1 раздел. Организация работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ.
1.1. Сущность пожарной безопасности.
1.2. Создание развивающей предметно – пространственной среды по обучению пожарной безопасности.
1.3. План информационного обеспечения групп по обучению пожарной безопасности группы МБДОУ№25 «Родничок» на 2015-2016 учебный год.
1.4. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе.
1.4.1. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности МБДОУ №25 «Родничок».
1.4.2. Формы работы с детьми.
1.5. Работа по обучению мерам пожарной безопасности с педагогами МБДОУ№25 «Родничок».
1.6. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №25 «Родничок».
1.6.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №25 «Родничок» на 2015 -2016 учебный год.
Азбука безопасности — Пожарная безопасность — Все серии | Смешарики 2D. Обучающие мультфильмы
1.6.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №25 «Родничок» на 2016 -2017 учебный год.
1.6.3. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №25 «Родничок» на 2017 -2018 учебный год.
1.6.4. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №25 «Родничок» на 2018 -2019 учебный год.
1.6.5. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива МБДОУ №25 «Родничок» на 2020 -2021 учебный год.
1.7. Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №25 «Родничок» на 2015 -2016 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №25 «Родничок» на 2016 -2017 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №25 «Родничок» на 2017 -2018 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №25 «Родничок» на 2018 -2019 учебный год.
1.7.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей МБДОУ №25 «Родничок» на 2020 -2021 учебный год.
2. раздел. Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей группы МБДОУ №25 «Родничок»
3. Показатели эффективности программы
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования, вопросов обеспечения безопасных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины несчастных случаев с детьми и взрослыми, особенно касающиеся пожарной безопасности. Ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому вопрос обеспечения охраны жизни и здоровья всех участников образовательного процесса является главным для любого дошкольного учреждения.
Действия при пожаре: правила пожарной безопасности
Обращение к историческим легендам и притчам показывает, что подарив людям огонь, Прометей подарил им возможность подняться над миром животных. Но с тех пор человечество много тысяч лет упорно работает над проблемой пожаробезопасности, но до сих пор отсутствует ее абсолютное решения. Огонь — стихия, с которой человек обязан считаться, которую должен уважать и даже опасаться. Огонь, с одной стороны, источник жизни, тепла, с другой — источник опасности. Потому людям важно научиться использовать огонь, не только удовлетворяя свои потребности в пище, тепле, но и обеспечивая собственную безопасность.
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса необходимо не только создание условий, но повышение компетентности сотрудников МБДОУ, родителей и воспитанников в вопросах пожарной безопасности. Поэтому можно считать, что противопожарная безопасность — одна из самых актуальных задач. Она обусловлена:
1. Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих практических умений поведения при пожаре;
2. Отсутствием образовательных программ обучения детей по пожарной безопасности;
3. Отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;
4. Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту; избегания пожароопасных ситуаций;
5. Недостаточной компетентностью родителей в вопросе пожарной безопасности.
6. Недостаточное внимание пожарной безопасности в ходе воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого с детьми дошкольного возраста.
7. Отсутствие четкого распределения программного содержания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Поэтому на сегодняшний день возникла необходимость формирования у всех участников воспитательно-образовательного процесса осознанного отношения к противопожарной безопасности.
Дошкольный период является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Главная цель Программы : формирование у всех участников воспитательно-образовательного процесса навыков безопасного поведения в быту.
- Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;
- Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;
- Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
- Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
- Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
Решение работы по формированию пожарной безопасности со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим, опираясь на принципы.
2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.
3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, и при конкретизации целей и задач.
4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.
Данная программа рассчитана пять лет (2015-2016 г.г. -2019-2020 г.г.)
1 раздел. Организация работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности в МБДОУ
1.1. Сущность пожарной безопасности
Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека вовремя его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников.
Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С.Вернадский, М.В.Ломоносов, И.М.Сеченов). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А.Адлера, Б.Паскаля, З.Фрейда. В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, Д.В.Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г. Хромцовой, К.Ю.Белой
Сущность пожара, причины
Под пожарной безопасностью объекта понимается такое его состояние, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей
Пожаром называется процесс горения, возникший непроизвольно (или по злому умыслу), который будет развиваться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, либо не возникнут условия, приводящие к самопотуханию, либо не будут приняты специальные активные меры по его локализации и тушению.
Горение — химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света.
Под очагом пожара понимают место (участок) наиболее интенсивного горения. Первоначальным очагом пожара может быть небольшой участок или предмет, а по мере развития пожара может стать все помещение, охваченное огнем.
При пожаре происходит:
- Горение с выделением теплоты, света и продукта сгорания;
- Газообмен под воздействием конвенционных потоков горячих и холодных газов, обеспечивающий доставку в зону горения окислителя и отвод из нее продуктов сгорания;
- Передача теплоты из зоны горения в окружающее пространство (опасность загорания рядом стоящих объектов).
Зона горения — занимает часть пространства, в котором протекают процессы термического разложения горючих материалов в объеме диффузионного факела пламени;
Зона задымления — зона, где продукты сгорания поднимаются над зоной горения в виде тепловой струи и образуют в верхней зоне под перекрытием слой дыма.
Классификация пожаров по типу
- Индустриальные (пожары на заводах, фабриках и хранилищах).
- Бытовые пожары (пожары в жилых домах и на объектах культурно-бытового назначения).
- Природные пожары ( лесные , степные, торфяные и ландшафтные пожары).
Причины возникновения пожаров
- Неосторожное обращение с огнём;
- Несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования и электрических устройств;
- Самовозгорание веществ и материалов;
- Разряды статического электричества ;
- Грозовые разряды;
- Поджоги ;
- Неправильное пользование газовой плитой
- Солнечный луч, действующий через различные оптические системы
Можно выделить несколько основных свойств пожаров:
Высокая температура пламени , достигающая в наиболее горячей части 1200-1400 0 С, передача тепла теплоизлучением, конвекции. Например, при пожаре в помещении с закрытой дверью около 40% тепла передаётся посредством излучения пламени на стены, 5% — через проёмы наружу и 50-55% уносится конвективными потоками также наружу через верхнюю часть окон.
Излучение пламени вызывает ожоги и болевые ощущения у людей, находящихся в зоне пожара. Минимальное расстояние от очага пожара, на котором может находиться человек, м: R=1,6H, где H — средняя высота факела пламени. Эту формулу нужно знать и в случае необходимости уметь применить. Люди в возбуждённом состоянии могут не заметить, что обожглись, или заметить это слишком поздно.
Наличие дыма резко снижает видимость внутри зданий и сооружений. Задымление создаёт угрозу для жизни людей, затрудняет спасение пострадавших.
Наличие токсичных газов в дыме (оксид углерода, оксид азота, сернистый газ, фосген) может привести к отравлению и смерти.
Температура дыма также представляет собой большую опасность для жизни людей. Этот факт часто не учитывают. Так, при температуре вдыхаемого дыма 60 0 С (при отсутствии токсичных веществ) может наступить смерть.
Перенос огня на смежные здания и сооружения искрами, излучением, конвекцией.
Возможность взрыва оборудования, аппаратуры на промышленных предприятиях.
1.2. Создание развивающей предметно – пространственной среды по обучению пожарной безопасности
Данные исследователи доказывают, что среда — это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда выполняет ответную функцию — она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.
Во время формирования Уголка безопасности необходимо опираться на следующие принципы:
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы- должна быть оснащена средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе наглядным, игровым, оборудованием (в соответствии со спецификой Программы).
Это должно обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Нами учитывались требование:
Свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.
Для решения задач по пожарной безопасности был составлен план информационного обеспечения группы МБДОУ.
1.3. План информационного обеспечения групп по обучению пожарной безопасности группы МБДОУ№25 «Родничок»
на 2015-2016 учебный год
Источник: nsportal.ru
«Не шути с огнём» конкурсно-игровая программа
Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами.
Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Обучение школьников противопожарным правилам должно проводиться в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
Цель и задачи программы : закрепить знания учащихся в области пожарной безопасности; привить навыки правильных действий при пожаре ; научить детей оценивать опасную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления.
Место проведения : актовый зал ОУ; классная комната .
Необходимое оборудование : музыкальная аппаратура; записи с песнями о профессии пожарных, гимн пожарных, микрофоны; плакаты и стенгазеты на противопожарную тематику; телефоны для игры; столы для жюри и команд-участниц , разноцветные конверты с заданиями.
Участники: 2 команды по 10 человек — второклассники.
Предварительная работа: для конкурсно-игровой программы необходимо сформировать 2 команды по 10 человек. У каждой команды, возглавляемой капитаном, должно быть название, девиз, отличительный знак (форма, эмблема). Каждая команда готовит домашнее задание – выступление на противопожарную тему, используя стихи, инсценирование отрывка произведения (сказки), песни и т.д.
Жюри: сотрудники МЧС или пожарной части, представители учреждения здравоохранения (в нашем случае – победители регионального конкурса «Медицина катастроф»).
Ход программы
Под музыку каждая команда выходит на сцену. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД. Команды занимают места за игровыми столами.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ: _________________________________________
Ведущий: Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может час, а может, два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь. (Огонь)
— Как вы думаете, огонь – ваш друг или враг? (Ответы ребят).
— Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнём. А детям нужно учиться. Неужели огонь всегда злой? Когда он бывает добрым? (Ответы ребят).
Конкурс №1 «Загадки».
( Ведущий зачитывает загадки по очереди каждой команде)
1.В маленьком амбаре
Держат 100 пожаров (Спичечный коробок)
2.Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает (Огонь)
3.Дым увидел, не зевай,
Нас скорее вызывай (Пожарные)
4.Раскаленная стрела
Дуб свалила у села (Молния)
5. Летела мошка, осиновая ножка
На стог села, все сено съела (Спичка)
6. Нашумела, нагремела
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила (Гроза)
7. Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром, пароходом,
Не бываю без огня. (Дым)
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (Противогаз)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы (Пожарная машина)
Где с огнем беспечны люди,
Обязательно он будет (Пожар)
11. Висит – молчит, а перевернешь – шипит, и пена летит.
(огнетушитель) ДЛЯ ВСЕХ.
Конкурс № 2. Составьте новые слова, используя буквы слова «огнетушитель».
( Время выполнения — 1 минута).
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.
1. В пожарной части работают кто. (пожарные, диспетчер, командир отделения..)
2. Работа пожарных, какая. (трудная, нужная, опасная, интересная. )
3. Пожарные должны быть какими. (сильными, смелыми, ловкими, мужественными, находчивыми. )
4. Пожарные спасают от огня что? кого. (дома, леса, людей, животных. )
5. Пожарные надевают что? (огнезащитный костюм, шлем-маску, противогаз. )
6. Пожарная машина оборудована чем. ( цистерна, механическая лестница, насос, рация, сигнальные огни, звуковой сигнал, пожарные рукава со стволами. )
7. Чтобы сообщить о пожаре нужно, что сделать. (позвонить по телефону»01», назвать адрес . )
8. На пожарном щите находится что. (лом, багор, ведро, топор, огнетушитель. )
9. Пожары бывают в том случае, если люди что делают. (играют со спичками, оставляют без присмотра электроприборы, газовую плиту, не соблюдают правила пожарной безопасности. )
10. Людям, особо отличившимся при тушении пожара, вручают что. (медаль «За отвагу на пожаре». )
Игра «Не ошибись»
Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны хлопнуть в ладоши.
Пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт.
Ведущий: Друзья! Мы знаем, что существует нагревательные и не нагревательные приборы. Нагревательные те, что обжигают: плита, утюг, фен и т.д., не нагревательные холодильник, телевизор и т.д.
Один из приборов зашифрован в ребусе. ОТГАДАЙТЕ. Каждая команда разгадывает ребус.
На игровых столах команд находятся разноцветные конверты. Нужно взять красный конверт, открыть. В нём картинка телефона (см. приложение 1) и цифры от 0 – 9 , выбрать те, которые относятся к номеру телефона, по которому звонят при пожаре.
( 01 приклеить на картинку с телефоном).
Сегодня, у нас сотовые телефоны и просто необходимо уметь и знать, как позвонить с мобильного телефона.
Вам нужно достать из конверта белого цвета шаблоны сотовых телефонов (по числу игроков) (приложение 2) и отметить на них фломастером номера, по которым необходимо звонить при пожаре.
( ТЕЛЕ 2, МТС, МЕГАФОН, БИЛАЙН). Данные номера называет сотрудник МЧС – член жюри.
Конкурс №5. «Вызов пожарной бригады»
Ведущий: По какому номеру вызываем пожарную бригаду? (Ответы ребят).
А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой? (Ответы ребят).
Ведущий: во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждет. Этот номер можно набрать по телефону даже в темноте – на диске телефона последняя цифра и первая.
Уважаемые участники перед вами стоят телефоны. Ваша задача набрать номер «01»,четко сообщить свою фамилию, домашний адрес, указать очаг возгорания.
(Выполняют все участники друг за другом).
КОНКУРС КАПИТАНОВ. «Допиши слово». Капитаны удаляются из команды для выполнения задания.
Ох, опасные сестрички,
Эти маленькие _____________________.
Пожар мы быстро победим,
Коль позвоним по ____________________.
У пожарных не напрасно
Цвет машины ярко ________________________.
На пожаре ждёт беда,
Если кончилась ___________________________.
На пожаре не зевай,
Огонь водою ________________________________.
Про пожарных говорят,
Что смелее нет _______________________________.
Конкурс №6. «Собери и прочитай».
КОМАНДЫ без капитанов выполняют задание:
(Здесь нужно подобрать несколько картинок, можно со словами, стихами, разрезать и сложить в конверт).
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ «ЧЕМ ТУШАТ ПОЖАР?».
Ведущий называет слова.
Если называется средство, которым можно потушить пожар, дети поднимают руки вверх и хлопают.
Если называется средство, которым нельзя тушить пожар, топают ногами.
вода, песок, земля, огнетушитель, спички, листва, бумага, рваные галоши.
Конкурс №7. «Домашнее задание».
Команды представляют домашнее задание, выступление на противопожарную тему.
Пожарное дело — для крепких парней,
Пожарное дело — спасение людей,
Пожарное дело — отвага и честь,
Пожарное дело — так было и есть!
Профессия пожарного — одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести. Но самое трудное – это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.
После выполнения всех заданий и конкурсов жюри подводит итоги и объявляет результаты игры.
Выход чтецов.
Вы запомните, ребята, то, что скажем вам сейчас.
Не берите в руки спички, очень-очень просим вас.
Да, огонь бывает добрым, помогает тут и там,
Ужин сделает горячим и тепло подарит нам.
Но в детских руках непослушен огонь,
И ты потому крошки-спички не тронь,
Моргнуть не успеешь, как вспыхнет пожар,
С огнем не шути, не то будет кошмар!
Фен, компьютер, газ на кухне,
Телевизор и утюг,
Пусть включает только взрослый –
Наш надежный старший друг!
Будь осторожен с огнем —
Предупреждаем всех вас строго.
Пускай все реже с каждым днем
Звучит пожарная тревога.
Желаем вам во всё удачи
И просим каждого из вас.
О самом главном — об одном
«Быть осторожными с огнём!».
Слово жюри. Подведение итогов программы. Награждение.
Использованная литература.
С. А. Горячев, Конылов В. А, В. В. Попов, В. П. Прохоров, В. В. Рубцов, В. В. Теребнев. Основы пожарной безопасности. — М.: ВИПТШ МВД СССР, 1990. -242 с.
Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.- Айрис-Пресс,2008.-128 с.
Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 — №4.
Пожарная безопасность. 2004. №4 .
В. И. Титков. Четвертая стихия. Из истории борьбы с огнем. — М.: Объединенная редакция МВД России, 1998. — 192 с.
Терминологический словарь по пожарной безопасности. М.: ФГУ ВНИИМО МЧС России, 2003.- 226 с.
В. В. Теребнев, Н. С. Артемьев, А. И. Душилин. Жилые и общественные здания, противопожарная защита и тушение пожаров. М.: «Пожнаука». 2006.-312 с.
В. В. Теребнев. Справочник руководителя тушения пожара. МЧС РФ, АГПС. М. 2004. — 248 с.
Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Программа по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности «Огонек»
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. «Пожар легче предупредить, чем потушить» — эта фраза приобрела сегодня новое звучание, особенно в свете последних лет, связанных с пожарами в дошкольных учреждениях.
Дети в беде — обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили и т. д. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров в детских садах и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической работы с воспитателями, детьми и родителями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивают по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия.
Число детей, пострадавших от пожара, возрастает с каждым годом. Это не может не вызывать тревогу. Поэтому перед взрослыми стоит определенная задача — дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре. Важно довести до сознания ребенка понятие, что такое огонь, и насколько необходим он людям. И в то же время ребенку следует дать знания об опасности огня, которая грозит при небрежном обращении с ним.
Публикация «Программа по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности „Огонек“» размещена в разделах
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Огонек» разработана для детей старшего и подготовительного возраста.
Цель программы : обучение ребёнка выполнению элементарных правил пожарной безопасности, развитие у них чувства самосохранения.
1. Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров;
2. Учить безопасному обращению с бытовыми электроприборами;
3. Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов;
4. Познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.
5. Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение;
6. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки;
7. Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ;
8. Активизация работы с родителями воспитанников по изучению и закреплению правил пожарной безопасности
Для обучения дошкольников основам пожарной безопасности используются разнообразные формы и методы работы: комплексные и интегрированные занятия; беседы; чтение художественной литературы; дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры; игры-соревнования; практические занятия; экскурсии; просмотр видеофильмов.
В реализации данной программы принимают участие воспитатели, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, сотрудники пожарной части и родители воспитанников.
Дети к концу работы:
• знают и выполняют правила поведения при угрозе и возникновении пожара;
• знают, как обезопасить себя, выжить в сложившейся чрезвычайной ситуации;
• знают и выполняют технику безопасности при обращении с бытовыми приборами;
• могут оценивать свои поступки и поступки других людей;
• знают о работе пожарного, его личностных качествах, трудовых действиях;
• стремятся расширять свой кругозор по данной теме, испытывают желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Перспективное планирование для детей старшего возраста
Месяц Тема Цель
Сентябрь «Осторожно — пожар!» Познакомить детей с правилами поведения в экстремальной ситуации.
Октябрь «В одной коробке сто пожаров» Помочь ребенку овладеть элементарными навыками поведения дома и на улице. Продолжать закреплять правила поведения в экстремальной ситуации.
Ноябрь «По тропинкам я бегу – без тропинки не могу» Познакомить детей с электричеством.
Декабрь «Пожар!» Учить осторожному обращению с огнем.
Январь «Огонь не вода, охватит – не выплывешь» Формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме.
Февраль «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Познакомить с историей электрической лампочки.
Март «В гостях пожарные» Продолжать знакомить детей с профессией «пожарный».
Апрель «Чтобы не было беды» Познакомить детей с «добрыми» и «злыми» делами огня. Учить осторожному обращению с огнем, электроприборами.
Май «Пожар в лесу» Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров в лесу.
Перспективное планирование для детей подготовительного возраста
Месяц Тема Цель
Сентябрь «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня» Знакомить детей с причинами возникновения пожаров.
Октябрь «Опасные предметы» Учить детей видеть потенциальную опасность окружающих предметов.
Ноябрь «А у нас в квартире – газ» Закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья людей предметах (газовая плита).
Декабрь «Чтобы Новый год был всем в радость» Познакомить с дополнительными источниками пожарной опасности, связанными с праздником Нового года.
Январь «Огонь без дыма не живет» Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности.
Февраль «С огнем шутить нельзя!» Прививать детям навыки осторожного обращения с огнем.
Март «Мы – пожарные» Учить детей, как вести себя в случае пожара.
Апрель «Гроза не разбирает, в чей дом ударяет» Познакомить детей с правилами поведения на природе.
