Прошлый год в России был ознаменован как год науки и технологий. Цифровая трансформация неизбежно входит в нашу жизнь, в том числе и в образовательную сферу. Так в 2021 году стартовала программа “Приоритет-2030” в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 312 декабря 2020 г. № 3697-р. Целью программы является формирование «широкой группы университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу».
902 просмотров
В основе программы “Приоритет-2030” лежит трансформация существующих подходов к высшему образованию их апробация и тиражирование для успешной конкуренции на мировом рынке образования, науки и технологий. Трансформация высшего образования невозможна без интеграции образовательного процесса с научно-исследовательской, технологической и инновационной деятельностью университета. Для обеспечения этой интеграции и формирования человекоцентричной экосистемы образования, создающей благоприятные условия для развития и успешной реализации личностного потенциала уже недостаточно просто цифровизации, а необходима цифровая трансформация, которая состоит не столько в использовании современного оборудования и востребованных цифровых технологий, сколько затрагивает существующие подходы в методике преподавания, а также коммуникативные связи различных стейкхолдеров трудовых отношений.
ПРИОРИТЕТ 2030
В связи с этим, мы говорим уже не о создании цифровых образовательных ресурсов и внедрении информационных систем, а о формировании единой экосистемы цифровых сервисов, позволяющей объединить всех стейкхолдеров трудовых и образовательных отношений. При этом центральным ядром этой экосистемы остается человек (индивид), как следствие ключевым направлением цифровой трансформации образования должен стать персонализированный подход к обучению, направленный на создание благоприятных условий для самореализации и повышения качества жизни.
Среди атрибутов персонализации и индивидуализации обучения выделяется способность и возможность выбора обучающимся отдельных аспектов образовательного процесса, что обуславливает выход на построение индивидуальных образовательных траекторий, предъявляющих определенные требования к цифровым сервисам, входящим в состав электронной информационной образовательной среды, как с точки зрения накопления, отражения и учета данных составляющих цифровой след, так и функциональное присутствие сервисов оценки компетенций и регистрации фактов прохождения обучения (действий пользователя в онлайн-среде обучения) для реализации механизмов запуска рекомендаций построения индивидуальных траекторий развития.
Для накопления этих данных, электронная информационная образовательная среда, являющаяся основой цифровой экосистемы, имеет возможность использования электронных ресурсов, которые позволят обучающимся, преподавателям и сотрудникам университета получать доступ к образовательным ресурсам, а также обмениваться данными в режиме реального времени. В рамках данной экосистемы обучающиеся получают возможность обучаться онлайн, получать доступ к электронной библиотеке, пользоваться сервисами онлайн-тестирования и дистанционной аттестации, использовать симуляторы, принимать участие в воркшопах, коммуницировать как с преподавателями и наставниками, так и между собой. Более того, цифровая среда позволяет обучающимся формировать свое цифровое портфолио, индивидуальные траектории развития и возвращаться к ранее сохраненным рекомендациям траекторий, ну и конечно видеть актуальную информацию по успеваемости, расписанию, по финансовым аспектам (оплата обучения, стипендии, гранты).
Программа «Приоритет 2030»
Электронная информационная образовательная среда позволяет преподавателям максимально эффективно использовать цифровые сервисы для апробации новых подходов в обучении. Это становится возможным благодаря тому, что помимо классических редакторов учебных материалов, преподаватели могут внедрять в образовательный процесс интерактивные упражнения, сервисы видеконференций, симуляторы и кейсы, организовывать проектную и групповую работу, использовать сервисы для автоматизированной проверки заданий.
Кроме того, вся коммуникация с обучающимися происходит в рамках этой же единой цифровой экосистемы. Помимо образовательной составляющей, для преподавателя становится возможным оформление необходимой отчётной документации, отправление запросов и получение различных справок. При этом электронная информационная образовательная среда содержит в себе инструменты анализа и раннего прогнозирования на основании данных цифрового следа для своевременной поддержки обучающихся и повышения их вовлеченности в образовательный процесс. Включенные в состав цифровой экосистемы интеграционные решения с учетными системами образовательного учреждения позволяют обеспечить безбумажный документооборот и единое коммуникационное пространство по взаимодействию, в том числе сотрудников различных отделов.
Расширение коммуникационной среды образовательного учреждения на других стейкхолдеров образовательных и трудовых отношений, за счет их подключения к цифровой экосистеме обеспечивают практико-ориентированное формирование компетенций, востребованных работодателями, а также отработку запросов на профессии будущего, новые специальности и новые знания или компетенции в предметном приложении. Последнее в свою очередь позволит решить проблемы трудовой непрофессиональной занятости человека и гарантировать его трудоустройство при выпуске из образовательного учреждения.
Таким образом, использование подобной модели электронной информационной образовательной среды отвечает ключевым запросам цифровой экономики.
Уникальность описанной цифровой экосистемы заключается в том, что, обеспечивая открытое и оперативное предоставление необходимой информации пользователям, ресурс защищён от несанкционированного доступа. Кроме того, внедрение подобной цифровой системы позволяет решить задачу со сбором, обработкой и хранения данных. Важно отметить, что благодаря автоматизации этих процессов повышается качество формируемой аналитики.
Интегрируемость электронной информационной образовательной среды университета предоставляет непрерывность совершенствования сервиса.
Эффективное использование новейших технологий в высшем образовании снижает временные затраты на поиск информации, что в итоге приводит к более рациональному использованию времени и повышению качества и доступности образования.
Отметив главные преимущества использования цифровой экосистемы, вывод напрашивается сам по себе – внедрение системы качественно влияет на весь образовательный процесс и формирует устойчивость университета в современных условиях в целом, позволяя по-новому организовать образовательный процесс и коммуникационные отношения со стейкхолдерами образовательных и трудовых отношений. Только при правильном подходе использования технологий и разработок, а именно структурированном и всестороннем, можно решить задачи цифровой трансформации. В частности, вследствие, построения единой электронной образовательной среды, обучения, работы, повседневной деятельности человека, возможно активное и конкурентоспособное функционирование в условиях цифровой экономики, а также повышение качества жизни и создание благоприятных условий для самореализации.
Программа “Приоритет-2030” только стартовала, а некоторые университеты уже сейчас могут поделиться своим успешным опытом создания цифровой экосистемы на базе электронной информационной образовательной среды, например, Московский государственный областной университет, Ульяновский государственный университет и др.
Источник: vc.ru
Новые стимулы для развития высшей школы
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков — о будущем российской системы высшего образования
Министерство науки и высшего образования РФ запустило программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», в которую войдут не менее 100 российских университетов. О том, какую поддержку получат вузы, уйдут ли они в цифру и что такое индивидуальные образовательные траектории, “Ъ” рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ / купить фото
— Чем «Приоритет-2030» будет отличаться от предыдущих программ, направленных на развитие системы высшего образования в стране?
— Отличия, на мой взгляд, принципиальные. Мы проанализировали весь предыдущий опыт: программы по созданию федеральных, национальных исследовательских и опорных университетов и, конечно, проект повышения конкурентоспособности российских вузов «5–100». Взяли оттуда лучшее, учли ошибки.
Если раньше все программы были, скажем так, «бутиковые» — в них, как правило, участвовало максимум 20–30 вузов, то программа «Приоритет-2030» впервые в истории охватит не менее 100 вузов страны, что очень важно. Она будет уникальной и по составу участников. Через «Приоритет-2030» многие отраслевые и региональные университеты смогут получить импульс к развитию и необходимые для этого ресурсы.
У каждой из предыдущих программ были разные показатели. Например, в «5–100» эффективность оценивалась местом, которое вуз занял в рейтинге. На мой взгляд, было уделено чрезмерно много внимания наукометрии. Сейчас мы от этого ушли, так как стало понятно, что рейтинги не самоцель. В «Приоритете-2030» критерии отбора совершенно другие.
Впервые будет учитываться участие вуза в повестке региона, то есть в социально-экономическом развитии субъектов России. Также будут приняты во внимание не только научные, но и культурные, молодежные проекты университетских команд.
— Какие задачи должна будет решать новая программа?
— Она должна помочь вузам, которые ни разу не участвовали в каких-либо госпрограммах, но хотят меняться и развиваться. Им дадут ресурсы, методическую поддержку и возможность хорошей экспертизы. Ведущие университеты, конечно, тоже будут участвовать, их тоже поддержат.
И поскольку и те и другие окажутся в одной программе, между ними возникнут командные отношения. Более опытные начнут помогать тем, кто такого опыта не имеет. Думаю, что это постоянное общение между новичками и лидерами в итоге очень позитивно скажется на всей системе. Вузы, которые поучаствуют в «Приоритете-2030», охватят абсолютное большинство субъектов России.
Для нас важно обеспечить динамичное развитие всей системы высшего образования, а не только маленькой группы вузов. С помощью «Приоритета-2030» мы и эту задачу решим, в том числе посредством конкуренции между университетами. Ведь по условиям программы они должны будут соперничать за право войти в нее.
— Какое будущее ждет те университеты, которые не смогут попасть в эту сотню? Их поглотят крупные вузы?
— «Приоритет-2030» — инструмент развития отрасли, а не сегрегации. Никакой задачи по поглощению или закрытию вузов, которые не смогут войти в программу, не стоит. Наша задача — дать возможность каждому развиваться. А те, кто не попадет в программу сразу, будут пробовать снова.
— Есть ли у «Приоритета-2030» механизмы, которые позволят не потерять региональное высшее образование, оставить там сильных абитуриентов, взаимодействовать с местным бизнесом, чтобы рабочие места ждали выпускников?
— Региональные вузы получат ресурсы на создание лабораторий, трансформацию образовательных программ, улучшение материально-технической базы, переквалификацию преподавателей. Они начнут по-новому работать со студентами и молодыми исследователями. И тогда университет преобразится, станет интересен региональному бизнесу и корпорациям, работающим в субъекте.
Бизнес сегодня заинтересован как в квалифицированных кадрах, так и в актуальных научных исследованиях. Как правило — прикладных. Но если региональный университет обучает студентов не тому, что требуется на рынке труда, то, разумеется, он будет неинтересен бизнесу. На преодоление этих противоречий направлена наша программа.
Вузы должны знать, что происходит в их субъектах, какие тенденции есть в здравоохранении, в сельском хозяйстве, в металлургии, в топливно-энергетическом комплексе. Университет должен готовить высококлассных специалистов в тесной связке с бизнесом и властью.
— Вы посвятили свою диссертацию юридическим тонкостям регулирования политической агитации, легитимности влияния на общество методами социологии и психологии. Любопытнейшая комбинация наук. Как сложился именно такой научный интерес?
— Мне показалось особенно интересным избирательное право. Когда начал в теме разбираться, обнаружил целый блок неурегулированных вопросов. Будучи аспирантом, прошел большую школу, участвовал в разных избирательных кампаниях конца 1990-х, начала 2000-х годов, разобрался в тончайших деталях избирательного права, получил колоссальный опыт выступления в судах, включая Верховный. Тогда в России был период становления избирательного права, и в этой области было очень много нового, живого: яркая предвыборная агитация, часто незаконная, листовки, дебаты разного формата и другое. В те годы я с удовольствием защитил диссертацию по этой теме.
Я благодарен университету, в котором учился, и доволен качеством своего образования. У меня, конечно, были предпочтения по дисциплинам, какие-то я любил больше, другие меньше. Мне кажется, у любого студента формируются определенные предпочтения.
— В вузах появятся индивидуальные образовательные траектории. Что это такое?
— Классическое образование с заранее подготовленным учебным планом, в который невозможно внести изменения на протяжении всех пяти-шести лет обучения, требует разумной корректировки. Появился запрос на индивидуализацию образования со стороны самих студентов, которые хотят участвовать в конструировании своего образовательного пути.
Президент России Владимир Путин поручил проработать возможность предоставления выбора специализации с третьего курса обучения. Фактически это означает переформатирование ставшей уже привычной схемы «4+2» (бакалавриат + магистратура) в «2+2+2». Этот сценарий более гибкий, он снимает один из барьеров для самых перспективных и мотивированных студентов, которые хотят получить уникальное образование. Как правило, они уже имеют цель и примерно представляют, где хотят работать. Это значит, что, например, из 50 дисциплин, которые студенты за пять-шесть лет должны будут изучить, 30 у них будут одинаковые, но 20 будут различаться и делать каждого уникальным специалистом.
Для введения индивидуальных образовательных траекторий университетам предстоит серьезно перестроиться, ведь меняется все: представление о группе, расписание, логистика и многое другое.
Индивидуальные образовательные траектории ни в коем случае не следует доводить до абсурда и предоставлять возможность студенту самому выбирать абсолютно все дисциплины. В идеале университет должен определять содержательное ядро для поступивших на определенное направление, а сам студент после второго курса должен получить возможность менять и корректировать свою подготовку.
— Что именно университетам придется поменять для введения индивидуальных образовательных траекторий?
— Постепенно и последовательно — очень многое. Мы предполагаем, что программа «Приоритет-2030» как раз будет этому способствовать.
В первую очередь нужно поменять подход к студенту, поставить его в центр образовательного процесса. В результате совершенно по-другому будут формироваться расписание и учебный план (которые станут индивидуальными для каждого студента), изменится распределение нагрузки между сотрудниками и преподавателями, работа кафедр. Да весь университет должен стать другим.
Сегодня российские вузы еще работают по системе ХХ века: студент пришел, отучился и ушел. А современный университет должен стать местом, где комфортно. На территории нужны коворкинги, какие-то интересные кафе. Вуз должен быть модным местом с общей атмосферой творчества, где студенты проводят много времени, в том числе вне учебного процесса.
Конечно, без цифровизации все это невозможно. Специфику обучения каждого студента без цифровых платформ учесть нереально. Когда мы учились, расписание для курса было одно и висело на доске на первом этаже университета. Представьте, в вузе учатся 20 тыс. студентов. Значит, для реализации индивидуальных образовательных траекторий нужно подготовить 20 тыс. расписаний.
Также нужно отслеживать заполняемость аудиторий, распределение нагрузки, часы работы преподавателей, логистику и многое другое. Цифра существенно облегчит и ускорит эту работу.
— Если заглянуть в будущее, вузы сохранятся в том виде, к которому мы привыкли, в перспективе хотя бы 20 лет? Или мы все уйдем в цифру?
— В последние годы многие предрекали крах вузов, но этого до сих пор не произошло и, я уверен, не произойдет. Университеты в традиционном виде — надежный социальный институт, без которого общество немыслимо. Они, конечно, сохранятся.
Тем не менее вузы трансформируются и станут другими. Этот процесс уже начался, и после пандемии у нас будет больше смешанного обучения. Благодаря онлайн-обучению мы можем оптимизировать временные затраты. Например, удаленно проводить больше индивидуальных консультаций студентов старших курсов. Такие элементы будут востребованы.
Но ядром университетского образования останется классическое традиционное общение профессора и студента. И чем лучше университет, тем больше там будет такого общения.
— Следите отдельно за успехами родного ТюмГУ?
— Сейчас у меня нет времени специально следить за работой какого-то одного университета. Но иногда, когда в новостях вижу упоминание о ТюмГУ, то глаз, конечно, цепляется, ведь это моя альма-матер.
Беседовала Кира Васильева
- «Review Цифровизация образования». Приложение №93 от 02.06.2021, стр. 1
- Кира Васильева подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
В России стартовала крупнейшая в истории программа поддержки вузов. Как она изменит образование в стране?
В прошлом году в России по национальному проекту «Наука и университеты» стартовала программа развития вузов «Приоритет 2030», цель которой — сформировать прогрессивные учебные заведения по всей стране. О том, как продвигается реализация уникального проекта — в нашем материале.
«Приоритет 2030» — крупнейшая в современной истории страны программа поддержки вузов. Основная задача проекта — сформировать в России более сотни современных университетов, в частности, центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа позволяет повысить не только научно-образовательный потенциал учебных заведений и научных организаций страны, но и их значимость.
106 университетов
в 2021 году получили базовую часть гранта в размере не менее 100 миллионов рублей на развитие высшего образования. Из них 45 вузов дополнительно получают специальные гранты на проведение научных исследований и создание новых технологий
Прорывные исследования
Вузы-участники программы «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты» получают все условия для развития программ высшего образования, проведения исследований и создания изобретений в актуальных сферах. К примеру, сотрудники лаборатории «Бионические цифровые платформы» Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) разрабатывают компактный и более дешевый аналог существующих томографов для исследования функционального состояния головного мозга, чтобы его можно было применять на дому, в каретах скорой помощи или в походных условиях. Еще одной особенностью создаваемого аппарата является тот факт, что исследования можно будет проводить при потере сознания, наркозе или во сне, что на существующих аппаратах в большинстве случаев сделать невозможно.
Изобретение поможет врачам диагностировать внутричерепные травмы или инсульт. Также при помощи компактного томографа будет возможно определить глубину наркоза пациентов — это поможет держать человека в оптимальном состоянии сна, при этом не перегружая его препаратами.
Другая любопытная разработка представляет собой станцию подводного мониторинга от инженеров центра проектной деятельности Дальневосточного федерального университета (ЦПД ДВФУ), участника программы «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты». Ее оборудование прогнозирует и контролирует экологическое состояние окружающей среды и сигнализирует о наступлении опасных явлений техногенного и природного характера. При этом станция подводного мониторинга непрерывно собирает данные, которые помогают ученым принимать своевременные меры для улучшения природно-экологической ситуации. В случае этой разработки — на территории Дальнего Востока и Сибири. Станция дистанционно передает данные о солнечной активности, температуре и высоте воды, а также о направлении, периоде, энергии, высоте волны.
Интересная идея также пришла в голову биотехнологам из Пермского национального исследовательского политехнического университета — они сделали полезнее корма для сельскохозяйственных животных, в качестве которых чаще всего используются зерновые отходы. Так, биотехнологи придумали особые добавки для корма, которые улучшают биосинтез необходимых ферментов, полезных для животных.