О программе «Профессионалитет»
1 сентября 2022 года стартует программа нового уровня среднего профессионального образования «Профессионалитет».
Первыми участниками станут 150 000 студентов из 70 образовательно-производственных кластеров на базе колледжей в 42 регионах России.
В чём заключается преимущество «Профессионалитета»? Что подразумевает под собой обучение по программе? Как будут связаны предприятия с колледжами?
Ответы на вопросы в инфографике от Минпросвещения.
Источник: 4ege.ru
Рабочие специальности переходят к практике
В нынешнем году в России стартовал федеральный проект «Профессионалитет». По сути, он означает перезагрузку системы среднего профессионального образования (СПО), так как должен подготовить кадры под реальные нужды конкретных работодателей из технологических отраслей. “Ъ” подводит итоги первого набора в колледжи по программам «Профессионалитета» и оценивает перспективы проекта на российском рынке труда.
Профессионалитет что это?
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ
До «Профессионалитета» система российского СПО пережила массу взлетов и падений, поиски какого-то оптимального варианта подготовки специалистов среднего звена шли последние несколько лет. И если в отношении так называемых мягких сервисных специальностей ситуация складывалась относительно благополучно (спрос на обучение имел устойчивую траекторию), то с рабочими профессиями ситуация была хуже. Поэтому новый проект должен был комплексно учитывать: интересы молодых людей в получении среднего специального образования (и, что еще более важно, помогать в трудоустройстве), интересы колледжей и техникумов, нуждающихся в обновлении материально-учебной базы, интересы регионов на спрос рабочей силы, а также запросы работодателей в квалифицированных кадрах определенных компетенций. И самое главное — сделать выбор рабочих профессий популярным, предоставляющим возможность молодым людям получать современные навыки и компетенции и занимать высокотехнологичные рабочие места, а не выполнять низкоквалифицированную работу.
На существующую проблему разницы приема в колледжи и техникумы на сервисные и рабочие профессии указывают и авторы аналитического доклада «Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала» Высшей школы экономики. Они отмечают, что при существующей тенденции роста поступающих по направлениям среднего профессионального образования представление об СПО «как об оплоте рабочих индустриальных профессий» потеряло свою актуальность. На их место пришли неиндустриальные, сервисные или IT-специальности, которые аккумулируют большую часть приема почти в 3,5 тыс. образовательных организаций.
Программа Профессионалитет: что это такое, в чем плюсы.
По данным Минпросвещения, основной контингент учащихся СПО — до 60% — составляют выпускники девятых классов. И почти столько же из них идут учиться на специалистов в сфере информационной безопасности, фармации, клинической медицины, строительства, на поваров, кондитеров, парикмахеров. Авторы доклада объясняют такой выбор тем, что эти популярные профессии имеют одну общую черту: создают широкие возможности для предпринимательской деятельности и, следовательно, сулят гарантированный заработок.
В то же время, по мнению авторов доклада, низкая популярность большинства рабочих специальностей связана с их неактуальностью, прохождением процесса обучения на устаревшем оборудовании, низкой материально-технической базой колледжей и техникумов. Все это делает выпускников неконкурентными на рынке труда, заставляя искать работу не по профилю или выполнять задачи, не требующие высокой квалификации, получать низкую зарплату.
Несмотря на то что Минпросвещения оценивает уровень трудоустройства выпускников СПО на производстве в 70%, Росстат называет другие цифры: работу по профилю имеют только 58% сотрудников, окончивших колледжи или техникумы. Среди причин такого положения дел в исследовании Высшей школы экономики перечисляются нехватка соответствующих вакансий на рынке труда, низкая зарплата, некомфортные условия работы, предложение рабочих мест, где не требуются специальные знания. Авторы доклада отмечают, что все это затягивает процесс реализации карьерных перспектив для молодых людей с дипломами квалифицированных рабочих. Кроме того, им приходится конкурировать с выпускниками вузов, которые имеют более высокие шансы заняться работой по профилю.
Проект «Профессионалитет» призван существенно изменить ситуацию за счет своей подстройки под мобильность рынка труда и задачи импортозамещения. При этом, как отмечают авторы доклада, требования по отношению к рабочим и специалистам среднего звена со временем будут только возрастать. Чтобы занять рабочее место на современном предприятии, выпускнику колледжа помимо основной профессии надо овладеть новыми прикладными навыками и соответствовать растущей технологической сложности современного производства.
Это — синхронизировать кадровые потребности предприятий с возможностями системы среднего профессионального образования для развития реального сектора экономики — и является одной из основных целей «Профессионалитета». Но авторы доклада Высшей школы экономики обращают внимание еще на один аспект — экономические интересы выпускников колледжей и их семей: гарантированное трудоустройство, рыночная зарплата, соцподдержка.
Пока «Профессионалитет» реализуется в пилотном варианте. Программы обучения сокращены с трех с половиной—четырех лет до двух—двух с половиной лет, и за это время студенты должны завершить общеобразовательный курс, получить знания о профессии, а главное — набить руку. Прохождению практики в проекте отводится 50% времени, большую часть которого будущие рабочие должны провести на производстве в реальных условиях. В целом такой практикоориентированный подход гарантирует им не только получение навыков и компетенций, но и возможность будущего трудоустройства.
На сегодняшний день в проекте участвуют восемь ключевых отраслей реального сектора российской экономики: металлургия, машиностроение, легкая промышленность, железнодорожный транспорт, атомная отрасль, сельское хозяйство, химическая отрасль, фармацевтическая отрасль. Отличительной особенностью программы является полноценное участие работодателя в организации образовательной деятельности в колледжах и техникумах: под его заказ формируются обучающие программы, под это подбирается педагогический состав, который обязательно проходит переобучение и подготовку, происходит переоснащение лабораторной и учебно-технической базы. Сейчас в проекте участвуют 200 предприятий-работодателей, в их числе ГК «Росатом», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Авиационная корпорация «Рубин»».
Еще одной особенностью «Профессионалитета» является отраслевой подход. То есть регион, предприятие и колледжи создают образовательно-производственные центры — кластеры. Сейчас их 71 в 43 субъектах РФ по 103 профессиям и специальностям. В следующем году к проекту присоединятся еще 12 регионов и откроется 70 новых кластеров.
Финансируется проект из федерального бюджета. В 2022 году на эти цели выделено 7 млрд руб., еще 1,5 млрд руб. вложено предприятиями. Обучение в колледжах бесплатное, но, по данным Минпросвещения, был и платный набор — соотношение бюджетников и контрактников в группах на сегодняшний день составляет примерно 15 к 3.
Как рассказали в ведомстве, в текущем году по программам «Профессионалитета» в колледжи и техникумы поступили порядка 150 тыс. первокурсников. В среднем конкурс на одно место составлял 1,6 человека. Наибольшим спросом у абитуриентов пользовались образовательные организации из числа кластеров по отраслям машиностроение, металлургия и сельское хозяйство.
Прием на «Профессионалитет» подтвердил общую тенденцию выбора СПО выпускниками девятых классов: из общего числа они составили до 75% первокурсников. В большинстве случаев это были молодые люди, выбравшие профессии и специальности из группы «Инженерное дело, технологии и технические науки». Девушки в основном поступали на направления технического профиля в сфере химических и биотехнологий, легкой промышленности, а также программы в сфере сельского хозяйства и ветеринарии, сервиса и туризма. В министерстве отмечают, что в целом довольны результатами приема по направлениям «Профессионалитета», и строят планы по расширению проекта в 2023 году.
Между тем, несмотря на желание государства сократить дефицит рабочих кадров, усилия по интеграции колледжей и предприятий могут оказаться безрезультатными, если работодатели не будут готовы платить высокую заплату. Так считает кандидат экономических наук, доцент кафедры интегрированных коммуникаций Школы медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака. «Все упирается в соотношение спроса и предложения: если на рынке не будет хороших зарплат, то «Профессионалитет» не поможет добиться увеличения спроса на эту работу.
Люди не идут на рабочие профессии, потому что там не очень хорошо платят. И проблема здесь не в нехватке квалификаций, а в том, что это неинтересная, невыгодная и неперспективная работа. Поможет исправить ситуацию только нормальное рыночное повышение цены. До тех пор пока не будет нормальных рыночных зарплат, пока работодатели не будут готовы платить, люди будут избегать этих мест работы и учебы, и у нас будет дефицит рабочих профессий»,— отметил господин Кульбака.
Профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов считает, что решение вопросов подготовки кадров в рамках «Профессионалитета» связано как с адекватностью зарплат, так и с готовностью овладевать рабочими профессиями. «Это серьезный отбор людей, которые в состоянии овладеть этой профессией, это вопросы, связанные с выделением наставников и их оплаты, вопрос зарплаты самих выпускников, чтобы низкое вознаграждение за их труд не подталкивало их к решению уйти и искать другую работу. Это такой законченный цикл, и он заключается в том, чтобы человека обучили, он пришел и остался работать на предприятии. И без этого говорить, что мы достигнем какого-то результата, трудно»,— подчеркнул он.
- «Корпоративные университеты». Приложение №222 от 30.11.2022, стр. 6
Источник: www.kommersant.ru
Диплом с QR-кодом и минус год в обучении. Как «Профессионалитет» поможет белгородским студентам стать востребованными специалистами за два года
В 2022 году в России запустили новую программу для колледжей и техникумов «Профессионалитет». В Белгородской области она представлена в Корочанском сельскохозяйственном техникуме. Наш корреспондент узнала у директора ссуза Светланы Рожковой, кому будет полезен этот проект, в чём его преимущество и на каких направлениях подготовки ждут молодых белгородцев.
Что такое программа «Профессионалитет»?
Федеральный проект «Профессионалитет» запустили в 2022 году. Это новая модель практико-ориентированной подготовки квалифицированных кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям. Цель проекта — качественно и в короткие сроки подготовить молодого специалиста, готового к реальному производству.
По сути, проект предполагает возвращение к старой системе профучилищ, в которых студенты получали образование по рабочим профессиям в достаточно короткие сроки. Белгородская область участвует в проекте по отрасли «Сельское хозяйство», а площадкой для его реализации стал Корочанский сельскохозяйственный техникум.
Фото: образование31.рф
— В мае 2021 года техникум посетил министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов. У нас проходило заседание Госдумы и комитета по вопросам профессионального образования. На базе техникума в режиме видеоконференцсвязи министр провёл заседание рабочей группы по направлению «среднее профессиональное образование» комиссии Госсовета РФ с участием глав регионов. Уже тогда был представлен проект «Профессионалитет». Поэтому мы очень гордимся тем, что всё это начиналось именно у нас.
25 марта 2022 года мы приняли участие в конкурсе и выиграли 100 миллионов рублей. Они распределены по направлениям специальностей на оснащение материально-технической базы. Мы создали цифровую образовательную среду для таких новых профессий, как агроботы и сетевые ветеринары. Также софинансирование в 30 миллионов рублей нам предоставило правительство области на строительство Агрокванториума и 30 миллионов рублей якорным работодателем Сергеем Викторовичем Юдиным из АПХ «Зелёная Долина» для оснащения современным оборудованием, — рассказала директор техникума.
Зачем нужен проект?
Основная задача проекта — максимально приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в разных регионах и конкретных отраслях, а также сделать обучение студентов в ссузах менее затратным для бюджета, переложить часть финансовой ответственности за студентов-бюджетников на нуждающиеся в рабочих руках компании и производства, в которых молодой человек, предположительно, сможет работать. Они же будут делиться с молодёжью опытом, практическими знаниями и умениями.
— Для многих регионов проект «Профессионалитет» — это связка с производством и с индустриальными бизнес-партнёрами. С нашими якорными работодателями мы работаем в тесной связи уже больше пяти лет. Когда подавалась заявка, среди 70 образовательных организаций мы заняли второе место по набору баллов. Это произошло за счёт того, что у нас осуществлялось дуальное обучение, то есть все наши дети проходили производственную практику именно у якорного работодателя, — добавила Светлана Рожкова.
![]() |
![]() |
Ещё одна важная задача «Профессионалитета» — сокращение обучения на год. Теперь ребята получают среднюю профессиональную специальность практически за 2 года10 месяцев. Вместе с преподавателями техникума и наставниками, которые работают со студентами техникума на АПХ «Зелёная Долина», представители учреждения разработали новые программы обучения: где-то их сократили, где-то расширили, и в итоге создали полностью новую образовательную программу.
— В принципе весь «Профессионалитет» — это новый уровень профессионального образования. Важно, что абитуриент, который к нам поступает, обучается по программам «Профессионалитета» и проходит практику на производственных площадках.
Причём это может быть не только «Зелёная Долина», но и другие наши социальные и индустриальные партнёры: «Мираторг», «Русь-молоко», «Корочанский плодопитомник», «Приосколье», «Томмолоко».
85 процентов — это целевой показатель «Профессионалитета», то есть 85 процентов наших выпускников должны быть трудоустроены по специальности там, где они проходили практику. За этими производствами они будут закрепляться и полностью адаптироваться к производственным площадкам, — отмечает директор Корочанского сельскохозяйственного техникума.
Фото: образование31.рф
Также в рамках реализации новой образовательной программы в техникуме создали доброцентры и проектные офисы. Студентам проектный офис даёт возможность участвовать в проектах, в различных грантах, зарабатывать своим интеллектуальным трудом, чтобы выходить со своими проектами на региональный и федеральный уровни. К слову, в этом году Корочанский сельхозтехникум стал единственной в области пилотной площадкой, которая создаёт образовательно-производственный кластер и выступает ресурсным центром для ещё шести техникумов по направлению «Сельское хозяйство»: для Ракитянского, Борисовского, Новооскольского, Ютановского, Бирючанского и Дмитриевского техникумов.
Кого ждут на «Профессионалитете»?
Техникум набирал 260 абитуриентов по программе «Профессионалитет» на бюджетную форму обучения. В этом году и второкурсники, которые обычно изучают общеобразовательные предметы, также пойдут по программе «Профессионалитет», проходя практику на ведущих предприятих и будут трудоустроены.
Студенты обучаются по семи специальностям: агрономия, экономика, ветеринария, эксплуатация сельхозтехники и оборудования, зоотехника, технология переработки растительного происхождения и животного происхождения.
— Трудоустройство сейчас очень важно, особенно в условиях импортозамещения. Нам нужны специалисты, которые умеют что-то делать руками, владеют ремеслом. Нужно развивать производство своих сыров, плодов и ягод. Диплом, который получат выпускники «Профессионалитета», — это очень интересная, новая форма диплома, в котором будет располагаться QR-код. Этот код будет как портфолио студента: перейдя по нему, можно будет узнать, где он проходил практику, какие темы он там закреплял, какие у него оценки, есть ли спортивные и проектные достижения, — рассказала Рожкова.
Фото: образование31.рф
Чтобы обучение было результативным, руководство ссуза также заботится о комфорте учащихся вне стен учебного заведения. Студенты живут в комфортабельном и современном общежитии, которое стоит всего 500 рублей в месяц. Там есть прачечные, душевые, кухня и даже комната отдыха. В планах есть строительство ещё одного общежития, агро-кванториума с экологическими технологиями, а также нового спортивного комплекса.
В следующем году снова будет набор на программу «Профессионалитета». Программа среднего специального образования будет полностью перестраиваться, а в этом пилотном году Корочанский сельхозтехникум идёт по новой программе первым. Самое главное, что все программы будут выстраиваться по потребностям бизнес-партнёров. Набор студентов на специальности будет осуществляться в зависимости от запросов бизнеса и правительства.
— Наша материально-техническая база станет более современной, и мы как образовательно-производственный кластер сможем обучать людей старшего поколения, мигрантов и станем центром повышения квалификации.
Повысить эффективность нашей работы позволит улучшение материально-технической базы и повышении квалификации всего преподавательского и управленческого состава техникума. То, чему нас научили, мы будем в дальнейшем транслировать на наши техникумы и колледжи, — объясняет директор образовательного учреждения.
Редакция FONAR.TV
10:30, 9 декабря
- «Относитесь к конкурсу как к возможности попробовать свои силы». Победительница регионального этапа конкурса «Учитель года-2021» Анастасия Гришанкова — о том, как увлечь детей историей и обществознанием
- Современные биотехнологии, архитектура и актёрское мастерство. Чему обучают белгородских школьников на летней образовательной программе «Алгоритма Успеха»?
Источник: fonar.tv
Конкурсный отбор образовательно-производственных кластеров (Профессионалитет)
Образовательно-производственный центр (кластер) – создаваемое по отраслевому принципу на основе соглашения о партнерстве объединение без образования юридического лица образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющее деятельность в соответствии с программой деятельности центра.
Описание Документы
Приём заявок продлится до 10 июня.
Конкурс проводится Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета.
Претендовать на грант могут организации, реализующие программы среднего профессионального образования, предоставившие необходимую документацию. Итоги конкурса будут размещены на официальном сайте Министерства не позднее чем через 2 рабочих дня с момента подписания протокола второго этапа рассмотрения поступивших заявок.
Ознакомиться с полным перечнем документов о грантовом отборе в рамках ФП «Профессионалитет», а также уточнить детали участия в конкурсе, можно на сайте Министерства https://docs.edu.gov.ru/document/4c3f6f8d36e18a42d7bab723fccfeed4/
Горячая линия конкурсного отбора: +7 (977) 978-29-43 пн-пт, 9.00-18.00 (мск.)
Образовательно-производственный центр (кластер) – создаваемое по отраслевому принципу на основе соглашения о партнерстве объединение без образования юридического лица образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющее деятельность в соответствии с программой деятельности центра.
Грант по результатам конкурсного отбора предоставляется государственной образовательной организации, являющейся участником центра и претендующей на получение гранта в соответствии с программой деятельности центра.
Конкурсный отбор на предоставление в 2022 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров), создаваемых на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» проводится Министерством просвещения Российской Федерации.
Требования на получение гранта, и перечень документов, представляемых в составе заявки, а также подробная информация о проведении конкурсного отбора представлены в Документации о конкурсном отборе.
Окончание приема Заявок – 25 февраля 2022 г. в 10:00 по московскому времени.
Источник: firpo.ru