Курс предпрофильной подготовки «Спасатель» предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, ориентированных на получение на базе среднего (полного) образования специальностей экстремальных профессий. Содержание программы отражает основные виды деятельности, составляющие основу труда спасателя, пожарного. Учащиеся познакомятся с опытом наиболее успешных представителей данной сферы профессиональной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 городского округа Тольятти
Директор школы:______ Решетова В.Г
курса предпрофильной подготовки
преподаватель ОБЖ 1 категории
МОУ средней школы №25 г.о.Тольятти
Основной целью курсов по выбору является помощь в процессе самоопределения учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности после получения среднего профессионального образования.
Курс «Первоначальная подготовка спасателя» Часть 1
Пред профильная подготовка позволяет учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и осознанность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Программа предназначена для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях.
Программа данного курса по выбору имеет профориентационную направленность и знакомит учащихся с основными видами деятельности: управление, человек – человек, Человек – окружающая среда.
Современный рынок труда характеризуется расширением сфер профессиональной деятельности, которое влечёт за собой ежегодное появление свыше 500 новых профессий и специальностей. Именно таковой является профессия спасатель.
Данная программа позволяет:
— дать учащимся общее представление о профессиях, связанных с экстремальными ситуациями,
— сформировать представление о действиях в разных ситуациях чрезвычайного характера на основе опыта переживания модельных (игровых) ситуаций,
— Помочь учащимся в самооценке пригодности к различным экстремальным профессиям через выполнение упражнений, требующих соответственных навыков.
Данная программа предполагает работу преподавателя с учащимися в группе с количеством 20 человек. Программа рассчитана на 12 академических часов, из них 7 практических занятий.
формирование целостных представлений о социальной значимости и основных направлениях деятельности экстремальных профессий,
знакомство с экстремальными профессиями и их классификацией;
знакомство с особенностями медицины катастроф, обучение основным приёмам оказания первой медицинской помощи;
Программа профессиональной подготовки матрос-спасатель | Учебный Центр ВОСВОД Московской области
знакомство учащихся с алгоритмом составления формулы будущей профессии.
Задачами курса являются:
- предоставить учащимся возможность реализовать свой интерес к экстремальным профессиям;
- расширить знания учащихся о мире экстремальных профессий, требованиях профессии к личности и путях профессиональной подготовки;
- познакомить учащихся с основными сферами деятельности спасателя, пожарного;
- дать информацию о возможностях трудоустройства выпускника и продолжения обучения в ВУЗе;
- продемонстрировать и дать возможность учащимся выполнить в ходе практического занятия некоторые профессиональные умения по оказанию первой медицинской помощи.
- социальная значимость и основные направления деятельности экстремальных профессий,
- психофизиологические, правовые, этические и нравственные нормы, предъявляемые к профессии;
В процессе реализации содержания программы используются различные методы и приемы:
- экскурсия в пожарную часть№157
- презентация специальностей, по которым ведется обучение;
- лекция;
- просмотр учебных видеоматериалов;
- практическая работа по выполнению специальных заданий
- использование элементов деловой игры при отработке практических умений. Составление плана действий МЧС (по подразделениям)
В результате обучения, учащиеся будут:
— социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения;
— Экстремальные специальности, по которым ведется обучение на базе среднего (полного) образования;
— специфику труда, условия работы спасателя и востребованность его на рынке труда;
— психофизиологические, правовые, этические и нравственные нормы, предъявляемые к профессии;
— возможности трудоустройства выпускника и продолжения обучения в ВУЗе;
— важность обоснованного выбора профессии с учетом своих наклонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда;
— выполнять начальные профессиональные умения, касающиеся практической деятельности спасателя;
— применять полученные умения при оказании первой медицинской помощи;
Контроль освоения курса проводится при подведении итогов в форме устного опроса и анкетирования.
Предполагаемые формы контроля и оценки результатов освоения курса.
Анкетирование «Мои ожидания от изучаемого курса»,
«Что мне дал курс «Спасатель»?
Результаты контроля будут свидетельствовать:
— об уровне знаний, учащихся о специфике профессиональной деятельности спасателя;
— об изменении исходного уровня информированности для самоопределения относительно выбора специальности.
