Программа предшкольная подготовка 2100

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100». В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей.

Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого. Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка. Современному дошкольному образованию необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей.

Программа обучения «2100». Платная или бесплатная?

Ребёнок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из дошкольной жизни в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения.Реализация цели предполагает решение ряда задач.1.

Разработка содержания, обеспечивающего:– воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;– развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);– развитие эмоциональной сферы;– цельность детского мировоззрения.2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.3. Формирование опыта самопознания.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению. Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

Кузнецова И.В. | Содержание и организация предшкольной подготовки в ООП «Детский сад 2100»

а) Личностно ориентированные принципыПринцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.Принцип развития. Основная задача дошкольного обучения – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
б) Культурно ориентированные принципыПринцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания.

Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.Принцип ориентировочной функции знаний.

Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
в) Деятельностно ориентированные принципыПринцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.

Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Общая схема организации занятия
(Продолжительность занятия 35 минут)
1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.).Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе её в деятельности ребёнка не возникало затруднения (дети 5–6 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре.Необходимое условие – чёткое объяснение правил игры. В результате каждый ребёнок должен:1) понимать, что от него требуется в игре;2) определить, может он играть в эту игру или не может;3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.Материалы для организации дидактической игры можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это ещё не умеем…). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят её, используя новый способ действия.Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (5 — 7 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребёнком нового материала.

Происходит самооценка ребёнком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки. 5. Повторение и развивающие задания.Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

6. Итог занятия.Дети фиксируют в речи:а) что нового узнали;б) где новое пригодится. Примечание. Во время занятия дети работают за столами 5 — 10 минут. Всё остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении.

Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

Прогнозируемые результаты программы.

Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;
проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;
видеть друг в друге сходные черты и различия;
свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
знать «соседей» числа;
на слух выделять звуки в слове;
составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
пересказывать небольшие тексты;
пользоваться элементарными правилами поведения в городе и природе;
называть свой адрес, название страны, населённого пункта;
определять родственные отношения;
определять сезонные изменения в природе;
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
выполнять на слух инструкции для обучающихся;
ориентироваться в пространстве и времени;
самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.

После завершения обучения в группе подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.

Механизм оценки результатов освоения программы:

наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Циклограмма
работы с родителями будущих первоклассников

Формы работы:
дни открытых дверей;
консультации;
устный журнал для родителей;
педагогический лекторий для родителей.

Тематика:
Родитель – это профессия.
Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
Здоровый ребёнок – хороший ученик.
Советы практического психолога.
Как ребёнку помочь стать самостоятельным.
Как на самом деле любить детей.
Физическая подготовленность ребёнка к школе.
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.
Социально — личностное развитие будущего первоклассника.
Первые дни ребёнка в школе.
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.

Читайте также:
Программа заблокирована так как этот тип файла может причинить вред устройству

Познавательная деятельность включает в себя:

Развитие речи
Подготовку к обучению грамоте;
Подготовку руки к письму.
Ознакомление с окружающим миром
Развитие элементарных математических представлений.
Рисование, лепку, аппликацию.
Физическую культуру


Наименование курса
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов год

1.
По дороге к Азбуке

Источник: globuss24.ru

Концепция предшкольного образования в образовательной программе «школа 2100»

Концепция предшкольного образования (образование детей старшего дошкольного возраста) в комплексной программе «Детский сад 2100» базируется на основных положениях Образовательной системы «Школа 2100», созданной под руководством академика РАО А.А. Леонтьева. Концепция не претендует на выработку механизмов организационно-управленческой и финансово-экономической сфер дошкольного образования. Она направлена, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».

Концепция отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, которое, как указано в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», может быть «рекомендовано гражданам как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы».

О необходимости ориентироваться на заказ общества и думать, прежде всего, о ребенке писал в свое время замечательный педагог и психолог П.Ф. Каптерев.

Сошлемся на его рассуждение о роли государства и общества в образовании: «Общество. заинтересовано, прежде всего, не государственными видами на образование, не строем школ и их законами, а своими детьми, их развитием, их здоровьем, их бодрым и веселым настроением. Благо детей на первом плане.

Поэтому общество есть защитник общего гуманного образования детей. поэтому настоящая научная педагогия — требование общества. Государство педагогией собственно не занимается, оно создает школы и наблюдает за ними, но педагогически не организует их и не управляет ими. Все это делает общество. Оно намечает пути в воспитании и образовании.

Государство пользуется уже готовыми результатами. » (П.Ф. Каптерев; Избранные педагогические сочинения. — М., 1982). При разработке концепции авторы учитывали некоторые социокультурные особенности и тенденции, существующие в сегодняшнем российском обществе, например наличие в нем социального и материального неравенства.

Иначе говоря, это ограничения, накладываемые на принцип общедоступности образования, в том числе предшкольного. Вместе с тем реализация способностей ребенка не должна зависеть от материальных возможностей родителей. В этом заинтересованы и общество, и государство. «Школа 2100» — это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы. Наша главная цель — не ЗУНы, а выращивание функционально грамотной личности. Иначе говоря, мы не «формируем» ребенка по заданной кем-то модели, как гончар «формирует» глиняный горшок на гончарном круге, а выращиваем в каждом творческие способности, готовность к самореализации, поддерживаем в ребенке все то, что связано с «лица необщим выраженьем», с личностным развитием.

В соответствии с основными целями, задачами государственной Образовательной системы «Школа 2100» концепция предшкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который определен нами как развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный. Этот процесс мы противопоставляем «манипулятивной» педагогике, где ребенок выступает как объект процессов обучения и воспитания, а не как личность со своими индивидуальными особенностями.

2. Что такое предшкольное образование? Предшкольное образование, как образование вообще, — это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой — вхождение его в это общество (социализацию). Особенностью нашей концепции предшкольного образования является то, что она одновременно решает две задачи:

1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.); 2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками и пр.).

  • его социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
  • культурное развитие — совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
  • познавательное развитие — собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию — социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная основа для адекватной деятельности человека в мире. При отборе содержания предшкольного образования мы ориентируемся на две основные тенденции в современном российском образовании — вариативность и стандартизацию образования. Под вариативностью понимается способность образования соответствовать потребностям и возможностям различных групп дошкольников и индивидуальным особенностям отдельных детей. Стандартизация образования — это система ограничений, накладываемых на его вариативность в связи с необходимостью обеспечить готовность каждого ребенка к школьному обучению.

3. Предшкольное образование и здоровье детей. Данная концепция предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Следует учитывать, что наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов. К их числу относятся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика.
  2. Интенсификация образовательного процесса.
  3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям.
  4. Нерациональная организация жизнедеятельности детей.
  5. Недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития дошкольников, охраны и укрепления их здоровья.
  6. Недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья детей.
  7. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В связи с этим необходимо определить комплекс мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников. Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления: А. Нормализация учебной нагрузки:

  • отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста;
  • разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению;
  • приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития;
  • разработка методик физиолого-гигиенической и психологической оценки и мониторинга педагогических инноваций.

Б. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

В. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.

4. Технологии предшкольного образования Под технологиями мы понимаем конкретные приемы и средства, используемые в образовательном процессе. Мы не ставим задачу подробно характеризовать существующие технологии дошкольного образования и остановимся только на некоторых вопросах, связанных с их выбором и использованием.

Развивающему образованию чужд безликий фронтальный подход. Соответственно, ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную познавательную деятельность детей и педагога. Интересно, что о необходимости такой деятельности писала еще в 1910-х гг. Н.К. Крупская, критикуя тогдашнюю школу.

Суть ее высказывания сегодня актуальна и для предшкольного образования: «В современной школе все направлено на то, чтобы разъединить учеников, а не сближать их. Отметки, соревнование — все это ведет к развитию зависти, тщеславия.

Все направлено к тому, чтобы отделить ученика от товарищей: ему запрещается что-либо спрашивать у своего соседа; никакой общей работы, которая требовала бы объединенных, совместных усилий, ученикам не дают. » (HJC.Крупская. Избранные педагогические произведения. – М.; Л., 1948).

Функции педагога в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста детей, этапа обучения. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы занятия, сами могли предложить, как действовать в новых условиях.

Действия старших дошкольников становятся более активными, творческими и самостоятельными. Такая организация познавательной деятельности возможна лишь при сохранении игры как ведущего вида деятельности.

Недопустимо построение занятий со старшими дошкольниками по типу школьных уроков (сидение за партами в течение всего занятия, преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений и т.п.). В последнее время четко видна тенденция к натаскиванию дошкольников на учебный материал, что сопровождается нередко объемными, обязательными для детей и родителей домашними заданиями.

На наш взгляд, домашняя работа родителей с детьми возможна, но в разумных пределах и только в следующих случаях: а) в целях выравнивания (если ребенок пропустил занятия и т.д.); б) в целях дифференциации (например, задания для ребенка с ярко выраженными способностями, интересами). В таком случае не возникнет проблемы перегрузки детей.

Говоря об объеме учебной нагрузки для старших дошкольников, следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в объеме материала. Проблема перегрузки зависит и от содержания занятия, и от его структуры, и от используемых методик и педагогических технологий, и от индивидуальных особенностей детей. Отдельно следует сказать о необходимости формирования у старших дошкольников познавательной мотивации. Это возможно, если педагог и родители опираются на мотивы успешности, на возникающее у каждого ребенка ощущение продвижения вперед.

Читайте также:
Как уменьшить размер файла jpg программа

5. Непрерывность и преемственность образования. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.

При этом под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образовательного процесса, обеспечивающих постоянное продвижение детей вперед на каждом из последовательных временных отрезков. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов образования (детский сад — начальная школа и т.д.), т.е. в конечном счете — единая организация этих этапов в рамках целостной системы образования. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до профессионального обучения. Дошкольник при помощи взрослых входит в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир. Основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются следующие:

  1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (Л.С. Выготский).
  2. Возникновение первичных этических инстанций (Л.С. Выготский).
  3. Возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев).
  4. Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец).
  5. Возникновение личного сознания (А.А. Леонтьев).

6. Образовательная среда. Учат и воспитывают не только ДОУ и школа: они есть часть образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками, радио и телевидение, круг чтения и многое другое. Сегодняшние дети, образованием которых мы занимаемся, разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад.

Они, более информированные, раскованные, общительные, не очень здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть значительно большую роль, а это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, скачком расширился до всего земного шара. Произошел также фундаментальный сдвиг в системе ценностей и т.д. В этом контексте особенно важно создать личностно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.

7. Педагог предшкольного образования.

Никакого эффективного предшкольного образования не будет, если не удастся соответствующим образом подготовить педагогов, изменить некоторые их представления: существует опасение, что дошкольные педагоги возьмут на себя функции учителя 1-го класса, учителя начальных классов превратят работу со старшими дошкольниками в имитацию учебного процесса, а кроме того, и те и другие будут заниматься прямым натаскиванием на учебный материал школы. Таким образом, основными показателями готовности педагога к реализации предшкольного образования являются следующие: A. Способность работать в личностной (развивающей, гуманистической) парадигме. Для такого педагога доступна и естественна творческая деятельность, у него сформирована установка на творчество.

Б. Профессиональное знание возрастной педагогики и психологии, владение соответствующими методиками и технологиями.

B. Готовность к саморазвитию, изменению, способность вписываться в постоянно меняющуюся среду, рефлексировать над педагогическим процессом.

8. Роль родителей в предшкольном образовании детей. В свете сказанного выше чрезвычайно актуальной представляется задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка. Решение этой задачи предполагает работу в нескольких направлениях:

  • разъяснение и участие родителей в осуществлении образовательной политики РФ как на государственном, так и на общественном уровне, что становится особенно актуальным в связи с происходящим сейчас дальнейшим реформированием системы образования Российской Федерации;
  • пропаганда среди родителей идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием;
  • помощь родителям, самостоятельно обеспечивающим предшкольное образование ребенка, обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (программой, пособиями для ребенка, методическими рекомендациями с подробным описанием занятий, диагностиками, наглядным и раздаточным материалами).

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ на 5-дневную неделю для ДОУ, работающих по комплексной программе «Детский сад — 2100»

Младшая группа (3 – 4 года)

Средняя группа (4 – 5 лет)

Источник: studfile.net

Программа предшкольной подготовки «Школа раннего развития»

Онлайн-книги

Онлайн-книги

1. Реализация принципа преемственности и обеспечение развития и воспитания детей предшкольного возраста в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
2. Обеспечение достижения детей физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования).

Описание
Размещено в разделе: Общеобразовательное учреждение Учитель Другой тип материала
09 января 2013

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 16800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары.

Лицензия.

«Школа раннего развития»

Программа предшкольной подготовки

детей старшего дошкольного возраста

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программа предшкольной подготовки

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

«Школа раннего развития»

Исполнители и соисполнители

Педагогический коллектив лицея, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и их родители

Законодательная база разработки программы

Закон РФ «Об образовании» (принят 10 июля 1992 г. №3266-1 в ред. от 27.12.2009 №374-ФЗ);

Федеральный закон РФ №83-ФЗ от 08.05.2010

«Санитарно-эпидемиологическими требования к условиям, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений. СанПиН 2.4.2.2821-10»

Концепция Образовательной системы «Школа 2100»;

Требования ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы(утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373);

Устав образовательного учреждения

Положение об организации предшкольной подготовки в МОУ «Лицей №3 им П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»

Положение ОУ о порядке предоставления дополнительных платных услуг

Полное название учебного заведения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №3 имени Петра Аркадьевича Столыпина города Ртищево Саратовской области»

ул. Пугачёвская, 6

Организационно-правовая форма

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ртищевского муниципального района

Пояснительная записка

В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.

С целью преемственности образования в МОУ «Лицей №3 им. П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области» осуществляется подготовка к обучению в начальной школе детей старшего дошкольного возраста.

Программа подготовки детей «Школа раннего развития» разработана в соответствии с

— Законом РФ «Об образовании» (принят 10 июля 1992 г. №3266-1 в ред. от 27.12.2009 №374-ФЗ);

— Федеральным законом РФ №83-ФЗ от 08.05.2010

— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений. СанПиН 2.4.2.2821-10»

— Концепцией Образовательной системы «Школа 2100»;

— Требованиями ФГОС начального общего образования к структуре основной образовательной программы(утв. приказом Минобрнауки РФ от 6октября 2009 г. №373);

— Уставом образовательного учреждения

— Положением об организации предшкольной подготовки в МОУ «Лицей №3 им П.А. Столыпина г. Ртищево Саратовской области»

— Положением ОУ о порядке предоставления дополнительных платных услуг

Ц ел и программы :

  1. Р еализ ация принцип а преемственности и обеспечение развити я и воспитани я детей предшкольного возраста в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
  2. Обеспечение достижения детей физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования).

Достижение поставленных целей требует решения определённых задач.

Задачи программы:

  1. Подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие) .
  2. Подготовить детей к обучению именно в лицее (работа в коллективе, общению со взрослыми и сверстниками).
  3. Учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей.
  4. Формирова ть опыт практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
  5. Выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.
  6. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами , определёнными Федеральными государственными требованиями:

— обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей предшкольного возраста;

— основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

— предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках образовательного процесса;

— предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

Читайте также:
Установить программу принтера epson l120

a) Личностно ориентированные принципы

  • Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей пред школьного возраста.
  • Принцип развития. Основная задача – целостное развитие личности ребёнка и готовность к дальнейшему развитию.
  • Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы

  • Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
  • Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
  • Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
  • Принцип ориентировочной функции знаний. Задача пред школьного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
  • Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

в) Деятельностно ориентированные принципы

  • Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
  • Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству , т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:

1) формирование произвольно го поведения;

2) овладение средствами и эталона ми познавательной деятельности;

3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека);

4) мотивационная готовность.

Программа реализована в конкретных пособиях, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов.

— «Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста)». Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина, А.А. Вахрушев, О.В.

Чиндилова и др. – М.: «Баласс», 2010.

— Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Пособие для старших дошкольников в 3-х ч. – М.: «Баласс», 2011.

— Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников. Часть 3-4 (5-6 лет). – М.: «Баласс», 2012

— Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Наши прописи. Тетрадь для дошкольников 5-6 лет. Часть 1-2. – М.: «Баласс»; «Школьный дом», 2011

— Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Маслова И.В., Наумова Ю.И. Здравствуй, мир! Часть 4. Пособие по ознакомлению с окружающим миром для старших дошкольников/ Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: «Баласс», 2011

— Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3 и 4/ Под науч. ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. – Изд. 4-е, испр. – М. «Баласс», 2012

— Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2012

Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.

Содержание программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей и предназначена для детей 5-6 летнего возраста.

Возрастные особенности детей предшкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно.

Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Педагог помогает ребёнку понять его новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможности со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит пред ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует усвоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Серьёзное внимание уделяет педагог развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в предшкольной группе. Интерес к школе развивается естественным путём через посещение занятий в группе подготовки к школе, совместные дела со школьниками, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.

Главное – связать развивающий интерес детей к новой социальной позиции «Хочу стать школьником» с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры проводятся ежедневно.

Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников преимущественно в форме подгрупповых занятий и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности, в общении педагога с детьми создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Педагог старается разнообразить практику общения с каждым ребёнком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда учит ребёнка новым умениям, способам действия; по типу равного партнёрства, когда педагог – равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослыми, дают советы и т.п.

Важным показателем самосознания детей 5-6-ти лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться их преодолеть.

Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.

На базе лицея в группе предшкольной подготовки «Школа раннего развития» осуществляется только познавательная деятельность , которая представлена следующими разделами:

  • Развитие речи и подготовка к обучению грамоте;
  • Введение в математику;
  • Ознакомление с окружающим миром;
  • Введение в художественную литературу.
  • Лепка, аппликация и конструирование.

Источник: www.uchmet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru