Любой научный поиск предполагает предварительную работу, целью которой является определение общих рамок исследования, формулирование его целей и задач, выявление основных этапов. Значение этой предварительной работы для прикладных социально‑правовых исследований заметно возрастает, так как здесь исследователь, как правило, имеет дело с отбором большого количества эмпирических фактов, с неизбежными при этом значительными затратами времени, человеческих усилий и финансовых средств.
Именно поэтому при проведении социально‑правовых исследований составлению программы следует уделить особое внимание. Тщательно разработанная программа – необходимое условие качественного исследования. Она дисциплинирует деятельность исследовательского коллектива, позволяет продуктивно и экономно распорядиться трудовыми и материальными ресурсами и в конечном счете является гарантией успеха исследовательского проекта.
Большинство специалистов в понятие программы социально‑правового исследования включают комплекс методологических и теоретических задач, а также перечень методических и технических приемов деятельности исследователя. В то же время ученые придерживаются разных взглядов на то, какими должны быть глубина и объем предварительной теоретической работы на этапе составления программы.
Вебинар «Правовые основы проведения патоморфологического исследования что важно знать клиницисту»
На практике сложились две разницы по этому вопросу. Придерживающиеся одной из них полагают, что на разработку программы не следует жалеть сил и времени, добиваясь по возможности наиболее полного представления о характере и последовательности действий социолога, о теоретических выводах и практических результатах исследования. В итоге эти усилия окупятся сполна. Социологи, придерживающиеся другой позиции зрения, допускают возможность «проработки» методологических и теоретических проблем в самом общем, «эскизном» виде, рассчитывая на то, что неясные вопросы могут быть уточнены и конкретизированы непосредственно в процессе исследования.
По‑видимому, обе позиции имеют право на существование, так как отражают конкретные исследовательские ситуации, связанные с различной степенью предварительного научного «проникновения» в изучаемые проблемы. Составление программы – всегда дело творческое. Здесь нет необходимости в жестких регламентациях. И все же социолог всегда должен стремиться к возможно более полной и тщательной разработке методологических и теоретических проблем на предварительной стадии исследования.
В этой связи полезно указать на те объективные требования к программе, которым она должна отвечать. Программа социально‑правового исследования, вне зависимости от ориентаций и предпочтений ее разработчиков, должна представлять собой совокупность научных правил, методических процедур и технических приемов, с помощью которых сначала осуществляется отбор и накопление фактических данных, а затем – их анализ, обобщение и интерпретация.
Обычно, так сказать, в идеальном, неусечённом виде, программа социально‑правового исследования включает два раздела: методологический и процедурный.
Мастер-класс «Правовое исследование»
Методологический раздел составляют следующие вопросы:
1. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
2. Характеристика целей и задач исследования.
3. Интерпретация основных понятий.
4. Предварительный системный анализ объекта изучения.
5. Формулирование основных гипотез.
Процедурный раздел программы включает:
1. Принципиальный (стратегический) план исследования.
2. Описание методов и техники сбора данных.
3. Совокупность методов и приемов анализа данных.
В дополнение к этим разделам, как правило, программа включает рабочий план, в котором намечаются основные этапы исследования, определяются временные сроки его проведения, оцениваются необходимые материальные затраты.
Источник: studfile.net
Программа социально-правового исследования
Социологическое исследование (СИ) – это система последовательных методологических и организационно-технических процедур получения достоверных данных об изучаемых социальных явлениях и процессах с целью приращения научных знаний или решения конкретных социальных задач.
Классификация исследований производится по разным основаниям, в зависимости от преследуемых целей. В зависимости от глубины и целей исследования выделяют следующие виды социологического исследования:
• разведывательное (пилотажное);
• описательное (установление связей элементов);
• аналитическое (установление причин или факторов изучаемых явлений).
Разведывательное (пилотажное) исследование – это пробное исследование, осуществляемое с целью проверки качества подготовки основного массива исследовательских операций. В ходе его уточняются цели, задачи и гипотезы исследования, осуществляется доработка и исправление инструментария. Проводится это исследование на ограниченной совокупности изучаемого объекта и предназначено для получения оперативной информации. На его базе развертывается методология оперативного социологического исследования, которое зачастую проводится в оперативном режиме при быстро изменяющихся событиях.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического изучения социального объекта. Обычно применяется для изучения большой общности, отличающейся разнообразием признаков и характеристик. В исследовании такого вида осуществляется сравнение изучаемых параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта.
Аналитическое исследование – самый сложный и углубленный тип социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого объекта, но и выяснение причин социальных явлений и процессов. Подготовка аналитического исследования – достаточно ответственная операция, она требует тщательной разработки программы исследования, всех исследовательских и аналитических операций.
В социологическом исследовании выделяют три этапа: подготовительный, полевой (основной) и этап обработки и анализа (заключительный).
На первом, подготовительном этапе, происходит обоснование исходных методологических установок, в рамках которых разрабатывается программа исследования.
Программа социологического исследования – это документ, содержащий методологические и процедурные предпосылки научного поиска. По содержанию – это изложение логики исследования, направляющей научный поиск, описание и обоснование конкретных методических приемов сбора и анализа социологической информации, необходимой для решения проблемы.
Соответственно этим содержательным целям в программе выделяют два раздела: теоретико-методологический и методико-процедурный (методику).
Первым этапом разработки теоретико-методологического раздела программы является выбор определенной темы исследования.
Как правило, студенты желают исследовать то, что актуально именно для них. Данное стремление стоит приветствовать, но, тем не менее, следует предостеречь студенческие исследовательские группы от выбора предельно «широких», имеющих философское звучание проблем, поскольку в этом случае материал исследования трудно формализовать. Соответственно, трудно и сформулировать гипотезы исследования, поддающиеся эмпирической проверке.
Студенты должны учитывать, что необходимость проведения исследования обусловливается наличием проблемной ситуации – несоответствием функционирования объекта (процесса, явления) потребностям его дальнейшего развития. В качестве проблемной ситуации могут выступать: общественные конфликты, трудности в реализации каких-либо социальных проектов, дисфункциональные явления социальной жизнедеятельности.
Четкое выделение той конкретной области социальной реальности, которая выступает носителем проблемы, совпадает с обозначением объекта исследования. Как правило, объектом исследования выступают различные элементы социальной структуры общества (конкретные социальные группы, этнические, демографические, профессиональные общности людей). Уточнение объекта обеспечивается также определением генеральной и выборочной совокупности, задающей масштаб исследования. Например, объектом исследования «Идолы и идеалы молодежной субкультуры» могут быть только студенты, но могут быть также и представители всех групп молодежи.
Предмет исследования – это определенная сторона, свойство, состояние исследуемого объекта, который фиксирует познавательные границы исследования. Так, например, предметом исследования «Идолы и идеалы молодежной субкультуры» может быть система ценностей и ценностных ориентаций в целом, предпочтения и вкусы в области современной музыки, политические убеждения и т. д.
Итогом проделанной работы выступает формулировка цели и задач исследования. Цель социологического исследования – модель ожидаемого конечного результата исследования – определяет доминирующую познавательную ориентацию социолога. Она может быть теоретической (получение нового теоретического знания о структуре, функциях, формах развития социального объекта), методической (отработка методики, отдельных процедур, инструментария социологического исследования) или прикладной (получение практических рекомендаций по совершенствованию объекта).
Задачи исследования представляют собой систему конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. Это те действия, которые планируется совершить для достижения цели. «Изучить…», «составить…, «проанализировать… — такими словами обычно начинаются формулировки задач исследования.
Наиболее важным этапом разработки методико-процедурной части программы выступает процедура обоснования выборочной совокупности. Результативное социологическое исследование должно основываться на подлинно репрезентативной выборочной совокупности, воспроизводящей все характеристики генеральной совокупности. Генеральная совокупность — это совокупность всех элементов, выступающих носителями исследуемой проблемы, а выборочная совокупность — это модель генеральной совокупности, сформированная по определенным правилам. Репрезентативность — свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
Формирование выборочной совокупности позволяет получить данные, изучив характеристики минимума элементов генеральной совокупности. Основными способами формирования генеральной (обследуемой) совокупности выступают: сплошное исследование (полный охват всех элементов), исследование основного массива (изучается большая часть элементов), монографическое исследование (изучается часть элементов объекта по ряду типичных для него признаков) и выборочный метод (строится выборка). Если выбранные исследования относятся к ограниченному классу объектов (например, «Влияние местожительства на успеваемость студентов БарГУ» или «Динамика межличностных отношений студентов-первокурсников группы ПХ-11»), то возможно обойтись и без построения выборочной совокупности, но, если заявленная тема сформулирована более широко (например, «Музыкальные ориентации современного студента» или «Ценность образования в представлении современной молодежи»), то выборка оказывается необходимой.
Существуют различные способы формирования выборочной совокупности и методы расчета объема выборки. Этому вопросу посвящена обширная литература как по социологии, так и в области статистики, в которой выборочные методы исследования разработаны давно и успешно используются.
Среди способов формирования выборочной совокупности выделяют два основных вида:
• метод типичных отдельных случаев или монографическое исследование, генеральной совокупностью в котором являются отдельные типичные единицы наблюдения либо даже одна единица какого-либо класса явлений; например, конкретная семья может изучаться на протяжении ряда лет, что оговаривается в программе исследования;
• статистические выборочные методы, которые, в свою очередь, делятся на две группы:
а) выбор по усмотрению, к которому относится целенаправленный выбор и квотный, т.е. выбор в виде квот (пропорций) изучаемых признаков;
б) случайный (вероятностный) выбор: чисто случайный, районированный (выбор слоями) и гнездовая или серийная выборка.
Источник: megalektsii.ru
Основные процедуры социальных правовых исследований
В социальном правовом исследовании чаще всего выделяют следующие пять процедур: 1) составление программы исследования; 2) сбор эмпирической информации; 3) обработка и обобщение данных; 4) научный анализ и объяснение данных; 5) изложение итогов исследования.
Вторая процедура социального правового исследования сводится к сбору первичной информации, или, на языке социологов, — полевому обследованию. Современная социология располагает достаточно широким набором методов сбора и изучения единичных фактов.
Это могут быть методы анализа письменных документов, непосредственного наблюдения, опроса, социального правового эксперимента и др. Сбор осуществляется в соответствии с методикой, предусмотренной программой, и с использованием разработанных форм исследования. На этой стадии требуется решить две главные задачи: 1) обеспечить сбор информации в количестве, предусмотренном программой, иначе исследование будет нерепрезентативным; 2) собрать качественный материал, т. е. получить информацию, которая бы верно и полно отражала исследуемый объект, соответствовала его действительному состоянию. Данная задача достигается специальной подготовкой интервьюеров, строгим выполнением ими инструкций, опросов компетентных лиц и другими способами.
Третья процедура социального правового исследования подразумевает обработку и обобщение данных, статистический анализ первичной информации, полученной в процессе полевого обследования. Поскольку массив такой информации может быть довольно объемным, то процедура статистического анализа, как правило, осуществляется с применением современной вычислительной техники, позволяющей успешно проводить многофакторный анализ и устанавливать регрессионные (корреляционные) показатели.
Данные, полученные в ходе статистического анализа первичной информации, подлежат объяснению и обоснованию. Связи и отношения, устанавливаемые в ходе статистического анализа, сами по себе ничего доказывать не могут, поскольку они могут содержать как действительные, так и мнимые связи. Чтобы выявить действительные связи и отношения, их нужно объяснить с позиции общей теории права или иной юридической науки. Поэтому важнейшей стадией социального правового исследования выступает четвертая процедура — научный анализ и объяснение данных.
Объяснить статистическую закономерность или иной научный факт — значит установить его место в системе науки, раскрыть его сущность, определить связи факта с другими компонентами научного знания, истинность которых уже доказана. С логической стороны объяснение выступает как дедукция, т. е. подведение особенного под общее и всеобщее. Поэтому необходимыми компонентами объяснения выступают статистический закон или факт, подлежащий объяснению, и система теоретических положений, выводов науки, способная объяснить эту закономерность или данный факт.
При проведении пятой процедуры результаты теоретического анализа данных социального правового исследования и полученные на их основе выводы излагаются в форме научного отчета, статьи, иной научной работы в целях доведения полученных результатов до научной общественности и вовлечения их в научный оборот, использования в других исследованиях и работах.
Конечная цель исследования достигается лишь при проведении четвертой процедуры, когда удается дать научное объяснение полученной в ходе социологического наблюдения информации. На предшествующих стадиях проводится хотя и необходимая, но подготовительная работа. Таким образом, процедуры социального правового исследования находятся между собой в устойчивой иерархической связи.
Содержание иерархической связи процедур социального правового исследования характеризуется тем, что:
1) итоги деятельности, осуществленной при проведении одной процедуры, выступают основанием для другой процедуры. Социологическое наблюдение, проводимое в целях сбора социологической информации, проводится на основе программы и формы исследования, подготовленных на первой, начальной стадии исследования. Полученная информация подвергается обобщению и статистической обработке, а затем начинается ее теоретический анализ. Чтобы полученные результаты оказались доступными широкой научной общественности, исследовательский коллектив по итогам исследования готовит статьи, монографии и иные научные публикации;
2) каждая процедура социального правового исследования имеет четко установленное место по отношению к другим процедурам в структуре исследования. Логика познания требует осуществления процедур в строго определенной последовательности, которая не может нарушаться по желанию исследовательского коллектива;
3) социальное правовое исследование может приводить к получению подлинно научной, объективной и репрезентативной информации лишь при условии последовательного и правильного проведения исследовательских процедур, необходимых для данного исследования. Брак в социальном правовом исследовании, как и в любой иной форме научного познания недопустим.
В связи с тем, что информация, получаемая на одной стадии исследования, выступает исходным началом для другой, то только качественная информация, последовательно получаемая на всех стадиях, обеспечивает успех социального правового исследования. И, наоборот, неполная или неточная информация, полученная на стадии сбора, приводит к неверным результатам на последующих стадиях, даже при условии надлежащего выполнения всех необходимых исследовательских процедур. Научный анализ может иметь объективно-истинные результаты при том непременном условии, что он основывается на объективно-истинной информации. В то же время качественная первичная информация не гарантирует отсутствие ошибок на стадиях ее статистического и теоретического анализа. И только верное применение всех соответствующих социальному правовому исследованию методов, приемов обеспечивает успех исследования в целом, получение объективно-истинных знаний, которые были нужны для решения соответствующей научной или практической проблемы.
Источник: poisk-ru.ru