Для цитаты: Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 1. С. 35–41.
Копировать для цитаты
Фрагмент статьи
Цель данной работы состоит в том, чтобы обосновать и определить понятие «психологическое пространство личности» и очертить перспективы его применения в различных областях психологической науки и практики. При этом нас интересуют в основном не онтологические или гносеологические, а сугубо прагматические аспекты данного термина, а именно как это понятие можно one-рационализировать, какие методы его диагностики и исследования могут быть использованы и, наконец, как эти теоретические разработки могут реализоваться в практической психологии (например, для создания программ индивидуальной психотерапии и тренингов личностного роста). Итак, два основных направления разработки конструкта мы можем представить как раскрытие его феноменологии и понимание генезиса.
23 Психологические Уловки, которые всегда Работают
К формулированию и исследованию проблемы психологического пространства нас побудили материалы, накопленные в течение нескольких лет работы в консультативном центре НИИ детства Российского детского фонда. Было замечено, что случаи агрессивного поведения, вандализма, домашнего и школьного воровства детей и подростков нередко имели место в тех ситуациях, когда потребность ребенка в личном жизненном пространстве была ущемлена (депривирована) с самого начала его жизни либо в результате стрессовых для ребенка событий (например, появления в семье отчима). И чем сильнее было вторжение взрослых в частную жизнь ребенка (чтение дневников, обобществление игрушек, непризнание личной собственности на вещи), тем более резкой была ответная реакция (воровство, уход из дому и т. д.). Известно, что асоциальные тенденции детей, проведших начало жизни в детском доме, очень устойчивы и слабо корректируются даже в случае усыновления и, соответственно, перехода в семейный дом.
Полный текст
Цель данной работы состоит в том, чтобы обосновать и определить понятие «психологическое пространство личности» и очертить перспективы его применения в различных областях психологической науки и практики. При этом нас интересуют в основном не онтологические или гносеологические, а сугубо прагматические аспекты данного термина, а именно как это понятие можно операционализировать, какие методы его диагностики и исследования могут быть использованы и, наконец, как эти теоретические разработки могут реализоваться в практической психологии (например, для создания программ индивидуальной психотерапии и тренингов личностного роста). Итак, два основных направления разработки конструкта мы можем представить как раскрытие его феноменологии и понимание генезиса.
К формулированию и исследованию проблемы психологического пространства нас побудили материалы, накопленные в течение нескольких лет работы в консультативном центре НИИ детства Российского детского фонда. Было замечено, что случаи агрессивного поведения, вандализма, домашнего и школьного воровства детей и подростков нередко имели место в тех ситуациях, когда потребность ребенка в личном жизненном пространстве была ущемлена (депривирована) с самого начала его жизни либо в результате стрессовых для ребенка событий (например, появления в семье отчима). И чем сильнее было вторжение взрослых в частную жизнь ребенка (чтение дневников, обобществление игрушек, непризнание личной собственности на вещи), тем более резкой была ответная реакция (воровство, уход из дому и т. д.). Известно, что асоциальные тенденции детей, проведших начало жизни в детском доме, очень устойчивы и слабо корректируются даже в случае усыновления и, соответственно, перехода в семейный дом.
Помимо наблюдений психологов-практиков обоснованием понятия могут служить данные этологии: учение об инстинктах и территориальном поведении животных, развиваемое, в частности, К. Лоренцом, об эмпирическом «я», созданное У. Джемсом, теория поля К. Левина, учение о социальном диалоге М. Бубера, идея диалектической связи внешнего и внутреннего, развиваемая в работах отечественных психологов — С. Л. Рубинштейна, Э. В. Ильенкова, А. Н. Леонтьева. Эти направления психологической мысли, соприкасаясь с заявленной нами проблемой, тем более четко обозначают лакуну, существующую вокруг обоснования феномена жизненного пространства личности.
Некоторым аналогом психологического пространства личности может служить явление территориальности у животных, описанное в работах К. Лоренца и Н. Тинбергена, состоящее в том, что для выживания и размножения каждая особь должна обладать своим собственным ареалом обитания, границы которого определяются эволюционной необходимостью (это та территория, на которой имеется достаточно корма и площадь которой особь в состоянии защищать) [10, 16]. Границы территории охраняются посредством агрессивного поведения, а посторонняя особь допускается на нее только в случае брачных намерений.
Хозяин и гость при этом обладают существенно разными правами. Таким образом, границы отделяют индивидуальную жизнь особи (или частную жизнь, как это принято говорить о людях) от жизни видовой, общественной, публичной, «общего места». То есть и у животных они не совпадают, причем это несовпадение эволюционно оправдано. Наличие личной, индивидуальной территории является, таким образом, важнейшей составляющей нормальной жизнедеятельности живого существа, обеспечивающей его безопасность.
Реальное или предполагаемое изменение границ индивидуальной территории служит сигналом для специфического поведения особи: либо защиты прежних границ посредством агрессивно-оборонительного поведения, либо посредством бегства до места большей безопасности. При этом зоной особой психологической напряженности является граница личной и чужой территории.
По мнению исследователей инстинктивных основ поведения К. Лоренца и Н. Тинбергена, эти инстинктивно закрепленные образцы поведения, сложившиеся в течение тысячелетий, нельзя считать вполне «отмененными» и у человека. Несмотря на контроль со стороны высших психических функций, территориальное поведение человека также имеет место. Частично оно трансформировалось в социальные инстинкты, т. е. неосознаваемые правила поведения человека по отношению к другим людям и группам людей, а также перешло во внутренний план, проявляясь в динамике внутреннего мира личности.
Поскольку человек в своем бытии так же нуждается в материальных, как и в духовных условиях существования, то и переживание «свое — чужое» у него начинает относиться к социальным, философским, эстетическим предпочтениям настолько, что даже «чистая» идея также может становиться предметом отторжения или защиты. То есть «пространство» человека расширяется.
Измерения психологического пространства — это «контурные точки» описания личности, которая может быть устроена и просто, и сложно. Близкими по содержанию понятиями являются идентичность (тождественность самому себе), эмпирическое Я (включающее в себя составные части), Я-концепция (представляющая собой рефлексию бытия), самость (неосознаваемая основа жизни личности).
Программа — это… Значение психологического термина
ПРОГРАММА — документированный план намеченной деятельности.
Последние обсуждения материалов сайта
- Коля к записи Как перестать бояться крови / Помощь, лечение страхов и фобий — психологический форум.
- Максим к записи Как перестать бояться крови / Помощь, лечение страхов и фобий — психологический форум.
- Нина к записи Как перестать бояться крови / Помощь, лечение страхов и фобий — психологический форум.
- Варя к записи Как перестать бояться крови / Помощь, лечение страхов и фобий — психологический форум.
- Галина к записи Как перестать бояться крови / Помощь, лечение страхов и фобий — психологический форум.
Источник: psiho-zakon.ru
Психологическая установка — что это такое в психологии, примеры
Психологические установки – это неосознаваемые паттерны мышления и поведения, которые основаны на опыте человека. Убеждения определяют реакцию человека в схожих ситуациях. Говоря простыми словами, это то, что мы делаем на «автомате», наши привычные реакции на одни и те же или похожие обстоятельства. А теперь разберем подробнее, что такое психологические установки.
Что такое психологическая установка
Психологическая установка – это своего рода программа для мозга. Она подсказывает, как поступать в привычных ситуациях. Например, когда мы просыпаемся, то уже не говорим себе, что нужно идти чистить зубы и умываться, потому что это важно для нашего здоровья, и не напоминаем себе об этом лишний раз, а просто берем и делаем.
Установки спасают наш мозг от перегрузок. Большая часть нашей активности осуществляется бессознательно, то есть на автопилоте. А что касается физической активности, то здесь практически все основано на автопилоте. Например, вы же не задумываетесь, как ходить. Когда-то вы освоили этот навык, многократно его повторили и теперь делаете это автоматически.
Особенности психологических установок:
- Они есть у всех. С первых дней жизни начинает формироваться система убеждений и представлений человека, она же – система психологических установок.
- Никто из людей не видит мир объективно. У каждого своя правда, которая основана на личной системе установок.
- Система установок – подвижная структура. Она меняется под воздействием внешних факторов или при сознательном воздействии человека на свои же убеждения. Например, привык человек все решать силой и криком, а ему вдруг попался кто-то, кто не отступил от своих убеждений даже под таким гнетом. Позже ситуация повторилась. И человек начал сомневаться в правильности своей позиции.
- Психологические убеждения определяют направленность жизни. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди с условно одинаковыми исходными данными (например, дети из одной семьи) проживают разную жизнь (кто-то спивается, а кто-то становится бизнесменом)? Все дело в психологических установках. Возможно, когда-то они и были одинаковыми для этих детей, но потом один ребенок стал развиваться по другому пути.
Принцип психологических установок используют в психологии для коррекции мышления и поведения, в спорте для достижения лучших результатов, да и в любом виде деятельности. Ведь, по сути, мы с вами говорим о формировании привычек – навыков, доведенных до автоматизма. Установка – это привычный и проверенный множественными повторениями алгоритм. Это некий шаблон, который мы привыкли использовать в конкретной ситуации. Система установок формирует мировоззрение человека.
Важно! Установки помогают экономить энергию и время. Однако важно иметь такие психологические убеждения, которые способствуют развитию по жизни, а не препятствуют ему.
Разновидности установок
Психологические убеждения пронизывают всю нашу жизнь. Они бывают разными по сфере и масштабу. Например, привычка умываться перед сном и привычка отвечать криком на крик – это два примера психологических установок, но совершенно разные. Разберем подробнее, какими они бывают:
- Общие и дифференцированные. Под первыми следует понимать стереотипы. Например: «Все блондинки глупые», «Вождение автомобиля – это не женское дело» и т.д. К дифференцированным убеждениям относятся более частные суждения. Например, студент конкретного вуза говорит про какого-то преподавателя: «Да он все время оценки занижает». И общие, и дифференцированные суждения основаны на чьем-то единичном опыте или мнении авторитетного человека.
- Смысловые, целевые и операционные. Первые отражают понимание человеком каких-то вещей: «Зачем учить биологию, если в жизни мне это все равно не пригодится?». Вторые определяют активность человека: «Нельзя браться за что-то новое, пока в совершенстве не освоишь старое». Операционные убеждения определяют специфику выполнения действий: «Сначала мне нужно решить рабочие задачи, а уже потом я смогу заняться своими личными делами». Таким образом, эти установки определяют зачем, что и как делает человек.
- Осознаваемые и неосознаваемые. Да, до этого мы говорили, что убеждения имеют бессознательный характер, но иногда они прекрасно осознаются. Например, если человек сам себе говорит: «Мне нужно каждый день уделять по часу на изучение иностранного языка, чтобы я мог прийти на собеседование в компанию моей мечты». А вот пример неосознаваемой установки: родители не оскорбляли ребенка прямо, но все время отталкивали, много критиковали, в результате чего у него сформировалось убеждение «Я плохой, я никому не нужен».
- Ограничивающие и стимулирующие рост. Например, если ребенку внушили, что с короткими пальцами ему не быть пианистом, то он даже не притронется к инструменту, несмотря на сильное желание. А если человек знает, что успех – это 1% таланта и 99% труда, то он начнет играть на музыкальном инструменте. Может быть, он и не станет великим музыкантом, но любимое хобби, источник силы и отдушина у него будет.
Типы установок по функциям:
- Инструментальные. Цель – получить награду или избежать проблем.
- Информационные. Цель – расширить кругозор или освоить что-то новое.
- Ценностные. Цель – сохранить приверженность своей системе ценностей и чувство собственного достоинства, самоуважение.
- Защитные. Цель – сохранить здоровье и жизнь, честь и достоинство, личные границы и статус.
- Социальные. Цель – сохранить принадлежность группе или стать частью определенной группы, найти свое место в мире, решить проблему самоидентификации.
Кроме этого, психологические убеждения бывают разными по направленности: в отношении самого человека и в отношении мира. Об этом много писал Э. Берн. Он же выделил следующие варианты установок (жизненных сценариев):
- Я хороший и ты хороший – это установка лидера, победителя по жизни.
- Я хороший, а ты плохой – это установка эгоцентриков, высокомерных типов и манипуляторов.
- Я плохой, а ты хороший – это установка жертвы, неудачника по жизни.
- Я плохой и ты плохой – это установка асоциальных типов, нигилистов.
Отношение человека к себе и миру формируется в раннем детстве и основано на отношениях ребенка с родителями. Они для ребенка – прототип всего общества. Именно родители говорят словами и своим отношением к ребенку, какой он. А также они дают понять какие они, то есть весь мир.
Кроме этого, убеждения бывают длительными и кратковременными. Например, если человек живет по принципу «Мужчины не плачут» или «Слезы – это слабость» и всегда запрещает себе подобное проявление чувств, то это длительная установка. А если в конкретной ситуации человек внушает себе: «Главное – не разрыдайся, когда будешь это говорить», то это кратковременная установка.
Структура
Психологические убеждения – это жизненный сценарий. Убеждения определяют нашу активность. Вся жизнь сводится к тому, чтобы доказать верность главной установки. И вот здесь важно понять, насколько значим характер установки. Например, если человек считает, что он никому не нужен, то так в одиночестве он всю жизнь и проведет, потому что бессознательно для подтверждения правильности своего убеждения сам же и будет отталкивать людей и рушить отношения.
Обратите внимание! В структуру убеждений входят 3 компонента: когнитивный (мысли), эмоциональный (чувства и эмоции) и поведенческий (действия). Если необходимо скорректировать какую-то установку, то работать нужно по всем трем направлениям.
Давайте разберем подробнее, какими бывают психологические установки по структуре.
Фиксированная
В структуру убеждения входят опыт и потребности человека. В той или иной ситуации человек поступает так, как уже действовал когда-то в схожих обстоятельствах.
Социальная
В основе лежит потребность в социальных контактах. Социальное убеждение – это отношение человека к обществу, процессам и событиям, которые происходят в нем.
Теория Узнадзе
По теории Узнадзе в структуру убеждения входит потребность и ситуация, способная удовлетворить ее. Установка предопределяет сознательное поведение человека и может возникнуть только при контакте человека с окружающей средой.
Психологический барьер
Негативные убеждения по отношению к себе в совокупности с заниженной самооценкой формируют психологический барьер. Это тоже можно рассматривать как убеждение – установку молчать, замыкаться в себе в ситуациях социального взаимодействия. А также такая установка проявляется в виде пассивности при выполнении какого-либо ответственного дела.
Положительные
Такие убеждения состоят из веры в дружбу, любовь, верность, преданность и хорошего отношения человека к себе и миру. Положительные установки делают человека счастливым, помогают добиться успеха в жизни.
Отрицательные
Такие убеждения состоят из негативного отношения человека к себе и другим людям, а также из веры в несправедливость мира. Отрицательные установки делают человека несчастным, мешают развитию личности. Люди с негативным отношением к себе и миру часто болеют.
Методы воздействия
Как понять, что вы руководствуетесь психологической установкой:
- в вашей речи преобладают слова «должен» и «надо» вместо «хочу»;
- вы эмоционально реагируете на все происходящее (в позитивном или негативном ключе);
- вы обращаетесь к обобщениям (гребете всех под одну гребенку);
- вы увлекаетесь оценочными суждениями и разговариваете стереотипами, поговорками.
Если вы понимаете, что освоенные и привычные модели поведения ведут вас не туда, куда вам хотелось бы, то нужно менять убеждения. Помните, что от них зависит качество и уровень вашей жизни, а также ваше счастье, удовлетворенность своей жизнью. Существуют специальные методы или виды воздействия на себя или другого человека с целью изменения установок.
Виды влияния
Разберем основные виды психологического воздействия для коррекции установок. Обратите внимание, что влияние бывает ненамеренным, например, когда один человек становится примером для подражания в глазах другого человека, и целенаправленным, например, когда родитель объясняет ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. А также любое влияние может быть как негативным, так и позитивным для того, кто перенимает установки.
Убеждение, или аргументация
Убеждение – это воздействие одного человека на эмоции, мысли и поступки другого через приведение неоспоримых фактов, значимых для объекта влияния. То есть это изменение убеждений человека через аргументы в пользу новых установок. Воздействие осуществляется в процессе беседы, дискуссии, обсуждения, диалога.
Заражение
Внушение
Внушение – это воздействие на мысли, эмоции и поведение человека через некритическое восприятие. То есть человеку не дают времени на анализ, оценку суждений или запрещают критически анализировать сказанное, а вместо этого заставляют все принимать на веру. Как правило, сначала человек играет на эмоциях того, кому хочет внушить какую-то установку, а потом, добившись нужного состояния, начинает «вливать в уши».
Для самовнушения подходят аффирмации – позитивные утверждения, которые человек говорит сам себе. Например: «Я сильный», «Я красивый», «Я смелый» и т.д.
Подражание
Подражание – это копирование слов, реакций, поведения, увлечений, внешнего вида и всего остального от одного человека к другому. Как правило, подражают тем, кому завидуют или тем, кем восхищаются. Так или иначе, тот, кто подражает, хочет иметь то, чего у него нет, но есть у объекта для подражания.
Дополнительные способы
Описанные выше приемы психологического воздействия используются людьми чаще всего, но существуют и другие, менее популярные методы формирования убеждений.
Благосклонность
Задача – повысить лояльность человека по отношению к какому-то убеждению. А для этого человек расписывает все преимущества и пользу своей установки. Если другой человек проникается этим, то есть становится благосклонным, то и он перенимает это убеждение.
Просьба
Спокойный темп речи, негромкий тон, улыбка, пара комплиментов, небольшая личная история – набор, который повышает шансы на успех, если вы кого-то о чем-то просите. Просьбой можно повлиять на поведение человека, а уже на основе этого у него сформируется новое убеждение.
Самопродвижение
Это способ для влияния на самого себя. Суть в том, что вы демонстрируете свои лучшие качества, навыки, знания. За счет этого повышается ваша самооценка, и вы добиваетесь больших успехов.
Принуждение
Как и две последующие техники, это жестокий и деструктивный прием воздействия. Принуждение предполагает изменение установок человека за счет игры на его инстинкте выживания. Принуждение предполагает использование насилия, шантажа, угроз, ограничения свободы.
Нападение
От собственной боли человек нападает на другого, пытаясь внушить ему, что тот плохой. Если речь идет о моральном нападении, то это крик, оскорбления. Если мы говорим о физическом воздействии, то речь идет о стремлении убедить человека в его физической слабости, никчемности.
Манипуляция
Существуют десятки манипулятивных техник, но все они преследуют одну цель – заставить человека делать то, что выгодно манипулятору.
Мой пример психологической установки
Примеры моих психологических установок:
- в отношениях нет места насилию и агрессии;
- любые эмоции и чувства должны быть выражены и отработаны;
- нужно хорошо выполнять свою работу, в каком бы состоянии ты не находился, в противном случае не берись за работу;
- здоровые отношения – это союз двух независимых финансово, морально и физически людей;
- я достойна любви и умею любить;
- все можно изменить, пока человек жив;
- прошлое не определяет будущее;
- у каждого человека есть достоинства и недостатки;
- важно поддерживать внутренний баланс, следить за гармонией между мыслями и действиями;
- в любой неприятной ситуации нужно искать возможности для роста;
- не бывает безвыходных ситуаций – нас не всегда устраивает видимый выход.
Это лишь малая часть тех установок, с которыми я живу. На самом деле их, наверное, тысячи. Какие-то из них относятся к осознанным, а какие-то – к бессознательным. С частью деструктивных бессознательных установок я уже разобралась. Как? В психологии это называют когнитивно-поведенческой психотерапией.
Сначала вы выявляете все проблемные ситуации, потом составляете новый алгоритм действий в рамках этих ситуаций и приступаете к практике. Вы несколько раз (как правило, много раз) повторяете одно и то же.
Сначала это дается с трудом, но с каждым разом все легче. Спустя время ваш мозг перестроится, вы обзаведетесь новым паттерном поведения. Уже эта программа станет для вас привычной. С помощью этого приема можно бороться с любыми нежелательными психическими состояниями, например, с фобиями, комплексами, страхами и другими расстройствами. В общем, вы меняете свой образ мышления с минуса на плюс, у вас появляется дополнительная энергия для новых успехов.
Заключение
Психологические установки личности могут иметь положительный или отрицательный заряд, быть опасными и вредными для человека или полезными. Не со всякими установками нужно бороться, в самом автоматизме как таковом нет ничего плохого. Однако если вы понимаете, что какие-то привычные модели поведения и мышления мешают вам жить, работать, развиваться, выстраивать отношения с социумом, то с этим нужно бороться. Как? Заменять деструктивные установки конструктивными.
Источник: lifemotivation.online