Программа прикладного бакалавриата что это

Прикладной бакалавриат — это что за форма высшего образования?

Прикладной бакалавриат — это определенная программа учебной деятельности, в результате которой студент должен получить все необходимые знания и навыки для того, чтобы сразу после института пойти работать. Это направление по подготовке студентов появилось сравнительно недавно, в 2010 году, но споры по поводу его необходимости не утихают до сих пор. Давайте рассмотрим, что это — прикладной бакалавриат, и является ли он полноценным высшим образованием.

Бакалавриат

Многие вузы нашей страны давно перешли на систему двухуровневого образования. Она заключается в том, что студент, отучившись 4 года в университете, получает диплом бакалавра и может пойти с ним либо на работу, либо в магистратуру, которая длится два года. Обучаясь по магистерским программам, студент расширяет свои знания в выбранной области и в дальнейшем имеет шанс поступить в аспирантуру, заняться научной деятельностью.

Вам будет интересно: Риторические вопросы: примеры, теория

Что такое бакалавриат? Разница между бакалавриатом и магистратурой | Университет Синергия

Программа бакалавриата длится четыре года. Поступление происходит на базе среднего полного образования, то есть после 11 класса. Если студент поступает на базе среднего специального образования, то в некоторых случаях срок обучения в вузе может сократиться до 3 лет. После окончания обучения выпускник получает степень бакалавра и соответствующий диплом, который вполне может претендовать на вакансии, где необходимо высшее образование. В 2010 году произошло разделение на программы прикладного бакалавриата и академического бакалавриата.

Виды

Академический бакалавриат — это классическая форма обучения по программам высшего образования. Основной упор в ней делается на полное освоение теоретической базы по данной специальности. Предполагается, что, после получения степени бакалавра, студент поступит в магистратуру и, возможно, займется научной деятельностью.

Прикладной бакалавриат — это форма обучения по программам высшего образования, которая ориентирована не только на теоретическую, но и практическую, профессиональную подготовку студента. Она необходима для подготовки специалистов с высоким уровнем знаний по специальности, но также и с определенным опытом работы в данной сфере.

Суть прикладного бакалавриата

Несмотря на то, что программа введена в эксплуатацию во многих вузах уже около 10 лет, мало кто понимает, что она собой представляет. Безусловно, прикладной бакалавриат — это высшее образование, и диплом такой формы обучения может претендовать на специальности, где необходимо высшее образование.

Главной целью данной программы является подготовка кадров, которые после окончания института смогут приступить к работе без дополнительных стажировок и курсов повышения квалификации. Многие работодатели, заинтересованные в таких кадрах, помогают разрабатывать учебные планы вместе с институтами.

Что такое прикладной бакалавриат

Так же, как и академические, прикладные программы бакалавриата длятся четыре года, по истечению которых выпускник получает диплом о высшем и о средне-специальном образовании. Кроме того, выпускник академического бакалавриата может сразу поступить в магистратуру, а выпускник прикладного — только после того, как отработает несколько лет по специальности. В техникуме или колледже прикладной бакалавриат закончить не удастся.

Направления специальностей

В настоящий момент существует около 60 направлений, по которым разработан стандарт прикладного бакалавриата. Ежегодно студенты поступают на данные учебные программы. Наиболее популярные специальности у абитуриентов:

  • юридические;
  • экономические;
  • экологические;
  • инженерские;
  • социологические.

Также в число прикладных специальностей вошла химия, хореография, информатика, туризм, менеджмент и другие направления.

Более 40 вузов по всей стране поддержали программу прикладного бакалавриата и активно ее внедряют.

Плюсы прикладного бакалавриата

Данная система получения высшего образования давно эксплуатируется в Европе. У нее есть свои существенные плюсы.

Во-первых, введение прикладного бакалавриата — это возможность сделать закоренелую систему образования гибче. Многие студенты, получая заветные корочки о высшем образовании, не идут работать по специальности. Это происходит из-за того, что они смутно представляли свои обязанности на практике. Внедрение большего количества прикладных дисциплин предотвратит разочарование в выбранной профессии.

Читайте также:
Обучение по адаптированной программе что это

Во-вторых, после окончания университета, выпускник может сразу идти работать. Если ему потребуется повышение квалификации, или он сам решит расширить свои знания в изучаемой области, от он может поступить в магистратуру. Такой принцип придает получению знаний в высших учебных заведения осознанность.

В-третьих, прикладной бакалавриат выпускает специалистов, которые имеют квалификацию по выбранной специальности. На рынке труда сейчас дефицит кадров с опытом работы, и многие работодатели скорее примут человека, имеющего представление о профессии, чем выпускника без прикладных знаний.

Источник: 1ku.ru

Что такое прикладной бакалавриат?

Президент России Владимир Путин поручил кабинету министров рассмотреть до 30 июня 2020 года вопрос о введении в российских вузах программ прикладного бакалавриата. Его суть заключается в сочетании программ среднего и высшего профессионального образования .

Ранее, 28 марта 2020 года, по итогам совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию президент утвердил перечень из 35 поручений правительству. Одно из них касалось введения образовательных программ прикладного бакалавриата по отдельным специальностям и направлениям подготовки и возможности реализации таких программ отдельными профессиональными образовательными организациями.

Вопрос-ответ

Согласно приказу Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», в системе высшего образования присутствуют три уровня: бакалавриат, магистратура и специалитет. Бакалавриат при этом делится на академический и прикладной. Такое разделение появилось в России в 2009 году в качестве эксперимента. 9 августа 2009 года вышло постановление правительства РФ № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

С 2010 года студенты некоторых российских вузов могли осваивать ряд профессий по программам прикладного бакалавриата. Участники эксперимента были определены на основании конкурсного отбора, организованного Минобрнауки России с целью тестирования образовательных программ, взаимодействия учебных заведений и работодателей, а также повышения качества профессионального образования. Однако в марте 2018 года в своем приказе № 1061 Минобрнауки утвердило список специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, которую получают выпускники вузов. Из него были исключены формулировки «академический» и «прикладной бакалавр » . Таким образом, сегодня понятие прикладного бакалавриата на уровне законодательства не закреплено.

Что такое прикладной бакалавриат?

Такая форма обучения предусматривает получение выпускниками полного набора знаний и навыков, позволяющих без какого-либо дополнительного обучения приступить к работе на производстве. Во время учебы студенты занимаются производственной практикой, дополнительные стажировки им не нужны. Предполагается, что не менее половины всего обучения студенты проходят практику, включая лабораторные работы, опыты и эксперименты, а также мастер-классы на производстве.

Вопрос-ответ

После окончания учебы выпускник получает не только исчерпывающий набор знаний, но и навыки, необходимые для того, чтобы сразу приступить к работе по специальности. Тем, кто прошел обучение по программе прикладного бакалавриата, выдают диплом бакалавра: документ государственного образца о среднем профессиональном образовании и (или) документ государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Согласно экспериментальной программе прикладного бакалавриата, при поступлении в магистратуру прикладной бакалавр сначала должен был отработать определенный стаж по специальности.

Чем прикладной бакалавриат отличается от академического?

Программа академического бакалавриата предусматривает получение студентами теоретических знаний в конкретной области профессиональной деятельности. Такой классический вариант высшего образования ориентирован на теоретические знания и подготовку выпускников к научно-исследовательской деятельности, а не к практике. Выбирая при поступлении любую из программ академического бакалавриата, абитуриент может продолжить учебу по специальности и получить степень магистра без какой-либо отработки. Все основные навыки выпускник сможет получить уже на работе.

Источник: aif.ru

Прикладной бакалавриат — прогресс неостановим. Но о нём все равно можно будет забыть

Намедни (в конце прошлого года) мы отметили десятилетний юбилей весьма интересного, весьма предсказуемого в текущих реалиях, и по моему мнению, давно востребованного, события, связанного с началом проведения эксперимента в системе высшего профессионального образования облаченного в форму постановления правительства РФ, а затем и в виде приказа от 16 октября 2009 года о реализации которого можно ознакомиться по ссылке: Приказ о постановлении «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования»

Читайте также:
Что за программа donationalerts

image

Тема достаточно старая, и на удивление, мало упоминаемая сейчас (об этом еще поговорим), поэтому наберусь мужества напомнить вам о данном «старовведении», ответив на вопрос: Что же такое прикладной бакалавриат? Согласно той самой реформе, было принято разделение бакалавриата на академический и прикладной.

Их основная разница состоит в том, что первые получают «традиционное» высшее образование, а вторые – обучаются практическим навыкам и имеют более узкую направленность. Подразумевалось (безо всех указаний), что в глазах работодателей «прикладники» чаще всего ценятся более высоко, так как, по сути, они те же «академики» (теоретики), но уже подготовленные к профессиональной деятельности. Подразумевается возможность схемы целевого набора, когда работодатели готовят заказ на определенных специалистов в ВУЗ/ССУЗ, а затем совместно с ним участвуют в учебном процессе, предоставляя студентам собственное производство как место для отработки полученных знаний. После завершения обучения, студенты имеют возможность продолжить работу на этом предприятии на законных основаниях. Поэтому такие выпускники всегда трудоустроены и имеют больше шансов для карьерного роста.

Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации. Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.

Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом (невероятная должность из девятнадцатого века, живущая и по сей день), нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются.

Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе. В этом смысл прикладного бакалавриата.И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.

Такими словами описывал общую специфику прикладного бакалавриата руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) Владимир Блинов еще пять-семь лет назад.

То есть, по сути, выпускники, проходящие программу прикладного бакалавриата по ряду направлений (укрупненных групп) получают все тот же диплом бакалавра, когда образовательные курсы заканчиваются. Он подтверждает, что гражданином получено среднее, либо высшее профессиональное образование. В классическом академическом бакалавриате действуют те же правила по окончании. Но в чем тогда подразумевается конкретные преимущества данного бакалавриата, который проводят в пятидесяти ВУЗах РФ?

Такие направления разрабатываются, чтобы решать такие значимые задачи:

  1. Ликвидация разрыва между рабочими и интеллектуальными должностями
  2. Помощь выпускникам с трудоустройством
  3. Уменьшение риска, связанного с вхождением на рынок труда
  4. Снижение издержек работодателей по доучиванию специалистов на собственные средства
  5. Больше внимания на практику
  6. Новые образовательные программы с дальнейшими перспективами
  7. Диплом выдаётся после защиты проекта и сдачи выпускных экзаменов.

Но что же мешает внедрить повсеместно прикладной бакалавриат до сих пор? Не забываем, что по сути он применим и в системе среднего профессионального образования и может конкретно его поддержать. Объясняется это очень просто — существуют формализации реформирования среднего профессионального образования, в которых наиболее интеллектуально-емкие направления обучения (например, все понятная нам всем на Хабре группа 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника») могут получить ряд привилегий, обзаведясь следующим сценарием проф. обучения:

Например: поступление в колледж после 9ого класса на специальность 09.02.01 «Компьютерные сети и комплексы» с нормативным сроком обучения в 4 года с присвоением квалификации «техник по компьютерным системам» с последующим получением высшего образования в виду потери престижности среднего проф. образования по не очень внятным причинам. Однако, в связи с недавними изменениями в системе высшего профессионального образования, выпускнику колледжа становится не так легко поступить в ВУЗ по специальности.

Во-первых, постоянно ужесточаются требования к вступительным испытаниям, ожидается навязчивое замещение ЕГЭ, во-вторых о поступлении на «3-ий курс нормативной формы обучения ОКУ Бакалавр», как это было раньше, можно забыть. Казалось бы — наш случай: перенаправлять проф.ориентированных молодых людей на продолжение относительно узконаправленного (профильного) обучения в рамках прикладного бакалавриата. Например, в рамках еще двух лет обучения. В итоге студент получит 6-летний цикл базового обучения, и сможет дать фору (при должном уровне прилежности) выпускникам академического бакалавриата, в котором лишь два-два с половиной года обучения связано с спецификой специальности.

Читайте также:
Контролер разрешений что это за программа

К тому же, даже в обход данной схемы, никому не помешает уточнение квалификации, что подразумевает как СПО (среднее профессиональное образование), так и прикладной бакалавриат в ВПО. Четко прописанное и регламентированное название полученной квалификации, как это было со специалитетом, дополнительно завершает проф.ориентацию готового выпускника. Чтоб не было зазорно говорить традиционное «бакалавр по информационным системам и технологиям», а писать «инженер по распределенным системам»/«инженер баз данных и баз знаний»/ «инженер системотехник». Магистратуру в таком случае трогать не стоит — там все абсолютно логично, совершенно иной уровень.

Честно говоря — я так и не понимаю, почему за десять лет данная методология обучения и проф.ориентации не снискала должной популярности и находится в состоянии недооформленной жизни. Я долго искал новый материал по этому поводу — однако какой-либо внятности по этому поводу продемонстрировать не могу. Один сумбур.

Очень напоминает всю эту кашу с проф. образованием наших IT-специалистов, которые по итогу (как и я, собственно говоря), не очень понимают свое профессиональное предназначение, в виду непродуманности ряда очевидно элементарных вещей. Неужели за десять лет нельзя было дать внятную формализацию, объяснив ее будущим абитуриентам? Я узнал о прикладном бакалавриате, когда на него поступил, т.е буквально пару недель назад. Причем, даже не в РФ. Не путайте прикладной бакалавриат с прикладной математикой или химией… Это не одно и тоже, что тоже путает.

А ведь посудите сами, ведь есть же острая нужда не только в рамках определения дифференциации во внутреннем делении (своем, особом) между теми же Сomputer science/ и даже Сomputer arts (пускай будет так, хоть и это неправильно). Профилей подготовки по укрупненной группе 09.00.00 более ста: здесь и 3D-моделлирование, и специализированные компьютерные системы (по отраслям) и встроенные системы) и тому подобное

Но, в лучшем случае профиль будет отражен на бумаге (на дипломе) и выражен одним-двумя междисциплинарными модулями, а другое дело дать весь вариативный компонент по выбору студента/учебного заведения (а это приличная часть нагрузки) на конкретный профиль работы.
Недостаточно сделать двенадцать лабораторных по С++, чтоб разбираться в нем, и недостаточно знать в теории компоненты 1С для бизнеса. Этому нужно посвящать семестры.

И ведь черт побери, это выгодно — и ССУЗы спасти, и ребятам выпускникам дать поработать с актуальными инструментами вдоволь, и обозначать правовую сторону вопросу не эфемерным статусом «бакалавра», а и внятной квалификацией (опять же повторюсь).

В чем же проблема, кто может объяснить? Хорошая же идея, хоть и сыровата несмотря на возраст. Довольно простая в своем смысле. Адаптивная как пластилин. Надеюсь, что прогресс неостановим.

Работать всё равно ничего не будет… Дню памяти Ильи Сегайловича посвящается.

Источник: habr.com

Программа прикладного бакалавриата что это

Dzen

Подключите пакет «Плюс» и пользуйтесь всеми сервисами сайта без ограничений и рекламы:

Полное отсутствие рекламы.

Неограниченный доступ к премиальным сервисам сайта.

5 тестов на выбор профессии с расширенными результатами.

Сервисы сравнения вузов по 50 критериям и специльностей по 22 критериям.

Калькулятор ЕГЭ с дополнительными опциями.

Персональный онлайн робот-помощник с искусственным интеллектом Поступика (планируется).

Все новые сервисы, которые мы планируем выпустить, также будут входить в пакет «Плюс» без ограничений.

Стоимость пакета «Плюс»

Источник: postupi.online

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru