Работа политического аналитика и прогнозиста требует весьма тщательной и основательной подготовки. Такая подготовка осуществляется в соответствии с определенной научной процедурой — разработкой программы и рабочего плана исследования.
Положения программы исследования отвечают на три основных вопроса:
• Что подлежит изучению? (Какая проблема находится в центре внимания исследователя?)
• Чего следует добиваться? (Какие цели преследовать, каковы основные и промежуточные ожидаемые результаты?)
• Как достичь поставленных целей? (Какова стратегия исследования, через призму какой теории мы ее рассматриваем, какими методами воспользоваться и в какой последовательности, какими источниками информации оперировать?)
Таким образом, программа исследования представляет собой концептуальную (теоретико-методологическую) и методическую основу всей дальнейшей работы, от продуманности программы напрямую зависит успех исследования.
Рабочий план исследования отвечает на вопрос: каким конкретно образом реализовать программу исследования в рамках имеющихся у исследователя возможностей? Рабочий план соотносит поставленные цели и задачи исследования с имеющимися временными, финансовыми, кадровыми и иными ресурсами, оформляет последовательность операций в четкий план-график работы. Если программа является методологической и методической основой исследования, то рабочий план — ее организационная основа.
Политическая грамотность за 17 минут | Бородатая политология
Программа исследования в соответствии со своими функциями включает два основных раздела:
методологический и методический (процедурный). Основными положениями методологической части являются:
• формулировка проблемы, объекта и предмета исследования;
• постановка цели и задач исследования;
• определение парадигмального подхода и выбор теории;
• операционализация понятий и конструирование переменных;
• формулирование гипотез исследования.
Методическая часть включает:
• определение методов сбора данных и характеристик информационного обеспечения;
• определение методов анализа данных и последователъности их применения.
Указанные позиции можно рассматривать также как этапы составления программы исследования, но с определенной оговоркой. На практике процесс формирования программы итеративен, как и политический анализ в целом; он не движется линейно, предполагая возвращение к ранее пройденным этапам. Так, определение концептуального подхода к проблеме может повлечь корректировку цели исследования, формулирование гипотез — уточнение операционализации понятий и т.д. Некоторые этапы работы, например определение парадигмы и теории, конструирование переменных и формулирование гипотез, в реальности идут почти параллельно.
Источник: textbooks.studio
Политический анализ: сущность, структура и методы
Что такое политический анализ. Лекция Елены Галкиной
Все события в политической сфере связаны и имеют определенные причины. Они связаны с социальными, экономическими и прочими факторами. Чтобы сделать прогноз в политической сфере, требуется провести правильный анализ. Он имеет определенную структуру, предполагает применение специальных методик. Как проводится политический анализ, будет рассмотрено далее.
Общее определение
Политический анализ представляет собой симбиоз разных методик, которые позволяют исследовать определенные политические события. На основе проведенного исследования получается предположить, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Если сделать правильные предположения о будущей политической ситуации, можно принимать правильные решения, которые будут отличаться высокой компетенцией.
Политический анализ в России и иных странах рассматривается с двух разных точек зрения. Первый подход предполагает, что это разновидность обычного логического исследования. Оно применяется для анализа политических проблем фундаментального типа.
Во втором подходе признается двойственность представленного исследования. В результате выделяется теоретический и прикладной анализ. В результате подобной деятельности дается заключение.
Задачей анализа политической среды является выбор стратегии, которая будет основана на определенных, обоснованных критериях и целях. Он позволяет выделить наиболее перспективные направления, которые в будущем позволят улучшить социальные условия.
Субъектами представленной аналитической деятельности являются:
- подразделения структур власти, в сферу компетенции которых входит проведение политических исследований;
- аналитические центры, разрабатывающие новые методики и испытывающие их в реальных политических условиях;
- частные центры исследований, которые обслуживают потребности одного или нескольких заказчиков;
- СМИ, которые способны обработать соответствующим образом поступающую к ним информацию.
Направления исследования
Процесс политического анализа проводится сразу в 5 критических направлениях:
- Особенности существующих стратегических проблем.
- Результат после пройденного в прошлом и нынешнего направления в политической сфере.
- Определение степени влияния этих результатов на возможность решения существующих проблем.
- Новые или имеющиеся альтернативы в долгосрочной перспективе, их вероятные последствия.
- Выбор стратегических альтернатив, которые помогут решить проблему.
Методики
Существуют разные методы политического анализа. Основными из них являются:
- Метод проблемного структурирования. Существующие предложения в этом случае подвергаются сомнениям. Так получается формировать политические решения еще на начальном этапе принятия решений.
- Предсказание. Это методы политического анализа, который обеспечивает знание, уместное в сложившейся ситуации, о предстоящих событиях. Такие условия могут сложиться в области экономики, социума или непосредственно в политике. Они с большой долей вероятности произойдут в случае принятия одной из альтернатив планирования.
- Рекомендации. Этот подход обеспечивает аналитика знанием, которое можно непосредственно применить в ходе принятия стратегического решения.
- Мониторинг. Этот подход позволяет получить сведения о политических курсах и тенденциях. На основе проведенного мониторинга внешних и внутренних условий аналитик может выбрать оптимальное направление для последующих действий.
- Оценка. Метод позволяет получить информацию о степени достижения поставленных целей разных политических курсов. Это позволяет оценить качество принятых решений.
- Обоснованные суждения очевидцев. Суждения одних наблюдателей подтверждаются суждениями других субъектов. Поэтому такую методику называют еще сравнительным политическим анализом.
- Контент-анализ. Позволяет исследовать и сделать выводы об особенностях и характеристиках текстов в документах политического типа.
Этапы анализа
Итак, структура политического анализа включает в себя несколько обязательных стадий. На предварительном этапе исследования проводится мета-анализ склада ума исполнителя. Он может быть линейным или нелинейным. Аналитики со складом ума первого типа могут разрешить проблему, продвигаясь последовательно в ходе изучения проблемы. Они выполняют шаг за шагом логические задачи, что позволяет достигнуть цели.
Аналитики с нелинейным складом ума переходят от одной стадии анализа к другой в хаотичном порядке. Они могут продвигаться одновременно в двух направлениях. Разные части проблемы становятся все более ясными для них. Полученная информация занимает свое место в схеме исследования. Выбор подхода зависит исключительно от предпочтений аналитика.
На первом этапе проводится идентификация существующей проблемы. Для этого проводится сбор информации. На ее основе анализируется проблема. Сбор данных проводится при использовании одной из двух методик. Первая предполагает проведение документальных исследований, а вторая – полевых.
Это позволяет исследовать проблему с разных сторон. В ходе документальных исследований проводится изучение соответствующей литературы, статей в журналах научного и профессионального типа, книгах, диссертациях и т. д.
Полевые исследования предполагают проведение опросов, исследование неопубликованных докладов, прочих документов.
В ходе политического анализа проводится поэтапное продвижение к цели. После определения проблемы наступает следующая стадия. На втором этапе анализируются пути ее решения. Для этого выбираются критерии оценки, проводится спецификация альтернативных политических курсов. Также нужно выполнить предсказание последствий каждой альтернативы.
При помощи выбранных критериев оцениваются перспективы каждого из возможных направлений.
На третьем этапе вырабатываются рекомендации о последующих действиях. Их доводят до пользователей анализа в соответствующем виде. Информация должна быть понятной, чтобы все лица, задействованные в ходе выполнения выбранной альтернативы, могли выполнить возложенные на них обязанности.
Научный инструментарий
Социально-политический анализ позволяет решать многие проблемы общества. Он применяет для этого специальный инструментарий:
- Системность. Подход должен быть систематизированным, чтобы отследить объекты в их совокупности. Между ними нужно выявлять связи и взаимодействия.
- Исследование функциональной структуры. Группы объектов имеют соответствующие связи, они взаимодействуют внутри системы по определенным законам.
- Сравнительный анализ. Позволяет выявить аналоги, сопоставить некоторые явления, найти противоречия. Объекты, которые подпадают в область его компетенции, имеют определенные различия. Явления и события отслеживают в динамике.
- Статистический и математический подход. Позволяют представить сложившуюся обстановку в виде диаграмм, схем и графиков. С их помощью строят модели и представляют общественно-политические явления.
Философские признаки
Основы политического анализа строятся на двух основных философских принципах. Они фактически на них базируются, а также осуществляются на практике.
Эти принципы нужно применять в ходе анализа:
- Все политические явления взаимосвязаны. Это главное утверждение, которое влияет на результаты исследования. Такие связи могут определяться в краткосрочном периоде или в долгосрочной перспективе. Нужно определить, существенны ли они, если нет, такие связи отметают, не используют в ходе анализа. Все важные аспекты оценивают с позиции, имеют ли они прямое или косвенное влияние на ситуацию. Исследовать нужно как случайные, так и обоснованные события, внутренние и внешние связи.
- Развитие происходит постоянно. Этот принцип еще называют историзмом. Все явления, в том числе и политические, развиваются постоянно. Этот принцип еще называют системностью. Циклы развиваются по спирали. За спадом следует подъем.
Виды анализа
Выполняя политический анализ для общества или отдельной его категории, применяют разные его формы. Выбор зависит от целей исследования. Самыми распространенными являются следующие виды анализа:
- диахронный;
- данных;
- дисперсионный;
- документов;
- кластерный;
- когорты;
- контекстуальный;
- корреляционный;
- многомерный;
- многофакторный;
- синхронный;
- системный;
- структурный.
Анализ данных представляет собой эмпирический подход к исследованию политических явлений. Проводится для получения первичной информации, а также для раскрытия некоторых связей между событиями и анализируемыми данными.
Среди подходов к политическому анализу следует рассмотреть диахронный тип исследования. Он рассматривает события, процессы в их временном диапазоне. Это позволяет определить генезис исследуемых объектов с обозначением определенной хронологии событий.
Дисперсионный анализ предложил Р. Фишер. Он позволяет отследить расхождения, которые случаются систематически между последствиями изменений в политической сфере, которые происходят при определенных обстоятельствах.
Исследование документации является одним из самых распространенных в политической сфере. Он предоставляет наиболее точную и полную информацию, которую обрабатывает аналитик.
Кластерный анализ является методом, который предполагает выполнить группировку данных о явлениях и событиях, объединяя однородные объекты по определенным классам. Это позволяет составить представление об общей картине, сложив однородные элементы в единую систему.
Другие подходы
Анализ политической системы можно выполнить при помощи исследования когорты. Это отдельные группы социума. Их исследуют для фиксации и определения отличительных черт, политических действий, поведения в определенных обстоятельствах. На основе результатов этого анализа принимают долгосрочные решения.
Контекстуальный анализ применяется при возникновении потребности оценить характерные признаки какого-то явления в политической сфере. Также проводится сравнение в контексте с другими политическими объектами.
Компоненты
Политический анализ имеет три основных компонента. Ради них и проводится исследование. К ним относятся:
- Исследование реально сложившейся ситуации в политике.
- Прогноз дальнейшего развития этой ситуации.
- Принятие решений на основе проведенного анализа.
Прогнозирование в области политических отношений является важным аспектом принятия решений и контроля в отдаленной перспективе. Для этого проводится комплексный анализ, который позволяет отследить набор вариантов достижения поставленных целей. В практической политической деятельности ставятся конкретные задачи. Для этого делают политический прогноз, который касается вероятности развития тех или иных событий, а также их конечного результата.
В целом прогнозирование является научно обоснованным расчетом вероятности. Оно проводится с целью выявления перспектив, возможных состояний и последствий принятия тех или иных решений. Это поиск путей развития и тенденций в аспекте конкретного явления. Прогнозирование позволяет рассмотреть все альтернативы, выбрать из них наиболее подходящее направление.
В ходе выполнения такой работы определяется не только перспектива развития, но и сроки выполнения поставленных задач. Прогноз и предсказание являются неидентичными явлениями. Они имеют разные подходы к обозначению будущих событий. Прогнозирование базируется на исследовании большого количества переменных. Также эта процедура отличается от планирования.
Прогноз в политической сфере
Особенности прогнозирования в области политики базируются на опережающем отражении объекта исследования в ходе научного познания. Также эта процедура отражает перспективы развития конкретного явления. Такие суждения являются обоснованными, подкрепленными знаниями закономерностей их развития.
В ходе прогноза проводится моделирование ситуации при помощи создания мысленного образа объекта исследования. Таковым могут быть социум, экономика, наука, техника и прочее.
При разработке прогноза осуществляется два основных действия. Они относятся к проблемно-целевому критерию:
- Прогноз поисковый. Позволяет определить возможные состояния объекта анализа в будущем. Это проекция современных событий в отдаленной перспективе, их логичное завершение и последствия.
- Прогноз нормативный. Проводится с целью поиска направлений, возможностей, а также ресурсов для достижения конкретно обозначенных целей.
Прогнозирование в области политики может иметь разные перспективные горизонты. Рамки подобного обозрения определяют исходя из целей исследования. Прогнозирование может быть выполнено на ближайшую, среднюю и дальнюю перспективу.
Источник: fb.ru
Программа прикладного социально-политического исследования: понятие, структура, особенности методики и этапов.
Программа политологического исследования — это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.
Программа политологического исследования – один из важнейших документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социально-политического объекта. Программа представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. Программа политологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы политологического исследования позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.
Методическая функция программы исследования позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория — факты — теория.
Организационную функцию обеспечивает разработка четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.
Программа политологического исследования как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы политологического исследования логически связаны, подчинены общему замыслу научного поиска. Принцип строгой поэтапности проведения исследования выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы политологического исследования.
Программа политологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной.
Программа исследования в соответствии со своими функциями включает два основных раздела: методологический и методический (процедурный). Основными положениями методологической части являются:
1. формулировка проблемы, объекта и предмета исследования;
2. постановка цели и задач исследования;
3. определение парадигмального подхода и выбор теории;
4. операционализация понятий и конструирование переменных;
5. формулирование гипотез исследования.
Методическая часть включает:
1. определение методов сбора данных и характеристик информационного обеспечения;
2. определение методов анализа данных и последовательности их применения.
Проблема исследования — это несоответствие, противоречие между желаемым и действительным. Процесс осмысления и формулировки проблемы неотделим от определения объекта и предмета исследования: проблема, становится подлежащей решению только в том случае, когда она распознана в каком-то определенном политическом явлении или процессе.
Объект исследования — это то, на что направлен процесс познания. В таком качестве могут выступать политические институты, социальные группы, политические элиты и т.д.
Под предметом исследования понимаются те признаки и свойства объекта, в которых исследователь заинтересован в наибольшей степени, которые он изучает непосредственно.
Из определения проблемы, объекта и предмета исследования должны логически вытекать его цель и задачи. Цель — это планируемый, ожидаемый результат, на достижение которого направлена познавательная деятельность в рамках предпринимаемого исследования. В случае теоретического исследования формулировка цели содержит тот уровень знаний, ту степень преодоления неопределенности, которой необходимо достичь по итогам работы. В случае прикладного исследования целью является определение путей решения конкретной политической проблемы.
Задачи — это те промежуточные результаты исследовательской работы, которые необходимо получить для достижения общей цели исследования. Они всегда более конкретны по сравнению с целью и подчинены ей. В сложных, комплексных исследовательских проектах цель и задачи образуют многоуровневую иерархическую конструкцию. При множественности задач могут потребоваться специальные методы упорядочения отношений между ними, в том числе формализованные. В частности, в планировании существует специальная методика построения «дерева целей», позволяющая описать совокупность отдельных задач и уровней задач на языке математики и формальной логики.
Гипотеза — это утверждение о связях между переменными, отражающими свойства изучаемого объекта. В большинстве случаев (но не всегда) речь идет о влиянии одной или нескольких независимых переменных на зависимую переменную. Независимая переменная является объясняющей по отношению к зависимой (объясняемой) переменной.
В политическом анализе, как и в общественных науках в целом, независимая переменная и даже целый комплекс независимых переменных объясняют лишь определенную долю вариации зависимой переменной. Соответственно, гипотезы являются утверждениями о неких закономерностях или тенденциях, а не об абсолютных законах. Так, гипотеза о прямой связи между переменными «принадлежность к сельскому населению» (независимая) и «голосование за партии с консервативной идеологией» (зависимая) не утверждает, что каждый сельский житель будет голосовать за консервативные партии. В гипотезе содержится утверждение, что принадлежность к сельскому населению увеличивает вероятность такого секторального поведения. Определив характеристики связи между переменными, мы сможем предсказывать — опять же, с определенной вероятностью — значения зависимой переменной по значениям независимой.
Формулировка гипотезы в научных исследованиях должна отвечать ряду требований. Прежде всего гипотеза должна быть проверяемой. Другими словами, должны существовать ясные критерии оценки истинности или ложности научной гипотезы, а также практически реализуемый способ протестировать гипотезу на соответствие этим критериям.
Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второму, методико-процедурной часть программы. Он включает в себя:
1) определение общего плана исследования;
2) построение требуемого планом типа выборки;
3) определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Источник: megalektsii.ru