Планируемые результаты реализации программы:
Выполнив учебные цели программы курса, учащиеся
— получат представление об основах профессиональной само презентации, о современных экстремальных профессиях;
— познакомятся с организацией и планированием поисковых мероприятий в различных условиях;
-научатся основным приёмам оказания первой медицинской помощи.
Специфика курса состоит в том, что организация практических занятий, на которых учащиеся занимаются моделированием профессиональной деятельности и отработкой практических действий, предусматривает ограничение количества учащихся в группе не более 20 человек.
В том числе на практическую деятельность
Тема 1. Введение
Экстремальные профессии, их классификация. Необходимость этих профессий в современных условиях. Особенности этих профессии, психологические основы.
МЧС России: структура, организация, сфера деятельности.
Экскурсия в подразделение МЧС.
«Мои ожидания от изучаемого курса»,
Тема 2.Медицина катастроф.
Особенности медицины катастроф. Основные приёмы оказания первой медицинской помощи. Действия подразделения медицины катастроф в условиях наводнения, лесного пожара, катастрофы техногенного характера.
Беседа с врачом травматологом.
Деловая игра: Оказание первой медицинской помощи
Источник: nsportal.ru
Профессиональной подготовки спасателей мчс России
Программа профессиональной подготовки спасателей МЧС 4 России предназначена для обучения спасателей в поисково-спасательных формированиях, спасательных подразделениях войск гражданской обороны, а также в 40 Российском центре подготовки спасателей, учебно-методических центрах или иных образчовательных учреждениях
Данная программа может быть применена для обучения спасателей нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований.
Временная программа повышения квалификации спасателей МЧС России, издания 1996 г , программы обучения в 40 Российском центре подготовки спасателей по дисциплинам: основы .ведения аварийно-спасательных работ в ЧС; медицинская подготовка; противопожарная подготовка, психологическая подготовка всех уровней, издания 1996 г., утрачивают действие
Программа разработана Департаментом войск гражданской обороны и спасательных формирований МЧС России с участием других структурных подразделений МЧС России.
* Под поисково-спасательным формированием (ПСФ) здесь и далее понимать поисково-спасательную службу (ПСС). поисково-спасательный отряд (ПСО), Центральный аэромобильный спасательный отряд (ЦАМО).
Организация профессиональной подготовки спасателей мчс россии
- Профессиональная подготовка спасателей МЧС России организуется и проводится на основании Федерального Закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлений Правительства Российской Федерации, приказов, распоряжений и указаний Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и настоящей программы.
- Непосредственно профессиональная подготовка спасателей организуется начальником ПСФ и проводится в составе дежурных смен ПСФ в период их дежурств (теоретические занятия) или в составе ПСФ во время проведения учебно-тренировочных сборов.
К проведению занятий могут привлекаться наиболее подготовленные спасатели не ниже 2 класса, имеющие методические навыки и практический опыт ведения поисково-спасательных работ, а также на договорной основе преподаватели (специалисты) образовательных учреждений, других организаций соответствующего профиля.
Учебная нагрузка должна составлять 3-4 учебных часа в течение одних суток дежурства и не менее 24 часов в месяц. Продолжительность учебного часа — 45 минут.
Для подготовки к очередным занятиям, закрепления изученного учебного материала, выполнения упражнений и нормативов отводится два часа для самостоятельной работы.
3. Учебный год состоит из двух учебных периодов: январь — май, июль — ноябрь. Время между учебными периодами используется для подготовки, развития и совершенствования учебно-материальной базы (УМБ) и проведения необходимых работ по обустройству мест расположения ПСФ. Занятия не проводятся в дни государственных, национальных и ведомственных праздников.
4. Практические занятия по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовкам проводятся в период учебно-тренировочных сборов.
Отдельные темы по данным предметам обучения отрабатываются в местах дислокации, с учетом имеющихся возможностей УМБ и технической оснащенности.
Спасатели, подготовка которых требует специального обучения с выдачей соответствующих документов, — водолазы, водители маломерных судов и др. — направляются для обучения в соответствующие лицензированные образовательные учреждения на договорной основе.
5. По окончании учебного периода обучаемые сдают зачеты по предметам обучения, а также нормативы по физической подготовке с обязательным выставлением оценок. Полученные оценки учитываются при последующей аттестации.
6. Обучение спасателей с целью повышения квалификации проводится в учебно-методических центрах или иных учебных заведениях на договорной основе, а также в Российском центре подготовки спасателей по данной программе.
7. С учетом особенностей регионов, дислокации ПСФ и возложенных на них задач предоставлено право:
начальникам региональных центров, органов управления по делам ГОЧС уточнять количество учебных часов на изучение тем по предметам обучения без изменения общего количества часов;
Начальники региональных центров, органов управлений ГОЧС, ПСФ, командиры соединений и воинских частей гражданской обороны осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организуют контроль за его проведением.
Аттестация спасателей на повышение квалификации проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 № 1479.
8. При планировании профессиональной подготовки в управлениях ПСФ разрабатываются:
план переподготовки и повышения квалификации спасателей на два года;
план профессиональной подготовки на год (по периодам обучения);
план-график проведения учебных сборов, учений, соревнований;
годовой план распределения времени по предметам и месяцам обучения;
тематический план и расписание занятий на месяц.
Источник: studfile.net
Программа профессиональная подготовка спасателей
Работа спасателей не похожа ни на одну из представленных на рынке труда специальностей.
Изображение
При этом она совмещает в себе специфику целого ряда профессий, имеющих большое значение для обеспечения безопасности людей.
Спасатель — профессионал – это человек, обладающий не только физической подготовкой, но и целым комплексом профессиональных знаний в области медицины, психологии, навыками вождения, промышленного альпинизма, умениями ориентировки на различной местности, набором технических знаний в области физики, химии, математики.
Спасатель должен обладать целым рядом личностных характеристик: психологической устойчивостью, моральной выносливостью, дисциплинированностью, собранностью, навыками командной работы, умением принимать решение и нести за него ответственность, ответственностью, склонностью к разумному риску и желанием помогать людям в целом.
Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации различных чрезвычайных ситуаций, предъявляет определенные требования к уровню подготовки спасателей.
Программа обучения разработана в соответствии следующих основных нормативных документов:
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 22 июля 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями на 1 июля 2021 года);
— Приказ Минпросвещения России от 26 августа 2020 года № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей»;
— Приказ МЧС России от 20 февраля 2013 года №102 «Положение о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»;
— Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 года N 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (с изменениями на 8 октября 2019 года; и иных нормативно- правовых документов в области подготовки и аттестации спасателей.
Цель обучения: формирование профессиональных компетенций, необходимых при ведении поисково-спасательных (аварийно-спасательных) работ.
Основные задачи обучения:
— изучение основных положений нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность спасателя;
— формирование знаний и умений, способствующих решению профессиональных задач при ведении поисково-спасательных (аварийно-спасательных) работ;
— получение профессиональных навыков оказания помощи во внештатных и аварийных ситуациях, связанных с опасностью для жизни и здоровья людей, нанесением ущерба материальным ценностям и окружающей природе.
По завершению обучения обучающиеся должны знать:
Изображение
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, касающиеся деятельности аварийно-спасательного формирования;
— основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности;
— правила, приемы, технологию и последовательность выполнения поисково-спасательных работ;
— основы санитарно-гигиенической оценки обстановки и объекта;
— способы и приемы определения поражающих факторов в зоне чрезвычайной ситуации;
— приемы оказания первой медицинской помощи;
— технику и приемы поиска, извлечения и транспортирования пострадавших в различных условиях;
— приемы самоконтроля, технику безопасности при работе со средствами транспортирования, механизации и радиосвязи;
— основы выживаемости в различных климатических и природных условиях;
Изображение
— основы тактики и методов проведения спасательных работ при авариях транспортных средств;
— назначение технических средств, применяемых при работе в зоне стихийных бедствий;
— основы тактики и безопасных методов работы в зараженной среде, в том числе непригодной для дыхания;
— способы и приемы работы с пожарным оборудованием;
— этапы организации экстренной психологической помощи;
— порядок подготовки к работе и применения аварийно-спасательного инструмента;
— порядок установления связи и ведения радиообмена;
— способы ориентации на местности;
— технические характеристики механизмов, машин и приборов, используемых при проведении поисково-спасательных работ;
— основные характеристики средств индивидуальной и коллективной защиты;
уметь:
Изображение
— применять технологии проведения аварийно-спасательных работ в различных чрезвычайных ситуациях;
— определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС;
— извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место;
— оказывать первую помощь пострадавшим и спасателям в чрезвычайных ситуациях;
— вести практические работы по поиску пострадавших с применением различных средств поиска;
— подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;
— подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи;
— использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, пользоваться средствами пожаротушения;
— оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера;
владеть:
Изображение
— современными методами организации поисково-спасательных (аварийно-спасательных) работ;
— навыками в применении аварийно-спасательных средств;
— навыками в эффективном использовании имущества при оказании первой помощи пострадавшим и спасателям в чрезвычайных ситуациях;
— технологиями проведения аварийно-спасательных работ при различных чрезвычайных ситуациях.
