18.Дать характеристику принципам построения, структуре базисной программы дошкольного образования «Пралеска»
Программа дошкольного образования «Пралеска» разработана творческим коллективом под руководством профессора Е.А. Панько. В авторский коллектив вошли преподаватели БГПУ: Житко, Старжинская, Литвина, Коломинский.
В 2007 году вышел новый вариант программы (1995г., 2000г.), который создан с учетом анализа работы ДУ, предложений практиков.
В Программе указана цель образования — воспитание эмоционально-благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.
Основными задачами воспитания и обучения являются:
• охрана и укрепление здоровья детей;
• формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение
эмоционального благополучия каждого воспитанника;
• обеспечение полноценного своевременного разностороннего психического
• воспитание личности ребенка, развитие ее творческого потенциала,
• широкое приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям.
Пунктограмма – что это такое, как ее найти, правильно обозначить и объяснить.
Основные принципы воспитательно-образовательной работы:
принцип гуманизации. Он проявится в: а) ориентации педагога на личность ребенка;
б)особом внимании к диагностическому и коррекционному аспекту педагогической деятельности;
в) обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждогоребенка;
г) формах и методах реализации программы, в замене авторитарно-
дисциплинарного поведения педагога гармонично-положительным, для которого
характерны внимание и доверие к детям, вера вих возможности, преобладание мягких
воздействий организационно-воспитательного типа;
д)обеспечении тесной взаимосвязи воспитательного процесса в детском саду с гуманистическими традициями народной педагогики, фольклором, национальным искусством;
принцип гармонии трех начал проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребенка: физического, духовного, интеллектуального;
принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детейти; дифференцированный подход во взаимоотношении с мальчиками и девочками; учет развития способностей, интересов;
принцип оздоровительной направленности воспитания;
принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре;
принцип развития психики в деятельности и общении предусматривает грамотное руководство деятельностью ребенка, создание
благоприятных условий прежде всего для специфически «детских видов деятельности»;
принцип тесного взаимодействия воспитания в семье и в дошкольном учреждении предусматривает повышение статуса семейного воспитания, установление партнерских отношений, сотрудничества, сотворчества с семьей.
Программа включает в себя два базисных блока.
Программа «О главном» — Телевидение о «Страннике»
Первый базисный блок — общий, посвящен ключевым ориентирам в работе. В него входят разделы:
1. «Расти здоровым, малыш» обеспечение безопасности детей; укрепление психофизического здоровья; формирование навыков здорового образа жизни; разностороннее развитие детей средствами физической культуры.
2.»Познать, чтобы воспитывать»
К. Д. Ушинский отмечал, что если
Источник: www.i-po.ru
Национальная программа д/о «Пралеска», ее отличительные особенности.
В «Концепции дошкольного воспитания» были намечены основные направления совершенствования системы общественного дошкольного воспитания. Одним из главных направлений является перестройка содержания работы детского сада. Педагогическим коллективам разрешено выбирать программы развития и воспитания детей дошкольного возраста. В связи с этим был подготовлен ряд альтернативных программ. Временным творческим коллективом под руководством профессора Е.А.Панько и доцента А.И.Васильевой создана первая национальная программа «ПРАЛЕСКА».
Основными задачами программы являются:
-охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
-обеспечение полноценного своевременного и всестороннего психического развития ребенка;
-воспитание личности ребенка, его творческого потенциала, форимирование способностей
-формирование взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника;
-обучение детей, приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, использование в воспитании методов, форм в средств народной педагогики.
Содержание программы основывается на следующих взаимосвязанных принципах:
-гармонии трех начал — физического, духовно-нравственного, интеллектуально-познавательного развития детей;
-гуманизации и демократизации воспитания и обучения;
-природосообразности и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
-оздоровительной направленности воспитания;
-соединения национального и общечеловеческого моментов в воспитании; развитие психики в деятельности; взаимодействие семейного и общественного воспитания; преемственности между детским садом и школой.
Содержание и задачи воспитательной работы представлены в программе разделами: «Познать, чтобы воспитывать», «Расти здоровым, малыш», «Сотрудничаем с семьей» и т.п. Материал программы представлен для 3 групп: «Маляты» (2-й — 3-й год жизни), «Чамучки»(4-5 год жизни), «Фантазеры» (6-7-й год жизни). Программа дополняется приложениями по коррекции физического, психического, развития дошкольников, списками литературных, музыкальных произведений и т.д.
23.Учебная программа дошкольного образования, её своеобразиеСтруктура программы, принципы её построения.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник: cyberpedia.su
Программа пралеска что это
Программа «Пралеска»- первая национальная программа дошкольного образования, программа нового поколения.
Цель образования в ДУ – гармоничное разностороннее развитие детей.
Основные задачи воспитания и обучения:
1.Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
2.Формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия, психологического здоровья каждого воспитанника;
3.Обеспечение полноценного, своевременного и разностороннего психического развития ребенка;
4.Воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, способностей, выявление признаков одаренности;
5. Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям культуры.
Основные принципы образовательной работы:
2.Принцип гармонии трех начал;
3.Принцип природосообразности и индивидуализации воспитательно -образовательного процесса;
4.Принцип оздоровительной направленности воспитания;
5.Принцип взаимосвязи национального и общечеловеческого в образовании;
6.Принцип развития психики в деятельности и общении;
7.Принцип взаимодействия воспитания в семье и ДУ;
Структура программы. Она включает в себя 2 базисных блока и приложение: 1-й базисный блок – общий, посвящен ключевым ориентирам в работе ДУ; 2-й блок – включает в себя характеристики психического и физического развития детей 4-х групп, основные задачи и краткую характеристику содержания и образования детей в группах, структурированные по направлениям: «Я и мир вокруг меня», «Развиваемся в деятельности»; Программу завершает приложение «Психологическая служба в ДУ»
Методическим обеспечением программы является учебно–методический комплекс.
Источник: murzim.ru
Программа дошкольного образования «Пралеска», ее основные характеристики
В 1919г вышел первый программный документ «Инструкция по ведению очага в д/с». В ней были определены общие принципы воспитания детей: возраст детей – от рождения до 7 лет; в основе д/с и очага выступала самост. деятельность детей, их творчество и игра. На 1 руководительницу число детей не должно превышать 25, а желательно 15.
При поступлении в ДУ дети должны пройти мед. осмотр. Выбор занятий детьми свободный и участие в них добровольное. В число занятий входили занятия по рисованию, лепке, игры, пение, ритм. движения, беседы, рассказывание, уход за животными и растениями. Инструкция предусматривала максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Первый проект программыиздан в 1932г, он состоял из 2-х частей: 1- определение содержания по видам деятельности и сторонам воспитания; 2– организующие моменты. В данной программе недостаточное внимание уделялось развитию речи и игре.
В 1934г выходит программа и внутренний распорядок д/с. Был введен раздел развитие детской речи, занятия с картинками, игра.
В 1938г выходит руководство для воспитателей д/с, которое состоит из введения и 7-ми разделов (физ. воспитание, игра, развитие речи, рисование, лепка, муз. воспитание, ознакомление с природой). В программе мало внимания уделяется физ. воспитанию. В 1945г это руководство дополняетсявопросами физ. восп. В 1953г снова дополняется в связи с обязательным систематическим обучением в д/с.
В 1996г программа «Пралеска» признана обязательным документом для работы всех ДУ в РБ. Программа «Пралеска»- программа дошкольного образования, программа нового поколения. Цельобразования в ДУ – гармоничное разностороннее развитие детей.
Основные задачи воспитания и обучения:
1.Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
2.Формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия, психологического здоровья каждого воспитанника;
3.Обеспечение полноценного, своевременного и разностороннего психического развития ребенка; 4.Воспитание личности ребенка, развитие его творческого потенциала, способностей, выявление признаков одаренности; 5. Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям культуры.
Основные принципы образовательной работы:
1.Принцип гуманизации; 2.Принцип гармонии трех начал;
3.Принцип природосообразности и индивидуализации воспитательно -образовательного процесса;
4.Принцип оздоровительной направленности воспитания;
5.Принцип взаимосвязи национального и общечеловеческого в образовании;
6.Принцип развития психики в деятельности и общении;
7.Принцип взаимодействия воспитания в семье и ДУ;
Структура программы. Она включает в себя 2 базисных блока и приложение: 1-й базисный блок – общий, посвящен ключевым ориентирам в работе ДУ; 2-й блок – включает в себя характеристики психического и физического развития детей 4-х групп, основные задачи и краткую характеристику содержания и образования детей в группах, структурированные по направлениям: «Я и мир вокруг меня», «Развиваемся в деятельности»; Программу завершает приложение «Психологическая служба в ДУ» Методическим обеспечением программы является учебно–методический комплекс.
Источник: studopedia.ru
PRALESKA
ВВЕДЕНИЕ Прошло уже более десяти лет, как «родилась» и «вошла» â детские сады Республики Беларусь «Пралеска» — первая национальная программа дошкольного образования, программа нового поколения. Минувшее десятилетие немало изменило â жизни дошкольных учреждений республики. Среди педагогов увеличилось число тех, для кого программа «Пралеска» стала своей, близкой программой.
Этому способствовала утвержденная Министерством образования «Концепция развития дошкольного образования в Республике Беларусь», а также опыт работы дошкольных учреждений по программе «Пралеска», свидетельствующий о правильности избранного пути: гуманизации, психологизации дошкольного образования, опоры на национальные корни, национальную и общечеловеческую культуру, тесного сотрудничества дошкольных учреждений и семей в интересах ребенка. Новый вариант программы (четвертое издание) создан с уче- том анализа опыта работы детских садов, замечаний и предложений практиков, специалистов дошкольного образования, новых исследований в области дошкольной педагогики и детской психологии (в том числе белорусских ученых — авторов программы «Пралеска»).
Однако прежней осталась концепция программы — ее цель, основные задачи, принципы. Программа «Пралеска» была и остается базисной программой дошкольного образования гуманистической ориентации, в котором органично сочетаются воспитание и обучение детей. Программа носит символическое имя, данное ей еще в 1990-х годах — «Пралеска». Как весенний цветок белорусских лесов, что пробивает промерзшую землю, стремясь к жизни и солнцу, так новые идеи гуманизации дошкольного образования преодолевают преграды авторитарной модели воспитания и обучения.
| 4 | Программа «ПРАЛЕСКА» |
Нет для садовника сезона более важного, чем весна. Нет и у родителей, педагогов периода более ответственного перед молодым поколением, чем время ранней весны их жизни — детства.
Именно в этот период ребенок впервые (уже к трем годам) заявляет о своей личности («Я сам»), не только овладевает речью, но и проявляет к ней необычайное чутье; именно в дошкольном возрасте появляется творческое воображение — основа творчества, способность к произвольным действиям, возникают первые высшие чувства. И народная педагогика, и специальные исследования под- черкивают исключительное значение первых лет жизни человека («Тады дзяцей вучаць, кал³ тыя пад стол пехатой ходзяць», «Не беречь поросль — не увидеть дерево»).
Как же значима, ответственна миссия педагога, ведущего малыша за руку в эти годы, помогающего ему познать мир, себя, быть счастливым. Цель образования в дошкольном учреждении — гармони- ческое разностороннее развитие детей. Основные задачи воспитания и обучения: ö охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни; ö формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия, психологического здоровья каждого воспитанника; ö обеспечение полноценного, своевременного, разностороннего психического развития ребенка (познавательных, эмоцио- нально-волевых процессов, различных видов деятельности); ö воспитание личности ребенка, развитие ее творческого потенциала, способностей, выявление признаков одаренности; ö приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям. Основные принципы образовательной работы: ö принцип гуманизации проявляется в: ² ориентации педагога на личность ребенка; отношении к нему как субъекту собственной деятельности; создании условий как для развития ребенка под руководством взрослого, так и для саморазвития; ² особом внимании к диагностическому и коррекционному аспекту педагогической деятельности;
| Введение | 5 |
² отведении важного места знакомству детей с человеком и обществом, расширению знаний о себе и близких людях, их взаимоотношениях; стремлении развивать социальное мышление; ² обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка; ² педагогическом взаимодействии с детьми, основанном на понимании каждого воспитанника, сопричастности к их жизнедеятельности, доверии, вере в их возможности, преобладании мягких воздействий организационновоспитательного типа, создании благоприятных условий для выработки индивидуального стиля деятельности у воспитателя и возможности проявить свое творческое «Я»; ² обеспечении взаимосвязи образовательного процесса в дошкольном учреждении с гуманистическими традициями народной педагогики, фольклором, национальным искусством; ö принцип гармонии трех начал проявляется в гармонич- ном единении основных направлений в развитии ребенка: физического, эмоционально-личностного, интеллектуального; ö принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей â воспитании, обучении, коррекционной деятельности; дифференцированный подход во взаимоотношениях с мальчиками и девочками; учет развития способностей, интересов, одаренности; ö принцип оздоровительной направленности воспитания; ö принцип взаимосвязи национального и общечеловеческого â образовании заключается в широком обращении к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, в приобщении к национальной и общечеловеческой культуре; ö принцип развития психики в деятельности и общении предусматривает грамотное руководство деятельностью ребенка, создание благоприятных условий прежде всего для специфи- ческих «детских» видов деятельности, в которых особенно эффективно развивается психика; он предполагает и особое внимание к общению, в процессе которого подготавливается «смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию» (М. И. Лисина), закладываются основы личности ребенка; отношение к ребенку как к субъекту собственной деятельности и общения;
| 6 | Программа «ПРАЛЕСКА» |
ö принцип взаимодействия воспитания в семье и в дошкольном учреждении предусматривает повышение статуса семейного воспитания, установление партнерских отношений, сотрудни- чества, сотворчества с семьей. Вместе с тем, работая над «Пралеской» как базисной программой, авторы исходили и из Конвенции «О правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1989), согласно которой «образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. » (статья 29).
В основу «Пралески» положено отношение к дошкольному детству как периоду самоценному в развитии человека: она направлена на «охрану детства» (Л. С. Выготский), обогащение, амплификацию развития (А.
В. Запорожец), предполагающую максимальную реализацию возможностей ребенка, которые формируются и проявляются прежде всего в специфических «детских» видах деятельности (игровая, музыкальная, изобразительная и др.). Каждый возрастной период характеризуется специфической «социальной ситуацией развития» (Л. С. Выготский), определенным соотношением условий социальной среды и внутренних условий, конкретными новообразованиями, их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребенка, подготовку его к переходу на новую возрастную ступень. С опорой на данный подход в «Пралеске» выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий: младен- ческий возраст (от рождения до одного года) — «Малютки», и ранний возраст (от одного года до трех лет) — «Малыши»; дошкольное детство, включающее в себя также две стадии: младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) — «Поче- мучки», и старший дошкольный возраст (от пяти до шести— семи лет) — «Фантазеры».
«Малютки» «Малыши» «Почемучки» «Фантазеры»
| 8 | Программа «ПРАЛЕСКА» |
Приоритетное место в каждом из возрастных разделов данного блока отведено ведущей деятельности (в группе «Малютки» — общению, в группе «Малыши» — предметной деятельности, в дошкольных группах — игре). В конце каждого возрастного раздела программы представлены основные показатели развития детей к концу конкретного периода (к году, к трем, пяти, шести—семи годам).
Программу завершает приложение «Психологическая служба в дошкольном учреждении». В дошкольном учреждении психологической службе принадлежит важная роль в организации образовательного процесса, максимально ориентированного на развитие личности ребенка с учетом его индивидуализации. Как реализовать программу «Пралеска»? Какие формы работы выбрать?
Принципы, положенные в основу предлагаемой личностно ориентированной программы, обуславливают опору на собственную активность ребенка в разных видах деятельности, прежде всего «специфически детских» (А. В. Запорожец), широкое использование сотрудничества, сотворчества, создание условий для саморазвития в самостоятельной деятельности детей. Немаловажным условием достижения каждым воспитанником стандарта дошкольного уровня образования, овладения им базисом для обеспечения преемственности при переходе к следующей возрастной и образовательной ступени является также обучение, осуществляемое педагогами в процессе регулярно проводимых занятий в дошкольном учреждении. Примерный перечень занятий Группа «Малыши»
| Занятие | Количество занятий |
| в неделю | |
| l Физическая культура | 3 |
| l Развитие общения и речи | 1 |
| l Музыкальное занятие | 2 |
| l Ознакомление с искусством и развитие | |
| изобразительной деятельности: | |
| рисование | 1 |
| лепка (конструирование, аппликация) | 1 |
| Введение | 9 |
| Занятие | Количество занятий |
| в неделю | |
| l Ознакомление с окружающим миром | |
| и познание себя | 1 |
| l Развитие сенсомоторики | 1 |
| Â ñ å ã î | 10 |
П р и м е ч а н и е. Занятия лепкой следует чередовать с конструированием и аппликацией (без наклеивания) по одному разу в месяц. Группа «Почемучки»
| Количество занятий | ||
| Занятие | в неделю | |
| младшие | старшие | |
| «почемучки» | «почемучки» | |
| l Физическая культура | 4 1 | 4 1 |
| l Развитие общения и речи | 1 | 2 2 |
| l Музыкальное занятие | 2 | 2 |
| l Ознакомление с искусством и разви- | ||
| тие изобразительной деятельности: | ||
| рисование | 1 | 2 |
| лепка | 1 | 1 |
| аппликация | 0,5 | 0,5 |
| конструирование и детский дизайн | 0,5 | 0,5 |
| l Ознакомление с окружающим миром | ||
| и познание себя | 2 | 2 |
| l Предматематическое развитие | — | 1 |
| Â ñ å ã î | 12 | 15 |
П р и м е ч а н и е. Занятия детским дизайном и по предматематическому развитию проводятся со старшими «почемучками» (детьми четырех лет). «Ознакомление с искусством» является частью занятия по развитию изобразительной деятельности. __________ 1 В том числе занятия плаванием (при наличии бассейна в дошкольном учреждении). 2 Одно из них по обучению белорусскому языку.
10 Группа «Фантазеры»
| Занятие | Количество занятий |
| в неделю | |
| l Физическая культура | 4 1 |
| l Развитие общения и речи | 2 2 |
| l Музыкальное занятие | 2 |
| l Ознакомление с искусством и развитие | |
| изобразительной деятельности: | |
| рисование | 2 |
| лепка | 1 |
| аппликация | 0,5 |
| конструирование и детский дизайн | 1,5 |
| l Ознакомление с окружающим миром | |
| и познание себя | 2 |
| l Предматематическое развитие | 1 |
| l Подготовка к овладению грамотой | 1 |
| Â ñ å ã î | 17 |
Рекомендуемый объем образовательной нагрузки, представленной выше, условно можно сравнить с недельным учебным планом. В процессе проведения занятий следует принять во внимание психофизиологические возможности детей, тем самым предотвратив их возможное переутомление.
Не допускается проведение массовых зрелищных мероприятий соревновательного характера с участием воспитанников за пределами детского сада, так как это связано с риском нанести ребенку эмоциональную травму (может привести к развитию стрессов, неврозов) и даже исказить его личностное развитие. Важно учесть, что длительность занятий для детей в группе «Малыши» составляет в среднем 10—15 мин; для воспитанников группы «Почемучки» — 15—20 мин; с дошкольниками шестого года жизни группы «Фантазеры» — 20—25 мин. С детьми седьмого года жизни, воспитывающимися в детском саду, допустимо проведение трех занятий общей продолжительностью 1 ч 45 мин. __________ 1 В том числе занятия плаванием (при наличии бассейна в дошкольном учреждении). 2 Одно из них по обучению белорусскому языку.
Источник: studfile.net