Данная программа разработана на основе следующих документов:
Публикация «Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Устава МБСКОУ «Школа № 17».
3. Адаптированной образовательной программы начального образования».
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
СЕКРЕТ БЫСТРОЙ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА Р (ставим звук за 2 занятия)))
Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Особенности речевого развития ребенка
Состояние артикуляционного аппарата: Отклонений в строение артикуляционного аппарата нет. Подвижность достаточная,
Произношение: Нарушение произношения звука р.
Фонематический слух: не сформирован.
Словарный запас: беден, не выходит за пределы обиходной речи.
Грамматический строй речи: не сформирован.
Цели и задачи программы :
Цели программы :
1. Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка достижением правильного произношения звука [р].
Задачи программы :
• Осознано подходить к своему речевому дефекту, научится правильно произносить звук [р ].
• Достичь правильного произношения звука [р] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.
• Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
• Развитие мелкой моторики
• Постановка звука [р] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
• Автоматизация и дифференциация звука [р] в самостоятельной речи.
• Развитие внимания, памяти.
• Развитие навыков самоконтроля.
Режим проведения занятий :
С 1 октября по 15 мая проводится коррекционно — логопедическая работа на индивидуальных занятиях 2 раза в неделю. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, даты занятий фиксируются в журнале и могут варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
С 15 мая — итоговая диагностика с целью выявления динамики учащегося.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей ребенка, особенностей их речевого дефекта. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, использование дидактического материала в соответствии с темой программы.
Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции учащегося).
На этом этапе создаётся артикуляционная база для постановки звуков. Большое внимание уделяется развитию общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Проводится работа над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.
Этап постановки звуков
• развитие восприятия речи;
• формирование фонематического анализа;
• развитие артикуляторной моторики;
• работа по непосредственной постановке звука.
Этап автоматизации звуков. На этом этапе проводится работа
• по имитации слогов с отрабатываемым звуком (слоги без стечения согласных, со стечением согласных, слоги с переносом ударения;
• автоматизация звука в словах;
• автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи.
Этап дифференциации звуков. Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Особое внимание уделяется дифференциации фонетически близких звуков : твёрдвх и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Последовательность дифференциации звуков следующая : б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
В структуру логопедического занятия входят :
— упражнения для развития артикуляционной моторики;
— упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
— коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
— формирование фонематических процессов;
Раздел Количество часов
Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. В течении года
Психомоторика Общая, ручная, пальчиковая, мимическая. В течении года
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; В течении года
формирование фонематических процессов; В течении года
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
-работа над предложением;
— обогащение и активизация словарного запаса;
— развитие связной речи В течении года
Тема, Цель занятия Предполагаемый результат каждого занятия Виды и способы деятельности Дата по факту Корректировка даты
1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»
Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием, «Бегемотик» (широко открыть рот)
Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Барабан», «Маляр», «Автомат», «Змейка»
Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)
2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [р]»
Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [р] — показ артикуляции перед зеркалом
— показ профиля данного звука
— показ положения языка кистью руки
— упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т. д.
Упражнение на развитие правильной воздушной струи «Фокус».
3. «Постановка звука»
Цель: Поставить звук [л] Правильное произнесение изолированного звука [р] 1 способ постановки звука :
— вызывание звука[р] от упражнения «барабанщик» быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.
— постановка звука [р] — произносить «жжжж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,вызывая звук р
— механическая помощь при постановке звука : вызывать искусственное дрожание кончика языка при помощи зонда (зондозаменителя, при одновременном произношении звука д-д-д
— физминутка 2 – 3 раза
4. «Автоматизация поставленного звука в слогах»
Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [р] в потоке звуков, слогов Закрепление произношения звука [р] в слогах.
Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.
Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Три ступеньки»
— упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»
— физминутка 2-3 раза
5. «Автоматизация поставленного звука в словах»
Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [р] в потоке слов. Повторение за логопедом трех слов (рак-трап-рог; рим-трам-кран; арка-арфа-марка., назови 4-5 слов по памяти;
По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»
«Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)
Пальчиковая игра «Изобрази животное»
— упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»
— «Отхлопать ритмическую структуру слова»
— «Подобрать слово на заданный звук, слог»
— физминутка 2-3 раза
6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»
Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [р] в предложениях — к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [р], произнести пары слов
— составить предложения в которых будет много звуков [р]
— Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)
— игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [р])
— произношение звука [р] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах
— игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»
— упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»
— физминутка 2-3 раза
7. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»
Цель: закрепление звука [р] в речи Чистота и легкость произношения звука [р] в самостоятельной речи — составление рассказа по серии сюжетных картинок инсценировка сказок
— придумывание рассказа по началу
— упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда)
— физминутка 2-3 раза
Сроки проведения первичной и итоговой диагностики:
С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.
1. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой
2. Т. Г. Филичева, Н. А. Чевелёва, Т. В. Чиркина. Основы логопедии.
3. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.
6. Л. Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
7. М. Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения.
8. Логопедическая гимнастика.
9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика.
11. М. М. Безруких, С. П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму.
12. Н. И Соколенко дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей.
13. Сюжетные картинки по развитию речи 1 класс
Публикации по теме:
Дидактические игры на логопедических занятиях 1. Игра «Дорожка». Цель: -автоматизация звуков в словах и предложениях -дифференциация звуков Л-Р -развитие мелкой моторики Оборудование.
Индивидуальная НОД «Автоматизация звука [л] в словах и словосочетаниях» Задачи : -Развивать фонематического слуха; -Упражнять в образовании форм множественного числа существительных, -Обогащать словарь, -Формировать.
Песочная терапия на логопедических занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №257» Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием.
Коммуникативные игры на логопедических занятиях «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить, когда это нужно;.
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]. Учитель-логопед — Горбунова Ю. С Цель занятия:.
Конспект логопедического занятия по постановке звука «Р». Тема: постановка звука «Р» Цель: постановка звука «Р». Задачи: 1. Сформировать правильную артикуляционную базу для постановки звука «Р».
Конспект занятия по постановке звука [Р] Тема: Звук «Р» Цель: постановка звука «Р» Задачи: 1)формировать умение выполнять чёткие, дифференцированные движения языком; 2) формировать.
Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации свистящих звуков Постановка, автоматизация и дифференциация свистящих звуков. Конспекты логопедических занятий. Занятие 1. Конспект занятия по постановке.
Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука [с] Все презентации к пособию можно посмотреть на моем сайте, пройдя по ссылке http://18198.maam.ru/ ПРЕДИСЛОВИЕ Своевременное овладение правильной.
Модели артикуляции звуков на логопедических занятиях Моделирование в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи – это наглядная основа, способствующая постановке и дифференциации звуков.
Источник: www.maam.ru
Как научить ребенка выговаривать букву «Р»
Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.
Мнемочистоговорки для развития произношения звука «Р».
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- голосовые складки в момент говорения колеблются.
Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный.
Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким. - Увулярный.
Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный. - Носовой.
Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация. - Двугубный.
В артикуляции принимают участие только губы, без языка. - Щелевой.
Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж». - Межзубный.
Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Причины неправильного произношения
Комплекс арт-упражнений.
- Искаженное произношение.
- Отсутствие звука в речи ребенка.
- Замена одного звука другим.
- Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
- Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
- Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь.
При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.
Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.
Нарушения слуха
Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.
Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.
Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:
- Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
- Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
- Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
- Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
- Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.
Автоматизация буквы «Р».
Недостаточное развитие органов речи
Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.
Индивидуальное строение уздечки
Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.
Подготовка артикуляционного аппарата
На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.
Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:
- «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
- «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
Упражнения на дыхание
Дыхательная логопедическая гимнастика:
- «Пузыри».
Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот. - «Мельница».
Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук. - «Гуси».
Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». - «Воздушный шар».
Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар. - «Ежик».
Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.
Способы постановки звука
Скороговорки на произношение звука «р».
Основные приемы постановки:
- По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
- Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
- Смешанным способом — постановка от других звуков.
Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.
Подражание
До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.
Постановка «Р» от звука «Д»
Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.
Постановка от «Д»:
- Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
- Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
- Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
- Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
- Убрать «Д» из упражнений.
Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.
Упражнения от звука «Ж»
Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
Постановка от звука «З»
Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.
Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.
Упражнения от звука «С»
Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.
На вдохе
Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.
Способы постановки звука «р».
Механическим методом
«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.
Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.
Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.
Постановка звука «РЬ»
При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.
Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»
Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.
Дошкольник повторяет скороговорки:
Ра, ра, ра — теплая нора.
Ра, ра, ра — тонкая кора.
Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.
Ры, ры, ры — добежали до горы.
Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.
Постановка звука «Р» по Хватцеву
Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:
- Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
- Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
- Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
- Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).
Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.
Способ по Левиной
Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».
На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.
Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».
Метод Богомоловой
А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.
Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.
Источник: gotovluskshkole.ru
Планирование коррекционной работы по постановке звука [р]
1. Звук. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к
правильному восприятию и воспроизведению звука
· Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.
· Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.
· Развивать мелкую моторику рук.
· Развивать фонематический слух.
· Отрабатывать опорные звуки [д], [с].
Виды артикуляционных упражнений:
Ø «Чьи зубы чище?»
Ø «Кто дальше загонит мяч?»
Ø «Вкусное варенье»
Ø «Заведи машину»
Ø «Останови лошадку»
Ø «Пулемет строчит»
2. Набор картинок, фотографий артикулярных упражнений.
3. Методические пособия.
2. Звук. Знакомство со способом образования звуков.
3. Упражнения для мышц кончика языка.
4. Выработка умения придавать языку форму ковшика.
5. Выработка движения кончика языка вверх и его подвижность.
6. Выработка длительной, направленной струи.
7. Отработка подъема языка вверх.
II. Постановка звука.
Постановка звука [р]. Способы: 1.по подражанию, 2.механический, 3.смешанный.
1. Воспитание правильного произношения звука [р].
Цель: воспитание правильного звучания изолированного звука.
· Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.
· Создать артикуляционную базу звука [р], с добавлением воздушной струи и голоса.
· Произносить утрированно звук [р], повышая и понижая голос.
· Развивать мелкую моторику рук.
· Развивать фонематический слух.
· Учиться обозначать звук буквой.
· Находить букву –Р- в словах.
Ø Артикуляционные упражнения
Ø «Слоговые песенки»
2. Набор фотографий артикуляционных упражнений.
3. Предметные картинки со звуком [р].
4. Методические пособия.
3. Звук [р] и буква Р.
III. Автоматизация звука.
Цель: автоматизация правильного произношения звука во фразовой речи.
Автоматизация звука [р] в прямых слогах.
· Постепенно, последовательно вводить поставленный звук [р] в слоги.
· Развивать мелкую моторику рук.
· Развивать фонематический слух.
· Соотносить произносимый слог с его буквенным обозначением.
· Учить произносить (читать) слоги, сочетания слогов.
· Учить произносить интонационные ряды (по 2, 3 слога с выделением ударения)
· Учить выделять из слов изучаемый слог на слух, в тексте.
· Уточнять лексическое значение слов.
· Автоматизировать медленное произнесение слов с данным слогом.
· Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.
· Формировать навыки звукового анализа слова.
Ø «Слоговые песенки»
Ø «Подбери слово к схеме»
Ø «Раскрась звуковую схему»
Ø «Чего не стало?»
Ø «Угадай» (по признаку, действию, описанию)
Ø «Фотограф» (запомни)
2. Набор фотографий артикуляционных упражнений.
3. Карточки со звукосочетаниями и слогами;
4. Дидактический материал.
5. Методические пособия.
Автоматизация звука [р] в обратных (закрытых) слогах.
· Вводить поставленный звук в обратные слоги, учить соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением.
· Учить произносить (читать) слоги, сочетания слогов.
· Уточнять лексическое значение слов с данным слогом.
· Выделять в словах изучаемые слоги, их местонахождение.
· Учить медленно произносить слова с данным слогом.
· Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.
· Развивать фонематический слух.
· Развивать мелкую моторику рук.
· Формировать навыки звукового анализа слова.
Ø «Слоговые песенки»
Ø «Подбери слово к схеме»
Ø «Раскрась звуковую схему»
Ø «Чего не стало?»
Ø «Угадай» (по признаку, действию, описанию)
Ø «Фотограф» (запомни)
Ø «Придумай признак»
2. Набор фотографий артикуляционных упражнений
3. Карточки со звукосочетаниями и слогами
4. Дидактический материал
5. Методические пособия
Автоматизация звука [р] в слогах со стечениями согласных.
· Учить произносить слоги, соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением.
· Учить произносить (читать) слоги в различных сочетаниях..
· Уточнять лексическое значение слов с данным слогом.
· Выделять в словах изучаемые слоги, их местонахождение.
· Учить медленно произносить слова с данным слогом.
· Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.
· Развивать фонематический слух.
· Развивать мелкую моторику рук.
· Формировать навыки звукового анализа слова.
Ø «Слоговые песенки»
Ø «Подбери слово к схеме»
Ø «Раскрась звуковую схему»
Ø «Чего не стало?»
Ø «Угадай» (по признаку, действию, описанию)
Ø «Фотограф» (запомни)
2. Набор фотографий артикуляционных упражнений
3. Карточки со звукосочетаниями и слогами
4. Дидактический материал
5. Методические пособия
Автоматизация звука [р] в словах.
· Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука [р] на конце слов, в середине и в начале слова.
· Учить правильно произносить звук в словах по одному, по два, по три.
· Называть предметные картинки, выделяя голосом нужный слог.
· Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.
· Развивать фонематический слух.
· Развивать мелкую моторику рук.
· Формировать навыки звукового анализа слова.
Ø «Чего не стало?»
Ø «Подбери слово к схеме»
Ø «Раскрась звуковую схему»
Ø «Доскажи словечко»
Ø «Подбери слова на слоги»
Ø «Четвертый лишний»
Ø «Подбери слово-предмет к признакам»
Ø «Озорные буквы» (сложи слова)
Ø «Слово рассыпалось»
Ø «Расшифруй слова»
Рак, рама, Рая, рука, рубить, рыба, корыто, …
2. Набор фотографий артикуляционных упражнений
3. Карточки со звукосочетаниями и слогами
4. Дидактический материал
5. Методические пособия
Автоматизация звука [р] в предложениях.
· Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р’] в словах предложений.
· Учить произносить предложения отраженно.
· Выделять слова со звуком [р] из предложений, находить слоги в слове.
· Учить отвечать на вопросы по содержанию предложения.
· Составлять предложения по:
а) опорным схемам,
б) предметным картинкам,
в) сюжетной картине,
· Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение.
Ø «Чего не стало?»
Ø «Подбери слово к схеме»
Ø «Доскажи словечко»
Ø «Измени порядок слов в предложении»
Ø «Составь предложение»
Ø «Вчера, сегодня, завтра»
Матрос поднимает трап.
Кедры растут в тайге.
В магазине продают продукты.
Зебра – травоядное животное.
Фра нцузы живут во Франции.
Дядя Рома умеет играть в разные игры.
2. Набор фотографий артикуляционных упражнений
3. Сюжетные картинки
4. Карточки с предложениями
5. Дидактический материал
6. Методические пособия
Автоматизация звука [р] в связной речи:
1. Звук [р] в стихах, чистоговорках, скороговорках, потешках.
· Закреплять навык правильного произношения звука [р’] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д., при чтении и пересказе текста.
· Развивать фонематический слух.
· Развивать память, мышление, воображение.
· Развивать чувство языка.
Ø «Чего не стало?»
Ø «Доскажи словечко»
Ø «Измени порядок слов в предложении»
Ø «Составь предложение»
Ø «Вчера, сегодня, завтра»
Ø «Сложи картинку»
Ø «Пересказ с картинками»
Ø «Собери группу»
2. Набор фотографий артикуляционных упражнений
3. Сюжетные картинки
4. Карточки с предложениями
5. Дидактический материал
6. Методические пособия
2. Звук [р] при пересказе текста.
3. Звук [р] при чтении текста.
4. Звук [р] в играх.
5. Звук [р] в спонтанной речи.
IV. Дифференциация звуков.
Дифференциация звуков [р] и [л], [р’] и [л’]
1. Дифференциация [р — р`] в слогах, в словах.
Цель: формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
· Учить различать звуки [р] и [л], [р’] и [л’] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
· Выделять звуки [л], [р], [л`], [р`] из слов на слух, обозначать последовательность звуков буквами.
· Произносить, читать слоги, слова, предложения, стихи и т.д.
· Составлять словосочетания, предложения, рассказы по вопросам, картинкам, опорным словам, плану.
· Развивать память, мышление, воображение.
· Развивать чувство языка.
· Расширять словарный запас.
Ø «Четвертый лишний»
Ø «Озорные буквы» (сложи слова)
Ø «Слово рассыпалось»
Ø «Расшифруй слова»
Ø «Доскажи словечко»
Ø «Измени порядок слов в предложении»
Ø «Составь предложение»
Ø «Пересказ с картинками»
Ø «Собери группу»
2. Набор фотографий артикуляционных упражнений
3. Сюжетные картинки
4. Карточки с предложениями
5. Дидактический материал
6. Методические пособия
8. Предметные картинки
2. Дифференциация [р] – [р`] в словосочетаниях и предложениях.
3. Дифференциация [р] – [р`] при чтении текста и при пересказе.
4. Дифференциация [р] – [р`] в спонтанной речи.
5. Дифференциация [р — л] в слогах, в словах.
6. Дифференциация [р — л] в словосочетаниях, в предложениях.
7. Дифференциация [р — л]в спонтанной речи.
Методические пособия
1. Комарова Л.А. Автоматизация звука [р] в игровых упражнениях.
2. Громова О.Е. Говорю правильно Р—Р’.
3. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты нам друг! Звуки Р, Рь.
4. Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р.
5. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков [р] и [л] на лексическом материале.
6. Лазаренко И.О. Альбом для автоматизации произношения звука Р.
7. Пособие «Логопедическое лото»
8. Логопедическая тетрадь на звуки Р, Рь.
9. Логопедическая раскраска. Звуки Р, Рь.
10. Бобылева З. Т. Игры с парными карточками. Звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет.
11. Пособие «Язычок рычит»
12. Гальская Н. В. Говорящий карандашик. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Р’.
13. Перегудова Т. С, Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [Р], [Р’].
14. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, Рь.
15. Баскакина И.В. Логопедические игры. День рождения Р. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р.
16. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Автоматизация сонорных звуков у детей Р, Рь.
17. Светлова И. А. Домашний логопед. (стр.155-176).
Планирование составлено учителем-дефектологом средней школы №21 г. Гомеля С.С.Сидоровец
Артикуляции звуков [ р ] , [ р `]
- Положение губ и расстояние между резцами зависит от следующего звука.
- Язык принимает форму ложечки: боковыми краями он прилегает к верхним коренным зубам.
- Передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под напором выдыхаемого воздуха.
- Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос.
- Голосовые связки сомкнуты вибрируют.
При произнесении ре, ри (перед гласными переднего ряда) спинка языка поднимается выше, а передний край языка передвигается вперед, ближе к верхним резцам.
Рис. Профиль артикуляции звука [р]
Характеристика дефектов произношения звуков [р], [р`]
- Смягчение. Вместо [р] слышится [р`]. Слова работа, рыба звучат как рябота, риба. Недостаток обусловлен тем, что спинка языка слишком поднята (палатизация), а передний край языка вибрирует не у альвеол, а ближе к верхним резцам. Дефект не очень грубый, так как есть все элементы артикуляции.
При устранении этого недостатка логопату надо дать послушать, как звучит [р] и [р`] изолированно, в слогах. Затем предложить воспроизвести [р]. При невозможности воспроизведения правильного звука следует предложить произнести звук при несколько более широко открытом рте. При этом язык обычно автоматически перемещается назад.
- Оглушение. В случае оглушения звук [р] произносится без голоса. Дефект как будто не грубый, потому что есть все элементы артикуляции и остается включить только голос. Некоторые дети (не обязательно со сниженным слухом) долгое время не могут овладеть озвонченным [р].
При устранении этого недостатка необходимо начать озвончением на основе подражания. Если на основе слухового восприятия [р] не озвончается, можно прибегнуть к тактильно-вибрационному контролю. Если и это не дает желаемого результата, можно попробовать прием озвончения по аналогии. Предлагается произносить пары глухих и фрикативных согласных: с-з; ш-ж; р-р.
- Дорзальный [р]. Слышится очень грубый рокот, сопровождающийся шумом. Часто дрожит не только язык, но и нижняя челюсть. Причина в том, что вибрация образуется не передним краем языка, а спинкой, которая ударяется в переднюю часть неба или альвеолы, передний край языка очень опущен. Дефект очень грубый.
При устранении этого дефекта исходить нужно из фрикативного [р] и проводить работу при помощи описанных ниже приемов.
- Грубая вибрация. В момент произнесения [р] дрожит щека и верхняя губа. Язык оставляет с одной стороны большую щель, так как не прилегает одним боковым краем к верхним коренным резцам. Дефект очень грубый.
Звук [р] надо ставить заново.
- Боковой [р]. Вместо [р] слышится сочетание искаженных [р] и [л`]. Причина заключается в том, что переднеязычная вибрация заменяется отрывом бокового края языка от верхним коренных зубов, в результате чего получается боковая щель. Часто такую ошибочную артикуляцию вызывает то, что логопед приступает к выработке вибрации языка в тот момент, когда логопат еще не усвоил фрикативный [р] и удерживает язык в форме «жала». Дефект грубый.
Звук [р] надо ставить заново.
- Горловой [р]. Один из наиболее распространенных вариантов нарушения. Имеет два варианта:
а) увулярный (язычок). Язык соприкасается своей корневой частью с мягким небом; по средней линии языка остается желобок, в который попадает язычок. Проходя через получающуюся щель, выдыхаемый воздух приводит язычок в колебание, откуда и получается рокот, присоединяющийся к звуку голоса.
б) велярный (мягкое небо). Оттягиваясь всей массой назад, язык образует более растянутую (вправо и влево) щель. Выдыхаемый воздух, проходя через щель, приводит в колебание не только язычок, но и значительную часть края мягкого неба. Именно поэтому слышится хрипящий звук.
Исправляя данный дефект (оба варианта) следует перевести ученика на длительное употребление в речи фрикативного [р].
- Мелкодробный [р]. В этом случае слышится очень напряженный звук. Причиной этого дефекта является то, что язык вибрирует не у альвеол, а у зубов, иногда между зубами. Дефект носит негрубый характер.
При устранении этого дефекта необходимо произносить звук, более широко открывая рот, в результате чего язык оттягивается назад к альвеолам и звук [р] звучит нормально.
- Призвук других согласных перед [р]. При устранении недостатка необходимо использовать сопоставление правильно и неправильной артикуляции на слух с опорой на буквенное изображение.
- Замена [р] на правильный другой звук. Эти дефекты не очень грубые, хотя у некоторых детей могут иметь стойкий характер. Замены на [ л `] и [j`] носят характер детского лепета.
Источник: znanio.ru