Категория обучающихся: кандидаты в спасатели (лица, впервые приобретающие статус спасателя, достигшие 18-летнего возраста), принимаемые в поисково-спасательные, аварийно-спасательные и пожарно-спасательные формирования на должность спасателя, имеющие среднее общее образование, хороший уровень физической подготовки и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Форма обучения: обучение проводится по очной, очно-заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации программы.
Для повышения качества обучения АНО «Учебный центр ГАРАНТСПАС» разработал и в процессе обучения активно использует современные технологии обучения: «Компьютерные имитационные тренажеры» с возможностью удаленного запуска (дистанционное обучение).
С целью формирования и совершенствования знаний и навыков при обучении по профессии «Спасатель» применяются тренажеры «Первоначальная подготовка спасателей» и «Оказание первой помощи пострадавшим». В процессе обучения на тренажерах обучающиеся изучают и отрабатывают навыки по следующим темам:
— оборудование, инструменты, приспособления;
— средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения;
Изображение
— оказание первой помощи пострадавшим и самопомощь;
— использование средств индивидуальной и коллективной защиты;
— использование средств пожаротушения;
— перемещение в условиях пересеченной местности, водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;
— определение наличия поражающих факторов и возможных путей развития ЧС;
— поиск и извлечение пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники
— такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы
— организация эвакуации пострадавших и населения из опасной зоны.
Тренажёры за короткое время и в реальных условиях помогают обучающимся эффективно освоить навыки профессиональной деятельности, обеспечивают качественную профессиональную подготовку специалистов. Использование тренажеров дает возможность объективного контроля обучения, определения и точной оценки объема знаний, умений и навыков, как в комплексе, так и по отдельности (только знаний или только навыков).
Срок освоения программы: Трудоемкость освоения программы обучения составляет 256 академических часов (32 учебных дня), состоит из блоков теоретического обучения, практического обучения и итоговой аттестации (тестирование в системе «INDIGO ГАРАНТСПАС») и прохождение «Компьютерных имитационных тренажеров» в режиме «Экзамен».
Документ, выдаваемый по окончании обучения: при успешном прохождении «Компьютерных имитационных тренажеров» в режиме «Экзамен» и положительной итоговой аттестации, обучающиеся получают Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего установленного образца по профессии «Спасатель» (на основании Приказа Минпросвещения РФ от 25.04.2019 N 208 )
Документы об обучении АНО «Учебный центр ГАРАНТСПАС» выдает на специальных бланках со степенью защиты класса «Б» (п.3 Приложения N 3 к приказу Минфина РФ от 7 февраля 2003 г. N 14н) в соответствии с ГОСТ Р 54109-2010 (Защитные технологии. Продукция полиграфическая защищенная). Каждый бланк имеет уникальный номер и печатается на специальной бумаге с водяным знаком, защитными волокнами и микротекстом и проходит процедуру обязательной регистрации в Федеральном реестре документов об образовании и квалификации (ФИС ФРДО) в соответствии с требованием постановления Правительства РФ от 31.05.2021 № 825 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из АНО «Учебный центр ГАРАНТСПАС» — ООДПО, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
В соответствии с п.3 ст.9 Федерального закона от 22 июля 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» к непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.
Источник: garantspas777.ru