Программа постановки звука л

Содержание

У вашего ребенка точно есть нелюбимые звуки – это те звуки, которые труднее всего произнести правильно. Как правило, самыми сложными становятся звуки Ль, Л, С, Сь, З, Зь, Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Р. Если бы логопеды составили ТОП самых сложных звуков, первое место занял бы звук Р, а второе звук Л. (Но кстати, интересный факт: для коррекции Л считается одним из легких, поэтому логопеды часто начинают работу с него)

О том, почему звук Р сложный и о способах его постановки, мы уже рассказывали ранее в статье “ВСЕ О ЗВУКЕ Р. СТАВИМ Р САМОСТОЯТЕЛЬНО”

Сегодня мы постараемся разобраться, почему у детей возникают проблемы со звуком Л и почему так важно поставить этот звук вовремя. Инструкция по самостоятельной постановке звука в домашних условиях от профессиональных логопедов Novator прилагается!

Досье на звук Л

Звук Л согласный . Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает препятствие в виде языка, зубов или губ. Звук переднеязычный ; преграда образуется передней частью спинки языка

Постановка звука Л (видеоурок)

Л – твердый , всегда звонкий звук.

Относится к группе сонорных звуков . Это значит, что Л произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также не сонорные, а шумные звуки. К шумным звукам относится, например, Х. Произнесите звук Х (шумный) и Н (сонорный, как и Л), чтобы ощутить разницу в формировании звука. Голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушной струей, при этом образуется голос.

Звук латеральный ,это значит его произношение сопровождается проходом воздуха по бокам смычки кончика языка с зубами или альвеолами.

Когда должен появиться звук Л?

Звук Л появляется одним из самых последних. Не стоит паниковать, если ребенок не выговаривает Л в 3 года. Обычно все звуки в речи ребенка появляются к 5-5,5 годам. В норме мягкий звук Ль появляется к 3 годам, а твердый Л к 5 годам. Однако формирование речи продолжается весь дошкольный период, поэтому если в 5-5,5 лет у ребенка нет звука, лучше сразу обратиться к логопеду.

Обычно звук Л не появляется в речи ребенка сам по себе. Этот звук по-настоящему сложный, потому что ребенок не видит постановку органов артикуляции. Сравните сами: вы произносите звук М и губы смыкаются. Это ребенок видит. А когда вы произносите звук Л, выраженной внешней артикуляции нет.

Звуки, артикуляцию которых ребенок не видит, относят к звукам позднего онтогенеза.

Почему важно вовремя поставить звук Л?

Проблему с Л нужно решить до школы. В идеале, прежде чем ребенок пойдет в первый класс, у него должны быть правильно поставлены все звуки . Родителям не стоит надеяться, что речевые проблемы ребенка решат в школе. Заучивание стихов и чтение книжек не поможет.

Речь ребенка развивается постепенно: сначала ребенок осваивает устную речь (учится говорить правильно), а потом развивает письменную речь (учится писать без ошибок и читать). Ошибки в устной речи обязательно повлекут за собой сложности с чтением и ошибки в тетрадях.

Как НЕ правильно произносить звук?

Иногда можно услышать, что детей, которые не умеют произносить звук Л называют картавыми. Однако, для обозначения дефектного произношения Л или отсутствия звука в речи существует специальный логопедический термин — ламбдацизм.

Он бывает следующих видов:

  1. Отсутствие звука. Ребенок просто пропускает звук в словах, например: “вика и ожка”
  2. Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами.
  3. Носовое Л. Язык прикасается к заднему небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке Н. Слышится два нечетких звука: НГ
  4. Двугубное произношение. Акустически напоминает звук У. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости;
  5. Губно-зубное произношение, напоминающее звук В. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости;
  6. Встречается боковое одностороннее произнесение Л, когда воздух проходит только с одной стороны языка;
Читайте также:
Все программы на домашнем список

Причины неправильного произношения звука.

Причины могут быть как физиологические, так и психологические.

Не стоит сюсюкать с ребенком и в порыве нежности искажать звуки. Да, это может казаться милым. Однако, ребенок – это подражатель. Особенно быстро он перенимает особенности речи родителей.

На правильное произношения также оказывают влияние особенности строения речевого аппарата ребенка. Причиной искаженного произношения звука могут быть слабые мышцы языка, укороченная подъязычная уздечка, слишком мягкое верхнее небо или заячья губа.

Причиной неправильного произношения звука или его замены на другой звук может быть недоразвитость фонематического слуха – ребенок просто не отличает звук Л от других или вообще не слышит его в речи.

Не пытайтесь диагностировать причину дефектного произношения самостоятельно. Для этого нужно хорошо знать анатомию речевого аппарата и на слух улавливать тонкости звукопроизношения ребенка, что по силу только высококвалифицированным логопедам.

Правильная артикуляция Л.

Проверьте, правильно ли ребенок произносит звук:

✅ губы не напряжены;

✅ кончик языка поднят и прижат к верхним зубам;

✅ спинка языка опущена

✅ задняя часть языка поднята ближе к мягкому небу;

✅ слабая струя воздуха проходит по бокам языка;

Проверьте, слышит ли ребенок звук.

Простая игра, чтобы проверить, отличает ли ребенок звук от других. Показывайте ребенку изображение лампы или вашу домашнюю лампу. Ребенок должен услышать правильное произношение.

Источник: dzen.ru

Артикуляционная гимнастика для звука Л: упражнения для детей и взрослых

Постановка звука «Л» в логопедии — это один из этапов последовательной работы над его произношением. Как правило, к шести годам этот звук уже находится в числе освоенных и выговариваемых ребенком букв алфавита. Если к этому возрасту его произношение оставляет желать лучшего, целесообразно, чтобы процесс постановки происходил поэтапно у логопеда.

Как научить ребенка говорить букву «Л», как научиться выговаривать ее взрослому человеку, что собой представляет автоматизация звука «Л» рассказывает наша статья.

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  • Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Артикуляционный профиль звука Л

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Виды искаженного произношения «Л»

Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:

  1. Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
  2. Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
  3. Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
  4. Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).

Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.

Здесь тоже есть несколько вариантов замены:

  • на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
  • на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
  • на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
  • на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
  • на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).

Нарушения произношения звука Л

Нарушения произношения звука Л

Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.

Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.

Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?

Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», надо последовательно пройти все этапы работы над ее звукопроизношением, не торопясь и не перескакивая с одной ступеньки на другую.

Этапы коррекционной работы

Только закрепив навык на одном этапе, можно переходить к следующему. Это значительно сократит время и даст устойчивый ожидаемый результат.

Как поставить звук «Л» у взрослого? Процесс коррекции ничем не отличается от того, что предусмотрено в логопедии для детей дошкольного возраста и школьников. Другой может быть форма — без игровых элементов, если это очень серьезный взрослый.

А теперь рассмотрим подробно, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях каждой стадии коррекционного процесса.

Читайте также:
Ниже приведена программа записанная на пяти языках программирования было проведено 9 запусков 7 9

Подготовительный этап

Ребенку объясняют, как выговаривать букву «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить ее на слух.

Развитие фонематического восприятия звука на подготовительном этапе

Затем выполняют дыхательную гимнастику для формирования целенаправленной воздушной струи.

Например, игра в настольный футбол с поролоновым мячиком или упражнение «Бегемотик», как на картинке.

Дыхательная гимнастика

На этом этапе должное внимание уделяется артикуляционной разминке.

Артикуляционная разминка

Этап постановки звука

Для постановки звука «Л» применяют несколько способов:

Способы постановки звука Л

Постановка звука «Л» по подражанию

На логопедическом занятии ребенку перед зеркалом демонстрируют, как расположить язычок, губы; каким образом через такую конструкцию проходит воздух; обращают его внимание на легкую вибрацию щек. Малыш повторяет за взрослым. Если возникают трудности, на помощь приходят игровые приемы с элементами звукоподражания, например, вой полицейской сирены «Лллл».

При этом способе постановки широко используют иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука. Чтобы поставить звук и сформировать его кинестетический образ, малышу предлагают ощутить теплую воздушную струю на своей ладошке при звукопроизношении.

Постановка звука по подражанию

Постановка звука «Л» механическим способом

Этим методом постановки звука предусмотрено применение вспомогательных средств.

С помощью пальцев рук, а также шпателя, зонда, безопасных предметов домашнего обихода, если вы практикуете этот способ постановки в домашних условиях, речевые органы фиксируются в правильном положении.

Например, если положить поперек языка деревянную палочку, то создается необходимое пространство между боковыми сторонами языка и верхним рядом зубов для правильного направления воздушной струи.

Постановка звука механическим способом

При двугубном дефекте, когда губки самопроизвольно вытягиваются в трубочку, их придерживают пальцами в положении улыбки.

Постановка «Л» от других звуков

«Л» в твердом звучании можно успешно поставить через «Ы» следующим образом:

  1. Кончик языка прикусывается и протяжно тянется «Ы». При такой артикуляции должен зазвучать желаемый «Л».
  2. То же самое можно проделать несколько иначе. Язык до середины лежит между зубами, и воздух выдыхается так, чтобы двигались щеки. Сначала нужно проделать это беззвучно, а потом подключить голос. Услышится шумный «Л», который постепенно станет чистым.
  3. При отчетливом звучании язык перемещается за верхние зубы.

Постановку «Л» выполняют также от мягкого «Ль»: большой палец помещают в ямку под подбородком, слегка нажимают, рефлекторно получается твердый «Л». Такого же эффекта можно добиться, если тыльной стороной ладони подпереть подбородок снизу во время произнесения мягкого «Ль».

Для снятия излишнего напряжения во время постановки звука можно помассировать лицевые мышцы подушечками пальцев. А также пофыркать, как лошадка; пошлепать губами, как рыбка; изобразить усталость, выдохнув «уфф».

Артикуляционная гимнастика для звука «Л»

Комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя веселые подражательные игры для язычка.

Благодаря им увеличивается его двигательная активность («Индюк»), отрабатывается нужное расположение («Парус»), повышается тонус («Качели»), улучшается эластичность подъязычной связки («Лошадка», «Гармошка»).

А вот и упражнения!

Упражнение Индюк

Упражнение Парус

Упражнение Качели

Упражнение Лошадка

Упражнение Гармошка

Автоматизация «Л»

Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.

Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.

Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.

Картотека заданий для автоматизации «Л»

Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:

Автоматизация Л в слогах

А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?

Автоматизация Л в начале, середине, конце слова

Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:

Автоматизация Л в словах

Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:

Автоматизация Л в словосочетаниях

Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:

Игровые упражнения для автоматизации Л

А эта веселая улитка ждет тебя, чтобы ты отгадал все слова и добрался до «Л»:

Игра Улитка для автоматизации Л

Автоматизация звука «Л» в стихах — развлекательное занятие для дошкольников и взрослых.

Автоматизация Л в стихах

Выучи стишок про букву «Л» и расскажи друзьям:

Стишок про букву Л

Повторяя чистоговорки на звук «Л», ты еще лучше научишься его произносить:

Чистоговорки на Л

Подумай хорошенько и отгадай загадку про букву «Л» с первого, ну, или со второго, раза:

Загадка про букву Л

А вот задание потруднее. Попробуй выговорить и не запнуться:

Скороговорки на Л

Речевой материал для автоматизации «Л» в связной речи:

Текст для автоматизации связной речи

Упражнение для автоматизации Л в связной речи

Для автоматизации звука «Л» составь рассказы на темы:

  • «Как мама мыла посуду», используя слова ложка, вилка, тарелка, кастрюля.
  • «В лесу» со словами лиса, ель, белка, волнушка, волк.

Этап дифференциации звука «Л»

На этапе дифференциации, когда проблемный звук получилось поставить и закрепить, его учат отличать от близких по звучанию. Что это значит? Видеть различия в артикуляции, в восприятии на слух, выявлять местоположение в составе слова.

Читайте также:
Как пользоваться программой cloneit на русском для Андроид

Звук «Л» дифференцируют попарно с «Р», «В», «Ль» в изолированном произношении, а также в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «Л» и «Р»

Как звучит «Л» и «Р» по отдельности?

Дифференциация Л и Р изолированно

Повтори слоги, где есть буквы «Л» и «Р»:

Дифференциация Л и Р в слогах

Назови слова и помоги обезьянке разложить продукты по разным коробкам:

Дифференциация Л и Р в словах

Дифференциация Л и Р в предложениях

Вставь правильно буквы в слова и прочти стихотворение:

Дифференциация Л и Р в стихах

Дифференциация звуков «Л» и «В»

Произнеси сначала «Л», а потом — «В». Повтори слоги с этими звуками:

Дифференциация Л и В в слогах

Назови слова и сгруппируй их в трех колонках:

Дифференциация Л и В в словах

Прослушай или прочти предложения, постарайся произносить отчетливо буквы «Л» и «В»:

Дифференциация Л и В в предложениях

Дифференциация Л в В в скороговорках

Дифференциация звуков «Л» и «Ль»

Произнеси «Л» и «Ль», определи на слух их различие в звучании. Прочитай слоги с этими звуками:

Дифференциация Л и Ль в слогах

Назови слова на картинке с твердым «Л» и мягким «Ль»:

Дифференциация Л и Ль в словах

Пословицы и чистоговорки помогут тебе сделать произношение четким:

Дифференциация Л и Ль в пословицах

Дифференциация Л и Ль в скороговорках

Дисциплина и мотивация — гарантированный результат

В работе над звукопроизношением для успешного результата необходима дисциплина.

  • Чтобы не пропускать занятия, а заниматься систематически.
  • Чтобы настойчиво трудиться и выполнять задания поэтапно.
  • Чтобы следить за своим произношением в свободное от уроков время.

А еще важна мотивация. Научиться выговаривать непослушные звуки, чтобы общение приносило радость.

Поддержите своего малыша, уделяя время, проявляя терпение, побуждая к маленьким победам. Результатом станет не только правильная речь, но и лидерские качества характера.

Источник: kakgovorit.ru

постановка, автоматизация л, дифференциация Л, ЛЬ
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития.

Для этого необходимо организовать специальные занятия по формированию правильного произношения звуков и развитию полноценных фонематических процессов. На индивидуальных занятиях, с учетом возможностей каждого ребенка, ведется коррекционная работа по развитию: общей, артикуляционной и мелкой моторик, постановка звуков, развитию фонематического восприятия, развитию дыхания.

Учитывая то, что дошкольный возраст предполагает основной вид деятельности детей – игру, в занятия включено множество дидактических игр и упражнений.

Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетические и фонетико-фонематические дефекты речи, и представляет методические разработки логопедических занятий по постановке, автоматизации и дифференциации звука [Л].

Постановка звука [Л]

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста

Цель: Постановка звука [Л].

— поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

— учить точно и полно отвечать на вопросы;

2. Коррекционно – развивающие:

— развитие логического мышления, внимания, памяти;

— развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.

Оборудование: зеркало, изображение Веселого язычка, карточки для артикуляционной гимнастики, игрушки: мышка, пароход.

1. Организационный момент

Логопед: — Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук, это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

2. Основная часть

Подготовка к постановке звука [Л]

Логопед: — Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка?

Логопед: — Правильно, молодец.

Логопед: — Язычок был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж? Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. “Давай я тебе помогу” — сказал Язычок.

Упражнение “Месим тесто”. Замесили тесто, испекли блины. Упражнение “Блинчик”. Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение “Забор”. Захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Упражнение “Качели”.

Весело качаться с Язычком на качелях! Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение “Индюк”. Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался. Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть.

Догоняй меня. Упражнение “Поймай мышку”. Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру “Повтори за мной”.

Игра “Повтори за мной”.

Логопед: — Ударяй барабанной палочкой в барабан также, как будет ударять мышонок (воспроизведение ритмического рисунка).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru