Вы можете попробовать первые уроки программы самостоятельно. Если вы хотите стабильного результата, то правильность выполнения упражнений должен контролировать опытный логопед наставник. Дальнейшее прохождение программы возможно после регистрации и оплаты.
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ
Определите вид своего неправильного произношения звука Р. Сравните свою артикуляцию с правильной артикуляцией звука Р.
Артикуляция звука Р
Губы разомкнуты и занимают положение последующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка приподнимается к основанию верхних зубов, он напряжен и вибрирует от проходящего воздуха. Передняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть спинки языка отодвинута назад и слегка приподнимается к мягкому небу.
Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, дыхательная струя воздуха проходит посредине. Мягкое небо приподнято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос.
Артикуляция звука Р
Виды неправильного произношения звука Р
Ошибки логопеда при постановке и автоматизации звука «Р»
1. Отсутствие звука Р в речи — язык находиться за нижними зубами и не принимает участие в артикуляции.
2. Горловое произношение звука Р — корень языка оттянут назад и вибрирует язычок и мягкое небо.
3. Увулярное произношение Р — вариант горлового произношения, когда вибрирует только язычок.
4. Боковое произношение звука Р — выдыхаемая струя выходит в бок и вибрирует только одна сторона языка.
5. Губное произношение звука Р — при этом произношении вибрируют губы.
6. Носовое произношение Р — корень языка оттягивается назад, а спинка сближается с мягким небом, часть выдыхаемой струи воздуха проходит в нос.
7. Одноударное произношение звука Р — один раскат во всех словах.
8. Звукозамена Р на звук Л — ребенок вместо Р произносит Л. Боковые края не прижаты к верхним коренным зубам и выдыхаемая струя воздуха проходит по бокам, кончик языка острый.
9. Звукозамена Р на Д — кончик языка образует смычку между языком и твердым небом.
10. Звукозамена Р на Г — корень языка оттянут назад и образует смычку с мягким небом, выдыхаемая струя проходит сквозь смычку, а затем сквозь щель.
11. Звукозамена звука Р на звук Й — кончик языка упирается за нижними зубами, а спинка языка приподнимается по направлению к мягкому небу.
12. Звукозамена звука Р на Ы — язык находится в опущенном состоянии и оттянут назад, а его спинка напряжена и немного приподнята.
13. Звукозамена звука Р на В — язык не принимает участие в артикуляции, а звук получается за счет сближения губы и верхних резцов.
14. Звукозамена твердого Р на его мягкую пару — артикуляция похоже на твердый Р, но больше прижата спинка языка.
Виды неправильного произношения звука Р
Тест от логопеда
Подготовительный этап. После того, как вы определили вид своего неправильного произношения нужно отработать правильное положение языка для артикуляции звука Р. Выполняйте упражнения артикуляционной гимнастики, они помогут вам сформировать новый артикуляционный уклад. Ниже представлены две артикуляционные гимнастики: первая для искаженного, вторая для горлового Р.
Артикуляционная гимнастика для быстрой автоматизации звука Р
1. Окошко — медленно открывать и закрывать рот.
2. Широкий язык — удерживать широкий распластанный язык на нижней губе.
3. Широкая улыбка — улыбнуться обнажив верхние и нижние зубы.
4. Чистим зубы — проводить широким языком за верхними зубами.
5. Качели — двигать языком сверху — вниз, вправо — влево.
6. Лопаточка — чашечка — широкий язык приподнимать из нижнего положения за верхние зубы.
7. Пухолет — сдуть вату с носа.
8. Произносить сочетание ЖД чиркая языком за зубами.
9. Произносить звук Д — Т
10. Долго произносить сочетание ТД
Артикуляционная гимнастика звук Р
Артикуляционная гимнастика (головой звук Р)
1. «Норка» — широкий язык положить на нижнюю губу и как можно дальше оттягивать его назад в рот.
2. «Хвостик» — широкий язык протащить сквозь сомкнутые зубы.
3. «Соня» — зевок.
4. «Аквалангист» — удерживаем мяг
5. «Лошадка» — ритмично цокать языком, выполнить упражнение медленно и быстро.
6. «Качели» — кончик языка поднимать к
7. «Широкая улыбка» — широко улыбнуться обнажив верхние и нижние зубы.
8. «Грибок» — прижать язык к твердому небу и удерживать его в таком положении 15-20 с.
9. «Гармошка» — прижать широкий язык к твердому небу и одновременно открывать и закрывать рот.
10. «Индюк» — двигать языком на верхней губе.
11. «Пухолет» — поместить ватку на нос, приподнять широкий язык к носу, сдуть вату с носа.
12. «Молоточек» — стучим языком за верхними зубами.
Артикуляционная гимнастика для горлового Р
Видео урок артикуляционной гимнастики
Постановка звука Р. Выбирайте способ постановки звука Р исходя из вида его искажения.
Постановка звука Р
1 — й способ постановки
Постановка звука Р от звука Д или Т:
Широкий язык прижать за верхними зубами. Быстро быстро звук Д и стараемся дуть на кончик язык. Стараемся произносить звук Д как можно быстрее.
2 — й способ
Прижимаем язык за верхними зубами и произносим ДЫН. После звука Д слышится вибрант Р.
3 — й способ
Прижать боковые края пальцами и подуть на язык.
4- й способ
Быстро произносить сочетание ТД и дуть на язык.
5-й способ
Поднять широкий язык вверх произносит Т или Д и проводить палочкой под языком.
Как быстро научиться говорить Р
Постановка звука Р механическим способом
Для постановки звука Р механическим способом используют логопедический зонд «Шарик» или зондозаменители, так же вы можете использовать ватную палочку.
1-й способ — Приподнять широки язык за верхние зубы и произносить звук Д, во время произношения звука Д провести зондом под языком (где-то по средине между уздечкой и его кончиком.
2-й способ — Приподнять широкий язык за верхние зубы и чиркать языком по альвеолам, получится фрикативный звук Р, в этот момент нужно быстро проводить зондом под языком (справа-налево).
3-й способ — Приподнять широкий язык за верхние зубы и произнося звук З или Д, изогнув ватную палочку в форме дуги, чиркать ей от средины языка к кончику.
Постановка звука Р механическим способом
Как убрать горловое произношение звука Р
Постановка фрикативновного произношения звука Р:
Поднять широкий язык за верхние зубы. На вдохе втягивать язык в глубь рта. . Далее при верхнем положении языка тянуть звук З. При этом произношении воздушная струя должна проходить между языком и верхними зубами. Старайтесь произнести З максимально звонко. Продолжайте чиркать языком от зубов к горлу, когда язык будет двигаться по альвеолам — вы будете слышать фрикативный Р (Р без раската).
Чиркайте языком и произносите слоги и слова:
ЗРА-ЗРО-ЗРУ-ЗРЭ-ЗРЫ
ЗРА-к, ЗРА-чок, ЗРА-зы, И-ЗРА-иль, в-ЗРО-слеть, в-ЗРО-слый, ЗРЕ-лище, бе-ЗРУ-кавка, в-ЗРЫ-в, в-ЗРЫ-вчатка.
Произносим слоги со звуком Р одноударно (просто чиркайте языком за верхними зубами): ра-ро-ру-рэ-ры; ра-ра-ра, ро-ро-ро, ру-ру-ру, рэ-рэ-рэ, ры-ры-ры.
Источник: logopedonline.com
Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях
Данная программа разработана на основе следующих документов:
Публикация «Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Устава МБСКОУ «Школа № 17».
3. Адаптированной образовательной программы начального образования».
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Исходя из этого, логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
Особенности речевого развития ребенка
Состояние артикуляционного аппарата: Отклонений в строение артикуляционного аппарата нет. Подвижность достаточная,
Произношение: Нарушение произношения звука р.
Фонематический слух: не сформирован.
Словарный запас: беден, не выходит за пределы обиходной речи.
Грамматический строй речи: не сформирован.
Цели и задачи программы :
Цели программы :
1. Коррекция звукопроизношения путем взаимодействия мелкой моторики и речи у ребенка достижением правильного произношения звука [р].
Задачи программы :
• Осознано подходить к своему речевому дефекту, научится правильно произносить звук [р ].
• Достичь правильного произношения звука [р] путем взаимной деятельности педагога и ребенка, раскрытие коммуникативных навыков, определение необходимости самоконтроля для дальнейшей успешной деятельности.
• Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
• Развитие мелкой моторики
• Постановка звука [р] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
• Автоматизация и дифференциация звука [р] в самостоятельной речи.
• Развитие внимания, памяти.
• Развитие навыков самоконтроля.
Режим проведения занятий :
С 1 октября по 15 мая проводится коррекционно — логопедическая работа на индивидуальных занятиях 2 раза в неделю. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, даты занятий фиксируются в журнале и могут варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
С 15 мая — итоговая диагностика с целью выявления динамики учащегося.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей ребенка, особенностей их речевого дефекта. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, использование дидактического материала в соответствии с темой программы.
Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции учащегося).
На этом этапе создаётся артикуляционная база для постановки звуков. Большое внимание уделяется развитию общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Проводится работа над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.
Этап постановки звуков
• развитие восприятия речи;
• формирование фонематического анализа;
• развитие артикуляторной моторики;
• работа по непосредственной постановке звука.
Этап автоматизации звуков. На этом этапе проводится работа
• по имитации слогов с отрабатываемым звуком (слоги без стечения согласных, со стечением согласных, слоги с переносом ударения;
• автоматизация звука в словах;
• автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи.
Этап дифференциации звуков. Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Особое внимание уделяется дифференциации фонетически близких звуков : твёрдвх и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Последовательность дифференциации звуков следующая : б – п, д – т, г – к, з – с, ж – ш, с – ш, з – ж, ц – с, ч – т, ч – щ.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
В структуру логопедического занятия входят :
— упражнения для развития артикуляционной моторики;
— упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
— коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
— формирование фонематических процессов;
Раздел Количество часов
Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. В течении года
Психомоторика Общая, ручная, пальчиковая, мимическая. В течении года
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; В течении года
формирование фонематических процессов; В течении года
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
-работа над предложением;
— обогащение и активизация словарного запаса;
— развитие связной речи В течении года
Тема, Цель занятия Предполагаемый результат каждого занятия Виды и способы деятельности Дата по факту Корректировка даты
1. «Развитие подвижности артикуляционного аппарата»
Цель: выработать необходимые артикуляционные движения и позы Развить точность артикуляционных движений, умение фиксировать правильное положение органов артикуляционного аппарата Упр. для губ: «Лягушка — хоботок» (с чередованием, «Бегемотик» (широко открыть рот)
Упр. для языка «Лопаточка», «Щетка-сметка», «Качели», «Барабан», «Маляр», «Автомат», «Змейка»
Упр. для мелкой моторики (пальчиковая гимнастика с использованием потешек, с частой сменой фигур)
2. «Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [р]»
Цель: познакомить с правильным положением органов артикуляционного аппарата Правильное понимание ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [р] — показ артикуляции перед зеркалом
— показ профиля данного звука
— показ положения языка кистью руки
— упр. для развития мелкой моторики, составление из пальцев фигурок животных, сопровождая рифмовками «Крокодил», «Кошка» и т. д.
Упражнение на развитие правильной воздушной струи «Фокус».
3. «Постановка звука»
Цель: Поставить звук [л] Правильное произнесение изолированного звука [р] 1 способ постановки звука :
— вызывание звука[р] от упражнения «барабанщик» быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.
— постановка звука [р] — произносить «жжжж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,вызывая звук р
— механическая помощь при постановке звука : вызывать искусственное дрожание кончика языка при помощи зонда (зондозаменителя, при одновременном произношении звука д-д-д
— физминутка 2 – 3 раза
4. «Автоматизация поставленного звука в слогах»
Цель: автоматизировать поставленный звук в слогах, развивать чувство ритма и рифмы, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в слогах, различение звука [р] в потоке звуков, слогов Закрепление произношения звука [р] в слогах.
Чистоговорки, гуделки, рифмовки, повторение за логопедом слоговых рядов.
Игровые приемы с пальчиками «Волшебная веревочка», «Лабиринт», «Три ступеньки»
— упр. на фонематическое восприятие «Поднять руку на заранее обусловленный звук, слог»
— физминутка 2-3 раза
5. «Автоматизация поставленного звука в словах»
Цель: автоматизировать поставленный звук в словах, развивать слуховое внимание и память, развитие фонематического восприятия Добиться четкого произнесения звука в словах, различение звука [р] в потоке слов. Повторение за логопедом трех слов (рак-трап-рог; рим-трам-кран; арка-арфа-марка., назови 4-5 слов по памяти;
По называемому слогу подобрать соответствующую картинку «Соотнеси картинку»
«Большой — маленький» (по картинке перечислить всех изображенных животных, от самого большого к самому маленькому и наоборот)
Пальчиковая игра «Изобрази животное»
— упр. на фонематическое восприятие «запомнить со слуха и повторить ряд слов в определенной последовательности»
— «Отхлопать ритмическую структуру слова»
— «Подобрать слово на заданный звук, слог»
— физминутка 2-3 раза
6. «Автоматизация поставленного звука в предложениях, тексте»
Цель: автоматизировать поставленный звук в предложениях, тексте, развитие фонематического восприятия, развивать мышление, внимание, память, воображение Добиться четкого произнесения звука в предложении и тексте, развитие психических процессов, различение звука [р] в предложениях — к слову – признаку подобрать картинку, четко выделяя звук [р], произнести пары слов
— составить предложения в которых будет много звуков [р]
— Игра «Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь» (составление рассказа по опорным словам)
— игра «Путаница» (в предложениях перепутаны слова, исправь ошибки и проговори предложения выделяя звук [р])
— произношение звука [р] в пословицах, поговорках, скороговорках, стихах
— игры на развитие мелкой моторики с природным материалом «Украсим картинку»
— упр. на фонематическое восприятие «Пересказ маленьких текстов»
— физминутка 2-3 раза
7. «Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи»
Цель: закрепление звука [р] в речи Чистота и легкость произношения звука [р] в самостоятельной речи — составление рассказа по серии сюжетных картинок инсценировка сказок
— придумывание рассказа по началу
— упр. на развитие мелкой моторики «Путешествие» (ребенок катит рукой машинку по карте-маршруту, и на ходу придумывает сюжет по серии вопросов логопеда)
— физминутка 2-3 раза
Сроки проведения первичной и итоговой диагностики:
С учетом того, что коррекционная работа продолжается в течении одного учебного года, первичную диагностику мы проводим в начале учебного года, используя диагностическую карту, итоговая диагностика проводится в конце учебного года, используя диагностическую карту.
1. Логопедия/ под ред. Л. С. Волковой
2. Т. Г. Филичева, Н. А. Чевелёва, Т. В. Чиркина. Основы логопедии.
3. Р. И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.
6. Л. Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
7. М. Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения.
8. Логопедическая гимнастика.
9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика.
11. М. М. Безруких, С. П. Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму.
12. Н. И Соколенко дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей.
13. Сюжетные картинки по развитию речи 1 класс
Публикации по теме:
Дидактические игры на логопедических занятиях 1. Игра «Дорожка». Цель: -автоматизация звуков в словах и предложениях -дифференциация звуков Л-Р -развитие мелкой моторики Оборудование.
Индивидуальная НОД «Автоматизация звука [л] в словах и словосочетаниях» Задачи : -Развивать фонематического слуха; -Упражнять в образовании форм множественного числа существительных, -Обогащать словарь, -Формировать.
Песочная терапия на логопедических занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №257» Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием.
Коммуникативные игры на логопедических занятиях «Есть три ошибки в общении людей: первая – это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить, когда это нужно;.
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]. Учитель-логопед — Горбунова Ю. С Цель занятия:.
Конспект логопедического занятия по постановке звука «Р». Тема: постановка звука «Р» Цель: постановка звука «Р». Задачи: 1. Сформировать правильную артикуляционную базу для постановки звука «Р».
Конспект занятия по постановке звука [Р] Тема: Звук «Р» Цель: постановка звука «Р» Задачи: 1)формировать умение выполнять чёткие, дифференцированные движения языком; 2) формировать.
Конспекты логопедических занятий по постановке, автоматизации свистящих звуков Постановка, автоматизация и дифференциация свистящих звуков. Конспекты логопедических занятий. Занятие 1. Конспект занятия по постановке.
Конспекты занятий по постановке и автоматизации звука [с] Все презентации к пособию можно посмотреть на моем сайте, пройдя по ссылке http://18198.maam.ru/ ПРЕДИСЛОВИЕ Своевременное овладение правильной.
Модели артикуляции звуков на логопедических занятиях Моделирование в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи – это наглядная основа, способствующая постановке и дифференциации звуков.
Источник: www.maam.ru
Постановка звука Р
Чаще всего причиной консультации у логопеда является проблема проговаривания «Р». Возрастная норма по фонеме – от 5 до 6 лет. По советам логопедов, постановка звука «Р» должна начинаться с 5-летнего возраста. Бывает, что с наличием звука проблем нет, но проговаривание неправильное. Возможно горловое звучание или с вибрацией щёк, губ.
В этом случае нельзя ждать 5, даже 4 лет, нужна срочная помощь специалиста. Если затянуть с логопедическими занятиями, то неверное произношение закрепится, и взрослый человек останется с серьезным речевым дефектом.
Что мешает выговаривать Р?
Артикуляция данной фонемы – наиболее сложная в русской речи. Для верного звучания необходимы чёткие движения речевого аппарата, довольно тяжёлые для детей. Чтобы облегчить себе задачу, дети «глотают» фонему в словах, заменяют её на более простые в артикуляционном отношении звуки «Л» и «Й» или употребляют гортанное призвучание.
- патологический прикус;
- дефект речевого дыхания;
- неразвитость языковой уздечки;
- слабость лицевой мускулатуры;
- искаженное восприятие звуков.
Постановка назначается, когда звук «Р»:
- пропускается в словах;
- заменяется фонемами «Л» и «Й»;
- смягчается там, где он должен быть твердым.
Причины неправильного произношения
Факторами, вызывающими неверное проговаривание, являются:
- Патологический прикус. Сдвигание вперед верхней или нижней челюсти. В данном случае следует идти к стоматологу.
- Нарушение дыхательной функции. Рычание производится посредством вибраций кончиком языка, упёршимся в нёбо рядом с верхними зубами. Вибрация осуществляется при выдыхании воздуха. Если выдох слабый, воздух не вибрирует, из-за чего правильное звучание невозможно.
- Неправильное строение языковой уздечки. Для чёткого звучания необходимо, чтобы язык поднялся к верхним зубам. Если уздечка короткая, то это проблематично. Нормальная уздечка должна иметь длину 8 мм, а короткую либо удлиняют хирургически, либо развивают посредством упражнений.
- Неразвитый речевой аппарат. Чтобы понять, что языковые, губные, челюстные мышцы у ребёнка слабые, родитель просит выполнить простые движения: сложить губы трубочкой, широко улыбнуться, сильно вытянуть язык, достать языком до уголков рта. Если с выполнением задания возникли проблемы, то лицевая мускулатура слаба. Нужна консультация невропатолога, так как дизартрия может быть следствием тяжёлых нервных патологий.
- Нарушенный речевой слух. Дети начинают четко воспринимать фонемы на слух к 4 годам. Если есть слуховые проблемы, то в произносимых словах фонемы либо пропускаются, либо заменяются.
- Поведенческие расстройства. Постановка звуков проблематична у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания.
Постановочные упражнения
Сначала проводится разминочное занятие:
- Рот растягивается в улыбке, приоткрывается. Языком поглаживается нёбо от верхнего зубного ряда к нёбному язычку. Повторение 10 раз.
- Рот открывается и растягивается в улыбке. Язык высовывается, покачивается по маятниковому принципу. Повторение 20 раз.
- Рот открывается в улыбке. Язык прижимается к нёбу так, как при проговаривании смягчённого «Н». С этим положением языка рот широко открывается и закрывается. Повторение 20 раз.
- Рот открывается в улыбке. Кончик языка двигается по внутренней стороне верхнего зубного ряда вправо-влево. Повторение 10 раз.
- Рот открывается. Кончик языка выходит за резцы с долгим проговариванием «З». Затем вдвигается в рот, прижимается к нёбу возле верхних зубов с проговариванием «З».
Далее можно приступать к основной тренировке. Способы постановки звука Р:
- Через «Д». Рот открывается, кончик языка прижимается к задней поверхности верхнего зубного ряда с быстрым и чётким проговариванием «Д». Далее произносится «Д» на глубоком выдохе. Постепенно должна развиться языковая вибрация.
- Через «Ж» с использованием логопедического шпателя. Рот широко раскрывается с тянущим «Ж», при этом язык постепенно перемещается к задней стенке верхнего зубного ряда. Под язык осторожно помещается шпатель, двигается в правый и в левый бок для создания вибрации.
- Через «З». Рот раскрывается, язык глубоко вдвигается, издается «з-за». Под язык кладётся шпатель, двигается в правый и в левый бок. Аналогична постановка через «З» мягкого звука «Р», но произносится «з-зи».
Главное упражнение, позволяющее поставить фонему, называется «Моторчик».
Язык прижимается к нёбу, под него вкладывается палец. Необходимо с усилием вытолкать воздух с проговариванием длинного «Д» или «Ж». При этом делать быстрые колебания пальцем под языком вправо-влево. При этом методе исправляется постановка горлового звука «Р», вибрирует в расслабленном состоянии именно кончик языка.
Фонема «Рь» появляется самостоятельно после закрепления твёрдого звучания. Для мягкого звучания согласный употребляют с гласными «И», «Ю», «Е», «Я», широко улыбаясь.
Постановка звука Р механическим способом осуществляется посредством небольшой палочки. Произносится долгий звук «З», а под языком палочка быстро двигается вправо-влево. Итог механического воздействия – раскатистое рычание.
Артикуляционная гимнастика для звука Р
Постановка произношения звука Р осуществляется поэтапно, начальный и важный этап – гимнастика, подготавливающая речевые органы к основному постановочному комплексу. Домашний способ стимулирования речевого аппарата подразумевает использование зеркала или подражание пациента правильно произносящему человеку. Тренировки проводятся ежедневно, но недолго, чтобы дошкольник не утомился, не потерял интерес.
Когда постановка звука Р производится поэтапно, гимнастические занятия позволяют усилить выдыхание воздуха, растянуть уздечку, укрепить языковые мышцы.
- «Качели». Рот раскрывается, язык высовывается, качается вверх и вниз, прикасаясь к зубам. Останавливается на верхних зубах на 10 секунд.
- «Сладкое варенье». Язык облизывает губы сначала по часовой, потом против часовой стрелки.
- «Индюк». Рот приоткрывается. Язык скользит в обе стороны по верхней губе, не отрываясь от неё. Движения ускоряются, при этом нужно постараться говорить «бл-бл-бл».
- «Художник». Язык, словно кисточка, облизывает зубы, нёбо, внутреннюю поверхность щёк.
- «Наказание». Язык высовывается из ротовой полости, быстрыми движениями сдавливается губами с одновременным выдыханием воздуха.
- «Лошадь». Язык цокает по нёбу, подражая звучанию лошадиных копыт.
- «Грибок». Язык прижимается к нёбу, держится 10 секунд. Вытянувшаяся уздечка похожа на ножку гриба.
Речевое дыхание
Чтобы фонема звучала верно, необходимо правильно направить воздушную струю. При неправильном потоке воздуха формируется горловой тип звучания, называемый также «французским». Поэтому приёмы постановки звука Р включают дыхательную тренировку.
Предлагаются следующие упражнения для постановки звука Р у детей:
- «Свечка». Зажигается обычная свеча. Её нужно задуть. Дуют либо так, чтобы огонь сразу потух, либо так, чтобы он колебался, но не гас. В ходе тренировочного процесса свечу ото рта постепенно отодвигают, чтобы дуть становилось всё тяжелее.
- «Ураган». Берут стакан с водой, трубочку для питья жидкостей. Вдыхают воздух носом, выдыхают ртом в трубочку, опущенную в воду. На поверхности воды появляется бурление.
- «Снежинка». Открывают рот, широко улыбаются, язык кладут на нижнюю губу. А на языке размещают бумажку. Эту бумажку нужно сдуть.
Каждое действие повторяют не больше 4 раз. Важное условие эффективного процесса – носовой вдох и ротовой выдох.
Речевой слух
Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.
Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.
Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:
- Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
- Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
- З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.
Автоматизация звука Р
Этапы постановки звука Р включают автоматизацию – закрепляющий навыки приём. Закрепляется звучание фонемы в разнообразных словах, содержащих проблемную букву, фразах, можно использовать стихотворение или скороговорку. Сначала фонему нужно автоматизировать в соединении с гласными и согласными, затем в словах и предложениях.
Автоматизация звука Р в слогах
Отработка идет через согласные «Д» и «Т», используются слоги с сочетанием «др» и «тр»: «дра» и «тра», «дро» и «тро», «дру» и «тру». Через эти согласные языку будет легче перейти к проблемной фонеме.
Потом убираются передние согласные, остаются слоги «ра», «ро», «ру». Тренировка проходит поэтапно, затем нужно ввести перевернутые слоги: «ар», «ор», «ур». Чередовать слоги нужно до тех пор, пока у пациента не закрепится вибрационное звучание.
Автоматизация звука Р в словах
Когда слоги будут отработаны, можно переходить к словам. Начинать следует со слов, в которых проблемная фонема стоит в начальном слоге: река, труба, рубашка. Затем идет прорабатывание слов, в которых фонема находится в среднем или последнем слоге: помидор, корова, мотор.
Далее необходимо проработать смягчённое звучание в словах. При обычном рычании язык плотно прижат к нёбу и располагается почти у самых зубов, при смягчённом – прижат не так сильно, находится чуть дальше от верхнего зубного ряда.
Обычно дети после нескольких тренировок сами начинают понимать различие между обычным и смягченным звучанием, использовать это различие при проговаривании слов. Некоторым детям необходимо объяснить, что язык нужно переместить по нёбу чуть глубже.
Закрепление результата
После основного логопедического процесса тренировки не заканчиваются. Дома родители могут сами заниматься с детьми. Детям в дошкольный период покупают книжки с логопедическими стишками и песенками, специальные игры, кубики или картинки с нарисованными предметами, в названиях которых есть проблемные звуки.
Подростку с речевой проблемой полезно читать вслух стихотворения и рассказы. Можно предложить ему для развития мышления сочинять и рассказывать собственные истории.
Подобрать диплом срочно Березники. Возможностей для вашего бизнеса сегодня много, на самом деле он не требует большого бюджета, главное желание и план http://diploman-ru.com/ диплом престижного вуза. Подобрать диплом срочно Березники. Здесь есть только два варианта: пройти обучение сейчас или заказать в нашем уже популярно
5 комментариев на “ Постановка звука Р ”
Спасибо за статью!
Для взрослого человека эти упражнения тоже эффективны. Делаю успехи.
Старшего научила выговаривать «Р» сама, без помощи логопеда. Занимаюсь сейчас с младшим. Много хороших и интересных упражнений в статье для себя нашла. Выполняем с удовольствием. Спасибо!
Александра :
Самая проблемная буква у всех наших знакомых: у кого-то её вообще нет, у кого-то только мягкая, а дочкина подруга вообще заменяет её горловым звуком. С ребёнком занималась самостоятельно гимнастикой для губ и языка по вашим примерам, но звука Р так и не было. Пришлось обращаться к логопеду и она на первом же занятии поставила звук.
Похвалила нас, мышцы подготовлены, наши занятия не прошли даром! Оказалось, что речевой аппарат подготовлен, но я просто не могла объяснить как именно надо ставить язык, чтобы получить Р. Дали нам задание продолжать тренироваться дома, автоматизировать. У вас классные видео в статье, гораздо удобнее включить ребенку, просто быть рядом и следить, как он выполняет.
Вероника :
Занимаюсь с сыном по вашим упражнениям, результат уже виден, проскакивает звук Р. В обычной речи забывает о нём, но если напоминать, говорит. Видимо, сейчас надо будет закреплять. Я очень рада, что удалось справиться самостоятельно.
Наташа :
Занимаюсь с сыном, результат уже виден, проскакивает звук Р. В обычной речи забывает о нём, но если напоминать, говорит. Видимо, сейчас надо будет закреплять. Я очень рада, что удалось справиться самостоятельно.