Десятилетиями в нашей стране существовала система профессионального образования, включавшая в себя три уровня:
- Начальное профессиональное образование (училища и профессиональные лицеи)
- Среднее профессиональное образование (техникумы и колледжи)
- Высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии)
Все было просто и понятно. Выбираешь желаемый уровень образования и подаешь документы в соответствующее учебное заведение.
Вступивший в силу в 2013 году закон Федеральный закон «Об образовании» исключил такой уровень как начальное профессиональное образование. Уровня НПО не стало. Училища были преобразованы в техникумы.
Возникла путаница. Обращаясь в техникум или колледж люди не всегда понимают, образование какого уровня им предлагают там получить.
Сейчас в колледжах и техникумах можно получить образование двух уровней:
- Квалифицированный рабочий. Студент, обучающийся на этом уровне, получает профессию. Это как раз тот уровень образования, которое ранее давали в училищах. Рабочее профессия и ничего более. Занимать даже незначительные руководящие должности с таким образованием не получится.
- Специалист среднего звена. Закончив техникум или колледж, такой студент получит специальность. Этот тот уровень образования, которое раньше называли средне-специальным или техникумовским.
Простой совет
Когда вы подаете документы в колледж или техникум и при этом сомневаетесь того ли уровня образования вам предлагают программу обучения, просто спросите:
Видеосюжет на канале Россия 1: обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров
А это профессия или специальность?
Если получите ответ, что это профессия, значит это уровень училища. Если это специальность, то это более высокий уровень образования, что предпочтительнее.
Остались вопросы? Задавайте в комментариях.
Институт законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве Российской Федерации
Экспертно-аналитическое сопровождение правового обеспечения модернизации общего и профессионального образования, управления качеством и доступностью образовательных услуг в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Согласие арендатора на разделение земельного участка образец
Вопросы и ответы
Вопрос: Поясните, пожалуйста, отличия среднего профессионального образования, которое направлено на подготовку рабочих и служащих на базе имеющегося образования не ниже основного общего или среднего общего образования, от профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. (Светлана Иванова)
Согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование – это начальный уровень профессионального образования, имеющий целью подготовку 1) квалифицированных рабочих и служащих 2) специалистов среднего звена. Для этого предусмотрены (ст. 12) два вида образовательных программ среднего профессионального образования –1) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;2) программы подготовки специалистов среднего звена.
Образовательная программа подготовки специалистов среднего звена как предмет анализа
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение предполагает приобретение необходимой компетенции, но не сопровождается изменением уровня образования.
Программы профессионального обучения разрабатываются на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов). В настоящее время приказами Минтруда России утверждено более 180 профессиональных стандартов.
Согласно ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лица, осваивающие программы среднего профессионального образования, являются студентами, а лица, осваивающие программы профессионального обучения – слушатели.
Разница в правовом статусе среднего профессионального образования и профессионального обучения проявляется также в том, что согласно ст. 60
получение среднего профессионального образования подтверждается документом об образовании — дипломом о среднем профессиональном образовании, в то время как по итогам освоения программ профессионального обучения выдается документ о квалификации, который подтверждаетприсвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Тем самым профессиональное обучение по своим юридическим характеристикам ближе к дополнительному профессиональному образованию, поскольку не сопровождается изменением уровня образования.Более того, профессиональное обучение осуществляется по следующим программам: 1) программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, 2) программы переподготовки рабочих, служащих, 3) программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Профессиональное обучение может осуществляться лишь по тем профессиям рабочих и должностей служащих, которые указаны в приказеМинобрнауки России от 02.07.2013 N 513″Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
Таким образом, среднее профессиональное образование – это уровень профессионального образования, а профессиональное обучение – самостоятельный вид образования, не относящийся ни к профессиональному образованию, ни к дополнительному образованию.
Сколько лет хранится акт о профессиональном заболевании
В чем различие начального профессионального образования от среднего профессионального образования?
Начальное профессиональное образование готовит специалистов рабочих профессий: токарей сварщиков литейщиков и прочее. Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена: фельдшеров, бухгалтеров, электронщиков, программистов, инженеров некоторых узких профессий и прочее.
По сути, сейчас никакой разницы нет. Все дело в личных качествах человека — можно и начальное профобразование получить так, что станешь высококлассным специалистом. Однако формально разница все-таки есть — существует перечень должностей, для занятия которых наличие документа именно о среднем профобразовании обязательно, начального недостаточно. Вообще раньше считалось. что начальное профобразование готовит специалистов узкого профиля (должности по смежным профессиям занимать недопустимо) и низкой квалификации — недопустимо с таким образованием занимать руководящие должности, даже низшего звена, да и присвоение высоких разрядов мастерства могло вызвать трудности. Но сейчас все это стало на большинстве предприятий лишь пустыми формальностями, в большинстве случаев, если кому-то напоминают о его низкой квалификации исключительно из-за образования, это придирки ради придирок.
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
Статья 22. Начальное профессиональное образование
- Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
- Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
Статья 23. Среднее профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования.
- Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
- Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
- Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Источник: lawsexp.com
Разница между специалистом среднего звена и квалифицированным рабочим
Раньше система обучения профессиям в России была понятной. Существовало несколько уровней квалификации. Человек мог сам выбрать специальность, на которую в дальнейшем подавать документы. В 2013 году была проведена реформа, вследствие которой был упразднен один из уровней системы учебных заведений. Как альтернатива, было предложено два варианта: профессия и специализация.
В чем же заключаются отличия между квалифицированным рабочим и специалистом среднего звена?
Кто такой специалист среднего звена?
До реформы выделялось несколько видов обучения:
- Начальное образование. Сюда входили профессиональные училища и лицеи.
- Среднее обучение. К этой категории относились колледжи и техникумы.
- Высшее образование – университеты и институты.
После реформы были упразднены учебные заведения, относящиеся к первому типу, и переименовались в колледжи и техникумы, в которых появилось две категории: квалифицированный рабочий и специалист среднего звена.
Последний – это человек, который получил специальность с правом занимать управленческие должности. По рангу находится выше квалифицированного рабочего. Среднее профессиональное образование человек может получить в колледже и техникумах, которые могут как принадлежать к ВУЗу, так и быть самостоятельными единицами. Между колледжами и техникумами есть различия, которые прописываются в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования:
- Техникум занимается обучением специалистов среднего звена базовой подготовки.
- Колледж готовит специалистов углубленной подготовки.
Общее время обучения обычно составляет 3 года, но для некоторых специальностей срок может отклоняться как в меньшую (2 года), так и большую (4 года) сторону.
Среднее профессиональное образование могут оказывать:
- Государственные учреждения.
- Частные учреждения.
- Автономные НКО.
Чтобы поступить в одно из них, необходимо получить базовое общее образование (то есть, хотя бы закончить 9 классов школы) или закончить школу полностью. На данный момент большая часть учащихся уже получили неполное среднее образование, поскольку все остальные хотят поступить в ВУЗ.
Список специальностей, которые можно получить, закреплен соответствующим приказом Минобрнауки России.
Среднее профессиональное обучение ставит своей задачей подготовку специалистов в разных областях: медицине, педагогике, юриспруденции. Впервые оно появилось еще в СССР (но, как утверждалось ранее, в особой форме) приказом наркома Луначарского. Он создал техникумы, которые задумывались в качестве промежуточного звена между школой и институтом.
В 1920-х годах техникумы использовались для получения профессий с целью дальнейшей работы на заводах, фабриках и в сельском хозяйстве. В 1930-х годах началась индустриализация, что привело к росту спроса на обучение специальностям. Поэтому во всех уголках Советского Союза начали массово появляться техникумы.
После получения степени специалиста человек может стать младшим управленцем: бригадиром, техником, мастером участков).
На время обучения специальности студент имеет право получать стипендию, бесплатное питание, а также проходить оплачиваемую практику на месте, где они могут в дальнейшем работать (при условии высокой компетентности).
Определение понятия «квалифицированный рабочий»
Квалифицированный рабочий – это человек, который получил навык в определенной отрасли посредством обучения через специализированные учреждения. Для него обязательно иметь большой опыт работы и быть образованным. Но в определении этого понятия наблюдается большая путаница, вызванная тем, что одни относят сюда и людей, получивших вышку в некоторых областях (например, психология, социальная работа, программирование), так и представителей классических рабочих специальностей (маляр-штукатур и прочие).
В эту категорию относится огромное количество профессионалов: технический персонал скорой помощи, технолог ультразвука, повара, фотографы, модели и другие. Некоторые считают, что для становления квалифицированным рабочим вовсе необязательно вообще заканчивать техникум или колледж, поскольку существует огромное количество курсов, которые обучают значительно лучше. И с этим тяжело не согласиться. В последнее время наблюдается тенденция постепенного вытеснения формального образования неформальным.
От какого понятия точно нужно дифференцировать квалифицированного рабочего – так это от чернорабочего. Последний не имеет вообще никаких навыков, и может выполнять только простые задания типа «подай-принеси». Чернорабочие зарабатывают мало, поскольку их навыки не являются уникальными.
Что общего между ними?
Основная общая черта между этими типами профессий – это то, что они не являются самыми престижными. Но это не означает, что на них невозможно заработать. Нередко представители квалифицированных профессий или специалисты зарабатывают больше людей с высшим образованием. Особенно сейчас, когда рынок перенасыщен людьми с дипломами, а рабочих рук не хватает.
Чем они отличаются?
Основные отличия следующие:
- Квалифицированные рабочие не могут занимать руководящих должностей.
- Те, кто получают степень специалистов, называются студентами, а не учащимися.
- Квалифицированные рабочие предназначены для выполнения конкретных задач, в которых нет креативности.
- Специалист среднего звена выполняет более сложные задачи, которые нельзя сразу и непосредственно алгоритмизировать.
Выбирать нужно душой, а не степенью престижности. Главное – любить свое дело, а заработать можно на всем. Важно помнить, что рабочие специальности тоже очень ценятся, и в них можно хорошо зарабатывать. Там главный критерий — мастерство.
Источник: vchemraznica.ru
.
Вы здесь: Главная Образование
Примеры содержимого — Материалы
Программы подготовки специалистов среднего звена
Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Дополнительное образование
- Образовательные стандарты
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Платные образовательные услуги
- Трудоустройство
:: Абитуриенту
- Правила приема
- Список ВУЗов для лиц с ОВЗ
- Электронное заявление
- День открытых дверей 2022-2023
- Неделя труда 2022
- Апрельские встречи 2023
- Электронная подача заявления
- ОБРАЗЦЫ заполнения документов
- Методическая копилка
- Рекомендации от 10 марта 2021 года по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID — 19 ) в профессиональных образовательных учреждениях
- Информация о ходе приёма
- Проходной(средний)балл
- Методические рекомендации прием в ОО из ДНР и ЛНР
:: Студенту
- Социальные программы
- Прохождение практики
- Общежитие
- Трудоустройство
- Расписание занятий
- Расписание
- Заказ справок
:: Родителям
Воспитательная работа
- Телефон доверия
- Воспитательная работа
- Профилактическая работа
- Педагог-психолог
- Социальный педагог
- Спортивный клуб
- Разговоры о важном
- Служба медиации
- Пушкинская карта
Ведущий колледж по ТОП-50
WSR 50+
Профессионалы
Демонстрационный экзамен
Электронное обучение MOODLE
Методический кабинет
- для преподавателей
- для студентов
- Методическая выставка 2022
- Методическая выставка 2021
:: Услуги
- Производственные услуги
- Образовательные услуги
Профстажировки 2,0
Инновационная целевая модель подготовки кадров технического профиля
Олимпиады.Конкурсы
- Преподаватель года
- Мастер года
- Конкурс профессионального мастерства
- Новости (Профессионалитет)
Профилактика
Конференции
- Международная научно-практическая интернет-конференция 2023
- Региональная студенческая научно-практическая конференция 2022
- Международная научно-практическая интернет-конференция 2022
- Региональная студенческая научно-практическая конференция 2021
- Международная научно-практическая интернет-конференция 2021
- Всероссийская научно-практическая интернет-конференция 2020
- Региональная научно-практическая конференция 2020
- Информация
Разное
- Планы отчеты приказы
- Заочное вечернее обучение
- TOP_50_SPO Виртуальная выставка 2019
- Важная информация для студентов (абитуриентов) и их родителей
- Вакансии
- Программы ГИА
- Охрана труда
- Противодействие терроризму
- Библиотека
- Рабочие программы
- Рабочие программы воспитания
- Дистанционное обучение
- Документы
- Памятки.Советы.Инструкции
- Видеоразборы олимпиадных заданий
- Полезные интернет ресурсы
- Расписание дистанционного обучения
- Досуговая деятельность
- Вернуться к обычной версии
- Версия для слабовидящих
- Отключить картинки
- Включить картинки
Программы подготовки специалистов среднего звена
Программы подготовки специалистов среднего звена
Код и наименование образовательной программы | Уровень образо-вания, формы и норматив-ные сроки обуче-ния, срок действия аккре-дитации | Учебный план и календар-ный график с приложением их копий для всех форм обучения (очной, заочной, очно-заочной) | Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин и профес-сиональных модулей (по каждой дисциплине в составе образова-тельной программы) с приложением их копий | Методические и иные документы, разрабо-танные образова-тельной организацией для обеспече-ния образова-тельного процесса | Про-грам-мы ГИА |
23.02.03 ТО и ремонт автомобильного транспорта | среднее проф. (базовая подготовка), очная, 3 года 10 месяцев, 12 мая 2018 | Рабочие программы Рабочие программы 2018 Аннот. | Мет.рек Мет. разраб. отрытых уроков | 2018 | |
46.02.01 Документа-ционное обеспечение и архивоведение (Углубленная подготовка) | среднее проф. (базовая подготовка), очная, 3 года 10 месяцев, 12 мая 2018 | Рабочие программы Аннот. | Мет.рек. | 2018 | |
46.02.01 Документа-ционное обеспечение и архивоведение (Базовая подготовка) | среднее проф. (базовая подготовка), очная, 3 года 10 месяцев, 12 мая 2018 | Рабочие программы Рабочие программы 2018 Аннот. | Мет.рек | 2018 | |
15.02.08 Технология машино-строения | среднее проф. (базовая подготовка), очная, 3 года 10 месяцев, 12 мая 2018 | Рабочие программы Аннот. | Мет.рек (Дуальное обучение) Мет.рек | 2018 | |
22.02.06 Сварочное производство | среднее проф. (базовая подготовка), очная, 3 года 10 месяцев, 12 мая 2018 | Рабочие программы Аннот. | Мет.рек. | 2018 | |
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) | среднее проф. (базовая подготовка), очная, 3 года 10 месяцев, 12 мая 2018 | Рабочие программы Рабочие программы 2018 Аннот. | Мет.рек. | 2018 | |
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства | среднее проф. (базовая подготовка), очная, 2 года 10 месяцев, 12 мая 2018 | Рабочие программы Рабочие программы 2018 Аннот. | Мет.рек. | ||
15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт, промышленного оборудования (по отраслям) | среднее проф. (базовая подготовка), очная, 3 года 10 месяцев, 12 мая 2018 | Рабочие программы Рабочие программы 2018 Аннот. | Мет.рек. | ||
26.02.03 Судовождение | среднее проф. (базовая подготовка), очная, 3 года 10 месяцев, 12 мая 2018 | Рабочие программы Рабочие программы 2018 Аннот. | Мет.рек. |
Источник: stspo.ru