Программа повышения экологической эффективности пример

Усовершенствовать технологии производства и уменьшить НВОС – таковы задачи программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Программа обязательна для объектов I категории с 1 января 2019 года, она должна соответствовать правилам по Приказу Минприроды № 666 от 17 декабря 2018 года и иметь главную цель: модернизировать объект так, чтобы вредные выбросы и сбросы снизились и вписались в нормативы.

Для объектов II категории НВОС ППЭЭ разрабатывается под оформление комплексного экологического разрешения (КЭР).

Если в процессе разработки Программы будет отчетливо виден положительный экономический и экологический эффект НДТ, то это станет стимулом для модернизации производства.

  • перечень мероприятий по реконструкции и модернизации объектов НВОС, сроки их реализации;
  • абсолютные показатели и графики по снижению НВОС;
  • объемы и источники финансирования;
  • список ответственных лиц (рис. 1).

Для обоснования эффективности выбранных мер, в тексте обязательно должны быть отмечены:

СЕКЦИЯ — МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОГЛАСОВАНИЯ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ

  • меры господдержки при внедрении НДТ;
  • позитивные прогнозные значения;
  • экономическая выгода даже с учетом затрат на модернизацию.

программа повышения экологической эффективности

Рисунок.1 Содержание программы повышения экологической эффективности

Для разработки ППЭЭ специалисты ООО «ЭкоЭксперт» анализируют отраслевые информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ) и подбирают оптимальные варианты для внедрения на конкретном объекте. Рассчитываются временные нормативы по этапам реализации программы.

Проект ППЭЭ согласовывается с Заказчиком, после чего его рассматривает межведомственная комиссия (согласно № 999-ПП РФ от 21 сентября 2015 года). Одобренный документ размещают на официальном сайте координатора (Минпромторга) в открытом доступе.

Сроки утверждения ППЭЭ

Программа повышения экологической эффективности разрабатывается 1 раз в 7 лет в составе КЭР и не продлевается. Для градообразующих предприятий (где занято не менее ¼ жителей населенного пункта или штатная численность составляет 5 тыс. человек и более) и некоторых других организаций (унитарные предприятия, стратегически важные объекты) устанавливается на срок до 14 лет без продления. Отчитываться в Росприроднадзор о реализации программы нужно ежегодно.

Рассмотрение межведомственной комиссией проекта ППЭЭ занимает не более 4 месяцев (обычно – 2 месяца, но может быть продлено на такой же срок по обращению заявителя).

Ответственность природопользователей

Без утвержденной ППЭЭ предприятие не может получить КЭР. Отсутствие КЭР по статье 8.47 КоАП РФ карается штрафом до 100 тысяч руб. (предприниматели приравнены к юридическим лицам).

По статье 8.14 КоАП РФ за нарушение правил водопользования могут наложить дополнительный штраф до 120 тысяч руб., а по статье 8.21 КоАП РФ за нарушение правил охраны атмосферного воздуха – еще до 250 тысяч руб.

Разработка документации, прилагаемой к заявке на получение комплексного экологического разрешения

Размер ежегодных экологических платежей может даже превысить эти штрафы, если по результатам проверок при расчете НВОС окажется необходимым применить повышающие коэффициенты.

Разработка ППЭЭ с ООО «ЭкоЭксперт»

Бывают случаи, когда невозможно осуществить модернизацию производственных процессов без существенной поддержки со стороны государства, или снижение показателей выбросов и сбросов не идет должным темпом. Наши специалисты всегда применяют индивидуальный подход к проектированию экологической документации для каждого объекта НВОС. Стоимость и сроки разработки ППЭЭ также определяются индивидуально.

Разработку ППЭЭ заказывают отдельно либо в комплексе с КЭР. Специалисты «ЭкоЭксперта» объяснят вам все различия и нюансы подготовки документации. Примеры готовых проектов и цен можно посмотреть на сайте.

Источник: xn--80anccgcwd3a3hra8a.xn--p1ai

Журнал «Эковестник», №2 • 2020 г.

Программа повышения экологической эффективности: краткая инструкция по применению

С 1 января 2019 года российская промышленность начала переходить на новое технологическое нормирование, основанное на принципах наилучших доступных технологий (НДТ).

Как получить КЭР

Если ранее для осуществления хозяйственной деятельности основным предприятиям необходимо было оформлять достаточно большой пакет разрешительной документации (как минимум разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; лимиты на выбросы загрязняющих веществ; разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; нормативы образования отходов и лимитов на их размещение), то теперь появился абсолютно новый документ — комплексное экологическое разрешение (КЭР).

В первую очередь с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года с заявкой на получение КЭР обязаны обратиться три сотни промышленных объектов I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет более 60%. Перечень таких объектов утвержден приказом Минприроды от 18 апреля 2018 года № 154 [1].

Порядок выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва был утвержден постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 143 [2]. В 2019 году 16 пилотных предприятий I категории получили КЭР, обеспечив тем самым выполнение основного целевого показателя федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий», являющегося частью национального проекта «Экология».

Читайте также:
При покупке ноутбука какие программы нужно установить

Заявка на получение КЭР должна содержать информацию, установленную пунктом 3 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» [3] (далее — ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Если предприятие полностью соответствует требованиям природоохранного законодательства, для получения КЭР ему необходимо обратиться с заявкой в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Форма заявки утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 октября 2018 года № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» [4]. Однако не для всех предприятий такая ситуация будет возможной.

Дорожная карта предприятия

В случае невозможности соблюдения технологических показателей, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности (далее — Программа).

Программа разрабатывается на объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, который эксплуатируется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, по результатам сопоставления технологических показателей, характеризующих каждую из применяемых там технологий, с показателями НДТ, описанных в соответствующих информационно-технических справочниках по НДТ, а также сопоставления нормативов допустимых выбросов и сбросов высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), рассчитанных для каждого источника выбросов и сбросов загрязняющих веществ, с фактическими величинами выбросов, сбросов указанных загрязняющих веществ.

Следует отметить, что Программа не разрабатывается в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории и планируемых к вводу в эксплуатацию, поскольку при проектировании необходимо сразу учитывать требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно приказу Минприроды от 17 декабря 2018 года № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности» [5] в Программу включаются мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению объектов, в том числе мероприятия, в отношении которых осуществляется государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 4 статьи 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» [3]. При этом под техническим перевооружением понимается комплекс мероприятий по замене устаревшего и физически изношенного оборудования новым, а под реконструкцией — переустройство зданий, строений, сооружений на действующих объектах, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции объектов капитального строительства при одновременном улучшении условий охраны окружающей среды. Мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения, в Программу включать нельзя.

Дополнительно к проекту Программы разрабатываются обосновывающие материалы согласно пункту 10 правил разработки Программы, утвержденных приказом Минприроды России от 17 декабря 2018 года № 666 [5].

Срок реализации Программы составляет семь лет, а для объектов, эксплуатируемых градообразующими организациями и федеральными государственными унитарными предприятиями или открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг и имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, — 14 лет.

Таким образом, Программа представляет собой своеобразную дорожную карту предприятия по достижению требований современного законодательства в области охраны окружающей среды.

Системное толкование норм ФЗ «Об охране окружающей среды» [3] позволяет сделать вывод о том, что для одного объекта негативного воздействия на окружающую среду, поставленного на государственный учет в соответствии со статьей 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» [3], необходимо разработать только одну Программу.

Решение примет комиссия

Проект Программы до ее утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежит одобрению межведомственной комиссией по рассмотрению и одобрению программ повышения экологической эффективности (далее — Межведомственная комиссия, Комиссия). Это коллегиальный орган, координирующий деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и органов исполнительной власти субъектов РФ по рассмотрению и одобрению проектов программ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2015 года № 999 «О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности» ее создает Министерство промышленности и торговли РФ [6].

Члены Межведомственной комиссии — представители региональных органов исполнительной власти принимают участие в работе Комиссии, если проект Программы разработан для объекта I категории, расположенного на территории данного субъекта. В целом указанное постановление [6] достаточно четко регламентирует процедуру взаимодействия юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее — заявитель), разработавшего проект Программы, и Межведомственной комиссии. При этом стоит отметить, что порядок рассмотрения и одобрения проекта Программы как ведомственный акт должен быть разработан и утвержден приказом Минпромторга России. В настоящее время он существует лишь в проекте, но, надеемся, в скором времени будет принят.

В процессе рассмотрения и одобрения проекта Программы Межведомственная комиссия осуществляет анализ включенных в проекты программ перечней мероприятий на предмет их достаточности для поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов, технологических нормативов и проводит определение соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, НДТ.

Читайте также:
Как пользоваться программой супер

До 2020 года процесс получения КЭР и процесс одобрения проекта Программы в Межведомственной комиссии возможно было проводить параллельно, поскольку к заявке на получение КЭР необходимо было прикладывать только проект Программы. Это позволяло существенно оптимизировать процесс получения новой разрешительной документации. Однако последние изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды» [3], внесенные в конце 2019 года, такую возможность исключили. В действующей редакции статьи 31.1 [3] речь идет о необходимости предоставления именно Программы, одобренной Межведомственной комиссией и утвержденной юридическим лицом.

Если предприятие полностью соответствует требованиям природоохранного законодательства, для получения КЭР ему необходимо обратиться с заявкой в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природо-­­­пользования.

Сгладить последствия данных изменений частично получилось за счет реализации в государственной информационной системе промышленности, созданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 июля 2015 года № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности» [7] (далее ­— ГИСП, информационная система), сервиса по рассмотрению проектов программ, который позволит избежать необходимости физической подачи проекта Программы в бумажном виде. На практике это колоссально ускорит процесс взаимодействия заявителя и Комиссии, так как и рассмотрение, и одобрение проекта Программы (то есть сам процесс голосования) осуществляются в электронном кабинете Межведомственной комиссии. Для работы в указанной информационной системе необходимо будет соблюсти лишь два простых условия: пройти несложную процедуру регистрации (как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и иметь усиленную квалифицированную цифровую подпись.

На момент написания настоящей статьи Межведомственной комиссией было рассмотрено уже более десяти проектов программ. Семь из шестнадцати заявок на получение КЭР в 2019 году содержали в себе одобренную Комиссией программу повышения экологической эффективности.

Срок рассмотрения проекта Программы Межведомственной комиссией не может превышать два месяца и может быть продлен по обращению заявителя, но не более чем на два месяца. При этом законодательно не предусмотрена процедура отзыва проекта Программы, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в процессе рассмотрения захотел внести в нее изменения или полностью пересмотреть.

После направления заявителем на рассмотрение в информационной системе проект Программы проходит проверку по формальным признакам (на предмет соответствия требованиям Правил разработки программы повышения экологической эффективности). В случае положительных результатов проверки комплекта документов формируется электронный кабинет голосования, в котором размещается проект Программы, обосновывающие материалы к нему, заключение экспертной организации, содержащее информацию о проведенной предварительной оценке проекта Программы повышения экологической эффективности. Дополнительно проект Программы размещается в открытом доступе на официальном сайте Минпромторга России для обеспечения возможности ознакомления с ним всех заинтересованных лиц.

После проведения анализа всех материалов по проекту Программы члены Комиссии принимают решение о его одобрении или об отказе в одобрении путем проведения электронного голосования. О результатах рассмотрения проекта Программы в электронный кабинет заявителя направляется соответствующее уведомление.

Практика рассмотрения и одобрения проектов программ с использованием государственной информационной системы промышленности продемонстрировала, как удачное техническое решение может оптимизировать процессы взаимодействия государственных органов и промышленности. Полагаем, что доработка соответствующего сервиса информационной системы впоследствии позволит оцифровывать данные, заявляемые предприятиями, и, используя их в обезличенном виде, не только получать статистику в целях принятия регулирующих решений, но и на основе анализа таких данных прогнозировать объемы суммарных выбросов, сбросов загрязняющих веществ, динамику и тенденции технологического развития промышленности как составляющей макроэкономической системы.

На момент подготовки настоящей статьи Межведомственная комиссия рассмотрела уже более десяти проектов программ. Семь из шестнадцати заявок на получение КЭР в 2019 году содержали одобренную Комиссией Программу повышения экологической эффективности.

Логичным и рациональным продолжением первых шагов перевода взаимодействия промышленности и органов государственной власти в онлайн-формат может стать организация всего процесса получения разрешительной документации (КЭР) на платформе ГИСП.

Список литературы

1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18 апреля 2018 года № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».

2. Порядок выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва был утвержден постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 143.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7‑ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 14 января 2002 года, № 2, статья 133.

4. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 октября 2018 года № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».

5. Приказ Минприроды России от 17 декабря 2018 года № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности».

Читайте также:
Как запустить портативную программу с флешки

6. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2015 года № 999 «О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности», «Собрание законодательства РФ», 28 сентября 2015 года, № 39, статья 5414.

7. Постановление Правительства РФ от 25 июля 2015 года № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности», «Собрание законодательства РФ», 3 августа 2015 года, № 31, статья 4691.

Арина ВОЛОСАТОВА, заместитель директора ФГАУ «НИИ ЦЭПП» (Бюро наилучших доступных технологий),

Валерия МОРОКИШКО, начальник отдела проектного управления и взаимодействия с органами государственной власти ФГАУ «НИИ ЦЭПП» (Бюро наилучших доступных технологий)

Источник: ekovestnik.ru

Программа повышения экологической эффективности: краткая инструкция по применению

Никитенкова Екатерина+рабочий стол

  • 17.03.2023
  • Екатерина Никитенкова

Предприятиям I категории, которые на момент получения комплексного экологического разрешения (далее – КЭР), не достигают экологических показателей наилучших доступных технологий (далее – НДТ), необходимо разработать программу повышения экологической эффективности (далее – ППЭЭ) сроком на 7 лет.

Разработка и согласование пакета документов

для получения КЭР

От 100 000 руб.

Программа повышения экологической эффективности – это план модернизации объекта I категории, включающий в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению данного объекта, направленных на поэтапное достижение нормативов допустимых выбросов, сбросов и технических нормативов.

ППЭЭ

Правила разработки ППЭЭ установлены в приказе Минприроды России от 17.12.2018 № 666

Не существует шаблона ППЭЭ. Поэтому в свободной форме необходимо указать следующие обязательные пункты:

  • сведения о юридическом лице или ИП;
  • наименование, категорию и код объекта НВОС ;
  • перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов (сбросов) ЗВ с указанием для каждого мероприятия производства (цех, участок), технологического процесса, устройства, оборудования или их совокупности (установки), а также номеров источник выбросов, сведений о местонахождении источников (выпусков) сточных вод;
  • перечень ЗВ, по которым не достигаются нормативы, с указанием фактических и требуемых значений;
  • сроки начала и завершения выполнения мероприятия, каждого из этапов данного мероприятия;
  • показатели их график поэтапного снижения выбросов (сбросов) ЗВ;
  • сведения об эффективности мероприятий;
  • объёмы и источники финансирования;
  • перечень должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятия;
  • сроки представления ежегодного отчёта о выполнении ППЭЭ.

В последней редакции Приказа № 666 были внесены изменения, касающиеся сведений, которые должны быть включены в проект ППЭЭ. Так, например, в обязательном порядке необходимо указывать расчётную производительность для объектов ЦСВ и области применения НДТ, применяемые ИТС НДТ, номера внедряемых технологий.

В приложение обязательно добавляются обосновывающие материалы. Из Приказа Минприроды России № 666:

  • сведения о производствах (цехах, площадках), в отношении которых предусмотрена реализация мероприятий с указанием видов и объёмов выпускаемой продукции, об основных технологических процессах и оборудовании, о применяющихся НДТ (при наличии);
  • информацию о результатах сопоставления технологических показателей и показателей НДТ, и описание задач, которые необходимо достичь посредством реализации Программы;
  • обоснование выбора мероприятий;
  • обоснование сроков реализации мероприятий, этапов каждого мероприятия;
  • иные сведения и документы, которые природопользователь считает необходимым представить в качестве обосновывающих материалов.

Среди возможных обосновывающих материалов могут быть: отчеты о научных исследованиях, описание результатов проведенных научно-исследовательских работ, формулы и расчеты и т. д.

МВК

ля рассмотрения и одобрения ППЭЭ была создана Межведомственная комиссия (далее – МВК), которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 999 .

В состав МВК входят:

  • представители исполнительных органов субъектов РФ,
  • представители общественных и экспертных организаций таких, как РСПП, Бюро НДТ и Российское экологическое общество,
  • государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”,
  • Федеральные органы исполнительной власти: Минпромторг, Минприроды, Минсельхоз, Минэнерго, Минстрой, Минэкономразвития России и Росприроднадзор.

Представители исполнительных органов субъектов РФ принимают участие в МВК только в том случае, когда рассматриваемый проект ППЭЭ планируется реализовываться в соответствующем регионе.

Взаимодействие с МВК происходит через государственную информационную систему промышленности (далее – ГИСП). Чтобы отправить проект ППЭЭ на рассмотрение, юридическое лицо должно зарегистрироваться на сайте и подписать Программу УКЭП.

Важно, Комиссия может запросить дополнительные материалы через Ответственного секретаря, заявитель в течение 3-х рабочих дней должен отправить документ, подписанный УКЭП. Поэтому необходимо постоянно отслеживать уведомления в личном кабинете ГИСП.

ГИСП

Порядок рассмотрения и одобрения ППЭЭ, а также действия заявителя и членов Комиссии установлены в Приказе Минпромторга России от 28.12.2020 № 4708.

МВК рассматривает проект ППЭЭ в течение 2-х месяцев с момента отправки Программы. У заявителя есть право продлить этот срок до 4-х месяцев, если необходимо внести правки в Программу. При этом заявитель имеет право доработать проект ППЭЭ, или при содержательных ошибках отозвать его.

В Приказе № 4708 указаны основания для отказа в одобрении проекта ППЭЭ, среди них установление невозможности достижения заявленных нормативов, несоответствие планируемых нормативов требуемым значениям, наличие в Программе мероприятий по эксплуатации зданий, превышение 7-летнего срока реализации проекта ППЭЭ.

Решение заседания МВК оформляется протоколом. Только после получения статуса «одобрено» организация утверждает ППЭЭ и последующей её подачи в составе заявки на получение комплексного экологического разрешения.

Источник: vashecolog.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru