Среднее образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит большое количество времени на протяжении нескольких лет. Помимо нагрузки в виде новых предметов, большого количества информации и домашнего задания, учащиеся попадают в новую социальную среду. Как бы ни был дружен класс, какую хорошую превентивную работу ни проводили бы педагоги, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Для решения возникших противоречий и профилактики проблем в будущем создаются так называемые школы примирения. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Кому и для чего нужна служба примирения
Залог эффективной работы школьной службы примирения — добровольное участие в этой программе учеников и преподавателей. Конфликты не разбираются только педагогическим составом, администрацией и родительским комитетом. Учащиеся принимают активное участие в деятельности школьной службы примирения, поддерживают одноклассников и помогают разрешать возможные разногласия. Ключевое слово здесь «добровольно», т. е. при этом дети сами осознают важность дела, которым они занимаются, проявляют заинтересованность в том, чтобы в их классах была хорошая, благоприятная обстановка. В результате улучшается адаптация в коллективе новичков, устанавливаются доверительные отношения между учениками и педагогами, снижается риск подростковой преступности и насилия.
Программа примирения
Создание школьной службы примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава. А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи.
Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного проступка.
Основные принципы деятельности служб примирения таковы:
- Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
- Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
- Информированность всех сторон. Учащиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
- Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
- Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.
Как работает школьная служба примирения
Принципы создания и функционирования школьных служб примирения были сформулированы в таких документах и программах:
Школьные службы примирения и восстановительная медиация
- «Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях».
- «Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций».
Структура службы примирения довольно проста. В нее входят один или несколько руководителей и школьники-волонтеры. Последние, как правило, отбираются из старших классов, поскольку имеют авторитет в глазах младших и при этом способны лучше понимать их проблемы и трудности. Участники проходят специальное обучение, особенно преподаватели, — как правило, им в этом помогают тренеры.
По программе уже разработана и специальная литература, одна из самых популярных на данный момент книг — практическое руководство Антона Коновалова «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений». Автор является создателем самой концепции служб, делится с преподавателями теорией и помогает спланировать работу. Тренеры проходят проверку на соответствие в специальных сообществах и в дальнейшем помогают педагогам и координируют их работу.
Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт. Сначала происходит встреча и беседа с каждой из сторон отдельно, затем они встречаются и под руководством преподавателя обсуждают ситуацию и приходят к консенсусу. Если речь идет о совершенном серьезном правонарушении, готовность сторон примириться с помощью службы может быть учтена в судебном разбирательстве.
Общая программа школьной службы примирения визируется и утверждается директором, в дальнейшем педагоги опираются на нее при разработке индивидуальных программ для каждой конкретной ситуации.
Как организовать школьную службу примирения
Если директор и педагогический коллектив, посовещавшись с родителями, приходят к решению участвовать в программе, первое, что должна подготовить администрация, — план работы школьной службы примирения. Он включает в себя все пункты, которые необходимы для эффективного функционирования системы:
- График всех действий и совещаний.
- Поиск тренеров и подготовка медиаторов из состава преподавателей.
- Информирование о запуске программы (в том числе, например, создание сайта школьной службы примирения).
- Классные часы и стенды для отбора волонтеров среди учеников.
- Практические занятия и индивидуальные беседы с детьми, проявившими инициативу.
План работы школьной службы примирения разрабатывается на год. К концу указанного в документе периода подводятся итоги и оценка эффективности, вносятся необходимые коррективы.
После подготовки плана работы школьной службы примирения проводится отбор учащихся и создание клуба медиаторов с учетом необходимости регулярных встреч. Для преподавателей подготавливаются краткие информационные сообщения, что помогает заручиться дополнительной поддержкой педагогического состава. Лучший способ информирования родителей о школьной службе примирения — презентация, сочетающая в себе все необходимые сведения, наглядность и краткость.
Какие документы нужны для организации
Приказ о создании школьной службы примирения — основной документ, подписывается директором и включает в себя:
- Непосредственно само указание на создание службы.
- План работы школьной службы примирения и ее состав (руководитель и несколько преподавателей).
- Цели, принципы, задачи и порядок формирования службы.
- Порядок организации деятельности.
На момент разработки документации школьной службы примирения желательно определиться с выбором тренера. Как правило, директор отправляет запрос в региональные центры восстановительной медиации для привлечения специалиста.
На заседании педсовета рассматривается и утверждается положение о школьной службе примирения, в котором ставятся конкретные задачи на учебный год, назначаются ответственные лица и определяется порядок действий.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .
Источник: dzen.ru
«Надо учить детей конфликтовать». Как работают службы примирения в школах и зачем они нужны
Прошлой весной мы уже пытались разобраться, что такое службы примирения, призванные помогать московским школьникам решать конфликты. Семейный консультант-коуч, игропрактик, создатель телеграм-канала поддержки «Открытое сердце» Мила Новиченкова поговорила с руководителем Городской службы примирения ГППЦ ДОНМ Антоном Коноваловым о том, как этот проект работает на практике.
