1. паспорт рабочей программы;
2. результаты освоения профессионального модуля;
4. условия реализации программы профессионального модуля;
5. контроль и оценку результатов освоения профессионального модуля.
1.2. Оформление титульного листа рабочей программы
профессионального модуля и оборотной стороны
Титульный лист должен содержать:
— наименование образовательного учреждения;
— наименование профессионального модуля;
— указания по принадлежности рабочей программы профессионального модуля профессии/специальности; — год разработки.
На оборотной стороне титульного листа указывается, на основе каких документов разработана рабочая программа, содержатся сведения об авторе и рецензенте.
1.3. Заполнение раздела 1. «Паспорт рабочей программы профессионального модуля»
Раздел 1. «Паспорт рабочей программы профессионального модуля»
Раздел «Паспорт рабочей программы профессионального модуля» должен включать в себя:
— область применения программы;
— цели и задачи модуля — требования к результатам освоения модуля;
— использование часов вариативной части ППКРС;
— количество часов на освоение программы профессионального модуля.
Область применения программы определяет профессиональные компетенции (ПК) в рамках освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД).
Раскрывается возможность использования программы в дополнительном образовании и профессиональном обучении с указанием направленности программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки.
Цели и задачи модуля — требования к результатам освоения модуля — должны быть сформулированы в практическом опыте, умениях, знаниях, определенных ГОС СПО (таблица «Структура основной профессиональной образовательной программы»). С учетом требований работодателей и обучающихся цели и задачи модуля могут быть расширены путем включения дополнительного практического опыта, умений и знаний, реализуемых за счет часов вариативной части.
В паспорте рабочей программы должны быть раскрыты возможности использования вариативной части ППКРС, определены темы и количество часов на их изучение, обоснована необходимость включения их в рабочую программу.
Количество часов, отведенное на освоение программы профессионального модуля включает часы обязательной и вариативной частей ППКРС/ППССЗ:
— максимальной учебной нагрузки обучающегося;
— обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося; — самостоятельной работы обучающегося; — учебной и производственной практики.
1.4. Заполнение раздела 2. «Результаты освоения профессионального модуля»
Раздел 2. «Результаты освоения профессионального модуля»
Раздел 2. «Результаты освоения профессионального модуля» оформляется в виде таблицы, в которую вносятся наименования результатов обучения, представленные профессиональными и общими компетенциями, определенными ГОС СПО с соответствующими кодами. Если в рамках модуля за счет часов вариативной части предполагается освоение дополнительных профессиональных компетенций, то они также вносятся в таблицу.
Наименование результата обучения
Источник: znanio.ru