Актуальность исследования. Первый период становления рыночных отношений в Российской Федерации может быть охарактеризован как недостаточно внимательный к проблемам профессионального самоопределения выпускников школ. Настоящий период характеризуется возрастающим вниманием со стороны органов власти и администрации школ к возрождению и развитию профориентации.
В частности, это находит свое выражение и во внедрении препрофильной подготовки и профильного профильного обучения во многих российских школах. К сожалению, далеко не во всех образовательных учреждениях к предпрофильной подготовке учащихся подходят с необходимым вниманием.
В некоторых образовательных учреждениях неграмотная организация предпрофильной подготовки приводит к тому, что детьми совершаются грубые ошибки выбора профиля обучения. Согласно социологическим исследованиям, большинство подростков уже к 9-му классу выбрали профессию. Вызывает серьезные сомнения качество и обоснованность этого выбора.
Современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.
Предпрофильная подготовка учащихся
Значительный вклад в разработку проблемы профессионального самоопределения школьников внесли такие ученые как К. М. Гуревич, Е. А. Климов, В. Н. Кудряшов, 3 И. Н. Назимов, С. Я. Батышев, П. В. Симонов, Р. В. Овчарова, Н. С. Пряжников, В. Г. Степанов, Дж. Холланд, Р. Б. Кэттел и мн. др.
Цель- проведение пилотажного исследования уровня профессионального самоопределения обучающихся на предпрофильном этапе обучения
1. Изучить концепцию предпрофильной подготовки в современной школе
2. Выявить особенности профессионального самоопределения подростков
3. Выявить факторы,влиящие на уровень профессионального самоопределения
4. Разработать программу предпрофильной подготовки
5. Обработать полученные результаты
Объект: система предпрофильной подготовки подростка
Предмет: пилотажное исследование проблемы формирования профессионального самоопределения подростка на этапе предпрофильной подготовки.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; тестирование; качественная и количественная обработка эмпирических данных; составление библиографического списка.
Гипотеза исследования — мы предполагаем, что профессиональное самоопределение подростков будет формироваться более эффективно, если выявить профессиональные предпочтения и ведущий тип мотивации.
Глава 1 Теоритические основы изучения профессионального самоопределения подростков в предпрофильной подготовке
1.1 Концепция предпрофильной подготвки в современной школе
Одним из основных направлений модернизации современной школы является введение предпрофильной подготовки учащихся в старшей школе с целью повышения качества подготовки школьников к обучению в системе профессионального образования, обеспечения высокого уровня образовательной подготовки, рефлексии, самоконтроля, необходимого для взвешенного принятия решений в выборе сферы профессиональной деятельности и их успешной социализации.
Программа предпрофильной подготовки «Карьерист»
Понятие предпрофильной подготовки новое для отечественной педагогической науки и практики. Впервые оно появилось и в Концепции профильного обучения, где сказано, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Этот выбор ложится в основу определения им своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет реализована либо в учреждениях начального или среднего профессионального образования,либо на старшей ступени общего образования в рамках профильного обучения.
Предпрофильная подготовка — представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования.
Осуществляется предпрофильная подготовка на основании Закона РФ «Об образовании»,Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования «Концепции профильного обучения старшей ступени общего образования».
В условиях предпрофильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни. Выбор профиля дальнейшего обучения не должен быть формальным, искусственным, случайным. В то же время известно, что учащиеся выпускных классов основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения.
Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (за компанию с товарищами, по совету взрослых, под влиянием общественных стереотипов). К причинам сложившегося положения следует отнести:
1) недостаточное внимание педагогов психолого-педагогической поддержке самоопределения школьника;
2) отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов;
3) слабые контакты между школой и ступенями профессионального образования не только в аспекте преемственности содержания образования, но и подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Такая ситуация существенно затрудняет решение проблемы самоопределения школьников в выборе профиля обучения, пути продолжения образования, профессиональной карьеры.
Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения выпускника основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
«Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования». Таким образом, предпрофильная подготовка призвана:
— актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов,
— обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой,
— создать условия для полученияу чащимися минимального личного опыта в отношении различных областей профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений работы:
- Информационная работа.
- Психолого-педагогическое сопровождение
Источник: studfile.net
Образовательная программа по предпрофильной и профориентационной подготовке учащихся.
рабочая программа
В рамках модернизации образования РФ на новый план в деятельности образовательных учреждений выходит программа предпрофильной подготовки школьников, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией системы профориентационной работы в ОУ.
Ситуация по данной проблеме в школе на современном этапе характеризуется параметрами:
-отсутствие системной работы по организации профориентационной и предпрофильной подготовки учащихся;
-необеспеченность образовательных учреждений необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, программами, учебно-наглядными пособиями, литературой, видеофильмами и т.д.;
— неготовность учащихся к решению проблемы продолжения образования после школы;
-низкой мотивацией, несформированность у учащихся профессионального прогнозирования.
В образовательных учреждениях недостаточная работа подготовки детей к эффективному поведению в условиях современного рынка труда, поэтому необходимо разработать модель профориентационной и предпрофильной подготовки школьников.
- создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;
- разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, в условиях современной массовой школы.
- создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
- наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
- раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий;
- сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру;
- разработать, апробировать корректировку образовательных программ в области профессионального самоопределения школьников;
- повышать профессиональный уровень педагогического коллектива;
- предоставить возможность учащимся школы выполнить серию различных проб в системе «Человек – техника», «Человек – природа», «Человек – знак», «Ч-худ. образ» » и т.д
Программа по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки включает следующие направления деятельности:
- Профпросвещение ; — информирование о массовых и редких профессиях, пропаганда профессий различными формами и средствами (кино, радио, телевидение, книги, лекции, диспуты идр.).
- Прорфвоспитание –формирование склонностей и профессиональных интересов школьников.
- Профконсультация — практическая помощь в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. Профконсультация, нацелена в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.
Данная программа реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, службой занятости, учреждениями, организациями села и города.
И осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы основной школы.
Профориентационная работа в школе проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессионально важных качеств человека, строится на основе личностного восприятия мира профессии, приближенного к кругу профессий ближайшего окружения (родителей, знакомых и т. д.) путем расширения представлений о мире профессий.
Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующей возрастным особенностям учащихся.
Профессиональная ориентация в образовательном учреждении включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие профессиональных интересов и склонностей.
Профориентационная работа в школе осуществляется в системе внеклассных, общешкольных мероприятий.
Основная образовательная программа по предпрофильной подготовке учащихся в общей сложности составляет 170 часов в учебном году, из них 35 часов на изучение обязательного элективного курса «Твоя профессиональная карьера» и 35 ч. профессиональной пробы , по 15 часов отводится на информационную и профконсультационную работу(всего 30ч), 70 ч профориентационной работы в начальной школе.
Модель предпрофильной подготовки учащихся состоит из следующих циклов:
Цикл- обязательного элективного курса «Твоя профессиональная карьера»
Цикл П.П — социальные практики, профессиональные пробы, экскурсии,
Районная, республиканская. ярмарка учебных мест.
Готовность школьника к самостоятельному выбору профиля обучения может оцениваться по следующим критериям:
— наличие и выраженность ценностей, связанных с необходимостью выбора профиля;
— характеристики целей продолжения образования в профильной школе и запроса к ней;
-информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для жизненного и профессионального становления;
-уровень самопознания, востребованного в ситуациях учебного и профессионального самоопределения;
-наличие опыта, выраженного в предметных, надпредметных и ключевых компетентностях, необходимых для индивидуального планирования профильного обучения.
Ключевая характеристика выпускника системы предпрофильной подготовки: учащийся подготовлен к осознанному выбору профиля на старшей ступени.
Участники программы: учащиеся 9 -11 кл классов, учащиеся начальной школы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СИСТЕМЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Источник: nsportal.ru
Программа внеурочной деятельности «Предпрофильная подготовка»
Масштабность перехода на профильное обучение требует разработки и применения
системы его психолого-педагогического сопровождения, которая, с одной стороны,
интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической
работы и, с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов
образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна
обеспечить формирование у школьников способности к сознательному и ответственному
выбору, которая должна стать основой проектирования ими собственного жизненного
пути. Программа рассчитана на 1 час в неделю.
преподаватели
Цели программы
Результат программы
Запись недоступна
Рекомендуем посмотреть
«Дили-дон»
Программа направлена на развитие музыкальных способностей детей, на формирование основ музыкальной культуры.
В настоящий момент запись закрыта. Возможно, запись будет открыта в ближайшее время, пожалуйста, следите за информацией.
«Фортепиано» (5 лет)
Получение теоретических знаний, освоение практических навыков игры на фортепиано.
В настоящий момент запись закрыта. Возможно, запись будет открыта в ближайшее время, пожалуйста, следите за информацией.
- ПРЕДПРОФ. программа
10 — 16 лет
Предпрофессиональная программа «Живопись»
Приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в области изобразительного искусства, профориентация
В настоящий момент запись закрыта. Возможно, запись будет открыта в ближайшее время, пожалуйста, следите за информацией.
- доступна оплата сертификатом
«Разноцветные ступеньки»
Программа направлена на развитие личности ребенка посредством единства умственного, нравственного и эстетического воспитания.
В настоящий момент запись закрыта. Возможно, запись будет открыта в ближайшее время, пожалуйста, следите за информацией.
Источник: dop10.ru