Май «Искру туши до пожара, беду отводи до удара» Проверить знания детей по правилам пожарной безопасности
Работа с родителями
Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.
Возможные направления работы педагогов с родителями:
— организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
— ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, выставки рисунков, тематические видеофильмы);
— организация различных мероприятий с участием родителей;
— ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
VI. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире?
А. Попытаться самому потушить огонь.
Б. Позвонить по телефону 01 и вызвать пожарных.
В. Позвать на помощь соседей.
2. Как поступить, если младшая сестра или брат от страха перед огнем и дымом спрятались в шкаф?
А. Вытащить их оттуда и вывести из квартиры.
Б. Позвать на помощь взрослых и вывести малышей.
В. Поскорей убежать из квартиры.
3. Что делать, если в квартире появился дым?
А. Обмотать лицо мокрой тканью и побыстрей покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко.
Б. Открыть окна и дверь.
4. Что нужно делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар?
А. Соблюдать правила пожарной безопасности.
Б. Не пользоваться электроприборами.
В. Во всех комнатах расставить бочки с водой.
Правильные ответы : 1 — Б; 2 — А или Б; 3 — А; 4 — А.
Вопросы и задания по проверке знаний детей о правилах пожарной безопасности :
1. Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?
2. Можно ли тушить горящий бензин водой? Почему?
3. Почему возникают лесные пожары?
4. Почему нельзя тушить водой включенный в сеть телевизор?
5. Почему во время пожара нужно передвигаться нагнувшись?
6. Почему при пожаре нужно дышать через мокрую ткань?
7. По какому номеру нужно звонить при пожаре?
8. Где следует хранить горючие жидкости?
9. Где нужно хранить спички и зажигалки?
10. Почему новогоднюю елку нельзя ставить у дверей?
11. Почему нельзя украшать елку восковыми свечами и зажигать их?
12. Почему нельзя ставить елку на толстом ковре?
13. Почему во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери?
14. Как поступить если дым попадает в квартиру с лестничной клетки?
15. Почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры?
16. Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожаров?
17. Можно ли во время пожара пользоваться лифтом? Почему?
18. Чем можно погасить бензин или керосин?
19. Что делать если в сковороде загорелось масло?
20. Почему нельзя завешивать заднюю стенку телевизора?
21. Какими качествами должен обладать пожарный?
1. Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
2. Постановление Правительства РФ от 24.07.95 № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249 – 03
4. Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
5. Антюхин Э., Сулла М. «Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности» // Основы безопасности жизни. — 1997. — № 5.
Публикации по теме:
Игра по правилам пожарной безопасности «Крестики-нолики» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (МДОУДС № 10).
Беседа по правилам пожарной безопасности Цель: ознакомить с правилами пожарной безопасности. Задачи: — познакомить с историей происхождения профессии пожарного, пожарной охраны;.
Фотоотчёт о проведённой работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности и о работе с родителями Фотоотчёт о проведённой работе по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности и о работе с родителям. Цель: Познакомить.
Использование новых наиболее эффективных форм организации работы по обучению детей правилам пожарной безопасности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 116 «Лучик» Проект на тему: «Использование.
Конспект викторины по правилам пожарной безопасности «Юный пожарный» Конспект викторины по правилам пожарной безопасности «Юный пожарный» Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о средствах.
Наше творчество в рамках проведения проекта «Безопасный огонек» по пожарной безопасности Всем добрый день или вечер! Недавно в нашем районе объявили муниципальный конкурс на лучший педагогический проект по пожарной безопасности.
План мероприятий по обучению правилам пожарной безопасности Согласовано Утверждаю Начальник ПЧ № 95 Зав. дс ___Фролов В. А. ___Гриб Т. В. «___»___2015 г. «___»___2015.
Конспект занятия по обучению правилам пожарной безопасности «Приключение Домовёнка Кузи» Образовательная деятельность педагога с детьми средняя группа «Приключения Домовёнка Кузи» Цель: обобщить представления детей о правилах.
Вариативная программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Я примерный пешеход» для детей от 3 до 7 лет РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате.
Источник: www.maam.ru