Программа проектно исследовательская деятельность учащихся

Содержание

Необходимость создания ПИОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ № 5. Возможно, данная программа поможет организовать научно-исследовательское общество в учебных заведениях.

Олимпиады: Технология 1 — 4 классы

Содержимое разработки

Программа проектно-исследовательского общества учащихся

Организационная структура и направления деятельности проектно-исследовательского общества учащихся МБОУ СОШ № 5

Необходимость создания ПИОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ № 5. Идея создания общества принадлежит администрации, педагогам школы и учащимся. С 2014 года началось организационное оформление проектно-исследовательского общества.

Создание ПИОУ включало 2 этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы учащихся с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей стране. Несколько месяцев было потрачено на сбор материалов, обобщение имеющегося опыта, изучение нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура ПИОУ.

Проектно исследовательская деятельность школьников по финансовой грамотности

Цели исследовательского общества можно сформулировать следующим образом:

выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;

развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;

развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, обладающей гуманистическим видением окружающего мира.

формирование научных взглядов;

пропаганда знаний об окружающем мире;

знакомство с современными методами научно-исследовательской работы;

участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, города олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-практических семинарах;

Работа проектно-исследовательского общества учащихся

МБОУ СОШ № 5

Проектно-исследовательское общество МБОУ СОШ № 5

Районные и областные предметные Олимпиады

Связи с ВУЗами: ДГТУ, ДМЛА

Научно-практические конференции

Всероссийские Олимпиады и конкурсы: «Снейл», «Познание и творчество», «Эму», «Медвежонок» и др.

«Проектная и исследовательская деятельность в школе: требования ФГОС и цифровые решения»

Стажерская площадка для ОУ города и района

ПИОУ состоит из следующих секций: краеведческой, физико-математической, естественнонаучной, информатики, начальных классов. Руководит работой каждой предметной секции преподаватель школы, рекомендованный МО учителей, а также представитель из числа учащихся. Помимо предметных секций в структуру ПИОУ включены отделы: переписки и лекторский. В задачу отдела переписки входит работа, связанная с развитием контактов с другими исследовательскими обществами, академическими институтами, деятелями науки, культуры и искусства. Задачей лекторского отдела является подготовка экскурсий, лекций для учащихся, экскурсий по школе для гостей и вновь поступивших учеников.

В рамках деятельности ПИОУ работает Экспертная (творческая) группа. В её состав входят учителя и научные консультанты (представители вузов, председатели школьных методических объединений, учителя — предметники). Главная задача группы состоит в оказании профессиональной консультативной помощи учащимся в процессе работы над проектами, а также независимая экспертиза работ, которые могут быть представлены на различных районных, областных и Всероссийских конференциях. В конце учебного года проходит итоговая научно-практическая конференция, на которой выступают учащиеся с лучшими проектами, а Президент общества отчитывается о проделанной работе. Также определяются победители в каждой предметной секции.

Организационная и финансовая поддержка ПИОУ осуществляется администрацией школы.

Работа исследовательского общества проводится в нескольких направлениях:

I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);

II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей, например, школьный интегрированный проект «Ее Величество вода» и т.д., в работе над которой приняли участие учащиеся 1-11 классов);

III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, (проходящих в рамках программы «Под знаком XX века»), совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практической конференции района, других районных, городских и российских мероприятиях. В рамках деятельность ПИОУ разработан ряд целевых проектов, работа в которых рассчитана на несколько лет. Среди них можно выделить несколько:

— интегрированный проект «Наша необычная планета – 20 век», главная задача которого дать анализ наиболее важных природных и политических событий, познакомить учеников с ключевыми проблемами человечества, жизнью и деятельностью замечательных людей, чей интеллектуальный и творческой путь стал олицетворением эпохи (как в нашей стане, так и в мире);

— историко-художественный проект «Всех героев помним имена», призванный способствовать воспитанию гражданина страны, чувства социальной ответственности. Опираясь на духовное наследие нашей страны, ее культурно-нравственные традиции, способствовать приобщению учащихся к мировым культурам, универсальным ценностям;

— краеведческий проект «Красный Сулин – моя малая Родина», в рамках которого происходит изучение культурных и экономических связей города с другими городами России, а также изучения жизни соотечественников, оставивших заметный след в его истории.

В стадии разработки находится информационно-технический проект под рабочим названием «Мир без интернета», а также проект секции иностранных языков «Я научу тебя говорить по-английски» и проект для младших школьников «Сказки народов мира»

Работа учащихся в ПИОУ получает высокую оценку гостей школы, а также на различных конкурсах и олимпиадах.

Следует отметить, что главное, во имя чего работает коллектив учителей, заключается в развитии творчества учащихся, величайшее значение которого, говоря словами Кершенштейнера «заключается в том, что в пределах данных способностей оно является причиной сознательного роста духовной силы, ищущей для себя всё новых точек приложения».

Основные исследовательские умения и навыки

· выявление (видение) проблемы;

· постановка (формулирование) проблемы;

· формулирование предмета как объекта исследования, постановка цели;

· прояснение неясных вопросов;

· планирование и разработка учебных действий;

· выбор методов исследования;

· сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

· анализ и синтез собранных данных;

· сопоставление полученных данных и умозаключений, обработка результатов;

· подготовка, написание работы;

Формирование исследовательских умений и навыков:

Младшее и среднее звено

· умение под руководством педагога выбирать тему учебного исследования;

· формулировать цели и задачи исследования;

Читайте также:
Индивидуальная программа развития пример

· умение определять возможные методы решения несложной проблемы;

· умение подбора литературы, источников, которые относятся к исследуемому вопросу;

· умение составления базы данных;

· умение составления раздела «Состояние вопроса».

· формулировать актуальность данного учебного исследования;

· проводить обзор литературы по теме исследования;

· умение самостоятельно выдвигать гипотезу учебного проекта или исследования;

· связывать темы исследования с аналогичными учебными темами школьных курсов;

· умение определять возможные методы исследования;

· написать самостоятельно тезисы по учебному исследованию;

· умение защитить результаты работы на школьной конференции.

· под руководством научного руководителя формируется умение наводить научные и учебные подразделения, в которых проводится исследование по выбранной теме;

· умение написать реферат, рецензию, эссе;

· дипломная защита проекта

При построении учебно-исследовательского процесса для учителя и ученика важно:

· выбор темы исследования;

· осознание учеником сути проблемы;

· организация хода работы над раскрытием проблемы исследования.

Эти составляющие определяют структуру учебного плана исследовательской деятельности учащихся. Учебно-исследовательская деятельность школьников рассчитана на три этапа.

Первый этап — освоение теоретических вопросов выбранной научной области; написание обзора литературы и источников в виде реферата или решение несложной экспериментальной задачи.

Второй этап — освоение методики; сбор экспериментальных материалов; написание и защита исследовательской работы.

Третий этап — наработка данных по нескольким районам исследования; сравнительный анализ и обобщение; написание и защита проектной или дипломной работы за 11-й класс.

На заседании педагогического совета и Ученического совета школы был принят Устав общества, составленный работы инициативной группой. Согласно Уставу, ПИОУ является добровольным творческим объединением учеников, стремящихся совершенствовать свои знания в различных научных областях под руководством учёных и педагогов. На сегодняшний день в обществе состоят учащиеся 8 – 11 классов. В его работе кроме учеников школы могут принимать участие учащиеся других классов, образовательных учреждений района, города, области, других регионов. В работе ПИОУ принимают участие и ВУЗы: ДГТУ и ДМЛА.

Структура проектно-исследовательского общества

МБОУ СОШ № 5

возглавляет ПИОУ Президент – зам. директора по УВР

Совет общества, куда помимо членов (по числу предметных секций), избираемых из числа учащихся, входят руководители предметных секций, научные консультанты.

Совет общества во главе с его Президентом планирует, координирует и осуществляет контроль за деятельностью предметных секций, принимаемые решения являются обязательными для всех членов ПИОУ.

Технология организации исследовательской работы в школе

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать четкие задачи. Исходя из практического опыта деятельности целесообразно выделить 6 этапов.

1 этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников желающих работать в Проектно- исследовательском обществе. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).

2 этап. После постановки проблемы и мотивации учащихся, наступает очередной этап: по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований. Здесь может возникнуть вопрос: насколько целесообразна подобная процедура. Мы полагаем, что в технологии исследовательской работы учащегося практика утверждения темы может играть ключевую роль. Во-первых, учащиеся осознают значимость выполняемой работы, во-вторых, происходит стирание неких граней между учеником и учителями, возникает атмосфера сотрудничества, в-третьих, имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, учитель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем предусмотренных программой, в-четвёртых, ситуация обсуждения исследовательских тем на заседаниях методических объединений способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности.

Нередко может возникать ситуация, когда предполагаемая тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, либо требует оказания консультационной помощи представителей высшей школы. В этом случае определяется кто из специалистов-консультантов (работающих в школе-гимназии, либо представителей вузов) будет курировать работу. После завершения первых двух этапов начинается непосредственная работа самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов.

3 этап — представление собранного материала на заседании соответствующей секции Проектно-исследовательского общества, куда приглашаются учителя, администрация школы. Подобные секционные заседания, как показал опыт работы, целесообразно проводить 1 раз в месяц. Это позволяет, во-первых, более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, во-вторых, позволяет оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования и др.), в-третьих, поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности учебного заведения.

4 этап. По мере завершения исследовательской работы осуществляется ее независимая экспертиза, проводимая в рамках Экспертного Совета. Рецензенты и оппоненты из числа учителей, представителей науки дают предварительную оценку проделанной работе. В процессе экспертизы выявляются «слабые» стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. Наиболее удачные работы рекомендуются к участию в предметных школьных и районных олимпиадах и различных конференциях.

5 этап. В ходе реализации пятого этапа учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях ПИОУ. К участию привлекается широкий круг слушателей из числа не только учеников, но и педагогов. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей.

Одновременно авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения. Работы признанные лучшими в каждой из секций выносятся на заключительную научно-практическую конференцию.

6 этап. Итогом исследовательской работы являются конференции и конкурсы районного, областного и Всероссийского уровня.

Условия успешного осуществления проектного обучения:

1. Смотивированность учителей на данную технологию.

2. Смотивированность учащихся на участие в проекте.

3. Обучение учащихся умениям исследовательской деятельности; раскрытие сути исследования как формы познания (проблема, цель, гипотеза, задачи, методы исследования, умение планировать проведение исследования).

4. Определение критериев оценки результатов работы над проектом.

Формы проектов:

Проект может иметь одну из следующих форм:

— информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы;

— проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы;

— экспериментальная — описывает научный эксперимент, имеющий известный результат;

— натуралистические и описательные, направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления;

Читайте также:
Как отследить когда человек заходит в Ватсап программа

— исследовательская — творческая работа, выполненная при помощи корректной, с научной точки зрения, методики, имеющая собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления;

— практическая работа, основной целью которой является не только разработка проблемы, но и ее реализация

— изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы

— презентация плана проведения какого-либо мероприятия или новой общественной организации

Типология проектов

1. По доминирующей в проекте деятельности:

Источник: intolimp.org

Презентация на тему Программа стажировочной площадки. Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Цель Распространение опыта инновационной деятельности по формированию навыков организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях модернизации отечественного образования.

  • Главная
  • Педагогика
  • Программа стажировочной площадки. Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРОГРАММА
СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
«Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство

реализации ФГОС»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»

Руководитель площадки:
Политти Елена Владимировна
заместитель директора по ВР,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
победитель ПНПО

ПРОГРАММА СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ «Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации ФГОС» МУНИЦИПАЛЬНОЕ

Слайд 2Цель
Распространение опыта инновационной деятельности

по формированию навыков организации проектной и исследовательской

деятельности учащихся в условиях модернизации отечественного образования.

Цель Распространение опыта инновационной деятельности по формированию навыков организации

Слайд 3Задачи:
трансляция педагогического опыта организации проектно-исследовательской деятельности учителям

округа;
ознакомление с возможными способами использования современных информационных

и коммуникационных технологий в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся;
повышение профессиональной компетенции слушателей, совершенствование исследовательской культуры педагогов, развитие творческого потенциала через освоение программы стажировочной площадки.

Задачи: трансляция педагогического опыта организации проектно-исследовательской деятельности учителям округа; ознакомление с возможными

Слайд 4Эффекты реализации программы,
планируемый результат для стажеров

В результате обучения

участники стажировочной площадки получат возможность:
изучить имеющийся опыт педагогов МАОУ СОШ №5 по организации и руководству проектно-исследовательской деятельностью учащихся;
совершенствовать свои знания по организации проектно-исследова-тельской деятельности учащихся;
моделировать многоуровневую, многофункциональную систему деятельности учителя и обучающихся, использовать метод проектов как одну из активных форм обучения.

Источник: thepresentation.ru

Статья на тему Проектная и исследовательская деятельности учащихся

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования возрастает актуальность применения педагогических средств, методов, технологий, которые позволяют формировать метапредметные и личностные образовательные результаты. «Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над »». Метапредметный результат — это навыки и способности, которые сформировались в процессе обучения, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией.

18 марта 2023 Тюменцева Оксана Николаевна

Содержимое публикации

Проектная и исследовательская деятельности учащихся

В современной образовательной системе учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога к учащимся. Обучение а выступает как сотрудничество — совместная работа преподавателя и студентов в ходе овладения учащимися знаниями и приобретения опыта решения проблем. Активной позиция учащегося в учении приводит к изменению представлений о характере взаимодействия студента с педагогом и одногруппниками.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования возрастает актуальность применения педагогических средств, методов, технологий, которые позволяют формировать метапредметные и личностные образовательные результаты.

«Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над »». Метапредметный результат — это навыки и способности, которые сформировались в процессе обучения, необходимые для самостоятельного изучения предмета и оперирования с информацией.

Существует несколько подходов к пониманию метапредметных образовательных результатов.

Сторонники первого подхода (В.В. Краевский,А.В. Хуторской, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко) выделяют отдельные метапредметы, т . е. «нетрадиционные учебные предметы, выстраиваемые вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)» и разрабатывают специальные технологии их преподавания.

Сторонники второго подхода А.Г . Асмолов, Г .В. Бурменская, С.Г . Воровщиков и др. рассматривают метапредметный подход как комплексный подход к формированию межпредметных результатов образования, то есть как реализацию метапредметного, межпредметного обучения в ходе изучения обычных школьных предметов. Именно на идеях А.Г. Асмолова, сторонника второго подхода, основано содержащееся в ФГОС понимание метапредметной деятельности как универсальной учебной деятельности.

В соответствии с ФГОС образовательные ре­зультаты подразделяются на предметные, метапредметные (надпредметные), личностные.

Знания, умения, навыки; опыт решения про­блем, творческой деятельности; система цен­ностей, усвоенных в рамках изучения от­дельного предмета (программ определенной направленности)

Метапредметные (надпредметные) результаты

Освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (образовательных программ одной или нескольких направленностей) способы деятельности

Индивидуальные достижения в освоении предметной области (программы определен­ной направленности), ценности и мотивы об­разовательной деятельности, самооценка об­разовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной и общекультурной ком­петентности), готовности к решению соци­ально и личностно-значимых проблем

ФГОС нового поколения предусматривают формирование универсальных учебных действий (совокупность действий обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений).

Универсальные учебные действия(УУД) – это совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Виды универсальных учебных действий:

В основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, которые имеют приоритет над узкопредметными знаниями и умениями и направлены на решение реальных жизненных задач.

В процессе проектной деятельности происходит формирование универсальных учебных действий. Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, находить решения учебных и социальных проблем.

В зависимости от характера учебной деятельности учащихся условно можно выделить следующие модели образования:

1. Классическое (традиционное) обучение. Эта модель направлена на формирование знаний и репродуктивных умений учащихся. Результаты такого подхода, как правило, невысокие. У этой модели обучения нет будущего, она постепенно исчезнет, а сохраняется в настоящее время только благодаря учителям, которые не хотят или не могут осваивать прогрессивные педагогические технологии и современные методики.

2. Развивающее обучение. Оно предполагает выполнение учащимися творческих заданий различных видов. Эта модель обучения направлена на развитие у детей психологических качеств: внимания, мышления, памяти, воображения, речи. Но и в этих образовательных системах есть проблемы, главные из которых — недостаточное развитие у учащихся стратегических учебных умений: постановки учебных задач, планирования собственной деятельности, выбора заданий урока, самостоятельного изучения темы, самоанализа и самооценки результатов работы.

3. Педагогика сотрудничества. Основополагающая идея этой модели — обучение детей и подростков методам и формам самообразования в процессе выполнения творческих заданий. Главное внимание уделяется развитию нравственных качеств личности и творческих способностей за счет дифференцированного и личностно-ориентированного подхода с учетом интересов, способностей и возможностей каждого учащегося.

Важнейшее условие эффективности учебного процесса — воспитание познавательного интереса у школьников. Интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика его связь с непроизвольным вниманием. Огромное влияние оказывает интерес на развитие памяти, так как интересный материал запоминается ребенком легко, быстро и прочно. Развитие познавательного интереса, воспитание потребности к умственному труду способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Читайте также:
Список партнерских программ для заработка в интернете

Проблема — невозможность в конкретный момент решить задачу интеллектуального или практического плана. Этот конкретный момент называется проблемной ситуацией и характеризуется появлением у человека такого психического состояния, которое называется познавательной потребностью, а познавательная потребность есть не что иное, как условие для возникновения мышления. В процессе решения проблемы педагогу необходимо побуждать учащихся ставить задачи, планировать действия, самостоятельно определять предмет исследования, искать наиболее оптимальные варианты для решения той или иной задачи. Педагогу необходимо организовывать ситуации, активизирующие самостоятельность учащихся, учить устанавливать причинно-следственные связи, проводить самоанализ и самооценку полученных результатов, подводить их к определенным выводам и умозаключениям. Это способствует развитию познавательного интереса, гибкости и полифоничности мышления, нарабатывается алгоритм действий, который закрепляется в сознании как личностный опыт.

Метод проектного обучения поможет педагогу в решении этих непростых задач, потому что он относится к личностно ориентированным технологиям, обеспечивающим проблемное обучение и системно-деятельностный подход. Проектная деятельность обеспечивает учащимся самостоятельность и относительную свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности в педагогической практике позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально ориентированного образования.

Проектное обучение рассматривается как дидактическая система. Метод проектов является компонентом системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. О проектном обучении можно говорить только тогда, когда метод проектов является основным в процессе обучения, а остальные методы являются вспомогательными. Уже с начальной школы согласно ФГОС педагогам необходимо выстраивать систему проектного обучения.

Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:

учит применять базовые знания и умения, усвоенные на учебных занятиях, для поиска и решения социальных, семейных, личных проблем;

стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей;

стирает грани между школьными дисциплинами, тем самым приближает учебный процесс к реальной жизни;

привлекает детей к социальной деятельности, которая обеспечивает формирование различных качеств, профессиональных интересов.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Реализация исследовательского метода обучения обеспечивает выработку новых знаний. Отличительная особенность исследования от проектирования прослеживается в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, модели или прототипа. Результат проекта всегда известен заблаговременно, а результат исследования не известен.

К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно- управленческого плана: целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; собственно проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.

Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность учащихся, которая связанна с решением разного рода задач. Решение заранее неизвестно. Исследовательская деятельность состоит из основных этапов, которые характерны для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая

общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная

на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования

(выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Наличие таких видов деятельности как учебно-исследовательская и проектная, среди прочих в общем образовательном процессе, может быть обусловлено следующими походами: личностным, ситуационным и задачным.
Критерием успешности организации учебно-исследовательской и проектной деятельности выступает обогащение исследовательского опыта учащихся. Основная задача педагога- помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Задачный подход к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности означает, что освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия.
Ситуационный подход к организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской и проектной деятельностью как взаимодействие её субъектов. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.

А.В. Роготнева, Л.Н. Тарасова и др. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС : метод. пособие — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛА ДОС, 2015. — 120 с.

Л.В. Байбородова, Л.Н.Серебренников. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2013.-175 с.

В.Ф. Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты.-Изд.2-е, испр .- Волгоград: Учитель.-154с.

1 Л.В. Байбородова, Л.Н.Серебренников. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2013.- 9 с.

Источник: www.art-talant.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru