Эффективность расходов государственного бюджета характеризует качество и эффективность государственного управления и является одним из ключевых условий обеспечения социального благополучия, экономического развития государства.
Уровень эффективности многих бюджетных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг. [4]
Основными критериями эффективности бюджетных расходов являются:
1) сведение к минимуму низкоэффективных расходов бюджета, в первую очередь тех, которые не в полной мере обеспечены бюджетными обязательствами, а значит, эффективность их отдачи будет незначительна;
2) оптимизация бюджетной сети без сокращения социальных обязательств государств позволит снизить издержки на производство социальных услуг;
3) уменьшение числа целевых программ и выплат в пользу перераспределения бюджетных ресурсов по направлениям наибольшей социальной и региональной значимости.
Леонид Меламед о повышении эффективности государственных расходов
4) строгое применение всеми бюджетными учреждениями механизма конкурсного отбора поставщиков товаров и услуг при государственных закупках и заказах. Непременным условием принятия бюджетных обязательств получателями бюджетных средств должно являться проведение конкурсных торгов, размещение госзаказа в соответствии с федеральным и региональным законодательством, по итогам которых будут определяться поставщики продуктов и услуг. В основу процесса государственных закупок должны быть положены принципы прозрачности, целесообразности и эффективности;
5) максимальный контроль и прозрачность процедур продажи государственной собственности и сдачи ее в аренду;
6) анализ представленных получателями бюджетных средств смет расходов на очередной финансовый год в целях выявления завышенных статей расходов и своевременное их перераспределение по иным получателям;
7) оперативный анализ исполнения бюджета в рамках месячных лимитов в целях определения недофинансированных отраслей и определения действительной потребности в бюджетных ресурсах. [11]
Кроме того, необходимо разработать систему показателей эффективности для каждого направления бюджетных расходов – образование, здравоохранение, сельское хозяйство и т. д. Это предполагает выбор метода оценки эффективности расходования бюджетных средств, предусмотрение соответствующих критериев и нормативов. В качестве примера можно рассмотреть отрасль здравоохранения, где такими показателями могут выступать:
– количество излечившихся от общего числа больных;
– процент больных, чей прогноз из разряда неблагоприятных был изменен в положительную сторону;
– процент больных, умерших в результате врачебной ошибки либо позднего диагностирования заболевания;
– общий показатель смертности, в том числе и детской;
– число заболеваний, возникших в результате несвоевременной профилактической работы органов здравоохранения;
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ за 6 минут | Контроль личных финансов
– число онкологических заболеваний в регионе.
Для отрасли образования показателями могут являться:
– число поступивших в вузы и сузы;
– степень востребованности специалистов. [11]
Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов. [3]
Программы повышения эффективности государственных расходов должны интегрироваться в процесс долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать при распределении бюджетных ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших задач с использованием меньшего объема бюджетных средств и поддержания тем самым бюджетной сбалансированности.
Ключевую роль в составлении и реализации программ по повышению эффективности бюджетных расходов будут играть непосредственно ведомства, отвечающие за государственную политику по тому или иному направлению.
Повышение эффективности расходов становится одной из важнейших задач, для решения которой недостаточно поиска резервов экономии, а требуются системные изменения бюджетных институтов, создание практических технологий принятия эффективных бюджетных решений. [4]
Источник: studfile.net
Утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в Соответствующий документ опубликован на сайте правительства.
«Подписанным распоряжением утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в Актуальность разработки и реализации системы предлагаемых концепцией мер обусловлена необходимостью достижения целей, определенных в документах стратегического планирования», — говорится в пояснительной записке к документу.
Концепция содержит 12 разделов. В частности, в ней предусматриваются действия по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов, совершенствованию системы государственных программ и внедрению принципов проектного управления, улучшению системы управления налоговыми расходами, внедрению эффективных процедур планирования и современных технологий исполнения бюджета, повышению эффективности и качества оказания государственных услуг в социальной сфере и другие меры. Кроме того, предусматриваются действия по совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
«В качестве одного из инструментов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и обеспечивающих их приоритизацию в соответствии с целями социально-экономической политики, планируется внедрение в систему управления государственными финансами обзоров бюджетных расходов», — отмечается в документе. Под указанными обзорами подразумевается систематический анализ базовых (постоянных) расходов бюджета, направленный на определение и сравнение различных вариантов экономии бюджетных средств, выбор и практическую реализацию наиболее приемлемого из них.
Проект Концепции был рассмотрен и одобрен на заседании кабмина 17 января 2019 года. На этом же заседании премьер-министр отметил, что правительство РФ рассчитывает на дальнейшее повышение эффективности расходов бюджета, который становится более стабильным и все меньше зависит от колебаний цен на энергоносители.
Array ( [ICON] => [SORT] => 100 ) [facebook] => Array ( [ICON] => [SORT] => 200 ) [google] => Array ( [ICON] => [SORT] => 300 ) [ok] => Array ( [ICON] => [SORT] => 300 ) [delicious] => Array ( [ICON] => [SORT] => 300 ) [twitter] => Array ( [ICON] => [SORT] => 400 ) [lj] => Array ( [ICON] => [SORT] => 500 ) [mailru] => Array ( [ICON] => [SORT] => 600 ) ) —>
Источник: rufincontrol.ru
Одобрена концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах
Концепция предусматривает и повышение эффективности и качества госуслуг в социальной сфере, улучшение адаптации отчётности к международным стандартам и ряд других решений.
Проект концепции содеритл 12 разделов. Предусматривались действия по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; внедрению в систему управления государственными финансами обзоров бюджетных расходов как основы повышения их эффективности; совершенствованию системы государственных программ и внедрению принципов проектного управления; улучшению системы управления налоговыми расходами; внедрению эффективных процедур планирования и современных технологий исполнения бюджета; совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд; повышению эффективности и качества оказания государственных услуг в социальной сфере; развитию межбюджетных отношений; совершенствованию форм и методов государственного управления; совершенствованию механизмов управления федеральным имуществом.
Концепция была одобрена, с уточнением положения, касающегося определения порядка распоряжения бюджетными инвестициями в случае нецелесообразности дальнейшей реализации мероприятий капитального строительства, а также положение об установлении возможности (в случае признания закупок несостоявшимися в связи с отсутствием заявок) заключения контракта с участником закупки, не подававшим заявку, но соответствующим требованиям документации о закупке.
Источник: Официальный сайт Правительства РФ
Источник: kamgov.ru