Программа проектная и исследовательская деятельность

1. Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности

Из опыта работы МБОУ СОШ № 12
г.Одинцово
Калинина Елена Дмитриевна

2. Исследовательская деятельность учащихся

Направлена на получение учащимися субъективно
новых представлений об объектах и явлениях
окружающего мира с помощью научного метода.
Предполагает наличие основных этапов, характерных для
исследования в научной сфере.
2

3. Проектная деятельность учащихся

Направлена на выявление необходимости и создание
новых объектов и явлений окружающего мира, отличных
по своим характеристикам и свойствам от известных.
Совместная учебно-познавательная, творческая или
игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности,
направленная на достижение общего результата
деятельности.
3

4. Сравнение исследовательской и проектной работ

Учебноисследовательская

Проектная и исследовательская деятельность


деятельность
Цель – познание нового
В
ходе
исследования
организуется поиск в
какой-то
области,
формулируются
отдельные
характеристики
итогов
работ.
Отрицательный
результат
есть
тоже
результат
Логика
построения
исследовательской
деятельности включает
формулировку
Проектная деятельность
Цель

конкретный
практический результат
Проект
направлен
на
получение
конкретного
запланированного
результата — продукта,
обладающего
определёнными свойствами
и
необходимого
для
конкретного использования
Реализацию
проектных
работ
предваряет
представление о будущем
проекте,
планирование
4

5. Типология работ

Компилятивная
Реферативная
Проект
Экспериментальная
Описательно
натуралистическая
Исследовательская
5

6. Цель программы

Создание и развитие компонентов образовательной
среды школы, направленных на формирование
компетенций участников образовательного процесса,
связанных с организацией и ведением исследовательской
и проектной деятельности посредством интеграции
урочной и внеурочной работы.
6

7.

Задача 1. Включить в рабочие программы учебных предметов
и дополнительного образования элементов исследования и
проектной деятельности
Задача 2. При организации и проведении внеклассных
мероприятий использовать формы и виды деятельности,
направленные на формирование и развитие учебноисследовательской компетенции учащихся
Задача 3. Организовать систему психологического
сопровождения исследовательской деятельности учащихся
Задача 4. Создать систему мероприятий, направленных на
формирование и развитие учебно-исследовательской

«Проектная и исследовательская деятельность в школе: требования ФГОС и цифровые решения»


компетенции учащихся
Задача 5. Разработать систему оценивания проектных и
учебно-исследовательских работ.
7

8. Оператор программы

Для реализации программы в составе методических служб
школы формируется методический совет по развитию
учебно-исследовательской и проектной деятельности, в
состав которого входят учителя и представители
администрации заинтересованные в достижении цели
программы.
8

9. Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности

Учебно-исследовательская и проектная деятельность
может осуществляться в различных формах,
многообразие которых позволяет обеспечить
взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности
обучающихся по развитию УУД.
В основе лежит системно-деятельностный подход как
принцип организации образовательного процесса в
школе.
9

10.

В урочной
деятельности
Во внеурочной
деятельности
Урок — исследование,
Урок — лаборатория,
Урок — рассказ об
учёных,
Урок — защита
исследовательских
проектов,
Урок — экспертиза,
Интерактивный
зачёт с
исследовательскими
заданиями
исследовательская
практика;
образовательные
экспедиции (походы,
поездки, экскурсии,
туристический слёт )
факультативные
занятия;
школьное научное
общество;
олимпиады:
конкурсы;
интеллектуальный
марафон;
Учебный
10

11. Мероприятия, направленные на достижение поставленных задач

Достижение поставленных задач — это ежегодный,
повторяющейся цикл, совпадающий с учебных годом, в
рамках которого реализуются задачи образовательного
процесса.
Ученики проходят цикл в развитии, переходя с одного
уровня достижений на другой в соответствии с
возрастном.

Мероприятие
Сроки
п/
п
Задача 1. Включить в рабочие программы учебных предметов
и дополнительного образования элементов исследования и
проектной деятельности.
1 Обсуждение
положений
программы
учебных Август 2016
предметов
и
дополнительного
образования
элементов
исследования
и
проектной
деятельности на августовском педагогическом
совете
2 Разработка рабочих программ учебных предметов
Август –
11

Читайте также:
Примеры по программе 2100 для 3 класса

12.


Мероприятие
Сроки
п/
п
Задача
2.
При
организации
и
проведении
внеклассных мероприятий использовать формы и
виды деятельности, направленные на формирование
и развитие учебно-исследовательской компетенции
учащихся.
6 Обсуждение с классными руководителями Август 2016
начальной, основной и средне школы
опросов,
связанных
с
применением
проектных
и
исследовательских
технологий во внеклассной работе
7 При
составлении
положений
о Постоянно
внеклассных
мероприятиях
учитывать
проектную
и
исследовательскую
деятельность
8 Формирование
временных
детских В течение
коллективов при организации внеурочной
года
деятельности
с
учётом
применения
12

13.

Задача
4.
Создать
систему
мероприятий,
направленных на формирование и развитие учебноисследовательской компетенции учащихся.
1 Утверждение положения о школьной Сентябрь
3 научно-практической конференции
2016
1 Утверждение сроков школьной научно- Август 2016
4 практической конференции
1 Семинар для руководителей проектов
Сентябрь,
5
декабрь
2016
1 Выпуск школьного СМИ, отражающего В течение
6 деятельность
года
1 Поведение внутри школьных событий, Постоянно
7 направленных на повышение уровня
заинтересованности
исследовательской,
проектной
и
научно-технической
деятельностью
1 Разработка
и
внедрение
курса
и Сентябрь
8 апробация
«Методология
научных
2016
исследований» в рамках предметной
13

14. Мониторинг программы

Задача
Задача 1. Включить
в рабочие
программы
учебных предметов
и дополнительного
образования
элементов
исследования и
проектной
деятельности.
Показатель
Количество педагогов,
использующих в своей
работе
исследовательские и
проектные технологии
Количество открытых
мероприятий
с
использованием
исследовательских и
проектных технологий
Количество учащихся
знакомых
с
проектными
и
исследовательскими
технологиями
Количество
исследований
/
проектов,
реализованных
в
урочной деятельности
Индикатор
%
от
общего
числа педагогов
Абсолютное число
%
от
общего
числа учащихся
Абсолютное
число, ежегодная
динамика
14

15.

Задача
Задача 3.
Организовать
систему
психологического
сопровождения
исследовательской
деятельности
учащихся.
Задача 4. Создать
систему
мероприятий,
направленных
на
формирование
и
развитие
учебноисследовательской
компетенции
учащихся.
Показатель
Количество педагогов,
принявших участие в
мониторинге
Количество учащихся,
принявших участие в
мониторинге
Динамика изменений в
соответствии
с
выбранными
критериями
и
методиками
Количество участников
исследовательских
и
проектных работ
Количество участников
мероприятий,
направленных
на
формирование
и
развитие
учебноисследовательской
компетенции учащихся
Количество
работ,
Индикатор
%
от
общего
числа педагогов
%
от
общего
числа учащихся
Показатели
мониторинга
%
от
общего
числа учащихся
%
от
общего
числа учащихся и
педагогов
15
Абсолютное число

16. Исследовательская и проектная деятельность в школе (сроки, этапы, оценивание)

1 – 4 классы
5 – 6 классы
7 классы
8, 10 классы
итог
Фестиваль
наук и
искусств
Приме
рные
сроки
Вид
работ
20 апреля
2017
школьная
Весеннее
школьная
научнообострение
научнопрактическ
науки
практическая
ая
конференция
конференц
ия
Младшая
секция
19 мая
12 апреля 23-24 марта
2017
2017
2017
Групповой
5 классы: Индивидуа Индивидуаль
проект:
групповые льные или ный проект
классные
проекты
групповые
или
проекты,
(2-3
проекты по исследовател
проекты в
человека)
физике
ьская работа.
рамках
6 классы:
В 10 классе
астрономии, групповые
по
16

17.

— выбор темы
группового
проекта
— распределение
ролей
получение
новых
знаний,
необходимых
для реализации
проекта
работа
над
проектом
II
верть
работа
над
проектом
оформление
проекта
5–6
классы
твии с рабочей программой предмета «технология»
II
четверть
I
четверть
1 – 4 классы
7 классы
8, 10 классы
— выбор темы проекта — выбор темы проекта
— поиск необходимой (8 класс) или
информации
направления (10
класс)
— закрепление
руководителя
— постановка проблемы
— целеполагание и
планирование
— обработка
— прогнозирование
информации
результатов
— оформление
деятельности
материалов для
— получение и
описания проекта
обработка информации
— проведение
эксперимента
— оформление работы
— предзащита
— анализ деятельности
и самоанализ
(рефлексия)
— подготовка
— работа по итогам
(изготовление
рефлексии
проекта)
— обработка
— подготовка
результатов
презентации
— подготовка
— рецензирование
презентации
17

18.

19.

Источник: ppt-online.org

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
методическая разработка по теме

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение.

Читайте также:
На каких программах работают салоны красоты

Скачать:

Предварительный просмотр:

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» ст. 9,14,32 (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г.№12 – ФЗ с последующими изменениями), Устава школы. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить

  1. приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
  2. овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  3. освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  4. создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
  1. интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
  2. непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
  3. межпредметное многопрофильное обучение , в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Целевые ориентации инновационной деятельности направлены на работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».

В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности :

  1. повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
  2. организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
  3. вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
  4. сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
  5. глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
  6. формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
  7. приобретение коммуникативных умений;
  8. выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;

Раздел 1.Введение. — 6 часов

Читайте также:
Как с айфона 5 удалить программу

Тема 1.1Что такое исследовательская деятельность . Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности

Раздел 2. Организация исследовательской деятельности.- 58 часов

Тема 2.1.Тема и проблема исследования . Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.

Тема 2.2.Гипотеза исследования.

Объект исследования. Цели и задачи исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез.

Техника формулирования гипотезы.

Тема 2.3.Основные методы исследования, их классификация.

Понятие «методы исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.

Тема 2.4.Этапы исследовательского процесса .

Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.

Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности.- 33 часа

Тема 3.1.Библиографическая характеристика источника

Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, идекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: областьзаглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений.

Тема 3.2.Методы работы в научной библиотеке.

Справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические. МБА и его возможности) Технология работы с ними.

Тема 3.3.Специфика работы исследователя с периодической печатью.

Тема 3.4.Систематизация научной информации.

Работа с информацией библиографического характера, тематические карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала, этап осмысления. Личная карточка исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки. Цитаты и их использование.

Тема 3.5.Основные приемы сохранения информации

Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам.

Использование компьютера для хранения информации.

Раздел 4 Компьютерный практикум

Раздел 5 Подготовка и участие в школьных и городских конференциях

Раздел 6 Анализ работ

Раздел 7 План работы на следующий учебный год

Учебно — тематический план

Источник: nsportal.ru

Программа по элективному курсу «Проектная и исследовательская деятельность»

Планирование составлено на основе рабочей программы «Проектная и исследовательская деятельность» Т.В. Мезиной, утвержденной решением педсовета, протокол № 1 от «30» августа 2021года.

Планирование составлено на основе учебного пособия для 7-11 классов «Проектная деятельность в школе» В.С. Лазарева.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Проектная и исследовательская деятельность»

9 класс (34 часа)

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

Введение в образовательную программу

Из истории метода проектов

владеть основными понятиями курса.

Свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

Быть мотивированным на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

Быть заинтересованным не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;

Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

Знать отдельные приёмы и техники преодоления конфликтов;

Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,

необходимости ее сохранения и рационального использования.

Метапредметным УУД:

планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

выявлять и формулировать проблему;

планировать этапы выполнения работ;

выбирать средства реализации замысла,

работать с разными источниками информации;

контролировать ход и результаты выполнения проекта;

представлять результаты выполненного проекта

формулировать вытекающие из исследования выводы;

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Что такое «проектная деятельность»?

Источник: videouroki.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru