В настоящее время у отечественных специалистов по подготовке работников наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда.
В основе этой системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимы для качественного выполнения производственного задания и дополнительных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями.
Модульный подход к обучению включает два элемента: составление программы обучения для каждой конкретной работы и обеспечение средствами повышения эффективности самого процесса подготовки.
Модульные программы создаются, прежде всего, для обучения стандартным профессиям, однако благодаря своей гибкости они более эффективны для стран с переходной экономикой.
Данные программы могут использоваться как в стационарных учебных заведениях, так и при обучении на производстве.
Модульная система профессионального обучения, будучи более гибкой, чем традиционная система, быстрее реагирует на стремительную смену технологий, потребности рынка труда. Система предусматривает индивидуальный подход, тесный психологический контакт между обучающим и обучаемым, что позволяет выявлять способности последнего. Обеспечивая большую эффективность с точки зрения качества приобретаемых трудовых навыков, она требует меньше затрат (из-за сокращения сроков обучения).
Что такое повышение квалификации? Кто должен проходить? Кто оплачивает повышение квалификации?
Отметим преимущества модульной системы обучения:
— гибкость, адаптивность к меняющимся условиям, позволяющая достаточно быстро реагировать на структурные сдвиги в экономике;
— универсальность, позволяющая обучать группы населения, отличающихся по уровню знаний и подготовки;
— возможность самостоятельного индивидуального обучения;
— эффективность, ориентация на конечный результат.
Применение модульной системы обучения позволит, особенно в перспективе, при ускорении технических и структурных изменений в экономике, более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах. Речь должна идти не о единственном акте подготовки рабочих кадров по профессиям, необходимым для регионов, а о внедрении модульной методологии на правах юридически оформленного непрерывного метода обучения рабочих кадров.
Руководству ООО «Финансовая группа «Монолит»» следует обратить внимание на внедрение модульных программ обучения.
В условиях постоянного роста количества кадровой информации и усложнение ее структуры возникает необходимость применения современных средств автоматизации.
Внедрение комплексных автоматизированных систем управления персоналом позволяет:
— создать единую корпоративную базу кадровой информации;
— обеспечить согласованную работу субъектов управления персоналом и производителей кадровой информации в единой информационной среде.
— сформулировать оптимальную иерархию доступа к кадровой информации;
— поддерживать синхронную работу неограниченного количества пользователей.
Повышение квалификации, переподготовка, стажировка руководящих работников (специалистов)
В последние годы появились разработки по управлению трудом, хотя все предшествующие годы ограничивались только решением задач по ведению табеля, созданию баз данных по кадровому составу и по расчету зарплаты в составе подсистемы бухучета.
Особой и крайне актуальной проблемой в настоящее время является разработка и использование на практике соответствующих новым социально-экономическим отношением форм организации и методов регулирования профессионального обучения рабочих кадров.
Центральное место отведено договорным формам подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров. В общем, плане можно отметить, что договорные формы профессионального обучения является одним из средств интересов работников, работодателей, государственных органов.
Работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации — ученический договор на переобучение без отрыва от работы.
Ученический договор должен содержать: специальность, квалификацию; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией.
Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, квалификации. Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается. Ученический договор расторгается по основаниям, предусмотренным для расторжения трудового договора.
Можно выделить две основные целевые группы рабочих, с которыми могут заключаться договора:
— первая — работники направляемые на подготовку, переподготовку, обучение вторым профессиям или повышение квалификации с гарантированным на данном предприятии трудоустройством после прохождения обучения;
— вторая — работники высвобождаемые с предприятия и направляемые на профессиональное обучение до расторжения с ними трудового договора с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Поэтому в целях совершенствования процессов обучения как вновь принятых работников, так и постоянного персонала ООО «Финансовая группа «Монолит»» необходимо в будущем обеспечить взаимодействие со средними и высшими учебными заведениями.
— защитить трудовые права граждан;
— создать эффективные системы профессионально — квалифицированного продвижения рабочих кадров;
— расширить поле деятельности для взаимодействия работодателей со службы занятости населения;
— повысить качество обучения за счет более тесного взаимодействия с предприятиями.
Одной из важных проблем в организации процесса обучения на ООО «Финансовая группа «Монолит»» является определение степени актуальности знаний работников.
В связи с этим отдел кадров ООО «Финансовая группа «Монолит»» должны владеть информацией о том, насколько полны и актуальны знания по профессии у каждого работника, чтобы определить следует ли его обучать.
Переход к разработке изделий или процессов нового класса существенно снижает степень соответствия профессиональных знаний рабочим требуемому уровню и делает необходимым либо повышения их квалификации, либо их полную переподготовку.
Отделу кадров ООО «Финансовая группа «Монолит»» необходимо учитывать, что эффективность управления профессиональным развитием персонала на предприятии предполагает учет мотивационной составляющей выбора профессии с тем, чтобы отдавать предпочтение тем лицам, которые выбирали ее, исходя из своих склонностей и способностей. Только работающие по призванию люди могут принести ООО «Финансовая группа «Монолит»» наибольшую пользу, полностью реализуя свой творческий потенциал в процессе труда. При этом они приносят пользу не только предприятиям, но и самим себе, так работа по призванию повышает удовлетворенность трудом и, следовательно, его эффективность. Кроме того, лица, которые выполняют работу, отвечающую их интересам и способностям, как правило, не намерены ее менять, даже, несмотря на те трудности, с которыми они сталкиваются в условиях перехода к рынку.
В современном мире предприятия видят в развитии своих работников один из основополагающих факторов собственного успеха.
Предполагаем, что на ООО «Финансовая группа «Монолит»» необходимо применение планирования и управления профессиональным развитием персонала. Внедрение этого процесса может быть достигнуто благодаря совместной работе руководства предприятия, бюро по подготовке кадров и самих рабочих предприятия.
Важнейшим компонентом процесса управления профессиональным развитием является оценка достигнутого прогресса, в которой участвуют три стороны: рабочий, руководитель, бюро подготовки кадров.
При внедрении процесса планирования и управления профессиональным развитием на ООО «Финансовая группа «Монолит»» оценка должна проводиться один раз в год в ходе встречи рабочего и руководителя, а затем должны подтверждаться бюро по подготовке кадров. Оценивается не только прогресс в реализации плана, но и реалистичность самого плана, эффективность его поддержки со стороны руководителя. Результатом обсуждения становится скорректированный план профессионального развития.
Руководству и бюро по подготовке кадров ООО «Финансовая группа «Монолит»» следует учитывать, что отсутствие управления профессиональным развитием вызывает неудовлетворительность рабочих, повышенную текучесть кадров, ограничивает способность предприятия эффективно заполнять вакантные должности. В тоже время они должны обратить внимание на то, что практика применения профессионального развития на других предприятиях показывает, что затраты на создание системы профессионального развития оказывают положительное влияние на прогресс предприятия в длительной перспективе.
Источник: studbooks.net
«Примерная структура мероприятий по переподготовке и повышению квалификации кадров федерального министерства, ведомства. Методические рекомендации» (рекомендована Минтрудом РФ 17.03.1995 N 480-ИХ)
1.1. Настоящая Примерная структура мероприятий по переподготовке и повышению квалификации кадров федерального министерства, ведомства (далее — Примерная структура мероприятий) разработана для обеспечения выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти».
1.2. Настоящая Примерная структура мероприятий определяет основные разделы и направления мероприятий по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих и носит рекомендательный характер, что предполагает возможность дополнений и изменений применительно к специфике конкретных федеральных органов исполнительной власти.
1.3. Мероприятия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих разрабатываются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, ведомствами) на календарный год на основании расчета потребности в обучении кадров и преследуют цели поддержания уровня квалификации государственных служащих, достаточного для исполнения должностных полномочий.
1.4. При разработке мероприятий по переподготовке и повышению квалификации наряду с данной Примерной структурой мероприятий рекомендуется использование следующих нормативно — методических материалов: Положения «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти», Методических рекомендаций по расчету потребности в переподготовке и повышении квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, Методических рекомендаций по выбору продолжительности и форм повышения квалификации и переподготовки кадров, Рекомендаций по обеспечению увязки должностных перемещений государственных служащих с результатами обучения и использования полученных знаний.
1.5. Рекомендуемая форма Мероприятий по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федерального органа исполнительной власти представлена в Приложении.
II. Примерная структура мероприятий по обучению кадров
Структуру Мероприятий составляют направления и мероприятия, объединенные в следующие разделы:
Раздел 1. Формирование и размещение государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих.
Раздел 2. Исполнение государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих.
Раздел 3. Использование результатов обучения.
Раздел 1. Формирование и размещение государственного
заказа на переподготовку и повышение квалификации
Главной задачей данного раздела является формирование комплекса мероприятий, обеспечивающих разработку, представление и размещение в образовательных учреждениях государственного заказа на обучение государственных служащих федерального органа исполнительной власти в порядке, установленном Положением о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.
В данный раздел целесообразно включить следующие мероприятия:
— Формирование общих целей и задач обучения государственных служащих на перспективу и следующий календарный год для своевременного обеспечения эффективной работы федерального органа исполнительной власти (мероприятие выполняется с учетом современной Концепции государственной кадровой политики).
— Определение и постановка задач службе кадров и руководителям структурных подразделений по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих.
— Оценка эффективности исполнения государственными служащими функциональных обязанностей, их перспективности и творческого потенциала; принятие решения о необходимости получения дополнительных знаний и навыков (мероприятие выполняется с учетом требований Квалификационных характеристик по государственным должностям и может быть совмещено с проведением аттестации государственных служащих).
— Расчет потребности в переподготовке и повышении квалификации государственных служащих (мероприятие выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету потребности в переподготовке и повышении квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти).
— Утверждение кандидатов на переподготовку и повышение квалификации.
— Выбор образовательных учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации:
а) анализ информационных материалов, поступающих из образовательных учреждений (направлений и графиков проведения обучения и т.д.);
б) определение оптимальных видов, форм, направлений и сроков обучения государственных служащих;
в) возможный выбор образовательных учреждений для заключения с ними договоров (контрактов); предварительное согласование с ними количества обучающихся, содержания учебных программ, видов, форм, продолжительности и сроков обучения (мероприятие выполняется в соответствии с Методическими рекомендациями по выбору продолжительности и форм повышения квалификации и переподготовки кадров).
— Подготовка и представление в Министерство труда Российской Федерации предложений по объемам и структуре государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих своего ведомства (заявки на бюджетное финансирование переподготовки и повышения квалификации) (мероприятие выполняется в соответствии с Положением о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти).
— Уточнение планового контингента обучающихся на следующий календарный год с учетом выделенных финансовых средств, определение для каждого обучающегося целей обучения и согласование с ним темы выпускной (дипломной) работы.
— Заключение договоров (контрактов) с образовательными учреждениями на обучение уточненного контингента государственных служащих.
Раздел 2. Исполнение государственного заказа
на переподготовку и повышение квалификации
Главной задачей данного раздела является разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих организацию эффективного обучения государственных служащих в образовательных учреждениях, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
Мероприятия этого раздела должны быть направлены в первую очередь на решение следующих задач:
— Командирование (направление) государственных служащих в образовательные учреждения для прохождения переподготовки или повышения квалификации.
— Стимулирование качественного, эффективного обучения государственных служащих; оказание действенной помощи в решении возникающих проблем; контроль за прохождением государственными служащими обучения; заслушивание текущих отчетов.
— Контроль за выполнением образовательными учреждениями, осуществляющими обучение государственных служащих, условий договора (контракта).
Раздел 3. Использование результатов обучения
Главной задачей данного раздела является разработка мероприятий по созданию благоприятных условий использования результатов обучения для повышения эффективности исполнения государственными служащими должностных полномочий и функциональных обязанностей, улучшения качества работы федерального органа исполнительной власти по решению стоящих перед ним задач.
При разработке данного раздела целесообразно предусмотреть следующие мероприятия:
— Мотивация использования государственными служащими знаний и умений, полученных при обучении, для повышения эффективности исполнения должностных полномочий, повышения эффективности работы структурных подразделений и федерального органа исполнительной власти в целом.
— Осуществление должностных перемещений государственных служащих, установление им денежного содержания в соответствии с результатами обучения и практического использования полученных знаний (мероприятие осуществляется в соответствии с Рекомендациями по обеспечению увязки должностных перемещений государственных служащих с результатами обучения и использования полученных знаний).
— Подготовка предложений и осуществление мер по повышению эффективности обучения государственных служащих в образовательных учреждениях.
к Примерной структуре
мероприятий по переподготовке
и повышению квалификации
Источник: tkrfkod.ru
Повышение квалификации — зачем и кому необходимо
Высококвалифицированный кадровый состав – основа успешности любого предприятия. Однако динамично растущая конкуренция среди производителей товаров и услуг, внедрение современных технологий и развитие новых отраслей требует от сотрудников компаний постоянного развития и совершенствования своих профессиональных навыков. Повышение квалификации позволяет сотрудникам не только соответствовать запросам рынка труда, но и в полной мере раскрыть свой трудовой потенциал и увеличить вклад в развитие предприятия.
Цель и задачи
Основная цель повышения квалификации работников – это формирование в штате предприятия кадрового ядра, состоящего из грамотных специалистов.
Квалификация работника – совокупность теоретических знаний, профильного опыта работы, практических навыков и умений необходимые сотруднику для исполнения им служебных обязанностей или трудовых задач. СТ. 195.1 ТК РФ.
Конечно, привлечение работников со стороны (из кадрового резерва) имеет несомненный плюс: не нужно вкладывать время и деньги в их обучение. Иногда гораздо проще и быстрее пригласить в штат «готового» сотрудника с дипломом, опытом работы по профессии и хорошими рекомендациями с прежнего места. В большинстве случаев такие люди демонстрируют высокий уровень подготовки и работоспособности.
Тем не менее, в последние годы возросла тенденция по взращиванию собственных кадров. Успешные руководители все чаще отказываются от приёма на работу новых людей, и вкладывают ресурсы в обучение своих перспективных сотрудников. Такие правила формирования трудового коллектива успели многократно подтвердить эффективность на практике.
В случае регулярного повышения квалификации, организаторам рабочего процесса удается:
- выявить и устранить пробелы в знаниях (как теоретических, так и практических);
- ознакомить их с разработками и достижениями, произошедшими в отрасли за последнее время;
- повысить уровень компетентности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
- определить и искоренить негативные установки и правила, которые мешают установить в коллективе позитивные взаимоотношения, способствующие слаженной эффективной работе.
Соответствие уровня квалификации, требуемое для выполнения работником тех или иных трудовых задач, регламентируется и регулируется профессиональными стандартами РФ.
Отправляя сотрудника на повышение квалификации, руководитель должен понимать, что недостаточно просто организовать учебный процесс. Необходимо грамотно мотивировать всех членов трудового коллектива, убедить их в том, что улучшение качества их профессиональных навыков имеет значение не только для развития предприятия. Каждый работник обязательно должен отчётливо представлять, какие преимущества откроются перед ним после повышения квалификации, осознавать свою значимость и личную эффективность.
- в развитии бизнеса;
- в увеличении производительности труда;
- в повышении продаж товаров и услуг.
Повышение квалификации и требования закона
Повышение квалификации, это не личная инициатива руководящего состава предприятия, а требование Трудового Кодекса Российской Федерации. ТК РФ Статья 196.
Этот пункт обязательно оговаривается при приеме на работу и закрепляется в трудовом договоре.
При возникновении необходимости в повышении квалификации работников предприятия, руководитель обязан отправить их на обучение за счет организации, сохранив за ними на этот период рабочее место и средний заработок.
В зависимости от вида деятельности и цели компании график обучения составляется заранее или формируется работодателем по мере появления таких потребностей.
Источник: tehnoprogress.ru
Кому нужны курсы повышения квалификации и как часто (большой перечень сфер деятельности)
Рынок труда предъявляет высокие требования к новым актуальным навыкам. Требование проходить курсы повышения квалификации может быть необходимо для некоторых категорий работников и по собственному желанию для остальных. Курсы повышения квалификации – это один из видов профессионального обучения работников. Они помогают обновить существующие знания, позволят быть в курсе актуальных нововведений в профессиональной сфере, помогут соответствовать должностным критериям.
Один из самых известных и старых порталов по переподготовке vladivostok.expert123.ru/ – «Эксперт» – огромное количество программ и разумные цены.
Что такое повышение квалификации
Повышение квалификации производится к той квалификации, которая уже есть, поэтому работник должен иметь среднее или высшее образование. Минимальное время составляет 16 часов.
Причины, по которым сотрудник проходит обучение:
- внедрение профстандартов;
- больше года не работал по специальности;
- чувство, что перестал расти в профессиональной сфере;
- желание подтвердить знания официальным документом.
Повышение квалификации может происходить: очно (все занятия и проверка знаний предполагают присутствие), очно-заочно (самостоятельное освоение материала, присутствие на некоторых занятиях, экзаменах), заочно (присутствие на экзаменах) и дистанционно (все делается онлайн, даже документ пришлют по почте).
Организация, которая проводит обучение, для выдачи документов об образовании должна получить лицензию. Лицензии не требуется только индивидуальному предпринимателю без наемных работников, если он обучает сам.
Если организация не выдает документов об образовании (проводит семинары, лекции), то это считается деятельностью досуговой, культурной и не подлежит лицензированию.
Если организация выдает документы об образовании, это деятельность образовательная, она подлежит лицензированию и регулируется Законом об образовании РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Законом о лицензировании от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Постановлением от 28.10.2013 № 966.
Нужны ли курсы повышения квалификации
Обязательные курсы повышения квалификации обычно составляют 72 часа, на них ориентируются работодатели и работники, которым требуется их проходить с установленной периодичностью. Но программы могут содержать и меньшее, и большее количество часов.
Периодичность до трех лет
Прохождение курсов повышения квалификации необходимо учителям начальных и средних школ. Работник профиля «Педагогическая деятельность» обязан проходить их каждые три года, сроки определяет учебное заведение. Аналогично – с воспитателями.
Преподаватели вузов обязаны также проходить программы дополнительного профессионального образования. Выбор этих программ определяется ими самими, исходя из потребностей: это могут быть новые технологии, методы для обучения. Это касается и различных совместителей, которые должны проходить их по своему основному месту работы, либо обучение может организовать тот вуз, где он работает по совместительству.
Маркшейдеры (специалисты, которые работают при разведке месторождений полезных ископаемых), обязаны повышать квалификацию раз в три года. Состав курсов может быть разным, «Маркшейдерское дело», «Современные методы маркшейдерских работ». Помимо курсов, определенных для повышения квалификации, могут быть специализированные курсы вроде «Подготовка руководителя работ по ликвидации аварий».
Если применение профстандарта в организации обязательно (госучреждения), бухгалтеры должны проходить повышение квалификации. В 2019 г. Минтруд выпустил профстандарт «Бухгалтер», в котором также содержатся требования к повышению квалификации бухгалтеров. Он обязывает проходить ежегодно курсы объемом не менее 20 ч. и не менее 120 ч. за три года. Несмотря на это, бухгалтерам в коммерческих и некоммерческих организациях рекомендуется обучение тоже, потому что это отрасль, которая сильно подвержена изменениям.
Раньше у госслужащих была обязанность проходить обучение раз в три года, но она была заменена системой на основе государственных образовательных сертификатов. Это позволяет им получать дополнительное профессиональное образование по таким программам, которые не могут быть приобретены при использовании механизма госзаказа (IT-курсы, тренинги личностного роста). При этом стандартные программы тоже остаются и могут быть пройдены по необходимости по выбору. Примеры курсов: «Организационные, экономические и правовые формы противодействия коррупции», «Кросс-культурные коммуникации и протокол».
Адвокаты обязаны повышать свой профессиональный уровень, требуемое количество часов зависит от их стажа. Если он меньше трех лет, то программа должна быть не менее 40 ч., более трех лет – не менее 30 ч. Адвокатские палаты могут повысить требуемое количество часов не более чем до 60 ч.
Специалистом по таможенным операциям может быть только тот, кто имеет квалификационный аттестат, он может быть отозван, если не проходить обучение не позднее чем через два года после аттестации. Если срок упущен (не было обучения на курсах), то заново получить аттестат можно только через год.
Для работников пожароопасных и взрывоопасных производств периодичность прохождения курсов по пожарно-техническому минимуму составляет один раз в год. А работники, не связанные с такими производствами, – один раз в три года, включая руководителей.
Периодичность раз в пять лет
Специалисты по охране труда обязаны проходить курс, который называется «Охрана труда» или «Охрана труда и безопасность технологических процессов и производств». Как бы курс ни назывался, он должен содержать актуальную информацию о действующих законах, об изменениях в документообороте, обновлениях в обязанностях, ответственности сотрудников.
Врач и медицинская сестра обязаны постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Медицинская организация должна это обеспечить. Раньше это требовалось раз в пять лет, а с 2021 года заработала система непрерывного медицинского образования, где необходимо проходить курсы ежегодно либо выбрать старую систему: раз в пять лет, не менее 150 часов.
Все специалисты, работающие в сфере строительства, должны проходить курсы переподготовки не реже одного раза в пять лет. При необходимости это можно делать чаще, так как прогресс не стоит на месте, или при желании перейти на другую должность. Программы рассчитаны на продолжительность от 72 до 140 часов. Если темы касаются особо опасных, технически сложных объектов, то программа только на 140 часов. С 2017 года все члены СРО должны иметь не менее двух сотрудников, данные которых внесены в Национальный реестр специалистов, для которых также важны и профильное образование, и прохождение программ повышения квалификаций.
Такую же обязанность обучаться имеют и инженеры-сметчики. Тематика курсов может быть разная, например: «Ценообразование в строительстве 2020-2021 гг.», «Экспертиза проектно-сметной документации», это могут быть актуальные курсы, обучающие работать в современных программах.
Профессиональное сообщество настаивает на необходимости периодической ревизии своих знаний для архитекторов. Курсы зависят от направления, актуализировать знания могут архитекторы-проектировщики, архитекторы-реставраторы, архитекторы-градостроители. Это же требование относится к ландшафтным дизайнерам.
Кому еще рекомендуется обновлять свои знания не реже одного раза в пять лет:
- логистам;
- работникам туристической отрасли;
- работникам ЖКХ;
- менеджерам;
- специалистам в оценочной деятельности и экспертизе;
- реставраторам (исторических памятников и сооружений);
- работникам нефтегазовой отрасли;
- инженерам-изыскателям;
- лицам, работающим с радиацией (врачи-рентгенологи, рентгенолаборанты, ответственные за радиационную безопасность на предприятии);
- энергетикам.
Произвольная периодичность
Курсы повышения квалификации нужны, если на их основе работник получает квалификацию или ему присваивается новый разряд и категория. Работник может пройти их по своему желанию, чтобы не отставать от требований рынка. Сложно назвать профессии, в которых ничего бы не изменилось за пять лет, поэтому это минимальный срок, которого нужно придерживаться.
Работникам каких сфер важно повышение квалификации:
- биотехнологии и фармация;
- транспортная система;
- психология;
- дизайн;
- IT-сферы (желательно каждый год);
- авиации;
- банков и инвестиций и многих других.
Современные знания необходимы и руководителям организаций всех сфер. Периодическое обновление профессиональных знаний будет необходимо всем: и новичкам в профессии, и специалистам с многолетним стажем.
Источник: konkurent.ru