— Чем занимается Городская служба примирения?
— Мы решаем конфликты, возникающие в школах, с помощью методов восстановительной медиации. Это не просто разрешение споров в обычном понимании — часто в наших кейсах не бывает споров между обидчиком и жертвой, оба могут быть согласны, что произошла, скажем, кража или драка. Цель для нас — не обмен извинениями, на чем часто фокусируются представители школы. Мы понимаем примирение как исправление и заглаживание причиненного вреда.
В отличие от классической медиации, наша работа предполагает и воспитательный элемент, и последующую нормализацию отношений. Это очень важно для работы с детьми в школе.
Предположим, мальчик дразнил девочку, и после этого кличка приклеилась к ней и теперь ее дразнит весь класс. Обмен извинениями не исправит эту ситуацию, и мы предлагаем обидчику подумать и предложить решения для обсуждения, как прекратить развернувшуюся коллективную травлю в результате его действий — хоть, возможно, и непреднамеренных.
программа школьной службы примирения «Мир в ваших руках»
рабочая программа на тему
Настоящая программа составлена в соответствии нормативными документами, регулирующими работу школьных социальных служб медиации. План предназначен для урегулирования конфликтных ситуаций, поиска путей решения коммуникативных проблем, анализа ошибок во взаимоотношениях между учащимися и взрослыми. Все виды деятельности и мероприятия направлены на создание благоприятной атмосферы общения и сведение к минимуму конфликтных ситуаций в процессе обучения и общения.
Минобрнауки России в ноябре 2013 г. выпустил Рекомендации по организации служб школьной медиации вобразовательных организациях, которые являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, а также стратегий и планов. Служба школьной медиации – новое перспективное направление в работе педагога-психолога, позволяющее повысить и его личный статус, и статус школы в целом. Она должна обеспечить защиту прав детей и создать условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей.
Организация служб школьной медиации
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Организация служб школьной медиации в образовательных организациях осуществляется согласно распоряжению Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017годы».
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда противостоящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим
сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое впоследствии удовлетворит их интересы и потребности.
В рекомендациях по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 (* Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях, утвержденными Минобрнауки России 18.11.2013 № ВК-54/07вн). ) отмечено, служба школьной медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из ее работников, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода. Однако в Рекомендациях не указано, кто конкретно этим будет заниматься – учителя, педагоги-психологи или социальные работники. Не отмечено также, зачем педагогам и родителям проходить дополнительное обучение и брать на себя специальные функции и ответственность как медиаторов. В Рекомендациях не указано, как выбирать учащихся-медиаторов. Школьники могут уклоняться от подобной ответственности, т. к. это отразится на их отношениях со сверстниками.
Успешность во многом зависит от умения общаться и устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми. Это удается не каждому ребенку или подростку. Нередко возникают очень сложные конфликтные ситуации. Успешной коммуникации надо учиться!
Социальная программа МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа «Взаимопонимание» предназначена для решения проблем общения, разрешения конфликтов и нахождения путей выхода из кризиса.
Нормативно правовая база:
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон от 27 июля 2010г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 №1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Цели и задачи программы
Цель: профилактика, диагностика и коррекция коммуникативных проблем учащихся МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа.
- обучение успешному общению с использованием метода коммуникативного тренинга;
- профилактика конфликтных ситуаций в классных коллективах;
- урегулирование конфликтов с применением программы «Взаимопонимание»;
- психологическое сопровождение учащихся, оказавшихся в сложных конфликтных ситуациях;
- анализ конфликтных ситуаций и поиск путей их устранения.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 3 учебных года — 2016-2019.
Обучающий (второе полугодие 2016/2017 учебного года) теоретический курс по методам эффективного взаимодействия и урегулирования конфликтов и технологии работы с посредником. Основными формами работы являются занятия по конфликтологии с добавлением информации о посредничестве и игры на закрепление навыков урегулирования конфликтов.
Тренировочный (сентябрь 2017 г – декабрь 2017) — включает приобретение опыта деятельности посредниками по реализации этапов проведения программ примирения (тренинговые занятия по проведению программ примирения между жертвой и обидчиком).
Практический (январь 2018 г по январь 2019 года) этап заключается в практической работе по проведению программ примирения. Школьники – медиаторы помогают разрешить конфликтную ситуацию младшим школьникам. Обучающиеся — ведущие самостоятельно проводят ознакомительную работу со случаем, т.е. узнают от взрослого краткую информацию о происшедшем
Итоговый (февраль 2019 г по июнь 2019 г.)
Подведение итогов деятельности программы службы примирения.
Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов и способов реагирования на конфликты в школе. Итоговая оценка эффективности деятельности школьной службы примирения, оценка соответствия проведенных программ стандартам восстановительной школьной службы примирения
Участники реализации программы
Источник: nsportal.ru