Внесенный российским правительством в парламент проект федерального бюджета на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. предусматривает использование средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, в качестве отдельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.
При этом сам по себе проект соответствующего федерального закона, как и аналогичный документ годичной давности, не содержит информации о конкретной величине доходов от приватизации ни в основной части, ни в приложениях. Лишь в пояснительной записке к документу средства, поступающие от приватизации федеральной собственности, указываются наряду с государственными заимствованиями в качестве самостоятельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.
Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2021 г. прогнозируются в объеме 3,6 млрд. руб., в 2022 г. – 3,6 млрд. руб., в 2023 г. – 3,3 млрд. руб. Их роль для финансирования дефицита федерального бюджета будет минимальна: в 2021-2023 гг. ожидаемая величина приватизационных доходов составит менее 0,5% от размера средств, предполагаемых к привлечению по государственным заимствованиям. Прогнозируемый на 2021-2022 гг. объем поступлений совпадает с прогнозом средств от продажи федерального имущества из материалов к законопроекту о федеральном бюджете на 2020 г. и плановый период 2021-2022 гг., вносившемуся российским правительством прошлой осенью, и с размером, заявленным в действующем прогнозном плане (программе) приватизации (утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. №3260-р).
ПРАВИТЕЛЬСТВО МЕНЯЕТ ПРОГРАММУ ПРИВАТИЗАЦИИ 2021-2025: КАКИЕ ГОСАКТИВЫ И КОМУ БУДУТ ПРОДАНЫ?
Реалистичность такого прогноза приватизационных доходов можно оценить при сравнении с промежуточными итогами реализации приватизационной программы в текущем году. По данным оперативного Отчета об исполнении федерального бюджета на 1 октября 2020 г. (по источникам внутреннего финансирования дефицита), представленного на сайте Федерального казначейства, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, составили 7585,4 млн. руб., что более чем вдвое превышает ежегодную величину поступлений помимо крупнейших сделок, содержащуюся в действующей приватизационной программе (3,6 млрд. руб.). Таким образом, представленные данные в принципе свидетельствуют о реальности бюджетных проектировок, хотя за пределами грядущего 2021 г. в этом нет полной уверенности.
Доходы федерального бюджета от использования имущества, находящегося в государственной собственности, прогнозируются в будущем году в сумме 704,7 млрд. руб., что на 279,4 млрд. руб. (или на 28,4%) меньше оценки за 2020 г.
На протяжении всего периода 2021-2023 гг. основным источником таких доходов (более 60-70%) являются дивиденды. В 2021 г. прогнозируется поступление в федеральный бюджет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в сумме около 442 млрд. руб., что примерно на 31% меньше уточненной оценки на 2020 г. (639,5 млрд. руб., включая дивиденды ПАО «Сбербанк») в основном за счет сокращения размера чистой прибыли компаний, тогда как фактор изменения норматива дивидендных выплат должен несколько демпфировать его.
Минимум, что надо знать о приватизации
В последующие 2 года прогнозируется противоположная, поступательная динамика объема дивидендных выплат в бюджет. Прирост поступления дивидендов в 2022 г. в основном, а в 2023 г. полностью должен быть обеспечен за счет увеличения чистой прибыли компаний. В результате в 2022-2023 гг. ожидается их увеличение более чем в 1,7 и 1,2 раза соответственно. С учетом динамики дивидендных поступлений в последние годы (прирост на 24,4% (до 312,6 млрд. руб.) в 2018 г. и на 41,3% (до 441,6 млрд. руб.) в 2019 г.) достижение в 2022 г. величины (754,3 млрд. руб.), превышающей оценку 2020 г. (639,5 млрд. руб.), выглядит проблематичным.
Указанные величины для 2021-2023 гг. включают дивиденды по обыкновенным акциям Сбербанка, которые на основании Федерального закона от 18.03.2020 № 50-ФЗ были проданы Банком России в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Ранее доходы от участия в капитале ПАО «Сбербанк России» учитывались в прочих неналоговых доходах бюджета и на основании специальных законов подлежали перечислению с уменьшением на эту сумму части совокупной прибыли ЦБ РФ, направляемой в федеральный бюджет. При этом в доходах федерального бюджета от прочих безвозмездных поступлений только на 2021 г. учтено «разовое» перечисление части дохода, полученного от продажи Центробанком обыкновенных акций ПАО «Сбербанк» (200 млрд. руб.). Данную сумму следует рассматривать в контексте завершения сделки с акциями Сбербанка, поскольку оценка основной части таких поступлений в текущем 2020 г. многократно больше и составляет более 1066 млрд. руб.
Прочие же виды доходов федерального бюджета от использования государственного имущества по линии материальных активов (арендные платежи за землю и имущество, перечисление прибыли унитарных предприятий) носят вспомогательный характер.
При рассмотрении блока имущественных отношений с точки зрения расходов необходимо отметить, что действовавшая с 2013 г. госпрограмма (ГП) «Управление федеральным имуществом» весной текущего года поменяла свой формат. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 376 подпрограмма с аналогичным названием была включена в состав ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика». Подпрограмма рассчитана на 5 лет (до конца 2024 г.). Запланированный объем ассигнований из федерального бюджета на весь период реализации составляет около 21,2 млрд руб. Он поделен на сопоставимое по величине погодовое финансирование величиной от 4152,3 млн руб. в 2020 г. до 4282,5 млн руб. в 2023-2024 гг. (4204,8 млн руб. в 2021 г., 4272,9 млн руб. в 2022 г.).
Объемы финансирования, предусмотренные проектом нового федерального бюджета, отличаются от вышеуказанных в меньшую сторону: в 2021 г. – на 4,5% (4015,7 млн руб.), в 2022 г. – почти на 7% (3978,5 млн руб.), в 2023 г. – на 5,5% (4046,5 млн руб.). Очевидно влияние бюджетных проблем ввиду кризисной ситуации в экономике. Весомое (более чем на 18%) сокращение расходов на реализацию подпрограммы «Управление федеральным имуществом в 2021 г. по сравнению с ожидаемым в текущем году уровнем должно смениться их фактической стабилизацией в 2022 г. и ростом на 1,7% в 2023 г. Такие колебания совпадают с траекторией совокупных расходов на реализацию программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», для которых, впрочем, предусмотрена гораздо большая амплитуда падения и роста в 2021-2023 гг.
Среди всех подпрограмм, входящих в состав данной ГП, по ожидаемым годовым объемам финансирования «Управление федеральным имуществом» (около 4 млрд. руб.) примерно сопоставима с подпрограммой «Развитие антимонопольного и тарифного регулирования, конкуренции и повышение эффективности антимонопольного контроля» (около 3 млрд. руб.), уступая большинству других подпрограмм: «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Государственная регистрация прав, кадастр и картография», «Стимулирование инноваций», «Официальная статистика», «Инвестиционный климат», «Туризм», «Создание и развитие инновационного центра «Сколково». По величине погодового финансирования «Управление федеральным имуществом» помимо антимонопольной подпрограммы опережает также следующие подпрограммы: «Управленческие кадры», «Совершенствование системы государственного управления», «Совершенствование системы государственного стратегического управления», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
Мальгинов Г. Н. – к. э. н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления.
Источник: www.iep.ru
Программа приватизации на 2021 год что это такое
Распоряжение от 31 декабря 2019 года №3260-р. Прогнозным планом приватизации федерального имущества предусматривается приватизация в 2020–2022 годах находящихся в федеральной собственности акций 186 акционерных обществ, 86 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 13 обществах с ограниченной ответственностью, более одной тысячи объектов другого имущества государственной казны.
Документ
Распоряжение от 31 декабря 2019 года №3260-р
Внесено Минэкономразвития России в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Правилами разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (утверждены постановлением Правительства от 26 декабря 2005 года №806).
Подписанным распоряжением утверждены прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы.
Планом предусматривается приватизация в 2020–2022 годах находящихся в федеральной собственности акций 186 акционерных обществ, 86 федеральных государственных унитарных предприятий, доли участия Российской Федерации в 13 обществах с ограниченной ответственностью, более одной тысячи объектов другого имущества государственной казны.
Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества без учёта стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, предусмотрены в 2020–2022 годах в размере 3,6 млрд рублей ежегодно.
Работа Правительства:
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
Источник: government.ru
Минфин пытается разогнать приватизацию
Госдоля во всех компаниях, кроме оборонных, должна уменьшиться минимум до 50%, считает Минфин. В некоторых случаях надо сократить ее до 25% или до нуля. Сейчас процесс приватизации затормозился и идет рекордно низкими темпами
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg
«Минфин считает, что доля государства в компаниях свыше 50%, за исключением оборонных, должна быть снижена до этого уровня, включая РЖД и «Транснефть». В некоторых случаях цель — снизить долю до нуля или блокирующего пакета 25% плюс одна акция», — сообщается в отчете «Ренессанс Капитала» по итогам международного инвестиционного форума Московской биржи и этой группы в Лондоне (проходил 16–17 октября).
На мероприятии ведомство представлял заместитель министра Алексей Моисеев. Позицию Минфина насчет приватизации на форуме высказал именно Моисеев, сообщил РБК экономист одной из иностранных консалтинговых компаний и подтвердила модератор панельной сессии, экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. РБК направил запрос в пресс-службу Минфина. Чиновник на вопросы не ответил. «Транснефть» (78,5% принадлежит Росимуществу) уже включена в план приватизации на 2020–2022 годы, РЖД (100% у правительства) в этот список не вошли.
В России 442 акционерных общества с долей государства более 50%, по последним данным Росстата на 1 января 2019 года. Их количество снизилось на 9,4% по сравнению с предыдущим годом.
Почему тормозится приватизация
Пока приватизация продвигается медленно, отметил Моисеев. Последней значительной сделкой была продажа 11% акций алмазодобывающей компании АЛРОСА в 2016 году. Среди причин торможения, по его словам, возможность для государства получать регулярные дивиденды вместо разовых доходов от продажи акций. Поток дивидендов практически удвоился в 2019 году и в перспективе удвоится снова, ожидают в министерстве. Минфин предлагает компаниям при нехватке средств брать кредиты, чтобы выплачивать в бюджет 50% чистой прибыли по МСФО (общий норматив).
Доходы бюджета от дивидендов госкомпаний выросли с 380 млрд в 2018 году до 561 млрд руб. на 1 октября 2019 года, свидетельствуют данные Минфина. По итогам года бюджет должен получить около 620 млрд руб. дивидендов — 3% от всех доходов федерального бюджета. В проекте бюджета на ближайшие три года заложены поступления дивидендов: 760,6 млрд руб. в 2020 году, 930,9 млрд в 2021 году и 1,08 трлн руб. в 2022 году.
О необходимости более амбициозной программы приватизации заявил 19 октября первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов после встречи с иностранными инвесторами в Вашингтоне. По его словам, Минэкономразвития должно подготовить список компаний, которые не являются определяющими и ключевыми для нашей страны, например, в нефтегазовой отрасли и банковском секторе.
РБК направил запрос в Минэкономразвития. Хотя в первую очередь в список приватизации войдут небольшие предприятия, крупные также должны рассматриваться, подчеркнул Силуанов. Приватизация нужна не для роста доходов бюджета, а для снижения доли государства в экономике, отметил он. В 2018 году федеральный бюджет получил от приватизации лишь 12,8 млрд руб.
На ближайшие три года запланированы доходы в размере 11 млрд руб. в 2020 году и по 3,6 млрд руб. в 2021 и 2022 годах. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин назвал их сумму рекордно низкой.
Правительству необходимо запустить приватизацию крупных госкомпаний, чтобы сдвинуться с мертвой точки, уверен заведующий научно-исследовательской лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. В последние годы инвестиционный климат не улучшается, а доля государства в экономике растет, — этот тренд необходимо переломить, если Россия хочет оставаться рыночной экономикой, считает он. Снижение участия государства в АО до 50% — это важная политическая цель, но ожидать расширения приватизационных планов властей сейчас вряд ли возможно, думает Абрамов. По его мнению, в отношении каждой компании нужен избирательный подход.
Какие компании предложено приватизировать
- Новороссийский морской торговый порт (62% владеет «Транснефть» напрямую и через дочерние компании, 20% — Росимущество, 5,3% — РЖД);
- Объединенная зерновая компания (ОЗК; 50% плюс одна акция — Росимущество, 50% минус одна акция — ВТБ);
- Приокский завод цветных металлов (100% у Минфина);
- Махачкалинский морской торговый порт (100% — Росморречфлот).
Однако план выполнить не удалось. Например, процесс продажи 25% ОЗК практически остановлен, жаловался президенту глава банка ВТБ Андрей Костин. Минсельхоз считает продажу госпакета преждевременной.
В план приватизации на 2020–2022 годы включены:
- «РусГидро» (61,2% — Росимущество, 13,1% — ВТБ);
- «Совкомфлот» (100% — Росимущество);
- «Ростелеком» (45% — Росимущество, 3,96% — ВЭБ.РФ);
- «Россети» (88% — Росимущество);
- ОЗК (Росимущество и ВТБ).
Минэкономразвития также предлагает приватизировать 1,17% «Аэрофлота» (51,17% компании принадлежит Минтрансу, 3,5% — «Ростеху»). Минтранс выступил против, так как это может привести к потере контроля государства над структурой.
Минэкономразвития предложило приватизировать банки в плане по ускорению экономического роста. В план приватизации не вошли банки под контролем ЦБ (владеет 52,32% Сбербанка и 99,99% «Открытия»). Приватизация Сбербанка не находится в повестке, а первые сделки по выходу из капитала «Открытия» регулятор планирует на 2021 год, собираясь продать 20% акций.
Поскольку планы приватизации не удается исполнять полностью, Минфин предложил сделать новый план скользящим — уточнять его каждый год с учетом исполнения за предыдущий.
Источник: www.rbc.ru
Путин сообщил о планах по приватизации предприятий в 2021 году
Участие в приватизации в следующем году примут порядка 180 акционерных обществ с госучастием, а также 86 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). Об этом в четверг, 29 октября, сообщил президент России Владимир Путин, отвечая на вопросы участников форума ВТБ «Россия зовет!».
Право на выкуп: в РФ предлагают упростить приватизацию госнедвижимости
Это поможет вовлечь в оборот объекты культурного наследия и обеспечить их сохранность
«На следующий год мы планируем, что участие в приватизации так или иначе будет распространено примерно на 180–186 акционерных обществ с государственным участием и примерно на 86 унитарных предприятий. И еще за казной там тысяча с лишним, 1,3 тыс., по-моему, различных хозяйствующих субъектов, которые тоже предполагается задействовать в рамках процесса приватизации», — сообщил Путин. Кроме того, президент выразил надежду на совместную работу с иностранными партнерами в рамках приватизации.
«В некоторых проектах, которые носят общенациональный характер, нужно разрешение соответствующей правительственной комиссии, но запретов нет», — отметил Путин. Ранее, в августе, Минфин предложил упростить приватизацию не приносящего доход и не востребованного государством имущества — без включения объектов в федеральный прогнозный план объектов, кадастровая и балансовая стоимость (если кадастровая не определена) которых составляет менее 100 млн рублей, а также объектов движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ).
Процесс приватизации осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц. Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 года.
Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий. На первом этапе приватизации в 1992–1994 годах была утверждена государственная программа приватизации.
14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. рублей и мог обменять его на акции своего предприятия, продать его, участвовать в чековом аукционе и т.д.
Второй этап приватизации, в ходе которого в процесс вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны, был утвержден указом президента от 22 июля 1994 года «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Президент России формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации. За 10 лет приватизации (1993–2003) российская казна получила от продажи 145 тыс. госпредприятий $9,7 млрд.
Источник: iz.ru