Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
«Познание»
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Развивать органы зрения, слуха, обоняния.
5. Развивать сообразительность, внимание, любознательность.
«Коммуникация»
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Активизировать речевую деятельность.
3. Закреплять и расширять словарный запас детей: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашутисты.
4. Воспитывать культуру общения.
«Социализация»
1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Фрагмент НОД старшая группа познавательно –исследовательская деятельность 2020
«Безопасность»
1. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Чтение художественной литературы»
1. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
«Музыка»
1. Обогащать детей музыкальными впечатлениями: звуки природы (шум ветра)
Методы и приемы:
1. Словесные: вопросы, художественное слово.
2. Наглядные: иллюстрации.
3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух»
Предварительная работа:
Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни человека, животных и растений, наблюдение за ветром; изготовление корабликов, вееров, вертушкою.
Оборудование: кусок ткани, картинка с изображением неба и самолета, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, мяч, карточки с изображением живой и неживой природы, картина с загрязнением окружающей среды, картинки символы (человечек, дерево, перечеркнутое цветное пятнышко)
Ход занятия.
В.: Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь все внимание на меня. Меня зовут Юлия Леонидовна.
Орг. игра с воздухом «Парашют»
— Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета?
Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель года. 2020 Познавательно — исследовательская деятельность в подготовительной группе.
— Ребятки, что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
— Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
Ребята, у нас есть огромный океан. Он без берегов и воды, и каждый день по нему проплывает серебристые рыбки (а это самолеты) Догадались?
— Да, это воздушный океан. Мы каждый день, час, минуту, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.
— Я хочу вам предложить поговорить сегодня о воздухе.
— Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. За-жмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Ребятки, а мы его видим? (Он невидимка, волшебник) Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
— Вы когда-нибудь видели воздух? (нет).
— Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Опыт с пакетом.
— А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).
— Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку)
— Что в них находится? (воздух)
— Ребятки, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка)
— А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) — Вот мы и открыли секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать) Наши открытия мы будем записывать с помощью символов.
— Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно»)
— А мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребятки, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха (в ветреную)
Ветер – это и есть движение воздуха.
— Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)
— А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)
«Кинешь в речку, не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»
— Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)
— Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?
— Ребятки, как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
— Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
— Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
— Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали еще один секрет воздуха. В человеке есть воздух. («изображение человека»)
— А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
(взмахи руками)
Закачалось деревцо
(качаемся)
Ветерок все тише, тише,
(приседаем)
Деревцо все выше, выше
(поднимаемся на носочки).
Д/и «Кому нужен воздух»
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух?
(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
— Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому».
— Посмотрите ребятки, я принесла вам сегодня картинку.
— Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки).
— Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
— Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
— На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог НОД:
— Уважаемые ребятки, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
— Что это? (надувает пузырь)
— Что внутри них? (воздух)
— Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок,
не замерзнуть ли пузырьки на улице.
А с этими пузырьками можно поиграть сейчас:
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Источник: kladraz.ru
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе: планирование
Познавательно-исследовательская деятельность подразумевает творческую активность ребенка, которая направлена на изучение определенных явлений, установление взаимосвязи отдельных предметов в окружающем мире, систематизацию и упорядочение полученных знаний.
Особенности проведения исследований у дошкольников
У дошкольников элементы познавательной деятельности включены в ролевые игры. Многие психологи и педагоги в своих работах указывали важность их разнообразных видов. Именно игры помогают малышу понять связь отдельных деталей, действий, создать четкое представление об определенном объекте.
Важность исследований для дошкольников
По мере взросления ребенка происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности, в нее включаются более сложные элементы. Благодаря данным процессам, дошкольник удовлетворяет свою любознательность, расширяет запас знаний, меняет собственные представления об окружающем его мире.
Подобная деятельность помогает будущему первокласснику устанавливать причинно–следственные связи, ориентироваться в пространстве и времени, соединять разрозненные факты в единую картину.
Функции познавательно–исследовательской деятельности в ДДУ
Психологи выделяют несколько основных функций подобной работы, которые важны для ребенка.
- Развитие любознательности у дошкольников (познавательной инициативы).
- Усвоение дошкольником пространственных, классификационных, временных отношений.
- Переход от систематизации полученной информации на уровень практической деятельности.
- Формирование словесного запаса, мышления, внимания, навыков анализа, ведения беседы.
Познавательно-исследовательская деятельность детей способствует расширению кругозора, освоению представлений о социальном и природном сообществе, формированию простейших исторических и географических знаний.
Способы активизации познавательной деятельности дошкольников
Современные Федеральные требования к воспитательным, образовательным, развивающим задачам в дошкольном образовании предполагают особое внимание к формированию у малышей инициативности, самостоятельности, познавательной активности.
Именно стремление к самостоятельному развитию считается основной характеристикой развития дошкольника. Малыш должен получать важную информацию об окружающем мире, людях, законах общественной жизни, объектах природы, естественным путем. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе выражается в целенаправленности мыслей и действий, сосредоточенности, стремлении высказывать свое мнение, проводить сравнение полученной информации.
Как выражается активность дошкольников
Активность выражается в способности самостоятельного выбора ребенком определенных видов деятельности. Воспитатель или психолог наблюдает за поведением малыша во время ролевой игры, анализирует желание к общению с другими ребятами, лидерские качества. Затем проводится анализ полученной информации по специальным методикам и технологическим картам, и делается заключение о готовности ребенка к обучению в школе.
Разновидности познавательной активности дошкольников
В современной педагогике выделяют несколько вариантов подобной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников может проявляться в действиях по предложенному воспитателем образцу. Для подобного варианта наставник предлагаем малышам схемы, алгоритмы действий. Исполнительная активность состоит из принятия малышом определенной задачи, выбора варианта своих действий на основе предложенных образцов, получения личного результата.
Приёмы стимулирования саморазвития дошкольников
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе стимулируется разнообразными педагогическими приемами. В первую очередь воспитатель старается путем образности, мотивации, эмоциональности обеспечить у своих воспитанников интерес к поставленной перед ними задаче.
Мудрый наставник делает вид, что сам не знает ответа на данный вопрос, и только малыш сможет помочь ему в этом, так и начинается совместная познавательно-исследовательская деятельность. Средняя группа детского сада по ФГОС также предполагает разнообразные виды проектов и исследований, проводимых под непосредственным руководством воспитателя. Постепенно педагог уходит «на второй план», предоставляя детям возможность самостоятельного получения результатов эксперимента, опыта. Для стимулирования дошкольников по мере работы воспитатель задает им вопросы: «Как ты думаешь, чем закончится твой эксперимент?», «Что нового ты узнал на данном этапе работы?».
Постепенно воспитатель становится тьютором, он уточняет алгоритм действий ребенка, помогает ему делать схемы, чертежи. Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе подразумевает применение приемов творческого воображения. Ребенок учится представлять результат своей работы. Например, если перед дошкольником поставлена задача – вырастить кристаллы поваренной соли, он должен представить, как они будут выглядеть. После того как опыт будет успешно завершен, ребенок сравнивает свое первоначальное представление с реальной картинкой, делает выводы о сходстве, различии образов.
Тот опыт, который позволила накопить малышу познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе, станет его личным результатом, он сможет использовать его при обучении в школе.
Пример исследований о хлебе в ДОУ
Приведем пример планирования подобной работы в детском саду. Познавательно-исследовательская деятельность должна быть четко продумана, распределена по месяцам. Например, в старшей группе можно предложить ребятам тему, связанную с хлебом. Назвать такое исследование можно по–разному: «Откуда пришёл хлеб?», «Что такое белое золото?», «Почему батон покрывается плесенью?».
В зависимости от поставленных вопросов и формируется план исследований.
В сентябре начинается познавательно-исследовательская деятельность. Старшая группа занимается поиском информации о составе хлеба. Воспитатель ставит перед ними задачу установить те компоненты, которые нужны для выпекания вкусных булочек и батонов. Итогом данного этапа будет перечень ингредиентов, без которых невозможно испечь хлеб.
В октябре малыши отправляются вместе со своим наставником на экскурсию на хлебокомбинат. Они должны познакомиться визуально с технологией изготовления булок и хлеба, подтвердить ту информацию, которую собрали в сентябре о компонентах хлеба.
В ноябре дети получают домашнее задание. Они вместе с родителями должны попробовать себя в роли настоящих пекарей, освоить основные этапы создания вкусного белого хлеба.
В декабре завершается познавательно–исследовательская деятельность. Подготовительная группа приглашается на дегустацию тех вкусных пирогов и плюшек, которые вместе с мамами и папами сделали будущие первоклассники.
Изучение времен года
Интересным вариантом для исследовательской деятельности в детском саду можно считать изучение времен года. Основная цель, которую ставит при этом воспитатель – закрепить и углубить те знания, которыми уже владеют ребята. Проводить подобное исследование можно по группам.
Малыши получают свои собственные задания, специальную карту наблюдений и журналы для оформления полученных результатов. Например, нужно будет понаблюдать неделю за тем, как ярко светит солнце, как часто идут дожди осенью, и зарисовать полученные результаты в журнал. Втора группа будет заниматься температурным режимом, привлекая себе на помощь родителей.
Третьей части предстоит выяснить, насколько сильными за это время были ветра. После того как ребята завершат свои наблюдения, составляется полная картина. Итогом такого индивидуально–коллективного проекта будет полная характеристика погодных условий в определенный сезон. Для развития творческого воображения малышей воспитатель дает им дополнительное задание – придумать подходящую одежду для этого времени года, выполненную из нетрадиционных материалов. Лучшие работы можно «внедрить в реальность», сделав на совместном празднике родителей и детей настоящий модный показ.
Анализ продуктов питания
Еще одним направлением для познавательной деятельности дошкольников может стать исследование продуктов питания. Это актуально, ведь по новым стандартам особое внимание уделяется формированию у будущих школьников навыков здорового питания, привитию им интереса к здоровому образу жизни.
Для начала вместе с воспитателем ребята анализируют состав разных продуктов питания, узнают о том, какие важные химические вещества, микроэлементы, витамины, обязательно должны присутствовать в дневном рационе каждого человека. Для повышения мотивации начинающих исследователей воспитатель проводит ролевые игры.
Дети становятся поварами, кондитерами, докторами, чтобы понять, насколько важно правильно и своевременно питаться. Исследование можно проводить не только в детском саду, но и за его пределами. Во время прогулок малыши предлагают своему воспитателю активные игры, вместе придумают шуточные задания для спортивных соревнований. Итогом работы могут стать спортивные старты, где будут представлены смешанные команды детей и их родителей. А в завершение праздника можно организовать «здоровый стол», на котором будут присутствовать только полезные продукты.
Заключение
Познавательная деятельность должна начинаться со средней группы детского дошкольного учреждения. При четком планировании подобной работы можно будет рассчитывать на развитие у детей самостоятельности.
Источник: fb.ru
«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» (Из опыта работы)
Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации в обществе.
Дошкольный возраст – важная ступень в развитии личности, когда под чутким и умелым руководством взрослого природное любопытство трансформируется в любознательность, приобретая качественно новые черты.
Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потребность выявлена и изучена в целом ряде исследований. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей – с другой.
По мнению академика Н.Н.Поддьякова«… в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». В работах Г.М. Ляминой, А.П.Усовой, Е.А. Панько говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия, сравнивать, делать самостоятельные выводы.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, как бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками.
В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, малыш познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения ребенка окружают явления неживой природы: ветер, солнце, звездное небо, снег под ногами. Дети с интересом и большим удовольствием играют с песком и водой, собирают камушки и ракушки; предметы и явления неживой природы входят в их жизнь, являются объектами наблюдения и игры. Это дает нам возможность сделать систематическим и целенаправленным ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
По мере взросления ребенок задумывается о связях между вещами, относит их к определенной группе. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
В старшей и подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
В старшем возрасте экспериментирование осознанное. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания.
Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие-то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.
В ходе накопления опыта убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:
– с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);
– с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);
– с литературой (чтение познавательных книг:«Почемучка», «Детская энциклопедия)».Дети учатся отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);
– с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью)
-с социально- коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, подготовка к опытам, учатся проявлять себя);
– с игровой (игры с песком, снегом, водой).
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности. Опыты мы стараемся проводить как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое проводится в специально организованных условиях. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
Перед проведением опыта обязательно проводим беседу, чтобы выяснить какие знания у детей уже имеются и что они хотели бы еще узнать.
Затем ставим перед детьми проблему. С помощью дополнительных вопросов помогаем ее осмыслить, акцентируя внимание на возможных затруднениях. Предлагаем детям предложить свои варианты решения проблемы. Оказываем помощь в выборе способов действий. Далее организовываем с детьми практическую проверку гипотез и предположений.
Обязательно фиксируем результаты наблюдений в рисунках, схемах. В заключение эксперимента помогаем детям сформулировать вывод, подвести итоги деятельности.
Таким образом, в организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
- Постановка проблемы (задачи).
- Поиск путей решения проблемы.
- Проведение опытов.
- Фиксация наблюдений.
- Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Для организации экспериментальной деятельности в группе мы оборудовали детскую лабораторию, в которой есть всё необходимое для экспериментальной и исследовательской деятельности:
1.Приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
2.Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
3.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки,
разные виды бумаги;
4.Красители: гуашь, акварельные краски;
5.Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
6.прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.
В качестве специального оборудования мы с детьми применяем компасы, лупы, магниты, песочные часы, микроскоп.
Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно ищем новые формы работы и подходы к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, семинары-практикумы, подготавливают материалы для опытов и экспериментов.
Помогают создавать мини-выставки.
Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки. Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.
Также с помощью родителей мы составили различные коллекции, карточки, модели, картотеку безопасного поведения в лаборатории.
Предлагаю рассмотреть следующие эксперименты, которые очень понравились воспитанникам подготовительной к школе группы.
“Радуга”. Это очень интересный опыт, где четко видно преломление солнечного света. Очень красивые получаются картинки.
-развивать способность у детей наблюдать
-познакомить с механизмом возникновения цвета.
Материал: тазик с водой, картон чёрный, лак для ногтей бесцветный.
1)Налейте воды в таз немного, так чтобы чуть-чуть накрыло картон. Затем, капайте в воду лак и сразу увидите радужные круги.
2)Аккуратно выньте картон из таза. На нем должна остаться пленка от лака.
3)Положите, чтоб высохла. Получится красивая радужная картина.
“Опыты с пресной и соленой водой”
-подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;
-свойства пресной воды и соленой.
Материал: немного земли, 2 стакана с водой,2 чайные ложки соли.
1)Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана, наполните их водой.
2)В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли, хорошо перемешайте.
3) Дайте воде отстояться.
в стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.
“Яйцо утонет или всплывет?”
-продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования
-поощрять выдвижение гипотез;
-развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
Материал: 2 яйца, сваренных вкрутую, 4 ч. ложки соли, 2 стакана воды.
1)Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.
2) В другой стакан насыпьте соль, размешайте хорошо. Положите яйцо в воду-оно держится на поверхности.
Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.
Наблюдения, сделанные в ходе практической педагогической деятельности, показывают: дошкольники с удовольствием участвуют в экспериментальной деятельности, испытывают радость от собственных открытий, задают множество вопросов. О проведенных экспериментах они не только рассказывают родителям, но и с удовольствием проводят их повторно в домашних условиях.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем.
«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
- ВераксаН.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Лосева Е.В. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО-ПРЕСС», 2013.
- Деркунская В.А., Ошкина А.А. «Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.
4.«Организация экспериментально деятельности дошкольников: Методические ракомендации/ Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005 г.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СП Детство-пресс, 2009.
- «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
- «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Наполняемость уголков экспериментирования
в старших группах»
- Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки,
стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
- Природный материал (камешки, песок, семена и т.п.);
- Утилизированный материал (проволока, фантики, нитки и т. д.);
- Приборы помощники (микроскоп, диапроектор, лупы, компас, пилки, зеркала);
- Источники света (фонарики, лампочки, свечи);
- Медицинский материал (шприцы без иголок, термометры, груши, пипетки);
- Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмасс, деревянные предметы, железные предметы);
- Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).
- Материал для изучения свойств воды (пищевые и непищевые красители, соль, сахар);
- Изучение свойств воздуха (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д.);
- Изучение свойств света, цвета и звука (спичечные телефоны, зеркала и другое);
- «Магнетизм» (разные магниты, конструкции бабочек, самолётов, скрепки, бумажные машинки на магните);
- Изучение почвы (образцы глины, песка, чернозёма, камней);
- Различные коллекции. (Коллекции семян. Коллекция насекомых. Гербарий. Коллекция шерсти. Коллекция тканей. Коллекция мхов. Коллекция ракушек. Коллекция камней.)
- Измерители времени (часы со стрелкой, песочные, солнечные, календари);
- Весы (электронные и классические, с гирьками);
- Макеты (макет дерева, макет Солнечной системы, макеты времён года);
- Дневники наблюдений, опытов, алгоритмы опытов и экспериментов;
- Методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов и экспериментов;
- Познавательная литература (книги, энциклопедии, атласы, альбомы); Полотенца, салфетки, фартуки и косынки, клеенки или тканевые скатерти для покрытия столов при проведении опытов.
- Игротека: экологические игры, лото, пазлы, игры по валеологии.
«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» (Из опыта работы)
- ← Веселый снеговик
- Охрана психологического здоровья дошкольников →
Источник: xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai