«Разъяснения о вступлении в силу примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. N 808» (утв. Минпросвещением России)
РАЗЪЯСНЕНИЯ
О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ
КАТЕГОРИЙ И ПОДКАТЕГОРИЙ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПРИКАЗОМ
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ОТ 8 НОЯБРЯ 2021 Г. N 808
1. О статусе Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 и от 12 мая 2015 г. N 486, в связи с изданием приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. N 808.
С 1 сентября 2022 года, в связи с изданием приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2021 г. N 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (далее — приказ N 808), приказы Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» от 26 декабря 2013 г. N 1408 и от 12 мая 2015 г. N 486 (далее — соответственно приказ N 1408, приказ N 486) утрачивают силу.
Профессиональная подготовка водителей транспортных средств категории «В»
2. В чем отличие новых Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий от действующих в настоящее время.
В связи с изменившейся нормативной правовой базой приказом N 808 были актуализированы 49 ранее действовавших Примерных программ, а также утверждены девять новых Примерных программ переподготовки водителей транспортных средств: с категории «Tb» на категорию «B»; с категории «Tb» на категорию «C»; с категории «Tb» на категорию «D»; с категории «Tb» на подкатегорию «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа); с категории «Tb» на подкатегорию «C1»; с категории «Tb» на подкатегорию «D1»; с категории «A» на категорию «B»; с подкатегории «A1» на категорию «B»; с категории «M» на категорию «B».
В Примерные программы, утвержденные приказом N 808, при сохранении действующего правового регулирования включены положения, закрепляющие необходимость изучения автоматизированных систем вождения и особенностей управления транспортным средством с высокой степенью автоматизации.
В Перечень нормативных-правовых актов, в соответствии с которыми разрабатывались новые Примерные программы, вошли профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанными в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 282.
Автошкола в Симферополе. Инструктор — стальные нервы
Примерными программами установлено, что последовательность изучения разделов и тем учебных предметов определяется образовательной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «B», разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и согласованной с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно подпункту «в» пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490.
В Примерных программах, утвержденных приказом N 808, учтены положения, предусматривающие проведение практического экзамена только в условиях реальной дорожной обстановки, в связи со вступлением в силу с 1 апреля 2021 года изменений, внесенных в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097.
При этом не изменились условия реализации Примерных программ, в том числе организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования.
3. О вступлении в силу новых Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
Приказ N 808 вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
К указанному сроку организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей транспортных средств, к которым относятся автошколы, следует актуализировать свои образовательные программы в соответствии с Примерными программами, утвержденными приказом N 808.
4. Каким образом будут завершать обучение в автошколе обучающиеся, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа N 808, Департамент сообщает.
Лица, которые начали обучение до момента вступления в действие приказа N 808, завершают обучение по программам, разработанным в соответствии с приказами N 1408 и N 486.
С момента вступления в силу приказа N 808 профессиональное обучение водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий должно осуществляться в соответствии с Примерными программами, утвержденными указанным приказом.
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Источник: rulaws.ru
Программа профессиональной подготовки «Водитель транспортных средств категории «В» (для лиц, не достигших 18 лет)
Программа профессиональной подготовки «Водитель транспортных средств категории «В» (для лиц, не достигших 18 лет)
Методические и иные документы, разработанные ОО для обеспечения образовательного процесса
Раскрытие информации об образовательной организации в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 № 831 «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации».

Министерство образования и науки РФ

Министерство просвещения РФ
Источник: www.chuvsu.ru
Новые программы переподготовки водителей с 1 сентября 2022 года

С 1 сентября 2022 года начинает действовать новый приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».
Данный документ содержит примерные программы обучения на различные категории ТС и в первую очередь предназначен для автошкол. Примерные программы дают автошколам представление о том, чему именно нужно учить водителей тех или иных категорий. И именно на основании этих примерных программ автошколы составляют собственные программы обучения.
Сразу же хочу заметить, что объем документа огромен — более 2000 тысяч листов формата А4. Поэтому в рамках данной статьи мы рассмотрим только некоторые нововведения, которые привлекают наибольшее внимание. Если же Вы работаете в автошколе, то рекомендую более подробно изучить те программы, на которые обучает Ваша автошкола. И, в случае необходимости, привести собственные программы в соответствие новому Приказу Минпросвещения.
Информация о нормативном документе
2022.08.04 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 №808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 10 марта 2022 года.
Документ вступает в силу 1 сентября 2022 года.
Введение новых программ переподготовки
Если рассмотреть приказ Министерства просвещения в целом, то можно легко заметить, что этот документ содержит множество приложений. Причем каждое приложение посвящено программе подготовки или переподготовки на отдельную категорию.
Программы подготовки предусматривают, что водитель обучается на выбранную категорию «с нуля».
Программы переподготовки предназначены для тех водителей, которые уже имеют иные категории прав.
До 1 сентября 2022 года используются следующие программы переподготовки (всего 30 штук):
| B — C | B — C1 | B — D | B — D1 | C — B |
| C — D | C — D1 | D — B | D — C | D — C1 |
| M — A | M — A1 | A — B1 | A1 — A | A1 — B1 |
| B — B1 | B1 — A | B1 — A1 | C — B1 | C1 — B |
| C1 — B1 | D — B1 | D1 — B1 | C1 — C | C1 — D |
| C1 — D1 | D1 — B | D1 — C | D1 — C1 | D1 — D |
С 1 сентября 2022 года к ним будут добавлены следующие программы (9 штук):
| Tb — B | Tb — C | Tb — D |
| Tb — B1 | Tb — C1 | Tb — D1 |
| A — B | A1 — B | M — B |
Если говорить коротко, то с 1 сентября 2022 года по упрощенной схеме можно будет пройти обучение:
- Водителям троллейбусов (Tb) на категории B, C, D и подкатегории B1, C1, D1.
- Водителям двухколесного транспорта (мотоциклов (A), легких мотоциклов (А1), мопедов (М) ) на легковые автомобили (B).
Чем отличаются новые программы переподготовки?
Итак, предположим водитель имеет категорию А (мотоциклы) и хочет открыть категорию В (легковые автомобили). До 1 сентября 2022 года водителю требовалось пройти полное обучение на категорию В, т.к. программы переподготовки не существовало. С 1 сентября 2022 года появилась программа перподготовки А — В, то есть обучение можно пройти по упрощенной схеме.
На практике это приведет к тому, что курс переобучения станет короче:
- абсолютно во всех программах переподготовки исключены все предметы базового цикла (основы законодательства в сфере дорожного движения, психофизиологические основы деятельности водителя, основы управления транспортными средствами, первая помощь при дорожно-транспортном происшествии). Только это позволило сократить курс теории на 58 часов, а курс практики — на 26 часов;
- для программ переподготовки Tb — B1, Tb — C1, Tb — D1 также сократили и другие дисциплины (основы управления транспортными средствами, организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом, вождение транспортных средств) на разное количество часов.
Таким образом, переподготовка на перечисленные выше категории должна стать короче, так что кандидат в водители сэкономит собственное время. Дополнительно это может привести к тому, что обучение станет дешевле, ведь затрат на него будет меньше. Хотя тут уж все зависит от автошкол. Возможно, срок обучения уменьшится, а цена меньше не станет.
В заключение хочу еще раз напомнить, что если Вы работаете в автошколе, то имеет смысл проверить имеющиеся программы подготовки водителей на соответствие новому приказу.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 5 августа 2022
Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Источник: pddmaster.ru
План категории В: стандарты для автошкол меняют впервые за 60 лет

Программу для обучения потенциальных водителей на категорию В в России могут изменить впервые с 1960-х годов. Новый проект разработали представители Союза автошкол России и члены экспертного центра «Движение без опасности». 1 декабря его планируют представить в Минпросвещения.
В новой программе теоретический блок разбит на модули, причем появляется и совсем новый модуль, состоящий из видеотестов, отрабатывающих порядок действий при возникновении аварийной ситуации. При всем этом часы теории сокращаются. Однако добавляется самостоятельное обучение, например с помощью онлайн-пособий. Помимо итогового внутреннего экзамена будут и промежуточные — после каждой темы, причем в случае неуспеха за дополнительные занятия и пересдачу надо будет доплачивать. В том, как новая программа повлияет на качество подготовки водителей, разбирались «Известия».
Разложили по модулям
В России разработали новую программу обучения в автошколах для тех, кто претендует на получение права управления транспортными средствами категории В (в основном это легковые автомобили). За основу взят модульный принцип обучения, то есть теоретические занятия поделены на тематические блоки: «Правила дорожного движения», «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Психофизиологические основы деятельности водителя», «Культура вождения и этика водителей» и «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории В как объектов управления». Об этом «Известиям» сообщили разработчики проекта — экспертный центр «Движение без опасности» и Союз автошкол России.

Фото: РИА Новости/Петр Чернов

Право руля: как устроен «народный каршеринг»
В двух столицах начал работу сервис, позволяющий сдавать личный автомобиль в аренду
В настоящее время в автошколах будущим водителям предлагается общий блок теоретических занятий. Также есть практическая часть обучения.
— Новая программа выполнена в соответствии с рекомендациями Минпросвещения и Минобразования, и поэтому она имеет унифицированную, типовую структуру, — подчеркнула завкафедрой «Организация и безопасность движения» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, участник комиссии по вопросам безопасности дорожного движения при правительстве Пензенской области Ирина Ильина. Авторы нового проекта внимательно изучали мировые тенденции и адаптировали их под условия России.
Такой подход улучшает контроль за усвояемостью материала будущими водителями, потому что после каждого модуля ученики должны будут сдавать экзамен. Если они его провалили, то им выделяются дополнительные часы, а дальше последует пересдача. Правда, за это дополнительное обучение придется доплачивать. Раньше дополнительно платить приходилось только за добавленные уроки, относящиеся к практической части (если ученик что-то не освоил из вождения).

Трудности перехода: что ожидает автомобилистов в ближайшие месяцы
Меняются правила экзаменов на права и порядок оформления сделок онлайн
— Стоит понимать, что обучение в автошколах — за деньги, и преподаватели не будут бесплатно проводить занятия, — пояснил «Известиям» методист рабочей группы по созданию новой программы, эксперт группы учебно-методического обеспечения департамента профессионального обучения ДОСААФ России Андрей Степанов. — Поэтому в случае неудачи на экзамене ученики должны будут отдельно оплачивать добавочные часы, включающие в себя и пересдачу.
Видеороликами против аварийности
В беседе с «Известиями» председатель правления Союза автошкол Москвы и Союза автошкол России Александр Ачкасов рассказал о том, что его специалисты также предлагают ввести в обучение инновацию — специальные тесты на «умение читать дорогу». — Это серия коротких видеороликов, примерно по 30 секунд. На них представлены основные ситуации, с которыми может столкнуться водитель транспортного средства. Их надо будет ежедневно просматривать под контролем преподавателя и запоминать, как действовать в том или ином случае, — сказал эксперт. Он отметил, что подобный подход поможет хорошо усвоить будущему водителю порядок действий при возникновении аварийной ситуации на дороге.
Источник: iz.ru